Научная статья на тему 'Фармацевтическая реклама по итогам 2014 года'

Фармацевтическая реклама по итогам 2014 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА / ЭВАЛАР / РЕКЛАМА В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ / БАД / ЛС / РЕКЛАМА НА РАДИО / РЕКЛАМА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Продолжающееся уже не первый год сокращение затрат на каналы коммуникации в мире в 2014 г. достигло и России. Это совпало по времени с экономическими неурядицами, вызванными введением санкций и падением цен на нефть. В этих сложных экономических условиях многие компании выбрали проверенный путь сохранение штата медицинских представителей и сокращение маркетинговых расходов на остальные каналы продвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фармацевтическая реклама по итогам 2014 года»

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФАРМРЫНКА

РЕМЕОШМ

Фармацевтическая реклама

ПО ИТОГАМ 2014 ГОДА

Обзор сегмента фармацевтической рекламы по различным рекламным носителям в категории «Лекарственные препараты и биологически активные добавки (БАД)» по итогам 2014 г.1

Реклама является неотъемлемой частью успешного продвижения безрецептурных лекарственных препаратов и биодобавок. Сегодня она является одним из самых эффективных способов информирования потребите-

ля о тех средствах, которые они могут приобрести самостоятельно, без предварительной консультации с врачом. Фармпроизводители размещают рекламную информацию в различных печатных изданиях, снимают ролики о

рисунок Распределение рекламных затрат и количества выходов рекламы по типу СМИ в категории ЛС и БАД

100 80 60 40 20 0

| | — телевидение □ — радио | |— печатные издания | |— наружная реклама

Доля затрат на рекламу

Доля количества выходов, шт.

Источник: «Ремедиум» (по данным Т№ Россия)

таблицаРаспределение рекламных затрат и количества выходов рекламы

суммарно по всем типам СМИ в категории ЛС и БАД

Все СМИ

№ Группа препаратов Доля затрат на рекламу Количество выходов рекламы, шт.

1 Гастроэнтерологические средства 19,15% 227 238

2 Средства от простуды и гриппа 18,69% 197 958

3 Средства для лечения нарушений обмена веществ 8,7б% 94 776

4 Обезболивающие и жаропонижающие препараты 7,81% 104 864

5 Средства от мышечных и суставных болей 5,96% 66 700

6 Дерматологические средства 5,66% 78 396

7 ЛС и БАД (разные) 5,50% 49 542

8 Психотропные и неврологические средства 4,80% 48 535

9 Иммуностимулирующие средства 3,14% 59 895

10 Урологические средства 3,12% 89 812

Другие 18,04% 229 733

Всего 100,00% 1 244 809

Источник: «Ремедиум» (по данным ТМБ Россия)

1 Учитывались данные по Москве с учетом национального размещения.

2 При расчете бюджета использованы официальные расценки телекомпаний и медиаселлеров, издательских домов, радиостанций, владельцев носителей.

TNS Россия — ведущая исследовательская компания на российском рынке, представляющая три направления исследовательской деятельности: синдикативные медиа-измерения, мониторинг рекламы и СМИ, заказные маркетинговые исследования в таких секторах рынка, как потребительские рынки, медиа, финансы, В2В-услуги, и и телекоммуникации, автомобили, фармацевтика и здравоохранение. Деятельность компании основана на международных стандартах проведения медиа- и маркетинговых исследований. На российском рынке клиентами TNS Россия является большинство рекламных агентств, телевизионных каналов, радиостанций, издательских домов, а также компаний-рекламодателей, ведущих производителей товаров и услуг.

Подробнее на www.tns-global.ru

своей продукции, которые затем представляют на телевидении, широко распространяется реклама на радио, при этом реже используются возможности наружной рекламы.

Согласно данным TNS Россия львиная доля затрат2 приходится на телевидение и составляет почти 83% от всех инвестиций в рекламу. Телевизионные ролики появляются в эфире не только ежедневно, но и, как правило, десятки раз в день. В связи с этим данный канал СМИ лидирует и по количеству выходов рекламы, составляя более 90% от общего числа предъявлений рекламных сообщений. Затраты на размещение рекламы на радио и в печатных изданиях занимают практически равные доли (8,8 и 8,5% соответственно), но количество выходов рекламных объявлений в радиоэфире выше, чем в печатных СМИ (рис. 1).

