Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ВЫБОРА ВУЗА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ'

ФАКТОРЫ ВЫБОРА ВУЗА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ ВЫБОРА ВУЗА / ФАКУЛЬТЕТА И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / СФЕРА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ / ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ / FACTORS FOR CHOOSING A UNIVERSITY / FACULTY / AREA OF STUDY / FIELD OF FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL STRATEGIES / PROBLEMS OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушакова Яна Владимировна, Ситникова Ирина Викторовна, Францева Юлия Евгеньевн

С целью изучения образовательных и профессиональных стратегий студентов социогуманитарных направлений подготовки весной 2019 г. был проведен опрос студентов первого курса очной формы факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, обучающихся по направлениям «Социология», «Социальная работа», «Управление персоналом», «Психология», «Психология служебной деятельности». Рассмотрены факторы выбора вуза, факультета, направления подготовки, выявлены проблемы, с которыми пришлось столкнуться студентам во время обучения, а также планы студентов относительно будущей профессиональной деятельности. Проведен сравнительный анализ позиций студентов разных направлений социогуманитарной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ушакова Яна Владимировна, Ситникова Ирина Викторовна, Францева Юлия Евгеньевн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS FOR CHOOSING A UNIVERSITYAND PROFESSIONAL STRATEGIES FOR STUDENTS IN THE HUMANITIES

To study the educational and professional strategies of students in the humanities and social sciences, a survey of firstyear students of the Faculty of Social Sciences of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod was conducted in the spring of 2019. It covered students in the areas of «Sociology», «Social work», «Personnel Management»,«Psychology», «Psychology of Service Activities». The survey revealed the factors of choice of higher education, faculty, areas of study, the problems that students faced during their training, as well as students' plans for future professional activities. A comparative analysis of students' positions in different areas of training in the humanities and social scienceswas carried out. The presented study was a logical continuation of two previous projects: Motivation for choosing a University and specialty (2017) and Students' attitude to the educational process and satisfaction with the chosen area of study (2018).

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ВЫБОРА ВУЗА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ»

118

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2020, № 3 (59), с. 118—128

УДК 316

ФАКТОРЫ ВЫБОРА ВУЗА И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СТУДЕНТОВ СОЦИОГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

© 2020 г. Я.В. Ушакова, И.В. Ситникова, Ю.Е. Францева

Ушакова Яна Владимировна, к.соц.н.; заведующая учебно-исследовательской лабораторией социологических исследований; доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

yana@fsn.unn.ru

Ситникова Ирина Викторовна, ведущий социолог учебно-исследовательской лаборатории социологических исследований; преподаватель кафедры отраслевой и прикладной социологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

april@fsn.unn.ru

Францева Юлия Евгеньевна, к.пед.н.; ст. преподаватель кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

jull.franceva@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 17.02.2020 Статья принята к публикации 24.07.2020

С целью изучения образовательных и профессиональных стратегий студентов социогуманитарных направлений подготовки весной 2019 г. был проведен опрос студентов первого курса очной формы факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, обучающихся по направлениям «Социология», «Социальная работа», «Управление персоналом», «Психология», «Психология служебной деятельности». Рассмотрены факторы выбора вуза, факультета, направления подготовки, выявлены проблемы, с которыми пришлось столкнуться студентам во время обучения, а также планы студентов относительно будущей профессиональной деятельности. Проведен сравнительный анализ позиций студентов разных направлений социогуманитарной подготовки.

Ключевые слова: факторы выбора вуза, факультета и направления подготовки, сфера будущей профессиональной деятельности, профессиональные стратегии, проблемы адаптации.

Введение

Отношение молодежи к образованию - актуальное и важное направление современных российских социологических исследований. Социально-экономические реформы в России последних десятилетий внесли значительные изменения в установки выпускников школ на получение высшего образования. С введением Единого государственного экзамена (ЕГЭ) у молодежи, с одной стороны, увеличились шансы на поступление в любой вуз страны, а с другой - для них отодвинулся этап профессионального самоопределения. При поступлении в вуз абитуриент недостаточно понимает специфику будущей профессии, не до конца разобрался со своими собственными предпочтениями и способностями. Новая социальная среда, смена места жительства и окружения, изменение уровня жизни зачастую демотивируют молодых людей в учебном процессе. При массовом образовании в вузы нередко поступают абитуриенты с не-сформированными профессиональными представлениями, результатом чего является разочарование в профессии, депрофессионализация и некоторые другие социально негативные явления [1, с. 4].

Предоставленная абитуриентам возможность подачи документов в несколько вузов на несколько направлений или специальностей привела к росту числа случаев зачисления абитуриентов, для которых не имеет значения место обучения, главное - получение диплома о высшем образовании [2, с. 152]. Одним из главных мотивов при поступлении в вузы является ориентация молодежи на получение дипломов о высшем образовании для достижения определенного статуса в обществе. Исследователи отмечают полное единодушие среди старшеклассников из различных социально-профессиональных групп в таком мотиве получения высшего образования, как желание получить хорошо оплачиваемую работу, соответствующую интересам и склонностям [3, с. 169]. В настоящее время, по мнению многих исследователей, этот мотив выбора будущей профессиональной деятельности является основным - большинство молодых людей желают в дальнейшей получить престижную и высокооплачиваемую работу. Значительная часть молодежи обращает внимание на престижные, по их мнению, профессии, которые не являются востребованными на рынке труда. Так, например, сегодня существует пере-

кос в подготовке юристов, менеджеров, экономистов, которые, конечно, востребованы, но такому количеству молодых специалистов невозможно трудоустроиться [4, с. 98]. При этом ситуация конкуренции на рынке труда среди молодых специалистов ухудшается преимущественно для специалистов гуманитарного профиля.

