Научная статья на тему 'Оптимизация налогообложения для эффективного воспроизводства отрасли и инвестиционной привлекательности ЖКХ'

Оптимизация налогообложения для эффективного воспроизводства отрасли и инвестиционной привлекательности ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усманова Тальия Хайдаровна

Анализируются проблемы совершенствования бухгалтерского учета и всего учетного процесса в системе ЖКХ. Рассматриваются аспекты государственно-частного партнерства в отрасли ЖКХ, в т. ч. в направлении оптимизации налогообложения как необходимого условия привлечения инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация налогообложения для эффективного воспроизводства отрасли и инвестиционной привлекательности ЖКХ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9 (147).

Экономика. Вып. 20. С. 59-65.

Т. Х. Усманова

оптимизация налогообложения для эффективного воспроизводства отрасли и инвестиционной ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЖКХ

Анализируются проблемы совершенствования бухгалтерского учета и всего учетного процесса в системе ЖКХ. Рассматриваются аспекты государственно-частного партнерства в отрасли ЖКХ, в т. ч. в направлении оптимизации налогообложения как необходимого условия привлечения инвестиций.

Ключевые слова: налогообложение, инвестиционная привлекательность, бухгалтерский учет, жилищно-коммунальное хозяйство.

Продолжающийся процесс реформирования российской экономики в сфере ЖКХ обусловливает необходимость разработки новых норм, стандартов, положений по учету и отчетности для эффективного воспроизводства отрасли, а также для привлечения новых инвестиций в отрасль. Важно отметить, что реформа бухгалтерского учета, в т. ч. в ЖКХ, проводится с целью приведения его не только российским стандартам, но МСФО. Сближение национальной системы бухгалтерского учета с зарубежными стандартами требует введения новых методик и процедур в методологии. В зависимости от методологии учета развивается система налогообложения. Экономическая сущность налогообложения обеспечивает планирование отрасли на длительный период. Трансформация российских налоговых отчетных форм в соответствии с зарубежными стандартами в жилищно-коммунальной отрасли требует специфического подхода. И вопросы целесообразности реформирования ЖКХ, и проблемы бухгалтерского и налогового учета отличаются несовершенством проводимых мероприятий.

В настоящее время налогообложение не обеспечивает стабильных условий для развития системы ЖКХ. Во многих случаях регулирование налоговых отношений противоречит иным законодательным актам, инструкциям. Имеются случаи, когда устанавливался иной порядок налогообложения, наиболее приемлемый для отрасли. Изменения и корректировки в налоговом законодательстве происходили на основе недостаточно изученных материалов и не учитывали их экономическую целесообразность. Такая практика привела к весомым противоречиям, которые двояко трактуют множество пунктов налогового законодательства и приводят

к снижению эффективности налогового контроля и налоговой системы в целом.

В последнее десятилетие наблюдаются активные попытки вмешательства налоговых органов не только в процесс регулирования налогового законодательства, но и в процесс регулирования бухгалтерского учета. Это выражается в издании разного рода инструктивных документов и официальных разъяснений. Интерпретация налоговыми органами правил бухгалтерского учета крайне негативно повлияла на общее состояние бухгалтерского учета. Была нарушена целевая установка бухгалтерского учета, его предназначение стало пониматься неадекватно. Возникшая тенденция дезорганизовала процесс регулирования учета и оказала негативное воздействие на становление в России культуры бизнеса и аудиторского дела. В 1995 г. один из разработчиков Налогового кодекса РФ С. Д. Шаталов говорил о том, что «в России пришло время разделить два вида учета (бухгалтерский и налоговый)». Тем не менее в общей части НК РФ законодатель закрепил приоритет данных бухгалтерского учета над данными регистров, формируемых в иных системах учета, которые необходимы для расчета налогов.

В настоящее время бухгалтерский учет и отчетность отрасли противоречивы и несовершенны.

Основные производственные средства отрасли ЖКХ, не создающие валового продукта, призваны обеспечить нормальные социально-бытовые условия населению. По принадлежности основные средства ЖКХ подразделяются на собственные, в т. ч. сданные в аренду; находящиеся в хозяйственном ведении, оперативном управлении; полученные на условиях аренды; и полученные в долгосрочную аренду с правом выкупа или финансовой аренды (лизинга).

