Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на организацию обеспечения правопорядка в столичном городе'

Факторы, влияющие на организацию обеспечения правопорядка в столичном городе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
473
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иманкулов Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на организацию обеспечения правопорядка в столичном городе»

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА В СТОЛИЧНОМ ГОРОДЕ (на материалах ГУВД г. Бишкека — столицы Кыргызской Республики)

Т.И. ИМАНКУЛОВ

Анализ состояния преступности в стране за последние 10 лет показывает, что произошли не только ее количественные, но и существенные качественные изменения. Одним из таких изменений является географическое перераспределение преступности. В настоящее время основная часть преступлений совершается не в сельской местности и небольших населенных пунктах, как это было раньше, а в крупных городах. Более того, наиболее тяжкие правонарушения в сфере экономики прочно «обосновались» в республиканских и областных центрах, т.е. в местах сосредоточения капитала, денежных потоков и финансовых операций, и прежде всего в самом центре экономической и политической жизни страны — в г. Бишкеке. Увеличилось число преступлений, совершаемых в сфере экономики, убийств по найму, нацеленных на устранение конкурентов по бизнесу, как правило, нелегальному, связанных с разделом сфер влияния, переделом собственности, разбоями и грабежами. Велика уличная преступность. Кроме того, за последние 3 года (2005— 2007 гг.) Бишкек стал центром проведения почти всех акций гражданского неповиновения, организуемых различными движениями, относящими себя к политическим, которые имели цель — внезапно перерасти в массовые беспорядки, а затем и в вооруженный мятеж в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя либо нарушения территориальной целостности Кыргызской Республики.

Анализ криминальной обстановки в г. Бишкеке позволяет сформулировать следующие выводы:

1) состояние преступности в Бишкеке за последние годы характеризуется увеличением числа совершаемых преступлений и повышением уровня преступности;

2) в структуре преступности превалируют тяжкие и особо тяжкие преступления;

3) вызывает тревогу продолжающийся рост насильственной преступности, особенно таких тяжких преступлений, как умышленные убийства, угроза убийством и причинение тяжкого вреда здоровью;

4) возрастает число имущественных преступлений, особенно краж из квартир, грабежей и разбойных нападений;

5) увеличивается число тяжких преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

6) продолжает оставаться напряженной ситуация по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

7) отмечается рост числа преступлений, совершаемых на улицах и в других общественных местах города (уличная преступность);

8) одновременно следует отметить увеличение числа преступлений, законченных расследованием, количества раскрытых таких опасных их видов, как причинение тяжкого вреда здоровью, грабежей и разбоев.

К основным причинам увеличения числа регистрируемых преступлений, помимо факторов социально-экономического свойства, с полным основанием можно отнести: ужесточение регистрационно-учет-ной дисциплины в ОВД, отказ от манипулирования статистикой и укрытия преступлений от учета, пересмотр необоснованно принятых решений об отказе или прекращении уголовных дел по деяниям, содержащим явные признаки преступлений, изменения в законодательстве (УК Кыргызской Республики), предусматривающие уголовную ответственность за новые виды преступлений, а также некоторое повышение результативности самих органов внутренних дел по выявлению преступлений, против собственности и преступлений связанных с незаконным обором наркотиков. Рассмотрим основные криминологически значимые факторы, влияющие на обеспечение правопорядка в столичном городе, в частности в Бишкеке.

1. Несовпадение юридических и фактических границ города. В Постановлении Бишкекского городского Кенеша от 19 марта 2003 г. № 171 зафиксирована следующая информация: «...территория города за последние десять лет увеличилась на 2 500 га. По данным переписи, население города составляет 768,0 тыс. человек. За последние годы город оказался в кольце новостроек, в которых более 50% застройки не соответствует строительным, архитектурным и сейсмическим нормам. Несмотря на запреты, строительство продолжается. На сегодня в новостройках обеспеченность водоснабжением составляет 37%, электроснабжением — 56%, подъездными путями — 57%. Недостаточное финансирование капитального строительства еще более ухудшает инфраструктуру города. До настоящего времени точно не определены границы города и не осуществлена процедура их утверждения. Более 5 лет продолжается работа по разработке генерального плана, но результатов нет». Все вместе взятое затрудняет своевременное выявление, учет и профилактику правонарушений.

2. Высокая плотность населения, как правило, дает большой разрыв в социально-экономическом положении и уровне благосостояния отдельных групп населения, что порождает более напряженную криминогенную обстановку, чем по стране в целом. В соответствии с постановлением Правительства КР «О прогнозной перспективной численности населения города Бишкека — столицы КР» от 11 марта 2003 г. № 117 прогнозная перспективная численность населения г. Бишкека на конец 2025 г. равна 1 млн 200 тыс. человек. Однако уже сегодня, по оценке ОИУ ГУВД г. Бишкека, численность населения столицы составляет более 1,5 млн человек.

