Научная статья на тему 'Налоговый учёт в условиях самоокупаемости и инвестиционной составляющей тарифа'

Налоговый учёт в условиях самоокупаемости и инвестиционной составляющей тарифа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТАРИФ / САМООКУПАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усманова Тальия Хайдаровна, Хайруллина Лилия Ирековна

Отражены особенности налогового учета в системе ЖКХ в условиях реформирования отрасли. В настоящее время возникает множество вопросов учета, аккумулирования и налогообложения инвестиционной составляющей в тарифе ЖКХ. Особенно актуальна проблема учетного обеспечения формирования тарифов ЖКХ в условиях самоокупаемости отрасли. Необходима новая методология отражения доходов и расходов в системе ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговый учёт в условиях самоокупаемости и инвестиционной составляющей тарифа»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 19 (157). Экономика. Вып. 21. С. 52-59.

Т. Х. Усманова, Л. И. Хайруллина

НАЛОГОВЫЙ УЧЁТ В УСЛОВИЯХ САМООКУПАЕМОСТИ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ТАРИФА

Отражены особенности налогового учета в системе ЖКХ в условиях реформирования отрасли.

В настоящее время возникает множество вопросов учета, аккумулирования и налогообложения инвестиционной составляющей в тарифе ЖКХ. Особенно актуальна проблема учетного обеспечения формирования тарифов ЖКХ в условиях самоокупаемости отрасли. Необходима новая методология отражения доходов и расходов в системе ЖКХ.

Ключевые слова: налоговый учет, жилищно-коммунальное хозяйство, тариф, самоокупаемость.

Реформирование ЖКХ в условиях самоокупаемости требует развития бухгалтерского учета и отчетности для успешного решения экономических проблем в этой области. Выработка экономических решений для использования третьими лицами, пользователями финансовой отчетности, имеет существенное значение. Собственникам, инвесторам, кредитным организациям, надзорным органам интересна прозрачность и достоверность учета. В настоящее время необходимы оптимизация учетных процессов и своевременное правильное отражение в учете начислений и уплаты налогов, основанных на бюджетном федерализме. Бюджетный федерализм представляет собой систему налоговобюджетных взаимоотношений органов власти и управления федерального, регионального (субъекта Российской Федерации) и местного (муниципального) уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетный федерализм — это организация бюджетных отношений, позволяющая сочетать интересы Федерации в целом, представленные федеральным бюджетом, субъектов Федерации и органов местного самоуправления, закрепленными в бюджетах соответствующего уровня.

Несовершенство существующей системы государственного правового регулирования и, соответственно, бухгалтерского учета, необъективное налогообложение привели сферу ЖКХ практически к банкротству. Как правило, управляющие компании банкротятся в течение 1,52 лет даже в условиях высоких тарифов и существующей системы целевого бюджетного финансирования. Выражение «денег много не бывает» подходит к системе управления, планирования и финансирования ЖКХ. Финансовая поддержка бюджетам нижнего уровня (дотации, субвенции, субсидии, бюджетная ссуда, трансфертные

платежи) из бюджета верхнего уровня не может решить проблему социально-экономического развития, если не будет действенного рычага контроля за финансовыми потоками и четким их управлением в условиях самоокупаемости. Согласно действующему законодательству государственный регулируемый тариф состоит из фактической себестоимости и инвестиционной составляющей. В условиях самоокупаемости отрасли для регулирования инвестиционной составляющей необходима прозрачность бухгалтерской финансовой отчетности.

Формирование бухгалтерского учета и отчетности для анализа регулируемого тарифа необходимо осуществлять поэтапно:

1) формирование качественной информации в бухгалтерском учете;

2) сближение российских стандартов с МСФО;

3) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

4) составление консолидированного учета и отчетности;

5) проведение эффективного незаинтересованного аудита тарифов ЖКХ.

Эффективный учетный процесс решит множество проблем, существующих в настоящее время. Отсутствие стабильности в отрасли, ежегодное реформирование структур ЖКХ нарушают единство и целостность бухгалтерского учета и отчетности, поэтому начисление и уплата налогов, отражение их в бухгалтерском учете в качестве информационной базы требуют усовершенствования.

