Научная статья на тему 'Роль образовательных организаций в становлении национального и гражданского самосознания школьников'

Роль образовательных организаций в становлении национального и гражданского самосознания школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
882
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА / НАЦИОНАЛЬНОЕ И ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SCHOOL / NATIONAL AND CIVIC SELF-CONSCIOUSNESS / EDUCATION / VALUES / POLITICAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнева Антонина Владимировна

В статье представлены данные исследования школы как института социализации. Автор акцентирует внимание на содержательных и организационных аспектах формирования национального и гражданского самосознания школьников. В результате исследования были выявлены проблемы и возможности образовательных организаций по осуществлению гражданского воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селезнева Антонина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL AND CIVIC SELF-CONSCIOUSNESS OF SCHOOLCHILDREN

The article presents data from a study of the school as an institution of socialization. The author focuses on content and organizational aspects of the formation of national and civic self-consciousness of schoolchildren. The study identified the challenges and opportunities of educational organizations in the process of civic education.

Текст научной работы на тему «Роль образовательных организаций в становлении национального и гражданского самосознания школьников»

НАУЧНАЯ ШКОЛА

УДК 316.6

Роль образовательных организаций в становлении национального и гражданского самосознания школьников1

В статье представлены данные исследования школы как института социализации. Автор акцентирует внимание на содержательных и организационных аспектах формирования национального и гражданского самосознания школьников. В результате исследования были выявлены проблемы и возможности образовательных организаций по осуществлению гражданского воспитания.

Ключевые слова: школа, национальное и гражданское самосознание, воспитание, ценности, политическая социализация.

А.В. Селезнева

Формирование национального и гражданского самосознания молодежи происходит в процессе целенаправленного воспитания и стихийной социализации в обществе под воздействием многих факторов. При этом наибольшее значение имеет социальная среда, непосредственно окружающая молодого человека. Ключевыми институтами воспитания и социализации индивида являются семья и школа как наиболее близкие ему элементы социальной среды, вписанные, в свою очередь, в более широкую систему социальных связей и отношений.

Исследователями установлено, что «среди основных институтов политической социализации наибольший потенциал в применении целенаправленных методов воспитания гражданина демократического государства принадлежит школе» [5, с. 158]. Как отмечает Г.М. Андреева, школа кроме обеспече-

1 Статья подготовлена в рамках реализации проекта «Разработка и апробация моделей обеспечения становления гражданского и национального самосознания детей в общеобразовательных организациях в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации (государственный контракт на выполнение работ (оказание услуг) от 10.12.2013 № 08.028.11.0082).

© Селезнева А.В., 2014

33

Роль образовательных организаций в становлении самосознания школьников

ния систематического образования готовит человека к жизни в обществе, она «задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует) его вхождению в гражданскую жизнь» [1, с. 276].

Современной системе российского образования не удается в полной мере реализовать функцию формирования национального и гражданского самосознания молодежи. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования как самих школьников, так и учителей [3; 4].

В частности, в рамках проекта «Разработка и апробация моделей обеспечения становления гражданского и национального самосознания детей в общеобразовательных организациях в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», проводимого в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011—2015 годы, Московским государственным гуманитарным университетом имени М.А. Шолохова был проведен анализ среды образовательных организаций с точки зрения их воспитательного воздействия в процессе формирования национального и гражданского самосознания учащихся. Материалами для анализа послужили данные экспертного опроса 50 учителей, проведенного в декабре 2013 года в 10 субъектах РФ (см. коммент. 1).

Опросник (гайд) экспертного интервью включал в себя 15 вопросов преимущественно открытого типа, направленных на выявление установок учителей в отношении возможностей образовательных организаций в осуществлении гражданского воспитания и формирования национального самосознания школьников.

Оценка уровня развития гражданского и национального самосознания большинства российских школьников 10—11 классов

Анализируя возможности образовательной среды по формированию национального и гражданского самосознания школьников, необходимо в первую очередь понять, каким образом оценивают уровень его развития учителя как ключевые субъекты воспитательного воздействия на личность школьника. Результаты опроса показали, что уровень развития гражданского и национального самосознания большинства российских школьников 10—11 классов оценивается как средний и низкий, причем практически в равной степени. Никто из респондентов не оценил этот уровень как высокий, никто не указал и на полное отсутствие у детей гражданского и национального самосознания.

