УДК 623.43
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СОСТАВ МОСТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ
ВОЙСК НА ЖЕСТКИХ ОПОРАХ
А.М. Волков, В.К. Зыкова, Н.Н. Носков
Приводится анализ основных факторов, влияющих на обоснование перспектив дальнейшего развития механизированных, разборных и других мостов инженерных войск на жестких опорах в прогнозируемый период. Предлагаемая классификация факторов позволит в дальнейшем оценить весомость их влияния в той или иной степени на процесс развития мостов инженерных войск на жестких опорах.
Ключевые слова: фактор, развитие средств инженерного вооружения, сбалансированность, стандартизация и унификация, механизированные мосты, мосты на жестких опорах.
Процесс развития механизированных, разборных и других быстро-возводимых мостов инженерных войск на жестких опорах, предназначенных для подготовки и содержания путей движения войск, должен соответствовать основным принципам методологии обоснования развития вооружения и специальной техники: сбалансированность по отношению к составу других средств комплекса средств инженерного вооружения и вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ); соответствие оперативно-тактических показателей мостов выполняемым задачам; соответствие технико-экономических показателей мостов доле бюджетных ассигнований, выделяемых на их развитие и эксплуатацию; детальная проработка при краткосрочном планировании и ориентировочная - при долгосрочном планировании развития мостов; стандартизация и унификация мостов и их отдельных элементов различного уровня подчинения и предназначения; использование для производства и ремонта мостов перспективных технологий; поддержание мобилизационной готовности инженерных войск и предприятий - промышленности, занимающихся производством и ремонтом мостов.
Общее количество мостов для инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации должно определяться в результате оперативно-стратегического анализа действий группировки войск на театре военных действий; количество мостов, требуемое для минимально неделимого инженерно-дорожного формирования (подразделения) - в результате оперативно-тактического обоснования при применении указанных мостов в ходе армейской операции.
Под мостами инженерных войск на жестких опорах следует подразумевать все мосты, возводимые инженерными войсками, кроме наплавных мостов из материальной части понтонных парков, а также средства
для их транспортировки и установки (механизации строительства). Вполне очевидно, что мостовая переправа с использованием всех типов мостов инженерных войск и постоянных мостов, наряду с переправами вброд, по дну и по льду, обладает большей пропускной способностью по сравнению с переправами, оборудуемыми с использованием амфибийных качеств военной техники, т.е. вплавь. Анализ организационно-штатной численности частей и соединений общевойсковой армии показал, что количество техники, которая может самостоятельно преодолевать водные преграды вплавь, составляет: в омсбр - 29 %, отбр - 19 %, в общевойсковой армии -14 %, а в особых условиях эти значения могут быть еще ниже [1].
Импульсный характер функционирования переправ, уровень их надежности и живучести, условия управления войсками, различные характеристики встречающихся водных преград и другие существенные факторы, влияющие на эффективность выполнения задач по обеспечению мобильности группировки войск на театре военных действий, требуют рационального подхода к применению тех или иных переправочно-мостовых средств, в том числе мостов инженерных войск на жестких опорах.
В ходе исследований и поиска рационального решения по применению мостов инженерных войск на жестких опорах следует учитывать все их преимущества и недостатки по сравнению со средствами для оборудования других видов переправ: по количеству транспортных автомобилей для перевозки и установки, количеству требуемого личного состава, задействованного в их эксплуатации, темпу наводки (строительства) и демонтажа, показателям надежности и живучести, пределам применимости в зависимости от характеристик встречающихся преград и препятствий, требуемой пропускной способности, возможности маневра и восстановления и т.п. [2].
Оптимизация затрат на всех этапах жизненного цикла мостов и средств их установки в прогнозируемый период развития требует обработки большого объема информации об их способах применения, техническом состоянии, затратах на их разработку и производство, потребностях в ремонте, модернизации, о состоянии научного потенциала, научно-производственной и ремонтной базы, о серийной стоимости образцов, их комплектующих элементов, материалов, потребность в мостах специальных войск МТО, МЧС, других ведомств и организаций.