Не менее важным фактором, влияющим на профессиональное самоопределение молодежи, стало сокращение сроков профессиональной подготовки, которое не позволяет молодежи интегрироваться в профессию достаточно глубоко и получить полное представление о будущей профессиональной деятельности, тем более идентифицировать себя с нею. Это, в свою очередь, может не лучшим образом отразиться на намерении строить свою карьеру в рамках полученного профессионального образования [5, с. 163].

Методология исследования

Для выявления факторов выбора вуза и профессиональных стратегий студентов социогу-манитарных направлений подготовки весной 2019 г. был проведен анонимный опрос по неформализованной анкете студентов первого курса очной формы - факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Выборка сплошная, опрошено 126 человек, обучающихся по направлениям «Социология» (и=34), «Социальная работа» (и=22), «Управление персоналом» (и=20), «Психология» (и=19), «Психология служебной деятельности» (и=31). По результатам приемной кампании 2018 г. на первый курс очной формы обучения факультета социальных наук было зачислено по направлениям подготовки: «Социология» - 38 студентов, «Социальная работа» - 25, «Управление персоналом» - 21, «Психология» - 25, «Психология служебной деятельности» - 41. Таким образом, в опросе приняли участие 85% первокурсников. В анкете студентам было предложено самостоятельно сформулировать не более трех оснований собственного выбора вуза, факультета, направления подготовки, описать проблемы, с которыми им пришлось столкнуться во время обучения, а также поделиться планами относительно будущей профессиональной деятельности. Все ответы были закодированы, часть результатов исследования представлена в количественных значениях. Проведен сравнительный анализ позиций студентов разных направлений подготовки, для их иллюстрации приводятся некоторые варианты ответов респондентов, выделенных курсивом. Обобщающие результаты исследования представлены в таблицах 1-3.

Представленное исследование явилось логическим продолжением двух проектов: «Мотивация выбора вуза и специальности» (2017)1 и «Отношение студентов к учебному процессу и удовлетворенность выбранным направлением подготовки» (2018)2.

Результаты исследования

Направление подготовки «Социология». В рейтинге мотивов выбора вуза будущими социологами первые позиции занимают престиж Нижегородского университета, рекомендации родителей, друзей-студентов университета, близкого окружения, наличие интересующего направления подготовки: выбрала ННГУ, так как это более престижный университет; он является одним из самых престижных вузов Нижнего Новгорода; ННГУ - один из лучших университетов России, очень престижен среди нестолиц (города вне Москвы и Санкт-Петербурга); много знакомых учатся именно в ННГУ, глядя на их студенческую жизнь в ННГУ, захотелось попасть именно сюда, а о студенческой жизни сужу по социальным сетям, фотографиям с различных выездов; свою роль в выборе ННГУ сыграли советы родственников. На вторых позициях студенты указывают наличие большого количества бюджетных мест, высокий рейтинг университета среди других нижегородских вузов, широкие возможности поступления по результатам ЕГЭ. Не последнее значение имело для будущих студентов, особенно для иногородних, и месторасположение Нижегородского университета (представлено достаточное количество бюджетных мест, больше, чем в других институтах; большое количество бюджетных мест; в Интернете много информации о рейтинге данного вуза, что сыграло большую роль при выборе; университет имеет высокий рейтинг среди вузов; есть специальности, на которые оптимально поступить по выбранным предметам и набранным баллам; многообразие факультетов и специальностей с выбранными предметами ЕГЭ; данный вуз в территориальном плане меня привлекал больше других; ННГУ находится не так далеко от моего города; есть родственники и в Нижнем Новгороде, и во Владимире). Для четверти студентов, поступивших на направление подготовки «Социология», вопрос выбора вуза не стоял изначально: выбор был только ННГУ им. Лобачевского, так как с детства хотел учиться именно в этом вузе; с самого детства хотелось именно туда, точного объяснения этого нет, возможно, потому, что в филиале ННГУ учился мой брат; выбора не стояло, так как я знала, что хочу в университет Лобачевского.

Проблемы, с которыми столкнулись студенты во время обучения в 1-м семестре

Таблица 1

Направление подготовки Проблемы

Социология 1. Написание курсовых работ 2. Адаптация к новым условиям 3. Отношения с преподавателями

Социальная работа 1. Расписание 2. Отношения с однокурсниками 3. Отношения с преподавателями

Управление персоналом 1. Расписание 2. Адаптация к новым условиям

Психология 1. Информирование об изменениях в учебном процессе 2. Качество преподавания

Психология служебной деятельности 1. Расписание 2. Отношения с преподавателями 3. Адаптация к новым условиям

Таблица 2

Планы студентов относительно будущей профессиональной деятельности_

Направление подготовки Трудоустройство

Социология 1. Трудоустройство по специальности в различных сферах 2. ГМУ 3. Наука и образование 4. Бизнес

Социальная работа 1. Социальная работа 2. Нет определенности

Управление персоналом 1. Управление персоналом 2. Нет определенности

Психология 1. Психологическое консультирование 2. Управление персоналом 3. Наука 4. Бизнес

