Научная статья на тему 'Требования к методике обоснования состава мостов инженерных войск на жестких опорах'

Требования к методике обоснования состава мостов инженерных войск на жестких опорах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕБОВАНИЯ / РАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ / МОСТЫ НА ЖЕСТКИХ ОПОРАХ / КЛАССИФИКАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ / REQUIREMENTS / RATIONAL COMPOSITION / BRIDGES ON RIGID SUPPORTS / CLASSIFICATION OF REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волков Андрей Михайлович, Носков Николай Николаевич

Представлены иерархические этапы методики обоснования состава мостов инженерных войск на жестких опорах. Приведены точности, которыми должны обладать результаты расчетов. Показано, что исходные данные для расчетов необходимо брать из результатов последних исследований ведущих организаций по строительству и развитию инженерных войск. Представлен объем требований к разрабатываемой методике, их классификация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волков Андрей Михайлович, Носков Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REQUIREMENTS FOR JUSTIFICA TIONMETHODS OF STRUCTURES OF ENGINEERING TROOPS BRIDGES ON RIGID SUPPORTS

The paper formulates a hierarchical methodology of justification methods of structures of Engineering troops bridges on rigid supports. Requirements for the accuracy of calculations are specified. It is shown that initial data for calculations should be taken from results of recent studies, performed by organizations, which are involved in engineering troops development. The article presents a list of requirements for the developed methodology and classification of the requirements.

Текст научной работы на тему «Требования к методике обоснования состава мостов инженерных войск на жестких опорах»

ВОЕННО-СПЕЦИАЛЬНЫЕ НА УКИ

УДК 623.43

ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИКЕ ОБОСНОВАНИЯ СОСТАВА МОСТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК НА ЖЕСТКИХ ОПОРАХ

А.М. Волков, Н.Н. Носков

Представлены иерархические этапы методики обоснования состава мостов инженерных войск на жестких опорах. Приведены точности, которыми должны обладать результаты расчетов. Показано, что исходные данные для расчетов необходимо брать из результатов последних исследований ведущих организаций по строительству и развитию инженерных войск. Представлен объем требований к разрабатываемой методике, их классификация.

Ключевые слова: требования, рациональный состав, мосты на жестких опорах, классификация требований.

Рассмотрим мосты инженерных войск на жестких опорах, под которыми подразумеваются все мосты, возводимые инженерными войсками, кроме наплавных (из материальной части понтонных парков), а также средства для транспортировки и установки (механизации строительства) мостов на жестких опорах.

Актуальность затронутой проблемы обусловлена увеличением темпа и частоты развития форм и способов вооруженной борьбы, различных видов вооружения, военной и специальной техники, что требует изменения или уточнения теоретических основ прогнозирования и планирования развития мостов инженерных войск наряду с другими средствами инженерного вооружения.

В ходе прогнозирования затрат на развитие средств инженерного вооружения и мостов на жестких опорах, в частности, возникает ряд противоречий, обусловленных долей выделяемых ассигнований, потребностью периодического обновления состава средств инженерного вооружения (СИВ), изменением темпа морального и физического старения средств, снижением уровня мобилизационной готовности и подготовки специалистов запаса, снижением рентабельности ремонтных предприятий и т.п.

Разрешение перечисленных и других противоречий с целью проведения объективного обоснования перспектив развития мостов инженерных войск на жестких опорах возможно путем уточнения методического аппарата и разработки отдельных методик расчета, которые позволили бы ответить на вопросы: сколько и каких средств требуется, сколько возможно и целесообразно средств создать и ввести в эксплуатацию на планируемый период.

Методика расчета состава мостов инженерных войск на жестких опорах будет являться результатом научно-исследовательской деятельности, и, как к любому результату, к ней должны быть установлены потребительские требования, которые в последующем также позволят оценить качество разрабатываемой методики.

