Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Надточий Юлия Борисовна

В представленном материале рассматриваются вопросы конкурентоспособности в образовании, конкурентоспособности образовательной организации, ее составляющие. В настоящее время одним из актуальных вопросов является вопрос конкурентоспособности современного российского образования. Также тема развития конкуренции в российском образовании постоянно обсуждается мировым сообществом. В дискурсах о конкурентоспособности образовательной организации на современном образовательном рынке выдвигается на первый план такая проблема, как выявление/определение факторов ее повышения. По данным различных исследований, на конкурентоспособность образовательной организации влияет масса разнообразных внешних и внутренних факторов. В связи с этим основное внимание в статье уделяется выявлению факторов, которые обеспечивают конкурентоспособность российских образовательных организаций на рынке образовательных услуг. Сейчас отмечается рост конкурентоспособности высшего российского образования на международном рынке и поэтому конкурентоспособность образования рассматривается в глобальном масштабе как способность национальной системы образования конкурировать на мировом научно-образовательном рынке. Стоит отметить, что конкурентоспособность по праву признается сложным понятием, значения которого рассматриваются в широком и узком смыслах слова. При изучении различных аспектов конкурентоспособности образовательной организации предлагается ориентироваться на общее определение понятия «конкурентоспособность», изложенное в статье. Конкурентоспособность образовательной организации (как и любой другой организации) определяется конкурентоспособностью ее персонала, а конкурентоспособность персонала во многом зависит от его мотивации к трудовой деятельности, поэтому в статье акцент сделан на факторах, влияющих на конкурентоспособность образовательной организации в целом и в частности на мотивации одной из категорий основного персонала образовательной организации (профессорско-преподавательского состава) как фактора повышения конкурентоспособности образовательной организации. Результаты проведенного исследования, описанные в статье, позволяют сделать вывод о том, что постоянное изучение/мониторинг факторов, влияющих на конкурентоспособность образовательной организации, является важным составляющим компонентом повышения ее конкурентоспособности, что определяет необходимость дальнейших исследований и разработок в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Надточий Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AFFECTING THE COMPETITIVENESS OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The presented material discusses the issues of competitiveness in education, the competitiveness of an educational organization, its components. Currently, one of the topical issues is the question of the competitiveness of modern Russian education. Also, the topic of the development of competition in Russian education is constantly discussed by the world community. In discourses about the competitiveness of an educational organization in the modern educational market, such a problem as identifying/determining the factors of its increase is brought to the fore. According to various studies, the competitiveness of an educational organization is influenced by a variety of external and internal factors. In this regard, the main attention is paid to the identification of factors that ensure the competitiveness of Russian educational organizations in the educational services market. Now there is an increase in the competitiveness of Russian higher education in the international market, and therefore the competitiveness of education is considered on a global scale as the ability of the national education system to compete in the global scientific and educational market. It is worth noting that competitiveness is rightfully recognized as a complex concept, the meanings of which are considered in the broad and narrow senses of the word. When studying various aspects of the competitiveness of an educational organization, it is proposed to focus on the general definition of the concept of “competitiveness”, set out in the article. The competitiveness of an educational organization (like any other organization) is determined by the competitiveness of its personnel, and the competitiveness of personnel largely depends on the motivation of personnel to work, therefore, the article focuses on the factors that affect the competitiveness of an educational organization as a whole and in particular on the motivation of one of the categories of the main personnel of an educational organization (teaching staff) as a factor of increasing the competitiveness of an educational organization. The results of the research described in the article allow us to conclude that the constant study/monitoring of factors affecting the competitiveness of an educational organization is an important component of improving its competitiveness, which determines the need for further research and development in this area.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-4-109-117

Факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательной организации

Ю. Б. Надточий1,2*

1 Университет «Синергия», Москва, Россия

2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

' Yflnjxbq-7e@yandex.ru

Аннотация. В представленном материале рассматриваются вопросы конкурентоспособности в образовании, конкурентоспособности образовательной организации, ее составляющие. В настоящее время одним из актуальных вопросов является вопрос конкурентоспособности современного российского образования. Также тема развития конкуренции в российском образовании постоянно обсуждается мировым сообществом. В дискурсах о конкурентоспособности образовательной организации на современном образовательном рынке выдвигается на первый план такая проблема, как выявление/определение факторов ее повышения. По данным различных исследований, на конкурентоспособность образовательной организации влияет масса разнообразных внешних и внутренних факторов. В связи с этим основное внимание в статье уделяется выявлению факторов, которые обеспечивают конкурентоспособность российских образовательных организаций на рынке образовательных услуг. Сейчас отмечается рост конкурентоспособности высшего российского образования на международном рынке и поэтому конкурентоспособность образования рассматривается в глобальном масштабе как способность национальной системы образования конкурировать на мировом научно-образовательном рынке. Стоит отметить, что конкурентоспособность по праву признается сложным понятием, значения которого рассматриваются в широком и узком смыслах слова. При изучении различных аспектов конкурентоспособности образовательной организации предлагается ориентироваться на общее определение понятия «конкурентоспособность», изложенное в статье. Конкурентоспособность образовательной организации (как и любой другой организации) определяется конкурентоспособностью ее персонала, а конкурентоспособность персонала во многом зависит от его мотивации к трудовой деятельности, поэтому в статье акцент сделан на факторах, влияющих на конкурентоспособность образовательной организации в целом и в частности на мотивации одной из категорий основного персонала образовательной организации (профессорско-преподавательского состава) как фактора повышения конкурентоспособности образовательной организации. Результаты проведенного исследования, описанные в статье, позволяют сделать вывод о том, что постоянное изучение/мониторинг факторов, влияющих на конкурентоспособность образовательной организации, является важным составляющим компонентом повышения ее конкурентоспособности, что определяет необходимость дальнейших исследований и разработок в этой сфере.

Ключевые слова: конкурентоспособность, образовательная организация, факторы повышения конкурентоспособности, мотивация персонала, качество образования

Для цитирования: Надточий Ю. Б. Факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательной организации // Современная конкуренция. 2021. Т. 15. № 4. С. 109-117. DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-4109-117

Factors Affecting the Competitiveness of an Educational Organization

Yu. Nadtochiy1,2*

1 Synergy University, Moscow, Russia 2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

' Yflnjxbq-7e@yandex.ru

Abstract. The presented material discusses the issues of competitiveness in education, the competitiveness of an educational organization, its components. Currently, one of the topical issues is the question of the competitiveness of modern Russian education. Also, the topic of the development of competition in Russian education is constantly discussed by the world community. In discourses about the competitiveness of an educational organization in the modern educational market, such a problem as identifying/determining the factors of its increase is brought to the fore. According to various studies, the competitiveness of an educational organization is influenced by a variety of external and internal factors. In this regard, the main attention is paid to the identification of factors that ensure the competitiveness of Russian educational organizations in the educational services market. Now there is an increase in the competitiveness of Russian higher education in the international market, and therefore the competitiveness of education is considered on a global scale as the ability of the national education system to compete in the global scientific and educational market. It is worth noting that competitiveness is rightfully recognized as a complex concept, the meanings of which are considered in the broad and narrow senses of the word. When studying various aspects of the competitiveness of an educational organization, it is proposed to focus on the general definition of the concept of "competitiveness", set out in the article. The competitiveness of an educational organization (like any other organization) is determined by the competitiveness of its personnel, and the competitiveness of personnel largely depends on the motivation of personnel to work, therefore, the article focuses on the factors that affect the competitiveness of an educational organization as a whole and in particular on the motivation of one of the categories of the main personnel of an educational organization (teaching staff) as a factor of increasing the competitiveness of an educational organization. The results of the research described in the article allow us to conclude that the constant study/monitoring of factors affecting the competitiveness of an educational organization is an important component of improving its competitiveness, which determines the need for further research and development in this area.