ИТОГИ

209

210 1 "OrjPEMEDUUM

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФАРМРЫНКА

таблица Топ-10 рекламодателей по всем типам СМИ по затратам и количеству выходов рекламы суммарно по всем типам СМИ в категории ЛС и БАД

№ Рекламодатель Доля затрат на рекламу, % Количество выходов рекламы (шт.)

1 Novartis 12,51% 126 548

2 «Эвалар» 7,23% 47 024

3 «Отисифарм» 6,91% 79 893

4 Sanofi 6,77% 57 584

5 Johnson & Johnson 4,99% 59 469

6 Bayer AG 4,86% 64 968

7 Berlin-Chemie Menarini Group 4,26% 72 769

8 Teva 3,53% 30 895

9 Actavis 2,87% 28 289

10 Reckitt Benckiser 2,85% 37 012

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

таблица Топ-10 брендов по затратам и количеству выходов рекламы по всем типам СМИ в категории ЛС и БАД

Доля затрат Количество

№ Бренд на рек- выходов рек-

ламу, % ламы (шт.)

1 Эвалар 7,23% 47 024

2 Эссенциале 2,44% 16 406

3 Линекс 1,57% 16 153

4 Вольтарен 1,56% 11 099

5 Афобазол 1,47% 16 959

6 Нурофен 1,31% 19 115

7 Экзодерил 1,30% 11 730

8 АЦЦ 1,21% 10 438

9 Но-шпа 1,20% 10 200

10 Викс 1,17% 5 944

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

Среди разных групп фармацевтических препаратов самый высокий бюджет был использован на рекламу гастроэнтерологических и противопростудных средств и составил 19,2 и 18,7% соответственно. При этом гастроэнтерологические препараты рекламировались чаще (227 тыс. выходов), чем противопростудные (198 тыс. выходов). Третье место по объему затрат заняли средства для лечения нарушений обмена веществ (8,8% инвестиций), а по числу выходов рекламы — обезболивающие и жаропонижающие препараты (105 тыс. выходов). Реклама урологических ЛС и БАД обходилась производителям дешевле, чем многих других препаратов: при доле инвестиций 3,1% число выходов рекламных сообщений для них было достаточно высоким — почти 90 тыс. за год (табл 1). В 2014 г. наибольшие затраты денежных средств пришлись на рекламу продукции Novartis (12,5% инвестиций) и «Эвалар» (7,2%). Третью строчку рейтинга заняла компания «Отисифарм» (6,9%), которая образовалась в результате выделения безрецептурного бизнеса из крупнейшей российской корпорации ОАО «Фармстандарт» (табл. 2). Причем по числу выходов рекламных сообщений «Отисифарм» (80 тыс. выходов) занимает 2-е место после Novartis (127 тыс. выходов), а на 3-м месте — не вошедшая в топ-10 по затратам «РИА «Панда» (77 тыс. выходов). В

рейтинге брендов по объему затрат и числу выходов рекламы с большим отрывом от конкурентов лидирует линейка Эвалар (7,2% инвестиций при 47 тыс. выходов рекламы). На 2-м и 3-м местах по доле инвестиций находятся желудочно-кишечные препараты — гепато-протектор Эссенциале (Sanofi) (2,4%) и

средство для нормализации кишечной микрофлоры Линекс (1,6%) от компании «Фармстандарт» (табл. 3).

• РЕКЛАМА НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

По продолжительности вещания больше всего рекламы ЛС и БАД в 2014 г. бы-

таблица 4 Распределение рекламных затрат и количества выходов рекламы на телевидении в категории ЛС и БАД

ТВ

№ Группа препаратов Доля затрат на рекламу Количество выходов рекламы, шт.