В настоящее время увеличение затрат на разработку и производство СИВ обусловлено привлечением наукоемких технологий, что влечет за собой потребность в качественной оценке указанных затрат для всего жизненного цикла средств и эффекта от их постановки на вооружение. Как показал опыт ведения боевых действий и выполнения других задач с применением Вооруженных Сил Российской Федерации в Сирийской Республике в 2015-2016 гг, пятая часть из принятых в указанный период на вооружение, а также проходящих испытания вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и других средств, показала низкую эффективность.

Разрабатываемая методика обоснования состава мостов инженерных войск на жестких опорах должна содержать следующие иерархические этапы обоснований.

1. Оперативно-тактическое и оперативно-стратегическое обоснование состава мостов.

2. Технико-экономическое обоснование состава мостов.

3. Обоснование по критерию «эффективность - затраты».

4. Оценка соответствия планируемых затрат на развитие мостов возможностям проводимой военно-технической политики инженерных войск.

Первые три этапа методики планируется использовать сотрудниками ЦНИИИ инженерных войск на этапе обоснования возможности постановки НИР по созданию мостов инженерных войск на жестких опорах, а четвертый - сотрудниками Военно-научного комитета инженерных войск (ВНК ИВ) на этапе принятия решения на постановку ОКР.

В настоящее время имеется достаточное количество теоретических и методических положений, которые содержат различные этапы обоснований перспектив развития СИВ (по определению затрат, оценке качества и морального износа, обоснованию рационального состава вооружения и техники в формированиях войск и др.), являющихся общими для всех видов СИВ. Имеется также комплекс методик и методов оценки эффективности отдельных видов средств, основанных на аналитическом и статистиче-

ском моделировании выполнения задач инженерного обеспечения, а для оптимизации в распределении выделенных ресурсов на развитие средств имеется методическое обеспечение программного планирования развития СИВ.

Однако хотелось бы отметить, что для обоснования развития СИВ в большинстве своем перечисленные методики и модели не используются ВНК ИВ и ЦНИИИ инженерных войск в силу своей сложности, из-за невозможности своевременного получения и необходимой достоверности исходных данных и по другим причинам.

Результаты, которые планируется получить в результате расчета по предлагаемой методике, должны обладать следующей точностью:

- состав мостов, требуемых для мотострелковой, танковой бригады и других видов соединений, - ±5 %;

- состав мостов, требуемых для оперативного звена, - ±5 %;

- состав мостов, требуемых для стратегического звена, - ±8 %;

- состав мостов, требуемых для мобилизационного резерва, - ±10 %;

- возможный состав мостов МЧС, переправочно-мостовых средств речного флота, дорожно-мостовых ведомств и организаций, которые могут быть отобраны для нужд войск, - ±10 %;

- возможный состав мостов, которые можно построить с использованием местных материалов, - ±10 %;

- общий состав мостов инженерных войск на жестких опорах - ±10 %;

- уровень эффективности выполняемой задачи - ±3 %;

- уровень качества переправочно-мостового средства - ±1 %;

- оценка стоимостных показателей и уровня затрат - ±15 %.

Этап оперативно-тактического и оперативно-стратегического обоснования требуемого состава мостов необходимо начать не позднее, чем за месяц до утверждения ТТЗ на постановку НИР по разработке мостов. Исходные данные для расчетов необходимо брать из результатов последних исследований ведущих организаций по строительству и развитию инженерных войск, такими данными являются:

- статистические характеристики встречающихся естественных преград и препятствий и частота их распределения на местности;

- характер и объемы прогнозируемых разрушений и препятствий, возникающих в результате воздействия противника;

- интенсивность движения ВВСТ и личного состава группировки войск на ТВД по путям движения;

- массо-габаритные характеристики и параметры мобильности ВВСТ, состоящей на вооружении группировки войск;

- массо-габаритные характеристики и параметры мобильности мостов инженерных войск на жестких опорах;

245

- требуемый уровень скрытности и защищенности мостов инженерных войск на жестких опорах;

