Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПЕРИОД НЕСТАБИЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПЕРИОД НЕСТАБИЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
540
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Москаленко Н.В., Невзорова Н.А., Смагина М.Н.

В нынешнее время многие предприятия заинтересованы в повышении своей продуктивности, рентабельности, конкурентоспособности и ликвидности. Особое внимание компании уделяют финансовой независимости и устойчивости в долгосрочной перспективе, что напрямую зависит от их инвестиционной активности, а также от их инвестиционной привлекательности. В данной статье рассматриваются классификационные группы факторов, оказывающие непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AFFECTING THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF AN ENTERPRISE DURING AN UNSTABLE MARKET ENVIRONMENT

Nowadays, many enterprises are interested in increasing their productivity, profitability, competitiveness and liquidity. Companies pay special attention to financial independence and sustainability in the long term, which directly depends on their investment activity, as well as on their investment attractiveness. This article discusses the classification groups of factors that have a direct impact on the investment attractiveness of enterprises.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПЕРИОД НЕСТАБИЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ»

Москаленко Н.В.

Магистрант кафедры «Экономика» ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, Россия Невзорова Н.А.

Магистрант кафедры «Экономика» ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, Россия Смагина М.Н. кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, Россия

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В ПЕРИОД НЕСТАБИЛЬНОЙ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В нынешнее время многие предприятия заинтересованы в повышении своей продуктивности, рентабельности, конкурентоспособности и ликвидности. Особое внимание компании уделяют финансовой независимости и устойчивости в долгосрочной перспективе, что напрямую зависит от их инвестиционной активности, а также от их инвестиционной привлекательности. В данной статье рассматриваются классификационные группы факторов, оказывающие непосредственное влияние на инвестиционную привлекательность предприятий.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиции, предприятие, внешние факторы, внутренние факторы, экономика.

Moskalenko N.V.

Master's student of the Department of Economics Tambov State Technical University, Tambov, Russia Nevzorova N.A.

Master's student of the Department of Economics Tambov State Technical University, Tambov, Russia Smagina M.N. Cand. Sci. (Econ.), Tambov State Technical University, Tambov, Russia

FACTORS AFFECTING

THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF AN ENTERPRISE DURING AN UNSTABLE MARKET

ENVIRONMENT

Abstract. Nowadays, many enterprises are interested in increasing their productivity, profitability, competitiveness and liquidity. Companies pay special attention to financial independence and sustainability in the long term, which directly depends on their investment activity, as well as on their investment attractiveness. This article discusses the classification groups of factors that have a direct impact on the investment attractiveness of enterprises.

Key words: investment attractiveness, investment, enterprise, external factors, internal factors, economy.

Введение. Существующие экономические реалии характеризуются усилением конкуренции между компаниями за ресурсы, клиентов, финансирование. Для сохранения своих позиций, улучшения финансового состояния и достижения лидерства на рынке каждая компания должна постоянно осваивать новые технологии, диверсифицировать сферы своей деятельности. Очень часто в подобных ситуациях, ввиду нехватки у компаний достаточного объёма собственных средств, возникает потребность в привлечении дополнительного капитала. Одним из видов такого капитала являются инвестиции, которые позволяют нарастить производство, увеличить выпуск продукции и услуг, обновить и модернизировать основные фонды, внедрить современные технологии. Все это отражает актуальность темы исследования.

Целью научной статьи является исследование рыночной среды и факторов, влияющих на инвестиционную привлекательность экономических субъектов.

Теоретическим исследованиям проблем, связанных с экономической оценкой инвестиционной привлекательности, посвящено значительное количество трудов отечественных авторов. Основу исследования составили труды ученых в следующих направлениях: важность инвестиций (Давыдова Е.Ю., Рыбникова М.А., Серегин С.С., Влащук В.Н. и др.); инвестиционная привлекательность на макроэкономическом уровне

(Климовских Н.В., Масленникова Е.В., Безрукова Т.Л., Добросоцкий М.Н., Литвинова В.В. и др.); инвестиционная привлекательность на микроэкономическом уровне (Крамина Т.В., Леонова В.А., Тимирясовой А., Голов Р.С. и др.); факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность предприятия (Ендовицкий Д.А., Юхтанова Ю.А., Братенкова А.В., Ростиславов Р.А., Мельничук О.М. и др.).

Научная новизна состоит в оценке внешней и внутренней среды функционирования предприятия, что позволит повысить точность, объективность, полноту полученной информации при анализе, а также обеспечит инвестору выбор наиболее привлекательного объекта для инвестирования.