1 Гастроэнтерологические средства 20,88% 212 369

2 Средства от простуды и гриппа 20,57% 185 083

3 Средства для лечения нарушений обмена веществ 8,92% 87 787

4 Обезболивающие и жаропонижающие препараты 8,34% 95 773

5 Дерматологические средства 6,40% 75 769

6 Средства от мышечных и суставных болей 5,46% 57 406

7 ЛС и БАД (разные) 4,87% 43 287

8 Психотропные и неврологические средства 4,19% 39 246

9 Противоинфекционные средства 3,11% 34 511

10 Противоаллергические средства 2,72% 38 132

Другие 14,95% 253 948

Всего 100,00% 1 120 811

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

ло размещено на телеканалах «Россия 1» (385 ч), «Домашний» (376 ч) и Пятый канал (347 ч). Первый канал, как и в 2013 г., оказался на 6-м месте в рейтинге с объемом фармацевтической рекламы порядка 258 ч. Занимавший в 2013 г. 2-е место канал «ТВ Центр» сместился на 5-ю строчку рейтинга. В 2014 г. на телевидении чаще всего можно было увидеть рекламу гастроэнтерологических (212 тыс. выходов) и противопростудных средств (185 тыс. выходов), на эти 2 категории пришлись и наибольшие затраты денежных средств — более 20% для каждой группы (табл. 4). Отмечено большое количество выходов рекламы урологических препаратов (более 82 тыс.) при низкой доле затрат (12-е место, 2,3%). Как отмечалось выше, телевидение является самым дорогим каналом СМИ, поэтому первые строчки в рейтинге занимают представители Big Pharma, которые вкладывают существенные средства в продвижение своей продукции (рис. 2). Лидирующие позиции по объемам размещения видеороликов принадлежат мировым гигантам: Novartis (610 ч), Johnson & Johnson (291 ч) и Sanofi (287 ч). Важно отметить, что, по сравнению с предыдущим годом, эти компании существенно, в большей степени, чем другие игроки рынка, увеличили объемы размещения рекламы: Novartis и Johnson & Johnson — более, чем на 110 ч, а Sanofi — на 66 ч. В топ-10 рейтинга присутствуют только 3 отечественные компании — «Отисифарм» (6-е место, 223 ч), «Эвалар» и «РИА «Панда» (9-е и 10-е места соответственно).

таблица Распределение рекламных затрат и количества выходов рекламы на радио в категории ЛС и БАД

Радио

№ Тип СМИ Доля затрат на рекламу Количество выходов рекламы, шт.

1 Средства от простуды и гриппа 13,01% 11 455

2 Гастроэнтерологические средства 12,35% 13 790

3 Обезболивающие и жаропонижающие препараты 9,25% 8 937

4 Средства от мышечных и суставных болей 8,58% 8 227

5 Психотропные и неврологические средства 8,04% 8 305

б Противоаллергические средства 7,38% 5 582

7 Иммуностимулирующие средства 7,13% 13 853

8 Урологические средства 6,49% 5 599

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Средства для лечения нарушений обмена веществ 4,11% 5 617

10 Сердечно-сосудистые препараты 3,73% 4 179

Другие 20,62% 24 064

Всего 100,00% 109 226

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

Наиболее рекламируемыми на телевидении, как и в 2013 г., оказались многочисленные продукты Эвалар, а также линейка обезболивающих препаратов Нурофен (Reckitt Benckiser) и Эссенци-але (Sanofi) (рис. 3). В целом увеличение объемов рекламы отмечено для всех брендов рейтинга. Наиболее существенный рост этого показателя отмечен для средства при боли в горле Стреп-силс (Reckitt Benckiser) и противогрибкового ЛС местного действия Экзоде-рил (Sandoz), которые в 2013 г. вообще не входили в топ-10. На фоне роста ак-

тивности конкурентов, увеличивших свои рекламные затраты, у противо-простудной линейки Викс (Teva) было отмечено сокращение объема рекламы на ТВ по сравнению с предыдущим годом на 2 ч, за счет чего бренд переместился с 4-го на 9-е место.