Используя зарубежный опыт, можно выяснить, что «структурные рамки анализа для определения того, насколько хорошо заинтересованные стороны — потребители и граждане, политики и разработчики политики, а также поставщики услуг — обеспечивают подотчетность

друг перед другом при оказании услуг, существуют в рамках четырех видов отношений:

• власть потребителя связывает потребителей услуг с поставщиками;

• гласность устанавливает связь граждан с политиками и разработчиками политики посредством политического процесса;

• договорные связи соединяют разработчиков политики с поставщиками услуг посредством подразумеваемых или подобно разработанных контрактов;

• управление связывает организации поставщиков услуг с непосредственными покупателями».

Передовой зарубежный опыт подтверждает, что необходимо ускорить процесс преобразования бухгалтерского учета, чтобы не допускать дальнейших перекосов, особенно в учете налогов. Переход на прозрачный учет, на МСФО, требует дополнительных высококвалифицированных специалистов, умение обработки информации по современной методологии учета налогов.

Глобализация экономики в мире и Концепция реформирования бюджетного процесса в России в 2004-2006 гг., одобренная постановлением Правительства РФ, предусматривают приведение принципов и требований бухгалтерского учета налогов в соответствие с современными условиями деятельности.

Бухгалтерский учет в отрасли ЖКХ должен представлять собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают бухгалтерскую и консолидированную финансовую отчетность. Кроме того, информация, содержащаяся в бухгалтерском учете, должна использоваться для составления управленческой, налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды отчетности.

Бухгалтерский учет налогов в современных условиях самоокупаемости — самая болезненная и сложная проблема в системе ЖКХ. Порядок исчисления и изъятия налогов проводится на основе Налогового кодекса РФ. Регулярные изменения налогового законодательства отражается и на бухгалтерском учете налогов. Самым проблемным налогом признается НДС. Сфера ЖКХ не является производителем услуг, а только перепредъявляет их, население не занимается

предпринимательской деятельностью и не производит добавленную стоимость.

В Методических указаниях по применению (п. 15 гл. 21 НК РФ) сказано, что от уплаты НДС освобождаются граждане — наниматели жилья, производящие платежи по договору найма. С 1 января 2004 г. исключено условие о допущении включения в данную группу расходов, входящих в методику калькулирования себестоимости жилищно-коммунальных услуг.

Внутреннее потребление товаров, работ, услуг, затраты по которым не относятся на себестоимость, также не должно облагаться НДС.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, признается объектом налогообложения НДС. Согласно п. 1 ст. 159 НК РФ налоговая база в этом случае определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налогом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в них НДС и других налогов с продаж. В соответствии с п. 11 ст. 167 НК РФ дата передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд определяется как дата совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг). В данной ситуации рекомендуемая проводка начисления НДС в кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» должна осуществляться за счет собственных источников организации: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» — начислен НДС на стоимость переданных для собственных нужд товаров (работ, услуг), расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций.

Другие источники рекомендуют исполнение начисления НДС от всех поступивших сумм от населения в разных аспектах. Поэтому и практика Высшего арбитражного суда (ВАС) слишком разнообразна в области НДС, начисленного

гражданам. Противоречивость трактовок действующего законодательства однозначно приводит к спорным ситуациям, которые зачастую отнимают много времени и средств для их решения.

По договору найма одна сторона — собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) — обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем (п. 1 ст. 671 ГК РФ). Реализация указанных услуг в соответствии с подп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) НДС. Иными словами, от НДС освобождаются платежи, взимаемые собственником за предоставленные в пользование жилые помещения. В указанной ситуации подрядная организация не является собственником жилого помещения и не взимает с жильцов квартирную плату, которая поступает собственнику помещения, заключившему с подрядной организацией договор подряда на ремонт дома.

Другая сторона проблемы возникает, когда по договору подряда одна сторона (подрядчик — управляющая компания) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика — населения) определенную работу и сдать результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п. 1 ст. 702 ГК РФ), т. е. подрядная организация получает вознаграждение за выполненные работы. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации является (признается) объектом налогообложения по НДС. Реализация подрядных работ по ремонту жилых домов от обложения НДС не освобождается. Однако управляющая компания не производит коммунальные услуги, а только их пе-репредъявляет населению. Добавленной стоимости в услугах нет, а значит, отсутствует налогооблагаемая база.