Основная часть. В современных условиях рыночной экономики, в период дефицита инвестиций, ужесточающийся конкурентной борьбы за капитал, повышение инвестиционной привлекательности играет важную роль в деятельности любого предприятия.

Стоит отметить, что каждый инвестор, оценивая потенциальный объект для инвестирования, обращает внимание на возможные риски, такие как потеря финансовой устойчивости или конкурентоспособности предприятия. Кроме того, не последнюю роль в принятии решения играет состояние экономики государства, которое в нашей стране последние годы характеризуется замедлением темпов экономического роста, антироссийскими санкциями и, как следствие, существенным сокращением и изъятием инвестиций из российской экономики. В связи с этим корпоративные и частные инвесторы стали меньше направлять свои средства на долгосрочное инвестирование [1]. Именно поэтому для привлечения дополнительных финансовых средств и убеждения потенциальных инвесторов, экономические субъекты должны обладать достаточным уровнем инвестиционной привлекательности.

Особую важность это имеет для промышленных предприятий, обладающих высоким уровнем капиталоёмкости и нуждающихся в постоянных инвестициях для обеспечения бесперебойной и устойчивой работы. При этом очень важно экономически обосновать выбор объектов реального сектора экономики для инвестирования. И в этом отношении исследование методологии оценки инвестиционной привлекательности экономических субъектов, применение конкретных методик, используемых для этого, становится крайне важной исследовательской задачей.

Инвестиции выступают основой системы воспроизводства, обеспечивая возобновление и повышение количества производственных ресурсов. Можно утверждать, что инвестиции выступают в качестве базы развития производства и способствуют экономическому росту [2].

Необходимо отметить, что в качестве инвестиций могут выступать любые явления или предметы, которые имеют денежную оценку и в будущем смогут увеличить свою стоимость, а именно:

- денежные средства, банковские вклады, различные ценные бумаги;

- движимое либо недвижимое имущество;

- нематериальные активы, например, лицензии, патенты, программные продукты, торговые марки;

- права пользования имуществом, например, землёй, природными ресурсами.

В настоящее время все инвестиции принято делить на:

- реальные инвестиции, предполагающие вложения средств в производство какой-либо продукции, материальные и нематериальные активы, основной и оборотный капитал;

- финансовые инвестиции, представляющие собой кредитование, оказание лизинговых услуг, вложения в различные финансовые активы, например, драгоценные металлы, ценные бумаги (корпоративные, государственные акции и облигации и другие виды ценных бумаг).

В настоящее время, в экономических трудах нет того или иного сходства в общей методологии оценки инвестиционной привлекательности. Поскольку сформировано достаточно много подходов со стороны отечественных и зарубежных ученых, связанных с рассмотрением разнообразных факторов, а также количественных и качественных показателей, на основании расчета которых можно оценить уровень инвестиционной привлекательности предприятия в целом.

Староверова Е.Н. определяет инвестиционную привлекательность как совокупную характеристику компании - объекта инвестирования, которая отражает его конкурентный потенциал, а также инвестиционную и социальную эффективность, с учетом изменения инвестиционного климата.

Свою точку зрения по поводу инвестиционной привлекательности высказала Крейнина М.Н. Она отметила, что инвестиционная привлекательность предприятия напрямую зависит от показателей её финансового состояния, доходности капитала, а также курса акций. Стоит отметить, что данный подход к термину не может считаться универсальным, так как подходит только для компаний, чьи акции обращаются на бирже. Соответственно, для предприятий малых размеров данная трактовка не допустима.

Подобное определение инвестиционной привлекательности компании даёт в своих работах Мельничук О.М., рассматривая её как перспективу роста рыночной стоимости акций и дивидендов.

По мнению Лаврухиной Н.В. под «инвестиционной привлекательностью» следует понимать, прежде всего, возможность компании вызывать коммерческий интерес у реального инвестора, а также способность компании рационально использовать инвестиции с целью увеличения своей рыночной стоимости.

Стоит отметить, что независимо от многообразия подходов к определению «инвестиционной привлекательности» в большинстве случаев под ней понимают рациональность и целесообразность вложения временно свободных финансовых ресурсов в тот или иной объект инвестирования, оценку выбора других вариантов, а также установление результативности вложения ресурсов [3].

На рисунке 1 представлены этапы, связанные с оценкой уровня инвестиционной привлекательности.