Данное обстоятельство является существенным, поскольку вызывает оптимизм тот факт, что учителя видят задатки, базу, основу для дальнейшей работы, пусть и находящейся сейчас на не очень высоком уровне. Процесс всегда протекает быстрее и легче, если для этого есть уже какой-то фундамент.

34

Роль образовательных организаций в становлении самосознания школьников

Особенности российской системы общего образования и воспитания, способствующие формированию национального и гражданского самосознания школьников

Подавляющее большинство опрошенных нами респондентов считают, что в российской системе общего образования и воспитания есть компоненты, которые способствуют формированию национального и гражданского самосознания школьников. Только 0,9% опрошенных не видят в ней позитивных в указанном отношении особенностей.

Среди особенностей российской системы общего образования и воспитания, которые способствуют формированию национального и гражданского самосознания школьников, учителя выделяют следующие.

Наличие учебных предметов, содержание которых наполнено материалом, способствующим формированию национального и гражданского самосознания школьников (11,32%). Это такие учебные предметы, как история, литература, обществознание, мировая художественная культура. Кроме учебных предметов, включенных в настоящее время в образовательные стандарты, учителя называют также предметы, которые существовали ранее, например, уроки начальной военной подготовки.

Учителя считают, что разнообразные формы внеклассной воспитательной работы, существующие в современном образовательном процессе, могут способствовать формированию национального и гражданского самосознания школьников (41,51%). Это всевозможные экскурсии (по местам боевой славы, родному краю, стране и т.п.), встречи с интересными людьми (ветеранами, героями, учеными, писателями, поэтами, спортсменами и т.п.), посещение выставок различной направленности, организация мероприятий, приуроченных к государственным праздникам (9 мая), и т.д.

Положительными особенностями современной российской системы общего образования и воспитания, которые способствуют формированию национального и гражданского самосознания школьников, наши респонденты считают традиции патриотизма, заложенные еще в советской системе (7,54%), требования государственного стандарта, бесплатность обучения, многонациональные классы (1,89%), взаимодействие с общественными организациями (5,66%) и другое.

Особенности российской системы общего образования и воспитания, препятствующие формированию национального и гражданского самосознания школьников

Факторы и особенности российской системы общего образования и воспитания, препятствующие, по мнению учителей, формированию национального и гражданского самосознания школьников, носят разнообразный характер — учебный, методический, общесоциальный.

К учебно-методическим особенностям российской системы общего образования и воспитания, препятствующим формированию национального и граж-

35

Роль образовательных организаций в становлении самосознания школьников

данского самосознания школьников, по мнению учителей, относятся сокращение количества учебных часов на изучение истории, литературы, русского языка — предметов, содержание которых способствует овладению историкокультурными знаниями, формированию гражданско-мировоззренческих установок школьников («история, литература не являются ведущими предметами, а именно они влияют на гражданское и национальное самосознание»). В эту же группу можно отнести указанное респондентами отсутствие единообразия и общей идеологической линии в содержании учебных предметов, которое выражается, например, в отсутствии единого учебника истории. Кроме того, наши респонденты отмечают отсутствие специальных курсов, которые могли бы формировать культуру межнационального общения и способствовать таким образом формированию национального самосознания.

К общесоциальным факторам, препятствующим формированию национального и гражданского самосознания школьников, по мнению учителей, относятся особенности социальной структуры российского общества, главным образом ее национальной составляющей («большой наплыв учащихся из бывших союзных республик с низким интеллектом, уровнем культуры и образования») и общероссийской культуры толерантности и гражданской идентичности («откровенное неприятие учителями других национальностей»).

Институты социализации, оказывающие положительное влияние на формирование национального и гражданского самосознания школьников

По мнению учителей, наиболее важными институтами социализации, оказывающими положительное влияние на формирование национального и гражданского самосознания школьников, являются образовательные организации и семья (рис. 1). Примечательно, что образовательные организации оказались на первом месте в рейтинге, обогнав пусть и в незначительной степени семью, которая традиционно считается наиболее значимым институтом социализации. Вероятно, специфика образовательных учреждений состоит в том, что они обладают большими возможностями для целенаправленного воспитательного воздействия на школьников с целью формирования у них национального и гражданского самосознания.

Какие институты социализации в наибольшей степени могут оказывать положительное влияние на гражданское воспитание школьников?

