ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ PROFESSIONAL GROWTH AND DEVELOPMENT OF A PERSON
УДК/UDC 373
Е. С. Вагайцева E. Vagaytseva
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
FACTORS AFFECTING CIVIC CONSCIOUSNESS DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN IN THE INFORMATION SOCIETY
В статье обобщены результаты исследования по выявлению факторов, способствующих и препятствующих формированию гражданственности школьников в условиях информационного общества. Представлены классификация факторов, их рейтинг, отражающий мнение школьников, педагогов, родителей школьников, а также сравнительный анализ их позиций.
The article summarizes the results of the study on identifying the factors that facilitate and impede the civic consciousness development of schoolchildren in the information society. The article presents the classification of factors, their rating reflecting the opinion of schoolchildren, teachers, schoolchildren's parents, as well as a comparative analysis of their positions.
Ключевые слова: гражданственность, формирование гражданственности, результативность процесса формирования гражданственности.
Keywords: civic consciousness, civic consciousness development, the effectiveness of civic consciousness development process.
Формирование гражданственности школьников современной России, по нашему мнению, обусловлено рядом причин: социально-
политическим строем государства (строительство гражданского общества и правового государства), крушением прежнего режима и, как следствие этого, ценностной катастрофой школьников. Практически четверть века наша страна живет в новом политическом, экономическом, социальном режиме, пришедшем на смену социалистической идеологии. Сегодня мы стремимся построить гражданское общество, осознавая необходимость воспитания юных граждан, чтобы Россия была конкурентоспособной, ведущей мировой державой. Педагоги, политологи, социологи отмечают, что современное общество характеризуется утратой духовных ценностей, потерей идеалов, отсутствием прочных духовно-нравственных связей людей как членов одного государства.
Формирование гражданственности школьников — приоритетная задача современной системы образования. Так, Национальная доктрина образования как основополагающий документ, формирующий стратегию, определяет основные направления развития, цели воспитания и обучения в Российской Федерации до 2025 года: «Система образования призвана обеспечить... воспитание пат-
риотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов» [14]. В ФГОС ООО [20] представлен портрет выпускника основной школы, где гражданственность является основным качеством, на что также указывает и воспитательный идеал Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [6].
Мы считаем, что гражданственность — качество личности, обусловленное исторически сложившимися традициями, тенденциями развития общества. Не теряет актуальности мысль Г. Н. Филонова, по мнению которого «общество, государство и личность находятся в состоянии динамичных по темпам и глобальных по масштабам инновационных перемен в области социально-экономических, политико-правовых установок и отношений; обновляется гуманитарная мировоззренческая база общественного сознания, всех типов и форм образовательно-воспитательных систем, интеллектуального и духовно-нравственного развития человека как гражданина и творчески деятельностной, компетентной личности» [23, с. 12]. Данные перемены обусловлены рядом причин, ведущей из которых можно признать переход из индустриальной стадии развития общества в постиндустриальную, получившую наименование «информационная».
Одна из отличительных черт современного общества — всевозрастающая роль информации. Сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации являются доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства. Современные школьники — активные субъекты информационного пространства, субъекты информационного общества. Они имеют возможность выразить свою гражданскую позицию, гражданские убеждения различными способами, в том числе в деятельности, связанной с переработкой, хранением и распространением информации. По нашему мнению, правомерно говорить о необходимости современным школьникам стать полноценными субъектами гражданского информационного общества и демократического информационно-правового государства. Таким образом, формирование гражданственности
школьников происходит в определенных условиях и под влиянием определенных факторов.
Под термином «фактор», следуя определению философского энциклопедического словаря, мы понимаем причину, движущую силу, влияющую на развитие какого-либо процесса [24, с. 248].
В науке нет единой классификации факторов формирования гражданственности школьников. Придерживаясь точки зрения, что группы факторов могут быть противоположными по значению, характеру оказываемого влияния, а также следуя воззрениям К. Ю. Бабанского [1], мы считаем правомерным классифицировать факторы, оказывающие влияние на формирование гражданственности школьников, следующим образом: способствующие — препятствующие, управляемые — неуправляемые. К способствующим мы относим факторы, помогающие, оказывающие содействие формированию гражданственности школьников; к препятствующим — создающие препятствие, не способствующие результативности данного процесса. Управляемыми факторами считаем те, на которые педагог, организуя образовательный процесс, может оказать влияние, то есть создать такие условия, чтобы данные факторы способствовали формированию гражданственности школьников. Неуправляемые факторы при организации процесса формирования гражданственности изменены быть не могут, но их следует обязательно учитывать при организации образовательного процесса, чтобы нивелировать их возможное негативное влияние.
