Научная статья на тему 'ФАНФИКШЕН И ФОРУМНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЖАНРЫ СЕТЕРАТУРЫ'

ФАНФИКШЕН И ФОРУМНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЖАНРЫ СЕТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фанфикшен / форумно-ролевая игра / сетературные жанры / фанфик / пост / fanfiction / forum role-playing game / electronic literature genres / fanfic / post

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лис Ю.В.

В статье рассматриваются такие распространенные жанры электронной литературы, как фанфикшен и форумно-ролевая игра: их отличительные особенности и характеристики; выделяются основные виды изучаемых явлений, приводятся примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Лис Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FANFICTION AND FORUM ROLE-PLAYING GAME AS GENRES OF ELECTRONIC LITERATURE

The article deals with such widespread genres of electronic literature as fanfiction and forum role-playing game: their distinctive features and characteristics; most common forms of the studied phenomena are described, and examples are provided.

Текст научной работы на тему «ФАНФИКШЕН И ФОРУМНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЖАНРЫ СЕТЕРАТУРЫ»

Признак «Месть»: Ос/Месть 15 = 15

Признак «Родина»: Дойду/Родина 4 = 4

Признак «Друг»: До§ор/Друг 8 = 8

3) какой (включает постоянные (интегральные) признаки, рассматриваемые с позиции стороннего наблюдателя);

Баай/Богатый 7, Эдэр/Молодой 15; Араас/Раз-ный 3; Ыраас/Чистый 12; Былыргы /Старинный 6; Аhаа/Кушай 3.

Признак «Состояние»: Ыраас/Чистый 12, Эдэр/Молодой 15, Былыргы/ Старинный 6, Баай/Богатый 7, Араас/Разный 3 = 43

Признак «Питание»: Аhаа/Кушай 3 = 3,

4) делать (действие, ассоциируемое со словом-стимулом);

Признак «Действие»: Сакар/Говори 3, Умнума/Не забывай 17, Толкуйдаа/Думать 15, Бил/Знать 14, Уврэт/Учить 5, ИЫт /Слушать 4= 58

Никуда не относятся: Элбэх/Много 14, Си-тиЬии/Успехи 4, Баай/Богатство 5, Дойду/Родина 4 Ядром концепта «Language/Язык» в языковом сознании носителей английского языка является признак «Общение». Ближнюю периферию концепта представляет признак «Действие», дальнюю периферию концепта представляют признаки «География», «Поколение», а крайнюю периферию концепта представляют признаки «Традиция», «Образование». Ядром концепта «Тыл/Язык» в языковом сознании для носителей якутского языка является «Общение». Ближнюю периферию концепта представляет признак «Языки», «Человек», дальнюю периферию концепта представляют признаки «Орган» и «Поколение», а крайнюю периферию концепта представляют признаки «Нации», «Действие». В итоге рассмотрения ядер и периферий концепта, мы можем утверждать, что сходства

The scientific heritage No 13 (13),2017 найдены в ядрах и перифериях, которые выделены жирным шрифтом. Признак "Общение" является ядром концепта «Язык» в языковом сознании носителей английского и якутского языков. Это говорит нам о том, что признак "Общение" имеет одинаковую позицию у англичан и якутов, так как общение - это основная функция языка. Признак "Действие" является ближней периферией концепта "Language/Язык" в языковом сознании носителей английского языка, а у якутов крайней периферией. Это дает понять нам, что признак "Действие" имеет почти одинаковую позицию у носителей английского и якутского языков, так как язык - это речь в действии. Признак "Поколение" является дальней периферией концепта "Язык" в языковом сознании носителей английского и якутского языков. Это объясняется тем, что признак "Поколение" имеет одинаковую позицию у англичан и якутов, так как язык передается от поколения к поколению. Это доказывает то, что каждый народ воспринимает то или иное слово по-разному, потому что они представители разной культуры, страны и каждая страна имеют свою историю, которая является результатом жизни различных эпох.