В то же время существует и другое мнение: выступая посредником между арендаторами, населением и предприятиями, оказывающими ему коммунальные услуги, арендодатель не вправе принять к вычету входной НДС по ним. Ведь в этом случае не будет соблюдено одно из условий п. 2 ст. 171 НК РФ — услуги приобретает не сам налогоплательщик, а третье лицо.

Несовершенство законодательства позволяет варьировать пункты НК РФ для большего пополнения бюджета, в данном случае федерального. Как мы все понимаем, федеральный бюджет

профицитный, а бюджеты регионов отличаются большим дефицитом.

Согласно п. 32.1 Методических рекомендаций по применению гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных приказом Минфина России от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447, денежные средства, поступившие в виде целевых средств из бюджетов различных уровней бюджетополучателям на приобретение товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, при определении налоговой базы не учитываются.

Предприятия ЖКХ, производящие коммунальные услуги в части добавленной стоимости на выходе продукции, начисляют НДС. Управляющие компании справедливо собирают счета-фактуры от всех поставщиков (нетто-тариф), которые регулируются органом местного самоуправления, финансирующим субсидии, субвенции, дотации, льготы и т. д.

Пример сравнения деятельности предприятий ЖКХ по одинаковому нетто-тарифу приведен в табл. 1.

Сложность бухгалтерского учета налогов заключается в том, что все вышеперечисленные платежи органа местного самоуправления относятся к конечному нетто-тарифу, который имеет сложную структуру (табл. 2).

Структура тарифа сложная, поэтому облагать налогом на добавленную стоимость по видам услуг, а потом делить книгу покупок по видам облагаемых и необлагаемых услуг согласно п. 4 ст. 170 НК РФ — мероприятие трудное. Разнообразие услуг и тарифов, объединяющих множество направлений оказанных услуг, дает эффективную систему учета и контроля как денежных средств в системе, так и налогов. Разработчики политики перехода на рыночные отношения не учли необходимость эффективного изъятия налогов для воспроизводства отрасли ЖКХ, поэтому бухгалтерский учет и учет налогов не представляют собой взаимосвязанные системы. Отсутствие взаимоувязки учета с принципами налогообложения приводит к проблемам, которые требуют неотложного решения. Сущность налога на добавленную стоимость в отрасли ЖКХ должна иметь специфические особенности и определяться действующим законодательством в единой трактовке.

Проблема налога на прибыль также имеет спорные аспекты. Жилищно-коммунальные услуги необходимы для нормального функционирования

Таблица 1

Бухгалтерский и налоговый учёт в управляющих компаниях, ТСЖ, ЖСК в части расчётов с населением за жилищно-коммунальные услуги

Показатель Общая система налогообложения (платежи через ЕРКЦ*) УСН с объектом налогообложения

согласно БК РФ 1-й вариант 2-й вариант «доходы» «доходы- расходы»

1. Денежные поступления от населения 20 000 20 000 20 000 20 000 20 000

2. Фактические (кассовые) расходы 17 676 15 876 15 876 15 876 15 876

2.1. В том числе материалы и услуги сторонних организаций 10 000 10 000 10 000 10 000 10 000

2.2. НДС с материалов и услуг сторонних организаций 1800 1800** 1800 1800 1800

2.3. Оплата труда 2000 2000 2000 2000 2000

2.4. ЕСН — 12 % 240 240 240 240 240

2.5. Взносы в ПФР — 14 % 280 280 280 280 280

2.6. Взносы на страхование от несчастных случаев — 0,3 % 6 6 6 6 6

2.7. Оплата больничных листов за первые дни нетрудоспособности*** 50 50 50

2.8. Оплата больничных листов в части суммы пособия, превышающей за полный календарный месяц один минимальный размер оплаты труда 50 50

2.9. Налог на имущество (собственник — ОМСУ) (собственник — частный предприниматель) 1000 1000 1000 1000 1000

