Научная статья на тему 'Факторы зрелищности показательных спортивных выступлений'

Факторы зрелищности показательных спортивных выступлений Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1342
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРЕЛИЩНОСТЬ / ТЕХНИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВИДЫ СПОРТА / ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ / ENTERTAINMENT / TECHNICAL AND AESTHETIC SPORTS / DEMONSTRATION SPORTS PERFORMANCES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кудашов Валерий Фазильевич, Кудашова Людмила Тимофеевна, Венгерова Наталья Николаевна

Рассмотрены аспекты повышения зрелищности спортивных показательных выступлений. Показано, что комплексное использование неспецифических средств выразительности при постановке показательных выступлений спортсменов, а также приемов активизации зрителей должно подчеркивать мастерство спортсменов-актеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кудашов Валерий Фазильевич, Кудашова Людмила Тимофеевна, Венгерова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF SPIRITUALITY OF INDICATIVE SPORTS SPEECHES

Authors considered the aspects of increasing the entertainment of sports performances. The complex using of nonspecific expressive means during staging of sport performances and special techniques of activating spectators, should emphasize the skill of athletes-actors.

Текст научной работы на тему «Факторы зрелищности показательных спортивных выступлений»

Крутько Виктория Борисовна, канд. пед. наук, доц., krutko07@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,

Кравец-Абдуллина Айгуль Винеровна, канд. пед. наук, доц., alyaav@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры,

Кожевникова Елена Вячеславовна, декан, krutko07@mail.ru, Россия, Уфа, Башкирский институт физической культуры (филиал) Уральского государственного университета физической культуры

THE FEATURES OF IMPROVING RUNNING TECHNIQUE FOR SHORT DISTANCES

ATHLETES WITH VISUAL IMPAIRMENT

V.B. Krutko, A. V. Kravets-Abdullina, E. V. Kozhevnikova

The effectiveness of the technique of improving the running technique for short distances of athletes with visual impairment at the age of 12-13 years has been developed and tested. Changes in the parameters of athletes of the control and experimental groups are presented in comparison.

Key words: running technique for short distances, athletes with visual impairment.

Krutko Victoria Borisovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, krutko07@,mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture,

Kravets-Abdullina Aigul Vinirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, alyaav@mail. ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture,

Kozhevnikova Elena Vyacheslavovna, dean, krutko07@,mail.ru, Russia, Ufa, Bashkir Institute of Physical Culture (branch) of Ural State University of Physical Culture

УДК 796.011:378.14

ФАКТОРЫ ЗРЕЛИЩНОСТИ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ

ВЫСТУПЛЕНИЙ

В.Ф. Кудашов, Л.Т. Кудашова, Н.Н. Венгерова

Рассмотрены аспекты повышения зрелищности спортивных показательных выступлений. Показано, что комплексное использование неспецифических средств выразительности при постановке показательных выступлений спортсменов, а также приемов активизации зрителей должно подчеркивать мастерство спортсменов-актеров.

Ключевые слова: зрелищность, технико-эстетические виды спорта, показательные спортивные выступления.

Спорт и искусство являются одними из важнейших явлений жизни и человеческой культуры. Взаимосвязь искусства и спорта в системе мировой культуры существует с давних пор. Из общности спорта и искусства вовсе не следует, что спорт является искусством, это лишь

означает, что спорт в определенных аспектах «сходен» с искусством. Такие традиционные виды спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание и ряд других можно отнести к искусству в тех случаях и в той мере, когда крупнейшим мастерам удается создать в этих видах спорта высокохудожественную программу и передать посредством художественных образов определенное настроение, чувства [2]. Сегодня появляются и развиваются новые виды спорта, имеющие ярко выраженную эстетическую составляющую и находящихся на «стыке» спорта и искусства (синхронное плавание, фристайл, спортивные танцы и т. д.). Стремление к синтезу спорта с искусством проявляется и в таких акциях, как создание «балета на льду», «театров спорта и движения», гимнастических эстрадных ансамблей и т.п.

Виды спорта, основанные на синтезе с искусством, обладают наивысшей эстетической ценностью и зрелищностью. Их отличают не только разнообразие технических элементов, но и артистичность исполнения, что отражается при оценке мастерства спортсменов. При оценивании в технико-эстетических видах спорта на первый план выступает критерий эстетичности (рис. 1) [3].

Рис. 1. Примеры артистичного исполнения элементов в технико-эстетических видах спорта

Не только искусство интегрируется в спорт, но и спорт уверенно входит в сферу художественной культуры современного общества. Современный балет не ограничивается только классической хореографией. Наравне с классическим танцем в него пришли спортивность и трюкачество. Интерес зрителей удерживается за счет усложнения технической стороны движений, что подталкивает к созданию новых тенденций. Новая методика балетной школы принимает гимнастическую технику прыжка (рис. 2), вращений, включает спортивные элементы, акробатические поддержки (рис. 3).