С целью выявления факторов, оказывающих влияние на формирование гражданственности школьников, мы использовали взаимодополняющие друг друга методы: опрос участников образовательного процесса и беседы с ними. В нашем исследовании приняли участие 1500 обучающихся 8-10-го классов, 150 родителей и 300 педагогов. Участникам опроса было предложено выделить факторы, которые по их мнению способствуют и препятствуют формированию гражданственности, а также указать степень их значимости. Каждый из респондентов мог выбрать несколько вариантов ответов. Результаты исследования позволили нам сделать следующие выводы.
Среди факторов, способствующих формированию гражданственности школьников, всеми группами респондентов были названы: знание отечественной истории, единая общенациональная идея, наличие примера граж-
данского поведения, организация образовательного процесса, участие в социально значимой деятельности и культурно-образовательная среда.
Фактор «единая общенациональная идея» указан и педагогами, и родителями, и школьниками, однако степень его значимости для респондентов различна: педагоги считают его самым значимым среди других факторов (57 % опрошенных), родители помещают данный фактор на второе место (44 %), тогда как школьники данный фактор выводят на пятое место из шести в рейтинге факторов (13 %). Наличие в государстве единой общенациональной идеи, по мнению педагогов и родителей, людей старшего и среднего возраста, будет способствовать формированию гражданственности школьников. Содержание данной идеи, как отмечали в беседах педагоги, заключено в принципах гражданского демократического общества. Единство данной идеи подразумевает распространение ее на территории всего государства при поддержке большинства граждан. Единая общенациональная идея, по мнению опрошенных, определивших главенствующее положение данного фактора, позволит сформулировать нравственные нормы и ценности, которые станут ориентирами воспитания юных граждан. В беседах респонденты акцентировали внимание, что требования, предъявляемые к гражданам, должны быть едины и выполняться всеми, независимо от статуса человека, его социального положения и т. п.
Фактор «наличие примера гражданского поведения» также был назван каждой группой опрошенных. Фактор занимает первое место рейтинга факторов, по мнению родителей (63 %), педагоги отводят ему третью по значимости позицию (37 %), для школьников данный фактор значительным не является (3 % опрошенных). Родители школьников и педагоги в большинстве случаев отмечали, что примером гражданского поведения могла бы стать деятельность государственного лидера, национального героя, хорошо известного общественного деятеля, поддерживающего единую общенациональную идею, а также, что было отмечено гораздо реже, поведение членов семьи, в которой живет ребенок.
Анализ ответов школьников, назвавших данный фактор, показал, что более частым является указание на наличие примера гражданского поведения именно в семье. Разность позиций данного фактора рейтинга, назван-
ных педагогами, родителями и школьниками, по нашему мнению, объясняется возрастными особенностями опрошенных. Для подросткового возраста несвойственно признание авторитета вне группы сверстников, ведущим видом деятельности для подростка является общение, прежде всего в схожей по своим интересам среде, поэтому школьники и не указывают на пример гражданского поведения вне круга своего общения. Родители стараются переложить ответственность с себя как субъектов воспитания на общество в целом, считая примером гражданского поведения деятельность публичных людей, а не членов собственной семьи, следовательно, и себя тоже, тогда как некоторые школьники все же признают значимость примера родителей.
Примеры гражданского поведения школьники предложили искать не в настоящем, а в прошлом, помещая фактор «знание отечественной истории» на первое место в рейтинге факторов (52 % респондентов), для педагогов данный фактор не значителен (5 %), родители не назвали его вовсе. По мнению школьников, опора на знание фактов истории при формировании гражданственности — одно из условий результативности данного процесса. Данная позиция совпадает и с мнением ученых К. Ю. Милованова, Г Н. Филонова, изучающих феномен гражданственности: «Ком-петентностно занять активную гражданскую позицию может лишь тот человек, который хорошо знает исторический контекст формирования российской государственности, благодаря осознанию и осмыслению истории Отечества», — утверждает К. Ю. Милованов [13, с. 82-83]. Мы считаем, что изучение таких дисциплин, как «отечественная история», «обще-ствознание», «право», обеспечит наличие гражданских знаний, что является одним из компонентов гражданственности как интегративного качества личности. В названный школьниками и педагогами фактор «знание отечественной истории» мы включаем не только знания по истории России, но и гражданско-правовые знания, в связи с чем считаем целесообразным выделить следующий фактор — «гражданские знания».