2.10. Налог на землю (плата за аренду земли) 500 500 500 500 500

2.11. Прочие расходы, не принимаемые в целях налогообложения 400 400 400 400 400

2.12. НДС к уплате 20 000 х 18 % = = 3600 3600 - 1800 = = 1800

2.13. Налог на прибыль — 24 % (20 000 - 3600 - - 2.1 - 2.3 - 2.4 - - 2.5 - 2.6 - 2.7 - - 2.9 - 2.10) = = 524 х 24 % = 126 20 000 - 1800 -- 15 876 = 2324 х 24 % = = 558

2.14. Налог по УСН - - 6 % = 1200 15 % = 618

2.15. ПБУ 18 применяется - + + - -

Переходящий остаток денежных средств населения на следующий период (+, -) +2324

* УСН — упрощенная система налогообложения.

ЕРКЦ — орган местного самоуправления (однако в настоящее время в регионах функции ОМСУ передаются частным предпринимателям).

** Не возмещается с бюджета по признаку отсутствия платежа поставщикам, на себестоимость не относится.

*** Допущение как вариант.

системы жизнеобеспечения населения. В современных условиях получение прибыли не должно быть основным принципом и целью социального ведения хозяйственных операций

на предприятиях ЖКХ. Управляющая компания не должна обогащаться за счет населения и ставить целью получение прибыли при условии низкого уровня жизни основной массы населения.

Таблица 2

Структура тарифа в условиях реформирования системы ЖКХ

Составляющие тарифа Регулирование Источник финансирования

Фактическая себестоимость коммунальных услуг, в том числе НДС Включает нетто-тариф, регулируемый органами местного самоуправления Оплачивается населением, юридическими лицами, финансируется из бюджета

Целевое бюджетное финансирование на возмещение субсидий, субвенций, дотаций и льгот Регулируется органом местного самоуправления, субъектом Российской Федерации и федеральным бюджетом Поступает из бюджета

Инвестиционная составляющая в тарифе Регулируется федеральным законодательством согласно индексам Оплачивается населением. Частично оплачивается из бюджета

Регулирование тарифов ЖКХ включает только возмещение затрат на собственное потребление населения. Функция воспроизводства отрасли должна быть учтена при формировании тарифов ЖКХ.

Предприятия ЖКХ получают целевое финансирование из бюджетов разных уровней. Обязательное условие для приобретения налоговых льгот на прибыль на средства целевого финансирования и целевые поступления (денежные средства населения) — ведение раздельного учета. Если предприятие не вело такой учет доходов, в налоговую базу на прибыль попадут все полученные доходы отчетного периода.

На предприятиях ЖКХ, как правило, разделение доходной части производится без особых проблем, но с распределением расходной части возникает множество вопросов, которые обычно служат предметом споров со многими фискальными органами. Понятие «целевое финансирование» связано с определенными расходами предприятия, поэтому расходы, связанные с целевым финансированием (как бюджетным, так и населения), необходимо учитывать раздельно, взаимоувязав их с доходами. Метод распределения должен быть определен в учетной политике предприятия для получения налоговых льгот.

Проблема налогового учета в жилищной политике — один из ключевых элементов социальноэкономической деятельности государства, влияющей на ситуацию в обществе.

Согласно ст. 40 Конституции РФ главная цель государственной жилищной политики заключается в создании условий для реализации гражданами их конституционных прав на жилище. Жилищные права граждан, включая содержание и ремонт жилья, а также предоставление коммунальных услуг, должны соответствовать

возможностям их реализации как за счет рыночных механизмов, так и за счет бюджетной поддержки.

Кроме того, в рыночной экономике жилье выступает как объект недвижимости со всеми вытекающими отсюда последствиями, т. е. жилищный фонд становится товаром, источником дохода с формированием соответствующих экономических условий его функционирования. Важное место в финансировании содержания и ремонта жилищного фонда, особенно в период перехода к рыночной экономике, занимает деятельность по регулированию ценообразования (формирования тарифов) на указанные услуги.

Согласно действующему законодательству финансовое обоснование тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда обеспечивает условия для реального финансирования жилищной сферы с переходом на бездотационное функционирование и развитие конкуренции; реальной и «прозрачной» структуры стоимости услуг по содержанию и ремонту жилья с учетом всех составляющих, включая накопление на капитальный ремонт и затраты по страхованию.