Рис. 2. Примеры исполнения прыжков в балете и художественной

гимнастике

II *

4

Рис. 3. Поддержки в исполнении артистов балета и гимнасток

Именно в синтетические искусства, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, наиболее естественным образом может интегрировать спорт, повышая их зрелищность.

По мнению Н.В. Протасовой [9], тенденция к синтетическому, обобщающему воплощению художественной образности находит свою реализацию в спортивно-зрелищных представлениях. Формируется новый эстетический и художественный феномен массовой культуры, который обретает свои четкие формы в художественно-спортивных праздниках, спортивно-массовых шоу, спортивно-показательных композициях и именно спортивно-художественная составляющая, выражающаяся в синтезе спорта и искусства обеспечивает ему наибольшую зрелищность. Спортивный стиль в этих зрелищах проявляется в демонстрации физических возможностей, оригинальных и рискованных элементах, но при соблюдении условия, что каждое движение четко соответствует

сценическому образу и музыкальному сопровождению [10].

В массовом спортивном зрелище все: свет, звук, костюмы, реквизит, оформление и мизансцены - служит одной цели: созданию художественною образа [7]. Не являются исключением и показательные спортивные выступления. Организаторы спортивных праздников включают в программы представлений показательные выступления из наиболее зрелищных видов спорта, где спортсмены, достигнув высшей ступени совершенства, приобретают способность не только воплощать эстетический идеал, но и выражать душевное состояние человека.

На примере показательных выступлений с использованием упражнений художественной гимнастики специалистами [4] было выявлено большое количество компонентов, в разной степени влияющих на создание художественного образа (рис. 4).

Рис. 4. Степень влияния различных элементов показательных спортивных композиций на создание художественного образа

Основными факторами, определяющими зрелищность каждой показательной композиции, считают: мастерство и профессионализм актеров и спортсменов; постановочные возможности костюмов; музыкальное оформление; постановочные возможности предмета; световые эффекты; художественное оформление [5]. Каждый из этих элементов тесно связан с другими и несет свою нагрузку при рождении художественного образа.

В своих исследованиях на спортсменах, представителях гимнастических видов спорта, М.Э. Плеханова [8] выявила, что зрелищный интерес в значительной степени определяется уровнем сложности композиции: зрители, при сравнении с судьями-экспертами, больше предпочитают упражнения динамичные, связанные с большим риском, чем лиричные.

В исследованиях А.В. Аверковой [1] показано, что на зрелищность спортивно-художественной композиции, по мнению зрителей, влияет не выбор спортивной специализация, а мастерство исполнителей. Подавляющее большинство зрителей наиболее зрелищными для себя назвали рискованные высокотехничные спортивные элементы. Автор подчеркивает, что мнение зрителей и непосредственных организаторов мероприятий (тренеры, хореографы, постановщики) по поводу отношения к зрелищности, расходятся. Эстетическому компоненту как аспекту повышения зрелищности отдали предпочтение 70,0 % специалистов и только 19,0 % зрителей.

Т.В. Нестерова и О.А. Богорад [6] считают, что прямой перенос спортивных композиций не всегда будет эффективным в спортивно -художественных выступлениях в плане зрелищности: целесообразно составлять специальные показательные номера для представления их в шоу-программах. Авторы спортивно-художественные композиции с использованием средств художественной гимнастики подразделили на три стиля: спортивный, музыкальный и этюдно-образный, так как данные композиции имеют различное сочетание средств выразительности. Сравнительный анализ различий средств выразительности в трех стилях спортивно-художественных композиций показал, что наиболее достоверные различия в проявлении художественного образа были установлены в этюдно-образном стиле композиций.

В наших исследованиях было подтверждено, что при определении соотношения эстетических компонентов исполнительского мастерства (по М.Э. Плехановой [8]) наиболее зрелищные с точки зрения зрителей спортивно-художественные композиции по эстетическому восприятию имели статистически достоверно большую эффектность (8,7±0,1 балла против 7,1±0,3 балла, где р<0,01), а по двигательному совершенству -большую оригинальность (9,1±0,2 балла против 7,2±0,4 балла, где р<0,01).

Результаты вышеперечисленных исследований дают возможность

ориентировать специалистов на дальнейший поиск физических упражнений, оптимальных для создания художественного впечатления и ориентированных на зрелищный эффект при составлении показательных выступлений.

Также нами определялись наиболее используемые постановщиками показательных выступлений средства выразительности. С помощью видеоанализа современных спортивно-художественных композиций было установлено, что для повышения зрелищности такие неспецифические средства выразительности как костюм и музыка использовались наиболее часто (100 % композиций); предмет (его цвет, характер предмета) - в 70 % композиций; художественное оформление сцены, площадки - в 60 % случаев; свет в 52 % (рис. 5).

