Научная статья на тему 'Факультеты ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА на Рождественке'

Факультеты ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА на Рождественке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
173
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВХУТЕМАС / ВХУТЕИН / Основное отделение / дисциплины «Пространство» / «Цвет» / «Рисунок» / Полиграффак / Дерметфак / Живфак / VKHUTEMAS / VKHUTEIN / Main department / disciplines "Space" / "Color" / "Drawing" / Polygraphic faculty / Faculty of Metal and Woodworking / Faculty of Painting

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лариса Ивановна Иванова-веэн

В публикации анализируются изображения аудиторий и рекреаций 1920-х гг. ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа на Рождественке с целью выявления их местоположения. Рассматривается серия известных фотоснимков аудиторий: Основного отделения (дисциплин «Пространство», «Цвет», «Рисунок»), факультетов (Полиграффак, Дерметфак) и скульптурной мастерской. Впервые публикуется ряд групповых фотографий на крыше Нового корпуса (собрание Музея МАРХИ) и схемы расположения аудиторий станкового, монументального и декоративно-монументального отделений Живфака (РГАЛИ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Faculties of VKHUTEMAS-VKHUTEIN on Rozhdestvenka

The publication analyzes images of classrooms and recreations of the 1920s. VKhUTEMAS-VKhUTEIN on Rozhdestvenskaya Street in order to identify their location. A series of well-known photographs of classrooms is considered: the Main department (disciplines "Space", ";Color", ";Drawing"), faculties (Polygraphic faculty, Faculty of Metal and Woodworking) and sculpture workshop. For the first time, a number of group photographs are published on the roof of the New Building (the collection of the MARKHI Museum) and the layout of the classrooms of the easel, monumental and decorative-monumental departments of the Faculty of Painting (RGALI).

Текст научной работы на тему «Факультеты ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА на Рождественке»

Architecture and Modern Information Technologies. 2021. №4(57). С. 94-108

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Научная статья

УДК/UDC 72.038.1:378(470-25)"192" DOI: 10.24412/1998-4839-2021 -4-94-108

Факультеты ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА на Рождественке

Лариса Ивановна Иванова-Веэн1

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия [email protected]

Аннотация. В публикации анализируются изображения аудиторий и рекреаций 1920-х гг. ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа на Рождественке с целью выявления их местоположения. Рассматривается серия известных фотоснимков аудиторий: Основного отделения (дисциплин «Пространство», «Цвет», «Рисунок»), факультетов (Полиграффак, Дерметфак) и скульптурной мастерской. Впервые публикуется ряд групповых фотографий на крыше Нового корпуса (собрание Музея МАРХИ) и схемы расположения аудиторий станкового, монументального и декоративно-монументального отделений Живфака (РГАЛИ). Ключевые слова: ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Основное отделение, дисциплины «Пространство», «Цвет», «Рисунок», Полиграффак, Дерметфак, Живфак Для цитирования: Иванова-Веэн Л.И. Факультеты ВХУТЕМАСА-ВХУТЕИНА на Рождественке // Architecture and Modern Information Technologies. 2021. №4(57). С. 94-108. URL: https://marhi.ru/AMIT/2021/4kvart21/PDF/06 ivanova.pdf DOI: 10.24412/1998-48392021-4-94-108

Финансирование: Исследование выполнено за счет гранта РФФИ. Грант № 19-012-00193А

ARCHITECTURAL HISTORY AND CRITICISM

Original article

Faculties of VKHUTEMAS-VKHUTEIN on Rozhdestvenka Larisa I. Ivanova-Veen

Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia [email protected]

Abstract. The publication analyzes images of classrooms and recreations of the 1920s. VKhUTEMAS-VKhUTEIN on Rozhdestvenskaya Street in order to identify their location. A series of well-known photographs of classrooms is considered: the Main department (disciplines "Space", "Color", "Drawing"), faculties (Polygraphic faculty, Faculty of Metal and Woodworking) and sculpture workshop. For the first time, a number of group photographs are published on the roof of the New Building (the collection of the MARKHI Museum) and the layout of the classrooms of the easel, monumental and decorative-monumental departments of the Faculty of Painting (RGALI).

