Т.Х. Усманова
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЕДИНОГО УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ЖКХ
Раскрываются проблемы функционирования системы ЖКХ, анализируются факторы, влияющие на повышение эффективности реализации ее единого учетного процесса, и предлагаются первоочередные меры по реформированию ЖКХ, связанные с созданием и функционированием консолидированной учетной системы и реализацией единого учетного процесса.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является важнейшим направлением развития национальной экономики и одним из условий обеспечения качества жизни граждан страны [1, 2].
Учитывая усиление внимания к социальным программам и повышению уровня жизни в России при проведении реформы ЖКХ, особое внимание необходимо уделять учету и контролю за уровнем затрат в организациях, функционирующих в системе ЖКХ, оценке результативности использования выделяемых бюджетных средств и обоснованию рационального финансирования отрасли, которое позволит провести ее техническое переоснащение и обеспечить повышение качества оказываемых услуг.
В этой связи необходимы серьезные изменения в организационной структуре ЖКХ, взаимоотношениях между участниками консолидированных групп организации. Особенно важно привести в соответствие нормативное регулирование бухгалтерского, налогового учета с действующим гражданским законодательством. Для разрешения противоречий рекомендуется внесение изменений в нормативные документы, которые позволят объективно отражать реалии российской экономической деятельности.
Налоговая политика и законодательство по бухгалтерскому учету требуют разработки новых методологических подходов к формированию и реализации единого учетного процесса в системе ЖКХ с учетом отраслевых особенностей. Это продиктовано следующими факторами:
- необходимостью систематизации и теоретического обоснования организации единого учетного процесса в системе ЖКХ;
- востребованностью достоверной, полной, адекватной и прозрачной отчетности, позволяющей формировать качественное информационно-аналитическое обеспечение функционирования системы ЖКХ;
- недостаточностью достоверной статистической информации;
- возросшей необходимостью упорядочения налогового учета в отрасли;
- актуальностью совершенствования механизма ценообразования тарифов, учитывающего изменения экономических отношений хозяйствующих субъектов, функционирующих в системе ЖКХ;
- потребностью в разработке методологии качественного контроля (с учетом изменения институциональной структуры ЖКХ и деятельности его субъектов, имеющих различную организационно-правовую форму), направленного на обеспечение жесткого административного и финансового контроля за проведением мероприятий по итогам аудиторских проверок на уровне органа местного самоуправления;
- необходимостью организации консолидированного учета и отчетности в системе ЖКХ как решающего условия достоверности, прозрачности и информативности отчетности, обеспечивающей принятие обоснованных решений по повышению эффективности функционирования системы ЖКХ.
Как всем известно, организации коммунального комплекса (ОКК), производящие коммунальные услуги, применяют классический бухгалтерский учет с учетом требований Налогового кодекса.
Особую важность в современных условиях приобретают методики определения обоснованного размера инвестиционной составляющей тарифа (ИСТ) и ее использование в рамках единого учетного процесса (ЕУП). Степень важности обеспечения единого учетного процесса и определения в нем роли ИСТ сегодня трудно переоценить, тем более что состояние учета ИСТ можно сравнить со стихийным бедствием. Для организаций ЕУП в системе ЖКХ необходимо выработать обоснованные правила ведения консолидированного учета и отчетности, которые обеспечат формирование адекватной, полной, достоверной и прозрачной (понятной для потребителя услуг) информации как о поступлении средств (из бюджетов разных уровней, от юридических лиц, от населения), так и об их расходовании в соответствии с расходными обязательствами бюджета, установленными размерами тарифов, калькуляциями (сметами) на услуги (работы) и т.д.
Для реализации принципа консолидации необходимо внести соответствующие поправки и дополнения в следующие федеральные законы:
- Федеральный закон № 188-ФЗ от 29.12.2004 г. «Жилищный кодекс Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
- Федеральный закон РФ № 185-ФЗ от 21.07.2007 г. «О фонде содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства»;
- Федеральный закон № 1541-1 от 04.07.91 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ».
Изменения должны коснуться не только позиционирования в законодательстве институциональных основ ЖКХ, ответственности и полномочий всех причастных к реализации жилищно-коммунальных услуг, но и методик тарифообразования, инвестирования и стандартизации предоставляемых услуг. Отметим, что на практике применяется множество подходов и методик учета, тарифообразования и инвестирования, но, как правило, они не учитывают интересы не только потребителей, но и поставщиков услуг ЖКХ. Причем в рамках единого учетного процесса, включающего учетно-
аналитическое обеспечение тарифоообразования, хозяйствующие субъекты применяют различные методики бухучета и разные режимы налогообложения.
Процесс ведения бухгалтерского и налогового учета усложняется в связи с тем, что все платежи населения по определенному органу местного самоуправления (ОМСУ) относятся к конечному нетто-тарифу, который имеет сложную структуру (таблица).
