Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ВОВЛЕЧЁННОСТИ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ФАКТОРЫ ВОВЛЕЧЁННОСТИ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вовлеченность студентов / факторы вовлеченности / образовательная деятельность / эмоциональная вовлеченность / студенческая занятость. / student engagement / engagement factors / educational activities / emotional engagement / student employment.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Владимиров И. А., Киселёва Н. И.

В статье рассматриваются факторы, влияющих на вовлеченность студентов в образовательную деятельность. В исследовании приняли участие 2941 студент бакалавриата 1-3 курсов различных направлений подготовки Финансового университета. Рассмотрены особенности подходов к оценке вовлечённости, где вовлечённость оценивается как комплексное и многоаспектное понятие, обозначающее активное участие студентов не только в академической, но и во внеучебной деятельности учебного заведения. Для оценки вовлеченности использовался метод семантического дифференциала по десяти дихотомическим показателям. Результаты показали, что общий индекс вовлеченности составляет 0,6232, что соответствует уровню «выше среднего». Установлена зависимость индекса вовлеченности от курса обучения: чем старше студенты, тем ниже показатель. Наибольший спад наблюдается при переходе со второго на третий курс. Также проанализированы межфакультетские различия, роль мотивационных факторов получения высшего образования, влияние факторов, отталкивающих от обучения и снижающих готовность активно учиться. Результаты представлены в виде корреляционной и регрессионной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF FINANCIAL UNIVERSITY STUDENTS' INVOLVEMENT IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

The article examines the factors influencing the involvement of students in educational activities. The study involved 2,941 undergraduate students of 1-3 courses in various fields of study at the Financial University. The features of approaches to assessing engagement were considered. The authors consider engagement as a complex and multidimensional concept, denoting the active participation of students not only in academic, but also in extracurricular activities of an educational institution. To assess engagement, the semantic differential method was used for ten dichotomous indicators. The results showed that the overall engagement index is 0.6232, which corresponds to an "above average" level. The dependence of the engagement index on the course of study has been established: the older the students, the lower the indicator. The greatest decline is observed during the transition from the second to the third year. Inter-faculty differences, the role of motivational factors for higher education, factors that repel learning and reduce the willingness to actively study were also analyzed. The results are presented in the form of a correlation and regression model.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ВОВЛЕЧЁННОСТИ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-6-8 УДК 37.01; 316.6

ФАКТОРЫ ВОВЛЕЧЁННОСТИ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Владимиров И.А., Киселёва Н.И.

Центр перспективных исследований и разработок в сфере образования;

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматриваются факторы, влияющие на вовлеченность студентов в образовательную деятельность. В исследовании приняли участие 2941 студент бакалавриата 1-3 курсов различных направлений подготовки Финансового университета. Рассмотрены особенности подходов к оценке вовлеченности, где вовлеченность оценивается как комплексное и многоаспектное понятие, обозначающее активное участие студентов не только в академической, но и во внеучебной деятельности учебного заведения. Для оценки вовлеченности использовался метод семантического дифференциала по десяти дихотомическим показателям. Результаты показали, что общий индекс вовлеченности составляет 0,6232, что соответствует уровню «выше среднего». Установлена зависимость индекса вовлеченности от курса обучения: чем старше студенты, тем ниже показатель. Наибольший спад наблюдается при переходе со второго на третий курс. Также, проанализированы межфакультетские различия, роль мотива-ционных факторов получения высшего образования, влияние факторов, отталкивающих от обучения и снижающих готовность активно учиться. Результаты представлены в виде корреляционной и регрессионной модели.

Ключевые слова: вовлеченность студентов, факторы вовлеченности, образовательная деятельность, эмоциональная вовлеченность, студенческая занятость.

FACTORS OF FINANCIAL UNIVERSITY STUDENTS' INVOLVEMENT IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

Ivan A. Vladimirov, Natalia N. Kiseleva

Center for Advanced Research and Development in Education; Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract. The article examines the factors influencing the involvement of students in educational activities. The study involved 2,941 undergraduate students of 1-3 courses in various fields of study at the Financial University. The features of approaches to assessing engagement were considered. The authors consider engagement as a complex and multidimensional concept, denoting the active participation of students not only in academic, but also in extracurricular activities of an educational institution. To assess engagement, the semantic differential method was used for ten dichoto-mous indicators. The results showed that the overall engagement index is 0.6232, which corresponds to an «above average» level. The dependence of the engagement index on the course of study has been established: the older the students, the lower the indicator. The greatest decline is observed during the transition from the second to the third year. Inter-faculty differences, the role of motivational factors for higher education, factors that repel learning and reduce the willingness to actively study were also analyzed. The results are presented in the form of a correlation and regression model.

