Научная статья на тему 'Фармконсалтинг: рецепт конкурентоспособности на рынке лекарств и медицинской техники'

Фармконсалтинг: рецепт конкурентоспособности на рынке лекарств и медицинской техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМКОНСАЛТИНГ / МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боброва Ирина, Зимин Виктор

В странах с мощной экономикой бизнес-консультирование относится к наиболее развитой сфере деловой активности. Представители российского фармацевтического бизнеса в последнее время активно сотрудничают с компаниями, предлагающими консалтинговые услуги. В рамках специализированной программы Consulting Research компания «ЮНИПРАВЭКС» провела исследование, основной целью которого явилось определение приоритетов на рынке консультационных услуг в области лекарств и медицинской техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фармконсалтинг: рецепт конкурентоспособности на рынке лекарств и медицинской техники»

РШШ1ШМ 2004 июнь

Ирина БОБРОВА, председатель Совета директоров «ЮНИПРАВЭКС», Виктор ЗИМИН, руководитель Consulting Research

ФАРМКОНСАЛТИНГ: РЕЦЕПТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

НА РЫНКЕ ЛЕКАРСТВ И МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ

В странах с мощной экономикой бизнес-консультирование относится к наиболее развитой сфере деловой активности. Представители российского фармацевтического бизнеса в последнее время активно сотрудничают с компаниями, предлагающими консалтинговые услуги. В рамках специализированной программы Consulting Research компания «ЮНИПРАВЭКС» провела исследование, основной целью которого явилось определение приоритетов на рынке консультационных услуг в области лекарств и медицинской техники.

Аналитический мониторинг консалтингового рынка в сфере фармацевтики и медицинской промышленности показал положительную динамику данного сегмента бизнеса. Число фармацевтических организаций, пользующихся услугами бизнес-консультантов (а в это понятие мы включаем полный спектр бизнес-услуг: консалтинг, аудит, оценку ре-крутмент, маркетинг; PR, инжиниринг, IT-консалтинг, коучинг и т.д.), растет год от года. Мониторинг охватил многочисленные специализированные фокус-группы, все федеральные округа и субъекты Российской Федерации. Репрезентативность выборки подтверждена. В опросе приняли участие около тысячи профессиональных консультантов со всей России. Для достижения высокой репрезентативности исследования в общей сложности в него были включены предприятия различной отраслевой принадлежности, разнообразных форм собственности. Исследование проводилось комбинированным способом - путем анкетирования и полуформализованных интервью. В качестве экспертов выступали руководители и собственники предприятий, топ-менеджеры, ведущие специалисты. Аналитическая обработка полученных данных включала в себя систематизацию результатов этого исследования и сравнение их с информацией, полученной в ходе других исследований, федеральных рейтингов, проводимых компанией «ЮНИПРАВЭКС», а также сведений, постоянно обновляющихся в рамках программы Consulting Research.

География консалтинговых компаний, ведущих аудиторских организаций и оценочных фирм, оказывающих бизнес-услуги на рынке лекарств и медицинской техники, представлена на рисунке 1. Почти половина компаний, оказывающих такие виды услуг, сосредоточена в Москве, каждая десятая работает в С.-Петербурге и Уральском федеральном округе.

Среди опрошенных консультантов две трети применяют свои профессиональные навыки, взаимодействуя с фармбизнесом, немногим менее половины имеют стабильных заказчиков среди российских производителей медицинской техники. По видам консульти-

консультант оказывает все виды бизнес-услуг в комплексе. Более половины участников рынка находят клиентов в своем городе, области, крае, республике, федеральном округе, третья часть опрошенных выполняет работы на территории всей России, а каждый двадцатый консультант, аудитор, оценщик, рекрутер имеет среди клиентов представителей СНГ и Зарубежья.

Экспертный опрос выявил ряд базовых критериев при выборе бизнес-партнеров из числа консультантов, аудиторов, оценщиков и др. Большое внимание заказчики обращают на рейтинговый индекс компании, наличие конкурентных преимуществ, опыт работы с фармацевтическими организациями, медицинскими предприятиями, наличие апробированных методик, оптимальное соотношение цены и качества предоставляемых услуг и/или информационных продуктов.

