Научная статья на тему 'Из истории комплекса зданий Строгановского училища. 1890–1918 гг.'

Из истории комплекса зданий Строгановского училища. 1890–1918 гг. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
297
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Строгановское училище / мастерские / Ф. Львов / Н. Глоба / С. Соловьев / А. Галецкий / А. Кузнецов / Stroganov school / workshops / F. L’vоv / N. Globa / S. Soloviev / A. Galetsky / A. Kuznetsov

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова-Веэн Лариса Ивановна, Тимофеева Елена Юрьевна

В статье рассматривается история проектирования и строительства зданий Строгановского художественно-промышленного училища на Рождественке (ныне – комплекс МАРХИ). Приводятся данные о реконструкции главного корпуса (арх. С. Соловьев) и строительстве Нового корпуса (арх. А. Галецкий, А. Кузнецов). Впервые публикуется генплан участка 1891 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of the Stroganov School building complex. 1890–1918

The article considers the history of design and construction of buildings of the Stroganov Аrt-Industrial school on Rozhdestvenka (now the MARCHI complex). Data on the reconstruction of the main building (architect S. Soloviev) and the construction of a New building (architect A. Galetsky, A. Kuznetsov) are given. The General plan of the 1891 section is published for the first time.

Текст научной работы на тему «Из истории комплекса зданий Строгановского училища. 1890–1918 гг.»

ru/osnovnyie-planirovochnyie-shemyi-zhilyih-zdaniy (дата обращения: 28.03.2020).

6. Подготовка медицинских кадров в России // Новый исторический вестник. - 2012. - № 2 (32).

7. Смирнов Е.И. Война и военная медицина: Мысли и воспоминания, 1939-1945 / Е.И. Смирнов. - Москва: Медицина, 1979. - 463 е.: ил.

8. Смирнова Е.М. Современная историческая литература о развитии медицины и здравоохранения в Российской империи

/ Е.М. Смирнова. - Текст: электронный // Вестник РГГУ -2013. - № 10 (111). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennaya-istoricheskaya-literatura-o-razvitii-meditsiny-i-zdravoohraneniya-v-rossiyskoy-imperii-1 (дата обращения: 10.04.2020).

9. Цыган В.Н. Профессор А.П. Доброславин - основоположник отечественной гигиены (к 170-летию со дня рождения) / В.Н. Цыган // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2013. - №2 (42).

Л.И. Иванова-Веэн, Е.Ю. Тимофеева DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10022

L.I. Ivanova-Veen, E.Yu. Timofeeva

Из истории комплекса зданий Строгановского училища. 1890-1918 гг. From the history of the Stroganov School building complex. 1890-1918

Ключевые слова: Строгановское училище, мастерские, Ф. Львов, Н. Глоба, С. Соловьев, А. Галецкий, А. Кузнецов Keywords: Stroganov school, workshops, F. ь'уоу, N. Globa, S. Soloviev, A. Galetsky, A. Kuznetsov. Аннотация: В статье рассматривается история проектирования и строительства зданий Строгановского художественно-промышленного училища на Рождественке (ныне - комплекс МАРХИ). Приводятся данные о реконструкции главного корпуса (арх. С. Соловьев) и строительстве Нового корпуса (арх. А. Галецкий, А. Кузнецов). Впервые публикуется генплан участка 1891 г.

Abstract: The article considers the history of design and construction of buildings of the Stroganov Аrt-Industrial school on Rozhdestvenka (now the MARCHI complex). Data on the reconstruction of the main building (architect S. Soloviev) and the construction of a New building (architect A. Galetsky, A. Kuznetsov) are given. The General plan of the 1891 section is published for the first time.

Московский архитектурный институт (ул. Рождественка, д. 11) и по сей день сохранил внешний облик комплекса строений, созданного более 100 лет назад Строгановским художественно-промышленным училищем (СХПУ) '. История комплекса, его отдельных зданий изложена в ряде публикаций [1-6]. Его изучение, поиск материалов в архивах Москвы начались со времени образования Музея МАРХИ (1989 г.) под руководством Л.И. Ивановой-Веэн. Задачей настоящей публикации является освещение в целом истории строительства и реконструкции зданий Строгановского училища до 1918 года.