Список литературы

1. Верещагин Е.М., В.Г. Костомаров. Язык и Культура. - М., 1990. - 25 с.

2. Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. - М.: Институт русского языка РАН, 1999. 180 с.

3. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. - Воронеж: Истоки, 2001. — 191 с.

4. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. - М.: Академический проект, 2001. - 990 с.

Лис Ю.В.

Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина, студент 3 курса филологического факультета, специальности "Иностранныеязыки (английский, немецкий)"

ФАНФИКШЕН И ФОРУМНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ЖАНРЫ СЕТЕРАТУРЫ

FANFICTION AND FORUM ROLE-PLAYING GAME AS GENRES OF ELECTRONIC LITERATURE

Lis Y.V.

Mozyr state pedagogical university named after I. P. Shamyakin, 3d term student of Faculty of Philology,

Foreign Languages Department (English, German)

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются такие распространенные жанры электронной литературы, как фанфикшен и форумно-ролевая игра: их отличительные особенности и характеристики; выделяются основные виды изучаемых явлений, приводятся примеры.

ABSTRACT

The article deals with such widespread genres of electronic literature as fanfiction and forum role-playing game: their distinctive features and characteristics; most common forms of the studied phenomena are described, and examples are provided.

Ключевые слова: фанфикшен, форумно-ролевая игра, сетературные жанры, фанфик, пост.

Keywords: fanfiction, forum role-playing game, electronic literature genres, fanfic, post.

Фанфикшен (от англ. Fan - «поклонник» и fiction - «художественная литература») - представляет собой фанатское литературное творчество, созданное на основе того или иного оригинального произведения. Чаще всего это кино или телесериал, мультфильм или аниме, комикс или манга, компьютерная игра, литературный текст. Фанфик может быть как продолжением оригинального сюжета, так и его предысторией, альтернативной версией, пародией. Фанфики представляют собой смежную разновидность творчества: в их состав входят не только элементы оригинального мира, но и фанатский вымысел, который часто может выходить за рамки канона.

Фанфики отвечают четырем главным характеристикам:

- в отличие от других сетературных жанров, они ориентированы не на любого читателя, а исключительно на того, кто знаком с каноном (сюжетом), на основании которого пишется фанфик;

- чаще всего фанфики создаются по мотивам массовой культуры и только в очень редких случаях - по мотивам классики или современных качественных произведений;

- среди авторов фанфиков обычно нет профессиональных писателей;

- авторы фанфиков не преследуют коммерческих целей и не претендуют на массовую популярность, а только на популярность среди товарищей по фэндому.

В настоящее время в фанфикшене представлены практически все жанры массовой литературы, однако они пользуются разной степенью популярности. Лидирующее место занимают любовные романы (чем откровеннее - тем лучше), фэнтези и фантастика, приключенческие романы и пародии. Наименьшей же популярностью пользуются детективы и триллеры. Очень часто встречаются фан-фики, которые представляют собой гибрид сразу нескольких жанров [1]. Стоит заметить, что фан-фикшен вместо классических названий использует свои собственные термины (чаще всего заимствованные из английского языка).

Жанром в фанфикшене чаще всего называют вид фанфиков, написанных с помощью определенных приемов, среди которых можно выделить: «кроссовер», «вызов/челлендж», «POV», «филк» и «альтернативную вселенную».

Под кроссовером (от англ. crossover - «пограничное или переходное явление», «пересечение») понимается история, в которой пересекаются сюжеты двух и более оригинальных произведений. В кроссовере персонажи одного произведения попадают в мир другого произведения либо все персонажи из всех задействованных канонов обитают в одной вселенной.

Под вызовом понимается игра в жестко заданных рамках, когда автор пишет на основе чужой идеи, при этом автор обязательно указывает, что идея принадлежит не ему.

POV (от англ. point of view - «точка зрения») представляет собой прием, в котором рассказ ведется исключительно от первого лица, благодаря

чему появляется возможность по-новому взглянуть на события исходного произведения

Филк - это фанфик, который пишется в виде песни, как правило, юмористической. Чаще всего за основу берется известная песня, которая посвящается персонажу какого-либо оригинального произведения.

