92
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 2 (58), с. 92—100
УДК 316.61
АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК РЕПУТАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ПГНИУ)
© 2020 г. Е.В. Базуева, А.А. Сюккя
Базуева Елена Валерьевна, к.э.н.; доцент кафедры мировой и региональной экономики, экономической теории Пермского государственного национального исследовательского университета
bazueva.l@mail.ru Сюккя Арина Андреевна, магистр социальной работы Пермского государственного национального исследовательского университета
shampanskij @list.ru
Статья поступила в редакцию 23.09.2019 Статья принята к публикации 25.05.2020
В условиях перманентного повышения конкуренции на рынке образовательных услуг актуализируются вопросы эффективного управления всеми активами вуза, в том числе нематериальными, к которым относится репутационный капитал. В статье уделено внимание одному из факторов репутационного капитала вуза -социальной активности студентов. Процесс активизации студенческой молодежи повышает конкурентоспособность таких выпускников на рынке труда и влияет на имидж вуза на рынке образовательных услуг и в обществе в целом. На основе эмпирических исследований авторами выявлены барьеры в реализации социальной активности студенческой молодежи и определены возможные направления активизации участия студентов в социально значимой деятельности. Предложен алгоритм, обеспечивающий системное взаимодействие компонентов внутренней системы вуза в вопросах повышения уровня социальной активности студентов, а также взаимодействия внутренней и внешней систем в целях увеличения репутационного капитала ПГНИУ. На основе методов, широко применяемых специалистами по социальной работе, в том числе по социальной работе с молодежью, определены направления повышения уровня социальной активности студенческой молодежи в деятельности объединенного совета обучающихся. Представляется, что предложенная модель взаимодействия внутренней и внешней среды ПГНИУ позволит повысить уровень репутационного капитала вуза, а значит, может стать одним из его конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг.
Ключевые слова: репутационный капитал вуза, социальная активность студентов, социально значимая деятельность, конкурентоспособность, нематериальный актив, третья роль университета, рынок образовательных услуг, объединенный совет обучающихся, студенческое самоуправление.
Введение
В условиях современной экономики все чаще стало уделяться внимание различным нематериальным факторам конкурентоспособности бизнеса. Среди них важное место занимает деловая репутация. В последние годы данные проблемы актуализируются и для вузов, которые в условиях перманентного повышения уровня конкуренции на рынке образовательных услуг должны обращать внимание на эффективное управление всеми своими активами, и в том числе нематериальными. Одним из таких активов является репутационный капитал, поскольку, как отмечается во многих исследованиях, наличие четкого образа на конкурентном рынке является одним из важных факторов в привлечении потенциальных студентов [1; 2]. Сущностные характеристики репутационного капитала как нематериального актива [3; 4] не только влияют на уровень конкурентоспособно-
сти вуза [5], но и могут обеспечить устойчивое положение вуза на региональном, федеральном, международном уровне, перманентный приток инвестиций, выполнение спектра различных задач, поставленных перед вузом.
В качестве факторов, влияющих на формирование репутационного капитала вуза, как правило, выделяют: качество образовательных услуг; отношения университета с различными контрагентами; репутацию руководства и профессорско-преподавательского состава вуза; социальную ответственность вуза; материально-техническую базу и финансовые показатели деятельности; достижения университета [5]; восприятие и отношение к вузу студентов как потребителей образовательных услуг [2; 6]. При этом на роли студентов как активных субъектов, участвующих в формировании репутационного капитала вуза, внимания не акцентировалось.
Представляется, что, исходя из сущностных характеристик социальной активности [7; 8],
процесс активизации студенческой молодежи, с одной стороны, будет обеспечивать большую конкурентоспособность таких выпускников на рынке труда, поскольку мотивация к достижениям и высокий уровень самосознания являются одними из современных требований работодателей к качеству человеческого капитала сотрудников (т.н. soft skills)1. С другой стороны, активное участие студентов в жизни вуза, в научной и внеучебной работе, спортивных, культурных и других социально значимых мероприятиях разного уровня будет создавать положительный имидж вуза на рынке образовательных услуг и в обществе в целом. Как следствие, это, безусловно, будет наращивать репу-тационный капитал вуза.