В методических рекомендациях экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах (доходах) производится на основе нормативной базы, представляющей собой совокупность трудовых ресурсов, материальных и финансовых норм и нормативов, которые позволяют оценить расход ресурсов, а их калькуляция (смета) по экономическим элементам — обосновать тарифы и информировать об этом потребителей. Однако все эти методические рекомендации не отражают реальную цепь налогового учета в системе ЖКХ.

Концепция ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской

Федерации (утв. правительственной Комиссией по реформированию ЖКХ от 29 января 1999 г.) критикует ценообразование на монопольных принципах, когда выполнение всего технологического цикла работ по производству, транспортировке и оказанию услуг выполняется одной организацией. С учетом значимости проблем, а также имеющихся полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере цено- и тарифообразования, не допускающих жесткого регулирования этих процессов, разработанная Концепция должна заложить основные направления и принципы перехода к адекватным современным экономическим условиям, процедуре формирования цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Несовершенство государственного регулирования на разных уровнях управления и контроля за тарифами привело систему к неоптимальному налогообложению и банкротству отрасли.

В условиях реформирования ЖКХ главная задача состоит в минимизации расходов и регулировании экономически обоснованных тарифов и эндогенном росте воспроизводства в условиях управления местным органом самоуправления. Основной проблемой является выявление собственных резервов территории или региона, передача собственности в управление органу местного самоуправления, а не отказ от него.

Постановлением Госстроя РФ «Об утверждении методики планирования, учета и калькуляции себестоимости услуг ЖКХ» от 23 февраля 1999 г. № 9 регулируется отражение доходов по объему реализации коммунальных услуг населению, организациям бюджетной сферы, промышленным и прочим потребителям.

Как уже было отмечено, ст. 248 гл. 25 НК РФ подразделяет все доходы предприятий на две группы: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации) и внереализационные доходы. Таким образом, сохранены общие принципы определения доходов для их включения в налоговую базу. В условиях действия закона о местном самоуправлении необходимо разработать систему налогообложения и регулирования тарифов. В противном случае недостаток денежных средств в местном бюджете и профицит федерального бюджета неизбежны.

Согласно ст. 271 НК РФ организациям предоставлено право самостоятельно определять схему распределения доходов, относящихся

к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем.

Дата получения доходов от реализации определяется в соответствии со ст. 39 НК РФ, т. е. в общем случае в день реализации товаров независимо от даты фактического поступления денежных средств и их оплаты (метод начислений).

Особенность налогового учета доходов в настоящее время зависит от структуры управления отраслью, обустройства финансовых потоков, оплаты за оказанные услуги и бесконечные переводы долга (права требования). В системе ЖКХ консолидация доходов не производится.

Управляющие компании (особенно в условиях разной формы собственности) определяют доходы по разной учетной политике. В то же время ЕРКЦ как агент отражает в бухгалтерской отчетности долю вознаграждения в виде доходов, которую трудно проконтролировать. Обобщение информации о платежах производится через агента — ЕРКЦ. В свою очередь одновременно налогоплательщик — принципал (управляющая компания) определяет сумму выручки от коммунальных услуг на основании извещения ЕРКЦ. Сумму начисления ЕРКЦ и его метод (кассовый или метод начисления) трудно оценить в условиях отсутствия аналитического учета, поэтому при реформировании ЖКХ в процессе приватизации и передачи муниципального и государственного имущества актуальной проблемой является бухгалтерский и налоговый учет. Для организаций по обслуживанию населения жилищно-коммунальными услугами реализация объектов основных средств, объектов нематериальных активов, прочих внеоборотных активов, материально-производственных запасов, полуфабрикатов собственного производства, работ и услуг вспомогательных и обслуживающих производств и хозяйств не является основным видом деятельности. Однако ведение хозяйственных операций по продаже прочего имущества организации экономически целесообразно. Так, ст. 268 НК РФ достаточно подробно устанавливает порядок формирования налоговой базы при проведении таких хозяйственных операций.