Использование основных средств может быть различным в эксплуатации, в запасе (резерве), в стадии незавершенного строительства, реконструкции, модернизации, на консервации.

Виды основных средств — здания и сооружения, машины и оборудование, измерительные приборы, вычислительная и компьютерная техника, транспорт, инвентарь, многолетние насаждения для благоустройства территорий, земельные участки, объекты природопользования.

Группировка основных средств вызвана применением различных норм амортизации для бухгалтерского и налогового учета.

В связи с несовершенством правового поля реформирование ЖКХ испытывает проблему бухгалтерского учета основных средств как производственного, так и вспомогательного производства при передаче их из одной формы собственности в другую. Передача имущества происходит путем оформления акта-передачи. Однако источник финансирования, источник формирования того или иного фонда законодательно не всегда находит отражение.

Государственное или муниципальное имущество требует особенного подхода, учета и контроля. В сложившихся условиях данный аспект не ставится в разряд жизненно важных вопросов. Передача основных средств и бухгалтерский учет в условиях приватизации жилого фонда и инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса требуют особого подхода, четкого государственного контроля. Повторение ошибок, допускаемых в последние годы в реформировании экономики России, в данной отрасли может вызвать негативные последствия.

Муниципальные предприятия заключают договоры подряда на содержание объектов, находящихся в оперативном управлении, осуществляют сбор платежей с населения за коммунальные услуги, совместно с комитетом по управлению имуществом заключают договоры на аренду нежилых помещений, осуществляют сбор арендной платы и получают при этом комиссионное вознаграждение за сбор платежей за коммунальные услуги (согласно договорам с коммунальными предприятиями) и арендной платы. Рекомендации по ведению бухгалтерского учета и отчетности по общепринятому действующему законодательству имеют негативные последствия для отрасли, так как законодательство обязывает систему ЖКХ находиться в структуре органа местного самоуправления,

а бухгалтерский учет и отчетность ведутся так же, как в унитарно-коммерческом предприятии. Отсутствие консолидированного учета и отчетности в отрасли привели к искажениям не только учета, но и к отсутствию контроля за денежными средствами в системе ЖКХ.

В настоящее время в отрасли ЖКХ проблемы бухгалтерского учета и налогообложения, а также аудита приводят к необходимости трансформации их. В п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99; утв. приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н) доходы классифицируются на доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления. При этом для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований ПБУ 9/99, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.

Доходы от обычных видов деятельности — это выручка от продажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с уставной деятельностью. В случае если предметом деятельности управляющей компании является предоставление своих активов по договору аренды, арендная плата также считается выручкой. Однако приказ Госстроя РФ «Об утверждении рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья» от 14 июля 1997 г. № 17-45 предусматривает бухгалтерский учет средств по другой методике. Правильная квалификация деятельности некоммерческих организаций в аспекте определения сущности их основной (уставной) деятельности для налогообложения имеет определенное значение. До 2004 г. наличие льготы по НДС в части услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, позволяло ТСЖ не задумываться над указанной проблемой. В ст. 27 Федерального закона «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ речь шла о ЖСК, а не о ТСЖ. Однако, как разъяснили со ссылкой на Жилищный кодекс РФ налоговые органы, ТСЖ имели право