Keywords: student engagement, engagement factors, educational activities, emotional engagement, student employment.

Введение.

Проблема вовлеченности студентов в учебный процесс является одной из основных для современной системы образования. Несмотря на возвращение к особому статусу образования, в обществе продолжает существовать понимание того, что «образование - это услуга».

В связи с этим, обучающиеся и их родители воспринимают образовательный процесс, особенно

в условиях его оплаты, не как систему ответственного отношения к обучению, усвоению материалов, а как среду, где «обязаны научить» независимо от участия обучающегося в этом процессе.

Для понимания роли вовлеченности в освоении образовательных программ, обучающихся разграничим данное понятие с увлечённостью. РРазличие между «увлечённостью» и «вовлеченностью» заключается в том, что увлечён© Владимиров И.А., Киселёва Н.И.

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

ность - это более глубокое и стабильное эмоциональное и мотивационное состояние, ориентированное на процесс и внутреннюю стимуляцию, включающее энергичность, преданность и поглощённость. Вовлечённость же включает в себя активное участие в учебном процессе, влияет на высокую мотивацию и уровень саморазвития, приводя к улучшению учебных результатов [1].

Академическая увлечённость опосредует интенсивное взаимодействие студента с учебным материалом, так как студенты, испытывающие увлечённость, углубляются в предметы и стремятся к глубокому пониманию материала, находя удовольствие в процессе обучения.

Академическая же вовлечённость отражает активное участие студента в образовательном процессе, включая такие активности, как участие в дискуссиях, задавание вопросов и применение знаний на практике. Это состояние приводит к большей заинтересованности и стремлению к обучению, что влияет на учебную успешность [5].

В психолого-педагогических науках сформировалось особое внимание на «когнитивной вовлечённости». Когнитивная вовлечённость студентов в учебный процесс в вузе можно определить, как активное соучастие студентов в образовательной деятельности, которое характеризуется использованием сложных когнитивных процессов и стратегий. Эти процессы включают анализ, синтез, оценку и применение информации, что способствует глубокому осмыслению учебного материала. Когнитивная вовлечённость также связана с оптимизацией процесса проектирования учебной деятельности в высших учебных заведениях [2].

Для измерения когнитивной вовлечённости используют интегральный критерий, включающий в себя оценку:

• Степени когнитивного усилия, которую студенты прилагают для освоения учебного материала;

• Использования различных когнитивных стратегий при обучении, включая критическое мышление, рефлексию, анализ и синтез информации;

• Связи содержания обучения с практическими задачами и реальными профессиональными ситуациями;

• Степени активного участия студентов в учебных процессах, таких как обсуждения, проектная работа, семинары и другие интерактивные формы обучения [2].

Исходя из когнитивной концепции вовлечённости, внеучебная деятельность студентов выступает важным фактором формирования учебной вовлечённости. Студенты активисты студенче-

ских организаций показывают более высокую успеваемость, так как внеучебная деятельность позволяет студентам не только заниматься общественно полезной деятельностью, но и развивать навыки, помогающие в учёбе [7]. При этом особую роль во внеучебной деятельности занимают практики волонтёрства, влияющие на профессиональное развитие студентов [6].

За последние несколько лет исследователи стали уделять внимание влиянию цифровых технологий на уровень вовлечённости студентов в учебный процесс. Ряд авторов считает, что внедрение цифровых технологий в педагогические практики преподавателя способны увеличить уровень вовлечённости студентов. Такими практиками могут быть как активное участие преподавателя в цифровой жизни студентов (ведение занятий через обучающиеся, развития студенческих сообществ по изучаемой дисциплине в социальных сетях [3]), так и информирование студентов о возможностях использования цифрового пространства для обучения (продвижение открытых образовательных ресурсов и электронных библиотек [4]).

Таким образом, вовлечённость студентов, в широком смысле, представляет собой комплексное и многоаспектное понятие, обозначающее активное участие студентов не только в академической, но и во внеучебной деятельности образовательной организации, выраженной через когнитивное, эмоциональное и поведенческое взаимодействие со всеми акторами образовательного процесса и университетской средой.