Исходя из вышесказанного, целью данной статьи является определение направлений повышения эффективности управления репутаци-онным капиталом посредством активизации участия студенческой молодежи в социально значимой деятельности на примере одного из российских вузов - Пермского государственного национального исследовательского университета (далее - ПГНИУ).
Логика статьи предполагает последовательное рассмотрение следующих вопросов: 1) оценка текущего уровня репутационного капитала ПГНИУ на основе анализа результатов количественных измерений; 2) анализ уровня социальной активности студентов как фактора репутационного капитала вуза; 3) определение направления повышения эффективности управления уровнем активности студентов ПГНИУ.
Репутационный капитал вуза: результаты количественных измерений
Начнем с раскрытия первого из обозначенных в статье аспектов.
Количественно оценить размер репутацион-ного капитала вуза можно на основе результатов различных рейтингов, которые отражают текущий статус учебного заведения, уровень конкурентоспособности вуза не только на региональном, но и федеральном уровне [9], поскольку характеризуют достижения вуза по основным направлениям его деятельности, обеспечивают узнаваемость вуза, оказывают воздействие на уровень престижа и доверия к вузу со стороны целевых аудиторий.
В настоящее время существует большое количество международных и национальных рейтингов, значимость которых перманентно повышается как для оценки эффективности функционирования отдельного учебного заведения, так и для системы высшего профессио-
нального образования в целом. Заметим, что в России составление рейтингов инициируется как государственными органами, так и средствами массовой информации [10].
Рассмотрим некоторые данные о месте Пермского государственного национального исследовательского университета в различных рейтингах.
Динамика показателей ПГНИУ, по данным рейтинга RAEX («Эксперт РА»), который прошел международный аудит IREG Observatory, неустойчивая. Так, если в 2012 г. ПГНИУ занимал в рейтинге 76-е место [11], в 2015 г. - 91-е, в 2016 г. - 86-е, то в 2018 и 2019 г. ПГНИУ не вошел в топ-100 университетов России [12]. При составлении рейтинга учитывались следующие критерии: условия для получения качественного образования; уровень востребованности выпускников; научно-исследовательская деятельность вуза.
В Национальном рейтинге университетов Международной информационной группы «Интерфакс» по критерию «Образование» ПГНИУ за 2015-2019 гг. поднялся с 24-го на 9-е место [13]. В 2019 г. в категории «Образование» ПГНИУ обогнал НИУ ВШЭ, ПНИПУ, ИТМО, КФУ, МГТУ им. Баумана и многие другие, войдя в топ-10 лучших вузов России [14]. Эксперты оценивали спектр образовательных программ по подготовке кадров высокой квалификации, долю преподавателей с учеными степенями, уровень организации практик, эффективность работы со школами. По параметру «Бренд университета» ПГНИУ также укрепил позиции, переместившись за 2015-2019 гг. с 70-го места на 48-е место в 2019 г. [13]. В данном случае оценивались такие параметры, как эффективность коммуникаций, присутствие вуза в СМИ, восприятие исследований университета русскоязычным и зарубежным академическими сообществами.
В начале 2016 г. аналитический центр ИД «ЕвроМедиа» подготовил рейтинг лучших вузов Приволжского федерального округа по образовательной деятельности. В топ-50 Пермский государственный национальный исследовательский университет занял 9-е место, получив 66.46 балла. Из пермских вузов, кроме ПГНИУ, в рейтинг вошли педагогический и политехнический университеты, заняв 21 -е и 26-е места соответственно. Методика по сбору и подсчету результатов рейтинга разработана Министерством образования и науки РФ [15].
При этом стоит отметить, что на сайте ПГНИУ размещается информация только о показателях и рейтингах, которые имеют положительную динамику и, следовательно, в перспективе могут повысить репутационный капитал вуза.