пользоваться данной льготой на тех же основаниях, что и ЖСК, а также вести бухгалтерский учет и налогообложение по ранее принятым методическим рекомендациям (см., например, письма Управления МНС по г. Москве от 13 апреля 2000 г. № 02-11/15203; 23 августа 2002 г. № 2811/40047; 4 июня 2003 г. № 24-11/29701). При этом обращают на себя внимание следующие позиции представителей московских налоговых органов. В письме № 24-11/29701 указано, что в тех случаях, когда услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства оказываются организациями по договорам с жилищно-строительным кооперативом, операции по реализации указанных услуг подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке. В письме № 28-11/40047 разъясняется, что от налогообложения освобождаются целевые взносы членов ЖСК, направленные на обеспечение технического обслуживания, текущего и капитального ремонта, санитарного содержания, управления эксплуатацией домохозяйства в домах ЖСК (именно взносы, а не услуги как таковые). В письме № 02-11/15203 прямо сказано, что если правления ТСЖ не оказывают услуги по содержанию и ремонту общего имущества, а заключают договоры со специализированными предприятиями ЖКХ, оказывающими такие услуги, то средства, взимаемые с жильцов (членов товариществ) для оплаты услуг по содержанию и ремонту общего имущества и аккумулируемые этими правлениями для последующей оплаты предприятиям, не подлежат обложению НДС.

Вопрос же налогообложения средств, остающихся в распоряжении правлений ТСЖ после выплаты ими платежей предприятиям, осуществляющим техническое обслуживание, должен решаться исходя из конкретных договорных отношений. В письме указано также, что плата, которую ТСЖ получает за работу (например, по сбору с жильцов средств за техническое обслуживание), и полученные им в качестве оплаты за работу отчисления (которые остаются в распоряжении организации) приравниваются к выручке от оказания услуг и на этом основании подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке. Однако особенности бухгалтерского учета в товариществах собственников жилья непосредственно связаны с правовым статусом ТСЖ. Так, ТСЖ по своей организационно-правовой форме

является некоммерческой организацией. Данное положение установлено Федеральным законом «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г. № 72-ФЗ. Домовладельцы создают ТСЖ для согласования порядка реализации своих прав по владению, пользованию и распоряжению общим имуществом в кондоминиуме.

Некоммерческие организации не преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между своими членами. Гражданский кодекс РФ определяет понятие предпринимательской деятельности как деятельности, осуществляемой на свой риск и направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п. 1 ст. 2). Наличие или отсутствие предпринимательской (хозяйственной) деятельности позволяет разделить все ТСЖ как субъекты налогообложения на две группы, в которых будут применяться различные схемы бухгалтерского учета и работники которых будут сдавать различные формы финансовой отчетности.

Финансовый результат деятельности ТСЖ учитывается в счете «Прибыли и убытки» и слагается из результата, полученного от предпринимательской деятельности: реализации продукции (работ, услуг), товарно-материальных и других ценностей и прибылей и убытков от внереализационных операций. Средства целевого финансирования ТСЖ образуются: из целевых взносов домовладельцев; средств бюджетного финансирования, в т. ч. бюджетного покрытия льгот отдельным категориям граждан; субсидий, предоставленных гражданам при оплате жилья и коммунальных услуг в связи с переходом на новую систему оплаты жилья; муниципальных дотаций на техническое обслуживание, коммунальные услуги, капитальный ремонт; прочих целевых поступлений (спонсорские, благотворительные). Средства целевого финансирования используются на счете 86 «Целевое финансирование».

Организациям жилищно-коммунального хозяйства, осуществляющим содержание жилищного фонда, принимающим участие в расчетах за коммунальные услуги в качестве посредников между их производителями и населением, выделяются средства из бюджета. При этом организации ЖКХ производят расчеты с населением по тарифам, установленным местными

органами власти. Разница между обоснованными тарифами и регулируемыми государством ценами согласно Концепции реформы жилищнокоммунального хозяйства (утв. Указом Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425) на содержание жилья и коммунальные услуги покрывается за счет средств местных бюджетов и бюджетов Российской Федерации.

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета и налогообложения сумм, получаемых организациями жилищно-коммунального хозяйства, целевых бюджетных ассигнований, определяется тем, какие расходы предусматривается компенсировать данной субсидией. Возмещение из бюджета организациям ЖКХ сумм расходов отдельных категорий потребителей на оплату жилищно-коммунальных услуг (т. е. возмещение разницы между суммой, уплаченной потребителем, и величиной установленного законодательством тарифа) связано с государственным регулированием цен и тарифов в рамках предусмотренных законодательством программ социальной защиты (ветеранов, инвалидов). В таком случае на эти суммы Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н, не распространяется (п. 3).