Способствовать формированию гражданственности школьников, по мнению самих же школьников,будет и культурно-образовательная среда. Фактор «культурно-образовательная среда» был назван только школьниками и занял вторую позицию рейтинга факторов (40 % респондентов). В частных бесе-
дах школьники отмечали, что формированию их гражданственности способствует усвоение ценностей художественной культуры, считая необходимым чтение художественной литературы, просмотр спектаклей соответствующего содержания, посещение музеев, знакомство с достопримечательностями большой и малой Родины.
З.Я. Капустина рассматривает процесс формирования гражданственности школьников через призму культурологического подхода. По ее мнению, формировать гражданственность можно и нужно только в условиях погружения подростка в определенную культурную среду. Культурно-образовательная среда должна стать фактором формирования гражданственности школьников. «Юные граждане взаимодействуют с элементами культуры, — утверждает ученый, — суть которых в том, что они содержат образцы, нормы, правила, но не содержат развернутой информации о ценностях, положенных в основу этих элементов. В этом слабость педагогических и социально-педагогичеких технологий. Подобная информация помогла бы юному гражданину сориентироваться в социальном пространстве, осмыслить свои возможности и «развернуть» в себе Человеческое, корректируя свои потребности, интересы. Как следствие — осознанная жизнеустойчивость (своего рода иммунитет) к деструктивному влиянию контркультуры и иных негативных факторов» [9, с. 18]. Знакомство с достижениями культуры народов России и других стран способно оказать влияние на формирование гражданственности школьников, как и организационная культура данной образовательной организации.
Изучение культурного наследия народа должно стать частью образовательного процесса, направленного на воспитание гражданственности школьников. Проведенное нами исследование показало, что фактор «организация образовательного процесса» был назван каждой группой опрошенных: 49 % педагогов, 36 % школьников и 22 % родителей. Для педагогов данный фактор оказывается одним из наиболее значимых (второе место рейтинга), для школьников он одинаково значим с фактором «участие в социально значимой деятельности» (3-4-е место), для родителей данный фактор менее значим — последнее место рейтинга. При этом необходимо учесть, что в отличие от школьников и педагогов родители выделяют минимальное количе-
ство факторов (три фактора), следовательно, процент выбравших его достаточно велик. Но каждая группа опрошенных вкладывает в содержание фактора «организация образовательного процесса» свое понимание. Педагоги уточняли, что для них существенным является программно-методическое обеспечение процесса формирования гражданственности школьников, определяя отсутствие программ гражданского воспитания, методических рекомендаций как фактор, препятствующий формированию гражданственности школьников. Школьники говорили о содержании конкретных дел и мероприятий, участниками которых они хотели бы стать. Для них важно включение в образовательный процесс мероприятий гражданской направленности, например таких, как забота и чествование ветеранов, смотр-конкурс военной песни, викторины о символах государства, конкурс плакатов ко дню Победы в Великой Отечественной войне и др. Отдельно было отмечено участие в социально значимых проектах. Школьники заявляют о своей готовности быть активными участниками социально преобразующей деятельности, следовательно, ими осознается ее воспитательный потенциал. Только школьники указывают фактор «участие в социально значимой деятельности». Считаем необходимым данный фактор, названный школьниками, включить в состав фактора «организация образовательного процесса». Школьники, несмотря на субъектную позицию участников образовательного процесса, в отличие от педагогов, не владеют знаниями об его организации, именно поэтому рассматривают собственную социально преобразующую деятельность вне его. С другой же стороны, указание школьниками на фактор «участие в социально значимой деятельности» подтверждает значимость данной деятельности и желание самих школьников участвовать в ней. По мнению и педагогов, и родителей, образовательный процесс, направленный на формирование гражданственности школьников, должен быть системно организованным, а не представлять собой хаотичный набор мероприятий, включая создание условий для социально преобразующей деятельности.