Анализ видов консалтинговых услуг для фармацевтического рынка показал заин-

рования две трети опрошенных проводят консультации по процессу; половина осуществляет экспертное, учебное и кадровое консультирование, а почти каждый второй отдает приоритет консультированию по проекту. Четвертая часть опрошенных применяет свои авторские методики. Каждый пятый

тересованность организаций и предприятий в аутсорсинге, экологическом аудите, качественном подборе и расстановке кадров.

К новому виду консалтинговых услуг относится экологический аудит, получивший развитие в России вследствие нарас-

главная тема: консалтинг для фармбизнеса

таблица 1

Консалтинговые компании, оказывающие услуги на фармрынке

Услуги по развитию фармбизнеса Аудиторские услуги Оценочные услуги Комплексные бизнес-услуги

Москва Группа компаний «Топ-Менеджмент Консалт» «АКГ РСМ Топ-Аудит» «Российская оценка» «2К Аудит - Деловые консультации». Независимая консалтинговая группа

Группа «ИНЭК» «АРНИ» «ИНТЭК Консалтинг» «БалЭН» (Баланс ЛТД/ЭНПИ Консалт)

«Интерком-Аудит» «Критерий Аудит» Центр независимой оценки «Профессиональные Аудиторские Консультации»

«Я.Н.С. Аудит» «РТФ-Аудит» Бюро независимых экспертиз «ИНДЕКС» Центр независимой экспертизы собственности

Корпорация «Галактика» «Руспромаудит» «К.О.М.И.Т.-инвест» «Гориславцев и К°»

«ЭКОПСИ Консалтинг» ЮНИФИН Международный консультативно-правовой центр по налогообложению «Пачоли»

Консалтинговая группа «Что делать Консалт» Оценка и консультации ФБК (РКО

«Про-Инвест Консалтинг» Рыночные оценочные системы «Дженерал Консалтинг Эдженси»

Аудиторско-консультацион-ная фирма «Современные бизнес-технологии» Центр развития промышленных-технологий и безопасности предприятий «САФЕТИ» «ГЕРМА-КОНСАЛТ»

Объединенные «Консультанты ФДП»

Консультационная компания «СПЛАН-Холдинг»

«ШЕРП-Консалт»

BKG

IBS

С.-Петербург «Ленэкспертиза» МКД (PKF) Петербургская оценочная компания «Аверс» группа компаний

«Ленстрой-инвест-менеджмент» Аудиторская фирма «Консалт» ЛАИР

Институт проблем предпринимательства

Аудиторско-экспертная компания «БАЛТ-АУДИТ-ЭКСПЕРТ»

Уральский федеральный округ Аудит-Сервис (Тюмень) «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗ» (Екатеринбург) «АЛиСАН» (Тюмень)

«Сургутаудит» (Сургут) «НЭКО» (Нижний Тагил) Ассоциация «Налоги России» (Екатеринбург)

«АФ ВнешЭконоАудит» (Челябинск) Центр содействия предприятиям (Нижневартовск)

Приволжский феде-раль-ный округ Поволжский антикризисный институт (Казань) Торгово-промышленная палата Оренбургской области (Оренбург) «Иж-инжиниринг» (Ижевск)

«Т.М.-Сервис» (Нижний Новгород) Поволжский центр развития в лице Территориального агентства оценки» (Самара)

тающей озабоченности общества состоянием окружающей среды, ужесточением законодательства РФ и недостатком достоверной информации в этой области. Экологический аудит необходим при приватизации, смене прав собственности,

связанной с учетом требований и определением ответственности за причиненный в прошлом экологический ущерб при смене собственника, для повышения эффективности работы промышленных предприятий всех видов в области охраны ок-

ружающей среды. Достаточно часто фармацевтическим предприятиям требуется аудит цикла обращения отходов производства и потребления. Конечным результатом проведения экологического аудита на фармацевтическом предприятии, в ме-

фармконсалтинг: рецепт конкурентоспособности

17

РШШ1ШМ 2004 июнь

таблица 1 (продолжение)! Консалтинговые компании, оказывающие услуги на фармрынке

Услуги по развитию фармбизнеса Аудиторские услуги Оценочные услуги Комплексные бизнес-услуги

Удмуртская оценочная компания (Ижевск)

