Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на развитие сферы услуг в современной российской экономике'

Факторы, влияющие на развитие сферы услуг в современной российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1496
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / SERVICES / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / NATIONAL ECONOMY / КОНЪЮНКТУРА / ENVIRONMENT / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / RUSSIAN ECONOMY / КРИЗИС / CRIZIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Альбина Алексеевна

Изменение структуры национальных экономик в современных условиях происходит в направлении увеличения в ВВП доли сферы услуг. Автор статьи анализирует основные факторы, влияющие на развитие сферы услуг в современной российской экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors influencing the development of services in modern Russian economy

Changes in the structure of national economies in modern conditions occurs in the direction of increasing the services in GDP. The author analyzes the main factors influencing the development of services in the current environment.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на развитие сферы услуг в современной российской экономике»

А. А. Волкова 1

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

В современной экономике России и развитых стран мира сервисный сектор приобретает все большее значение. Несмотря на активно ведущуюся в экспертном сообществе дискуссию о необходимости новой индустриализации [1-5 и др.], по нашему мнению, долгосрочный вектор развития экономики связан с ее «сервисизацией». При этом развитие сферы услуг происходит неравномерно под влиянием совокупности конъюнктурных и фундаментальных факторов.

Ключевой чертой конъюнктуры как динамической характеристики состояния рынков является ее сугубо временный характер, складывающийся под воздействием циклических и нециклических факторов. Влияние циклических факторов обусловлено воздействием на конъюнктуру рынка услуг больших и малых экономических циклов. Поскольку циклические колебания экономики охватывают ее полностью, очевидно, что они прямо и непосредственно воздействуют и на сферу услуг [6].

Анализируя влияние циклических факторов развития макроэкономической системы в целом, можно отметить, что изменение различных показателей экономической активности оказывает на сферу услуг разнонаправленное и разностороннее воздействие. Оно дифференцировано по рыночным сегментам. К примеру, ускорение инфляции и падение инвестиций, снижение экономической активности частного сектора экономики, очевидно, повлекут за собой неблагоприятные изменения в конъюнктуре рынков финансовых и деловых услуг. В то же время циклические кризисные изменения, приводящие к повышению уровня безработицы, могут вызвать оживление на рынке рекрутинговых услуг и услуг дополнительного профессионального образования (что наблюдалось в 2008-2009 гг.). Также кризисное изменение структуры и уровня цен с высокой степенью вероятности повлечет за собой глубокие изменения в структуре рынка в пользу более простых и дешевых услуг адекватно снижению потребительского спроса и платежеспособности потребителей.

Анализируя состояние конъюнктуры на различных отраслевых рынках сферы услуг, мы пришли к выводу, что после активной фазы кризиса 2008-2009 гг. спектр конъюнктурообразующих факторов в Российской Федерации существенно расширился. Эта тенденция явилась объективным следствием временного отступления от общего тренда на дальнейшую сервисизацию национальной экономики и повышение доли услуг в составе валового внутреннего продукта страны [7, 8, 23 и др.]. В частности, по данным Росстата, если в 2007 г. 60,6 % ВВП в России было создано в сфере услуг, то вследствие кризиса в 2010 г. их доля в ВВП снизилась до 53,1 % [9]. На наш взгляд, это временная тенденция, объясняющаяся как эффектом «низкой базы», так и общим снижением платежеспособного спроса, который в сфере услуг весьма чувствителен к общему состоянию экономики и серьезно зависит от ожиданий населения.

В ряде отраслей сферы услуг в посткризисный период значительно изменился вектор воздействия ключевых конъюнктурообразующих факторов: факторы, благоприятные в предкризисные годы, стали оказывать явно негативное воздействие. Благоприятную конъюнктуру на рынках услуг в условиях посткризисного восстановления российской экономики, которое проходит достаточно

1 Альбина Алексеевна Волкова, доцент кафедры организации обслуживания населения Санкт-Петербургского государственного экономического университета, канд. экон. наук, e-mail: albvolkova@yandex.ru

вяло (с начала 2014 г. проявляется еще один слабопредсказуемый фактор, обусловленный политическим кризисом на Украине, в разрешение которого оказалась втянута наша страна), формирует в первую очередь общий вектор государственного регулирующего воздействия, направленный на стратегически ориентированное развитие экономики в целом и сферы услуг, в частности.

