Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на формирование управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений всех уровней профессионального образования'

Факторы, влияющие на формирование управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений всех уровней профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
956
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таюрский Анатолий Иванович

В статье рассматриваются аспекты и факторы, влияющие на формирование управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений всех уровней профессионального образования. Управленческая компетентность руководителей учреждений профессионального образования рассматривается как совокупность личностных качеств руководителя; описаны содержание, формы и методы осуществления повышения квалификации руководителей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n clause aspects and the factors influencing formation of administrative competence of heads of educational establishments of all levels of vocational training are considered. Administrative competence of heads of establishments of vocational training is considered as set of personal qualities of the head; forms and methods of realization of improvement of professional skill of heads are described the maintenance.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на формирование управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений всех уровней профессионального образования»

ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 371.113

А.И. Таюрский

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВСЕХ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сибирское отделение Российской академии образования, г. Красноярск

Современный уровень научно-технического, информационного и социально-экономического развития общества, расширение масштабов меж-культурного взаимодействия и международного сотрудничества требуют формирования управленческой компетентности, подготовки конкурентоспособного, профессионально мобильного, социально активного руководителя образовательного учреждения, способного к адекватному профессиональному самоопределению и саморазвитию. Подготовка такого руководителя в системе профессионального образования может быть обеспечена последовательным формированием управленческой компетентности в контексте достижения профессионального, социального и личностного успеха еще в период обучения в вузе.

Модернизация российского образования определяет необходимость переориентации оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Современный рынок труда проводит жесткий отбор, корректируя формально свободный профессиональный выбор под влиянием конкуренции и экономической востребованности. Работодатель оценивает не только уровень полученной квалификации, но и умение использовать накопленный опыт для приобретения новых компетенций в режиме саморазвития. В этих условиях значительно возрастает роль компетент-ностного подхода к подготовке специалистов.

Коренная модернизация управления образованием предполагает обновление деятельности руководителей. Появившееся право и одновременно необходимость выстраивать индивидуализированную, конкурентоспособную образовательную политику связаны и с повышением ответственности за сделанный выбор. Играя в многоуровневой системе профессионального образования ведущую роль и находясь в центре социально-экономичес-

ких, правовых и педагогических преобразований, руководители образовательных учреждений профессионального образования координируют, направляют, побуждают к деятельности и мотивируют труд преподавателей.

Сегодня, в эпоху перемен, особенно очевидна зависимость степени успеха проводимых реформ в образовании от управленческих кадров, их правовой и экономической грамотности, инициативности, четкого распределения профессиональных функций. Повышение профессионализма управленческой деятельности становится важным условием инновационных процессов в образовании и должно стать неотъемлемой частью образовательного менеджмента.

Руководители образовательных учреждений испытывают потребность в овладении навыками стратегического проектирования, системного моделирования протекающих в учреждении процессов, организации эффективных межличностных и профессиональных коммуникаций в педагогическом коллективе, мотивации команды единомышленников на реализацию миссии учреждения.

Эффективность системы повышения квалификации кадров связана с усложнением содержания управленческой деятельности, ростом ее наукоем-кости, многогранности профессиограммы современного руководителя учреждения профессионального образования.

В условиях системного реформирования растет неопределенность ситуации в функционировании образовательных учреждений, что подталкивает к необходимости выработки новых форм поведения руководителей, усилению гибкости и стратегической направленности управления. Задачи, стоящие перед руководителями, значительно усложняются и изменяются. Отсутствие необходимого уровня управленческой компетентности серьезно затрудняет адаптацию руководителей учреждений профессионального образования к новым условиям

Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 1 (79)

деятельности и успешное осуществление модернизации образования.

Понятие управленческой компетентности руководителей учреждений профессионального образования.

Управленческая компетентность руководителей учреждений профессионального образования - это совокупность личностных качеств руководителя, где раскрывается содержание данного свойства личности с позиции современной управленческой, педагогической деятельности руководителя образовательного учреждения [2].

Выявлено, что главным критерием профессионального мастерства современного руководителя образовательного учреждения является управленческая компетентность. Управленческая компетентность ру-

ководителя образовательного учреждения, по нашему определению, есть готовность и способность руководителя образовательного учреждения выделять, точно формулировать, целостно и глубоко анализировать проблемы учебного заведения и находить из большего числа альтернативных подходов к их решению наиболее целесообразный и эффективный относительно конкретной ситуации учреждения профессионального образования. Это видно в схеме.