Keywords: VKHUTEMAS, VKHUTEIN, Main department, disciplines "Space", "Color", "Drawing", Polygraphic faculty, Faculty of Metal and Woodworking, Faculty of Painting For citation: Ivanova-Veen L.I. Faculties of VKHUTEMAS-VKHUTEIN on Rozhdestvenka. Architecture and Modern Information Technologies, 2021, no. 4(57), pp. 94-108. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2021/4kvart21 /PDF/06 ivanova.pdf DOI: 10.24412/1998-4839-2021-4-94108

Funding: The study was supported by a grant of the Russian Foundation for Basic Research (RFBR). Grant No. 19-012-00193A

1 © Иванова-Веэн Л.И., 2G21

В наше время ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) является одним из известных художественных учебных заведений и признанной в мире школой русского авангарда. Факультеты ВХУТЕМАСа располагались на двух территориях: комплекса бывшего Строгановского художественно-промышленного училища (СХПУ) на Рождественке и бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества (УЖВЗ) на Мясницкой. В 1918 году СХПУ было, реорганизовано в Первые Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ), а УЖВЗ - во Вторые СГХМ, а в 1920 году на их базе был создан ВХУТЕМАС. Если на Мясницкой три бывших отделения стали тремя соответствующими факультетами: Архитектурный, Живописный, Скульптурный, то на Рождественке производственные мастерские были сгруппированы в пять факультетов: Керамический, Полиграфический, Текстильный, Деревообделочный и Металлообрабатывающий (объединенных в 1926 году в Дерметфак). Со временем произошла корректировка расположения мастерских факультетов, о чем будет сказано ниже. В 1923 году было образовано Основное отделение, созданное для всех специальностей 1 -го и 2-го курсов, где студенты проходили пропедевтические дисциплины (в том числе дисциплину «Пространство»).

С.О. Хан-Магомедов в своих монографиях о ВХУТЕМАСе дал достаточно подробную информацию о его факультетах и привел большое количество учебных работ. Публикуя фотографии аудиторий, он не ставил задачу определить местоположение съемки [х-м1-3]. Другие исследователи художественного наследия 1920-х годов также не сообщали

0 конкретных аудиториях, в том числе Н.Л. Адаскина [4].

Автор публикации с 1990-х годов (с начала создания Музея МАРХИ) собирает и детально изучает наследие ВХУТЕМАСа. Особое значение придается месту, где находились аудитории Основного отделения и факультетов, проводились занятия по конкретным дисциплинам и проходили выставки [5-8]. Здесь рассматриваются известные фотографии, уточняются место съемки и приводятся новые документальные свидетельства. Ряд материалов публикуется впервые.

Границы владения ВХУТЕМАСа на Рождественке сложились в 1892 году, когда территория бывшей усадьбы Воронцовых была разделена на три владения. Западная парковая часть (со стороны ул. Неглинной) была передана банку, угловая южная часть (со стороны Кузнецкого моста) была передана Третьяковым, а основная часть (со стороны Рождественки) была передана СХПУ. Сохранился чертеж генплана участка 1925 года (рис. 1а). Комплекс зданий ВХУТЕМАСа не перестраивался со времени Строгановского училища, которым была проведена реконструкция строений и ограды (арх. С.У Соловьев): главного дома бывшей усадьбы Воронцовых XVIII в. (№2), и левого флигеля (№4), на месте правого флигеля был построен «корпус мануфактур» (№3).В 1914 году на месте прежних строений со стороны Сандуновского переулка было построено новое здание (арх. А.В. Кузнецов) - «Новый корпус мастерских» (№1).

Сейчас данную территорию занимает МАРХИ, при котором была проведена реконструкция корпусов (1 и 2) в 1960-е и 2000-е гг. (рис. 1б).

Номера корпусов комплекса сохранились со времени ВХУТЕМАСа:

1 корпус - 6-этажное здание, так называемый «Новый корпус».

2 корпус - историческое 3-этажное здание.

3 корпус - бывшее здание мануфактур СХПУ, общежитие студентов ВХУТЕМАСа.

4 корпус - 4-этажное здание бывших мастерских СХПУ с магазином на 1-м этаже.

