Научная статья на тему 'Фармацевтическая реклама по итогам 2013 г'

Фармацевтическая реклама по итогам 2013 г Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / ФАРМАЦЕВТИКА / ДЕФИЦИТНЫЕ ВРАЧИ / МЕДИЦИНСКИЙ СОВЕТНИК / ФАРМАЦЕВТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы —

Компания «Ремедиум» публикует ежегодный обзор сегмента фармацевтической рекламы в категории «Лекарственные препараты и биоактивные добавки» по различным рекламным носителям в 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фармацевтическая реклама по итогам 2013 г»

ИТОГИ 2 0 13

ПО ИТОГАМ 2013 г.

Компания «Ремедиум» публикует ежегодный обзор сегмента фармацевтической рекламы в категории «Лекарственные препараты и биоактивные добавки» по различным рекламным носителям в 2013 г.

Несмотря на ужесточение правил рекламы БАД, а также обсуждение возможного запрета на рекламу безрецептурных ЛС, доля рынка фармацевтической рекламы — одного из самых емких сегментов российского рекламного рынка в целом, по данным TNS Россия1, в 2013 г. достигла 12,6% (для сравнения: в 2012 г. она составляла всего 11,0%) (рис. 1).

Вместе с тем количество рекламодателей продолжает снижаться, но уже более медленными темпами: общее число компаний, размещающих рекламу в категории «Лекарственные препараты и биоактивные добавки», снизилось до 381, что лишь на 1% ниже, чем в 2012 г. (рис. 2). Наиболее активными периодами по количеству рекламодателей уже традиционно стали периоды перед праздниками и отпусками — с апреля

1 Здесь и далее при расчете бюджета использованы официальные расценки телекомпаний и медиаселле-ров, издательских домов и радиостанций без учета налогов, объемных скидок и надбавок за позиционирование в блоке для ТВ, но с учетом надбавок за позиционирование и цветность в прессе. При оценке на ТВ учитывался сезонный коэффициент. При оценке наружной рекламы учитывался единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и зона размещения конструкции.

рисунок Топ-10 категорий по объемам бюджета на рекламу

1 1 — ретейл, 15,5%

2 — ЛП/пищевые добавки, 12,6%

3 — товары для красоты и здоровья, 8,7%

4 — транспорт и сопутствующие товары, 8,5%

5 — продукты питания, 7,3%

6 — кондитерские изделия, 4,9%

7 — развлечения, 4,6%

8 — безалкогольные напитки, 4,4%

9 — СМИ, 4,2%

10 — финансовые услуги 4,0%

11 — остальные 25,3%

Источник: TNS Media Intelligence, ТВ, радио, пресса, наружная реклама (все города мониторинга)

рисунок Количество рекламодателей в категории «Лекарственные препараты и биоактивные добавки»

по июнь и с октября по декабрь. Фармацевтические компании отдают предпочтение печатным изданиям: реклама в прессе была размещена 332 рекламодателями, что составляет 60% от общего их количества. Примерно 20% компаний использовало рекламу на телевидении, 17% — на радио и 3% составила доля наружной рекламы.

таблицаТоп-3 печатных изданий

№ Издание Пресса, объем рекламы (A2)

1 «Фармацевтический вестник» 143,74

2 «Лиза» 137,85

3 «Комсомольская правда» (w) 120,93

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

Т№ Россия — ведущая исследовательская компания на российском рынке, представляющая три направления исследовательской деятельности: синдикативные медиа-измерения, мониторинг рекламы и СМИ, заказные маркетинговые исследования в таких секторах, как потребительские рынки, медиа, финансы, B2B-услуги, и и телекоммуникации, автомобили, фармацевтика и здравоохранение. Деятельность компании основана на международных стандартах проведения медиа- и маркетинговых исследований. На российском рынке клиентами TNS Россия является большинство рекламных агентств, телевизионных каналов, радиостанций, издательских домов, а также компаний-рекламодателей, ведущих производителей товаров и услуг.

Подробнее на www.tns-global.ru

200 I "OrJPEMEDUUM

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФАРМРЫНКА

таблица 2 Топ-10 рекламодателей в печатных изданиях

№ Рекламодатель Пресса, объем рекламы (A2)

1 «Эвалар» 294,36

2 «РИА «Панда» 128,75

3 «Материа Медика» 112,10

4 Novartis 71,10

5 Pharma Med Inc. 66,85

6 «ФИРН М» 64,04

7 Recordati 62,00

8 Bayer AG 60,90

9 «Арнебия» 49,96

10 STADA CIS 43,74

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

таблицаТоп-10 рекламодателей

на телевидении

ТВ, объем

№ Рекламодатель рекламы (секунд)

1 Novartis 1 774 582

2 «Фармстандарт» 1 054 115

3 Sanofi 795 495

4 Bayer AG 762 320

5 Reckitt Benckiser 680 182

6 Johnson & Johnson 643 575

7 Teva 586 780

8 Berlin-Chemie/ Menarini 531 270

9 «Эвалар» 396 455

10 «РИА «Панда» 332 955

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

таблицаТоп-10 брендов, рекламируемых в печатных изданиях

№ Бренд Пресса, объем рекламы (A2)