Отдельного внимания заслуживают рейтинги по уровню зарплат выпускников вузов, работающих в различных сферах экономики. Данный рейтинг представлен проектом «ЗирецоЬ для студентов». Динамика рейтинга ПГНИУ по данному показателю за 2015-2019 гг. была негативной. Так, в рейтинге вузов России по уровню зарплат молодых специалистов, занятых в сфере экономики и финансов, ПГНИУ за анализируемый период ухудшил свои позиции на 2 пункта и в 2019 г. занял 13-е место [16]. По уровню зарплат ИТ-специалистов ПГНИУ в 2015 г. был одним из лидеров среди российских вузов и занимал третье место, тогда как в 2019 г. -только 11-е [17]. По уровню средней заработной платы выпускника юридического факультета ПГНИУ за 2015-2019 гг. ухудшил свои позиции на 4 пункта и с шестой позиции рейтинга лучших вузов России переместился в 2019 г. на 10-е место [18]. Безусловно, на наш взгляд, на позиции ПГНИУ в данном рейтинге оказало влияние ухудшение общей экономической конъюнктуры, когда в целом в экономике наблюдается снижение реальных доходов населения и рост безработицы.
Уровень показателей, учитываемых в приведенных рейтингах, напрямую зависит от того, какую позицию занимает студенческое сообщество. На наш взгляд, повышая уровень социальной активности обучающихся, вуз тем самым повышает уровень своей конкурентоспособности и, как следствие, репутационный капитал.
Активность студенческой молодежи как фактор развития вуза
В условиях современной экономики к современному вузу предъявляется достаточно много требований по подготовке обучающихся, соответствию реализуемой деятельности запросам общества, результатам и качеству предоставления образовательных услуг. Согласно требованиям Болонского процесса, к которому присоединилась Россия, социальная активность является одной из ключевых компетенций личности, которая должна формироваться институтами высшего профессионального образования [19, с. 57]. Так, в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения в качестве требований к основным образовательным программам подготовки в группе универсальных компетенций выделена подгруппа социально-личностных компетенций [20]. Это могут быть компетенции социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельного характера, а также социальная ак-
тивность. Вуз обязан сформировать свою социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности каждого студента, способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
Социальная активность студенческой молодежи может быть использована при реализации так называемой «третьей роли» университета. Действия в рамках «третьей роли», или третьей миссии, связаны с генерированием, использованием, практическим применением, получением выгоды от знаний и других ресурсов университетов (помещения, техника) за пределами академической среды [21]. «Третья роль» состоит из нескольких компонентов - это и результаты исследовательской деятельности (человеческие ресурсы, интеллектуальная собственность, коммерциализация результатов научных исследований, различные контракты), компоненты, в большей степени ориентированные на потребности местного сообщества, и участие в социальной (общественной) жизни (участие в процессе принятия решений, вовлеченность в социально-культурную жизнь, результаты трансфера знаний в общество) [22]. Наше внимание привлекает вторая группа компонентов, так как силами социально активной студенческой молодежи организуются общественно-культурные мероприятия, направленные как на вуз, так и на город, регион или страну в целом; их достижения транслируются в средствах массовой информации, повышая уровень репутации вуза.
Исходя из вышесказанного, наличие в том или ином вузе социально активных студентов влечет за собой повышение его репутационного капитала. Посмотрим далее, насколько эффективно используется социальная активность студентов в качестве фактора повышения репута-ционного капитала в ПГНИУ. С этой целью нами было проведено в 2016 г. два эмпирических исследования.
Целью первого исследования было выявление характеристик социальной активности студенческой молодежи, а также возможностей и барьеров на пути ее формирования. Объем выборки составил 86 человек, из них 44 девушки и 42 молодых человека в возрасте от 18 до 25 лет, являющихся студентами дневного отделения ПГНИУ. Второе исследование предполагало опрос экспертов - сотрудников ПГНИУ, которые имеют опыт непосредственной работы со студенческой молодежью: заместители деканов по внеучебной работе, лидеры университетских
объединений, начальники управлений. Нами было опрошено 6 сотрудников ПГНИУ.
Не останавливаясь подробно на результатах каждого из проведенных нами исследований, сопоставим наиболее значимые из них.
Однозначно можно сказать, что в ПГНИУ есть социально активные студенты, которые реализуют свою активность в социально значимой деятельности, внеучебной и научной работе. При этом студенты понимают социальную активность более широко, тогда как эксперты в своих оценках ближе к теоретическому определению социальной активности, данному нами ранее. По нашему мнению, важно в дальнейшем заниматься этим вопросом и прийти к более четкому пониманию, как самими студентами, так и администрацией, преподавателями, кто такой социально активный студент, так как от этого зависит система поощрений и ответственности внутри вуза.
