Л. Б. Соловей
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа представлена кафедрой социальной психологии развития Московского городского психолого-педагогического университета. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Н. Е. Веракса
В статье рассматриваются некоторые факторы, влияющие на развитие детского воображения. Обучение детей по развивающим, альтернативным программам не является достаточным условием для развития их творческого воображения.
230
Исследования автора показали, что имеется достаточно высокая корреляционная связь между средней оценкой педагогов и детей за выполнение невербального творческого теста.
Ключевые слова: творческое воображение, факторы развития воображения, признаки творческой личности, самоактуализация, барьеры креативности, СМИ, человеческая общность.
Some factors influencing children's imagination development are considered in the article. Children's teaching according to developing, alternative programmes is not a sufficient condition for their creative imagination development. The investigation has shown that there is considerable correlation between teachers' and children's average assessment of doing a non-verbal creative test.
Key words: creative imagination, factors of imagination development, features of a creative person, self-actualisation, barriers of creativity, mass media, human community.
Воображение - один из важных психических процессов, необходимых для нормального психического развития ребенка. По мнению отечественных психологов Л. С. Выготского [1], В. В. Давыдова [3], О. М. Дьяченко [7], А. И. Кирилловой [8] и др., оно является основой человеческого творчества. Е. Е. Кравцова [9] характеризует воображение как один из ценных компонентов личности, отмечая, что дети с развитым воображением лучше справляются с аффектами, более самостоятельны, успешны в учебе в старших классах школы.
С целью изучения развития воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста нами была проведена диагностика их вербального и невербального воображения. Всего было продиаг-ностировано 1767 детей. Детям предлагалось дорисовать 8 фигур неопределенной формы до рисунка или картины и сочинить свою сказку. Продукты творческой деятельности в невербальном тесте оценивались следующим образом: 1 балл ставился в случае, если ребенок дорисовывал фигуру так, что получалось изображение отдельного предмета, схематичного и лишенного деталей; 2 балла -если ребенок изображал отдельный объект, но с разнообразными деталями; 3 балла - если ребенок изображал отдельный предмет, но включал его в какой-нибудь
воображаемый сюжет; 4 балла - если ребенок рисует несколько объектов по воображаемому сюжету, включая заданную фигуру; 5 баллов - если ребенок заданную фигуру использует в сюжете многократно; 6 баллов - если фигура включается как один из второстепенных элементов воплощаемого ребенком образа воображения, а не как основная часть картины. При оценке сочинений детей учитывали наличие в сочинении следующих показателей: сюжета, развернутости сюжета, детализации образов (присутствие эпитетов, уточнений), сказочных элементов, сказочных функций, положительного конца сказки. За присутствие в сказке каждого из вышеперечисленных элементов испытуемому начислялся 1 балл. Сочинение оценивалось 6 баллами, если в нем присутствовали все 6 показателей, 0 баллами -если ребенок просто воспроизводил известную сказку.
Проведенная нами диагностика воображения показала, что уровень воображения детей невысокий и он незначительно меняется с возрастом, достоверные различия между средними арифметическими оценками детей разных возрастов в невербальном и вербальном тестах отсутствуют.
На развитие воображения могут влиять различные факторы: игра, различные виды продуктивной деятельности,
чтение, образовательная программа, по которой обучается ребенок, креативные качества педагога и др.
Обследованные нами дети обучались по различным программам: «Воспитание ребенка - дошкольника» под редакцией О. В. Драгуновой, «Радуга», «Развитие», Л. В. Занкова, «Сообщество», «Школа 2100», «Школа 21 века», Д. Б. Эльконина -В. В. Давыдова. Предварительный анализ образовательных программ, по которым обучались испытуемые, показал, что некоторые из программ содержат богатые возможности для развития воображения, например: программа «Развитие», разработанная лабораторией Л. А. Венгера для детей дошкольного возраста, программа Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова для учащихся начальных школ. Однако экспериментальный анализ развития воображения в различных образовательных программах показал, что средние оценки невербального и вербального воображения детей, обучавшихся по различным образовательным программам, незначительно отличаются друг от друга.