Согласно ст. 423 ГК РФ договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное. Поскольку законодательство не устанавливает для организаций ЖКХ обязанность оказывать ветеранам и инвалидам услуги связи в безвозмездном порядке, а предполагает возложение обязанности по их оплате на органы социальной защиты населения, то в целях налогообложения получаемые от органов социальной защиты населения суммы компенсаций на основании ст. 39 НК РФ следует рассматривать в качестве выручки от реализации услуг (работ). При этом для отражения дебиторской задолженности органов социальной защиты населения по компенсации предоставленных законодательством указанным категориям льгот используется отдельный субсчет счета расчетов за оказанные услуги (выполненные работы). При исчислении размера налогооблагаемой прибыли суммы рассматриваемой дебиторской задолженности учитываются в соответствии с установленным учетной политикой методом признания выручки.

Суммы уменьшения для отдельных потребителей тарифов в случаях, не предусмотренных законодательством, компенсации в соответствии с законодательством не подлежат и в качестве обезличенной задолженности на счетах бухгалтерского учета не отражаются. В целях налогообложения в этих случаях на основании п. 1 ст. 40 НК РФ принимается заявленная сторонами фактическая цена сделки. Что касается порядка учета средств, поступающих предприятиям муниципального хозяйства, то сбор платежей за коммунальные услуги и оплата жилья, предоставляемого в наем, производятся собственником жилья или организацией, уполномоченной выполнять эти функции.

Исходя из этого, а также с учетом действующего порядка об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг, бухгалтерский учет у сборщиков платежей с населения должен быть организован следующим образом. Платежи, поступающие на счета муниципального унитарного предприятия жилищного хозяйства, уставной деятельностью которого являются эксплуатация жилого фонда и сбор платежей в счет оплаты расходов по содержанию и ремонту (доходы предприятия), учитываются по кредиту счета 90 «Продажи» в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов расчетов.

В случае если платежи населения за коммунальные услуги и наем жилья собираются муниципальным унитарным предприятием в пользу третьих лиц (производителей услуг и собственников), то они должны учитываться обособленно от доходов и расходов по эксплуатационной деятельности на счете 86 «Целевое финансирование». Бухгалтерский учет должен вестись в соответствии с рекомендациями по применению данного счета.

Налоговые льготы как инструмент налоговой политики могут оказывать существенное влияние на развитие определенных отраслей производства, привлечение внутренних и внешних инвестиций и развитие экономики в целом. Суть введения льгот заключается в предоставлении отдельным категориям налогоплательщиков преимуществ по сравнению с другими категориями, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ).

При определении перечня объектов ЖКХ, затраты на содержание которых подпадают под

действие льготы, необходимо руководствоваться статистическими группировками объектов по отдельным отраслям народного хозяйства, установленными Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) № 1-75-018, утвержденным Госкомстатом СССР и Госпланом СССР 1 января 1976 г.

Затраты предприятия на содержание объектов ЖКХ принимаются по нормативам, установленным местными органами государственной власти по местонахождению предприятия, имеющего на балансе указанные объекты. В случае долевого участия предприятий в финансировании таких объектов учитываются нормативы, установленные соответствующим местным органом власти, на территории которого находится финансируемый объект.

В действующем законодательстве не определено, в какой форме местные органы власти должны устанавливать указанные нормативы. Следовательно, решение этого вопроса отнесено на усмотрение самих местных органов власти. Например, в Москве распоряжением мэра Москвы «Об утверждении годовых нормативов затрат на содержание объектов социальнокультурной сферы» от 2 августа 2000 г. № 837-РМ установлены фиксированные годовые нормативы затрат (в тысячах рублей) на принимаемый в расчетах показатель содержания объекта. Единственным ограничением, предусмотренным законодательством, является запрет на установление индивидуальных нормативов, так как в соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготы могут быть установлены отдельным категориям налогоплательщиков, но не индивидуально.

