Научная статья на тему 'Факторы воспитания и их отражение в туристско-краеведческой деятельности'

Факторы воспитания и их отражение в туристско-краеведческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любин А. В.

В статье рассматриваются проблемы воспитания в современном образовании. Отражены взгляды на факторы воспитания, а также отражены воспитательные возможности туристско-краеведческой деятельности в школе на основе выявленных факторов воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы воспитания и их отражение в туристско-краеведческой деятельности»

6. Одним из важных показателей качества учебно-методческого комплекса являются результаты апробирования и внедрения программ и учебников в массовую практику обучения младших школьников. Отражение в концепции результатов учебных достижений младших школьников при освоении основных учебных программ по математике и русскому языку, поможет учителю убедиться в правильности сделанного выбора.

Реализованные в педагогической практике основные направления по выбору учебно-методических комплексов для начальной школы и УМК по математике, позволили учителям сориентироваться в большом многообразии программ и учебников, подойти к выбору более осознанно, опираясь на научные теории, преодолеть трудности в решении обозначенной проблемы.

Список литературы:

1. Программы четырехлетней начальной школы: проект «Перспективная начальная школа» / Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига, 2009.

2. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). - М.: Вита-Пресс, 2004.

3. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И. и др. Школа России. Концепция и программы для нач. кл.: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2009.

4. Образовательная система «Школа 2100»: сбо. программ. Дошкольное образование. Начальная школа / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2009.

5. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. -Самара: Учебная литература; Федоров, 2009.

6. Учебно-методический комплекс «Гармония» / Под науч. ред. Н.Б. Истоминой. - Смоленск: Ассоциация XXI в., 2010.

ФАКТОРЫ ВОСПИТАНИЯ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Любин А.В.*

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

В статье рассматриваются проблемы воспитания в современном образовании. Отражены взгляды на факторы воспитания, а также отражены воспитательные возможности туристско-краеведческой деятельности в школе на основе выявленных факторов воспитания.

Понятие «воспитание» отражает сущность «первого порядка» - процесс становления и развития отдельных свойств и качеств человека. Она

* Аспирант кафедры Методики обучения географии и краеведению.

включает целенаправленные воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, освоения им определенной системы представлений, понятий, норм, ценностей и т.д.

Воспитание выступает как часть процесса социального становления человека, а именно - сознательное и целенаправленное воздействие на индивида, социальную группу со стороны отдельных личностей, коллективов, представляющих субъект воспитатательной деятельности и ставящих своей целью выработку у воспитуемых определенных социальных качеств [1].

При рассмотрении воспитания необходимо определить ее сущность, содержание, основные принципы. С философской точки зрения «воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия одного поколения с другим, осуществление передачи эстафеты жизни старшим поколением молодому...» [7, с. 357]. С социальной точки зрения воспитание - это «целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом» [7, с. 357]. Воспитание можно отнести к психологической сфере и с этой точки зрения воспитание выступает в качестве процесса целенаправленного развития способности человека к рефлексии и взаимодействию с миром.

«Воспитание - элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической. Тогда этот процесс предстает перед нами как целенаправленная помощь ребенку в его вхождении в современную культуру» [7, с. 357]. В педагогике трактовка понятия «воспитание» неоднозначно. Подласым И.П. предлагается рассматривать следующий аспект понятий «формирование личности» и «воспитание». «Процесс воспитания - это процесс формирования развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности» [9, с. 429].

Особым образом организованная ТКД облегчает воздействие на школьников основных факторов воспитания и создает для их проявления все необходимые условия, благодаря разнообразию форм и методов ее организации.

Большая Советская Энциклопедия определяет понятие «фактор» как «причина, движущая силу какого-либо процесса, определяющая его характер, или отдельные черты» (нем. Faktor, от лат. Factor - делающий, производящий) [2]. Таким образом, влияющие на воспитание факторы, можно понимать как обстоятельства, условия, природные и социальные факты, влияющие на эффективность системы воспитания [5]. В настоящее время существуют большие разногласия в классификации факторов воспитания. Это свидетельствует о разнице в подходах к их анализу ученых различных научных школ. Во многом это следствие того, что советская педагогика в оценке всех факторов, влияющих на развитие человека и формирование его личности, опиралась на марксистско-ленинское учение о социальной сущности

человека. Современное знание вносит в справедливость такого понимания существенные коррективы.