Keywords: competitiveness, educational organization, quality of education, factors affecting quality

For citation: Nadtochiy Yu. Factors Affecting the Competitiveness of an Educational Organization. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2021, vol.15, no.4, pp.109-117 (in Russian). DOI: 10.37791/2687-0657-2021-15-4-109-117

Введение

Интерес к вопросам конкурентоспособности и факторам ее повышения постоянно является актуальным и это закономерно, ведь конкурентоспособность не только определяет перечень преимуществ организации в «борьбе» с равными сопер-

никами, эффективность функционирования в равных условиях, но и дает стимул к развитию рынка. Исследований, посвященных не только разным аспектам конкурентоспособности, подходам к ее оценке, но и изучению механизмов ее обеспечения в разных областях человеческой деятельности, проводится очень много, например изучаются стратегии

повышения конкурентоспособности наукоемкого предприятия [1], целесообразность ресурсного подхода к оценке конкурентоспособности образовательной организации [3] и др.

Высокая конкуренция на рынке образовательных услуг в современных условиях заставляет не только постоянно выявлять факторы повышения конкурентоспособности организации, но и непрестанно осуществлять мониторинг этих факторов для конкретной образовательной организации.

В настоящий момент времени отмечается рост конкурентоспособности российского образования (высшего) на международном рынке и в подтверждение приводятся следующие факторы, указывающие на это [7]:

• увеличивается количество иностранных студентов, получающих российское высшее образование;

• улучаются позиции в мировых рейтингах российских образовательных организаций (некоторые образовательные организации входят в топ-100 лучших университетов мира по определенным предметным областям);

• увеличивается количество российских образовательных организаций высшего образования в ведущих мировых рейтингах.

Поэтому сейчас можно рассматривать конкурентоспособность образования в глобальном масштабе как способность национальной системы образования конкурировать на мировом научно-образовательном рынке, основываясь на предоставлении более качественного образования и на его большей доступности по сравнению с другими странами [7].

Конкурентоспособность образовательной организации

При рассмотрении конкурентоспособности образовательной организации предлагается использовать общее определение конкурентоспособности как способности субъекта конкуренции в определенной сфере деятельности совершать конкурентные действия сравнительно лучше конкурирующих субъектов [6].

Стоит признать, что конкурентоспособность образовательной организации раскрывается через две составляющие: возможность совершения конкурентных действий (формирует потенциальную конкурентоспособность) и компетентность в совершении конкурентных действий (отражается в реализованной конкурентоспособности) [2].

Конкурентоспособность образовательных организаций сейчас принято оценивать, как правило, по результатам проведенных рейтингов образовательных организаций. Изучение параметров существующих рейтингов, по которым определяются лучшие образовательные организации (в частности, образовательные организации высшего образования), позволяет судить и о востребованности выпускников данных организаций на рынке труда, т. е. показывает мнения работодателей о качестве полученного ими [выпускниками] образования [9-12].

Например, один из рейтингов российских университетов, ежегодно составляемый ООО «РАЭКС-Аналитика» по востребованности выпускников на рынке труда, рассматривает как один из важных критериев (параметров) престиж образовательной организации, который во многом определяет карьеру его выпускников. Чтобы оценить, насколько выпускники востребованы работодателями, аналитики RAEX оценивают качество карьеры обладателей дипломов разных образовательных организаций высшего образования. Для этого были опрошены более 61 000 человек по всей стране. На место в рейтинге также влияет средний уровень зарплат выпускников и уровень сотрудничества образовательной организации с работодателями напрямую [4].

В целом в предложенных моделях конкурентоспособности образовательных организаций выделяются следующие составляющие [15]:

• качество образования;

• престижность образовательной организации;

• инновационные формы обучения;

• цена обучения;

• наличие интересующего направления подготовки;

• наличие общежития;

• мобильность студентов;

• месторасположение;

• лояльность абитуриентов к образовательной организации;

• формы обучения (очная, заочная, дистанционная);

• будущее трудоустройство выпускников;

• непрерывная система образования.

Однако здесь можно поспорить. В составляющие качества образования входят и применение инновационных форм обучения, и условия обучения (наличие общежития, месторасположение, сервис и др.), и реализуемые формы обучения, и непрерывность образования и т. д. Поэтому эти факторы можно рассматривать в рамках одного фактора - качество образования.

