УДК 629.623.437-8
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТАНКОВЫХ МОСТОУКЛАДЧИКОВ
Н.Н. Носков, А.М. Волков, В.К. Зыкова
Представлен вариант методики оценки эффективности применения танковых мостоукладчиков при подготовке и содержании участка пути выдвижения танкового батальона. Примененный вероятностный метод расчета позволяет повысить достоверность расчетов, а полученные результаты раскрывают направления путей дальнейшего совершенствования танковых мостоукладчиков.
Ключевые слова: оценка эффективности, танковый мостоукладчик, пропускная способность мостового перехода.
Оценку эффективности применения танковыхмостоукладчиков необходимо проводить, как правило, на завершающем этапе обоснования и разработки данного типа средств инженерного вооружения. Целью оценки эффективности является окончательное определение целесообразности создания нового образца мостоукладчика, модернизации существующего или применения нового способа его применения при выполнении задачи.
Комплексы методик и методов оценки эффективности отдельных типов и видов средств инженерного вооружения в достаточном количестве изложены в [1, 2] и других источниках. Однако большая часть их имеет общий (универсальный) характер и не учитывает особенность каждой задачи инженерного обеспечения и применяемых при этом средств. Трудность оценки эффективности средств инженерного обеспечения заключается в создании моделей функционирования как боевых, так и обеспечивающих средств, определение между ними взаимной связи и обусловленности.
Эффективность применения танкового мостоукладчика должна рассматриваться с учетом результатов исследований оперативно-тактического и оперативно-стратегического обоснований создания мостоукладчиков, изложенных в [3]. Танковый мостоукладчик является средством инженерного вооружения, основное назначение которого - установка мостовых переходов в тактической зоне, на расстоянии не более 20 км от переднего края обороны противника, с целью пропуска через встречающиеся препятствия и преграды танкового батальона в наступлении.
В предлагаемой методике в качестве критерия эффективности оценки применения танковых мостоукладчиков был выбран коэффициент, показывающий соотношение темпа наступления танкового батальона при отсутствии преград (требуемого темпа наступления) к темпу наступления при наличии преград.
С целью снижения возможности допущения субъективных ошибок и учета в значительной степени факторов, в том числе случайного характе-
487
ра, были использованы вероятностные характеристики условий выполнения задачи.
Модель выполнения задачи включает в себя последовательное выполнение мостоукладчиками следующих действий:
- марш к преграде;
- установка моста на препятствии;
- пропуск танков по мосту;
- снятие моста;
- снова марш к очередной преграде и т.п. (до момента достижения танками заданного рубежа).
Количественное значение эффективности применения танковых мостоукладчиков необходимо представить в виде коэффициента эффективности ЖМТУ, отражающего математическое ожидание отношения темпа продвижения танкового батальона с преодолением преград к темпу его продвижения, в том случае, если бы преграды отсутствовали:
где М[Упп] - математическое ожидание темпа продвижения танкового батальона с преодолением преград, км/ч;М[Утр] - математическое ожидание темпа продвижения танкового батальона (требуемого) при отсутствии преград, км/ч.
Выработка в ходе моделирования случайных величин Х, характеризующих условия боевого применения и технические параметры мостоук-ладчиков, производятся с помощью преобразующих функций, соответствующих задаваемым законам распределения этих величин:
где (пу) - случайные числа из равномерно распределенной базовой последовательности от нуля до единицы.
В ходе проведения расчетов целесообразно использовать генератор случайных чисел «СЛЧИСЛ», имеющийся, например, в программе MS Office EXCEL. Для проведения оценки эффективности с доверительной вероятностью не менее 0,95 требуется провести не менее 300 повторений каждого расчета. В предлагаемой методике расчета принимается ограничение, что ширина случайно встречающейся преграды не превышает длину пролетного строения мостоукладчика, иначе рубеж развертывания в батальонные колонны будет назначен в другом месте или преодоление такой преграды будет усилено другими средствами.
Основные исходные данные для расчетов эффективности и диапазон распределения их значений представлен в таблице.