Бабанский Ю.К. классифицировал факторы воспитания на внешние и внутренние, управляемые и неуправляемые [8]. Турченко В.Н. выделяет субъективные и объективные факторы, понимая под субъективным фактором данного процесса проявление субъективных качеств людей (знаний, оценок, установок, моральных и политических воззрений, способностей, личных психических свойств) в их практической деятельности, оказывающее существенное влияние на ход этого процесса [6]. В трактовке Н.В. Бор-довской и A.A. Реана факторы воспитания подразделяются на объективные и субъективные [3]. Мудрик A.B. выделяет факторы воспитания макро-, мезо-, микроуровней и мегафакторы, отражающие космо-психобиологиче-скую природу человека [4].

Условно возможно классифицировать современные факторы, влияющие на эффективность системы воспитания как:

- объективные и субъективные;

- внешние и внутренние;

- управляемые и неуправляемые и отнести их к мега-, макро-, мезо-и микроуровням [5].

На основе такого деления можно сконструировать совокупность факторов, влияющих на систему воспитания личности.

Основой систематизации представленных факторов являются уровни, на которых возникают факторы, оказывающие воздействие на эффективность исследуемой системы (табл. 1).

Таблица 1

Соотношение уровней факторов воспитания личности

мегауровень Факторы космического и планетарного масштаба, влияющие на воспитание всего человечества.

макроуровень Факторы, определяющиеся взаимодействием государств, действием государства и его институтов (политика, культура, экономика, правовая система, воспитание, образование и т.д.) и влияют на воспитание всех граждан государства.

мезоуровень Факторы, представляющие собой продукт функционирования и взаимодействий национальных, социальных групп, различных систем общества (денежное обращение, нормы, традиции, законодательство, мораль, системы воспитания и образования). Оказывают влияние на воспитание больших социальных и этнических групп.

микроуровень Результаты действия факторов, возникающих коллективах, процессе межличностных взаимоотношений, в семье и др.

На мегауровне факторы, влияющие на систему воспитания, объективные, внешние, неуправляемые. К мегафакторам процесса воспитания, прежде всего мы относим природно-географическую среду. Природно-геогра-фическая среда оказывает на развитие человека значительное влияние. Харак-

тер воздействия данных факторов предполагает адаптацию к ним человеческого общества, его систем и человека в системе существующих координат.

Основную часть знаний о природно-географической среде подростки получают на уроках природоведения, географии, естествознания, биологии, экологии, но их участие в работе туристско-краеведческих кружков, турист-ско-краеведческих походах позволяют им комплексно изучать свой край, свою страну, свою географическую среду обитания, заботиться о ней, сохранять и развивать ее в будущем, а значит, сохранить и продлить жизнь человека на Земле. В туристско-краеведческой деятельности выделяются несколько ведущих направлений экологического образования и воспитания: природоведческое, нравственное, эстетическое, правовое и др. В результате этого идет усвоение и развитие естественнонаучных, общественных и технических знаний о взаимодействии общества и природы; формирование определенных отношений к природной и социальной среде; развитие потребности общения с природой, проявления активного к ней отношения, забота о ее состоянии; стремление к гармоничным отношениям ме^ду природой и личностью.

На макроуровне группы государств, государство, его институты порождают следующие факторы, влияющие на эффективность системы воспитания:

- внутренние (состояние экономики, развитость гражданского общества и его институтов, политический режим, социальная политика, наличие природных ресурсов, качество людского материала и др.);

- внешние (наличие вызванных деятельностью человека глобальных проблем, экономическое, политическое и информационно-идеологическое противоборство государств и блоков государств и др.).

В рамках этих групп факторов одни из них являются объективными (наличие природных ресурсов, качество населения, потепление климата, засоление почв, особенности страны и исторической эпохи и т.п.), другие -субъективными (политический режим, социальная политика, информационная война и др.). Одни из перечисленных факторов управляемые (социальная политика, информационная война, гражданское общество, политический режим), другие неуправляемые (наличие природных ресурсов и др.).

В настоящее время нет ни одного школьника или подростка, которого не затронули бы глобальные цивилизационные, такие мировые проблемы, как демографические, продовольственные, экологические, экономические, медицинские, военные; проблемы, связанные с основными социальными общностями человечества, отношением человека к окружающей среде, отношением ме^ду человеком и обществом.