Плата, взимаемая с пользователей жилым фондом, включает плату за коммунальные услуги (отопление, водоснабжение, канализация, элект-ро- и газоснабжение, вывоз бытовых отходов) и квартирную плату (за ремонтные и эксплуатационные работы). Затраты по оплате коммунальных услуг (целевые расходы) покрываются предприятием исключительно за счет оплаты квартиросъемщиков. В случае превышения целевых расходов над суммами внесенной платы сумма превышения взыскивается с пользователей в следующем отчетном периоде.

Затраты по оплате коммунальных услуг не учитывались в составе затрат на содержание объектов жилого фонда, уменьшающих облагаемую базу по налогу на прибыль. Порядок покрытия целевых расходов был разъяснен также

в п. 11 письма МНС России «О разъяснении отдельных вопросов по применению налогового законодательства о налогообложении прибыли юридических лиц» от 15 февраля 2001 г. № ВГ-6-02/139 и п. 10 письма Минфина России «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве» от 29 октября 1993 г. № 118.

В составе эксплуатационных расходов по содержанию и ремонту жилого фонда льготы могли применяться только к той части расходов предприятия, которая не покрывается квартирной платой. Эксплуатационные расходы включали ремонт конструктивных элементов жилых зданий, ремонт и обслуживание внутридомово-го инженерного оборудования, благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории, капитальный ремонт, расходы по управлению жилищным фондом (административно-хозяйственные расходы) и т. п.

В настоящее время Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н, принципиально изменило правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций. Произведенные предприятием затраты по содержанию объектов ЖКХ теперь могут как признаваться затратами предприятия по обычным видам деятельности, так и учитываться в составе прочих (операционных) расходов предприятия. Порядок отражения в учете таких затрат должен быть закреплен во внутреннем распорядительном документе предприятия (п. 26 Методических рекомендаций по порядку проведения проверок правильности учета организациями для целей налогообложения расходов, связанных с содержанием объектов непроизводственной сферы, утвержденных письмом МНС России от 7 февраля 2001 г. № ВГ-6-02/115).

Оба способа учета расходов исключают их отражение за счет собственных средств предприятия, а значит, не выполняется необходимое условие для правомерного применения льготы. Такая точка зрения высказана, в частности, в указанных выше Методических рекомендациях, согласно которым отсутствует иной источник покрытия затрат, кроме остающейся в распоряжении предприятия прибыли.

Управляющие компании в системе ЖКХ под источниками финансирования возмещения

затрат по содержанию объектов ЖКХ понимают платежи населения как целевое финансирование, а налоговые органы — как выручку за оказанные услуги. В результате последние применяют штрафные санкции к управляющим компаниям.

По требованиям бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, отнесение каких-либо расходов за счет остающейся в распоряжении предприятия чистой прибыли отчетного года или прибыли прошлых лет не допускается (приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). Сумма чистой прибыли может расходоваться на выплату дивидендов учредителям (участникам) организации, отчисления в резервный фонд и покрытие убытков прошлых лет.

Затраты на содержание объектов ЖКХ могут относиться либо в состав расходов по обычным видам деятельности предприятия, либо в состав операционных расходов предприятия. В этой связи, учитывая изложенную выше позицию налоговых органов, неизбежно следует вывод о том, что предприятия ЖКХ фактически лишены возможности однозначной трактовки проблемы.

Кардинальные изменения в методологии бухгалтерского учета, вызванные реформацией всей системы бухгалтерского учета, противоречат порядку применения налогового законодательства, т. е. изменения правил ведения бухгалтерского учета могут в принципе служить причиной потери налогоплательщиком права на ту или иную налоговую льготу. Возможность использования льготы, предусмотренной НК РФ в части по налогу на прибыль в отрасли, не должна противоречить положениям по бухгалтерскому учету.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг» от 18 июня 1996 г. № 707 затраты (издержки) жилищноэксплуатационных организаций возмещаются платежами граждан частично.