(1)
XI = Wi (пу),
(2)
Исходные данные для моделирования задачи преодоления узкихпреград колонной танкового батальона при движении
Исходные данные Обозначение Значение
Длина участка пути танкового батальона от исходного рубежа до рубежа развертывания в ротные колонны, км ЬП 5.15
Количество преодолеваемых преград, требующих оборудования мостового перехода, шт. Щр 1....5
Скорость движения танкового мостоук-ладчика по грунтовой дороге, км/ч УМТУ 15.35
Количество переправляемых машин, ед. ЩМ 31.42
Скорость движения танкового батальона по мостовому переходу, км/ч Утб 8.20
Время установки моста, ч Т 1 уст 0,03.0,08
Время снятия моста, ч Т 1 сн 0,08.0,25
Время, требуемое для устранения аварийных, нештатных ситуаций, задержек, неисправностей, схода с моста и т.п., ч Тдоп 0..0,25
При установке на пути движения танкового батальона мостовых переходов необходимо учитывать, что в понятие мостовой переход включается сам мост и участок пути на подходе к нему, поэтому длина мостового перехода включает сам мост длиной 20...25 м и участок подхода к нему 25.30 м. Длина колонны танкового батальона на участке мостового перехода будет снижаться, т.к. с понижением скорости уменьшиться и дистанция между машинами. Суммарная длина всех мостовых переходов зависит от количества преград и длины колонны с динамическим габаритом машин, соответствующим скорости преодоления мостового перехода.
Динамический габарит вычисляется по следующей формуле:
лгм = ьмаш + 0,16УТБ; (3)
где УТБ - скорость движения колонны танков по мостовому переходу, км/ч;ЬМАШ - длина машины (для танка ЬМАШ = 9,5 м).
Длина пропускаемой колонны танков (машин) одного подразделения вычисляется по формуле
Ь = нм С/гм ; (4)
кол 1000 ' ^ }
где Ькол - длина колонны танкового батальона, км;ЩМ - количество танков (машин) в колонне, ед.;^ - динамический габарит танков (машин), идущих в колонне.
Время преодоления танковым батальоном всех мостовых переходов, установленных на участке пути вычисляется по формуле
ТТБ = М
Ыпр (Цкол + 5мп )
к
+ Т
доп
ТБ
(5)
где Ыпр - количество преодолеваемых преград, требующих оборудования мостовых переходов, шт.;Цкол - длина колонны танкового батальона, км - длина участка мостового перехода (Бмп = 50 м), км; КТБ - скорость движения танкового батальона по мостовому переходу (Кмп = 8.. .20 км/ч); Тдоп - суммарное дополнительное время, возникающее вследствие случайных неисправностей, выхода из строя, съездов с моста, необходимости обслуживания подъездов к мосту и т.п., ч.
Время преодоления танковым батальоном участков пути между преградами зависит от времени выполнения задачи танковым мостоуклад-чиком. В суммарное время выполнения задачи мостоукладчиком входит время, необходимое для снятия моста с предыдущей преграды, выдвижение к следующей преграде, установки моста на следующей преграде и т.д. до установленного рубежа. Скорость движения танкового мостоукладчика принимается согласно положениям, изложенным в [4] и приведенным в таблице исходных данных.
Время выполнения задачи танковым мостоукладчиком на участке пути вычисляется по формуле
^П - Nпр (кол + 5мп ) + Ц
Т
МТУ
М
к
(Т + Т )
пр\ уст сн /
уст
МТУ
(6)
где ЦП - длина участка пути танкового батальона, км;Ыпр - количество преодолеваемых преград, требующих оборудования мостовых переходов, шт.;Цкол - длина колонны танкового батальона при пропуске через мост, км;5мп - длина участка мостового перехода (5мп = 50 м), км; КМТУ - скорость движения танкового мостоукладчика (Кмп=15...35 км/ч);Туст - время установки мостового перехода, ч;Тсн- время снятия мостового перехода с препятствия, ч.
Скорость движения колонны по пути с мостовыми переходами определяется по формуле
= М
ЦП + Цкол
Т + Т
ТМТУ ТТБ
(7)
где ЦП - длина участка пути танкового батальона, км ;Цкол - длина колонны танкового батальона, км;ТМТУ + ТТБ - суммарное время преодоления танковым батальоном участка пути с преградами, ч.
Скорость движения танкового батальона между преградами или при отсутствии преград, принимается согласно положениям, изложенным в [4] и приведенным в таблице исходных данных для танкового мостоукладчи-
ка, т.к. при возникающей потребности в установке мостового перехода, скорость движения танкового батальона зависит от маневренности мосто-укладчика и времени установки моста на преграду.
Для проведения сравнительного анализа в предлагаемой методике был введен понижающий коэффициент Кп, который выражает отношение скорости движения танкового батальона по мостовому переходу к скорости движения по путям при отсутствии преград (значения величины коэффициента задавались в пределах 0,5.. .1,0):
Кп = . (8)
У МТУ
По результатам проведенных расчетов были построены графики (рисунок), отражающие зависимость коэффициента эффективности применения мостоукладчиков от скорости движения танков по мостовому переходу (пропускной способности).