Центральной частью комплекса является главное четырехэтажное здание (корпус №2). Яркий стилизованный фасад стал визитной карточкой МАРХИ. На портале фасада находится надпись: «АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ». До 1918 года здесь было другое название: «СТРОГАНОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ». По сторонам надписи сохранились даты римскими цифрами: слева -«МБСССЬХ» (1860) и справа - «МБСССХСП» (1892). Первая дата обозначает год основания Строгановского училища, вторая - время его переезда на Рождественку.

История домовладения Строгановского училища на Рождественке начинается с 1890 года, когда училищу был передан участок между Кузнецким мостом и Сан-дуновским переулком 2.

Рис.1. Фасад главного здания Клиник Московского университета. 1880-е гг.

1 В результате объединения 1-й и 2-й Рисовальных школ в 1860 г. было образовано Строгановское училище технического рисования. 2-я Рисовальная школа была создана на базе «Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам», открытой графом С.Г. Строгановым в 1825 г., и располагалась на ул. Мясницкой. Училище с 1860 по 1892 г. находилось в Путинковском переулке близ Страстного монастыря (Пушкинской пл.). В 1873 г. оно получило название «Строгановское художественно-промышленное училище (СХПУ)».

2 В июле 1890 г. было утверждено решение Государственного совета о «приспособлении старых клиник Императорского Московского университета под помещение Строгановского Центрального училища технического рисования с Художественно-промышленным Музеем и Московского отделения Совета Торговли и Мануфактур» (подразделения Министерства финансов, в ведении которого находилось училище).

История домовладения на Рождественке восходит к XVIII веку. Первым известным владельцем А. Волынским были построены каменные палаты в 1731 году (место современного главного корпуса МАРХИ). В 1740-е годы владение перешло к его дочери (вышедшей за графа И. Воронцова), при которой была расширена территория. Вдоль Кузнецкого моста и Рождественки были выстроены служебные каменные строения, до Неглинки разбит фруктовый сад. В конце 1780-х годов был построен главный усадебный дом на месте старых палат1 и два флигеля по сторонам, выходящие на Рождественку и образующие курдонер. С 1809 года на территории городской усадьбы размещалась Медико-хирургическая академия, а с 1845-го - клиники Московского университета. К 1890 году Университетские клиники были переведены в Клинический городок на Девичьем поле. К этому времени ансамбль городской усадьбы сохранял свой внешний вид, главным акцентом являлся бывший усадебный дом с шестиколонным портиком, запечатленный на фотографии 1880-х годов (рис. 1). Территория усадебного сада (ботанический сад Московского университета) после перевода Клиник отошла Московской конторе Государственного банка в 1889-1893 гг., а часть владения со стороны Рождественки - Строгановскому училищу.

Рис. 2. Фасад главного корпуса Строгановского училища. Начало 1900-х гг.

Рис. 3. Генплан владения Строгановского училища на Рождественке. 1891 г. Публикуется впервые.

Освоение территории на Рождественке началось в 1890 году при директоре училища Ф.Ф. Львове (1819-1895). Предполагалось снести старые строения, включая главный корпус, и построить на их месте новое здание. Составление проекта было поручено преподавателю училища, академику архитектуры С.У. Соловьеву (1859-1912). На сохранившихся чертежах изображено большое четырехэтажное кирпичное здание в византийском стиле, фасадом выходившее на Рождественку, в границах от современной «Лавки архитектора» до Сан-дуновского переулка 2. Однако осуществить этот проект не удалось из-за нехватки средств, и пришлось продать угловую часть владения по Рождественке до Кузнецкого моста братьям Третьяковым.