1 Эвалар 294,36

2 Траумель С 42,76

3 Гриппферон 38,52

4 Алфавит (БАД) 38,13

5 Диетресса 24,30

6 Офтальмоферон 24,15

7 Аквалор 20,23

8 Diet formula 18,45

9 Леовит 17,37

10 B-protect 17,25

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

таблица 6 Топ-10 брендов, рекламируемых на телевидении

№ Бренд ТВ, объем рекламы (секунд)

1 Эвалар 396 455

2 Nurofen 318 550

3 Эссенциале 277 960

4 Vicks 209 435

5 Линекс 207 810

6 Компливит 192 690

7 Терафлю 191 655

8 Но-шпа 186 980

9 Вольтарен 179 262

10 АЦЦ 172 030

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

таблицаТоп-3 телевизионных

каналов

№ Национальная телекомпания ТВ, объем рекламы (секунд)

1 «Россия 1» 1 304 577

2 «ТВ Центр» 1 161 985

3 «Домашний» 1 017 555

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

В топ-3 печатных изданий, лидирующих по объему размещаемой фармацевтической рекламы, вошли отраслевая еженедельная газета «Фармацевтический вестник», еженедельный журнал для женщин «Лиза» и еженедельник «Комсомольская правда» (табл. 1). Чаще других размещали рекламу в печатных изданиях следующие рекламодатели: производители БАД «Эвалар» и «РИА «Панда», компания «Материа Медика» и иностранная компания Novartis (табл. 2). Совокупный объем размещенной рекламы продукции под брендом Эвалар в печати составил 294,36 полосы формата А2. Объем рекламы го-

таблицаТоп-3 радиостанций

№ Радиостанция Радио, объем рекламы (секунд)

1 «Русское радио» 180 633

2 «Радио Шансон» 161 296

3 «Love radio» 120 817

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

таблицаТоп-10 рекламодателей на радио

Радио,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Рекламодатель объем

рекламы

(секунд)

1 «Фармстандарт» 323 283

2 Berlin-Chemie/ 229451

Menarini

3 «ФИРН М» 129838

4 STADA CIS 118 897

5 «Диод» 96 169

6 Actavis 81 577

7 GlaxoSmithKline 67 928

8 Terpol 41 398

9 «Эвалар» 39 414

10 Dr. Reddy's Laboratories 32 967

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

таблица 9 Топ-10 брендов, рекламируемых на радио

№ Бренд Радио, объем рекламы (секунд)

1 Афобазол 97 597

2 Гриппферон 93 062

3 Седальгин 58 140

4 Арбидол 48 189

5 Эвалар 39 414

6 Венолайф 38 728

7 Офтальмоферон 36 776

8 Амиксин 34 429

9 Пенталгин 33 933

10 Solpadeine 28 256

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

таблицаТоп-10 рекламодателей во всех СМИ, включая наружную рекламу

Все СМИ,

№ Рекламодатель количество выходов рекламы (шт.)

1 Novartis 118 206

2 «Фармстандарт» 90 993

3 Berlin-Chemie/ Menarini 61 136

4 Bayer AG 49 752

5 «РИА «Панда» 46 863

6 Sanofi 45 237

7 «Эвалар» 42 353

8 Reckitt Benckiser 37 122

9 Johnson & Johnson 35 764

10 «ФИРН М» 33 979

Источник: «Ремедиум» (по данным TNS Россия)

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА ПО ИТОГАМ 2013 г.

меопатического средства под брендом Траумель С составил 42,76 полосы (табл. 3). На 3-м месте по объему размещенной рекламы в печатных СМИ находится Гриппферон (38,52 полосы). Существенную долю рынка занимает самый дорогой канал распространения — ТВ, здесь размещали свою рекламу 109 компаний. Наибольшее количество фармацевтической рекламы было размещено на телеканале «Россия 1» — объем рекламы (табл. 4) на этом канале превысил 362 ч (1 304 577 с). Также в тройку вошли «ТВ Центр» и «Домашний». Отметим, что впервые в тройку не попал «Первый канал», он оказался только на 6-м месте с объемом фармацевтической рекламы на уровне 242 ч.

Лидерами по объему размещения рекламы на телевидении (табл. 5) стали компании Novartis (около 493 ч), «Фармстандарт» (около 293 ч) и Sanofi (221 ч).

Самыми продвигаемыми брендами на ТВ стали многочисленные продукты компании «Эвалар», а также обезболивающее средство Nurofen и ЛС для печени Эссенциале (табл. 6). В топ-3 радиостанций, пользующихся наибольшей популярностью у рекламодателей (табл. 7), попали «Русское радио» (объем рекламы составил 50 ч), «Радио Шансон» (около 49 ч) и «Love radio» (около 34 ч) .

На радио чаще других размещали рекламу компании «Фармстандарт», Berlin-

РШШиимЬТз! 201

Chemie/Menarini и «ФИРН М» (табл. 8). В тройку самых рекламируемых брендов на радио (табл. 9) вошли препарат от тревоги и стресса Афобазол («Фарм-стандарт»), препарат для лечения гриппа и ОРВИ Гриппферон («ФИРН М») и противовоспалительное средство Се-дальгин (Лйат).

В целом по рынку лидером по количеству выходов размещенной рекламы, как и в 2012 г., стала компания Novartis, занимающая 1-е место по объему размещения наружной рекламы и рекламы на телевидении (табл. 10). На 2-м месте по количеству выходов рекламы — компания «Фармстандарт», размещавшая рекламу на радио и ТВ.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.