Методология исследования.

В рамках исследования опрошены студенты бакалавриата 1-3 курса обучения, различных направлений подготовки, объём выборки составил 2941 обучающийся, ошибка выборки не превышает 1,5 %. Исследование проходило в декабре 2023 года методом комбинированного анкетирования (онлайн и раздаточный).

Цель исследования: анализ влияния учебных и внеучебных факторов на уровень вовлеченности студентов в образовательную деятельность.

Особое внимание уделено анализу межфакультетских отличий, реализующих различные программы подготовки [8], курс обучения, а также вторичная трудовая занятость студентов. Также проанализирована роль различных мотивацион-ных факторов получения высшего образования, факторов, отталкивающие от обучения, и факторов, снижающие готовность активно и хорошо учиться. Результаты анализа представлены в виде корреляционной и регрессионной модели.

Эмоциональная вовлеченность оценивалась методом семантического дифференциала по следующим десяти дихотомическим показателям, представленными в таблице 1.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Таблица 1

Показатели оценки уровня Индекса вовлеченности

Значение 1 (показатель - 1) Значение 2 (показатель - 0)

Трудно Легко

Активно Пассивно

Радостно Горестно

Напряжённо Расслаблено

Интересно Скучно

Весело Тоскливо

Полезно Бесполезно

Страшно Мило

Приветливо Равнодушно

Быстро Медленно

Результаты.

В соответствии с методологией оценки эмоциональной вовлеченности, рассчитан Индекс вовлеченности как среднее значение нормированных к единице шкалы ответов по шкале семантического дифференциала.

В результате расчётов, общий Индекс вовлеченности всех обучающихся составил 0,6232, что свидетельствует об уровне вовлечения студентов в учебный процесс как «выше среднего».

Следовательно, большинство обучающихся студентов-бакалавров оценивают свою интенсивность и эмоциональность как среднюю, в аналогичных значениях проявляют интерес к учебному процесс.

Анализ Индекса вовлеченности в учебный процесс позволил установить зависимость от курса обучения: чем старше студенты, тем ниже Индекс вовлеченности (рис. 1).

Индекс вовлечённости

0,66 0,64 0,62 0,60 0,58 0,56

0,6498

0,6153

0,6011

1 курс 2 курс 3 курс

'Значение индекса по курсам ^—Среднее значение индекса Рисунок 1 - Значения Индекса вовлеченности по курсам обучения

При этом наибольший спад происходит между показателем вовлеченности на 1 и 2 курсе, когда как различия между 2 и 3 курсом обучения незначительны. Такой спад вовлеченности в учебный процесс связан с тем, что в 1 семестре первокурсники только знакомятся с учебным процессом, у них высокие социальные ожидания, высокая необходимость адаптации к новой действительности, поэтому проявляют большую вовлеченность для формирования своей академической репутации. На 2-3 курсе студенты адаптированы к системе обучения в вузе, их вовлечённость снижается, в том числе за счёт обучающихся, не рассматривающих обучение как приоритетную для себя деятельность.

Анализ изменения динамики вовлеченности по всем показателям от курса к курсу снижается, а

по отдельным показателям существенно изменяется. Так сильнее всего между 1-3 курсом падает Интерес к обучению (с 0,62 до 0,52) и образовательная Активность (с 0,63 до 0,56). Показатели же Напряжённости и скорости обучения почти не изменяются (табл. 2).

Проведенный ранжированный анализ по факультетам и курсам обучения, который показал, что Индексы вовлеченности достаточно близкие (от 0,72 до 0,56 на 1 курсе, до 0,66 до 0,54 на 3 курсе) и все выше 0,5. (табл. 3).

Результаты наглядно демонстрируют, что студенты факультета ИТиАБД к 3 курсу более вовлекаются в учебный процесс; зачастую, это связано с тем, что увеличивается их оценка полезности обучения, а вместе с ней и учебная напряжённость.