Под альтернативной вселенной понимается история, происходящая в рамках выдуманной фикрайтером (автором фанфика) вселенной. Чаще всего в таких фанфиках без изменений остаются только персонажи из первоисточника, а все остальное (вселенная, сюжетные перипетии) является авторской фантазией. Возможен и другой вариант, когда фикрайтер не придумывает свою вселенную, а изменяет одну из важных составляющих выбранного произведения, тем самым кардинально преобразуя дальнейшее развитие событий.

По структурным взаимосвязям фанфики делятся на:

- одиночные фанфики (от англ. standalone -«автономный») - не являются частью какой-либо серии;

- фанфики-продолжения (от англ. sequel -«продолжение») - как следует из названия, это фан-фики, которые являются продолжением другого фанфика;

- фанфики-приквелы (от англ. prequel -«предыстория») - описывают события, происходящие раньше основного сюжета;

- серийные фанфики (от англ. series - «серия», «цикл») - состоят из других законченных фанфиков, которые появляются в разное время; обычно в серию входит не менее трех частей.

У фанфикшен-культуры, в отличие от других сетературных жанров, существует специальный аппарат редактуры. Однако этот аппарат, который представлен такими же фанатами-непрофессионалами, как и сам автор, нельзя назвать достаточно эффективным. Человек, который вычитывает и правит авторский фанфик, именуется «бетой». Иногда осуществляется взаимный обмен между авторами фанфиков, когда один обещает быть «бетой» другого при условии, что тот также выступит в качестве «беты» первого. «Бета» - это в первую очередь редактор и корректор, который исправляет орфографические и стилистические ошибки. Однако иногда «бета» может выступать и в качестве критика, оценивающего фанфик, указывающего на его сюжетные недостатки и помогающего их исправить до того, как тот появится в свободном доступе. Наличие «беты» не является обязательным условием, однако многие фикрайтеры все же предпочитают не публиковать свои произведения без редактуры.

В фанфикшене рейтинг и предупреждения выполняют функцию ограничения читательской аудитории и в определенной степени являются одной из составляющих фанфикшен-этикета. Каждый автор, безусловно, имеет право писать все, что захочет, так как нет никаких ограничений для творчества. Однако и у читателя есть право отказаться от ознакомления с произведением, если его содержание не

соответствует читательскому «кодексу приличия». Именно по этой причине все фанфикшен-сайты требуют указывать рейтинг фанфика, и если автор пренебрегает данным требованием, то его фанфик удаляется с сайта, причем даже сам автор может быть лишен доступа на сайт. Эти меры необходимы для того, чтобы читатель не мог случайно натолкнуться на нежелательный контент.

Пример фрагмента фанфика:

Harry Potter half heard as Ron Weasley told him the hardships of having six siblings. He was still wondering how he went to bed last night all battered and bruised from his Uncle's latest rage fit and woke up without a single sign of it. He knew the wounds were still there, he could feel them. Every single broken bone, every single cut on his slightly tanned skin (from doing yard-work). He couldfeel the pain that came with them but he - nor anyone, it seemed - could see them.

'It must be some sort of magic' he thought.

Форумно-ролевая игра или ФРПГ (от англ. Forum Role Playing Game) представляет собой интерактивную литературную игру, участники которой по очереди выполняют определенные творческие действия на заданную тему. Совокупность всех творческих действий участников в итоге составляет единое, с точки зрения смысловой нагрузки, произведение.

Весь игровой процесс построен на постах или сообщениях. На каждом форуме, на базе которого ведется игра, предусматриваются свои правила. Прежде чем включиться в игровой процесс, участник должен в отдельном посте составить анкету персонажа, которого планирует отыгрывать. В анкете приводится краткая биография персонажа, даются описание внешности и характера, а также прочие дополнительные детали. Причем, чем больше деталей - тем легче игрокам взаимодействовать друг с другом. Участник включается в игровой процесс с помощью постов, написанных от лица своих персонажей, при этом повествование может вестись как от первого, так и от третьего лица. В каждом посте игроки описывают действия, мысли и эмоции своих персонажей, их реакцию на ход игровых событий.