Из рис. 5 видно, что из неспецифических средств повышения зрелищности спортивно-художественных композиций наиболее часто используются постановщиками костюм и музыка.

Рис. 5. Использование неспецифических средств повышения зрелищности спортивно-художественных композиций

Но важно четко понимать, что введение в показательное выступление каждого из элементов должно быть строго обосновано авторской мыслью и помогать создавать образ композиции, чтобы привести к требуемому результату - эмоциональному отклику зрителей на происходящее на площадке, к соучастию и сопереживанию. Ведь любой режиссер-постановщик спортивно-зрелищных программ стремится, чтобы его постановка имела успех, повлияла на переживания зрителей и была оценена ими. При постановке спортивного зрелища необходимо обязательно учитывать и характеристики зрительского восприятия.

При исследовании характеристик зрительского восприятия мы

использовали психологическое тестирование по методике С. Ефремцева [11], которое показало, что у большинства зрителей, посещающих спортивные праздники, выявлен либо визуальный тип восприятия (42 %), либо кинестетический (40 %); и лишь у 18 % испытуемых ведущим звеном в системе восприятия являлся слуховой анализатор (аудиальный тип восприятия).

Полученная информация позволяет говорить о том, что в процессе создания художественных образов, повышающих зрелищность спортивных показательных выступлений, необходимо делать упор на неспецифические средства выразительности: широко использовать различные красочные декорации и конструкции, яркие костюмы, все те элементы, что воздействуют на визуальное восприятие зрителей; а также акцентировать внимание на применение приемов, усиливающих иллюзию движения и перемещения, широко использовать приемы активизации зрителей. Все используемые средства и приемы должны подчеркивать высокопрофессиональную работу спортсменов-актеров.

Список литературы

1. Аверкова А.В. Спорт на экране: телережиссура массового зрелища: автореф. дис. ...канд. искусствоведения. М., 2011. 27 с.

2. Артемьева Ж.С. Проявление пластической выразительности у гимнасток различной спортивной квалификации в художественной гимнастике: сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. С. 12-15.

3. Винер-Усманова И.А., Кабаева А.М. Значение «артистической» подготовки в художественной гимнастике // Совершенствование учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в условиях современного вуза: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2012. С. 89.

4. Кудашов В.Ф., Кудашова Л.Т. Роль эстетических видов спорта при создании художественного образа в спортивно-художественных представлениях: материалы Междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию художественной гимнастики. СПб., 2010. С. 31-36.

5. Наклонов Ю.И., Быстрова И.В., Кудашов В.Ф. Режиссура спортивно-художественных представлений, показательных выступлений и праздников (гл. 16) // Художественная гимнастика: учебник / под общ. ред. Л.А. Карпенко. М., 2003. С. 267-280.

6. Нестерова Т.В., Богорад О.А. Средства выразительности спортивно-художественных композиций в художественной гимнастике // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. Харьков: ХАОНОК Украины, 2005. С. 24-32.

7. Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления. Основы режиссуры, технологии, организации и методики: учебник для студ. вузов. М.: Дивизион, 2006. 374 с.

8. Плеханова М.Э. Комплексная оценка эстетических компонентов исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 6(64). С. 65-68.

9. Протасова Н.В. Эстетический компонент в современном спорте // Современный Олимпийский и Паралимпийский спорт и спорт для всех: материалы конф. М.: Физ. культура, 2008. Т.1. С.55-56.

10. Шишковская М. Оценка компонентов исполнительского мастерства в художественной гимнастике: автореф. дис. ...канд. пед. наук. СПб.: НГУ, 2011. 25 с.

11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. C.237-238.

Кудашов Валерий Фазильевич, канд. пед. наук, доц., kudasoff@,mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный институт культуры,

Кудашова Людмила Тимофеевна, канд. пед. наук, доц., worldlucy@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

Венгерова Наталья Николаевна, канд. пед. наук, проф., natalyavengerova@yandex. ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

FACTORS OF SPIRITUALITY OF INDICATIVE SPORTS SPEECHES V.F. Kudashov, L.T. Kudashova, N.N. Vengerova

Authors considered the aspects of increasing the entertainment of sports performances. The complex using of nonspecific expressive means during staging of sport performances and special techniques of activating spectators, should emphasize the skill of athletes-actors.

Key words: entertainment, technical and aesthetic sports, demonstration sports performances.

Kudashov Valery Fazilevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, kudasoff@,mail. ru, Russia, Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State Institute of Culture,

Kudashova Lyudmila Timofeevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, worldlucy@mail. ru, Russia, Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State University of Economics,

Vengerovа Natalia Nikolayevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, professor, natalyavengerova@yandex. ru, Russia, Saint-Petersburg, Saint-Petersburg State University of Economics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.