Психология служебной деятельности 1. Силовые структуры 2. Психология без конкретизации

Факторы выбора вуза и направления подготовки

Таблица 3

Факторы выбора Социология Социальная работа Управление персоналом Психология Психология служебной деятельности

Факторы выбора ННГУ 1. Престиж ННГУ 2. Рекомендации близкого окружения 3. Бюджетные места, универсальный набор дисциплин ЕГЭ 1. Престиж ННГУ 2. Направление подготовки 1. Престиж ННГУ 2. Рекомендации близкого окружения 3. Перспективы трудоустройства 1. Направление подготовки 2. Репутация ННГУ 1. Престиж ННГУ 2. Направление подготовки

Конкуренты ННГУ РАНХиГС НГПУ Столичные вузы НГПУ РАНХиГС Столичные вузы РАНХиГС НГПУ НГПУ

Факторы выбора ФСН 1. Интерес к наукам об обществе 2. Поступление на бюджет по баллам ЕГЭ 1. Интерес к профессии 2. Поступление на бюджет по баллам ЕГЭ 1. Интерес к психологии 2. Поступление на бюджет по баллам ЕГЭ 1. Направление подготовки 1. Интерес к психологии 2. Поступление на бюджет по баллам ЕГЭ

Конкуренты ФСН ИЭП ИМОМИ ИЭП ИМОМИ ИЭП Нет ИББМ

Факторы выбора направления подготовки 1. Универсальный набор дисциплин ЕГЭ 2. Результаты ЕГЭ 3. Интерес к специальности 1. Результаты ЕГЭ 2. Деятельность в сфере социальной работы 1. Интерес к специальности 2. Перспективы трудоустройства 1. Интерес к специальности 1. Уникальность специальности 2. Специалитет 3. Перспективы трудоустройства

Есть среди студентов и те, кто планировал поступление в другой вуз: не поступила в вуз, в который планировала; побоялась, что не смогу пройти в московский вуз или на ту специальность, на которую хочу; так как не поступила в ВШЭ в Нижнем Новгороде, а ННГУ один из престижных вузов города.

В рейтинге предпочтений абитуриентов у Нижегородского университета выявляются два значимых конкурента: РАНХиГС и НГПУ -Мининский университет (11 и 7 человек соответственно подавали документы для поступления и в эти нижегородские вузы). Девять человек подали документы и предприняли попытку поступить в столичные вузы (Москва и Санкт-Петербург) - понятно, что неуспешную.

Результаты социологических исследований, проведенных в 2017 г. [6] и 2019 г., показали, что, выбирая факультет, большинство абитуриентов ориентируются на собственные интересы и представления о будущей профессиональной деятельности (по этим основаниям сделали свой выбор 28 человек): данное направление всегда меня привлекало, мне это интересно, другие направления не рассматривались; выбрала ФСН, так как направление мне показалось ближе, интереснее и перспективнее; ФСН для меня равно работа, требующая прямого взаимодействия с обществом и отдельными его элементами; хочу изучать общие принципы функционирования общества, выявлять его закономерности и понять, как в обществе все устроено; я выбрала ФСН, так как меня привлекла обширная область получения знаний в социальной сфере. Вторым по значимости мотивом выбора факультета социальных наук стало значительное количество бюджетных мест и сравнительно небольшой конкурс (отметили 10 человек): выбрала ФСН, так как проходила сюда на бюджет и на более близкую специальность из тех, на которые подавала документы; на ФСН представлено большее количество бюджетных мест и меньше желающих попасть - большинство поступает на юрфак, экономику; отсутствие бюджетных мест или малое их количество на других факультетах; маленький конкурс; невысокий проходной балл. Действительно, план приема в 2018 г. на направление подготовки «Социология» факультета социальных наук предполагал 24 бюджетных места, а направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» Института экономики и предпринимательства - по 10 бюджетных мест. При этом проходные баллы на эти направления подготовки ИЭП были выше (247, 233 и 241 балл соответственно), чем

на направление подготовки «Социология» (223 балла).

Внутри Нижегородского университета при выборе абитуриентами факультета значимую конкуренцию факультету социальных наук составляет только Институт экономики и предпринимательства (направления подготовки -«Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом»). Более половины будущих студентов подавали документы о поступлении и в этот институт, четыре человека пытались поступить в Институт международных отношений и мировой истории, один - в Институт филологии и журналистики. Абитуриенты направления «Социология» демонстрируют наиболее широкий разброс в предпочтениях выбора факультета и гуманитарного направления подготовки внутри ННГУ, во многом этому способствует универсальный набор предметов ЕГЭ (русский язык, математика, обществознание).

В рейтинге мотивов выбора специальности одно из первых мест всегда занимает количество набранных баллов по ЕГЭ или набор тех дисциплин, по которым абитуриент успешно сдал Единый государственный экзамен. На выбор направления подготовки влияет не только личный интерес к будущей профессии и науке, но и возможность пройти по конкурсу на бюджетное место, имея необходимое количество баллов по ЕГЭ [7, с. 96]. Абитуриенты 2018 г. делали свой выбор по тем же основаниям: достаточное количество бюджетных мест в отличие от других направлений; подошел набор сдаваемых предметов ЕГЭ; подходящий балл ЕГЭ для поступления на бюджет; не хватило баллов на другие направления. Тем не менее чуть более половины абитуриентов заинтересованы в получении выбранной специальности и связывают ее с будущей профессиональной деятельностью: меня интересуют социальные явления и социологические исследования; всегда хотелось работать с людьми, что-то изучать о людях и общественном поведении; пару лет назад заинтересовалась наукой после того, как случайно наткнулась в Интернете на статьи социологов по волнующей меня проблеме; социология помогает понимать людей и анализировать какие-то события, именно это мне нужно для моей работы; хочу изучать общие принципы функционирования общества, выявлять его закономерности и понять, как в обществе все устроено.