Посты прописываются на форуме в определенных темах, которые выполняют роль игровой зоны. По способу построения игровые зоны бывают локационными и эпизодическими. Локационная игра построена таким образом, что каждая тема соответствует определенному месту действия. В игре по эпизодам все действия происходят в одной теме, независимо от того, сколько уровней проходят персонажи за время игры (в этом плане эпизод можно сравнить с книжной главой). Как правило, эпизод содержит фиксированное количество персонажей. Если в процессе игры добавляется новый игрок, то уже задействованные игроки завершают текущий эпизод и начинают следующий, чтобы начать взаимодействие с подключившимся участником [2]. Эпизоды удобны тем, что не вызывают сложностей при ознакомлении с сюжетом игры у новичков, особенно если на форуме присутствует отдельная тема

с перечнем отыгранных эпизодов в хронологическом порядке.

В любой форумно-ролевой игре можно выделить две основные и одну дополнительную составляющие. К основным относятся воображаемый мир и персонажи, к дополнительной - легенда. Под миром понимается виртуальное пространство, определенным образом организованное и отвечающее требованиям создателей к придуманной ими реальности, в рамках которой разворачивается игровое действие. Чаще всего игрок имеет возможность отыгрывать всего лишь одного персонажа, что отличает форумно-ролевую игру от гипертекстового интерактивного романа. Мир и персонажи могут быть заимствованы из кинематографических, мультипликационных, литературных и других произведений, либо созданы участниками игры.

Под легендой, или историей, понимается придуманная создателями игры предыстория, которая определяет начало игры и дальнейший ход ее развития. Легенда выполняет две функции: познакомить новичков с миром и персонажами, а также преподнести им ситуационную проблему, которую придется решать в рамках игрового процесса.

В настоящий момент существует несколько классификаций форумно-ролевых игр. Наиболее популярной считается классификация, основанная на контроле игрового процесса и взаимодействии между игроками. В соответствии с ней ФРПГ можно разделить на две группы - так называемые «мастерские» и «свободные». Вместе с тем большинство игр относятся к смешанному типу.

В «мастерских» ролевых играх все задания, игровые ситуации и правила придумывает администратор или модератор - мастер игры. Если сам мастер принимает участие в игровом процессе, то игра происходит исключительно в режиме «мастер-игрок». Такой вид форумных ролевых игр подразумевает постоянный контроль за ведением игры со стороны мастера, в связи с чем количество участников подобных «ролевок» существенно ограничивается, а сами условия приема в игру порой оказываются слишком жесткими.

«Свободные» ролевые игры, в отличие от «мастерских», ведутся в режиме «игрок-игрок». Администратор или модератор также могут создать своих персонажей, однако они принимают незначительное участие в развитии сюжетной линии.

В авторских форумно-ролевых играх героев и мир придумывают сами игроки. Несмотря на отсутствие каких-либо ограничений и полную свободу творчества, данный вид игры пользуется наименьшей популярностью. Причина заключается в большом объеме работы: нужно «с нуля» создать мир, подробно расписать все особенности его функционирования, придумать и детально описать персонажей, существующих в этом мире и т.д. Как правило, такое подробное описание принимает форму легенды, но если она не полностью продумана и в ней отсутствует логическое начало, то новички могут неправильно интерпретировать игровой сюжет.

Как в фанфикшене, так и в форумно-ролевых играх присутствует ограничение по возрастному рейтингу.