Таким образом, позиции школьников, родителей и педагогов являются частично сопоставимыми друг с другом. С одной стороны, они (позиции) совпадают: каждой группой респондентов были названы одни и те же факторы (единая общенациональная идея, нали-
чие примера гражданского поведения, организация образовательного процесса), с другой — школьниками названо большее количество факторов, чем их родителями и педагогами. То, что оказывается вне поля зрения взрослых, имеет значение для школьников: только школьники указали, что формированию их гражданственности способствуют знание отечественной истории, участие в социально значимой деятельности и культурно-образовательная среда. Мнения родителей и педагогов более близки, что возможно объяснить схожими возрастными характеристиками и ролевой позицией.
Рейтинг факторов, способствующих формированию гражданственности, по мнению школьников, родителей, педагогов представлен на рисунке 1
Школьники, их родители и педагоги выделили факторы, препятствующие формированию гражданственности школьников, опре-
делили их значимость. Позиции школьников и педагогов по количеству названных факторов в большей степени сопоставимы, чем позиции родителей и педагогов или школьников и родителей. Школьники и педагоги считают, что формированию гражданственности препятствуют следующие факторы: двойные стандарты поведения; отсутствие положительного примера гражданского поведения; дезориентация общества (отсутствие общественных идеалов); ослабление роли семьи в процессе воспитания; незнание отечественной истории; СМИ, Интернет; личностные качества (эгоизм, равнодушие) и недостатки современной системы образования. Степень значимости этих факторов для школьников и педагогов существенно противопоставляет их позиции. Для педагогов наиболее значимы: дезориентация общества (37 %), ослабление роли семьи в процессе воспитания (28%) и недостатки современной системы образования (22 %),
¡Педагоги ■ Родители »Школьники
Единая общенациональная идея
Наличие примера гражданского поведения
Организация образовательного процесса
Участие в социально значимой деятельности
Изучение отечественной истории
Культурно-образовательная среда
Рис. 1. Рейтинг факторов, способствующих формированию гражданственности, по мнению школьников, родителей, педагогов (%)
что не было отмечено ни школьниками, ни родителями. Указанные факторы практически полностью исключают как таковое присутствие и ответственность самого педагога при организации процесса формирования гражданственности школьников, они связаны с внешним воздействием на субъект формирования гражданственности. Тогда как выбор школьников, а именно фактор «личностные качества» (54 %), ориентирован на субъект формирования гражданственности. По мнению школьников, наличие таких личностных качеств, как эгоизм и равнодушие, препятствует формированию гражданственности. Сосредоточение на собственных интересах, проблемах, потребностях, по мысли школьников, не есть проявление гражданственности. Гражданственность предполагает взаимодействие личности с социумом, диалог с властью, решение совместными усилиями общественных проблем. Мы разделяем позицию Н. А. Са-вотиной, которая считает, что гражданственность призвана проявить себя в «такой жизнедеятельности, в которой знания соединяются с позицией гражданского долга, личные интересы — с общественными, в которой процесс личностной и групповой идентификации проходит через посредство привязанности и уважения к своему Отечеству» [17, с. 32]. Гражданственность, по мнению Е. Г Коротаевой, формируется «на основе интеграции, определяющей взаимообусловленную связь социальных, нравственных и культурных отношений человека с другими людьми и сторонами общества, оказывающих влияние на его личностное развитие» [10, с. 23]. Следовательно, данное качество не может проявлять себя в равнодушии или эгоизме по отношению к проблемам социума.
Только школьниками (20 %) и незначительным числом педагогов (3 % был назван фактор «наличие двойных стандартов поведения» — при пропаганде норм и ценностей гражданского общества несоблюдение данных норм и ценностей, а также нарушение законов государства, проявляющееся в поведении должностных лиц, действий общественных организаций, отдельных граждан, в содержании некоторых телепередач и т. д. Школьники осознают, что, например, информация о коррупции среди должностных лиц высокого ранга или осмеяние уровня культурно-экономического развития малых городов Российской Федерации, качества продукции отечественного производства как факты
реальной действительности современной России не соответствуют идеалам гражданского общества и не способствуют формированию гражданственности самих школьников. Педагоги практически не обратили на это внимание, родители школьников игнорировали данный факт полностью. Возможно, взрослые не готовы открыто признать наличие двойных стандартов поведения потому, что сами вовлечены в ситуацию.