• РЕКЛАМА НА РАДИО

В 2014 г. по объему фармацевтической рекламы на 1-м месте оказалось радио «Комсомольская правда» (107 ч). На всех других радиостанциях объемы

рисунок ф^ Топ-10 рекламодателей на телевидении по объему рекламы в секундах

Novartis Johnson & Johnson Sanofi Bayer AG Reckitt Benckiser «Отисифарм» Teva

Berlin-Chemie Menarini Group «Эвалар»

«РИА «Панда»

□ 2 197 155

-1 1 046 275

-1 1 031 890

-1 928 060

857 805 801 440

-1 626 625

547 200 457 085 442 200

1 000 000

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

0

2 000 000

рисунок ф^ Топ-10 брендов, рекламируемых на телевидении по объему рекламы в секундах

Эвалар

Стрепсилс | 240 800

Вольтарен | 239 420

Экзодерил | 218 250

АЦЦ | 210 465

Викс | 204 680

Но-шпа | 200 185

0 200 000 400 000

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФАРМРЫНКА

таблица Распределение рекламных затрат и количества выходов рекламы в прессе в категории ЛС и БАД

Пресса

№ Группа препаратов Доля затрат на рекламу Количество выходов рекламы, шт.

1 ЛС и БАД (разные) 13,78% 2 021

2 Средства для лечения нарушений

обмена веществ 12,08% 1 372

3 Гомеопатические и природные

средства 9,92% 1 334

4 Гастроэнтерологические средства 9,35% 1 079

5 Средства от мышечных

и суставных болей 8,11% 1 067

6 Урологические средства 7,92% 1 323

7 Психотропные и невроло-

гические средства 7,49% 910

8 Средства от простуды и гриппа 6,17% 844

9 Сердечно-сосудистые препараты 5,57% 591

10 Акушерство, гинекология 4,70% 476

Другие 18,43% 2 877

Всего 100,00% 13 481

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

212 I "О ,": I PEMEDUUM

рекламы фармацевтических препаратов оказались существенно меньшими. На второй строчке рейтинга — «Русское Радио» (40 ч), а на третьей — «Радио Шансон» (38 ч). Как и на телевидении, реклама гастроэнтерологических препаратов и средств от простуды и гриппа занимает на радио наибольшую долю затрат (и имеет достаточно большое число выходов). Но если на телевидении по этому показателю лидировали препараты для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, то по использованному бюджету на радиорекламу противопростудные средства оказались впереди (13 против 12,4%). Однако наибольшее количество рекламы пришлось за прошедший год на иммуностимулирующие средства: почти 14 тыс. выходов радиороликов при доле затрат 7% (табл. 5). На радио чаще других передавалась реклама от компаний «Отисифарм», «МЦ Биоэстетика» и «Озирис» (рис. 4). Препараты, выпускаемые этими производителями, заняли первые строчки в рейтинге наиболее рекламируемых брендов. Первое место по объему вещания занял БАД Реотонин («Озирис»), второе — БАД Артробон («МЦ Биоэстетика»), а замыкает тройку лидеров известный безрецептурный транквилизатор Афобазол от компании «Отисифарма» (рис. 5). По сравнению с 2013 г. больше всего выросла активность компании «РИА «Панда», которая по объему размещения на радио переместилась с 17-го места на 7-е.

• РЕКЛАМА В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ

В топ-3 печатных изданий по итогам 2014 г., лидирующих по объему размещаемой фармацевтической рекламы, вошли еженедельные издания: газета «Фармацевтический вестник» (114 полос формата А2), «Аргументы и факты» (96 полос) и журнал «Лиза» (88 полос). В печатных изданиях основная реклама приходится на препараты для лечения нарушений обмена веществ, а также на гомеопатические и природные средства, часто встречается реклама гастроэн-

терологических безрецептурных ЛС и БАД и различных препаратов от мышечных и суставных болей (табл. 6). В целом по сравнению с 2013 г. тройка компаний-лидеров не изменилась. Как и в предыдущие годы, намного чаще других публиковала рекламу компания «Эвалар». Занимавшие вторую и третью строчки рейтинга «РИА «Панда» и «Ма-териа Медика Холдинг» поменялись местами (рис. 6).