_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_

Таблица 2

Динамика показателей вовлеченности по курсам обучения (нормированное к единице значение)

Показатель 1 курс 2 курс 3 курс

Трудно - Легко 0,51 0,47 0,45

Активно - Пассивно 0,63 0,58 0,56

Радостно - Горестно 0,58 0,55 0,53

Напряжённо - Расслаблено 0,55 0,56 0,54

Интересно - Скучно 0,62 0,55 0,54

Весело - Тоскливо 0,62 0,58 0,55

Полезно - Бесполезно 0,64 0,59 0,58

Страшно - Мило 0,46 0,47 0,44

Приветливо - Равнодушно 0,62 0,55 0,56

Быстро - Медленно 0,56 0,54 0,54

Таблица 3

Рейтинг факультетов по Индексу вовлеченности по курсам обучения

РАНГ 1 к /рс 2 к урс 3 к урс

Факультет Индекс Факультет Индекс Факультет Индекс

1 ЮФ 0,72 ЭиБ 0,63 ЮФ 0,66

2 НАБ 0,67 НАБ 0,62 ФСНиМК 0,62

3 МЭО 0,66 ИТиАБД 0,61 ФФ 0,62

4 ФСНиМК 0,65 ФСНиМК 0,61 ЭиБ 0,61

5 ЭиБ 0,65 МЭО 0,61 ИТиАБД 0,60

6 ВШУ 0,65 ВШУ 0,61 МЭО 0,60

7 ФФ 0,64 ЮФ 0,60 ВШУ 0,56

8 ИТиАБД 0,56 ФФ 0,59 НАБ 0,54

Наиболее стабильным, без существенной разницы от курса курсу, Индекс вовлеченности выражен на факультетах ЭиБ, ФСНиМК. Сложнее приходится студентам ФФ и ЮФ, имея высокие ожидания на 1 курсе ко 2-му снижается большая часть показателей вовлеченности, так как обучение воспринимается легче, снижается его интенсивность и приветливость. К 3 курсу ситуация

улучшается за счёт эмоциональных факторов: учиться становится радостнее, веселее и приветливее.

Показатели вовлеченности по-разному проявляются на различных факультетах, выявлены 5 факультетов, которые являются лидером хотя бы по 1 показателей вовлеченность в учебный процесс (табл. 4).

Таблица 4

Факультеты-лидеры по показателям вовлеченности (нормированное к единице значение)

Показатель Факультет Значение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полезно - Бесполезно ЮФ 0,65

Напряжённо - Расслаблено НАБ 0,63

Активно - Пассивно ИТиАБД 0,62

Интересно - Скучно ЮФ 0,62

Весело - Тоскливо ИТиАБД 0,62

Приветливо - Равнодушно ФСНиМК 0,61

Радостно - Горестно ИТиАБД 0,60

Быстро - Медленно МЭО 0,57

Страшно - Мило НАБ 0,55

Трудно - Легко НАБ 0,52

Полученные результаты позволили выявить, что лидерами являются факультеты НАБ и ИТиАБД (по 3 показателя). При этом НАБ лидирует по показателям, отвечающим за трудность, напряжённости и страх, а ИТиАБД - за весёлость, радостность и весёлость. На ЮФ, по мнению студентов, учиться более всего интересно и полезно.

Значения Индекса вовлеченности связаны с совокупностью факторов как объективных (расписание занятий, особенности учебного плана, ко© Владимиров И.А., Киселёва Н.И.

личество профильных предметов, сложность дисциплины, содержание дисциплины, методика преподавания), так и субъективных (мотивы обучения, отношение к учебному процессу, межличностное взаимодействие).

В ходе оценки переменных, определяющих уровень вовлеченности студентов в учебный процесс, проведён корреляционный анализ и выделены 13 переменных, имеющих значимые корреляции (табл. 5).

ГУМАНИТАРНЫЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / HUMANITIES, SOCIAL-ECONOMIC AND SOCIAL SCIENCES. 2024. № 6 (июнь)

_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_

Таблица 5

Показатели корреляционного и регрессионного анализа вовлеченности студентов

Переменная Показатель Значение корреляции Пирсона Коэффициенты регрессии

Мотивация получения высшего образования Потребность в самореализации 0,229 0,169

Успешно трудоустроиться 0,191 0,286

Удовлетворить интересы 0,148 0,129

Престижно 0,094 0,121

Возможность не ходить в армию -0,110 0,101

Оправдать ожидания старших -0,159 0,120

Факторы отталкивающие от обучения Невостребованность профессии 0,107 0,175

Низкая учебная нагрузка -0,086 -

Отсутствие интереса к профессии -0,088 0,090

Низкая практико-ориентированность -0,140 0,094

Факторы, снижающие готовность активно и хорошо учиться Слабое представление о профессиональной деятельности -0,138

Избыток контроля посещаемости -0,142 -

Большое количество лишних предметов -0,203 -

На вовлеченность влияют показатели мотивации получения высшего образования, а также факторы отталкивания и снижения готовности активно обучаться. Выявлено, что следующие факторы не оказывают влияние на вовлеченность студентов в обучение: желание получить высшее образование, чтобы «вырваться» из дома, опасение по поводу конфликтов с администрацией или одногруппниками, неумение организовать самоподготовку и высокая конкуренция в группе.