Оценивая весь процесс обучения в первом семестре и в начале второго, студенты обозначили ряд проблем, с которыми им пришлось столкнуться. Для половины первокурсников

основной проблемой стало написание курсовых работ. Действительно, учебный план предполагал написание двух курсовых работ по дисциплинам «Человек и общество» и «Введение в эмпирическую социологию», но для студентов эта задача оказалась тяжелой: было тяжело написать две курсовые работы; сложно было написать сразу две курсовые; в первом семестре две курсовых работы, я думаю, достаточно было одной работы. Не менее важной проблемой для студентов стала адаптация как к самому процессу обучения, так и в целом к студенческой жизни. Но многие осознают и собственную ответственность в этом вопросе: сложная адаптация к парам по полтора часа; сложно быть сконцентрированным в течение полутора часов, так как привыкла в школе к 45 мин.; не умею правильно распределять время, из-за чего иногда перенапрягаюсь; неправильное распределение времени. Пятая часть студентов, поступая на гуманитарное направление, не предполагала изучение в вузе высшей математики: проблемы с математикой, я поступала на гуманитарное направление, думала, что ее не будет, а ее я плохо знаю и понимаю, а требования высокие; высшая математика - не люблю цифры; не думала, что будет много математики. Отметим, что будущая профессиональная деятельность студента-социолога предполагает наличие у выпускника навыков написания аналитических текстов, хороших знаний математики и статистики, которые необходимы в проектной и научно-исследовательской работе.

Безусловно, осознание студентами процесса обучения в вузе и привыкание к новым форматам жизнедеятельности зависят не только от учебного плана и расписания занятий, но и от взаимодействия с преподавателями, некоторые из них не всегда добросовестно относятся к преподаваемой дисциплине: пассивный подход некоторых преподавателей к своим предметам; нежелание некоторых преподавателей раскрывать всю суть дисциплины и ее основы; очень редко, но все же отличаются требования преподавателей относительно одного и того же, например, оформление курсовой, хотя оно и едино; субъективное оценивание при сдаче домашних заданий, зачетов и экзаменов; техническое обеспечение аудиторий, не хватает компьютеров, проекторов.

Учитывая факторы выбора студентами вуза, факультета и направления подготовки, очевидными выглядят и их планы по поводу будущей профессиональной деятельности. Треть студентов пока не определились с профессиональным выбором, хотя и нет явного отторжения получаемой специальности: выбор настолько велик и

неточен, что я не знаю пока, что сказать; надеюсь определиться с этим в процессе обучения; не знаю, определюсь во время обучения или уже после окончания университета; пока у меня смутные представления о том, чем можно заниматься на данном направлении подготовки, надеюсь, дальше станет понятнее. Шестая часть студентов-первокурсников все-таки связывает получаемую специальность с будущей профессиональной сферой и даже с конкретной деятельностью: если получится устроиться по специальности, то в этой сфере с определенными условиями; пока не задумывалась, но, в первую очередь, попробовала бы работать по специальности; пока не знаю, хотелось бы остаться в науке, наверное; научная сфера деятельности. Стоит отметить, что студенты в большей своей части осознают широкие возможности профессионального социологического образования для трудоустройства в различных сферах: государственное и муниципальное управление, образование, научная деятельность, маркетинг, СМИ, реклама и PR, телекоммуникации, экология, предпринимательство.

Направление подготовки «Социальная работа». Основными мотивами выбора будущими социальными работниками Нижегородского государственного университета стали престиж ННГУ и наличие конкретного направления подготовки: ННГУ один из самых престижных университетов не только города, но и страны; ННГУ является одним из лучших вузов страны; в РФ существует только три вуза, которые готовят специалистов по социальной работе на высоком уровне; выбрала университет, поскольку тут есть то направление, которое мне интересно. Почти треть студентов, еще будучи учащимися средней школы, уже были ориентированы на поступление исключительно в Нижегородский университет: со школы была мечта поступить в ННГУ; с 10-го класса один день в неделю мы учились в ННГУ; я окончил 11 классов и целенаправленно хотел поступить в ННГУ.

Тем не менее в выборе вуза конкуренцию классическому университету составляют Нижегородский педагогический университет (Мининский университет) и РАНХиГС (10 и 5 упоминаний соответственно).