К мезофакторам относятся возникающие на уровне этнических, социально-групповых и обслуживающих общество в целом, этносы и крупные социальные группы систем.

В качестве внешних факторов в системах данного уровня выступают доступ указанных систем к различным ресурсам (политическим, экономическим, информационным и т.п.), статус в государстве субкультуры общности данного уровня и т.д.

Внутренними факторами являются расовые признаки, менталитет, этнические и социальные особенности и предрасположенности, стереотипы социального действия, этнические и социальные ценности, уровень этнической и социальной организации, состояние воспитания и другие.

Личность формируется в конкретной социальной среде и активно влияет на состояние микросреды, является частью факторов, изменяющих ее.

К объективным факторам воспитания, которые порождает сама личность, относятся: генетическая наследственность; состояние здоровья человека; обстоятельства его биографии; социальный опыт; этнокультурная традиция; профессиональный и социальный статус.

Группу субъективных факторов составляют: психические особенности; мировоззрение; ценностные ориентации, внутренние потребности, интересы.

Микросреда, как производственные, социокультурные, семейно-быто-вые объединения людей, испытывает на сильное действие указанных человеческих факторов и, вместе с тем, детерминирована воздействием факторов мега- и макроуровней. Вследствие этого факторы данного уровня несут на себе их отпечаток.

Одним из важнейших микрофакторов воспитания является родительская семья, школа, общество сверстников. ТКД опосредует влияние семьи, общества сверстников и реализует педагогические цели образовательных учреждений как важнейшего микрофактора воспитания.

Туристско-краеведческая деятельность является развивающим видом деятельности и обеспечивает комплексное развитие школьников в активном познании окружающей действительности и самих себя в циклах тури-стско-краеведческих путешествий. В вопросе воспитательного потенциала воспитательный блок туристско-краеведческой деятельности является наиболее важным и имеет несколько направлений.

В области общественно-политического воспитания это развитие активной жизненной позиции, выработка навыков и привычек общественного поведения.

В области трудового воспитания - это выработка навыков самообслуживания, уважения к физическому труду, воспитания непримиримости к лени, умение выполнять порученное дело с наименьшими затратами.

В области нравственного воспитания - это воспитание сознательной дисциплины, бережного отношения к общественной собственности, чувства дружбы, товарищества, единства слова и дела, коллективизма, культуры взаимоотношений между людьми, между коллективом и личностью, умение подчинять личные интересы общественным.

В области физического воспитания - это укрепление здоровья участников походов путем преодоления трудностей, формирования здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье.

Как видно, задачи, которые решает в области воспитания туристско-краеведческая деятельность, весьма широки и разнообразны. И, пожалуй, самое главное - комплексность этих форм воспитания, их органическое единство и оптимальное сочетание в условиях путешествия, благодаря чему и достигается наивысший воспитательный и оздоровительный эффект.

В туристско-краеведческой деятельности идет учет потребностей, доминирующих мотивов, стремлений подростков, новизны и разнообразия, умеренного нарастания трудностей, личной и общественной значимости, учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков и активизации у них самовоспитания, саморазвития. Туристско-краеведческая деятельность опирается на основные принципы педагогики: принцип научности, коллективизма, непрерывности и преемственности, системности и последовательности, доступности, целостности и единства педагогического влияния.

В туристско-краеведческой деятельности имеют место все закономерности воспитания, предполагая скрытый характер воспитания и целостность воспитательных воздействий.

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для фак. психологии ун-та - М.: Изд-во МЩ 1980 - 415 с.

2. Большая советская энциклопедия: в 30 т. Т. 23 / Под ред. A.M. Прохорова. - 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1977. - С. 194.

3. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика: учебник для вузов. - СПб: Питер, 2000. - С. 33.

4. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: учебное пособие. -М.: Изд-во УРАО, 2000.

5. Лопуха А.Д. Социально-педагогические условия эффективности системы воспитания патриотизма у офицеров в высших военно-учебных заведениях: дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Новосибирск, 2002. - 362 с. РГБОД, 71:03-13/178-3.

6. О методологических проблемах общественных наук / Под ред В. Мат-веенкова. - Новосибирск: Изд-во СО АН СССР, 1969. - С. 131.

7. Педагогика: учебное пособие студентов педагогических ВУЗов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995.

8. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Педагогика, 1989. - С. 36.

9. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов высших педагогических заведений. - М.: Просвещение, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.