Обучение детей по развивающим, альтернативным программам, следовательно, не является достаточным условием для развития их творческого воображения. Как отмечает А. К. Дусавицкий [6], полноценная реализация системы развивающего обучения предполагает не только овладение учителем современными знаниями в области психологии развития и новой технологией обучения, но и наличие у педагогов определенных личностных качеств, позволяющих реализовать диалогическую позицию в общении с ребенком. Диалогическая позиция в общении с ребенком может обеспечить ребенку вхождение в человеческую общность, важность которого для складывания способностей отмечает В. И. Слободчиков [13]. По его мнению, взрослому партнеру предстоит принять в новую общность ребенка во всей его индивидуальности.
Мы считаем, что одним из факторов полноценной реализации системы развивающего обучения является развитие у педагога творческого воображения. Для изучения развития творческого воображения у педагогов и его влияния на развитие воображения детей нами было про-диагностировано 30 педагогов, работавших в тех дошкольных и школьных группах, где была проведен срез по определению развития у детей творческого воображения. Тестирование проводилось теми же методиками, что и тестирование детей. Результаты тестирования показали: педагогов, выполнивших задание «Дорисовывание фигур» на низком уровне, было 0%; на среднем уровне - 80,91%; на высоком уровне - 19,04%. Методику «Сочинение сказки» 4% педагогов выполнили на низком уровне, на среднем уровне 82%, 14% -на высоком уровне. Вычисления показали, что корреляция между оценкой у педагогов и детей за выполнение невербального теста очень высокая (г = 0,8; граничное значение оценки коэффициента корреляции г от 0,01 до 0,45). Корреляция между оценками педагогов и детей за выполнение вербального задания отсутствует. Из этого можно сделать вывод, что среди факторов, влияющих на развитие воображения детей, уровень развития невербального воображения самого педагога является очень важным. Образовательная программа также является важным компонентом, обеспечивающим развитие детей, однако она не гарантирует его. Педагогу необходимо определенное искусство при работе с детьми. «Искусство учителя проявляется в том, как он находит контакты и нужный тон общения с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни, каким способом организует самостоятельную работу учащихся, включая их в решение учебно-познавательных задач; как создает креативную атмосферу на уроке; как использует свое воображение, интуицию, неосозна-
ваемые компоненты умственной активности» [12]. Л. М. Митина отмечает: «Разработка технологий творчества предполагает знание об особенностях творческой личности учителя и об условиях его профессиональной самореализации (самоактуализации)» [12, с. 132].
А. К. Маркова [10] приводит признаки творческой личности, выделяемые в литературе: способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему ив то же время оторваться от реальности, видеть перспективу; отказ от ориентации на авторитеты; способность увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; отказ от категорических суждений, деления на белое и черное и т. д. В. В. Давыдов [4] к признакам творчества относит способность увидеть целое раньше, чем детали, способность к переносу функций одного предмета на другой.
Эффективного учителя, по А. Мас-лоу [11], отличает тенденция к самоактуализации. Главная задача педагога, по его мнению, состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить то, что в нем заложено, а не обучать его, «отливая» в определенную форму, придуманную кем-то заранее. Учение, управляемое извне, должно уступать место учению, направляемому «изнутри», благодаря чему открывается путь к самоактуализации личности как ученика, так и учителя.
Творческие качества педагога необходимы не только для реализации программных задач и обеспечения вхождения ребенка в определенную человеческую общность. Дети могут подражать творческому поведению педагога. На основе подражания у них могут развиться творческие способности. Подтверждением служат многолетние наблюдения Е. А. Кор-сунского за людьми, проявившими спо-
собности к литературному творчеству в раннем детстве, его опрос 137 писателей: испытуемые отмечали особую роль наставника и подражания ему на раннем этапе литературных занятий [5].
Важно отметить, что у учителя могут быть определенные барьеры для проявления творчества, как внутренние, так и внешние. К внутренним барьерам можно отнести следующие: стереотипы, излишнюю ориентацию на одобрение, заниженную самооценку, недостаточный уровень саморегуляции и т. д.; к внешним барьерам - критику, стрессы, дефицит времени для творческой подготовки к урокам, низкий материальный уровень школы т. д. Необходимо, чтобы учитель осознал наличие определенных барьеров у него и работал над их устранением. В этом педагогу могут помочь тренинги креативности.