Социальная активность является значимым видом деятельности для обучающихся и для вуза в целом. Во-первых, как отмечают эксперты, это необходимо для самореализации обучающихся, поскольку поможет им во время учебы и при дальнейшем трудоустройстве, для приобретения общекультурных компетенций, важных в современном обществе; социальная активность студентов помогает в реализации собственных задач вуза, связанных с внеучебной работой; социально активные во время обучения в вузе студенты становятся его лучшими выпускниками; социальная активность влияет на имидж вуза, это показатель того, что в университете идет активная жизнь; социальная активность студентов связана напрямую с третьей ролью университета, которая реализуется, в том числе, через спортивные, культурные и другие мероприятия. Во-вторых, большая часть опрошенных обучающихся (67.4%) предлагают свои варианты изменений в системе научной и внеучебной работы в ПГНИУ, которые стимулировали бы проявление их активности в вузе, то есть не остаются равнодушными к этому вопросу, заинтересованы в повышении ее уровня. Немаловажным является, что 52.3% респондентов считают себя социально активными, 47.7% респондентов причисляют себя к разного рода студенческим объединениям и организациям, а 91.9% участвуют в проводимых в университете мероприятиях.
Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем сделать вывод, что активность студентов в социально значимой деятельности, ее результаты, учитываемые как на локальном уровне, так и в международных и федеральных рейтингах, являются значимым ресурсом
университета. Однако нам представляется, что эти ресурсы могут быть использованы более эффективно. Для этого необходимо преодолеть выявленные нами барьеры в реализации социальной активности студенческой молодежи: отсутствие свободного времени (82.6% опрошенных), нехватка энергии, сил, нежелание прилагать усилия (37.2% респондентов), отсутствие необходимых личностных качеств, чтобы проявлять активность в занятиях внеучебной деятельностью (23.3% респондентов), отсутствие денег, материальных ресурсов (22.1% респондентов), низкий уровень информированности о внеучебной и научной деятельности (9% респондентов). Судя по результатам исследований, повысить уровень социальной активности студентов можно, используя различные методы стимулирования, новые механизмы информирования студентов о возможностях реализации их социальной активности. На наш взгляд и с учетом мнения экспертов, повышением степени активности обучающихся должна заниматься администрация вуза совместно со студентами.
Направления повышения эффективности
управления уровнем активности студентов ПГНИУ
Как показали результаты нашего исследования, в ПГНИУ большим авторитетом среди студенческой молодежи пользуется профсоюзная студенческая организация Пермского государственного университета (ПСО ПГУ)2. Организация осуществляет юридическую, материальную, психологическую помощь своим членам, ведет спортивно-оздоровительную работу со студентами, занимается организацией отдыха и досуга студентов, вопросами улучшения жи-лищно-бытовых условий в общежитиях. ПСО ПГУ участвует в повышении уровня социальной активности членов профсоюза с помощью именных стипендий, выплачиваемых отдельным членам, активно занимающимся профсоюзной работой и социально значимыми делами, участвующим в общественной жизни. Профсоюз предоставляет возможность участия в различных студенческих семинарах, конференциях, симпозиумах регионального, всероссийского и международного уровня.
ПСО ПГУ возложила на себя роль органа студенческого самоуправления. На наш взгляд, данная организация не может быть представительным органом студентов и органом студенческого самоуправления по двум причинам:
1) целью организации, согласно положению, является защита социально-экономических прав и интересов своих членов в соответствии с
Рис. 1. Действующая модель взаимодействия субъектов при формировании социальной активности студентов ПТНИУ
уставом профсоюза работников народного образования и науки РФ, что не имеет прямого отношения к управлению вузом;
2) ПСО ПГУ основана на членстве, значит, не представляет интересы всех обучающихся в ПГНИУ.