■ Семья ■ Группа сверстников «Образовательное ■ Общественна «СМИ

Рис. 1. Влияние институтов социализации на становление национального и гражданского самосознания школьников

36

Роль образовательных организаций в становлении самосознания школьников

Третье место занимают средства массовой информации (11,54%), роль которых все больше возрастает во всех сферах жизни общества. Очевидно, что в современную информационную эпоху дети и молодежь все более подвержены влиянию СМИ, черпают из традиционных СМИ и Интернета разнообразную информацию, осуществляют с их помощью социальные коммуникации. В то же время стоит отметить, что воздействие СМИ на сознание детей носит противоречивый и нецеленаправленный характер, что приводит к совершенно разным и подчас непредсказуемым результатам. Именно поэтому учителя не всегда считают их фактором, благоприятно сказывающимся на формировании национального и гражданского самосознания школьников.

Наши респонденты (11,54%) считают общественные организации положительно влияющими на формирование национального и гражданского самосознания школьников. Группа сверстников признается в качестве позитивного в этом отношении института социализации совсем незначительным количеством учителей и представителей общественных организаций — 2,56%.

Знания, необходимые школьникам для становления национального и гражданского самосознания, методы, средства и формы их формирования

Наиболее важными знаниями, необходимыми школьникам для становления их национального и гражданского самосознания, чуть более четверти опрошенных учителей (28,57%) считают исторические знания (история России, родного края, других регионов, значимых исторических событий и личностей) (рис. 2). Справедливость этого мнения подтверждают ученые, выступающие за необходимость формирования представлений о «национальной истории как о целостном, неразрывном процессе, в котором современный человек может найти обоснование и оправдание собственному существованию и в качестве личности, и в качестве гражданина» [2, с. 35].

Рис. 2. Представления учителей о знаниях, необходимых школьникам для становления их национального и гражданского самосознания

37

Роль образовательных организаций в становлении самосознания школьников

На втором месте (24,11%) находятся знания в области культуры (знания о культуре, традициях, обычаях, литературе и искусстве России, знания об истории, культуре, обычаях и традициях народов России).

Тройку замыкают политические знания (особенности политической системы и государственного устройства России и ее субъектов), значимость которых отметили 19,64% наших респондентов.

Знания о государственных символах и государственных праздниках России (понимание истории становления и современного смысла) считают необходимыми для становления национального и гражданского самосознания школьников 14,29% учителей.

Важность географических знаний (природно-климатические и социально-экономические особенности регионов России) отмечают 10,71% респондентов.

Указанные выше знания могут быть сформированы в рамках разных учебных курсов. Представления учителей о том, какие учебные курсы могут выполнить эту задачу с наибольшей эффективностью, продемонстрированы на рис. 3.

В рамках каких учебных предметов могут быть сформированы эти знания?

■ Граждановедение

■ мхт • История

■ Общественна н не

■ Русский язык

■ География ■Литература

■ История родного края

■ в рамках всех

■ Искусство, рисование

■ Право

■ Культура речи

Рис. 3. Представления учителей об учебных предметах, формирующих знания, необходимые школьникам для становления их национального и гражданского самосознания

Наиболее важными учебными курсами, которые в понимании учителей могут формировать знания, необходимые для становления национального и гражданского самосознания школьников, являются история (27,12%), обществознание (19,49%) и география (11,86%).

Интересно отметить соотношение между группами знаний, выявленными в предыдущем вопросе, и значимостью учебных предметов. Исторические знания, занявшие первое место, могут быть сформированы на уроках истории России и истории родного края (0,85%), тут все понятно. Политические знания, оказавшиеся по важности на третьем месте, могут быть получены из курсов обществознания, граждановедения (0,85%) и права (0,85%). А вот учебные предметы, которые могут передавать вторые

38

Роль образовательных организаций в становлении самосознания школьников

по значимости знания в области культуры — литература (16,10%), русский язык (7,63%), МХК (5,08%), искусство (3,39%), культура речи (1,69%), — по отдельности не набирают значительного количества предпочтений, а в совокупности дают 39,89%.

Умения и навыки работы с информацией о текущих политических процессах, необходимые школьникам для становления национального и гражданского самосознания, методы, средства и формы их формирования

В рамках формирования национального и гражданского самосознания школьников помимо знаниевого компонента важным является и компонент размышления, понимания контекста происходящих в обществе процессов, их причин и последствий, умения искать и анализировать информацию, формулировать собственную позицию. Для этого в образовательно-воспитательной среде существуют разные формы, значимость которых оценивали учителя (рис. 4.)

