Научная статья на тему 'ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ГОРОД Н.В. ГОГОЛЯ. (НА МАТЕРИАЛЕ ЦИКЛА "ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ")'

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ГОРОД Н.В. ГОГОЛЯ. (НА МАТЕРИАЛЕ ЦИКЛА "ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
457
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКТ - ПЕТЕРБУРГ / "МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК" / МЕТАФОРИЧНОСТЬ / ОДИНОЧЕСТВО / СИМВОЛ / СУДЬБА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бадис Н.З.

В данной статье рассматривается проблема образа Санкт - Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя. Подробный анализ данной темы проводится на основе цикла «Петербургские повести». Рассматриваются особенности художественного слова автора и то, как это слово оживляет взятый образ великого города, не оправдавшего надежд и ожиданий Николая Васильевича

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ГОРОД Н.В. ГОГОЛЯ. (НА МАТЕРИАЛЕ ЦИКЛА "ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ")»

УДК 80.8

Бадис Н.З.

Магистр 2 года обучения кафедры русской и зарубежной литератур. Кабадино - Балкарский Государственный Университет г. Нальчик. (Россия)

ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ГОРОД Н.В. ГОГОЛЯ. (НА МАТЕРИАЛЕ ЦИКЛА «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ»)

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема образа Санкт - Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя. Подробный анализ данной темы проводится на основе цикла «Петербургские повести». Рассматриваются особенности художественного слова автора и то, как это слово оживляет взятый образ великого города, не оправдавшего надежд и ожиданий Николая Васильевича.

Ключевые слова: Санкт - Петербург, «маленький человек», метафоричность, одиночество, символ, судьба.

Н.В. Гоголь - писатель нового поколения, виртуозно обращающийся со словом.

Из-под пера этого гения вышли произведения, способные перевернуть мир иллюзий,

заставить мыслить метафорично, находить в простых вещах фантастическое начало.

Тема Санкт - Петербурга была им затронута не раз. Этот город произвёл на юного

писателя сильное впечатление. Впоследствии, были обмануты надежды и не

оправдались ожидания.

Полный образ был показан в цикле « Петербургские повести». В повестях,

входящих в этот цикл, находит отражение русский характер. Он предстаёт пред нами

с двух сторон : 1) высокие свойства, имеющие ценность в то время и 2) не самые

лучшие свойства этого характера, способные разоблачить большую половину

петербургского чиновничества. Быт и нравы были чётко изображены : автора

интересовал быт всех слоёв, особенно интеллигенции. Главной темой становится тема

утраченных со временем иллюзий. В повести «Невский проспект» она находит своё

371

отражение в олицетворении людских пороков.

В этой повести главным героем становится художник Пискарёв. Он не принимает суровую реальность и оказывается не способен пережить невозможность исполнения своей мечты. Трагичность судьбы - один из основных аспектов повести. Эта коллизия возникает в тесной связи с Невским проспектом. Здесь же и зарождается конфликт. Герои повести не похожи, о каждом из них ведётся своё повествование. В рамках одного произведения соединяются смежные и в то же время полярные направления : трагедия и комедия. Этот приём придаёт повести особую тональность.

Невский проспект - главная улица и магистраль северной столицы. В повести о нём описываются все противоречия города и его жителей. Жизнь и пороки выплеснуты на обозрение читателя. Именно поэтому Невский проспект, да и Петербург в целом, являются не просто фоном событий, но и непосредственными участниками сего действа. Гоголь обращается к проспекту как к личности, к живой личности, способной его услышать и, которую мы должны узнать и понять. Ведь он влияет на то, что происходит , влияет на людей и их сознание. Вся жизнь Петербурга и в Петербурге показана здесь. Невский проспект - символ этой рутины.

Здесь, на главной улице сосредотачиваются все противоречия нравственности России во времена писателя. Это главное место, где мечты писателя превращаются в иллюзии, которые затем обращаются в прах. Не только самого Гоголя иллюзии обречены на гибель, но и мечты его героев.

Самый читаемый герой цикла - Акакий Акакиевич Башмачкин из повести«Шинель».

Это представитель «маленьких людей», не способных противостоять обществу

и бюрократии. Судьбы этих людей отражают мнение автора. Чтобы изобразить и

донести яснее своё мнение, Гоголь обращается к сатире и иронии. Ироническое

обличение - вот главное средство изображения петербургской жизни. Вершина цикла

- «Шинель». Это самая зрелая повесть, прочитав которую, у нас не остаётся вопросов.