В выборе факультета в Нижегородском университете у будущих социальных работников, так же как и у социологов, основополагающими выступают два мотива - возможность поступления на бюджетное место по набранным баллам ЕГЭ, который отметили 10 человек (много бюджетных мест на очное обучение; поступила на бюджетную форму; влияли на выбор

предметы, выбранные для сдачи ЕГЭ; на юриспруденцию по баллам не прошел; проходила по баллам на бюджет на ФСН; выбор был случайным, так как не прошла по баллам на ИМОМИ и ИЭП), и интерес к будущей профессии, на который указали 13 студентов (выбрала ФСН, так как всю свою учебную деятельность в школе так или иначе связывала с общественными науками, с социумом, мне это ближе; мне нравится сфера человек - человек, думаю, работать в ней мне подходит по характеру; ФСН выбрала в связи с желанием оказывать социальные услуги населению). Более четверти студентов были ориентированы только на поступление на факультет социальных наук и другие факультеты для подачи документов в приемную комиссию ННГУ не рассматривали: выбор был категоричен - ФСН; изначально подавала документы только на ФСН; никакие другие факультеты мне не понравились. Абитуриенты направления «Социальная работа» так же, как и абитуриенты направления «Социология», демонстрируют разброс в предпочтениях выбора факультета и гуманитарного направления подготовки внутри ННГУ.

При выборе направления подготовки половина будущих социальных работников ориентировалась на количество баллов ЕГЭ и возможность зачисления на бюджетное место: проходила по баллам на бюджет; прошла по баллам на бюджет, для меня это было определяющим; прошла по баллам только сюда; не поступила на юридический по баллам. Из них только четыре человека указали этот мотив как единственный. Другим определяющим мотивом поступления на данное направление подготовки было желание студентов реализовать свои наклонности, способности и приобретенные впоследствии компетенции в сфере социальной работы: желание работать в дальнейшем с неблагополучными семьями и детьми; мне хочется помогать тому, кто нуждается в помощи; нравится взаимодействовать с людьми и помогать людям; социальная работа ориентирована на оказание помощи нуждающимся гражданам, мне интересен процесс оказания социальной помощи. Скорее всего, такая мотивация в большей степени выработалась в процессе обучения в первом семестре, нежели при поступлении. Студенты уверены в перспективах работы по выбранной специальности и дальнейшего трудоустройства в сфере социальной работы: возможность дальнейшего трудоустройства по профессии; именно за социальной сферой, на мой взгляд, стоит ее активное развитие; у специалиста по социальной работе широкий спектр трудоустройства.

Анализируя проблемы, с которыми пришлось столкнуться студентам-первокурсникам во время обучения в первом семестре и начале второго, стоит отметить, что третья часть этих студентов вообще не отметили никаких проблем (более точная оценка - во время учебы пока ни с какими проблемами не сталкивалась; не сталкивалась с проблемами пока). Такое же количество студентов отмечают проблемы, связанные с учебным планом (расписание учебных занятий, прохождение учебной практики, написание курсовых работ, объем часов по дисциплинам) и подготовкой к сессии: в начале учебы немного трудно было разобраться с расписанием; не очень удобное расписание во втором семестре; недостаток опыта в выполнении отчета по практике и курсовых работ; трудности в написании рефератов и курсовых работ; подготовка к сессии была морально тяжелой, кажется, что преподаватель не поймет тебя, если ты вдруг растеряешься, и подумает, что ты не учил; стресс во время экзаменов. Отдельного упоминания требуют проблемы, которые возникают в результате вхождения студента-первокурсника в новую социальную среду, необходимости взаимодействия с однокурсниками, новым коллективом ровесников, преподавателями: проблема во взаимодействии и непонимании некоторых преподавателей; столкнулась с одним учителем, который не объясняет свой предмет; новый коллектив, когда пытаешься найти общий язык со всеми.

Оценки первокурсников направления подготовки «Социальная работа» перспектив собственного трудоустройства выглядят более обнадеживающими, нежели студентов-социологов. Более половины студентов (13 упоминаний) планируют реализовать полученные профессиональные знания в сфере социальной работы. Однако стоит отметить, что в этой группе студентов велико число и тех, кто пока не определился с выбором (9 упоминаний): сложно ответить, пока я пытаюсь выявить, подходит ли мне это направление подготовки или нет; это будет не скоро, так как я не собиралась останавливаться только на одном направлении, дальше буду учиться; я не планировал пока еще свою деятельность после учебы; я еще не решила, жизнь покажет.

Направление подготовки «Управление персоналом». Как и в группах студентов-социологов и социальных работников, студенты указанного направления подготовки при выборе места получения высшего образования ориентировались, прежде всего, на престиж Нижегородского государственного университета (отметили

13 человек): ННГУ входит в топ лучших университетов мира; ННГУ является главным вузом города; хорошая репутация; это один из ведущих вузов. Другими значимыми мотивами при выборе вуза стали рекомендации и советы ближайшего окружения вчерашних школьников (6 упоминаний) и перспективы трудоустройства после окончания учебы (5 упоминаний): его советовали многие мои знакомые; о нашем университете я очень много слышала от знакомых, друзей, родственников; посоветовали родители по своему опыту; востребованность выпускника на рынке труда; университет дает больше перспектив в будущем.

При выборе вуза почти треть абитуриентов рассматриваемого направления также подали документы о приеме и в университеты Москвы и Санкт-Петербурга, почти половина - в Нижегородский филиал РАНХиГС, хотя там и не ведется подготовка по указанному направлению.

Оценивая качественный состав студентов-первокурсников, стоит отметить, что группа четко делится пополам: на тех, кому интересна психология (на ФСН уклон больше на психологию, а на ИЭП на экономику; хотела больше психологии и меньше математики; на ФСН больше психологии, чем на ИЭП), и тех, кто прошел конкурс по баллам ЕГЭ и поступил на бюджетное место (были подходящие мне проходные баллы; подходили предметы ЕГЭ, которые сдавала в школе; выбрала ФСН, так как смогла пройти на бюджет). Среди последних -три человека признались в случайном выборе: на ФСН занесло случайно, хотела изменить деятельность; случайно попала; ФСН - это случайность.