Рис. 1. Этапы проведения анализа инвестиционной привлекательности предприятия

Проведение анализа инвестиционной привлекательности предприятия базируется на рассмотрении бухгалтерской финансовой отчетности, которая включает в себя бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств и отчет об изменении капитала.

На инвестиционную привлекательность экономических субъектов оказывают влияние достаточно большое количество факторов. Факторы различаются по структуре (простые и сложные), по важности результата (основные и второстепенные), по времени действия (постоянные и временные). Но все эти факторы можно разделить в зависимости от места их возникновения на внутренние, зависящие от организации работы самого предприятия, и внешние, не подвластные воле организации.

К внешним условиям причисляют региональную, страновую, а также отраслевую инвестиционную привлекательность, которые в свою очередность вызывают взаимозависимость с комплексом условий, а также содержат: доступ к естественным ресурсам, устойчивой общественно-политической ситуации, уровню коррупции, налоговой привилегии, выходу на рынок, рабочим средствам, новинкам [4].

Обозначенные внешние факторы оказывают определенное воздействие на инвестиционную привлекательность экономических субъектов. При этом последствия такого воздействия могут быть различными.

Факторы непрямого воздействия характеризуют как факторы, которые непосредственно не отражаются на инвестиционной привлекательности экономических субъектов, а их негативные последствия могут отразиться лишь в перспективе. К факторам непрямого действия можно отнести следующие факторы:

1. Экономические. Указанные факторы следует относить к числу основных факторов, определяющих прибыльность предприятия. К числу данных факторов могут быть отнесены: возникающие кризисы в экономике, уровень безработицы, инфляции и др.

2. Политические. Факторы, возникающие при управлении государственной жизнью. Однако некоторые последствия таких факторов могут негативно отразиться и на деятельности хозяйствующих субъектов. К числу таких факторов можно отнести условия разработанной государственной, региональной и местной политики, политическую нестабильность, возникновение вооруженных столкновений, волнений и др.

3. Демографические. Указанные факторы так или иначе находят свое отражение на хозяйственной деятельности предприятия. Они включают в себя: смертность, рождаемость, уровень миграции, половозрастной состав населения, уровень профессионального, технического, образовательного развития человека, темпы роста населения и др.

4. Научно-технические. В современных условиях можно наблюдать стремительное развитие научно-технического потенциала. Практически все сферы жизни испытывают необходимость в использовании соответствующих технических средств, устройств. Не исключением является и производственная сфера, что позволяет повысить качество результатов деятельности предприятия, сократить сроки выполнения отдельных видов операций. К числу данных факторов могут быть отнесены: уровень развития науки, техники, уровень развития населения, наличие инвесторов, которые направляют свои активы в деятельность наукоемких предприятий, роль государства в проведении научно-технических исследований.

5. Социальные. Обозначенные факторы оказывают свое воздействие на ассортимент, характер готовой продукции. Здесь же учитываются условия труда, способ производства. Особое внимание уделяется такому показателю как спрос. Исходя из обозначенных критериев определяется не только эффективность деятельности предприятия, его доходы и расходы, но и учитываются сами направления хозяйственной деятельности, которые должны быть развиты, что позволило бы удовлетворить потребности населения в тех или иных благах. Кроме того, данные факторы свидетельствуют и о порядке размещения готовой продукции предприятия. К числу обозначенных факторов следует отнести: уровень безработицы, квалификацию работников, уровень их профессиональной подготовки, переподготовки и др.

6. Экологические. В этом случае внимание уделяется имеющимся природным ресурсам, состоянию окружающей среды. Данные требования должны быть учтены при организации своей хозяйственной деятельности. При этом данные факторы могут привести к тому, что осуществление отдельных видов

производственной деятельности на отдельной территории окажется невозможным. Следовательно, на деятельность предприятия могут оказать следующие внешние природные факторы: наличие либо отсутствие отдельных видов ресурсов, сырья, состояние экологии, назначение отдельных государственных территорий, внедрение и использование очистных сооружений, инвестирование в деятельность по созданию безотходного, безвредного производства [5].

Наряду с непрямыми факторами на инвестиционную привлекательность экономических субъектов оказывают и факторы прямого воздействия. В этом случае деятельность хозяйствующего субъекта, ее результативность опосредуется действиями таких субъектов, как потребитель, поставщик, конкурент и др. Рассмотрим более подробно каждый из таких факторов:

1. Поставщики. Необходимые для осуществления хозяйственной деятельности ресурсы, предприятие приобретает через поставщиков. В этой связи качество выполнения ими своих обязанностей оказывает непосредственное влияние на объем товарооборота, ритмичность торгово-технологического процесса, прибыль и инвестиционную привлекательность.