Чтобы понять, в чём истинный замысел этой повести, можно её сравнить с поэмой

Пушкина « Медный Всадник». Оба автора изображают чиновников. У «Медного

Всадника» был подзаголовок - « Петербургская повесть». Её Гоголь и взял за основу

372

своего цикла произведений о Санкт-Петербурге. И Гоголь и Пушкин жалеют своих несчастных героев, но не могут придумать им счастливого исхода событий, ведь они обречены, как и все им подобные «маленькие» люди. И, естественно, оба они закономерно погибают от своей же глупости и господствующего страха перед вышестоящими. Если сравнивать героев , можно заметить много несхожих моментов. Трагедии их разны : трагедия Евгения вызвана стихией, которую нельзя обуздать и последствия этого сказываются тяжелее всего на бедных людях. Трагедия Башмачкина сложилась с рождения, она у него постоянная - он обезличен. Приниженность Башмачкина более сильная, у Евгения есть хоть мечта о семейной жизни, а Акакий Акакиевич одинок , и единственное, что обеспечивает ему радость бытия - шинель. О своём будущем и настоящем он не думает, его шинель всё у него «отняла». Она стала для несчастного чиновника всем миром. Евгений способен на самопожертвование, он видит наперёд, осознаёт свои поступки. Башмачкину не для чего и не для кого жертвовать собой, да и смелости у него такой не найдётся.

Поэма Пушкина изображает два разных Петербурга. Один из них - « полнощных стран краса и диво». Второй - город бедных людей, нищих углов, окраин, таких, где живёт Параша. Но для героев существует один единственный Петербург. Для Акакия это город снега, ветра, холода, пронизывающего до костей тебя, и пустынных площадей с бесконечными грабителями и суровыми взорами.

«Медный Всадник» - это сигнал, знак, который заметил Гоголь, который вслед за Пушкиным обратился к темам «маленького человека» и « образа Петербурга». Гоголь Н.В. видел жизнь Акакия Акакиевича, так как находился среди таких, как он. Он мог представить и даже знал ясно, что может чувствовать безвольный чиновник низшего ранга.

А вот герой «Медного всадника» не совсем известен его автору. Пушкин смотрит на него с пониманием, дружелюбно, но этот взгляд не видит насквозь, он принадлежит человеку из совершенно другого общества.

Основная задача Гоголя - создать портрет времени и человека, психологически

обусловленный. Человека, «с его маленькими радостями, маленькими горестями,

словом, всей поэзией его жизни» - говорил В.Г. Белинский. Глубокому и ясному

373

пониманию текста Гоголя способствуют реалии его эпохи. На их фоне и проигрываются жизни героев и их коллизии. Не смотря на то, что писатель очень часто обращается к метафоричному описанию, он насыщает эти описания так же и деталями, которые делают образ города узнаваемым и действительным. События, придуманные и нарисованные автором связываются с настоящими фактами из жизни, географическими названиями. Присутствуют часто и исторические личности. Сама столица становится отдельным и достоверно представленным образом.

В описании Петербурга присутствует объективная оценка жизни XIX века. И это восприятие усиливается личным видением автором столицы, чувствами Гоголя, который связывает свои надежды с эти городом. Очень подробно описывается публика, в пёстром своём многообразии: прислуга, лакеи, и чухонцы, и чиновники, и главное - люди из высшего света. Среди героев присутствуют и реальные лица. Такие как Екатерина , литераторы, журналисты, например, Булгарин Ф.В и Греч Н.И.

Гоголь Н.В. обличает чиновнические ранги и офицерские чины. В «Невском проспекте» мы читаем: « ...титулярные, надворные и прочие советники...коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари.» [1;89] и многие другие звания и должности.

В повести «Нос» обнародуются дожности, до ныне нам неизвестные. Это такие, как : обер-полицмейстер, начальник полиции, экзекутор, столоначальник, Сенат и Управа благочиния. Множество реальных фактов петербургской жизни находят отражение в произведениях данного цикла и несут в себе авторскую оценку. Например, Екатеринский канал, « известный своею чистотою» ( речь идёт о Екатеринском канале, куда спускались сточные воды, о чистоте его Гоголь говорит с иронией и сарказмом).