В ЦИАМ сохранился план участка на Рождественке 1891 года, который мы публикуем здесь впервые (рис. 3). На нем обозначены оба владения - Строгановского училища и Третьяковых. На участке Третьяковых изображен левый флигель с конюшней бывшей усадьбы3. Каретный сарай оказался на границе владений. Это здание было перепланировано по проекту Соловьева. Часть левого флигеля, в границах участка СХПУ, была перестроена с сохранением прежней конфигурации в плане, а позднее надстроена двумя этажами (корпус №4) 4. На плане строений на месте снесенного правого флигеля изображен будущий корпус Совета мануфактур. На углу Рождественки и Сандуновского переулка до 1904 года Соловьевым было построено трехэтажное здание (сегодня - корпус №3) с двумя парадными входами со стороны Рождественки и двумя служебными со стороны внутреннего двора5. За ним со стороны Сандуновского переулка оставались старые деревянные и каменные строения. А по центру участка сохранился П-образный в плане усадебный дом. На генплане отчетливо видна конфигурация старой ограды с парными воротами. После возведения строений по Рождественке ограда была перестроена. Был организован центральный въезд вместо боковых. На фотографии 1890-х годов видна реконструкция ограды (рис. 2) 6. Поставленные по центру парадные ворота подчеркивали центральную ось главного здания, зафиксированную входным порталом. На фотографии виден измененный фасад главного корпуса, полная реконструкция которого была проведена Соловьевым. Идея фасада с входным ризалитом, облицованным цветной плиткой, была перенесена с его неосуществленного проекта.

1 В 1990-х гг. проводилась реконструкция главного корпуса (надстройка). При обследовании цокольной части здания были выявлены фрагменты старых палат. Работы проводились по инициативе директора Музея МАРХИ Л.И. Ивановой-Веэн.

2 Его проект недавно был обнаружен в библиотеке МАРХИ.

3 В 1892 г. арх. А.С. Каминский (муж сестры Третьяковых) на углу Рождественки и Кузнецкого моста построил Доходный дом П.М. и С.М. Третьяковых в псевдорусском стиле.

4 В 1903 году на первом этаже появилась лавка с вывеской «Выставка работ Императорского Строгановского училища» (ныне - «Книжная лавка архитектора»). На фасаде Лавки сохранилось керамическое панно работы строгановцев.

5 В корпусе располагались канцелярия, Московский Совет торговли и мануфактур (с двухсветным залом для заседаний) и квартиры преподавателей училища. В одной из них жил преподаватель С. Ноаковский.

6 Сегодня она включает подлинные столбы и решетки конца XVIII и середины XIX в.

На реконструкции главного здания остановимся отдельно. Сам корпус (№2) представлял собой симметричное классицистическое здание с центральной парадной лестницей, перекрытой куполом, и входным портиком с треугольным фронтоном. Здание к 1890 г. претерпело значительные изменения. Во время реконструкций в 1843-1845 гг. под нужды Университетских клиник была изменена планировка здания - анфиладная система боковых крыльев, занятых под палаты, сменилась коридорной; был перекрыт купол на четвертом этаже и оборудованы дополнительная аудитория и жилые комнаты для студентов; фасады лишились лепного декора. Здание сохраняло классицистический облик. На сегодняшний день от главного дома усадьбы сохранились отдельные элементы.

Реконструкция по проекту Соловьева существенно затронула центральную часть и планировочную структуру здания. Он демонтировал парадную белокаменную лестницу, устроив асимметрично с правой стороны новую, с литыми чугунными ступенями, в специальном компартименте, украшенном сюжетными барельефами в духе Ренессанса. Трехсветное пространство парадной многомаршевой лестницы было перекрыто. Между вестибюлем первого этажа и вторым этажом было возведено перекрытие. На втором этаже оставалось двухсветное пространство (аудитория 209), которое просуществовало до 1950-х годов. Со стороны Рождественки двухсветное пространство бывшего парадного зала было разделено на актовый зал на втором этаже («Красный зал» МАРХИ) и большую учебную аудиторию на третьем (аудитория 302). Соловьевым было спроектировано балочное перекрытие с кессонами, которое визуально увеличивало высоту зала. Актовый зал, объединенный с несколькими рисовальными классами в анфиладу, использовался для аудиторий и выставок ученических работ и экспозиции Художественно-промышленного музея училища.