Среди слагаемых конкурентоспособности образовательных организаций в сопоставлении с ожиданиями и условиями достижения результатов можно обозначить такие условия достижения результатов, как нацеленность ресурсной базы и деятельности на реализацию образовательных потребностей учащихся, на выполнение стандартов и требований рынка труда; соответствие ресурсной базы и эффективности деятельности образовательных организаций требованиям государственной политики; более высокий уровень ресурсного обеспечения и эффективности деятельности по сравнению с конкурентами; эффективность внутривузовского менеджмента разработки и реализации образовательных программ [13].

В образовательных организациях основой деятельности является реализация образовательных программ. И в качестве критериев конкурентоспособности систем образования можно применять такие показатели, как показатели обеспеченности ресурсами или показатели динамики силы и качества профессиональной деятельности [13]:

• качество образования;

• конкурентная устойчивость образовательных организаций;

• продвижение национальных университетов за рубежом;

• повышение привлекательности национального образования.

Выделяется еще одна составляющая конкурентоспособности образовательной организации - это ее имидж, который рассматривается во взаимосвязи с репутацией и известностью (престижем) образовательной организации.

Рассмотрим подробнее группы внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность образовательной организации.

Факторы конкурентоспособности образовательной организации

Среди факторов, определяющих конкурентоспособность образовательной организации, выделяются факторы внешней и внутренней среды образовательной организации, так называемые внешние и внутренние факторы конкурентоспособности.

В рамках внешних факторов (или факторов внешней среды) существует деление факторов на три группы (подгруппы) [8]:

1) мегасреда: мировое экономическое пространство, демографическая, технологическая, природная, культурно-социальная, нормативно-правовая и информационная среды;

2) макросреда: все как в мегасреде, но только на уровне конкретной страны (национальное экономическое пространство, демографическая среда в России и т. д.);

3) микросреда: рынок образовательных услуг, рынок труда, конкуренты (другие образовательные организации или может даже образовательные платформы), партнеры, посредники.

К внутренней среде, определяющей возможности образовательной организации обеспечения собственной конкурентоспособности, относятся [8]:

• содержание обучения (формируют государственные образовательные стандарты);

• методы обучения;

• кадровый, производственный и финансовый потенциал;

• система управления качеством (система менеджмента качества);

• конкурентный потенциал образовательной организации.

Так как признано, что конкурентоспособность образовательной организации включает большое разнообразие факторов, к уже перечисленным факторам группы факторов внутренней среды можно добавить такие факторы, как [3, 5]:

• ресурсная обеспеченность и качество ресурсов образовательной организации (уровень подготовки профессорско-преподавательского состава (квалификация), абитуриентов, студентов, качество инфраструктуры и материально-технической базы организации и др.);

• уровень научных и образовательных продуктов образовательной организации (качество научно-исследовательских работ, применяемых технологий и форм обучения, актуальность образовательных программ, в том числе и их соответствие требованиям работодателей и запросам потребителей и др.);

• эффективность деятельности образовательной организации (востребованность выпускников, качество полученного образования, признание научных достижений и др.);

• инновационность образовательной организации (инновационные подходы к обучению, использование инновационных технологий и любые инновации, например предоставление возможности онлайн-поступления, как в Университете «Синергия» в 2021 году).

Инновации в современном мире являются одним из значительных факторов конкурентоспособности любой организации, поэтому к внутренним факторам конкурентоспособности образовательной организации сейчас принято относить и такой фактор, как ее инновационность.

В качестве внутренних факторов также выделяются такие взаимосвязанные (а может даже и взаимозаменяемые) факторы, как ориентированность образовательной организации не только на будущее состояние рынка труда, но и на будущие запросы потребителей и способность образовательной организации быстро реагировать на различные изменения микро- и макросреды. По мнению автора, эти факторы можно объединить в один фактор - конкурентоспособность предоставляемой образовательной услуги.