В 2014 г. в ПГНИУ был создан другой орган студенческого самоуправления - совет обучающихся. Однако из-за низкого уровня заинтересованности администрации вуза в его деятельности и отсутствия организационно-административных условий он приостановил свою активную деятельность сразу после принятия положения, основанного на методических рекомендациях Минобрнауки РФ. Как и в «Рекомендациях», цель совета обучающихся ПГНИУ - формирование гражданской культуры, активной гражданской позиции обучающихся, содействие развитию их самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию, формирование у обучающихся умений и навыков самоуправления, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества. В совет входят по одному представителю от обучающихся каждого факультета и по одному представителю от объединений, которые ведут активную работу в вузе.
Действующая модель взаимодействия между субъектами, участвующими в формировании социальной активности студентов в ПГНИУ, как показывает рис. 1, несбалансирована.
Первый уровень управления вузом представлен администрацией ПГНИУ, которая непосредственно взаимодействует с внешней средой, профессорско-преподавательским составом, студентами ПГНИУ и профсоюзной студенческой организацией ПГНИУ. При этом связь между администрацией и студентами отмечена как нестабильная, слабая (пунктирными стрелками): студенты ПГНИУ практически не обращаются к администрации вуза по вопросам решения своих проблем, не проявляют инициативы в вы-
страивании отношений с администрацией; взаимодействие носит скорее формальный характер. Связь студентов с профессорско-преподавательским составом тоже является нестабильной: в контексте социальной активности преподаватели несистемно проявляют себя в сотрудничестве со студентами. Студенты ПГНИУ непосредственно сотрудничают с профсоюзной студенческой организацией, которая представляет их интересы перед администрацией вуза, однако не всех студентов, а членов организации. Различные студенческие объединения ПГНИУ имеют непосредственную связь только с самими студентами - участниками этих объединений, а также их деятельность направлена на всё студенчество с целью повышения уровня их социальной активности. Отдельно стоит объединенный совет обучающихся ПГНИУ. Как мы уже упоминали, данный орган в университете носит номинальный характер, и его потенциал в вопросе повышения степени активности студентов в социально значимой деятельности не используется. Однако, как показал наш анализ российского и зарубежного опыта [23; 24], а также инсайдерский опыт активного участия одного из авторов статьи в социально значимой деятельности вуза, наиболее эффективной формой формирования социальной активности студентов, которая объединяет в себе способы и методы влияния как на образовательную среду, так и на внутреннюю мотивацию студента, является студенческое самоуправление в высшем учебном заведении. Причем, на наш взгляд, наиболее эффективными формами организации студенческого самоуправления в вузе являются студенческий совет или объединенный совет обучающихся. Заметим, что такие советы обучающихся, начиная с 2014-2015 гг., стали появляться в вузах по всей России: в Москве, Санкт-Петербурге, Пензе, Самаре, Кемерово, Тюмени, Волгограде, Петрозаводске, Новосибирске, Омске3.
Рис. 2. Авторская модель взаимодействия субъектов системы в вопросе повышения уровня социальной активности студентов ПГНИУ
В рамках данной работы мы предлагаем новую систему взаимодействия компонентов внутренней системы вуза в вопросах повышения уровня социальной активности студентов ПГНИУ, а также взаимодействия внутренней и внешней систем в целях увеличения репутаци-онного капитала ПГНИУ (рис. 2).
Представляется, что потенциал совета обучающихся, исходя из его структуры, полномочий, взаимодействия с органами управления образовательной организации на основе принципов сотрудничества и автономии, будет гораздо выше, чем у профсоюзной студенческой организации.
Согласно данной схеме, объединенный совет обучающихся становится связующим звеном в выстраивании крепких, стабильных связей между студентами, организациями и объединениями ПГНИУ с администрацией вуза, а также с профессорско-преподавательским составом. Именно это предполагается и в «Рекомендациях» Министерства образования и науки и уже осуществляется в вузах других регионов России. В контексте повышения уровня социальной активности студенты ПГНИУ, ПСО ПГУ и студенческие объединения являются неразрывными, тесно сотрудничающими элементами, мнение которых должно учитываться при управлении вузом и во взаимодействии с внешней средой. Только таким образом объединенный совет обучающихся может эффективно выполнять свои полномочия. При этом принципами работы совета должны быть автономия и сотрудничество, что позволит студенческому сообществу более эффективно решать существующие проблемы с позиции «на равных» и учитывать мнения студентов по различным насущным вопросам.