Объективно невысокая достоверность прогнозов развития геополитической обстановки на долгосрочный период и прогнозов экономического развития государства влекут за собой низкую достоверность прогнозов требуемых затрат на оборону, перспектив развития промышленности, рынков вооружения и других исходных предпосылок для разработки мостов инженерных войск на жестких опорах наряду с другими средствами инженерного вооружения (СИВ) [3].
Под составом мостов инженерных войск на жестких опорах следует подразумевать количественные характеристики мостов и средств для их установки (строительства), требуемых в планируемый период их развития:
- для мотострелковой, танковой бригады и других видов соединений;
- для оперативного звена;
- для стратегического звена;
- для мобилизационного резерва;
- для обновления мостов, выслуживших ресурс;
- возможное количество мостов МЧС, переправочно-мостовых средств речного флота, дорожно-мостовых ведомств и организаций, которое может быть отобрано для нужд войск в военное время;
- возможное количество мостов, которые можно построить с использованием местных материалов.
Процесс развития и применения мостов инженерных войск на жестких опорах протекает в некоторой функциональной зависимости от факторов и существенных обстоятельств, которые должны в достаточной степени учитываться в методическом обеспечении обоснования их развития и оценки эффективности их применения.
Методология, на которой основана концепция развития любых видов СИВ, направлена на обоснование развития, планирование, распределение и оптимизацию распределения выделенных ассигнований, оценку эффективности, и содержит достаточное количество методов, моделей и подходов, отличающихся своей трудоемкостью и точностью получаемых результатов расчета. Зачастую, чем сложнее расчет, тем выше точность получаемых результатов, однако, на различных этапах развития или для отдельных видов и типов средств, например, мостов на жестких опорах, могут применяться различные методы, в зависимости от наличия времени, точности и количества исходных данных [4].
Наиболее точными и строгими среди остальных методов расчета являются вероятностные методы, т.к. они в значительной степени лишены возможности допущения субъективных ошибок, и учитывают все факторы, в том числе случайного характера, связанные с обоснованием перспектив развития переправочно-мостовых средств и их отдельных видов. Совокупность всех факторов, являющихся определяющими в методологии обоснования перспектив развития мостов инженерных войск на жёстких опорах, можно представить главным образом тремя группами факторов: экономико-политические, оперативно-стратегические и научно-производственные .
В ходе проведенного анализа факторов развития мостов выявлены наиболее основополагающие из них, которые схематично представлены на рисунке.
Определяющие факторы развития мостов инженерных войск на жестких опорах
Каждая группа предлагаемой классификации факторов должна учитываться на соответствующем этапе развития, эксплуатации и оценке эффективности мостов инженерных войск на жестких опорах. Проведенный анализ показал, что группа оперативно-стратегических факторов будет носить наиболее весомый характер и будет применяться на этапе оперативно-тактического обоснования, поэтому есть необходимость раскрыть ее более подробно в первую очередь.
Основу оперативно-стратегических факторов, которые могут повлиять на состав мостов инженерных войск на жестких опорах, составят оперативно-тактические факторы и дополнительно факторы, обусловленные мероприятиями инженерно-технического обеспечения действий группировки войск на ТВД, например, таких, как:
- технический износ мостов инженерных войск на жестких опорах и необходимость их периодического обновления, необходимость обновления мобилизационного резерва мостов, расположенного на базах и складах округа системы МТО;
- возможность и необходимость взаимодействия при выполнении задач обеспечения мобильности группировки войск на театре военных действий с силами и средствами МЧС, речным флотом, дорожно-мостовыми ведомствами и организациями;
253
- наличие местных материалов и конструкций и предприятий, которые могут их поставить.