Не отрицая важности ускорения индустриального развития, отметим, что развитие сферы услуг также относится к приоритетам экономической политики. Во многом именно от качества услуг (образование, здравоохранение, государственные, финансовые услуги и пр.) зависит уровень жизни населения, являющийся одним из ключевых индикаторов успешности социально-экономического развития. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. отмечено, что повышение качества образовательных услуг, услуг в области здравоохранения, культуры, спорта и туризма, а также формирование современного рынка финансовых услуг является основой для перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития [10].

Отметим, что некоторые отрасли сферы услуг в современной модели экономического развития выступают элементами инфраструктурного обеспечения социально-экономического прогресса. Речь, в частности, идет об услугах информационных и связанных с обработкой информации [11]. Современной тенденцией в развитии инфраструктуры социально-экономической системы является то, что информационное обеспечение, реализуемое на основе инновационных телекоммуникационных технологий, меняет представления о способах производства и потребления большинства благ. Развитие информационных услуг, безусловно, существенно влияет и на саму сферу услуг (в качестве примера новой информационной услуги, кардинально преобразовавшей традиционную розничную торговлю, можно привести Интернет-торговлю).

Информационно-технологический прогресс в сочетании с развитием финансовых рынков позволил увеличить спрос населения и организаций на финансовые услуги банков, страховых фирм и других финансовых учреждений. И эти изменения, по нашему мнению, носят не частный, а глобальный, фундаментальный характер. Благодаря развитию информационных технологий минимизируется изначально присущее услуге свойство локальности рынков, что позволяет говорить о технологическом прогрессе как о важнейшем конъюнктурообразующем факторе сферы услуг не только в индустриально развитых странах, но и в переходных и развивающихся экономиках.

Инновационные информационные технологии вносят принципиальные изменения в организацию системы сбыта многих современных услуг, значительно расширяя территориальные границы рынков и «пропускную способность» каналов сбыта. Таким образом, в современных условиях важнейшим конъюнктурообразующим фактором в сфере услуг представляется научно-технический прогресс, позволяющий внедрять в процессы производства наиболее востребованных услуг технологические новации, сокращающие их себестоимость.

Важными конъюнктурообразующими факторами на российском рынке услуг являются динамика численности занятых и качество трудовых ресурсов. Численность занятых в сфере услуг, непосредственно не влияющая на динамику их спроса и предложения, является важнейшей характеристикой. В развитых странах численность занятых в сфере услуг в среднем составляет до 3/4 занятого городского населения. В Российской Федерации показатели несколько скромнее, но все равно значительны. Например, в сфере услуг трудится примерно 2/3 квалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием [12].

В отличие от производственного сектора экономики, где возможен рост производительности при повышении гибкости рынка труда и трудосберегающем техническом прогрессе, в большинстве отраслей сферы услуг непосредственная привязка труда к оборудованию (и исполнителю услуги) является одной из ключевых характеристик. Таким образом, в силу того что конкурентоспособность услуги в отличие от конкурентоспособности товара во многом предопределена способностями ее

непосредственных исполнителей, изменение качества трудовых ресурсов формирует конъюнктуру на рынках персонализированных услуг.

Немаловажным фактором, влияющим на формирование конъюнктуры на рынке услуг по мере насыщения и увеличения разнообразия потребительского спроса, нам представляются ожидания потребителей. Причем исходя из фазы развития российской экономики мы полагаем, что этот фактор должен рассматриваться прежде всего как краткосрочный. Отметим, что период восстановления экономики после кризиса в развивающихся странах для сферы услуг является периодом бурного роста рынков. При этом спрос на рынке определенных услуг формируется под воздействием систем субъективной оценки, позволяющих современным потребителям отбирать поставщика услуг на основе обмена опытом с людьми схожих вкусов, предпочтений, уровня дохода и т. п., ожиданий изменения собственного благосостояния, а также иных субъективных суждений.