На наш взгляд, для повышения своего репутационного капитала вуз должен быть представлен во внешней среде не только его администрацией, но и другими субъектами системы вуза. В мероприятиях, направленных на повышение репутационного капитала, должны участвовать все элементы внутренней среды вуза
в соответствии со стратегией университета, задачами его «третьей роли», а также в интересах повышения уровня его конкурентоспособности.
Обладая определенным набором полномочий, какие методы может использовать объединенный совет обучающихся, чтобы влиять на повышение социальной активности студентов? Рассмотрим этот вопрос, исходя из полномочий совета (табл.).
Эффективность реализации указанных в таблице направлений повышения уровня социальной активности студентов зависит от системных действий всех субъектов, участвующих в ее формировании. В этой связи, на наш взгляд, необходимо обеспечить реализацию следующих мер.
1. Проводить систематическую работу по развитию персонала ПГНИУ: преподаватели и сотрудники университета должны быть заинтересованы в повышении уровня своей собственной социальной активности, а также социальной активности обучающихся. Сегодня в «Нормах времени для расчета объема работы, выполняемой профессорско-преподавательским составом» у каждого преподавателя может учитываться организация и проведение внеучебных мероприятий со студентами, а также профори-ентационная работа в общеобразовательных школах [27]. Однако, с одной стороны, преподаватели не заинтересованы в данном виде работ, с другой стороны, руководство вуза не контролирует выполнения данного показателя.
2. Использовать новые эффективные технологии работы с информацией, использовать новые методы, в том числе наиболее близкие сту-дентам4, для увеличения информированности студентов о возможностях реализации их социальной активности.
3. Внедрить новые методы стимулирования, как материальные, так и нематериальные, для повышения заинтересованности и вовлеченности студентов в социально значимую деятельность вуза5.
При успешной реализации новой модели взаимодействия субъектов внутренней среды
Таблица
Возможности повышения уровня социальной активности студенческой молодежи _ в деятельности объединенного совета обучающихся_
№ п/п Барьер Полномочия совета Методы
1 Отсутствие денег, материальных средств Выражать мнение при определении размеров государственных академических стипендий обучающимся, размера и порядка оказания материальной поддержки обучающимся, размера платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии; участвовать в разработке и реализации системы поощрений обучающихся за достижения в разных сферах учебной и внеучебной деятельности Организационные: участие в работе стипендиальной комиссии университета, в комиссии по вопросам общежитий; распорядительные: составление и внесение собственных предложений по реорганизации системы поощрений
2 Отсутствие свободного времени; нехватка сил, энергии Готовить и вносить предложения в органы управления образовательной организации по его оптимизации с учетом научных и профессиональных интересов обучающихся, корректировке расписания учебных занятий, графика проведения зачётов, экзаменов, организации производственной практики, организации быта и отдыха обучающихся - Организационные: выступления с предложениями на ученых советах факультетов; вовлечение в деятельность
3 Нежелание прилагать усилия; отсутствие необходимых связей; отсутствие необходимых личностных качеств Участвовать в разработке и реализации системы поощрений обучающихся за достижения в разных сферах учебной и внеучебной деятельности, в том числе принимающих активное участие в деятельности совета обучающихся и общественной жизни образовательной организации; информировать обучающихся о деятельности образовательной организации доступными средствами Информирование: реализация проектов, направленных на знакомство с деятельностью студенческих объединений; активное вовлечение в деятельность студенческих объединений; стимулирование и мотивирование; обучение и развитие внутреннего потенциала
появятся возможности по снятию ограничений, снижающих уровень социальной активности студентов, а значит, можно будет говорить об активизации участия студентов в социально значимой деятельности, что в перспективе приведет к наращиванию репутационного капитала вуза через совместное скоординированное взаимодействие с внешней средой.