К внешним факторам можно добавить фактор четкого позиционирования образовательной организацией себя на рынке образовательных услуг. Это не только знание и понимание своего превосходства по сравнению с конкурентами, но и продуманная стратегия своего развития в разных направлениях, наличие узнаваемого бренда образовательной организации (как для абитуриентов и их родителей, так и для работодателей и др.) [5].

Еще одним внешним фактором считается объем финансирования и государственная поддержка образовательной организации.

Стоит отметить, что ведутся споры в отношении того, что можно признавать факторами конкурентоспособности образовательной организации, а что к факторам относится необоснованно. Существует мнение, что признать факторами конкурентоспособности образовательной организации можно только те факторы, у которых четко определено их место в системе факторов конкурентоспособности образовательной организации, соотносимое с конкурентным потенциалом и конкурентными действиями образовательной организации и концептуально связанное с содержанием понятия «конкурентоспособность образовательной организации» [2].

Конкурентоспособность организации (в том числе, и образовательной организации) определяется конкурентоспособностью ее персонала, а конкурентоспособность персонала во многом зависит от мотивации персонала к трудовой деятельности.

В связи с тем, что конкурентные преимущества образовательной организации обеспечивает ее персонал, важной составляющей работы с кадрами является создание условий для эффективной работы. И как раз мотивация к профессиональной деятельности является одним из условий, побуждающих к выполнению работы с максимальной отдачей.

Рассмотрим, что мотивирует одну из основных категорий персонала образовательной организации к эффективному выполнению своих профессиональных обязанностей. Аналитический материал по вопросам мотивации работы преподавателей образовательных организаций высшего образования собран на основе опроса, проведенного в 2017 году НИУ ВШЭ совместно с Аналитическим центром Юрия Левады [14]. На вопрос: «Чем Вас в наибольшей степени привлекает работа преподавателя вуза?» - были получены следующие ответы: в качестве основного мотива преподаватели назвали интересную, творческую работу - 63%, 39,8% считают, что такая работа соответствует их склонностям и образованию, для 28,8% интерес представляет возможность общения с молодым поколением,

Интересная, творческая работа / Interesting, creative work

Соответствие работы моим склонностям, образованию /

Matching the work to my aptitude, education

Общение с молодежью / Communication with young people

Возможности профессионального роста (получение новых знаний, умений) /

Opportunities for professional growth (obtaining new knowledge, skills)

Нежесткий график работы / Non-rigid work schedule

Возможность параллельно заниматься научной работой в той же организации / The opportunity to simultaneously engage in scientific work in the same organization Высокая самостоятельность в работе / High independence in work Достаточно свободного времени, большой отпуск / Enough free time, a great vacation

Высокий престиж труда преподавателя / High prestige of the teacher's work Достойный уровень заработной платы / Decent salary level Гарантированная работа, низкая вероятность ее потерять / Guaranteed job, low probability of losing it Возможность подрабатывать в других местах / The opportunity to earn extra money in other places

а 27,7% педагогических работников интересуют возможности профессионального роста (рис. 1).

В опросе 2021 года касательно изучения мотивирующих факторов к профессиональной деятельности в дистанционном формате (после вынужденного перехода образовательных организаций на дистанционную форму обучения с связи с пандемией коро-навируса) приняли участие 149 преподавателей разных российских образовательных организаций высшего образования (рис. 2).

Про работу в удаленном формате многие преподаватели высказываются отрицательно. Но если при вынужденном переходе на удаленную работу все-таки необходимо искать плюсы, которые мотивируют к работе, то отмечают следующие: в первую очередь, не нужно тратить время и денежные средства на проезд до работы (66,9%), затем комфортная обстановка для выполнения работы (56,8%), появление большего количества свободного времени, в частности, за счет меньшей траты времени на проезд до места работы (52%), использование гибкого графика выполнения рабочих заданий (49,3%). Отсутствует мотивация к выполнению рабочих обязанностей в дистанционной форме