Данные 13 переменных использованы для построения регрессионной модели. В результате расчётов, получена модель с 9 переменными, которыми можно объяснить 88,7 % вариации вовлеченности студентов в учебный процесс. При этом значение критерия автокорреляции Дарбин-Уотсон составили 1,809, что находится в пределах допустимых значений, а, следовательно, модель можно принять.

Стоит отметить, что среди факторов, снижающих готовность активно и хорошо учиться, ни один не был статистически значим для включения в регрессионную модель. Тем самым, на вовлеченность оказывают больше влияния мотивацион-ные и отталкивающие факторы получения высшего образования.

Таким образом, если обучение с низкой практи-ко-ориентированностью, нет актуальных приме-

Сравнительный анализ Индекса

ров, позволяющих овладеть профессиональными навыками; не востребованность выбранного образования на рынке труда или отсутствие достойных вакансий по профессии, низкая практи-ко-ориентированность, не сформированный или потерянный интерес к получаемой профессии, а также низкая учебная нагрузка (слабый образовательный контент, простые и однотипные задания и др.), то гарантировано, что студенты не будут вовлечены в учебный процесс.

Доказано, что внеаудиторная активность в различные научные проекты студентов положительно влияет на вовлеченность в обучение. Так, например, студенты-активисты Научного студенческого общества имеют более высокие показатели вовлеченности не зависимо от курса обучения. Студенты-члены студенческого совета же на 1-2 курсе также показывают высокую включенность в учебную деятельность, когда на 3 курсе показатели становятся ниже среднего, что может быть связано с переориентацией на организационную деятельность.

Анализ социально-трудовых показателей позволил установить, что трудовая занятость (вторичная занятость) также влияет на вовлеченность в обучение студентов. В выборке у неработающих студентов вовлеченность в учебный процесс выше, чем у трудоустроенных обучающихся на 1, 2 и 3 курсах обучения (табл. 6).

Таблица 6

работающих и неработающих студентов

По курсу Не работают Работают

Всего Работают по специальности Работают не по специальности

1 курс 0,6498 0,6588 0,6277 - -

2 курс 0,6153 0,6218 0,6002 - -

3 курс 0,6011 0,6132 0,5870 0,6142 0,5713

Проверка по критерию Стьюдента показала, что разница между уровнем вовлеченности неработающих и трудоустроенных студентов носит значимый характер. Также можно отметить, что сту-

денты 3 курса, совмещающие обучение с работой по специальности, имеют большую вовлеченность, чем даже неработающие студенты.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

Заключение.

Уровень академической и внеучебной вовлеченности студентов является ключевым фактором, определяющим не только успеваемость, но и удовлетворенность учебным процессом.

Общий индекс вовлеченности студентов Финансового университета свидетельствует о стабильном положительном восприятии образовательного процесса большинством студентов.

Выявленное снижение вовлеченности в ученый процесс связаны с переходом от первого к третьему курсу может свидетельствовать о необходимости учета прогнатизма запросов студентов: изменение подходов к взаимодействию со студентами на более, более активная интеграция практических задач и проектной работы, предоставления большей автономии в выборе учебных курсов и тем самостоятельных работ, а также поддержка студенческой внеаудиторной активности на старших курсах.

Также, влияние на уровень вовлеченности оказывает внеучебная деятельность, включая уча-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

Литература:

стие в студенческих организациях и волонтерские проекты. Это подтверждает идею о том, что комплексное участие в жизни университета способствует не только повышению академических показателей, но и развитию социальных и профессиональных навыков, что, в свою очередь, ведет к улучшению общего качества образования.

Работа по специальности на старших курсах показывает значительную связь с вовлеченностью студентов в учебный процесс. Студенты, чувствующие связь с работой по специальности, наиболее сильно заинтересованы в получение знаний в университете.