В расчете приняты средние значения исходных данных:
- протяженность участка пути ЬП = 10 км;
- количество мостовых переходов Ыпр =3 шт.;
- время установки мостового перехода Туст = 0,033 ч;
- время снятия мостового перехода с препятствияТсн= 0,083 ч.
И/
9 МТУ
1,0
0,8
0,6
0,4
0,2
У ■■0,5...1,1 1
ч ТД =0,5...1 >п=0,25 ,0 ч
15 20 25 30 35
Упп,км/ч
"тр>
Зависимость коэффициента эффективности применения танкового мостоукладчика от требуемого темпа продвижения танкового батальона
Из графика видно, что при увеличении скорости движения по мостовому переходу на 50% (КП повышается от 0,5 до 1,0), например, с 15 до 30 км/ч, эффективность применения мостоукладчиков возрастает лишь на 13%, при условии, что дополнительное время на нештатные ситуации равно нулю.
В случае возникновения аварийных и нештатных ситуаций и затрат дополнительного времени на каждый мостовой переход по 15 мин снижает эффективность применения танкового мостоукладчика более, чем на 50%.
Также необходимо отметить, что на эффективность применения мостоукладчика существенно влияют количество устанавливаемых мостовых переходов, каждый дополнительный мостовой переход, встречающийся на участке пути, снижает эффективность применения мостоукладчика на 12.20%.
Исходя из вышесказанного, повышение эффективности применения танковых мостоукладчиков путем технического развития должно быть направлено на повышение надежности при эксплуатации, увеличение времени наработки на отказ, минимизацию времени установки и снятия моста, повышение пропускной способности мостового перехода, обеспечение безопасного и безостановочного проезда техники по мосту объемом до 50 единиц.
Список литературы
1. Основы военно-экономических обоснований перспектив развития СИВ /А.М.Аверченко, В.Н.Федорин, Н.С.Воложинский, Н.Г.Дашков и др. Кн. 2. Способы расчетов эффективности. М.: 15 ЦНИИИ МО РФ, 1999. 235 с.
2. Методическое пособие по сравнительной оценке качества военно-инженерной техники /В.Н.Федорин, К.Е.Кочетков, Н.Б.Ильченко, И.И.Журихин и др. М.: Изд-во МО, 1990. 90 с.
3. Волков А.М., Носков Н.Н. Требования к методике обоснования состава мостов инженерных войск на жестких опорах // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2017. Вып. 3.С. 243 - 249.
4. Поляков И.С., Рихель С.Г., Поляков И.В. Прогнозирование условий передвижения воинских формирований по местности: монография. М.: ВТУ при ФАСС РФ, 2012. 281 с.
Носков Николай Николаевич, канд. техн. наук, докторант, тпП2аА>апс1ех. ги, Россия, Москва, Военный институт (инженерных войск) Военного учебно-научного центра Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации»,
Волков Андрей Михайлович, канд. воен. наук, доц., проф., апёт1И2012@,уапёех.ги, Россия, Тюмень, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова,
Зыкова Вера Константиновна, доц., 2\>ко\'а47@Ц$1.ги, Россия, Тюмень, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А . И. Прошлякова
OVERALL ASSESSMENT OF PERMEABILITY OF SAMPLES OF ARMAMENT AND MILITARY EQUIPMENT WITH THE USE OF GENERALIZED INDICATORS
N.N. Noskov, A.M. Volkov, V.K. Zykova
The article shows an embodiment of methodology for assessing the efficacy of tan postglacial launched bridges in the preparation and maintenance of the route section Extension tank-Vaga battalion. Using probabilistic calculation method allows to increase dos to-vernost calculations, and the results obtained reveal the directions of paths distance-ther improvement armored vehicle launched bridges.
Key words: performance evaluation, armored vehicle launched bridge, the capacity of the bridge.
Noskov Nikolay Nikolaevich, candidate of engineering, doctoral candi-date,mntiz@yandex. ru, Russia, Moskow, Military Institute (engineering troops) Military training and research center of Ground forces «Combined arms Academy of the Armed Forces Russian Federation»,
Volkov Andrey Mihailovich, candidate of military sciences, docent, professor, [email protected], Russia, Tyumen, Tyumen Higher Military Engineering Command School (Military Institute) named Marshal of Engineering Troops A.I. Proshlyakova Ministry of Defense of the Russian Federation,
Zykova Vera Konstantinovna, docent, zykova4 7@list. ru, Russia, Tyumen, Tyumen Higher Military Engineering Command School (Military Institute) named Marshal of Engineering Troops A.I. Proshlyakova Ministry of Defense of the Russian Federation