Больше всего сохранилось материалов и сведений о 1-м и 2-м корпусах, которые мы здесь рассмотрим. В связи с тем, что фотоизображения и документальные свидетельства 3-го и 4-го корпусов 1920-х гг. не выявлены, данные здания в публикации не рассматриваются.

а) б)

Рис. 1. Генплан владения на Рождественке: а) ВХУТЕМАС 1925 г. МГИНТА п.39(1) (публикуется впервые); б) МАРХИ. Планы корпусов по 1-му этажу. 2000-е гг. (публикуется впервые)

Новый корпус мастерских при Строгановском училище в 1920-е гг. стал называться Новым корпусом ВХУТЕМАСа (корпус 1). Это подтверждает текст афиши выставки Современной архитектуры (СА)1927 г. (рис. 2 а,б).

Выставка логиощаотся в новом иорпусе Вхутемаса - Рождост-вонна 11. Открыта ежедневно от 1 чаоу до 6. Ворнисаж 18 VI ■ 2 мяса дня.

Плата эв вход ■ день вернисажа 1 р., ■ остальные дни 40к., о учащихся 21) н., о энснур-сантол-10 и.

а) б)

Рис. 2. Плакат-афиша выставки СА: а) Общий вид; б) фрагмент. Музей МАРХИ

На сохранившейся фотографии, опубликованной автором ранее, зафиксирован главный вход в здание с плакатом [7, с.184]. Сохранилось много фотографий, снятых в аудиториях Нового корпуса ВХУТЕМАСа, большая часть которых опубликована без отсылки конкретного места.

Рассмотрим Новый корпус по этажам. На центральной парадной лестнице часто фотографировались студенты. Недавно был опубликован групповой снимок участников «Физкультурного вечера», сидящих на ступенях главной лестницы в марте 1928 г2.

2 Лысова Т.В. Архив сестер В. и Н. Колпаковых. Собрание Музея МАРХИ // Материалы конференции «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре ХХ-ХХ1 веков». Москва. 2020. С. 215.

В одноэтажной части здания находилась скульптурная мастерская И.М. Чайкова (ныне -Галерея ВХУТЕМАС), о чем свидетельствует серия фотографий. Другие мастерские Скульптфака оставались на Мясницкой. Отчетливо видна на фотоснимке 1927 г. колонна рядом со скульптурной композицией «Путь к социализму» студентки К. Коварской [6, с.70].

Размещение мастерских Дерметфака в цокольном и 1-м этажах слева от лестницы (западное крыло) подтверждает сохранившаяся серия фотографий А. Родченко. На первой из них изображены группа студентов за чертежными столами и педагог В.Е. Татлин в центре, на фоне витражных окон Нового корпуса. Фотографии были опубликованы С.О. Хан-Магомедовым в Парижском, а затем в русских изданиях [1, с.676, 695; 3, с.137,146,154].

В правой стороне от лестницы (восточное крыло), на 2-м этаже находились мастерские Полиграффака, о чем свидетельствует ряд фотографий. По одной из них, опубликованной Хан-Магомедовым (место хранения фотографии не установлено), удалось выявить место съемки - это аудитория 2-го этажа восточного крыла (ныне - ауд. 233). Это угловое помещение, выходящее окнами на юг, во внутренний двор (рис. 3). На снимке зафиксированы полиграфические станки, витражное остекление. Из левого окна видны три окна 3-го корпуса.

Рис. 3. Угловое помещение восточного крыла. Аудитория Полиграффака. 1927 г. [8, с.219]

Выше, начиная с 3-го этажа, располагалось Основное отделение. Самая ранняя фотография - отчетная выставка ОБМАС 1923 года (рук. Н.А. Ладовский) - была впервые опубликована Хан-Магомедовым (рис. 4). Данная фотография хранится в Музее МАРХИ. Автором был проанализирован снимок по конструктивным элементам интерьера и установлено место съемки - это выставочный холл в крыле, примыкающем к старому зданию (сейчас - рекреация на 4-м этаже рядом с аудиториями 408 и 410). Фотография была детально описана в публикации автора.

На следующей фотографии (рис. 5) запечатлена выставка учебных работ по дисциплине «Цвет» 1926 года (рук. Г. Клуцис). Она была опубликована Н.Л. Адаскиной. По верхним конструкциям установлено место съемки - рекреация 4-го этажа, в том же месте, где проходила выставка ОБМАСа.