Таким образом, рекомендации для улучшения уровня вовлеченности студентов могут включать в себя пересмотр учебных программ с акцентом на практическую направленность и профессиональную ориентацию, усиление внеучебной деятельности через стимулирование активной жизненной позиции студентов, а также внедрение инновационных методов обучения для повышения когнитивной активности студентов.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

1. Вожиевская Т.И. Академическая увлечённость и вовлечённость студентов-первокурсников / Т.И. Вожи-евская // Образование и воспитание дошкольников, школьников, молодежи: теория и практика. 2024. № 1. С. 81-89.

2. Гарашкина Н.В. Когнитивная вовлечённость как основа проектирования учебного процесса в подготовке студентов педагогических направлений / Н.В. Гарашкина, А.А. Дружинина // Высшее образование в России. 2023. № 1. С. 93-109.

3. Елькина И.Ю. Факторы вовлеченности студентов в учебный процесс в условиях дистанционного обучения / И.Ю. Елькина // Образовательные ресурсы и технологии. 2022. № 1 (38). C. 7-13.

4. Киуру К.В. Проблема студенческой вовлеченности в процесс обучения в условиях онлайн-образования / К.В. Киуру, Е.Е. Попова // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. C. 380384.

5. Пеша А.В. Надпрофессиональные навыки и вовлечённость в высшем учебном заведении / А.В. Пеша, А.В. Назаров // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. № 2(35). С. 224-228.

6. Узюмова Н.В. Волонтёрская деятельность (добровольчество) как фактор профессионального развития студентов / Н.В. Узюмова, Н.И. Киселёва // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15. № s2. URL : https://esj.today/PDF/05FAVN223.pdf (дата обращения 20.05.2024).

7. Цой А.Е. Эффект «Сагана»: влияние внеучебной деятельности на успеваемость студентов / А.Е. Цой // Психологические науки: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). М. : Буки-Веди, 2017. С. 42-48. URL : https://bakalavriat.fa.ru (дата обращения 20.05.2024).

References:

1. Volzhievskaya T.I. Academic Passion and Engagement / T.I. Volzhievskaya // Education and Upbringing of Preschoolers, Schoolchildren, and Youth: Theory and Practice. 2024. № 1. P. 81-89.

2. Garashkina N.V. Cognitive Engagement Involvement as a Basis for Designing the Educational Process in the Preparation of Students of Pedagogical Directions / N.V. Garashkina, A.A. Druzhinina // Higher Education in Russia. 2023. № 1. P. 93-109.

3. Yelkina I.Y. Factors of student involvement in the educational process in the context of distance learning / I.Y. Yelkina // Educational resources and technologies. 2022. № 1 (38). P. 7-13.

— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —

4. Kiuru K.V. The problem of student involvement in the learning process in online education / K.V. Kiuru, E.E. Popova // Problems of modern pedagogical education. 2018. № 59-3. P. 380-384.

5. Pesha A.V. Supra-Professional Skills and Involvement in Higher Education Institution / A.V. Pesha, A.V. Naza-rov // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. № 2(35). P. 224-228.

6. Uzyumova N.V., Kiseleva N.I. Volunteer activity as a factor of professional students' development. The Eurasian Scientific Journal. 2023. Vol. 15. № s2. URL : https://esj.today/PDF/05FAVN223.pdf

7. Tsoi A.E. The «Sagan» Effect: the Influence of Extracurricular Activities on Students' Academic Performance / A.E. Tsoi // Psychological Sciences: Theory and Ppractice: Materials of the V International scientific conf. (Moscow, June 2017). M. : Buki-Vedi, 2017. P. 42-48.

8. List of Bachelor's and Specialist degree programs - Financial University. URL : https://bakalavriat.fa.ru (date of the application 20.05.2024).

Информация об авторах

Владимиров Иван Андреевич

главный специалист

Центра перспективных исследований

и разработок в сфере образования,

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

vladim.ivan@mail.ru

Киселёва Наталья Ильинична

кандидат социологических наук, доцент,

доцент кафедры социологии

факультета социальных наук

и массовых коммуникаций,

директор Центра перспективных исследований

и разработок в сфере образования,

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

NKIseleva@fa.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ivan A. Vladimirov

Chief Specialist

of the Center for Advanced Research and Development in Education, Financial University under the Government of the Russian Federation vladim.ivan@mail.ru

Natalia N. Kiseleva

Candidate of Sociological Sciences,

Associate Professor,

Associate Professor

in the Department of Sociology,

Head of the Center for Advanced Research

and Development in Education,

Financial University

under the Government of the Russian Federation NKIseleva@fa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.