- требования по автономности применения, модульности и много-схемности применения, универсальности и унификации средств в системе мостов инженерных войск на жестких опорах, СИВ и ВВСТ в целом, а также в организационно-штатных структурах различного уровня подчинения;

- требуемый уровень интегрированности в систему управления войсками;

- требуемый уровень информационного обеспечения;

- ожидаемый выход из строя мостовых средств в результате воздействия противника;

- статистическая наработка на отказ и время восстановления пере-правочно-мостовых средств;

- требуемый уровень укомплектованности и техническое состояние штатных переправочно-мостовых средств;

- требуемый уровень укомплектованности и техническое состояние переправочно-мостовых средств запаса;

- возможный состав мостов МЧС, мостов инженерных войск на жестких опорах речного флота, дорожно-мостовых ведомств и организаций, которые могут быть отобраны для нужд войск.

Результатом первого этапа обоснований должен быть количественный и качественный (основные параметры) состав мостов для требуемого уровня эффективности выполнения задач инженерного обеспечения мобильности войск.

Технико-экономическое обоснование создания новых мостов инженерных войск на жестких опорах должно быть проведено на первом этапе НИР при выборе направлений и постановке задач исследований. Исходные данные для проведения обоснования необходимо брать из результатов проведенного анализа:

- предприятий промышленности по возможностям производства и ремонта мостов инженерных войск на жестких опорах;

- применяемых технологий производства и ремонта и рентабельности предприятий на планируемый период;

- возможности модернизации мостов инженерных войск на жестких опорах с целью повышение их эффективности применения до требуемого уровня;

- возможности отбора мостов инженерных войск на жестких опорах, предназначенных для гражданского использования, а также мостов на жестких опорах специальных войск МТО, МЧС и др.;

- уровня унификации и универсализации мостов инженерных войск на жестких опорах, требований по сокращению номенклатуры СИВ;

- результатов патентного поиска;

- технических решений аналогов мостов инженерных войск на жестких опорах, производимых за рубежом;

- состояния научного потенциала и базы для проведения научных исследований и испытаний.

Результатом второго этапа обоснований должна быть оценка возможностей научно-производственной базы по созданию и эксплуатации серии альтернативных решений состава мостов, полученной на первом этапе расчетов.

Обоснование по критерию «эффективность - затраты» производится на завершающем этапе НИР, для проведения данного вида обоснования необходимо использовать полученные результаты оперативно-тактического, оперативно-стратегического и технико-экономического обоснования.

Результатом расчетов на третьем этапе обоснований должен быть выбор решения, отвечающего минимальному уровню затрат на выполнение задач инженерного обеспечения с применением мостов на жестких опорах.

Оценка соответствия планируемых затрат на развитие мостов возможностям проводимой военно-технической политики инженерных войск проводится на этапе постановки ОКР и должна быть завершена не позднее, чем за месяц до утверждения ТТЗ на ОКР. Результатом оценки четвертого этапа обоснований должен быть выбор решения о возможности и времени постановки ОКР наиболее рационального варианта мостов.

В ходе проведения расчетов на каждом этапе обоснований должны учитываться только основные факторы и основополагающие обстоятельства, которые могут повлиять на конечный результат. Для реализации этого требования на первом шаге разработки методики необходимо выявить весомость каждого фактора и установить механизм их действия на конечный результат, а также внутреннюю взаимосвязь факторов, обеспечивающую их комплексность.

Применяемый в разрабатываемой методике математический аппарат должен быть по возможности упрощенным, при расчетах должны использоваться доступные для потребителя (научного сотрудника и члена военно-научного комитета с опытом работы не более 3 лет) программы, программное обеспечение и электронно-вычислительная техника, эмпирические величины должны быть представлены в виде таблиц, графиков и номограмм.

Предпочтение следует отдавать вероятностным методам расчета, т.к. среди остальных методов они являются наиболее точными и строгими и в значительной степени лишены возможности допущения субъективных ошибок, и имеют возможность учета всех факторов, в том числе случайного характера.