По сохранившейся серии фотографий удалось установить, что занятия по дисциплине «Пространство» проходили на 4-м этаже. На следующей фотографии изображена выставка макетов (рис. 6). Она опубликована впервые в книге «От ВХУТЕМАСа к МАРХИ». По форме ригеля, переплету витража удалось установить, что выставка проходила в аудитории 400, где сейчас находится кафедра Основ архитектурного проектирования. Это же помещение (с ригелем) запечатлено на другой фотографии. По еще одному известному снимку выставки макетов было выявлено, что изображена та же аудитория, только снятая с противоположной стороны (рис. 7).

Рис. 4. Выставка ОБМАС 1923.Музей МАРХИ [7, с.186]

Рис. 6. Выставка макетов по дисциплине «Пространство».1927-1928 гг.

Рис. 7. Выставка макетов работ по дисциплине «Пространство» на тему «Выявление и выражение массы и веса». 1927-1928 гг.

На 5-м этаже в южном крыле, примыкающем к главному корпусу, находилась большая аудитория со сплошным боковым и верхним остеклением в части крыла, примыкающего к корпусу 23. Ее отчетливо видно на снимке, на котором запечатлена сцена защиты диплома на Полиграффаке (рис. 8). Возможно, это помещение было многофункциональным и использовалось другими факультетами тоже.

В центральной части 5-го этажа, по оси парадной лестницы находился физкультурный зал, в котором часто снимались студенты. На известной фотографии 1922 г. в центре группы изображены А. Веснин и Л. Попова (рис. 9). На фотографии, впервые опубликованной Хан-Магомедовым в Парижском издании, был срезан верх. Справа отчетливо видна часть конструкции Кузнецова, которая перекрывает большое пространство физкультурного зала (сохраняющего свою функцию и теперь).

Рис. 8. Защита диплома на Полиграффаке

3 В 1990-х гг. на уровне 5-го этажа крыло было соединено переходом с корпусом 2.

Рис. 9. Групповая фотография. В центре - А. Веснин и Л. Попов.1922 г.

По обе стороны от физкультурного зала, в северной части Нового корпуса (по Сандуновскому переулку) были выходы на эксплуатируемые крыши4. В собрании Музея МАРХИ хранится много групповых фотоснимков, выполненных на крыше5. На следующих групповых фотографиях засняты студенты во время и после занятий физкультурой (рис. 10-12).

" тш

(у>% , -

I л

л,,, х ЧМР

■■ % ^I

Рис. 10. Студентки во время выполнения гимнастических упражнений. Публикуется впервые

4 В 1960-е гг. эти крыши были перекрыты металлическими конструкциями, подобными Кузнецовским: западное пространство присоединилось к физкультурному залу, восточное пространство -аудитория 500 (кафедра Живописи).

5 Ряд фотографий (рис. 10-12, 14-16) Музей МАРХИ получил из коллекции О.О. Ройтенберг, переданный составителем книги о ней: Неужели кто-то вспомнил, что мы были... Книга-альбом О.О. Ройтенберг / Сост. Т.И. Кононенко и др. Москва, 2007.

Рис. 11. Студенты после занятий физкультурой. Публикуется впервые

Рис. 12. Студенты после занятия фехтованием. Публикуется впервые

Сохранилась серия снимков на крыше корпуса групповая фотография студентов, снятых после занятий по рисунку (рис. 13-15) Некоторые из них держат в руках рулоны и папки с работами. В кадре присутствует северо-восточный угловой пилон (угол Сандуновского переулка и Рождественки), что означает, что снимок сделан в восточной части.

Следующие фотографии объединяет место съемки - на крыше северной части здания, западнее физкультурного зала, где четко угадываются северо-западный угловой пилон и труба Сандуновских бань (рис. 16, 17). Известна вторая фотография, изображающая выпускников Живфака 1930 года. Она послужила афишей празднования 90-летия ВХУТЕМАСа, проводимого МАРХИ с МГХПА. Студенты машут руками накануне закрытия ВХУТЕИНа перед переездом Живфака в Ленинград. В кадр вошли леса строящейся пристройки к Госбанку.

Рис. 13. Студенты мастерской Щербиновского. 1924 г.