К оперативно-тактическим факторам относятся:
- факторы, обусловленные статистическими характеристиками встречающихся естественных преград и препятствий и частотой их распределения на местности;
- характер и объемы прогнозируемых разрушений и препятствий, возникающих в результате воздействия противника;
- интенсивность движения ВВСТ и личного состава группировки войск на ТВД по путям движения;
- массо-габаритные характеристики и параметры мобильности ВВСТ, состоящей на вооружении группировки войск;
- массо-габаритные характеристики и параметры мобильности мостов инженерных войск на жестких опорах;
- требуемый уровень скрытности и защищенности мостов инженерных войск на жестких опорах;
- требования по автономности применения, модульности и много-схемности применения, универсальности и унификации средств в системе средств инженерного вооружения, а также в организационно-штатных структурах различного уровня подчинения;
- требуемый уровень интегрированности в систему управления войсками;
- требуемый уровень информационного обеспечения.
Таким образом, представленная в статье классификация факторов, влияющих на развитие и эксплуатацию мостов инженерных войск на жестких опорах, а значит, на их состав в том числе, может быть в первоначальном варианте принята в качестве исходных предпосылок для разработки требований к методике расчета состава указанных мостов.
Предлагаемая классификация факторов позволит в дальнейшем оценить весомость их влияния в той или иной степени на процесс развития мостов инженерных войск на жестких опорах, учитывая географическое положение военных округов нашего государства, перспективные формы и способы применения Вооруженных Сил Российской Федерации.
Список литературы
1. Исследования путей совершенствования и обоснование направлений развития средств преодоления узких преград / Отчет по НИР «Надфиль» (промежуточный). 15 ЦНИИИ МО РФ им. Д.М. Карбышева, инв. №1206, 2000. 284 с.
2. Поляков И.С. Теория комплексной оценки возможности движения войск и подготовки путей на ТВД в ходе боевых действий: дис. ... д-ра техн. наук. М.: ВИА, 1980. 482 с.
3. Буренок В.М., Ляпунов В.М., Мудров В.И. Теория и практика планирования развитием вооружения. М.: Издательский дом «Граница», 2005. 520 с.
4. Аверченко А.М. Актуальные проблемы развития системы средств инженерного вооружения // Сборник материалов научно-технической конференции. Нахабино: 15 ЦНИИИ МО РФ, 2002. 41 с.
Волков Андрей Михайлович, канд. воен. наук, доц., проф., [email protected], Россия, Тюмень, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова,
Зыкова Вера Константиновна, доц., zykova47@,list.ru, Россия, Тюмень, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А . И. Прошлякова,
Носков Николай Николаевич, канд. техн. наук, докторант, mntiz@yandex. ru, Россия, Москва, Военный институт (инженерных войск) Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации»
INFLUENCING FACTORS ON COMPOSITION OF ENGINEER TROOPS BRIDGES ON
HARD SUPPORTS
A.M. Volkov, V.K. Zykova, N.N. Noskov
The article identifies and analyzes the main factors, which have influence on development prospects of mechanized, collapsible and other types of Engineer Troops bridges on hard supports. The proposed classification will allow to evaluate the factors influence on developing Engineer Troops bridges on hard supports.
Key words: factor, development of engineering weapons, balance, standardization and unification, mechanized bridges, bridges on rigid supports
Volkov Andrey Mihailovich, candidate of military sciences, docent, professor, [email protected], Russia, Tyumen, Tyumen Higher Military Engineering Command School (Military Institute) named Marshal of Engineering Troops A.I. Proshlyakova,
Zykova Vera Konstantinovna, docent, zykova4 7@list. ru, Russia, Tyumen, Tyumen Higher Military Engineering Command School (Military Institute) named Marshal of Engineering Troops A.I. Proshlyakova,
Noskov Nikolay Nikolaevich, candidate of technical sciences, doctoral candidate, mntizayandex. ru, Russia, Моsсow, Military Institute (engineering troops) of Military training and research center of Ground forces «Сombined arms Academy of the Armed Forces Russian Federation»