бз

39.8

^^^^^^^^^^ 28.8 ^Ш 27.2 ^■ 23.6 21.1 17.4 14.6

7.1 ■■ 5.1 ^т 4.5 М 4.2

Рис. 1. Мотивация работы в качестве преподавателя образовательной организации высшего образования (в % от числа опрошенных) [14] Fig. 1. Motivation to work as a teacher of an educational organization of higher education (in % of the number of respondents) [14]

33.1

Не тратить время на проезд до работы / Don't waste time driving to work 66,9

l\0\i'|'0|T[ пая ooc'[;ii[o|',k;i для рллполпсппя раосп i,[ ' 'oniioilahie w ork environment ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ g

Больше свободного времени ¡More free time 52

Гибкий график выполнения рабочих заданий / Flexible schedule of work assignments ^

Лучшее питание (дома питаюсь лучше, чем на работе) / Better nutfition (I eat better at home than at work) Меньше пустой траты времени (на общение с коллегами и т. д.) / Less waste of time (communicating with colleagues, etc.) Меньшая нагрузка по работе / Less work load Заработная плата / Wages

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Меньше контроля со стороны начальства / Less control from superiors Нет мотивации / No motivation

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Что Вас мотивирует к работе в удаленном (дистанционном) формате?» (в % от опрошенных) Fig. 2. Distribution of answers to the question «What motivates you to work in a remote (remote) format?»

(in % of respondents)

у 11,5% опрошенных (см. рис. 2). В устных беседах как преимущества такой работы также отмечают расширение возможностей для охвата больших аудиторий обучающихся.

Следует подчеркнуть наличие взаимосвязи между разными составляющими перечисленных выше факторов. Например, оттого, как осуществляется руководство в образовательной организации на разных уровнях (заведующий кафедрой, декан, проректор, ректор), зависит и качество работы преподавателя (качество научных исследований и др.). Также отмечается и взаимовлияние разных составляющих факторов, например мотивация преподавателя к профессиональной деятельности оказывает влияние на мотивацию студента к обучению.

В целом необходимо ориентироваться на то, что для образовательной организации (как и для любой другой организации) реализация эффективной системы мотивации персонала, наряду с реализацией других факторов, позволяет обеспечить ее конкурентоспособность.

В итоге можно сказать, что способность образовательной организации осуществлять качественную подготовку квалифицированных конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда, и определяет ее конкурентоспособность.

Заключение

Как уже было отмечено ранее, конкурентоспособность образовательной организации зависит от совокупности разных факторов.

Как показывает практика, конкурентоспособность образовательной организации, как правило, оценивается по трем показателям:

• качественная реализация государственного образовательного стандарта;

• качественные условия обучения (подготовки) будущих работников;

• качественная (профессиональная) подготовка выпускников.

Таким образом, конкурентоспособность образовательной организации зависит от ее способности удовлетворять требования основных участников образовательного процесса и заинтересованных сторон (потребителей услуги), готовить профессионалов, обладающих востребованными компетенциями (в соответствии с требованиями работодателей и в целом рынка труда в современных условиях), и предоставлять качественное образование.

В целом можно сказать, что существует большое разнообразие не только исследований в области конкурентоспособности образовательной организации и повышающих ее факторов, но и мнений относительно составляющих разных групп факторов,

определяющих ее конкурентоспособность, деятельности для дальнейших исследова-что в общем и представляет широкое поле ний и научных разработок в этой области.

Список литературы

1. Астахов В. В., Хабаров В. И. Определение эффективной стратегии повышения конкурентоспособности наукоемкого предприятия // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 2 (74). С. 120-129. DOI: 10.24411/19937598-2019-10209.

2. Васильев А. И. Конкурентоспособность вуза в свете теории конкуренции и норм российского законодательства // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 6 (66). С. 122-134.

3. Васильев А. И. Ресурсный подход к оценке конкурентоспособности образовательных организаций // Современная конкуренция. 2019. Т. 13. № 3 (75). С. 134-140. DOI: 10.24411/1993-7598-2019-10312.