Рис. 14. Группа студенты. В центре, предположительно, педагог С. Герасимов. Публикуется впервые

Рис. 15. Студенты с педагогом и натурщиками. Публикуется впервые

Рис. 16. Группа студентов. Публикуется впервые

Рис. 17. Фотография студентов Живфака. 1930 г.

На шестом этаже (ныне - аудитория 602), в аттике центрального ризалита, над парадной лестницей находилось помещение по дисциплине «Рисунок». Его местоположение установлено по сложной форме витража со скосом (рис. 18). В Музее МАРХИ хранится рисунок В. Лапина с тем же интерьером и характерным остеклением (рис. 19).

Рис. 18. Аудитория дисциплины «Рисунок»

Рис. 19. Рисунок В. Лапина 1928 г.

Рассмотрим 2-й корпус - историческое здание. Есть несколько свидетельств об актовом зале (ныне - Красный зал), который находится в середине 2-го этажа, над вестибюлем. Известно выступление В. Маяковского в этом зале в начале 1920-х гг. На одной фотографии над рукой стоящего на сцене Маяковского запечатлен характерный лепной декор. В 2010 г. была опубликована фотография празднования десятилетия Мастерских (СГХМ) в актовом зале в 1928 г. В кадр попала угловая изразцовая печь, выполненная при Строгановском училище. Сам снимок сделан со сцены [5, с. 11]. За большим Т-образным столом сидят представители ректората и педагоги ВХУТЕИНа.

Недавно автором был проведен анализ помещений, в которых проходила выставка современной архитектуры СА (1927 г.)6. В 1927 г. в журнале «СА» была опубликована серия фотографий выставочных помещений. Выставка проходила в нескольких залах, где демонстрировались проекты известных архитекторов из разных стран и дипломные работы Архфака ВХУТЕМАСа.

Ключевой фотографией в поиске места съемки было изображение центрального пространства выставки «Зала ОСА». По анализу конструктивных элементов, изображенных на фотографии (характер окон, дверных проемов, элементов карнизов), удалось установить точное место расположения выставки - на третьем этаже здания. По верхнему ярусу глухих арок было установлено место - ныне аудитория 309, которая была перекрыта в 1960-е гг. с устройством амфитеатра (лекционная аудитория) и помещения под ним (ныне - кафедра Промышленной архитектуры). Следующий большой зал - «зал вузов» [9, с.159]. Он находится над актовым залом (ныне - аудитория 301). Отдельные залы были посвящены зарубежным архитекторам Баухауза [9, с.159]. Удалось установить, что это помещение примыкало к залу вузов (ныне - аудитории 314, 315). Вход был организован со стороны Нового корпуса7.

Недавно автором был выявлен интересный документ - «Распределение помещений Жив. ф-та на 29-30 гг.». Документ подписан Ученым секретарем ВХУТЕИНа 29 августа 1929 г. в преддверии 1929/30 учебного года, оказавшегося для института последним, т.к. в мае 1930 г. ВХУТЕИН был реорганизован. Он был целиком опубликован и подробно описан автором публикации8. Документ представляет собой схематичные изображения планов

6 Данные проведенных исследований 2006 г. демонстрировались на выставке, посвященной 80-летию СА (Галерея ВХУТЕМАС, 2007).

7 Подробное описание было сделано автором в статье о Баухаузе. В публикации дана схема расположения залов и вход на выставку через Новый корпус [3, с.184-185].

8 Иванова-Веэн Л.И. Новые документы о структурных подразделениях СГХМ-ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН// Век конструктивизма. - Москва. МГХПА. 2021. В издательстве.

2-го и 3-го этажей учебного корпуса с обозначением помещений и примечаниями. Здесь представлены его два фрагмента (рис. 20 а, б).

а) б)

Рис. 20. Фрагменты документа «Распределение помещений Жив. ф-та на 29-30 г.»: а) план 2-го этажа; б) план 3-го этажа, 1929 г.

По П-образному абрису планов схему помещений можно отнести к старому зданию (корпусу №2) на Рождественке. Это подтверждается также тем, что в это время в здании находился актовый зал (ныне - Красный зал МАРХИ). На представленной схеме он изображен в середине 2-го этажа, вдоль главного фасада. Во внутреннем дворике, вход в который был из главного вестибюля, созданного строгановцами на месте разобранной парадной лестницы, где находились открытая студия живописи и макетная ВХУТЕИНа.