В части затрат, не покрываемых средствами, поступающими от оплаты жилья, предусмотрены дотации из бюджета. Однако если предприятие ЖКХ определяет выручку от реализации продукции (работ, услуг) по оплате, то правомерность корректировки себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) пропорционально оплаченной выручке от реализации продукции (работ, услуг) с учетом дотации из бюджета на сегодняшний день представляется

спорной. В соответствии с п. 13 ст. 1 части первой НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Согласно постановлению Правительства РФ «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» от 2 августа 1999 г. № 887 затраты (издержки) жилищно-эксплуатационных организаций возмещаются платежами граждан частично. Кроме того, цены (тарифы) на топливо, теплоэнергию и другие услуги, оказываемые населению, согласно постановлению Правительства РФ «О мерах по либерализации цен» от 19 декабря 1991 г. № 55 относятся к регулируемым.

В соответствии с п. 12 письма Минфина РФ «Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве» от 29 октября 1993 г. № 118 суммы, поступившие из бюджета на покрытие убытков, образовавшихся в части затрат, не покрываемых средствами, поступающими от оплаты жилья гражданами, а также разницы в ценах на топливо, теплоэнергию и другие услуги, отпускаемые населению по ценам и тарифам ниже покупных, отражаются в бухгалтерском учете предприятий по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», далее по счету 99 «Прибыли и убытки» в составе внереализационных доходов.

Для целей налогообложения выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере оплаты (при безналичных расчетах — по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждениях банков, а при расчетах наличными деньгами — по поступлении средств в кассу) либо по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.

При определении предприятиями ЖКХ для целей налогообложения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по мере оплаты сформированная в бухгалтерском учете себестоимость всех выполненных работ (оказанных услуг) должна быть распределена в отчетном периоде пропорционально оплаченным и неоплаченным выполненным работам (оказанным услугам).

Следует иметь в виду, что операции отражаются в бухгалтерском учете в соответствии с принципом временной определенности фактов хозяйственной деятельности, т. е. по моменту совершения операции, вне зависимости от фактической оплаты.

Учитывая, что при реализации работ (услуг) в фактической себестоимости предприятий ЖКХ нашли отражение все затраты (в т. ч. затраты, оплачиваемые государством через дотации), при расчете удельного веса (пропорции) оплаченной выручки в общей сумме выполненных работ принимается сумма выручки с учетом дотации из бюджета.

Например, организация жилищно-коммунального хозяйства отпускает тепло. Услуги на 30 % дотируются из бюджета; 30 % услуг оплачиваются за счет сборов с населения; оплату 40 % услуг берут на себя муниципальные и промышленные предприятия.

В течение года в связи с перерасчетами горячего водоснабжения по заявлениям квартиросъемщиков, временно не проживающих в квартирах, а также с отключением стояков горячего водоснабжения на время производимого ремонта возникают суммы недобора с населения, учитываемые на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Эти суммы в конечном счете списываются в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Учетной политикой предусмотрено начисление налогов по оплаченной выручке.

Согласно п. 10 письма Минфина РФ № 118 бухгалтерский учет сборов с населения ведется обособленно от учета доходов и расходов по эксплуатационной деятельности жилищного хозяйства или иной деятельности предприятия, на балансе которого находится жилищный фонд (на отдельных субсчетах к счету 86 «Целевое финансирование» по видам услуг на отопление, водоснабжение и канализацию, электроэнергию, газ, горячее водоснабжение и т. д.). Суммы превышения целевых сборов над расходами (переборы) и суммы превышения расходов над сборами (недоборы) засчитываются или добираются в последующие отчетные периоды. Указанные суммы на финансовые

результаты от эксплуатационной деятельности или иной деятельности не относятся и на счете 99 «Прибыли и убытки» не учитываются. От такого принципиального подхода в настоящее время отходят разработчики политики, поэтому предприятия ЖКХ вынуждены реорганизовываться и объявлять себя банкротами. Воспроизводство возможно только в условиях взвешенной государственной политики в области ЖКХ.

В условиях отсутствия четкой методологии бухгалтерского учета налоговый учет, как производное, требует совершенства.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

2. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

4. Постановление Правительства РФ от 6 июля 1998 г. № 700 «О введении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике».

5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 30 декабря 2005 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

7. Постановление Правительства РФ от 22 августа 2005 г. № 533 «Об утверждении Положения о взаимодействии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с органами местного самоуправления, осуществляющих регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса».

8. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.