4. Выпускников каких вузов больше всего «любят» работодатели. Рейтинг университетов по востребованности выпускников на рынке труда [Электронный ресурс] // RAEX Rating Review. URL: https:// raex-rr.com/education/universities/rating_of_universities_by_graduates_in_demand#table (дата обращения: 07.04.2021).

5. Зарецкая А. С, Иванова О. П., Козырев М. М. Исследование конкурентоспособности вуза и факторов ее повышения // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. № 4. С. 21-35. DOI: 10.28995/20736304-2019-4-21-35.

6. Коваленко А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. № 6 (42). С. 65-79.

7. Конкурентоспособность российского высшего образования: результаты, факты, динамика. Успехи

и горизонты российского высшего образования [Электронный ресурс] // Indicator. URL: https://indicator.ru/ humanitarian-science/konkurentosposobnost.htm (дата обращения: 16.04.2021).

8. Ливандовская А. Внешняя и внутренняя среда вуза: влияние на качество образования // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 152-155.

9. Рейтинг российских вузов «Национальное признание». Методология рейтинга 2020 [Электронный ресурс] // Univer.EXPERT. Академический критик. URL: https://univer.expert/akademicheskiye-reytingi-vuzov-2020/metodologiya-reytinga-2020/#4 (дата обращения: 07.04.2021).

10. Рейтинг технических вузов России 2021 [Электронный ресурс] // SuperJob students. URL: https://students. superjob.ru/reiting-vuzov/it/ (дата обращения: 17.09.2021).

11. Рейтинг университетов мира QS [Электронный ресурс] // Educationindex. URL: https://www.educationindex.ru/ articles/university-rankings/qs/ (дата обращения: 14.08.2020).

12. Рейтинг факультетов московских вузов в девяти профессиональных сферах по версии hh.ru 2020-2021 [Электронный ресурс] // HeadHunter (сайт hh.ru). URL: https://hh.ru/rating (дата обращения: 17.09.2021).

13. Рубин Ю. Б. Конкуренция в российском образовании: теория и противоречивые реалии // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 5 (111). С. 17-30. DOI: 10.15826/umpa.2017.05.058.

14. Рудаков В. Н. Мотивация работы преподавателем вуза и приверженность профессии [Электронный ресурс] // Мониторинг экономики образования: информационно-аналитические материалы по результатам социологических обследований. 2018. № 16 (82). URL: https://memo.hse.ru/data/2018/11/01/1142807411/ iam_16_2018(82)_1.pdf (дата обращения: 18.08.2020).

15. Савенкова Ю. С., Советкина А. А. Управление конкурентоспособностью вуза в современных социально-экономических условиях // Вопросы образования. 2009. № 4. С. 182-198.

Сведения об авторе

Надточий Юлия Борисовна, ORCID 0000-0001-8880-4131, канд. пед. наук, доцент, кафедра государственного и муниципального управления, Университет «Синергия», Москва, Россия; департамент правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, Yflnjxbq-7e@yandex.ru

Поддержка исследований

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету.

Статья поступила 08.04.2021, рассмотрена 07.06.2021, принята 28.06.2021

References

1. Astakhov V., Khabarov V. Determination of effective strategy of improving competitiveness of the knowledgeintensive enterprise. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2019, vol.13, no.2(74), pp.120129 (in Russian). DOI: 10.24411/1993-7598-2019-10209.

2. Vasilev A. Competitiveness of the university in the light of competition theory and Russian legislation. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2017, vol.11, no.6(66), pp.122-134 (in Russian).

3. Vasilev A. Resource based view on assessment of competitiveness of educational organizations. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2019, vol.13, no.3(75), pp.134-140 (in Russian). DOI: 10.24411/1993-7598-2019-10312.

4. Vypusknikov kakikh vuzov bol'she vsego «lyubyat» rabotodateli. Reiting universitetov po vostrebovannosti vypusknikov na rynke truda [Graduates of which universities are most "liked" by employers. Ranking of universities by the demand for graduates in the labor market]. RAEX Rating Review. Available at: https://raex-rr.com/education/ universities/rating_of_universities_by_graduates_in_demand#table (accessed 07.04.2021).