Судя по оценкам первой группы, становится очевидным, что основной конкурент факультета социальных наук по направлению подготовки «Управление персоналом» - Институт экономики и предпринимательства Нижегородского университета, где также ведется подготовка по данному направлению: 16 абитуриентов из 20 подавали документы в приемную комиссию ННГУ на оба факультета.

Анализируя выбор направления подготовки, корректно скорее говорить об актуальных настроениях и оценках студентов-первокурсников, нежели о реальных мотивах выбора, так как студенты к моменту социологического опроса уже отучились первый семестр и сдали сессию. Это подтверждается их высказываниями по поводу выбранной специальности, где даже студенты из группы прошедших по конкурсу по баллам ЕГЭ проявляют однозначный интерес к получаемому профессиональному образованию: выбор стоял перед тем, на какое направление

поступать - психология, ПСД, менеджмент. Управление персоналом включает в себя и менеджмент, и психологию; хорошие управленцы нужны всегда; я люблю общаться и работать с людьми; интересная специальность. Более того, студенты оптимистично оценивают собственную профессиональную реализацию на рынке труда после окончания университета: проанализировав рынок труда в долгосрочном периоде, посчитал, что данное направление будет самым актуальным еще долгое время; это наиболее востребованная профессия в настоящем и будущем; после обучения на этом направлении можно легко найти работу, так как оно охватывает множество сфер и не имеет узкой специализации.

Проблемы, с которыми пришлось столкнуться первокурсникам во время начала обучения, лежат, как обычно, в двух плоскостях: собственный образовательный уровень (сложности с одним из преподавателей из-за того, что она ориентируется на студентов с высоким уровнем знаний; плохое знание английского языка, отсюда проблемы с зачетом; плохая база знаний по некоторым предметам; сложные для понимания предметы; сложно справиться с большим объемом информации и объемом домашней работы) и адаптация к новым условиям жизни (первая пара в 7.30 - это очень рано; неудобное расписание; привыкание к новой обстановке, предметам, людям). Например, плохое знание английского языка отметили шесть человек, а неудобное расписание - почти половина студентов.

Планы студентов-первокурсников относительно будущей профессиональной деятельности вполне соотносятся с их оценками получаемой специальности: 13 человек постараются трудоустроиться в сфере управления персоналом и кадрового делопроизводства, двое планируют предпринимательскую деятельность, у остальных пока нет определенных планов на б удущее.

Направление подготовки «Психология». Определяя собственный выбор вуза, абитуриенты данного направления осознавали, что обучение по нему ведется только в Нижегородском государственном университете. И, пожалуй, это было главным мотивом их выбора: выбор стоял между ННГУ и Мининским, но я была уверена, что пойду именно сюда, и в Мининский документы так и не подала, там не было той специальности, на которой хотелось бы учиться; лучший университет по направлению «Психология»; единственное место в Нижнем Новгороде с данной специальностью. Два человека уже

дебютировали в качестве студентов первого курса в Приволжском исследовательском медицинском университете, но, видимо, поторопились с выбором места обучения: это не первый мой университет, до этого я училась в ПИМУ, ушла, так как поняла, что не буду хорошим врачом; легче, чем в ПИМУ, где училась ранее. Один человек рассматривает начало обучения на данном направлении подготовки факультета социальных наук ННГУ как переходный вариант для перевода в СПбГУ. Тем не менее для трех четвертей студентов при выборе вуза важное значение имела надежная репутация Нижегородского университета: хорошие рейтинги вуза; классическое университетское образование с хорошим базисом; престижное учебное заведение; хороший состав педагогов. Примечательно, что никто из студентов не упомянул другой значимый для многих абитуриентов фактор выбора ННГУ - возможность поступления на бюджетное место по баллам ЕГЭ. Действительно, с этих позиций выбор не очевиден -на данном направлении подготовки всего десять бюджетных мест.

Востребованная специальность и отсутствие данного направления подготовки в других вузах Нижнего Новгорода характеризует позиции Нижегородского университета как внеконкурентные: шесть человек подавали документы только в приемную комиссию ННГУ, шесть - в Нижегородский педагогический университет, четверо использовали шансы в столичных университетах.

Тем более перед абитуриентами не стояла проблема выбора и факультета в Нижегородском университете - подготовка профессиональных психологов ведется только на факультете социальных наук: изначально определился со специальностью, потом выбрал факультет; выбора не было, потому что только на этом факультете была данная специальность; выбор между факультетами не стоял, целенаправленно шла на ФСН.

Основным фактором выбора абитуриентами рассматриваемого направления подготовки выступает их интерес к получаемой специальности, но никак не перспективы успешного трудоустройства: мне интересна данная сфера, хочу работать с людьми; ближе всего, хочу разбираться в себе и других людях; люблю общаться и помогать людям разобраться в себе; это именно то направление, которое мне интересно, я хочу стать психологом.