Родители указали лишь на два фактора: СМИ, включая Интернет (70%), отсутствие примера гражданского поведения (33%). Каждый фактор был указан и школьниками, и педагогами, однако их значимость для каждой группы респондентов различна.
Рассмотрим более подробно фактор «СМИ, включая Интернет». Родители школьников считают, что средства массовой информации мало уделяют внимания пропаганде примеров гражданского поведения, тем самым препятствуя формированию гражданственности школьников. Индустрия удовольствий, насилие, нарушение законов — приоритет большинства телевизионных каналов; компьютерные игры, в правилах которых необходимо уничтожить противника; бесполезное времяпрепровождение в сети Интернет — все это не способствует формированию гражданских качеств школьников. Так считают родители, а также педагоги.
Вопрос влияния СМИ, сети Интернет на формирование личности активно обсуждается ученым сообществом. Во-первых, ученые обращают внимание на возрастающее влияние компьютерных технологий, медиатех-нологий, электронных средств массовой информации, Интернета и телевидения на формирование личности подрастающего поколения. Во-вторых, признают негативный характер этого влияния. Роль Интернета в современном мире настолько велика, что его можно причислить к одному из институтов социализации, оказывающих существенное влияние на личность. Н. Д. Никандров отмечает, что современный человек становится «все более зависимым от внешних фактов и влияний, в частности и в особенности, — от влияния СМИ» [15, с. 8]. «Современный ребенок, — констатирует Д. И. Фельдшейн, — не мыслим без виртуальной плоскости экрана — телевизионного, видео, компьютерного, сотового телефона и Интернета» [25, с. 9]. Идущий «из ниоткуда» хаотичный поток информации перекрывает знания, полученные от родителей, учи-
телей, воспитателей, чей авторитет оказывается не сопоставим с приоритетом Интернета или телевидения в жизни современного ребенка. А. С. Запесоцкий, возглавивший научно-исследовательскую работу по определению влияния СМИ на молодежь, констатирует факт превращения «четвертой власти» из средства воспитания, формирования личности человека-гражданина и субъекта культуры в фактор негативного воздействия на духовно-нравственное пространство страны в целом и молодежь в частности, чему способствует отсутствие в среде электронных СМИ, в первую очередь на телевидении, общечеловеческих идеалов, примеров для подражания, символов, образцов поведения, понятий о добре и зле, плохом и хорошем поступке [7]. «На телеэкране, в политике, в каждодневной жизни — всюду сегодня царят приоритеты, далекие от ценностей, которые проповедуют педагоги», — утверждают Г А. Берулава, М. Н. Бе-рулава [2]. Ю. А. Федосов, занимаясь вопросами обучения информатике и ИКТ в средней школе в контексте решения задач воспитания, приходит к выводу, что «информатизация вызвала ряд социальных последствий, негативный характер которых существенно препятствует эффективному процессу обучения и воспитания в современной российской семье и школе» [21]. Мы разделяем точку зрения ученых, что СМИ, включая сеть Интернет, оказывают существенное влияние на формирование личности в целом и гражданских ее качеств в частности. При этом в обществе сегодня нет механизмов, регулирующих степень этого влияния. Влияние СМИ и Интернета, на наш взгляд, при определенных условиях может быть как положительным, так и отрицательным. Если педагоги не могут изменить характер этого влияния в общегосударственном масштабе, то при организации образовательного процесса школьников должны быть созданы такие условия, которые позволят минимизировать негативное воздействие СМИ на формирование гражданственности, сделают интернет-контент союзником педагогов, а не противником.
Школьники признают, что СМИ и Интернет также не способствуют формированию их гражданственности, помещая данный фактор на 3-е место в рейтинге. 26 % респондентов от числа опрошенных признают негативный характер этого влияния, при этом среди факторов, положительно влияющих на формирование гражданственности школьников,
не были названы СМИ и Интернет. Значит ли это, что школьники не оценивают Интернет как угрозу или глобальная сеть таковой для них действительно не является?!