На 2-м этаже располагались библиотека (ныне - холл Красного зала), помещения и деканат Основного отделения, «Научно-исследовательский кружок», аудитории дисциплин «Декоративное искусство», «Пространство», «Проектировка» для курсов Декоративного отделения, аудитории II-V курсов Монументального и Декоративного отделений (рис. 20 а). На 3-м этаже располагались помещения Основного отделения с Анатомическим и Исследовательским кабинетами и аудитории Монументального, Станкового и Декоративного отделений II-V курсов (рис. 20б).

Вызывают интерес комментарии к планам: «В коридорах против комнат 63-61 и 45-41 работают по стене студ. Мон. отд. и размещены макеты Декорат. отд.», «В комнате 62 будут производиться испытания прочности различных способов стенописи и кроме того эта комната служит аудиторией для всего факультета, для всех предметов ... (история живописи, социол. искусств, полит. предметы, пед. дисциплины, военное дело, новые языки)». В комментариях указаны 6 мастерских и общее число стоек для составления работ - 155 штук.

Благодаря найденному документу было установлено, что в 1929 г. на 2-м и 3-м этажах исторического здания (корпус 2) на Рождественке находились аудитории Основного отделения II курса и трех отделений Живописного факультета: Монументального, Станкового и Декоративного.

Дополняют схему два факта. В 1990-х гг., во время проведения реконструкции исторического здания на Рождественке, на стенах углового помещения левого крыла, на 3-м этаже (в современных аудиториях 305-306) были обнаружены следы росписи. На схеме 3-го этажа 1929 г. в подписях к комнатам № 60-61 и 62 присутствует слово «фреска». На одном фрагменте виден верхний край красного стяга с лозунгом, с буквами «индуст» -вероятно, со словом «индустриализация». Монументальное отделение Живфака возглавлял Н.М. Чернышев. По воспоминаниям очевидцев, в это время стены лестниц были расписаны.

Данный анализ показал, что на Рождественке, в 1-м корпусе располагались Основное отделение, мастерские Полиграффака и Дерметфака и скульптурная мастерская И.М. Чайкова (основные мастерские оставались на Мясницкой). Во 2-м корпусе располагались Актовый зал и аудитории трех отделений Живописного факультета. Допускается, что часть Живфака оставалась на Мясницкой. Изобразительных данных с подтверждением расположения Керамического и Текстильного факультетов пока не выявлено. Однако известно, что их производственные мастерские не имели специального оборудования, и студенты проходили практику на фабриках (в Вербилках и др.). Скорее всего, учебные классы этих факультетов могли располагаться на Рождественке, в 4-м корпусе.

В заключение следует отметить большое значение Нового корпуса ВХУТЕМАСа, который удачно вписался в историческую застройку. Это здание по своей архитектуре как нельзя лучше отвечало новым требованиям к художественным учебным заведениям и стало символом советской школы авангарда.

Таким образом, приведенные в данной статье исторические сведения значительно дополняют сложившееся представление о роли исторического здания на Рождественке как общегородской общественной площадки, где происходили многие прославленные художественные акции своего времени.

Источники иллюстраций

Рис. 1. а) МГИНТА п.39 (1), б) Музей МАРХИ

Рис. 2; 10-12; 14-16. Музей МАРХИ

Рис. 3. [3, с. 219].

Рис. 4. [2, с.186; 8, с. 55].

Рис. 5. [4, с. 104].

Рис. 6. [5, с.84; 8, с.57].

Рис. 7. [1, с.551; 5, с.85].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 8. [6, с.88].

Рис. 9. [2, с.155].

Рис. 13. [6, с.45].

Рис. 17. [3, с.292].

Рис. 18. [5, с.104].

Рис. 19. [6, с.109].

Рис. 20. а), б) РГАЛИ. ф. 681, оп.2, д.1, л.28.

Список источников

1. Khan-Magomedov S. VHUTEMAS. Moscou. 1920-1930. Volume I,II. Editions du regard. Paris, 1990.

2. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС. В 2 кн. Т.1 Москва: Ладья, 1995.