Пример форумной ролевой игры: SecretsxForever-Hiatus (a roleplayer, as Rina): "You're bleeding very badly, and we don't have much time. I'm going to have to seal the wound and bandage you up, at least till we get to the hideout" She explained, inspecting the wound. "Forgive me for this" She said before conjuring up a spark in her hand and pressing it deep against the wound to stop the bleeding. The flames would stop the bleeding for a while, but he wouldn't be able to fight for a while in his broken condition. Once she sealed the wound, she grabbed the bandages from her satchel, and wrapped them around the gory wound.

TheCheekiBreeker (a roleplayer, as Peregrinus):

Before the assassin could react the left side of his stomach was burning. He could not hold himself from screaming, as if they did not attract enough attention as it is. As the flames faded away he began breathing heavily and groaning from the pain. "You have a weird way of treating a cut, lady." He said through his teeth,

УДК: 161.1

_63

for once not embedded in thoughts of anger and revenge, trying not to move too much to make the bandaging process easier on both of them. He did not know what hideout the sorceress was talking about but he could not care at the moment, all he wanted is a place that he could gather himself in and get some quiet. Once his wound was bandaged he slowly got himself up and picked his saddle from the ground before putting it on his horse, he was ready to get the hell out of the city.

Список литературы

1. Рогачевская, Е. РУЛИНЕТ: ЛИТЕРАТУРА В СЕТЯХ / Е. Рогачевская // Сетевая Словесность 2002. [Электронный ресурс]. - 2002. - Режим доступа:

http://www.netslova.ru/rogachevskaya/rulinet.html. -Дата доступа: 22.02.2017.

2. Федорова, Н. Вдоль и поперек: формы диа-логизации слова в комбинаторной литературе / Н. Федорова // Транслит [Электронный ресурс]. -2012. - Режим доступа: http://litbook.ru/article/256. -Дата доступа: 25.02.2017.

Мойсей А.А.

доктор iсторичних наук, професор, завгдувач кафедри сустльних наук та укратознавства ВДНЗ

Украши «Буковинський державний медичний утверситет».

Скрицька Н.В.

викладач кафедри суспшьних наук та укратознавства, ВДНЗ Украти "Буковинський державний

медичний унiверситет ", Украша, Чернiвцi

ПОНЯТТЯ У ЛОГ1ЧНИХ ТРАКТАТАХ АР1СТОТЕЛЯ ТА ЙОГО РОЗРОБКА В СУЧАСН1Й

ЛОГ1Ц1ЯК НАУЦ1

THE CONCEPT IN ARISTOTLE'S LOGICAL TREATISES AND IT DEVELOPMENT IN MODERN

LOGIC AS A SCIENCE

Moysey A.

Doctor of Historical Sciences, Chief of the of the department of Social Sciences and Ukrainian

of Bukovinian State Medical University.

Skrytska N.

Assistant of the Department of Social Sciences and Ukrainian Studies of Bukovinian State

Medical University.

АНОТАЦ1Я

Поняття e одним i3 роздшв формально! лопки. Проблема утворення понять на основi ознак, власти-востей, ввдношень мш собою була основою до^дження в працях з лопки у Арютотеля та мае потенщал дослвдження в сучаснш логщг Так, тд поняттям Арютотель розумiв категорш, рвд, рiч, думку про предмет, лопчну суть буття, логос. Якщо мова йде про засновки силопзму, то поняття у мислителя виступае чимось мислимим або ноемою. Окремi аспекти лопчного вчення Арютотеля вщнаходять свое втшення у класичних та некласичних напрямках розвитку лопчно! науки. А тому обрана проблематика е актуальною у контексп сучасних до^джень особливостей лопчного вчення Арютотеля, яке стало основою станов-лення i формування сучасно! лопки.

Об'ект дослвдження - поняття Арютотеля.

Предмет дослвдження полягае у до^дженш поняття Арютотеля та його зв'язок зi сучасними напря-мками лопки.

ABSTRACT

The concept is one of the sections of formal logic. The problem of formation of concept on the basis of signs was a base of research in Aristotle's writings. Under the concept Aristotle understood a category, kind, thing about subject, logos.Certain aspects of the logical teaching of Aristotle have own expression in the classical and non-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.