3. Развитая система транспортных связей. Город Бишкек — это один из главных узлов Центральной Азии. Наличие аэропорта «Манас» международного класса обеспечивает столице статус одного из крупнейших транспортных узлов Центральной Азии, а также влияет на развитие г. Бишкека. Одной из задач государственной важности представляется строительство железнодорожной ветки, связывающей северные территории республики с южными. Выход железнодорожной ветки через Балыкчи в Чуйскую долину потребует по-новому взглянуть на существующее положение всего железнодорожного хозяйства долины, и в том числе г. Бишкека. В частности, для г. Бишкека прохождение железной дороги через центр города всегда и во всех генеральных планах отмечалось как существенный недостаток. Предлагаемые генеральным планом решения по устройству железной дороги с прохождением ее через центральную часть города оказались несостоятельными, в связи с чем не были реализованы.

Итак, развитая система транспортных связей дает возможность преступникам не только совершать правонарушения, но и быстро скрываться с места преступления.

4. Повышенная частота межгрупповых, межличностных контактов и как следствие — редкость и анонимность общения. Жизнь в сверхкрупном городе более многопланова и анонимна. Отношения между людьми здесь часто носят только функциональный (служебный, производственный) и в данном смысле обезличенный характер. В такой ситуации социальный контроль ослабевает. Город, основанный на дифференциации социальных функций, тесно связывает людей потребностью в эффективном и бесперебойном взаимодействии. Вместе с тем та же дифференциация по отдельным функциональным связям, как уже отмечалось, ведет к обезличиванию взаимодействий индивидов. В городе, где объективно затруднено установление постоянных, глубоких контактов между людьми, возникает тенденция к их включению в непродолжительные, функционально предопределенные и ограниченные связи. Увеличиваются социальная дистанция, психологическая «отдаленность» между людьми. Применение насилия к незнакомому человеку, как правило, психологически упрощается, что часто проявляется в виде так называемых безмотивных насильственных преступлений.

Многие контакты горожан, приводящие к противоправным результатам, случайны. Это обусловливает значительное количество преступлений ситуационного характера, большинство которых совершается на почве конфликтов с ранее незнакомыми или малознакомыми людьми.

5. Ослабление семейных контактов. В условиях сверхкрупного города члены семей нередко тратят много времени на дорогу от места жительства до работы и обратно, что приводит к сокращению времени на общение родителей с детьми, их воспитание. Большая часть взрослых детей живет отдельно от родителей, что лишает последних возможности полноценно участвовать в воспитании внуков. Ослабленный контроль за подростками при отсутствии системных мер профилактики часто является причиной преступности несовершеннолетних, которая в Бишкеке превращается в одну из самых серьезных проблем.

6. Повышенные психологические нагрузки, вызывающие многочисленные стрессовые ситуации. Безусловно, уровень повышенной психологической напряженности населения Бишкека значительно выше, чем в других населенных пунктах. Перегрузки «урбанизации» нередко достигают предельных значений, и их последствия становятся более тяжкими вследствие длящегося характера («эффект накопления»). Все это значительно увеличивает переживания и обостряет отрицательные реакции, так что любой, даже, казалось бы, ничтожный раздражитель способен поставить личность на грань конфликта, причем нередко такой конфликт становится не просто реальностью, но и принимает формы противоправного поведения.

7. Большая широта связей с внешней средой (наличие маятниковой миграции, приезжих, туристов и т.д.). Сосредоточение в Бишкеке большого количества культурных ценностей, широкие возможности выбора форм занятий и досуга, смена стереотипов деятельности вызывают постоянный приток больших масс туристов, гостей, командированных, что нарушает стабильный социальный фон столицы и создает постоянную угрозу правопорядку, за который несет ответственность столичная милиция. Общее число мигрантов, как внутренних, так и внешних, привлеченных к административной и уголовной ответственности на территории Бишкека, обладает значительным удельным весом среди всех лиц, привлеченных к данному виду ответственности. Их доля составляет 25—30%. Есть ли возможность в условиях сверхкрупного города усовершенствовать правоохранительную деятельность таким образом, чтобы она смогла предотвращать преступления, совершаемые мигрантами? Такая возможность заключена во внедрении в оперативную работу столичной милиции электронно-кибернетических устройств, успешно используемых полицией во многих странах мира. Тогда можно будет в течение нескольких минут получить о субъекте преступления или подозреваемом полные сведения на бортовой компьютер милицейской машины с центральной базы данных с описанием примет, дактокарт (на Западе даже сущес-

твуют способы передачи данных одорологического свойства); латентность, по нашему мнению, резко сократится, а число мигрантов-преступников снизится.