В каких формах можно научить школьников размышлять о текущих процессах в обществе, понимать их контекст, причины и возможные последствия, искать и анализировать информацию, формировать свою точку зрения? Какими методами и средствами это можно делать?

■ Уроки по учебным предметам (история, общество знание, география и др,)

■ Внеурочные занятия по учебным предметам (факультативы, элективные курсы и др.) 9 Мероприятия в рамках воспитательной работы (клубы, кружки, студии и др.)

■ Личное общение школьников с учителями

■ Разговора с родителями

■ Взаимодействие с общественными организациями

Рис. 4. Представления учителей о формах и методах формирования умений и навыков работы с информацией о текущих политических процессах, необходимых школьникам для становления национального и гражданского самосознания

Результаты исследования показывают, что наиболее подходящим форматом для данной работы, по мнению наших респондентов, являются уроки по учебным предметам (история, обществознание, география и др.). Такой позиции придерживаются почти четверть опрошенных (24,59%).

Вторым по эффективности форматом «научения мыслить» являются внеурочные занятия по учебным предметам (факультативы, элективные курсы и др.). Эту позицию отстаивают 20,49% учителей и членов общественных организаций.

Остальные формы работы выбрали меньшее количество респондентов, процентное соотношение четырех оставшихся позиций имеет не столь

39

Роль образовательных организаций в становлении самосознания школьников

существенную разницу: мероприятия в рамках воспитательной работы (клубы, кружки, студии и др.) — 14,75%, личное общение школьников с учителями — 12,30, разговоры с родителями — 15,57, взаимодействие с общественными организациями — 12,30%.

Конкретные предложения учителей и членов общественных организаций в рамках работы по формированию у школьников умений и навыков работы с информацией о текущих политических процессах, необходимых им для становления национального и гражданского самосознания, по каждой форме работы были следующие.

Уроки по учебным предметам: деловые игры, игровые уроки, мозговые штурмы, обсуждение проблем методом беседы, суд над героями книги, рассказа, анкетирование, исторические реконструкции и декадники (Республика Башкортостан).

Внеурочные занятия по учебным предметам: факультативы, элективные курсы, беседы, просмотр фильмов по теме.

Мероприятия в рамках воспитательной работы: мозговые штурмы, распределение социальных ролей, методы сравнения, сопоставления и анализа допущенных ошибок, посещение музеев культуры и истории других национальностей, социально-патриотические акции, участие в проектах ЮНЕСКО (Москва, Республика Башкортостан).

Личное общение школьников с учителями: анализ поведения, личный пример.

Разговоры с родителями: представление школьной программы для родителей в виде презентации для создания единства образовательного процесса и общения родителей с детьми, выявление тем обсуждений на домашних советах, в индивидуальных беседах с представителями старшего поколения, задания тестового характера для родителей.

Взаимодействие с общественными организациями: приглашение на встречи со школьниками «героев общества», ветеранов ВОВ, людей, добившихся успеха в жизни, совместные проекты.

Учителя считают достаточно эффективным способом формирования национального и гражданского самосознания школьников вовлечение их в работу различных музеев (школьных, муниципальных, областных) и поисковых отрядов. Подобная работа уже осуществляется в некоторых регионах России (Москва, Московская область).

Коммуникативные умения, необходимые школьникам для становления национального и гражданского самосознания, методы, средства и формы их формирования

Формирование национального и гражданского самосознания школьников включает в себя также работу по развитию у них коммуникативных умений ведения диалога и сотрудничества с представителями других национальностей и социальных групп, способностей принимать точки зрения других людей и т.д.

40

Роль образовательных организаций в становлении самосознания школьников

Наиболее значимыми формами работы в этом направлении, по мнению учителей, являются внеурочные занятия по учебным предметам (факультативы, элективные курсы и др.). Эту позицию отстаивают 20,30% наших респондентов (рис. 5).

В каких формах можно формировать у школьников коммуникативные умения е рамках становления их гражданского и национального самосознания (умение вести диалог и сотрудничать с представителями других социальных групп, способность принимать точку зрения другого

1%

■ Уроки по учебным предметам (история, обществоэнание, география и др.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Внеурочные занятия по учебным предметам {факультативы, элективные курсы и др,)

■ Мероприятия в рамках воспитательной работы (клубы, кружки, студии и др.)