Соловьев демонтировал парадный шестиколонный портик, открыв фасадную стену центрального ризалита. Классический фронтон сменил венчающий массивный карниз с балюстрадой, продолживший подлинные белокаменные карнизы крыльев здания. Были растесаны оконные проемы, за исключением пяти окон актового зала, получивших ордерную обработку. В сохранившейся аркаде первого этажа четыре пролета были застеклены, а в среднем устроили вход в здание. Фасад главного здания приобрел черты неоренессанса благодаря ярким изразцам в духе итальянского Возрождения, поставивших его в ряд красивейших зданий Москвы. Майоликовые рельефы, воспроизводящие каменные образцы зданий Флоренции ХШ-ХУ вв., и полихромные панно с мотивами римских гротесков по эскизам преподавателя Д.П. Сухова, барельефные портреты и медальоны (В. Бровский), несохранившиеся вазы в нишах третьего этажа были выполнены в мастерских училища. Соловьев создал собственное неповторимое произведение гражданской архитектуры эпохи историзма, ставшее центральным элементом сформированного ансамбля. Был завершен первый этап строительства и ре-

конструкции зданий Училища, проводимых директором Львовым.

С 1896 г. директором Училища стал Н.В. Глоба (1859-1941). Под его руководством начался новый этап строительства, при котором училище приобрело облик, сохранившийся до наших дней. Им была создана новая структура училища, и вся система обучения стала строиться вокруг учебных мастерских. С его приходом Училище достигло больших успехов и признания благодаря участию учеников в российских и международных выставках. В связи с 75-летием в 1900 году СХПУ получило статус Императорского Центрального училища. Мастерские оставались в неприспособленных помещениях главного корпуса и в старых служебных строениях. СХПУ требовались новые помещения с учетом современных требований и специфики учебного заведения. Возникла острая необходимость переустройства Училища на Рождественке. Глоба задумал реконструкцию всего комплекса зданий. В 1909 г. он согласовал строительство нового здания для мастерских и получил финансирование в Министерстве торговли и промышленности, в ведении которого находилось училище. Было дано согласие на переустройство всего владения Училища в будущем.

Под руководством Глобы в 1910 г. была организована специальная Комиссия для создания проекта реконструкции, включавшая штатного архитектора Галецкого и преподавателей-архитекторов. Комиссия составляла задание, корректировала проект в дальнейшем строительстве. В планы входило снести старые малоэтажные строения во дворе, в которых располагались металлическая, столярно-резная, литейная и скульптурная мастерские. Комиссия определила место для нового здания по Сандуновскому переулку от корпуса на углу с Рождественкой до границы с территорией Государственного банка.

Автором проекта был А.А. Галецкий (1872-1926), московский зодчий эпохи модерна. В ноябре 1910 г. архитектор составил общий «Проект переустройства» '. Согласно пояснительной записке, возведение здания мастерских было первой очередью осуществления проекта. Имеется его описание, но сам проект не сохранился. Общий замысел не был доведен до конца в связи с нехваткой средств. Со строительством Нового корпуса была осуществлена только часть проекта реконструкции зданий Училища. Галецкий предложил новое четырехэтажное здание с развитым цоколем объединить с существующими корпусами - главным зданием и корпусом Мануфактур, устроить плоские эксплуатируемые крыши для занятий. Главным композиционным ядром была центральная круглая лестница, расположенная в вестибюле с парадным входом 2. Проект был утвержден в 1911 году. Комиссия подчеркнула, что «здание ма-

1 Полное название проекта: «Проект переустройства существующих зданий и постройки трех корпусов, состоящий из шести детальных планов, двух разрезов, одного фасада и предварительной сметы на постройку художественно-промышленных мастерских».

2 Два плана и фотография фасада сохранились и находятся в музее МАРХИ.

стерских, по типу фабричного корпуса... необходимо выстроить из железа, бетона и стекла, по последнему слову науки». В связи с занятостью на других постройках Галецкий отказался от дальнейшего участия.

Комиссия приняла решение пригласить архитектора-инженера А.В. Кузнецова (1874-1954), имеющего опыт в фабрично-заводском строительстве. Кузнецов переработал проект Галецкого, сохранив предложенное им решение. В основу проекта была заложена утвержденная схема композиции: Т-образное в плане здание расположено вдоль Сандуновского переулка и соединено переходами с главным корпусом и угловым зданием Мануфактур (рис. 4). Шестиэтажное здание также имело эксплуатируемые крыши-террасы. Кузнецов внес ряд изменений в планировку, развил тему центральной парадной лестницы 1.