Г. Солдатова, автор исследовательского проекта «Дети России онлайн», занимающаяся проблемой представления детей и взрослых об Интернете, считает, что более 90 % всех российских подростков воспринимают его через спектр положительных эмоций. Среди четырнадцати-, пятнадцатилетних 92 % опрошенных выражают полный позитив, среди шет-надцати-, семнадцатилетних таких немного меньше — 82 %. Только 8 % школьников 1415 лет среди эмоций, которые у них возникают по отношению к Интернету, назвали и негативные. Однако у шестнадцати-, семнадцатилетних картина меняется: количество подростков, воспринимающих Интернет через призму негативных эмоций, возрастает до 18 %. То есть чем старше становятся подростки, тем больше они осознают, что Интернет может оказывать негативное влияние. «Определяя Интернет как один из главных источников информации, часть подростков осознает, что в сети можно встретиться и с негативной, агрессивной, вредоносной информацией, — утверждает Г. Солдатова. — Столкновение с таким контентом производит на подростков настолько сильное впечатление, что 76 % опрошенных считают, что Интернет опасен, при этом более половины опрошенных категоричны в констатации этого факта» [19]. Интересными в этой связи представляются результаты исследования коллектива ученых под руководством С. Б. Цымбаленко [26]. Изучая влияние сети Интернет на подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства, ученые отмечают, что у современных подростков (с учетом погрешности на неискренность ответов респондентов) существует «позитивная модель пользования Интернетом», которая включает: мотивацию времени пребывания в сети, поиска познавательной информации и творческой самореализации; рационального соотношения общения в Интернете и реального общения; негативное отношение к сайтам, содержащим рекламу, сцены насилия и порнографии.
Среди опрошенных педагогов лишь пятая часть указала, что СМИ, включая Интернет, препятствуют формированию гражданственности школьников. Разделяя точку зрения, что в современных условиях развития общества СМИ и Интернет можно причислить к институ-
там социализации, мы считаем, что педагоги напрямую не могут управлять характером воздействия данного института на формирование личности школьника в целом и формирование гражданственности в частности,. Необходимо создание таких условий, при которых воздействие СМИ и глобальной сети на школьника будет нивелировано. Школьникам необходимы знания, умения и навыки, которые бы позволили противостоять негативному воздействию информационного потока, быть не только потребителями информации, но и создателями различного рода информационных продуктов, отражающих их гражданскую позицию и являющихся образцом гражданского поведения самих школьников.
Рейтинг факторов, препятствующих формированию гражданственности школьников, по мнению школьников, родителей, педагогов представлен на рисунке 2.
Отдельного внимания, на наш взгляд, из выделенного педагогами заслуживает фактор «недостатки современной системы образования». Учителя, заместители директора по воспитательной работе образовательных организаций отмечают причины, не позволяющие результативно организовать процесс формирования гражданственности школьников: «отсутствие программно-методического обеспечения процесса формирования гражданственности школьников» (38%), «отсутствие системности в организации процесса формирования гражданственности школьников» (34 %), «нехватка компетентных кадров в области гражданского воспитания» (20 %), «оторванность школы от проблем общества» (20 %), «формализм» (15 %), «нерациональная занятость учителя» (27 %), «недостаточное количество часов, отводимых на предмет «обществознание» (ме-
Педагоги ■ Родители ■ Школьники
Незнание отечественной истории
Эгоизм, равнодушие
Двойные стандарты поведения
Отсутствие примера гражданского поведения
СМИ, включая Интернет
Недостатки современной системы образования
Ослабление роли семьи в процессе воспитания
Дезориентация общества
70
Рис. 2. Рейтинг факторов, препятствующих формированию гражданственности школьников, по мнению школьников, родителей, педагогов (%)
нее 3 %), «недофинансирование» (менее 3 %). Считать названные причины проблемами отдельно взятой образовательной организации, как и отдельно взятой территории (субъекта Российской Федерации), не позволяет категория опрошенных — педагоги городов и сел Кемеровской области. Г Ф. Гаврилычева, рассматривая вопросы формирования гражданственности школьников, а именно причины, препятствующие результативности этого процесса, цитирует педагогов школ Московской области: «... Честно говоря, некогда этим заниматься, учебную программу не успеваю проходить»; «... Я бы с удовольствием занималась гражданским воспитанием, так как действительно считаю это очень важным, но столько сложностей, противоречий, да и литературы соответствующей нет»; «. Мы занимаемся гражданским воспитанием на уроках, главным образом в рамках литературы, москво-ведения» (опрос проведен в 2006 году) [4, с. 10]. Тот же опрос, проведенный ученым через четыре года, показал следующие результаты. Среди причин, влияющих на нерезультативность формирования гражданственности школьников, учителя-практики называют: отсутствие четко определенного понятия «гражданское воспитание», «гражданственность»; отсутствие методического обеспечения; недостаточное количество времени для организации внеклассной и внеурочной работы с обучающимися из-за большой учебной нагрузки педагогов; невовлеченность в процесс гражданского воспитания школьников других субъектов воспитательно-образовательного процесса, общественности; отсутствие системы работы по гражданскому воспитанию в образовательной организации [3].