«ЭКСО ТПП-Ульяновск» (Ульяновск)

СевероЗападный феде-раль-ный округ «Неосистемы Северо-Запад» (Петрозаводск) Аудиторско-консалтинговая группа «Новгородаудит» (Великий Новгород)

Аудиторско-консалтинговая фирма «Пост-Консультант» (Петрозаводск)

Центральный фе-дераль-ный округ «Аудитстройиндусфия» (Смоленск) «Аудит-Партнер» (Курск)

«ПАРТНЕР-А» (Королев)

Южный федеральный округ Центр содействия развитию малых предприятий «ИЛЕКТА» (Ставрополь) Центр стратегических исследований, анализа и аудита (Махачкала)

Аналитический центр оценки и консалтинга (г. Краснодар)

«АУДИТ-АЛЬЯНС» (Краснодар) Центр Оценки и Экспертизы Собственности (Краснодар)

Центр экономических и правовых экспертиз(Сочи)

Сибирский фе-дераль-ный округ Эксперт-оценка (Иркутск)

«Оценка и консалтинг» (Барнаул)

«Институт оценки собственности и финансовой деятельности» (Томск)

Региональный центр оценки «МИЭЛЬ» (Омск)

«Сибирское общество оценщиков» (Новосибирск)

«БРЕНТ-ЭКСПЕРТ» (Кемерово)

Фонд имущества Республики Бурятия (Улан Удэ)

Аудиторско-консалтинговая фирма «Гранд» (Якутск) «Стандарт» (Якутск)

Дальне-восточный фе-дераль-ный округ Хабаровское агентство юридической экспертизы и оценки имущества (Хабаровск)

Клуб «Профессионал» (Владивосток)

Источник: Consulting Research

дицинской промышленности является аудиторское заключение о состоянии природоохранной (экологической) деятельности на предприятии. Одним из важнейших факторов в фарм-консалтинге является комплекс конку-

рентных преимуществ. В результате проведенного исследования были выявлены десять главных направлений конкурентоспособности (рис.. 4).

Вместе с тем развитие рынка диктует разработку и применение стратегических

альтернатив, влияющих на баланс конкурентных сил и создание новых конкурентных преимуществ (например, за счет снижения издержек, углубления дифференциации и т.д.). Здесь на первый план выходит новый вид конкурентной борьбы — стра-

18

главная тема: консалтинг для фармбизнеса

2004 июнь РШШШМ

рисунок 1

Фармконсалтинг в Российской Федерации

50 40 30 20 10 о

48,5

9,5 9,3 7 5

П.П.п

7,4 6,5 / 7

4,7 3,7 2,9

п. п. гп. i—i. i—1

1 — Москва, 48,5% 6 — Сибирский федеральный

2 — С.-Петербург, 9,5% округ, 6,5%

3 — Уральский федеральный 7 — Дальневосточный

округ, 9,3% федеральный округ, 4,7%

4 — Приволжский федеральный 8 — Северо-Западный

округ, 7,5% федеральный округ, 3,7%

5 — Южный федеральный 9 — Центральный федеральный

округ, 7,4% округ, 2,9%

Источник: Consulting Research

рисунок 2

Положительные тенденции российского рынка консалтинговых услуг

5

1 — Рост объема рынка консалтинга, 39%

2 — Возросшая потребность в комплексных услугах, 28%

3 — Разработка дисконтных программ для клиентов, 18%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 — Все больше компаний предпочитают подбирать персонал

с помощью кадровых агентств, 10%

5 — Рост доверия к кадровым агентствам со стороны соискателей, 5%

Источник: Consulting Research

1 ч

N

рисунок 3

Отрицательные тенденции российского рынка консалтинговых услуг

1 — Отсутствие нормативно-законодательной базы консалтинга, 39%

2 — Отсутствие классификации/тарифов консалтинговых услуг, 28%

3 — Недобросовестная конкуренция, демпинг, 15%

4 — Отсутствие российского консалтингового сертификата, 13%

5 — Большое число непрофессионалов, дилетантов и самоучек, 5%

Источник: Consulting Research

%

2

3

9

1

4

5

тегическое бизнес-планирование с применением новейших информационных технологий.