■ Л и ч ное об щеп ие школ ь ников с уч ителями

■ Разговоры с родителями

■ Взаимодействие с общественными организациями

Рис. 5. Представления учителей о формах и методах формирования коммуникативных умений, необходимых школьникам для становления национального и гражданского самосознания

Вторым по эффективности форматом развития коммуникативных умений являются уроки по учебным предметам (история, обществознание, география и др.). Такой позиции придерживаются 19,55% опрошенных.

Остальные формы работы выбрали чуть меньшее количество респондентов. Процент выбора двух других позиций одинаков: мероприятия в рамках воспитательной работы (клубы, кружки, студии и др.) — 17,29%, личное общение школьников с учителями — 17,29%. Оставшиеся две формы работы различаются не столь существенно по показателям предпочтений: разговоры с родителями — 13,53%, взаимодействие с общественными организациями — 12,03%.

Конкретные предложения учителей в рамках работы по формированию у школьников коммуникативных умений и навыков, необходимых им для становления национального и гражданского самосознания, по каждой форме работы были следующие.

Уроки по учебным предметам: доклады, выступления перед классом, совместные дидактические игры с представителями других национальностей.

41

Роль образовательных организаций в становлении самосознания школьников

Внеурочные занятия по учебным предметам: тренинги на формирование навыков коммуникации и общения.

Мероприятия в рамках воспитательной работы: дискуссионные клубы.

Взаимодействие с общественными организациями: организация игр, интеллектуальных турниров.

В качестве примеров эффективного осуществления работы по формированию коммуникативных умений и навыков, необходимых для становления национального и гражданского самосознания школьников, учителя указывают фестиваль национальных культур «Истоки» и «Фестиваль языков мира» (ГБОУ ЦО № 2006 г. Москвы), «Дни славянской письменности», «Фестиваль народов мира», «Фестиваль дружбы народов» (Покровская средняя общеобразовательная школа № 1 Петушинского района Владимирской области).

Ценности, необходимые школьникам для становления национального и гражданского самосознания

Наиболее значимыми ценностями, которые необходимо формировать у школьников в рамках становления их национального и гражданского самосознания, в представлении учителей, являются семья (13,21%), патриотизм (12,74%), закон (10,38%), образование (9,43%). Значимость остальных ценностей представлена в диаграмме (рис. 6).

Какие ценности необходимо формировать у школьников в рамках становления их гражданского и национального самосознания?

Рис. 6. Представления учителей о системе ценностей, необходимых школьникам для становления их национального и гражданского самосознания

Представляется, что выстраивание иерархии ценностей, которые наиболее важны для формирования национального и гражданского самосознания, позволяет понять, насколько сами учителя правильно понимают фундаментальные ценностные основания этого самосознания.

В рамках сформулированной в проекте модели ценностный (аксиологический) компонент национального и гражданского самосознания школьника должен включать в себя такие ценности, как мир, закон, патриотизм, солидарность, гуманизм и демократия. Результаты нашего ис-

42

Роль образовательных организаций в становлении самосознания школьников

следования показывают, что две ценности: патриотизм и закон — представляются учителям как субъектам воспитательного процесса важными и значимыми. Менее важными они считают такие ценности, как мир (7,55%), солидарность (5,19%), гуманизм (6,13%) и демократию (2,36%). Данное обстоятельство необходимо учитывать, поскольку эти ценности являются основополагающими для формирования гражданского и национального самосознания школьников, а представление учителей об их относительно небольшой значимости может затруднить этот процесс. Для организации эффективной работы по формированию гражданского и национального самосознания школьников в образовательных учреждениях необходимо, чтобы субъекты воспитательного воздействия на ребенка обладали четким пониманием того, какие ценности лежат в основе этого самосознания.

Интересно отметить также, что наименее значимой ценностью в контексте формирования национального и гражданского самосознания школьников является богатство (0,94%).

Знания и умения, необходимые учителям для работы по формированию национального и гражданского самосознания школьников, формы и методы их получения

По мнению опрошенных нами учителей, им необходимы дополнительные знания и умения для работы по формированию национального и гражданского самосознания школьников. При этом ключевыми знаниями являются:

— политико-юридические знания («о политической обстановке в стране», «знание основ государства и права»);

— исторические знания (история России, народов России и родного края);

— общекультурные знания (русский язык, литература, культура).