По объему размещения информации среди брендов (рис. 7) на 1-м месте с большим отрывом от других конкурен-

рисунок ф^ Топ-10 рекламодателей

на радио по объему рекламы в секундах

«Отисифарм» 1 236 870

«МЦ Биоэстетика» -1 179052

«Озирис» 1 153934

Berlin-Chemie Menarini Group 1 153 466

Actavis -1 117 784

«Фирн М» -1 114 739

«РИА «Панда» 1 95 032

«Фармстандарт» -1 94 435

Stada CIS -1 92 878

1 65 131

0 100 000 200 000

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

рисунок ф^ Топ-10 брендов, рекламируемых на радио по объему рекламы в секундах

Реотонин

Гриппферон 1 76 072

Эвалар -1 62 467

Де-Нол ~| 48 547

Дезал —1 46 697

Индовазин 1 39 133

Офтальмоферон 1 38 667

Метидан 1 36 991

0 50 000 150 000 Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

рисунок Топ-10 рекламодателей в печатных изданиях по объему рекламы в прессе (формат А2)

«Эвалар» «Материа Медика» «РИА «Панда» «Фирн М» Novartis

«Лаборатория клинической имммунологии» Stada CIS

Pharma Med Inc.

Valeant Pharmaceuticals Int.

«Диод»

-1 105,8

Z3 87,1 62,0 61,5 57,3 48,7 48,2

33,8 32,4

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

0

50

100

150

200

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

250 300

рисунок Топ-10 брендов, рекламируемых в печатных изданиях по объему рекламы в прессе (формат А2)

Эвалар

Гриппферон 1 37,19

The Mince ш 28,08

Офтальмоферон ш 24,27

Анаферон я 19,21

Хорс Форс я 18,16

Траумель С я 17,46

ß-Pro 8 ■ 16,46

Тенотен ■ 16,25

Кагоцел ■ 15,67 1 1 1 1 1

0 50 100 150 200 250 300

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

тов находится продукция «Эвалар» (265 полос формата А2). Часто размещалась реклама от компании «Фирн М»: ЛС Гриппферон и Офтальмоферон. В тройке лидеров оказался бренд для похудения «The Mince» (28 полос).

• НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА

Размещение наружной рекламы у производителей фармацевтической продукции не пользуется высокой популярностью. Всего по итогам 2014 г. отмечен 1 291 выход данного вида рекламы (табл. 7). Таким способом наиболее активно рекламировались противопро-студные препараты (576 выходов рекламы), а также противоаллергические средства (216 выходов). Например, в виде наружной рекламы размещалась информация о препарате Ринза (Johnson & Johnson). Широко была распространена реклама отнесенного к категории «ЛС и БАД (разные)» отхаркивающего препарата Проспан («Альпен Фарма»).

Размещение информации о безрецептурных ЛС и БАД в различных СМИ позволяет не только проинформировать потенциального потребителя, но и донести сведения о продукте до специалистов. В по-

таблица^7^ Распределение рекламных затрат и количества выходов наружной рекламы в категории ЛС и БАД

Наружная реклама

№ Группа препаратов Доля затрат на рекламу Количество выходов рекламы, шт.

1 Средства от простуды и гриппа 30,35% 576

2 ЛС и БАД (разные) 20,77% 158

3 Противоаллергические средства 19,72% 216

4 Противоинфекционные средства 8,28% 23

5 Офтальмологические средства 6,52% 118

б Стоматологические средства 5,34% 78

7 Психотропные и неврологические средства 4,42% 74

8 Урологические средства 2,12% 14

9 Проктология и хирургия 1,32% 13

10 Обезболивающие и жаропонижающие препараты 1,00% 14

Другие 0,17% 7

Всего 100,00% 1 291

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

следние годы существенно ужесточены требования к рекламе БАД. Усилен контроль за размещением рекламы безрецептурных препаратов: информация о них должна строго соответствовать инструк-

ции. При соблюдении этих условий реклама остается одним из наиболее популярных и эффективных способов продвижения фармацевтических товаров.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.