3. Хан-Магомедов С.О. ВХУТЕМАС. В 2 кн. Т.2. Москва: Ладья, 2000.

4. Адаскина Н.Л. Место ВХУТЕМАСа в русском авангарде // Великая утопия. Русский советский авангард 1915-1932. Москва, 1993. C. 87-108.

5. От ВХУТЕМАСа к МАРХИ. 1920-1936. Архитектурные проекты из собрания Музея МАРХИ / Рук. проекта Л.И. Иванова-Веэн. Москва, 2005.

6. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Москва-Ленинград. Учебные работы из собрания Музея МАРХИ. Иллюстрированный каталог / Автор-составитель Л.И. Иванова-Веэн. Москва, 2010.

7. Иванова-Веэн Л.И. Баухауз-Дессау на Первой Выставке Современной архитектуры (СА) во ВХУТЕМАСе (1927 г.) // Баухауз и художественные школы эпохи авангарда: Материалы Международной конференции. Москва, 2019. С. 182-186.

8. Иванова-Веэн Л.И. Дисциплина «Пространство» Н.А. Ладовского на выставках 19232020 гг. // Архитектура и строительство России. №4. 2020. С. 54-59.

9. Современная архитектура (СА). 1927. №1-6.

Reference

1. Khan-Magomedov S. VHUTEMAS. Moscou. 1920-1930. Volume I,II. Editions du regard. Paris, 1990.

2. Khan-Magomedov S.O. VKHUTEMAS [VKHUTEMAS. Vol. 1]. Moscow, 1995.

3. Khan-Magomedov S.O. VKHUTEMAS [VKHUTEMAS. Vol. 2]. Moscow, 2000.

4. Adaskina N.L. Mesto VHUTEMASa v russkom avangarde. Velikaya utopiya. Russkiy sovetskiy avangard 1915-1932 [VKhUTEMAS' place in the Russian avant-garde. The great utopia. Russian Soviet Avant-garde 1915v1932]. Moscow, 1993, C. 87-108.

5. Ot VKHUTEMASa k MARKHI. 1920-1936. Arkhitekturnyye proyekty iz sobraniya Muzeya MARKHI. Ruk. proyekta L.I. Ivanova-Veen [From VKhUTEMAS to MARKhI. 1920-1936.architectural projects from the collection of the Museum of MARKhI. Project Director L.I. Ivanov-Veen]. Moscow, 2005.

6. VKHUTEMAS-VKHUTEIN. Moskva-Leningrad. Uchebnyye raboty iz sobraniya Muzeya MARKHI. Illyustrirovannyy catalog. Avtor-sostavitel' L.I. Ivanova-Veen [VKHUTEMAS-VKHUTEIN. Moscow-Leningrad. Educational works from the collection of the MARCHI Museum. Illustrated catalog. Compiled by L.I. Ivanova-VEEN]. Moscow, 2010.

7. Ivanova-Veen L.I. Baukhauz-Dessau na Pervoy Vystavke Covremennoy arkhitektury (CA) vo VKHUTEMASe (1927). Baukhauz i khudozhestvennyye shkoly epokhi avangarda: Materialy Mezhdunarodnoy konferentsii [Bauhaus-Dessau at the First Exhibition of Contemporary Architecture (CA) at VKHUTEMAS (1927). Bauhaus and Art schools of the avant-garde era: Proceedings of the International Conference]. Moscow, 2019, pp. 182186.

8. Ivanova-Veen L.I. Distsiplina «Prostranstvo» N.A. Ladovskogo na vystavkakh 1923_2020 gg. Arhitektura i stroitelstvo Rossii [N.A. Ladovsky's Discipline of Space at Exhibitions 1923-2020. Architecture and Construction of Russia]. Moscow, 2020, no. 4, pp. 54-59.

9. Sovremennaya arhitektura [Contemporary Architecture]. Moscow, 1927, no. 1-6.

ОБ АВТОРЕ

Иванова-Веэн Лариса Ивановна

Кандидат архитектуры, главный специалист ректората, Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Ivanova-Veen Larisa I.

PhD in Architecture, Chief Specialist of the Administration Office, Moscow Architectural Institute

(State Academy), Moscow, Russia

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.