Рис. 4. Генплан владения ВХУТЕМАСа. 1925 г.

Рис. 5. Новый корпус мастерских Строгановского училища. Вид со двора. Фото из Альбома «Госпиталь Московского Городского Кредитного Общества». 1915 г.

Здание было построено в 1914 г. (корпус №1). Первая мировая война изменила планы; только что отстроенный корпус был передан Госпиталю 2, который располагался в нем с августа 1914-го по 1918 год. В 1915 году был выпущен Альбом Госпиталя 3, содержащий фотографии его поэтажных планов, интерьеров основных помещений и общих видов со стороны Сандуновского переулка и внутреннего двора (рис. 5). На фотоснимке запечатлен Новый корпус мастерских на время строительства - это выразительное сооружение, отличающееся своим объемом и новизной архитектуры. Оно стало одним из первых зданий Москвы, выполненных из железобетона. Стилизованные элементы декора его фасадов выделяются на фоне бетона и стекла. Здание решено лаконично и не диссонирует с соседними постройками. Корпус имеет каркасную систему, позволившую применить свободную планировку. Кузнецов создал великолепную трехмаршевую овальную лестницу, ставшую центральным элементом внутреннего пространства. На фотоснимках интерьеров Госпиталя запечатлены просторные, хорошо освещенные помещения. В здании применены оригинальные металлические конструкции панорамных крыш, новаторские конусообразные капители колонн, фонари верхнего света. Новый корпус мастерских стал уникальным зданием в стиле рационального модерна и вошел в ряд памятников архитектуры начала 1910-х годов. С его строительством была завершена реконструкция комплекса зданий Строгановского училища на Рождественке.

В 1918 г. СХПУ было реорганизовано в Первые Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). В 1920 г. на базе Первых и Вторых СГХМ (быв. УЖВЗ) были созданы Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС, с 1927 г. именуемый ВХУТЕИН). Новый корпус мастерских стал символом новой школы ВХУТЕМАСа, в нем находилось Основное отделение, в котором преподавался курс пропедевтических дисциплин. На территории бывшей Строгановки после реорганизации ВХУТЕИНА в 1930 г. размещался Архитектурно-строительный институт (АСИ), с 1933 г. - Московский архитектурный институт (МАИ, с 1970 г. МАРХИ). После ряда реконструкций (надстройка этажей) 1960-х, 1990-х годов сложившийся ансамбль Архитектурного института сохранил внешний образ, созданный Строгановским училищем. Учебное заведение было воссоздано в 1945 г. под названием «Московское центральное художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское)», с 1948 года -

Чертежи Кузнецова находятся в музее МАРХИ.

2 Новое здание было временно передано в распоряжение Московского городского Кредитного общества, главного кредитора СХПУ которое занималось благотворительной деятельностью в военное время. МГКО разместило с одобрения покровительницы Училища великой княгини Елизаветы Федоровны и с разрешения учебного отдела Министерства торговли и промышленности в Новом корпусе Госпиталь для раненых.

3 Альбом «Госпиталь Московского Городского Кредитного Общества для раненых воинов в здании учебных мастерских Императорского Строгановского художественно-промышленного Центрального Училища, состоящий под Августейшим покровительством Великой княгини Елисаветы Феодоровны» издан в 1915 г.

«Московское высшее художественно-промышленное училище» (МВХПУ, быв. Строгановское), с 2009 г. - «Московская государственная художественно-промышленная академия» (МГХПА им. С.Г. Строганова) и получило новое здание в 1956 году.

Список цитируемой литературы:

1. Госпиталь Московского городского кредитного общества для раненых воинов в здании учебных мастерских имп. Строгановского художественно-промышленного училища...»: Альбом. - Москва: [б.и.], 1915. - [6] с., 31 л. ил.

2. Иванова-Веэн Л.И. Здание мастерских Строгановского училища - «новый корпус» МАРХИ / Л.И. Иванова-Веэн, А.Г. Борис, Н.Р. Липгарт // Архитектурное наследство. - 2007. - Вып. 47. -С. 300-308.

3. Иванова-Веэн Л.И. Из истории здания Московского Архитектурного института. Строгановское училище - ВХУТЕМАС -МАРХИ // Ежегодник МАРХИ: MARCHI annual. - 99/00, №4. -Москва: Архитектура-С, 2002.