5. Zaretskaya A. S., Ivanova O. P., Kozyrev M. M. Research of the university competitiveness and factors of its improvement. Vestnik RGGU. Seriya «Ekonomika. Upravlenie. Pravo»=RSUH/RGGU Bulletin. «Economics. Management. Law» Series, 2019, no.4, pp.21-35 (in Russian). DOI: 10.28995/2073-6304-2019-4-21-35.

6. Kovalenko A. I. Theoretical and methodological aspects of application the concept of "competitive ability" in scientific researches. Sovremennaya konkurentsiya=Journal of Modern Competition, 2013, no.6(42), pp.65-79 (in Russian).

7. Konkurentosposobnost rossiiskogo vysshego obrazovaniya: rezul'taty, fakty, dinamika. Uspekhi i gorizonty rossiiskogo vysshego obrazovaniya [Competitiveness of Russian higher education: results, facts, dynamics. Achievements and horizons of Russian higher education]. Indicator. Available at: https://indicator.ru/humanitarian-science/konkurentosposobnost.htm (accessed 16.04.2021).

8. Livandovskaya A. Vneshnyaya i vnutrennyaya sreda vuza: vliyanie na kachestvo obrazovaniya [External and internal environment of the university: influence on the quality of education]. Vysshee obrazovanie vRossii=Higher Education in Russia, 2006, no.7, pp.152-155.

9. Reiting rossiiskikh vuzov «Natsional'noe priznanie». Metodologiya reitinga 2020 [Rating of Russian universities "National recognition". Rating methodology 2020]. Univer.EXPERT. Akademicheskii kritik. Available at: https:// univer.expert/akademicheskiye-reytingi-vuzov-2020/metodologiya-reytinga-2020/#4 (accessed 07.04.2021).

10. Reiting tekhnicheskikh vuzov Rossii 2021 [Rating of technical universities in Russia 2020]. SuperJob students. Available at: https://students.superjob.ru/reiting-vuzov/it/ (accessed 17.09.2021).

11. Reiting universitetov mira QS [QS World University Rankings]. Educationindex. Available at: https://www. educationindex.ru/articles/university-rankings/qs/ (accessed 14.08.2020).

12. Reiting fakul'tetov moskovskikh vuzov v devyatiprofessional'nykh sferakh po versii hh.ru 2020-2021 [Rating of faculties of Moscow universities in nine professional fields according to the version hh.ru 2019-2020]. HeadHunter (website hh.ru). Available at: https://hh.ru/rating (accessed 17.09.2021).

13. Rubin Yu. B. Competition in the Russian education: theory and contradictory reality. Universitetskoe upravlenie: praktika ianal/z=University Management: Practice and Analysis, 2017, vol.21, no.5(111), pp.17-30 (in Russian). DOI: 10.15826/umpa.2017.05.058.

14. Rudakov V. N. Motivatsiya raboty prepodavatelem vuza ipriverzhennost' professii [Motivation of work as

a university teacher and commitment to the profession]. Monitoring ekonomikiobrazovaniya: informatsionno-analiticheskie materialy po rezul'tatam sotsiologicheskikh obsledovanii, 2018, no.16(82). Available at: https://memo. hse.ru/data/2018/11/01/1142807411/iam_16_2018(82)_1.pdf (accessed 18.08.2020).

15. Savenkova Yu. S., Sovetkina A. A. Managing the competitiveness of a university in modern socioeconomic environment. Voprosy obrazovaniya=Educational Studies Moscow, 2009, no.4, p.182-198 (in Russian).

About the author

Yuliya B. Nadtochiy, ORCID 0000-0001-8880-4131, Cand. Sci. (Ped.), Associate Professor, State and Municipal Management Department, Synergy University, Moscow, Russia; Legal Regulation of Economic Activity Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, Yflnjxbq-7e@yandex.ru

Acknowledgements

The article was prepared according to the results of research carried out at the expense of budgetary funds on the state task of the Financial University.

Received 08.04.2021, reviewed 07.06.2021, accepted 28.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.