Сокращение учета факторов, влияющих на конечный результат, упрощение расчетных схем (моделей) и применяемого математического аппарата допускается, если не нарушаются требования, предъявленные к точности разрабатываемой методики.

Разрабатываемая методика не должна противоречить основным принципам теории и методологии строительства Вооруженных Сил Российской Федерации в плане развития ВВСТ. Требования к методике не должны вступать в противоречие между собой, поэтому в ходе разработки методики требуется определить уровень предпочтения удовлетворения ее тем или иным требованиям.

Степень секретности, удаленность друг от друга заказывающих, научно-исследовательских организаций, предприятий промышленности, испытательных полигонов, мест эксплуатации и ремонта мостов инженерных войск на жестких опорах оказывают влияние на возможность своевременного и полного получения необходимой исходной информации для методики. К такой информации относятся формы и способы применения мостов инженерных войск на жестких опорах, их техническое состояние, затраты на разработку и производство, потребностях в ремонте, модернизации, о состоянии научного потенциала, научно-производственной и ремонтной базы, о серийной стоимости образцов, их комплектующих элементов, материалов, потребность в мостах специальных войск МТО, МЧС, других ведомств и организаций и т.п.

Поэтому для сбора необходимой информации, проведения анализа и производства расчетов на каждом из этапов обоснований должно отводиться по времени от одного до трех месяцев, т.к. информация начинает устаревать, а процесс принятия решения - тормозиться.

Таким образом, представленный в статье объем требований к разрабатываемой методике, их классификация, хотя и имеют общий характер, однако позволят в дальнейшем детализировать их с учетом всех обстоятельств и специфики разрабатываемой методики, и могут быть приняты в первоначальном варианте в качестве исходных предпосылок для разработки методики расчета состава мостов инженерных войск на жестких опорах.

Список литературы

1. Исследования путей совершенствования и обоснование направлений развития средств преодоления узких преград / Отчет по НИР «Надфиль» (промежуточный). 15 ЦНИИИ МО РФ им. Д.М. Карбышева, инв. №1206, 2000. 284 с.

2. Буренок В.М., Ляпунов В.М., Мудров В.И. Теория и практика планирования развитием вооружения. М.: Издательский дом «Граница», 2005. 520 с.

3. Аверченко А.М. Актуальные проблемы развития системы средств инженерного вооружения // Сборник материалов научно-технической конференции. Нахабино: 15 ЦНИИИ МО РФ, 2002. 41 с.

Волков Андрей Михайлович, канд. воен. наук, доц., проф., [email protected], Россия, Тюмень, Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова,

Носков Николай Николаевич, канд. техн. наук, докторант, mntiz@yandex. ru, Россия, Москва, Военный институт (инженерных войск) Военного учебно-научного центра Сухопутных войск ««Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации»

REQUIREMENTS FOR JUSTIFICA TIONMETHODS OF STRUCTURES OF ENGINEERING TROOPS BRIDGES ON RIGID SUPPORTS

A.M. Volkov, N.N. Noskov

The paper formulates a hierarchical methodology of justification methods of structures of Engineering troops bridges on rigid supports. Requirements for the accuracy of calculations are specified. It is shown that initial data for calculations should be taken from results of recent studies, performed by organizations, which are involved in engineering troops development. The article presents a list of requirements for the developed methodology and classification of the requirements.

Key words: requirements, rational composition, bridges on rigid supports, classification of requirements.

Volkov Andrey Mihailovich, candidate of military sciences, docent, professor, [email protected], Russia, Tyumen, Tyumen Higher Military Engineering Command School (Military Institute) named Marshal of Engineering Troops A.I. Proshlyakova Ministry of Defense of the Russian Federation,

Noskov Nikolay Nikolaevich, candidate of technical sciences, doctoral candidate, mntiz@yandex. ru, Russia, Моsсow, Military Institute (engineering troops) of Military training and research center of Ground forces «Сombined arms Academy of the Armed Forces Russian Federation»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.