Проблемой является не только бухгалтерский и налоговый учет поступления денежных средств за коммунальные услуги, еще более

сложной считаются хозяйственные операции с имуществом жилищно-коммунального хозяйства. При отчуждении имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость проданного имущества, определяемую в следующем порядке: при реализации амортизируемого имущества — на остаточную стоимость амортизируемого имущества. Уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль согласно НК РФ возможно только в размере балансовой стоимости амортизируемого имущества без учета индекса-дефлятора и иных аналогичных инструментов. В том случае когда переоценка объектов основных средств (или иных внеоборотных активов) не производилась и их балансовая стоимость была занижена по сравнению с рыночной, при продаже таких активов налоговая база может оказаться существенно выше, чем если бы переоценка производилась. Такая ситуация в системе ЖКХ встречается весьма часто.

В настоящее время при реализации имущества (как амортизируемого, так и неамортизи-руемого) на уменьшение налоговой базы налогоплательщик вправе отнести сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией. Необходимо обратить внимание на то, что индекс-дефлятор во внимание не принимается. В отличие от внеоборотных активов не учитываются результаты переоценки (уценки или дооценки) реализуемого имущества, проводимой в целях приведения стоимости оборотных активов к их рыночной стоимости.

Переоценка имущества в существующей системе ЖКХ не проводилась за всё время существования, поэтому цена приобретения имущества с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации. Как следствие, разница между доходами и расходами составляет убыток налогоплательщика, учитываемый для целей налогообложения. Полученный убыток включается в состав прочих расходов налогоплательщика равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования этого имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации. Ограничений по принятию к учету общей суммы образовавшегося убытка гл. 25 НК РФ не устанавливает.

Порядок ведения раздельного учета определяется Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» и оформляется

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

организационно-распорядительным документом руководителя организации (предприятия).

В связи с изложенным, на предприятиях, выпускающих как льготную, так и облагаемую налогом на добавленную стоимость продукцию, возмещение сумм налога, уплаченных поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг) производственного назначения должно осуществляться в соответствии с порядком ведения раздельного учета, установленным на данном предприятии. При этом разделение сумм налога на добавленную стоимость по удельному весу облагаемых оборотов в общей сумме выручки от реализации может применяться в отношении налога по общехозяйственным расходам при условии, что учетной политикой предприятия предусмотрен такой порядок распределения этих затрат.

Перечень внереализационных доходов, учитываемых в составе налоговой базы по налогу на прибыль, установлен ст. 250 гл. 25 НК РФ. Остановимся на наиболее распространенных.

Приоритетным для инвесторов в нововведениях учета является прозрачность расходов и приближение к международным стандартам налогового учета расходов. Для отрасли ЖКХ данный аспект актуален.

По анализу состава затрат их характеристик нами сделан вывод о том, что сколько бы ни включили затрат в себестоимость, всё будет оправданно. В настоящее время в соответствии с требованиями действующего законодательства налогового учета распределяются расходы отчетного периода и отложенные расходы (ПБУ 18/02).

Стоимостная оценка потребленных ресурсов продолжает числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов. В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов. Сложность признания расходов, налогов составляет в системе ЖКХ исключительную проблему.

Анализ порядка включения в тарифы ЖКХ НДС и организационная система зачетов по этому налогу свидетельствуют о различных подходах к решению вопроса. При этом в ряде случаев возникает неполный учет затрат, что приводит к устойчивым убыткам предприятий ЖКХ. В этой связи необходимы дальнейшее изучение опыта и разработка рекомендаций по порядку расчета сумм изымаемого налога и его зачета,

включая обоснование налогооблагаемой базы. Особенно важно провести сравнительный анализ по регионам с целью обобщения и учета практического опыта, систематизации при разработке рекомендаций при ускорении решения задач, предусматриваемых президентскими программами.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

2. Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

4. Постановление Правительства РФ от 6 июля 1998 г. № 700 «О введении раздельного учета за-

трат по регулируемым видам деятельности в энергетике».

5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 30 декабря 2005 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

7. Постановление Правительства РФ от 22 августа 2005 г. № 533 «Об утверждении Положения о взаимодействии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с органами местного самоуправления, осуществляющих регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса».

8. Градостроительный кодекс Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.