2. Потребители. Результативность деятельности предприятия, главным образом, определяется в зависимости от уровня спроса потребителей на отдельные виды материальных благ. В этом случае предприятия осуществляют свою деятельность с учетом потребительского спроса. При наличии указанных обстоятельств создаются условия для формирования доходной части предприятия. Потребитель - то лицо, которое заинтересовано в приобретении за отдельную плату произведенной предприятием продукции.

3. Конкуренты. Под конкурентами следует понимать предприятия, которые выпускают аналогичную продукцию либо ее заменители. При разработке направлений деятельности предприятия учитывают качество и стоимость изготавливаемой конкурентами продукции. Достижение соотношения по указанным критериям может свидетельствовать о том, что предприятие, его продукция являются конкурентоспособными, а потому создаются условия для дальнейшего эффективного ведения предприятием производственной деятельности.

4. Законы и государственные органы. Посредством разработки и принятия законов государственные органы регулируют деятельность предприятий. Также указанные цели достигаются и путем установления налогов, сборов с предприятий либо вводятся налоговые льготы для отдельных категорий хозяйствующих субъектов.

С учетом сказанного следует признать, что при организации деятельности предприятия особое внимание должно быть уделено не столько внешним факторам, сколько внутренним. Рациональное принятие решений об организации хозяйственной деятельности предприятия, учет внутренних факторов -тот результат, к которому должно стремится каждое предприятие для обеспечения своей конкурентоспособности, финансовой устойчивости, инвестиционной привлекательности [6].

Внутренние факторы инвестиционной привлекательности включают в себя семь характерных факторов:

1. Финансовое положение. Здесь рассматриваются показатели ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемость оборотных активов, финансовая устойчивость, структура и качество собственного капитала и денежные потоки.

2. Производственный фактор включает в себя производственные мощности предприятия, трудовые ресурсы, средства труда, а также оценивается технический уровень производства.

3. Качество менеджмента - это уровень развитости менеджмента предприятия, стратегия и гудвилл предприятия, его деловая репутация и конкурентоспособность продукции, и анализ бизнес - процессов организации.

4. Инвестиционная деятельность - это наличие стратегии и политики организации, инвестиционной программы и здесь оценивается эффективность управления инвестициями.

5. Инновационная деятельность включает в себя наличие у предприятия инновационной программы, оцениваются методы стимулирования инновационной деятельности и уровень активности предприятия в инновационной сфере.

6. Рыночная устойчивость. Здесь проводится анализ параметров предприятия, маркетинговые условия и конкурентная сторона предприятия.

7. Юридический фактор - это всё, что касается организационно - правовой формы предприятия, форму собственности, структура владельцев компании, состав ее участников.

Анализ совокупности внутренних факторов дает полное и достоверное представление о деятельности компании и ее положении на момент исследования.

Выводы. В заключении отметим, что в целом увеличение инвестиционной привлекательности базируется на макроэкономической стабильности, нормативно-правовой базы ведения деятельности, а также на обеспечении в стране инвестиционно-привлекательного климата. Макроэкономические факторы не могут контролироваться руководителем предприятия, но он может направлять меры на более эффективное управление ресурсами предприятия, что позволит расширить производственную деятельность, а также увеличить инвестиционную привлекательность предприятия.

Список литературы

1. Бытова А.В. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия: методический аспект / А.В. Бытова, Д.Л. Скипин, А.Н. Быстрова // Российское предпринимательство. - 2017. - № 22. - С. 35773592.

2. Щиборщ К.В. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий / К.В. Щиборщ // Банковские технологии. - 2019. - № 4. - С. 32-36.

3. Сергеева А.В. Методика сравнительного анализа инвестиционной привлекательности организаций / А.В. Сергеева, Е.А. Мелай, Е.А. Никитина // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика, 2022. - 7 с.

4. Расулов А.Н. Инвестиционная привлекательность предприятия: сущность, необходимость и вопросы диагностики / А.Н. Расулов // Интернаука. - 2020. - № 20-3. - С. 46-50.

5. Фалеева Е.Ю. Системный подход в оценке инвестиционной привлекательности предприятия / Е.Ю. Фалеева // Технолого-экономическое образование. - 2019. - № 11. - С. 106-113.

6. Соколова И.С. Текущая оценка реальных инвестиций наукоемких предприятий в современных условиях / И.С. Соколова // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. - 2018. - № 2. - С. 36-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.