Заключение
В условиях современной экономики репута-ционный капитал вуза становится значимым нематериальным активом, способным обеспечить устойчивое положение вуза на региональном, федеральном, международном уровне, влияющее на его конкурентоспособность. Одним из факторов репутационного капитала вуза является уровень социальной активности студентов, поскольку чем выше включенность студентов, их активность в социально значимых проектах, мероприятиях, тем выше репутацион-ный капитал вуза. Подчеркнем, что необходимость управления уровнем социальной активности студентов продиктована и государствен-
ными образовательными стандартами, и международными тенденциями, и деятельностью в рамках «третьей роли» университета.
По результатам проведенных нами исследований установлено, что позиции ПГНИУ в различных рейтингах российских вузов имеют неустойчивую и в большинстве случае негативную динамику. В работе предложен ряд рекомендаций, направленных на повышение уровня репутационного капитала ПГНИУ посредством активизации студенческой молодежи как одного из элементов его репутационного капитала. Представляется, что предложенная модель взаимодействия внутренней и внешней среды ПГНИУ позволит повысить уровень репута-ционного капитала вуза, а значит, может стать одним из его конкурентных преимуществ на рынке образовательных услуг.
Примечания
1. Напомним, что к этим требованиям также относят компетенции, связанные со способностью к самообразованию, умению обучаться, возможностью работать в команде, высоким уровнем эмпатии и
адаптивности к изменениям, конструктивной реакцией на критику.
2. Данная организация известна 64% респондентов.
3. В качестве примеров успешной реализации студенческого самоуправления советами обучающихся можно привести Астраханский государственный университет, Университет ИТМО в Санкт-Петербурге [25; 26].
4. По результатам нашего исследования, студенты в качестве наиболее удобного способа получения информации о возможностях реализации социальной активности отметили новостную рассылку.
5. По результатам нашего исследования, студенты предлагают стимулировать активность повышенными стипендиями, в том числе для студентов, которые учатся на коммерческой основе. Материальным стимулом, по мнению студентов, также могут быть предоставление грантов и оплата командировочных расходов, связанных с участием в конференциях, конкурсах.
Список литературы
1. Goch A.K., Whippie T.W., Bryan G.A. Student trust and its antecedents in higher education // Journal of Higher Education. 2001. 72. Р. 322-340.
2. Sung M., Y. Sung-Un. Toward the model of university image the influence of brand personality external prestige and reputation // Journal of Public Relations Research. 2008. 20:4. Р. 357-376.
3. Репутация как важнейший нематериальный актив. URL: tps://studme.org/1529052711319/mened zhment/reputatsiya_kak_vazhneyshiy_nematerialnyy_ak tiv (дата обращения: 15.09.2019).
4. Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007)» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2008 № 10975) // Программа информационной поддержки российской науки и образования «Консультант-плюс: Высшая школа»: Учебное пособие. 2016. 13 с.
5. Юдина Т.А. О компонентах и формах репута-ционного капитала вуза // Журнал исследований по управлению. 2018. Т. 4. № 10. С. 1-4.
6. Nguyen N., LeBlanc G. Image and reputation of higher education institution in students' retention decisions // International Journal of Education Management. 2001. 15. P. 303-311.
7. Коган В. З. Понятие «активность личности» как категория социальной психологии // Некоторые проблемы личности. М.: Мысль, 1971. С. 69-82.
8. Турбина Т.А. Культурно-досуговая деятельность как средство развития социальной активности современных подростков: Дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 163 с.
9. Резник С.Д., Юдина Т.А., Камбург В.Г. Рейтинг высшего учебного заведения как метод оценки его репутации // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. Вып. 28. С. 488-493.
10. Ефимова И.Н., Маковейчук А.В. Анализ влияния рейтингов вузов на мотивацию абитуриентов //
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. Вып. 6-1. С. 27-34.
11. Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») в 2012 г. URL: https://expert. ru/ratings/top- 100-rossijskih-vuzov-ot-ra-ekspert/ (дата обращения: 19.09.2019).
12. Рейтинг вузов России рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») в 2019 г. URL: https://raex-rr. com/education/universities/top- 100-univercities_of_rus sia (дата обращения: 19.09.2019).
13. Результаты рейтинга Международной информационной группы «Интерфакс»: ПГНИУ. URL: https://academia.interfax.ru/ru/university/3 9/?page=ratin gs&ratingnationalyear=2019 (дата обращения: 19.09.2019).