Педагогу не нужно забывать и об отдыхе, чтобы не прийти к состоянию эмоционального выгорания, так как в этом состоянии он не будет способен работать творчески [14].
К сожалению, необходимо отметить, что социокультурные условия, в которых растут современные дети, изменились не в лучшую сторону, и они негативным образом влияют на возникновение общностей между взрослым и ребенком. М. Хайнеман и Т. Борбонус [16] указывают, что у родителей «сегодня все меньше времени для детей: в среднем у матери для нормального разговора с ребенком остается лишь около двенадцати минут в день. Высокая безработица, усилившееся давление конкуренции и рационализации, болезненные сбои систем социального страхования делают человека более подавленным, бессловесным, равнодушным». Учителя и родители, считают М. Хайнеман и Т. Борбонус, не справляются с внезапными социальными изменениями. Подобные социальные изменения произошли и в нашей стране. Место взрослого в случае, если ему не
удается построить совместную общность с ребенком, могут занять телевидение и компьютер. Зарубежные исследователи Т. Борбонус и соавторы [16] отмечают, что телеэкран блокирует творческие игры, естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых для формирования двигательных навыков и органов чувств. Нехватка многообразия варьирующих раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а при этом страдают творческие способности, фантазия и интеллект.
Американские ученые Джером и Дороти Сингер [16] выделяют такой фактор для развития воображения детей, как раннее чтение. В 1992 г. они теоретически обосновали важность раннего чтения для развития воображения у детей. Они отмечают, что дети, слушающие рассказы взрослых и рано начинающие читать, не только лучше владеют языком, но и более точно представляют себе действительность. Однако в последнее десятилетие зарубежные ученые бьют тревогу по поводу снижения рангового места чтения книг у людей. В одном из наших исследований по изучению иерархии ценностей детей чтение также занимало одно из последних мест.
Фактором, влияющим на развитие воображения, как было отмечено выше, является игра. Выдающиеся отечественные психологи Л. С. Выготский [2], Д. Б. Эль-
конин [15] отмечали, что воображение у ребенка появляется в игре. В жизни современных детей игра начинает занимать все меньшее место. Информация, с которой сталкивается ребенок в детском саду, становится все более дидактичной, в ней преобладают не игровые элементы, побуждающие воображение и творчество, а элементы обучения. На то, что игра не занимает достойного места в жизни современных детей, влияет также отсутствие в больших городах пригодных для игр площадок.
В заключение статьи сделаем некоторые выводы. Уровень творческого воображения у современных детей от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту меняется незначительно. Альтернативные программы, используемые в школе, сами по себе не развивают воображения детей. Реализация программных задач зависит во многом от педагога, от его творческих качеств, поэтому педагогу необходимо обратить внимание на развитие собственных творческих качеств, в частности творческого воображения. Взрослым важно также обратить внимание на следующие факторы, влияющие на развитие воображения детей: игру, чтение, умение грамотно обращаться со СМИ. Изучение развития игры, рангового места чтения, времени просмотра телевизора у современных детей и их влияния на развитие воображения детей, на наш взгляд, требует дальнейшего, более глубокого исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1972.
2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-76.
3. Давыдов В. В. Главное - воображение! // Обруч. 1996. № 3. С. 2-3.
4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
5. Дружинин В. Н. Деятельность, подражание, творчество // Антология современной психологии конца XX в. (По материалам конференции «Психология созидания»). Т. 7. Вып. 3 / Под ред. Р. В. Габдреева. Казань: «Мастер Лайн», 2001. С. 243-250.
6. Дусавицкий А. К. Развивающее образование: теория и практика: Статьи. Харьков, 2002.
7. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М.: Психол. ин-т РАО, 1996.
8. Кириллова Г. Д. Развитие воображения у детей младшего дошкольного возраста (2 л. 7 мес. 5 лет): Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1971.
9. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
10. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.
11. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
12. Митина Л. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. М.: Сентябрь, 1999.
13. Слободчиков В. И. Периодизация развития как основа проектирования образовательного пространства // Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Интерпракс, 1994.
14. Соловей Л. Б. Роль образовательных программ и педагога в развитии творческого воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www/ chrio.cap.ru / разд. «Методическое хранилище».
15. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах // Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.
16. Пацлав Р. Застывший взгляд / Пер. с нем. В. Бакусева. М., 2004.