Структура тарифа сложная, поэтому облагать стоимость услуг НДС (в разрезе видов услуг), а потом «делить» книгу покупок по видам облагаемых и необлагаемых услуг согласно п. 4 ст. 170 НК РФ - чрезвычайно трудно. В настоящее время разнообразие участников единого учетного процесса, услуг и тарифов, объединяющих
Проблема налога на прибыль также имеет множество спорных аспектов. При разработке налоговой политики в ЖКХ надо исходить из того, что жилищно-коммунальные услуги необходимы для нормального функционирования системы жизнеобеспечения населения, поэтому получение прибыли не должно быть целью социально-ориентированного ведения хозяйственных операций на предприятиях ЖКХ.
В части контроля за реализацией учетной политики (как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета) важным аспектом является контроль за ведением раздельного учета, т.к. УК и другие субъекты ЖКХ оказывают прочие услуги населению и различным юридическим лицам, т.е. имеют другие источники доходов, которые облагаются налогом на прибыль на общих основаниях. Если указанные субъекты не ведут раздельный учет, в налоговую базу по налогу на прибыль попадут все полученные доходы отчетного периода. Причем, как правило, разделение доходной части производится без особых проблем, а при распределении расходной части возникает множество вопросов, которые обычно служат предметом споров со многими фискальными органами.
Понятие «целевое финансирование» связано с определенными расходами предприятия, поэтому расходы, связанные с целевым финансированием, также необходимо учитывать раздельно, взаимоувязав их с доходами. Метод распределения должен быть определен в учетной политике организации (это необходимо сделать и для получения налоговых льгот).
В разных методических рекомендациях по жилищной сфере экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах (доходах) производится на основе нормативной базы, представляющей собой совокупность трудовых ресурсов, материальных и финансовых норм и нормативов. Они должны служить
множество направлений оказания жилищно-коммунальных услуг, усложняет процесс создания эффективной системы учета и контроля. При этом надо отметить, что разработчики политики перехода на рыночные отношения не учли необходимость эффективного изъятия налогов для воспроизводства отрасли ЖКХ. Как уже отмечено выше, требует взаимоувязки система бухгалтерского учета и принципы налогообложения. Причем налогообложение НДС в системе ЖКХ, имеющей специфические особенности, высокую социальную значимость, должно определяться действующим законодательством в единой трактовке на основе раздельного ведения учета (т.е. не начисляя НДС по услугам населению и не возмещая входного НДС по юридическим лицам).
базой для определения ресурсов и обоснования размеров тарифов. Однако все эти методические рекомендации не отражают «реальную цепочку» учетного процесса (с учетом требований по ведению налогового учета в системе ЖКХ) и не создают условия для обеспечения качественного финансового и административного контроля.
Одной из главных задач реформирования ЖКХ является оптимизация расходов и всей системы регулирования экономически обоснованных тарифов в условиях эндогенного роста воспроизводства. Для решения данной задачи надо найти ответы как минимум на следующие вопросы.
Как определить размер резервов, имеющихся в муниципальном образовании?
Как обеспечить правомерную передачу муниципальной собственности организациям, функционирующим в системе ЖКХ, обеспечив при этом экономические выгоды для ОМСУ и граждан?
Как использовать для реализации задач ЖКХ государственно-частное партнерство?
Как оптимизировать учетную и налоговую политику организаций, участвующих в предоставлении жилищно-коммунальных услуг?
Какие меры необходимо принять для эффективного использования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ?
Как консолидировать отчетную информацию об использовании средств в сфере ЖКХ?
Как организовать внутренний и внешний финансовый аудит и как обеспечить согласование действий внутренних и внешних аудиторов (контролеров), ОМСУ и органов государственной власти (в том числе при исправлении ошибок, выявленных в ходе аудита)?
У законодателей пока нет четких ответов на поставленные вопросы. Хотя решать их необходимо сегодня.
Структура тарифа в условиях реформирования системы ЖКХ
Составляющие тарифа Регулирование Источник финансирования
Фактическая себестоимость коммунальных услуг, в том числе НДС Включает нетто-тариф, регулируемый ОМСУ Оплачивается населением, юридическими лицами, а также финансируется из бюджета
Целевое бюджетное финансирование на возмещение субсидий, субвенций, дотаций и льгот Регулируется ОМСУ, органами субъектов РФ и уполномоченными органами федеральной власти Поступает из бюджетов разных уровней
Инвестиционная составляющая в тарифе (ИСТ) Регулируется федеральным законодательством Оплачивается населением. Частично оплачивается из бюджета, в том числе за счет Фонда содействия реформированию ЖКХ
Еще раз подчеркнем, что решение этих вопросов любого россиянина. Эффективно функционирующая
имеет большое значение как для экономики муници- система ЖКХ является залогом экономического роста
пального образования субъекта федерации, так и для и качества жизни населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Усманова Т.Х. Бухгалтерский учет и аудит в ЖКХ. М.: Финансы и статистика, 2007. 272 с.
2. Усманова Т.Х. Практическое руководство по проведению аудита тарифов в системе жилищно-коммунального комплекса (ЖКК). М., 2008.
384 с.
Статья представлена научной редакцией «Экономика» 15 ноября 2008 г.