Важное отличие рынков услуг от товарных рынков состоит в том, что услуги всегда уникальны и персонализированы, что порождает непостоянство их качества. Мало того, современные исследования показывают, что на рынках с информационной асимметрией, к которым в первую очередь относятся рынки услуг, наблюдается тенденция вытеснения качественных услуг некачественными. Поэтому необходимо формирование, становление и развитие институтов, позволяющих ослабить «механизмы ухудшающего отбора» в сфере услуг. Эти институты могут быть сформированы как на основе государственного управления и регулирования (например, через механизм лицензирования или обязательной сертификации качества услуг), так и на основе рыночного саморегулирования.

Ключевое отличие новой, формирующейся сегодня, экономической модели — акцент на креативность [13-15 и др.]. В среднесрочной ретроспективе обнаруживается резкий рост доли нематериальных, неутилитарных благ в структуре потребления. К ним относятся не только медиапотребление или — шире — сфера культуры, что естественно, но и другие сектора сферы услуг, например, бытовая сфера, которая не так давно считалась исключительно утилитарной. Специфические персонифицированные услуги, приобретенные у определенных поставщиков, все активнее используются как знаки, символы, культурные коды. Таким образом, современный стиль потребительского поведения, связанный с развитием экономики обмена символами, является одним из ключевых факторов развития сферы услуг [16].

В условиях восстановления национальной экономики после кризиса в России одним из важнейших факторов, определяющих процессы на рынке услуг, становится глобализация (сегодня на глобализационные процессы сильно влияют политические решения, связанные с украинскими событиями начала 2014 г.; мы намеренно не анализируем этот вопрос, так как перспективы и пути разрешения украинского кризиса пока остаются неясными) [17-19 и др.].

Глубокие структурные изменения, в первую очередь со стороны предложения, в конъюнктуре рынка услуг связаны с вступлением России в ВТО. По мнению экспертов Минэкономразвития, вступление в ВТО будет способствовать формированию благоприятного климата для иностранных инвестиций, приведет к повышению качества и конкурентоспособности отечественных услуг [20]. На наш взгляд, условия вступления России в ВТО в части, касающейся развития национального рынка услуг, являются достаточно благоприятными. В частности, этими условиями предусмотрено постепенное, плавное открытие важнейших рынков банковских и страховых услуг [21]. Такая эволюционность позволит избежать резких потрясений и сохранить конкурентоспособность российских услуг.

Автор прогнозирует следующие позитивные изменения в рассматриваемой сфере: расширение возможностей роста бизнеса для российских производителей услуг, в первую очередь в банковской сфере стран-членов ВТО; общее повышение качества и разнообразия предлагаемых на внутреннем рынке услуг, оказываемых юридическим и физическим лицам в России; значи-

тельный рост конкуренции в отраслевых составляющих, связанный с приходом иностранных «игроков», обладающих передовыми технологиями и стандартами деятельности, на российский рынок услуг.

Учет выявленных и описанных в статье факторов крайне необходим при разработке государственных стратегий перспективного развития тех отраслевых составляющих сферы услуг, которые формируют человеческий капитал как основу социально ориентированной модели инновационного развития [22]: здравоохранения, образования, культуры, спорта и т. д. Анализ, оценка и прогноз конъюнктуры на рынках услуг, построенные с использованием современного научного инструментария, послужат объективной оценке факторов экономического и социального развития нашей страны.

Список литературы

1. Бодрунов, С. Д. Основные положения концепции развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга на период до 2020 года / С. Д. Бодрунов, А. Е. Карлик, М. С. Мейксин, Е. А. Тка-ченко // Экономическое возрождение России. — 2013. — № 4 (38). — С. 27-39.

2. Бодрунов, С. Д. Императивы, возможности и проблемы реиндустриализации / С. Д. Бодрунов // Экономическое возрождение России. — 2013. — № 1 (35). — С. 4-12.