Данная схема позволяет наглядно представить составляющие управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения.

Схема также подтверждает мысль о том, что интегральным критерием профессионального мастерства руководителя образовательного учреждения является управленческая компетентность.

Управленческая компетентность руководителя учреждения

і к і к - к - к - к > к > к > к > і > і

Анализ структуры, содержания и специфики процесса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, изучение отечественного и зарубежного опыта дают возможность утверждать, что основными факторами, обеспечивающими совершенствование образовательного процесса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в контексте формирования их управленческой компетентности, являются следующие:

1. Определение точных качественных требований к руководителям образовательных учреждений в соответствии со стратегией развития региона.

2. Реализация наиболее эффективных (альтернативных традиционному) подходов к построению содержания и организации образовательного процесса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений согласно следующим составляющим:

- выявление профессионально-образовательных потребностей через обеспечение возможности обучающимся инициировать предложения по моделированию содержания образования в

соответствии с характером их профессиональных проблем;

- построение содержания образования на основе актуальной профессионально-ориентированной проблематики конкретной группы;

- обеспечение эффективного взаимодействия специалистов в профессионально значимом сообществе при организации образовательного процесса;

- использование в образовательном процессе продуктивных образовательных технологий, которые обеспечивают максимальное приближение образовательной ситуации к реальной профессиональной деятельности (как по форме, так и по содержанию) и актуализацию результатов обучения в профессиональной деятельности.

3. Модернизация информационно-методического обеспечения образовательного процесса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений.

4. Построение системы работы образовательного учреждения по подбору и подготовке преподавательских кадров, обеспечивающих образовательный процесс.

5. Определение механизма финансово-экономической оценки адекватных затрат на реализацию образовательных программ.

Осмысление обозначенных факторов в контексте цели нашей статьи позволяет заключить, что совершенствование содержания и организации собственно образовательного процесса повышения квалификации руководителей учреждений профессионального образования будет обеспечиваться при реализации инновационного подхода, который можно обозначить как практико-ориентированный. Принципы такого подхода определены нами по следующим основаниям:

- позиция руководителя образовательного учреждения при заказе образовательных услуг по повышению квалификации - принцип объективности или субъективности;

- приоритетный методологический подход к моделированию содержания образовательного процесса квалификации - принцип предметности или проблемности;

- характер взаимодействия участников процесса повышения квалификации руководителей образовательных учреждений - принцип преобладания индивидуальной или коллективной рефлексии;

- характер результата образования (образованности) при повышении квалификации - информированность или компетентность - принцип воспроизводства или продуктивности.

Метод проектов в образовании руководителей образовательных учреждений при повышении квалификации - специфичная организация совместной деятельности обучающих и обучаемых, при которой целью является разработка проекта решения какой-либо профессиональной управленческой проблемы в контексте развития территории. Реализация метода проектов предполагает сотрудничество обучаемых и обучающих по обозначению актуальных профессиональных проблем, их точной формулировке и разработке конкретных действий, направленных на разрешение. Проект - это перспективный пошаговый план разработки конкретного пути решения профессиональной проблемы с четким обозначением зон ответственности

1. Белова Е.Н. Управленческая компетентность руководителя: Мо1

2. Хуторский А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирован

специалистов, сроков, условий, механизмов и технологий деятельности.

Использование метода проектов в образовательном процессе повышения квалификации руководителей образовательных учреждений определяет следующие требования:

- необходимость не столько передавать взрослому обучающемуся (работающему специалисту) знания, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться ими для решения профессиональных проблем;

- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, в профессиональной «команде»;

- значимость для современного специалиста в области управления умения пользоваться исследовательскими методами: четко ставить цели, собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, эффективно планировать, грамотно координировать действия по реализации планов, формулировать выводы и заключения по результатам работы.

Требования практико-ориентированного подхода при повышении квалификации руководителей учреждений профессионального образования и сущностная характеристика метода проектов позволяют заключить, что использование метода проектов - это такое построение образовательного процесса, когда целью и содержанием образовательной деятельности является разработка проектов решения профессиональных проблем руководителей учреждений профессионального образования, готовых к реализации в практике профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что главным критерием профессионального мастерства современного руководителя учреждения профессионального образования является управленческая компетентность.

Поступила в редакцию 11.08.2008

Литература

гр. Красноярск, 2007.

I: сб. научных тр. / Под ред. А.В. Хуторского. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.