Тело несчастного Пискарёва увозят на Охту - это предместье Петербурга, здесь находилось кладбище. Это кладбище было скорее всего не для знатного и богатого люда. Гроб его сопровождал лишь сторож - солдат.

Чартков идёт домой в Пятнадцатую линию на Васильевском острове. Это было

любимое место художников, так как здесь по соседству находилась академия

художеств. Бедные и нищие кварталы известны писателю очень хорошо, он в своих

повестях их подробно изображает, каждая мелочь этой стороны города важна для

374

создания цельной картины жизни в городе разбитых грёз.

Одно подобное описание встречается в повести «Портрет». Это Коломна - район на окраине Петербурга, на правом берегу Фонтанки : « Сюда не заходит будущее, здесь всё тишина и отставка, всё, что осело от столичного движенья. Сюда переезжают на житьё отставные чиновники, вдовы, небогатые люди..., выслужившиеся кухарки...и, наконец, весь тот разряд людей, который можно назвать одним словом : пепельный.».

В текст произведения вводится архитектура города, что делает его ярким и достоверным в повествовании. Церковь, перед которой остановились два толстяка, не что иное, как заложенное в 1883 году по проекту А.П. Брюллова лютеранская церковь, которая отличалась необычной тогда архитектурой. Сравнивая рот иного едока с величиною арки Главного штаба, Гоголь имеет в виду здание на Дворцовой площади, которое было построено по проекту Росси и поражало своими размерами.

Чёткая печать времени лежит на слухах и сплетнях, которые рассказывает Гоголь Н.В. Например, о «вечном анекдоте о коменданте, которому пришли сказать, что подрублен хвост у лошади Фальконетова монумента» [1;132].

Та же самая разношёрстная публика примечательна для своего времени. Повести Гоголя проводят нас по улицам, улочкам города, мы имеем представление об устройстве города, мы узнаём даже названия лавок, магазинов, каких-то заведений. Читаем об особенностях одежды коренных петербуржцев. Гениальный писатель увековечил историю Санкт - Петербурга начала XIX века.

События общественной и политической жизни столицы тоже не остались в стороне. В 30 - е годы в театрах Петербурга поменялся репертуар, на сцене же появился бытовой водевиль с чиновниками в главных ролях. В «Невском проспекте» мы читаем : « Русский народ любит изъясняться такими резкими выражениями, какие они, верно, не услышат даже в театре». [« Невский проспект». Гоголь.Н.В]

Иронично выставлены писателем помещаемые в газетах «важные статьи» о

приезжающих и отъезжающих как постоянный отдел, в котором печатался список лиц,

как правило, важных, чиновных. Гоголь говорит об обществе Пирогова - называет его

375

« каким-то средним классом общества», и прибавляет: « В высшем классе они попадаются очень редко или, можно сказать, никогда. Они любят потолковать об литературе; хвалят Булгарина, Пушкина и Греча и говорят с презрением и остроумными колкостями об Орлове»[1;65].

Многие запреты и установленные правила на правительственном уровне отражены в произведениях Гоголя. Например, в повести «Нос» обнародован запрет писать о продаже крепостных в газетах . Писатель говорит правду и нам , читающим правду о том времени, смешно читать и представлять подобное устройство. И так во всём : в описании времени, в изображении общественно - политических событий, культурной жизни города, исторических личностей, к которым обращается автор. Во всех этих картинах, событиях и судьбах живёт реальность и гоголевская ирония.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гоголь Н.В. Сборник рассказов «Петербургские повести»: С-Пб., 1833 г.

2. В.М. Маркович. «Петербургские повести Н.В. Гоголя»: С-Пб., 1989 г.

3. К.В. Мочульский. «Гоголь. Соловьев. Достоевский». - Москва, 1995 г.

4. Журнал «Искры» № . Москва, 1902 г.

5. В. Горелова. «Н.В. Гоголь : струна, звенящая в тумане». Журнал «Личности», Москва, 2008 г.

6. В. Отрошенко. «Гоголиана». Москва, 2013 г.

7. Ю.В. Манн. «Николай Васильевич Гоголь». С-Пб., 2004 г.

8. И. Анненский. «Проблема гоголевского юмора». Москва, 1979 г.

9. И. Анненский. «Художественный идеализм Гоголя». Москва,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.