Основной проблемой, с которой будущие психологи столкнулись во время обучения, стало отсутствие системы информирования об изменениях в учебном графике: не предупрежда-

ют об изменениях в расписании; важная информация появляется в самый последний момент; не всегда оповещают вовремя об отмене или проведении пары; проблема неоповещения об отменах, переносах, изменениях в расписании. Студенты-психологи обозначают еще ряд моментов, которые свидетельствуют о более серьезных проблемах, таких как качество преподавания: неинформативность на занятиях, но формальная обязанность хождения на пары из-за бонусов для хороших оценок; низкая нагрузка, из-за чего отсутствие мотивации; низкие педагогические навыки преподавателей. Отметим, что студенты факультета социальных наук других направлений подготовки подобных замечаний не высказывали.

Перспективы будущей профессиональной деятельности студенты находят в разных сферах, но практически половина собирается реализовать полученные компетенции в психологическом консультировании, пятая часть - в управлении персоналом, трое - в науке, некоторые упоминают бизнес без уточнения вида экономической деятельности.

Направление подготовки «Психология служебной деятельности». В рейтинге факторов выбора вуза абитуриентами равнозначны два: престиж Нижегородского государственного университета (15 упоминаний) и наличие интересующей специальности (16 упоминаний). Престиж университета обусловлен не только первыми позициями в различных российских и международных рейтингах, но и качеством преподавания, репутацией, карьерными перспективами выпускников: рейтинг университета; данный вуз является одним из топовых вузов страны; считаю, что в ННГУ качественное образование; ННГУ - самый престижный в Нижнем Новгороде. Студенты отмечают уникальность направления подготовки специалистов-психологов служебной деятельности: направления ПСД в других вузах, которые я изучал, нет; нужная специальность была только здесь; редкое направление, которого в других вуза Нижнего Новгорода нет; специальность, на которую я хотела пойти, есть только в этом вузе. Только шестая часть студентов мотивировала выбор вуза возможностью поступления на бюджетное место по сумме баллов ЕГЭ.

Наличие в Нижегородском университете направления подготовки «Психология служебной деятельности» усиливает его позиции на рынке высшего психологического образования, тем более что на направлении «Психология» в Мининском университете не предусмотрено бюджетных мест, а на других направлениях -

психолого-педагогический профиль. Однако абитуриенты рассматривали для себя возможность обучения и в Нижегородском государственном педагогическом университете (14 упоминаний). Одна треть абитуриентов были однозначно ориентированы на поступление только на рассматриваемое направление.

Учитывая наличие направления подготовки психологов служебной деятельности только на факультете социальных наук ННГУ, очевидным представляется и выбор абитуриентами данного факультета, которые ориентировались, прежде всего, на собственные предпочтения и интерес к психологии: выбор не стоял, потому что только на этом факультете есть нужная мне специальность; именно здесь есть ПСД и психология; меня больше заинтересовало направление ПСД и психология; меня привлекла психология как наука, поэтому ФСН; хочу стать психологом. Такую позицию продемонстрировали 18 человек, подавших документы в приемную комиссию только на факультет социальных наук. Тем не менее результаты исследования позволили выявить некоторые противоречия в позиции части абитуриентов: с одной стороны, им нравится психология, с другой - они не отказались бы учиться и в Институте биологии и биомедицины ННГУ (9 упоминаний), где такое направление подготовки отсутствует. В данном случае подтверждается вывод многих исследователей о том, что во многих случаях выпускники школ делают выбор специальности исходя не из собственных наклонностей, интересов и предпочтений будущей профессиональной деятельности, а из набранных баллов ЕГЭ, необходимых для поступления на бюджетное место.

Одним из самых привлекательных критериев при выборе направления подготовки, кроме уникальности специальности, для будущих студентов стал срок обучения - пять лет (отметили 13 человек). Психология служебной деятельности - единственное направление подготовки на факультете социальных наук, где остался спе-циалитет. Их вполне устраивает диплом специ-алитета, нежели необходимость обучения четыре года на бакалавриате плюс два года в магистратуре: специалитет, поэтому в дальнейшем не пришлось бы поступать в магистратуру. Другими факторами выбора направления подготовки выступают перспективы трудоустройства вообще (данная специальность перспективней и интересней, чем другие; широкая направленность деятельности; больше возможностей работы) и в силовых структурах в частности (интересная работа в силовых структурах; я раньше хотела работать в силовых структурах; всегда хотела быть психологом и

одновременноработать в силовых структурах, а на этой специальности возможно совместить), а также интерес к профессии (мечта детства стать психологом; психология привлекает меня как наука, мне интересно ее изучение).

Как и на других направлениях подготовки психологического профиля, почти половина студентов ПСД тоже отметили проблемы с расписанием: не совсем удобное расписание первого семестра, когда пары начинались в 14.40, а заканчивались в 19.30; большие окна между парами в расписании; ранние подъемы к 7.30, из-за которых не могу нормально существовать потом весь день - чтобы несильно опоздать и доехать, встать надо в 5. Ряд других отмеченных студентами проблем лежит, скорее, в области методической работы преподавателей: недопонимание условий некоторых заданий во время пар; объемная работа с электронным вариантом работ; неправильное оформление эссе, докладов, которое повлияло на оценку больше, чем их содержание. Реже студентами были отмечены естественные проблемы адаптации к новым условиям жизни: адаптация к новому темпу жизни; проблемы с перестройкой после школы, поскольку режим и распорядок дня резко изменились; сложно перестроиться со школы на университет.