4. Иванова-Веэн Л.И. История комплекса зданий МАРХИ /

Л.И. Иванова-Веэн, А.Г. Борис, Н.Р. Липгарт // Ежегодник МАРХИ: MARCHI annual. - 00/01, №5. - Москва: Архитектура-С, 2003.

5. Иванова-Веэн Л.И. История комплекса зданий МАРХИ / Л.И. Иванова-Веэн, А.Г. Борис, Н.Р. Липгарт // Ежегодник МАРХИ: MARCHI annual. - 02/03, №7. - Москва: Архитектура-С, 2006.

6. Иванова-Веэн Л.И. Кузнецовскому корпусу МАРХИ - 100 лет // История строительства по новым архивным материалам / Л.И. Иванова-Веэн, А.Г. Борис. - Текст: электронный // Architecture and Modern Information Technologies. - 2015. - №2(31). -URL: https://marhi.ru/AMIT/2015/2kvart15/ivan/ivan.pdf (дата обращения: 17.10.2019).

7. Иванова-Веэн Л.И. Новый корпус мастерских Строгановского училища Л.И. Иванова-Веэн, Г.В. Малясова // Архитектурные юбилеи. 2012-2016: календарь памятных дат / Московский архитектурный ин-т (Гос. акад.); авт. концепции и гл. ред. В.В. Ауров. - Москва: Изд. дом Руденцовых, 2012. - 219 с.: ил. - С. 163-166. - ISBN 798-5-902887-16-4.

А.М. Капустин DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10023

A.M. Kapustin

Античная традиция в теории архитектуры начала ХХ века Ancient tradition in the theory of architecture of the early twentieth century

Ключевые слова: античность, классика, классическая архитектура, храмовое зодчество, русская архитектура, архитектура начала ХХ века.

Keywords: antiquity, classical, classical architecture, temple architecture, Russian architecture, architecture of the early twentieth century.

Аннотация: В статье представлен обзор отношения к классической архитектурной традиции отечественных архитекторов и искусствоведов начала ХХ века. Наряду с популярностью классической традиции в архитектурной практике предреволюционной России существует еще не зафиксированный в историко-архитектурной науке корпус информации, раскрывающей теоретическое отношение деятелей культуры предреволюционного времени к данной традиции.

Abstract: The article presents an overview of the attitude to the classical architectural tradition of Russian architects and art critics of the early twentieth century. Along with the popularity of the classical tradition in architectural practice in pre - revolutionary Russia - there is, not yet recorded in the historical and architectural science, a body of information, that reveals the theoretical attitude of cultural figures of the time to this tradition.

В связи с тем, что сегодня возрос темп проектирования и строительства православных храмов в России, актуальным становится изучение архитектурной практики и теории начала ХХ века, т.к. данная эпоха являлась последней в непрерывном тысячелетнем развитии храмового зодчества в России, а значит изучение ее наследия - неотъемлемая часть поиска образа современного храма сегодня. В настоящей статье рассматривается отношение отечественных деятелей культуры начала ХХ века к классической традиции в архитектуре. В то время дискуссия об этой традиции была весьма популярна, т.к. многие храмы и гражданские сооружения возводились именно в классическом стиле.

Классическая традиция, восходящая к античной культуре, проявлялась во всех странах Европы в разные эпохи. Наиболее известный и самый первый всплеск интереса к античной культуре, проявленный также

и в искусстве архитектуры, был итальянский Ренессанс. Оживив античные идеалы, эстетику, дух гуманизма, уже не языческая, но христианская цивилизация дала жизнь классической античной культуре практически во всех странах Европы.

В России классическая традиция появлялась неоднократно. В XII веке появление европейской романской стилистики, несущей отпечаток античности, было результатом политических отношений Андрея Боголюб-ского с Фридрихом Барбароссой. Преемство эллинистической традиции через брак Ивана III и Зои Палеолог, приезд в Москову италийских зодчих создали такое явление, как московский ренессанс, подаривший нашей стране шедевры мировой архитектуры, заключающие в себе античную традицию - Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля и другие памятники. Следующее обращение к античной традиции в архитек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.