14. ПГНИУ улучшил свои позиции в национальном рейтинге вузов. URL: http://www.psu.ru/news/pgniu-uluchshil-svoi-pozitsii-v-natsionalnom-rejtinge-vuzov (дата обращения: 19.09.2019).
15. ПГНИУ вошел в десятку лучших вузов Поволжья. URL: https://100.psu.ru/pgniu-voshel-v-desyatku-luchshih-vuzov-povolzhya/ (дата обращения: 19.09.2019).
16. Рейтинг экономических вузов России 2019. URL: https ://students .superjob. ru/reiting-vuzov/ekono micheskie/ (дата обращения: 19.09.2019).
17. Рейтинг технических вузов России 2019. URL: https://students.superjob.ru/reiting-vuzov/it/ (дата обращения: 19.09.2019).
18. Рейтинг юридических вузов России 2019. URL: https ://students .superjob. ru/reiting-vuzov/j uridi cheskie/ (дата обращения: 19.09.2019).
19. Санникова С.В., Письменный Е.В. Ключевые компетенции личности в контексте Болонского процесса // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. Вып. 24 (157). С. 57-62.
20. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата. URL: минобрнауки.рф/документы/924 (дата обращения: 12.06.2016).
21. Molas-Gallart J., Salter A., Pater P. et al. Measuring third stream activities - Final report to the Russell Group of Universities. Brighton, UK: University of Sussex, SPRU, 2002.
22. Marhl M., Pausist A. Third mission indicators for new ranking metodologies // Evaluation in Higher Education. June 2011. 5:1. P. 43-64.
23. Гурьева О.В. Студенческое самоуправление как способ формирования личности в университетах Европы // Культура, искусство, образование: проблемы и перспективы развития: Материалы научно-практической конференции с международным участием. Смоленск: СГИИ, 2013. С. 234-237.
24. Исаев И.Ф., Акиншина И.Б. Содержание студенческого самоуправления в вузовской образовательной системе Германии // Вестник Томского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. Педагогика и психология. 2010. № 2 (82). С. 112-115.
25. Отчеты о деятельности ОСО АГУ. Астраханский государственный университет. URL: http://asu. edu.ru/studentam/6047-otchety-o-deiatelnosti-oso-agu. html (дата обращения: 10.06.2016).
26. Достижения. Университет ИТМО, Совет обучающихся. URL: http://student.ifmo.ru/achieve ments/ (дата обращения: 10.06.2016).
27. Нормы времени для расчета объема работы, выполняемой профессорско-преподавательским составом. Утверждены Приказом ректора от 30.06.2014 г. № 585/2 «Об утверждении Норм времени». URL: http://www.psu.ru/files/docs/normativnaya_baza/base_n d/normy_vremeni_2014_Final.pdf (дата обращения: 13.06.2016).
ACTIVITY OF STUDENTS IN SOCIALLY SIGNIFICANT ACTIVITIES AS A UNIVERSITY'S REPUTATION CAPITAL (CASE STUDY OF THE PERM STATE UNIVERSITY)
E. V. Bazueva, A A Syukkya
Perm State University
In the conditions of permanent increase of competition in the educational services market, the issues of effective management of all assets of the University, including immaterial assets, which include reputation capital, are actualized. The article focuses on one of the factors of reputation capital of the University - social activity of students. The process of activation of student youth increases the competitiveness of such graduates in the labor market and affects the image of the University in the market of educational services and in society as a whole. On the basis of empirical research, the authors identified barriers in the implementation of students' social activity and possible ways to enhance the participation of students in socially significant activities. The proposed algorithm provides a systematic interaction of components of the internal system of the University in raising the level of students' social activity, as well as the interaction between internal and external systems in order to increase the reputational capital of the Perm State University. Based on the methods widely used by specialists in social work, including social work with youth, we have determined the directions for increasing the level of students' social activity to be implemented by the Joint Council of Students. The proposed model of interaction between the internal and external environment of the Perm State University is expected to increase the level of reputation capital of the University, and thus can become one of its competitive advantages in the educational services market.
Keywords: reputation capital of the University, students' social activity, socially significant activity, competitiveness, immaterial asset, University's third role, educational services market, Joint Council of Students, student self-government.