Серьезная мотивация конкретного направления подготовки находит свое отражение и в планах студентов относительно будущей профессиональной деятельности. Более половины из них рассматривают возможность трудоустройства в силовых структурах (в правоохранительных органах, на военной службе, в структурах МЧС, в пенитенциарных учреждениях), почти треть - в сфере психологии без конкретизации места работы.

Выводы

Результаты проведенного исследования показали, что основным фактором выбора вуза абитуриентами является престиж Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (табл. 3). В числе критериев такой оценки, по мнению бывших абитуриентов, выступают репутация университета, ведущие места в международных и российских рейтингах, качество образования, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, возможности трудоустройства. Другими значимыми факторами выбора вуза стали направления подготовки, по которым обучение ведется только в ННГУ, и рекомендации ближайшего окружения.

Выбор факультета обусловлен, в первую очередь, интересом к социогуманитарным

направлениям подготовки и наличием большого количества бюджетных мест. Однако стоит отметить, что интерес к конкретным наукам и профессии чаще уступает возможности поступления на бюджетное место по результатам ЕГЭ.

Факторами выбора направления подготовки выступают не только интерес к получаемой специальности и возможности трудоустройства в профессиональной сфере деятельности, но и результаты ЕГЭ по профильным дисциплинам.

В числе проблем, с которыми пришлось столкнуться студентам во время обучения, первокурсниками называются как объективные факторы, которые детерминированы новой социальной средой, новыми условиями деятельности первокурсников, так и причины личностного характера (табл. 1). Отметим, что одной из наиболее важных проблем в сфере адаптации абитуриентов к условиям высшей школы является проблема мотивированного выбора образовательного учреждения и направления подготовки на этапе поступления.

Проблема профессионального выбора студентами социогуманитарных специальностей во многом связана с характером профессиональной подготовки (табл. 2). Такая подготовка предполагает широкий спектр профессиональной деятельности (социология, экономика, менеджмент), выпускники могут работать на разных предприятиях в самых разных отраслях экономики [8]. Результаты опроса студентов-первокурсников показали ориентацию большинства из них на будущее трудоустройство по профилю профессиональной подготовки.

Примечания

1. Опрос по неформализованной анкете, которая включала три вопроса: мотивация выбора вуза, факультета, специальности. Студентам необходимо было самостоятельно сформулировать не более трех оснований каждого выбора. Всего в опросе приняли участие 25 студентов-первокурсников направления подготовки «Социология».

2. Опрос студентов первого курса факультета социальных наук ННГУ очной формы, обучающихся по направлениям подготовки «Социальная работа», «Социология», «Управление персоналом», «Психология», «Психология служебной деятельности». Всего в опросе приняли участие 110 студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Попова Л.А., Фадеева И.М., Юрлова Е.М. Профессиональные и социальные факторы, определившие выбор вуза первокурсниками [Электронный ресурс] // Огарев-опНпе. 2017. № 5. Режим доступа: http://joumal.mrsu.ru/arts/professionalnye-i-socialnye-faktory-opredelivshie-vybor-vuza-pervokursnikaшi. (дата обращения: 10.01.2020).

2. Ушакова Я.В., Ёркина Т.С. Проблемы и перспективные направления реформирования ЕГЭ // Социальные преобразования и социальные проблемы. Сборник научных трудов (Вып. 15). Н. Новгород: Изд. НИСОЦ, 2015. С. 143-156.

3. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Молодежь в сфере образования: ожидания и мотивация // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. С. 154-174.

4. Иудин А.А., Ситникова И.В. Современное студенчество: становление образа профессионального будущего // Социология образования. 2018. № 3. С. 89-103.

5. Вишневский Ю.Р., Нархов Д.Ю., Дидков-ская Я.В. Тренды высшего профессионального образования: профессионализация или депрофессионализация // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 1. С. 152-170.

6. Ушакова Я.В. Мотивация выбора вуза и специальности в контексте формирования человеческого капитала // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия / Под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой. В 2 т. Т. 2. Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017. С. 612-617.

7. Ушакова Я.В., Морзавченкова Е.В. Мотивация выбора направления подготовки и отношение студентов к учебному процессу // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 1 (53). С. 94-101.

8. Иудин А.А., Подольская Т.О., Тюнтяев А.С. Особенности профессионального выбора абитуриентов ННГУ в сфере общественных наук // Социальные преобразования и социальные проблемы: Сборник научных трудов (Вып. 17). Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2017. С. 29-43.

FACTORS FOR CHOOSING A UNIVERSITY AND PROFESSIONAL STRATEGIES FOR STUDENTS IN THE HUMANITIES

Ya. V. Ushakova, I.V. Sitnikova, Yu.E. Frantseva

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

To study the educational and professional strategies of students in the humanities and social sciences, a survey of first-year students of the Faculty of Social Sciences of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod was conducted in the spring of 2019. It covered students in the areas of «Sociology», «Social work», «Personnel Management», «Psychology», «Psychology of Service Activities». The survey revealed the factors of choice of higher education, faculty, areas of study, the problems that students faced during their training, as well as students' plans for future professional activities. A comparative analysis of students' positions in different areas of training in the humanities and social sciences

was carried out. The presented study was a logical continuation of two previous projects: Motivation for choosing a University and specialty (2017) and Students' attitude to the educational process and satisfaction with the chosen area of study (2018).

Keywords: factors for choosing a university, faculty, area of study, field of future professional activity, professional strategies, problems of adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.