3. Вертакова, Ю. В. Формирование и развитие промышленных кластеров / Ю. В. Вертакова, Ю. С. Положенцева, М. Ю. Хлынин // Технико-технологические проблемы сервиса. — 2014. — № 1 (27). — С. 92-99.

4. Плотников, В. А. Государственное регулирование инновационных промышленных производств в России (на примере автомобилестроения) / В. А. Плотников // Вестник ИНЖЭ-КОНа. — Серия: Экономика. — 2013. — № 3 (62). — С. 27-31.

5. Попова, Е. Э. Реструктуризация компаний в условиях мирового финансового кризиса / Е. Э. Попова // Известия СПбУЭФ. — 2012. — № 4. — С. 110-112.

6. Основы теоретической экономики/Д. Ю. Миропольский, И. А. Максимцев, Л. С. Тара-севич [и др.]. — СПб.: Питер, 2014. — 512 с.

7. Петров, А. Н. Концептуализация подходов к формированию целостной теории услуг / А. Н. Петров, Г. А. Карпова, Л. В. Хорева // Известия СПбУЭФ. — 2012. — № 1. — С. 40-50.

8. Горбашко, Е. А. Совершенствование системы управления качеством услуг сервисной организации / Е. А. Горбашко, Т. А. Филатова // Известия СПбУЭФ. — 2013. — № 3. — С. 42-46.

9. Россия в цифрах. 2010: крат. стат. сб. / Росстат. — М., 2010. — 558 с.

10. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г. (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации № 1121-р от 08.08.2009 г.)).

11. Койда, С. П. Тенденции развития информационной инфраструктуры обеспечения предпринимательской деятельности / С. П. Койда // Известия СПбУЭФ. — 2012. — № 5. — С. 75-78.

12. Уровень и образ жизни населения России в 1989-2009 годах: докл. к XII Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. — Москва, 5-7 апр. 2011 г. — М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2011.

13. Горелов, Н. А. Смена парадигмы образования: вопросы методологии / Н. А. Горелов // Известия СПбУЭФ. — 2013. — № 4 (82). — С. 75-85.

14. Долгин, А. Б. Экономика символического обмена / А. Б. Долгин. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 632 с.

15. Попов, А. И. Выбор новой модели развития и модернизация: основы перехода к инновационной экономике / А. И. Попов, В. А. Плотников // Известия СПбУЭФ. — 2012. — № 2. — С. 197-209.

16. Котлер, Ф. Маркетинг для государственных и общественных организаций / Ф. Кот-лер. — СПб.: Питер, 2009. — 376 с.

17. Багров, Н.М. Мировой финансовый кризис. Санкт-Петербург / Н. М. Багров // Известия СПбУЭФ. — 2012. — № 1. — С. 172-184.

18. Молчанова, О. А. Трансформация экономического кризиса в условиях глобализации / О. А. Молчанова, Ю. С. Чепурко // Известия СПбУЭФ. — 2013. — № 2 (80). — С. 22-28.

19. Плотников, В. А. Управление социально-экономическим развитием регионов в посткризисных условиях / В. А. Плотников // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2010. — № 3. — С. 93-100.

20.Мурычев, А.В. ВТО и рынок услуг России: на каких условиях вступаем? / А. В. Муры-чев. — Режим доступа: http//рспп.рф/viewpoint/view/155. Дата обращения 15.01.2014.

21. Романовский, М. В. Факторы обеспечения устойчивости национальной финансовой системы / М. В. Романовский // Известия СПбУЭФ. — 2012. — № 3. — С. 15-26.

22. Вертакова, Ю. В. Методический подход к оценке стратегического потенциала системы здравоохранения региона / Ю. В. Вертакова, О. В. Власова // Известия СПбУЭФ. — 2013. — № 6 (84). — С. 24-28.

23. Большаков, А. С. Инновации в управлении организациями сервиса: модели и методы оценки эффективности и конкурентоспособности / А. С. Большаков // Экономика и управление. — 2012. — № 5. — С. 70-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.