Нами также было проведено сравнение результатов опросов, проведенных в разное время разными учеными в разных регионах: а именно Н. А. Савотиной (г. Москва, 2003 г.] и О. В. Поздеевой (г. Самара, 2008 г.). Сравнительный анализ показал, что среди факторов, препятствующих формированию гражданственности, константным является «... отсутствие единых базовых методологических подходов к гражданскому воспитанию. Нерешенность проблемы обеспечения учебной, нормативной, методической литературой, а как следствие — порождение различных двусложных, малопонятных учителю определений воспитания: «гражданско-правовое», «граж-данско-патриотическое», «нравственно-гражданское», «нравственно-патриотическое» [18,
с. 6]. В. В. Курков, обращаясь к проблеме эффективности процесса формирования гражданственности, констатирует: «Одной из причин отсутствия реальных механизмов претворения в жизнь положений образовательной политики, несоответствия практики провозглашаемым целям образования является несформированность комплекса ресурсного обеспечения системы гражданского образования, особенно на региональном уровне» [12]. Отсутствие комплекса ресурсного, нормативно-правового и организационно-методического обеспечения процесса формирования гражданственности как школьников, так и взрослых, по мнению ученого, влечет за собой неэффективность реализации идей гражданского воспитания.
Опрашивая педагогов Кемеровской области, мы также выяснили, что существуют сложности с содержанием понятий «гражданственность», «гражданское воспитание», «формирование гражданственности школьников». 56 % опрошенных педагогов ответили, что о гражданском воспитании и его категориях имеют только частичное представление. Менее 30 % опрошенных педагогов смогли перечислить воспитательные программы, направленные на формирование гражданственности школьников любого уровня: федерального, муниципального или разработанные в образовательной организации. При этом большая часть опрошенных (более 60 %) указала, что они реализуют на практике идеи гражданского воспитания. Логическое несоответствие данных опроса, на наш взгляд, свидетельствует о том, что педагоги-практики в большинстве случаев формально подходят к организации гражданского воспитания, имея неточные представления об этом процессе, не опираясь на воспитательные программы, то есть организуют этот процесс бессистемно.
Мы утверждаем, что факторы, препятствующие формированию гражданственности школьников, названные педагогами Кемеровской области, константны на протяжении длительного периода для различных субъектов Российской Федерации. Педагоги испытывают ряд затруднений при организации процесса формирования гражданственности школьников, и это делает данный процесс недостаточно результативным. Формирование гражданственности школьников требует предварительной подготовки педагогов, направленной на повышение уровня их готовности к осуществлению данного процесса.
Рис. 3. Классификация факторов, влияющих на формирование гражданственности школьников
Результаты исследования, согласно принятой нами классификации, могут быть представлены следующим образом (рис. 3).
Таким образом, выявленные нами факторы, как способствующие, так и препятствующие, управляемые и неуправляемые, должны быть учтены при организации формирования гражданственности школьников.
1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М. : Педагогика, 1989. 558 с.
2. Берулава Г. А., Берулава М. Н. Методологические проблемы развития личности в пространстве современной культуры [Электронный ресурс] //Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры : докл. X Междунар. Лихачевских науч. чтений (13-14 мая 2010 г.). URL: http://Www.lihachev.nu/pic/ site/files/lihcht/2010_Sbornik/Tom_1_2010/008_ Sekcia_8/003_G.A.Benulava_M.N.Benulava.pdf.
3. Вагайцева Е. С., Игонина Т. Б. Факторы формирования гражданственности школьников в условиях информационного общества //Проблемы и перспективы современной науки : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Ставрополь : Логос, 2015. С. 33-42.
4. Гаврилычева Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? //Начальная школа. 2006. № 12. С. 10-21.
5. Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы //Воспитание школьников. 2010. № 3. С. 3-9.
6. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М. : Просвещение, 2014. 24 с.