Как показывает практика, главным условием повышения конкурентоспособности для фармацевтических организаций, медицинских предприятий, лечебных учреждений является грамотное применение информационных технологий. В последнее время бизнес-консультанты предлагают совершенно новую услугу -введение в штатное расписание и формирование креативных должностей для фармацевтических организаций. Одна из таких должностей - директор по репутации. Претендентам она сулит большие карьерные возможности, а фармацевтам - широкие перспективы развития бизнеса. Пока в России только присматриваются к таким новациям, поэтому приведем пример из зарубежного опыта. Такая должность была

введена в американской фармацевтической компании GlaxoSmithKline PLC. В задачи директора по репутации, прежде всего, входило как создание единой информационной системы для сотрудников, отвечающих за связи с общественностью/PR, так и взаимодействие с филиальной сетью и, конечно, с клиентами. Другими словами, эта должность предполагает выработку целой системы координат, в рамках которых привлекательный имидж компании, ее безупречная деловая репутация соотносится с перспективами роста и тенденциями развития компании, возможностью быстро и адекватно реагировать на критические замечание клиентов (информация «по-горизонтали»), дельные предложения сотрудников (информация «снизу»), «ценные указания» руководства (информация «сверху»). Управляя этими информационными потоками, директор по репутации

создает бизнес-среду внутри и вокруг своей компании. В конечном счете высшему руководству это помогает в управлении. А значит в получении дополнительной прибыли. Поскольку становится ясным не только более четкое позиционирование компании на рынке (его своевременная корректировка и перепозиционирование). Но не менее важно и то, что бизнес-сообщество думает о компании. Несмотря на трудности развития российского консалтинга, особенно на рынке лекарств и медицинской техники, респондентами был отмечен ряд положительных тенденций (рис.. 2), среди которых — увеличение объемов рынка, рост интереса к консалтингу со стороны фармацевтических организаций и др. Фармацевтические организации стали не только осознавать важность и необходимость сотрудничества с консалтинговыми компаниями, но на-

19

РЕМШ1ШМ 2004 июнь

фармконсалтинг: рецепт конкурентоспособности

рисунок 4

Пирамида конкурентных преимуществ консалтинговых компаний, действующих на рынке лекарств и медицинской техники

Собственная мощная информационная база с лицензионным программным обеспечением, собственные программные продукты для фармрынка (2%) Услуги международного уровня и мировых стандартов, наличие дисконтных программ для клиентов (3%) Широкий географический охват/ разветвленная региональная сеть, деятельность в составе группы компаний, мобильность (5%) Собственная методологическая база, наличие центра креативной генерации и развития успешных инициатив (6%) Долгосрочные партнерские отношения с фармацевтическими организациями, глубокое знание отраслевой специфики, отраслевых технологий, умение работать с очень большими объемами информации (8%) Уникальные решения для каждого участника рынка лекарств и медицинской техники, индивидуальный подход, конфиденциальность (11%)

Гибкая ценовая политика, оптимальное соотношение цена/качество, оплата только после положительного результата (12%) Высокое качество работ/услуг, надежность, оптимальные сроки (14%) Системный и комплексный подход, оказание услуг «под ключ», грамотное применение накопленного опыта работы(17%)

Безупречная репутация, профессионализм, высокая квалификация специалистов, постоянное самосовершенствование сотрудников (22%)

Источник: Consulting Research

чали разбираться в их конкурентных преимуществах. Выросло количество и заметно улучшилось качество предоставляемых услуг. Заказчики стали более ориентированы на получение комплексных услуг. Причем с учетом внедрения. Возросла вероятность создания в ближайшее время общероссийского единого классификатора бизнес-услуг, основанного на единых тарифах.

Вместе с тем, согласно исследованиям, к отрицательным тенденциям (рис. 3) респонденты со всех уголков России отнесли несовершенную и запутанную систему классификации бизнес-услуг при определении их стоимости, отсутствие взаимовыгодных (всем сторонам бизнес-процесса) тарифных показателей и др. В заключение важно подчеркнуть, что рынок консалтинговых услуг в области производства и продажи лекарств и медицинской техники пока только становится на ноги. Его формирование идет непросто, но необходимость в компетентном фарм-консультанте фармбизнес уже ощущает. И относится с доверием. Если чувствует уверенную руку партнера-консультанта. ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.