8. Доступность наркотиков. «Из года в год обостряется криминогенная ситуация, связанная с наркопреступлениями. Вызывает серьезное беспокойство и то, что наблюдается рост больных наркоманией. Эти лица оказывают существенное влияние на преступность: половина краж чужого имущества, грабежей, большинство тяжких преступлений совершаются наркоманами. Нам необходимо усиливать заслон наркотрафику, смелее объединять усилия правоохранительных, медицинских и других заинтересованных органов, эффективнее использовать материально-техническую помощь, которую оказывают нашей республике международные организации. К числу тревожных симптомов я бы отнес процесс омоложения преступности. Печальные факты: в стране более половины всех преступлений совершается лицами в возрасте до 30 лет, среди потребителей наркотиков около 75% составляет молодежь» — такую тревожную статистику озвучил Президент Кыргызской Республики К.С. Бакиев, выступая на торжественном собрании правоохранительных органов, посвященном празднованию Дня милиции, работников органов национальной безопасности и прокуратуры, 21 ноября 2006 г.1

Наличие факторов, влияющих на состояние и обеспечение правопорядка в Бишкеке, вызывает необходимость осуществления широкого комплекса мероприятий по поддержанию всех сил и средств органов внутренних дел в состоянии постоянной готовности к обеспечению должного правопорядка, всемерного укрепления связей с населением и привлечения его к соблюдению общественного порядка.

Итак, в Бишкеке существует комплекс факторов криминогенного и некриминогенного характера, существенно влияющих на содержание деятельности органов внутренних дел по обеспечению правопорядка, под влиянием которых существенно меняются не только содержание и формы организации работы органов внутренних дел по обеспечению правопорядка, но и они сами, их внутренняя организационная структура. По мнению профессора В.В. Лунее-ва, предупреждение преступности как радикальная стратегия борьбы с ней путем изучения и устранения криминогенных факторов стало систематически проводиться в разных странах и получило поддержку мирового сообщества. Эта работа отражена в ряде деклараций и руководящих принципов ООН, принятых на Четвертом, Шестом, Седьмом, Восьмом, Девятом и Десятом конгрессах во второй половине ХХ в.2

Преступность динамична и приспособительна. Она постоянно мимикрирует в новые сферы общественных отношений и человеческой деятельности. Поэтому изучение причинного комплекса должно быть постоянным и системным, а его выводы должны реализовываться на макро- и микроуровнях в политической, экономической, демографической, организационной, воспитательной, медицинской, технической и других сферах3.

При этом мероприятия по минимизации отрицательного влияния и последствий указанных факторов должны быть адекватны их содержанию и характеру, эффективность деятельности органов внутренних дел в столицах государств по обеспечению правопорядка с учетом влияния рассмотренных выше факторов в значительной степени зависит от их взаимодействия с органами власти и местного самоуправления, а также иными правоохранительными структурами, организациями, учреждениями и общественными объединениями. Перечисленные факторы диктуют исключительную важность совершенствования правового и организационного обеспечения деятельности органов внутренних дел, что, в свою очередь, потребует существенного реформирования их функциональной и организационной структур. Это должно заключаться в:

Ф качественном совершенствовании системы МВД, ГУВД, УВД, оптимизации их организационно-структурного построения на основе принципов перераспределения функций центрального аппарата, освобождения органов внутренних дел от несвойственных им задач и функций, восстановления полноценного гражданского контроля за их деятельностью;

Ф разработке основных принципов кадровой политики и ресурсного обеспечения органов внутренних дел, проведении научных исследований по актуальным проблемам их развития, выработке принципов взаимодействия ОВД с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вопросам борьбы с преступностью, охраны общественного порядка и общественной безопасности;

Ф повышении эффективности управленческой деятельности на основе принципов профессионализма, всестороннего и полного анализа оперативной обстановки, персональной ответственности субъекта за принимаемое управленческое решение или за непринятие должного решения т.д.;

Ф улучшении финансового и материально-технического обеспечения ОВД на основе принципа полного ресурсного обеспечения возложенных функций, существенного укрепления кадрового потенциала на основе принципов соответствия субъекта управления занимаемой должности, баланса прав и ответственности, профессионализма;

Ф совершенствовании нормативно-правовой базы, регламентирующей управленческую деятельность.

Все эти меры должны быть основаны не только на глубоком анализе оперативной обстановки в Кыргызской Республике, но и на изучении отечественного и зарубежного опыта организации обеспечения правопорядка в столицах и крупных городах.

1 Вестник Администрации Президента Кыргызской Республики. - № 22 (98). - Ноябрь 2006. - С. 7.

2 См., напр.: Лунеев В.В. Десятый конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, его место в истории конгрессов // Государство и право. - 2000. - № 9. - С. 95-100 и др.

3 Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Волтерс Клувер, 2005. - С. 864.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.