7. Запесоцкий А. С. Влияние СМИ на молодежь как проблема отечественной педагогики // Педагогика. 2010. № 2. С. 3-16.
8. Игонина Т. Б., Красношлыкова О. Г. Ретроспективный анализ организации гражданского воспитания в России // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 17. С. 166-169.
9. Капустина З. Я. Культура гражданского становления личности как социально-педагогическое явление // Наука и школа. 2006. № 1. С. 17-20.
10. Коротаева Е. Г. Воспитание гражданственности у школьников в условиях социального партнерства с муниципальной библиотекой// Библиотековедение. 2010. № 2. С. 16-21.
11. Князев А. М. Акмеолого-педагогическая концепция воспитания гражданственности в системе российского образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008. 70 с.
12. Курков, В. В. Исследование образовательных ресурсов региональной прессы в сфере гражданского образования Калужской области [Электронный ресурс] // Труды регионального конкурса научных проектов в области гуманитарных наук. Вып. 8. URL: http://Www.science-kaluga.nu.
13. Милованов К. Ю. Гражданское воспитание и духовно-нравственный потенциал современного российского общества // Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (7-9 дек. 2011 г.). М.: Ин-т семьи и воспитания РАО, 2012. Т. 1. С. 79-83.
14. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://sinncom. nu/content/nefonma/index5.htm.
15. Никандров Н. Д. Гражданское воспитание в современной России //Образование и наука. 2011. № 2. С. 3-16.
16. Поздеева О. В. Подготовка студентов к осуществлению гражданского воспитания школьников //Вестник Сам-ГУ. 2008. № 5/1 (64). С. 152-158.
17. Савотина Н. А. «...Гражданином быть обязан» //Образование и общество. 2002. № 3. С. 30-34.
18. Савотина Н. А. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития //Воспитание школьников. 2003. № 5. С. 6-9.
19. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете [Электронный ресурс] / Г. Солдатова, Е. Зотова, А. Че-калина, О. Гостимская. М., 2011. URL: http: //detionline. com/assets/files/neseanch/caught_by_net.pdf.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 дек. 2010 г. № 1897). URL: [^//минобрнауки. рф/документы/938.
21. Федосов А. Ю. Построение безопасной информационной среды школы: социально-педагогические проблемы и пути решения [Электронный ресурс] //Интернет и современное общество : материалы XII Всерос. объединенной конф. URL: http://nois.loino.nu/index.php?mo dule=anticles&action=view&cid=0&id=146.
22. Федотова Г. А., Мирветалиева С. З. Становление гражданской позиции студентов технического вуза. Великий Новгород: Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого, 2009. 144 с.
23. Филонов Г. Н. Теория воспитания: потенциал формирующего воздействия //Педагогика. 2011. № 7. С.12-20.
24. Философский энциклопедический словарь / ред кол.: А. А. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1989. 226 с.
25. Фельдшейн Д. И. Взаимосвязь теории практики в формировании психолого-педагогических оснований организации современного образования // Педагогика. 2010. № 10. С. 3-16.
26. Цымбаленко С. Б. Подрастающее поколение в Российском информационном пространстве XXI века [Электронный ресурс] // Медиа. Информация. Коммуникация. 2012. № 2. URL: http://mic.ong.nu/index. php/2-nomen-2012/117-podnastayushchee-pokolenie-v-nossijskom-infonmatsionnom-pnostnanstve-khkhi-veka.
УДК/UDC 378:37.017.4 А. Д. Лопуха, А. А. Подмаренко
A. Lopoukha, A. Podmarenko
РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ В ВОЕННОМ ВУЗЕ
RETROSPECTIVE ANALYSIS OF MILITARY INSTITUTION STUDENTS POLITICAL EDUCATION
В статье исследуется роль политической культуры офицера в оценке политических процессов современности. Анализируется характер политической подготовки офицеров Советской армии, рассматривается современное состояние политического воспитания будущих офицеров в военных вузах. Предложены теоретические основы организации политического воспитания в образовательном процессе военного вуза.
This article describes the role of political culture officer in assessing modern political processes. The authors analyze the nature of the
Soviet army officers political training, discusses the current state of political education of future officers in military academies. Theoretical foundations for the organization of the political education in the educational process of the military academies are proposed.
Ключевые слова: военный вуз, политическое воспитание курсантов, история политического воспитания.
Keywords: military academy, political education of future officers, political education history.