Факторы затрудненного общения ребенка
В центре внимания представляемой научной школы находится проблема развития коммуникативной компетентности личности, к которой исследователи КГУ им. Н.А. Некрасова обратились еще несколько десятилетий назад.
Одними из актуальных аспектов работы школы являются исследования социальных факторов затрудненного общения детей, подростков и взрослых, изучение коммуникативных трудностей подростков, принадлежащих к различным неформальным субкультурам, .
УДК 159.922.7
Самохвалова Анна Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент
Кашницкий Виктор Ильич
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
kaf_sozpsi@ksu. edu.ru
ФАКТОРЫ ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА
В статье обобщаются результаты многочисленных исследований феномена коммуникативной компетентности личности и проблемы затрудненного общения на ранних этапах онтогенеза, проводимых на кафедре социальной психологии КГУ имени Н.А. Некрасова. Представлена классификация факторов затрудненного общения, описано влияние некоторых биологических и социальных факторов на возникновение коммуникативных трудностей у детей и подростков.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, затрудненное общение, коммуникативные трудности, факторы, ограниченные возможности здоровья, одаренность, задержка психического развития, неформальная субкультура.
Полноценное, гармоничное межличностное общение - это важнейшее естественное условие социального развития личности; доминирующий фактор развития человека как субъекта собственной жизни; специфическая среда, в которой происходит самопознание, самопонимание, самоактуализация и самосовершенствование, а также познание и понимание других людей. Г арантом эффективного и незатрудненного общения личности является высокий уровень коммуникативной компетентности.
Проблемы развития коммуникативной компетентности личности, начиная с ранних этапов онтогенеза, являются одним из векторов научных исследований, проводимых в КГУ имени Н.А. Некрасова. Научный интерес к данной проблематике возник, начиная с работ Л.И. Уманского и его учеников - Н.М. Рассадина, А.Г. Кирпичника,
A.Л. Уманского, Н.П. Фетискина, Т.Л. Крюковой,
B.И. Кашницкого, В.В. Рогачева и др. Практикоориентированные исследования были направлены на развитие коммуникативных качеств, ценностей, техник подростков и юношей методами социально-психологического тренинга [2].
Коммуникативная компетентность в диссертационной работе В.И. Кашницкого рассматривается как многоуровневая совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей личности, выступающих как внутренние сред-
ства ориентировки и регуляции ее коммуникативных действий с целью установления, поддержания и развития ее коммуникативных контактов с другими людьми в разнообразных ситуациях межличностного общения и взаимодействия [3].
Позднее проблемам развития коммуникативной компетентности личности на ранних этапах онтогенеза были посвящены диссертационные работы, выполненные под руководством В.И. Каш-ницкого. В исследовании О.Н. Диановой рассматривалась проблема совершенствования коммуникативного поведения подростков с задержкой психического развития (2001); в диссертации А.Н. Смолонской раскрывались механизмы формирования уверенности в себе у неуспевающих младших школьников с ограничениями здоровья (2002); исследование Н.М. Ивановой было посвящено воспитанию толерантности у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения (2012). Т.е. признавалось, что механизмы затрудненного общения начинаются складываться на ранних этапах онтогенеза; зависят от множества биологических и социальных факторов; необходимо целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение коммуникативного развития ребенка.
Проблема затрудненного общения ребенка исследуется в работах А.Г. Самохваловой и ее учеников, начиная с 2000 года. Особый акцент делается на изучении факторов, обусловливающих возник-
202
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5, 2013
© Самохвалова А.Г., Кашницкий В.И., 2013