Основными умениями, необходимыми учителям для работы по формированию национального и гражданского самосознания школьников, являются:

— умения осуществлять межкультурные коммуникации, создавать дружелюбную обстановку в многонациональном классе;

— умения прогнозировать, предотвращать и разрешать конфликты в школе, возникающие на национальной почве;

— умения осуществлять работу по формированию чувства толерантности у школьников.

Важно отметить, что указанные знания и умения учителя хотели бы получить в рамках курсов повышения квалификации, участвуя в работе федеральных форумов и конференций, семинаров и тренингов. Кроме того, важное значение имеет самообразование, для которого необходимы специально написанные по данной проблеме научные и учебно-методи-

43

Роль образовательных организаций в становлении самосознания школьников

ческие книги. Одной из возможных форм были указаны информационные письма и материалы, полученные через электронную почту.

Стоит отметить, что в некоторых из исследуемых регионов проблема повышения методического уровня и воспитательной компетентности учителей давно осознана, предпринимаются усилия по ее решению (например, в Первой московской поликультурной школе № 1650).

Формы взаимодействия школы и семьи для формирования национального и гражданского самосознания школьников

В определении форм взаимодействия школы и семьи в процессе формирования национального и гражданского самосознания школьников учителя опираются на ключевой педагогический принцип воспитания, сформулированный еще в рамках советской педагогики, — согласованность требований школы, семьи и общественности, который подразумевает обеспечение единства и целостности учебно-воспитательного процесса путем взаимодействия педагогов, родителей и представителей общественности.

Наши респонденты выделяют следующие формы этого взаимодействия:

— участие родителей в деятельности школы через родительские и попечительские советы;

— совместное проведение воспитательных мероприятий учителями и родителями (киноклубы, литературные кружки, беседы, экскурсии, посещение выставок и музеев и т.д.);

— специальные тематические родительские собрания.

При этом условиями успешности этого взаимодействия, по мнению учителей, являются информированность родителей об учебных и факультативных программах, а также их ответственность за учебный и воспитательный процесс.

Учителя отмечают, что в деле взаимодействия с семьей по вопросу формирования у школьников национального и гражданского самосознания уже проделано немало работы, во многих регионах эта деятельность носит комплексный и систематический характер (Москва, Московская область, Республика Башкортостан, Ставропольский край).

Выводы

Результаты анализа среды образовательных организаций с точки зрения воспитательного воздействия, обеспечивающего становление гражданского и национального самосознания детей, позволяют выделить комплекс существующих в ней проблем и возможностей.

Проблемы среды образовательных организаций с точки зрения воспитательного воздействия, обеспечивающего становление гражданского и национального самосознания школьников, выявленные в результате ана-

44

Роль образовательных организаций в становлении самосознания школьников

лиза, можно разделить на две группы: содержательные и организационнометодические.

Содержательные проблемы:

— обусловленная неопределенностью данных понятий в научном и учебно-методическом дискурсе несформированность в сознании школьников и учителей понимания ключевых для проекта категорий «гражданин», «нация»;

— низкий уровень знаний, умений и навыков, необходимых для становления и развития национального и гражданского самосознания школьников, причем из всех компонентов наименее сформированными являются умения работать с информацией о текущих политических процессах, понимать их контекст и формулировать собственную точку зрения;

— содержание учебных предметов и учебников в недостаточной степени ориентировано на решение задачи формирования национального и гражданского самосознания школьников, единая концептуальная модель содержания среднего полного общего образования, заложенная в федеральном государственном образовательном стандарте, не имеет прямого и полного воплощения в учебной литературе.

Организационно-методические проблемы:

— недостаточный уровень методической подготовленности и воспитательной компетентности учителей для осуществления целенаправленной работы по формированию национального и гражданского самосознания школьников в учебной, внеклассной и внешкольной деятельности;

— недостаточный уровень координации усилий субъектов социализа-ционного воздействия на школьников (семьи, школы, общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления) в работе по формированию национального и гражданского самосознания детей.

Возможности среды образовательных организаций с точки зрения воспитательного воздействия, обеспечивающего становление гражданского и национального самосознания школьников, выявленные в результате анализа:

— федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования определяет образовательные и воспитательные основы формирования национального и гражданского самосознания школьников, закрепленные в содержании учебных предметов и направлениях воспитательный работы, что создает фундамент для осуществления психолого-педагогической работы со школьниками в данном направлении;

— образовательные организации обладают существенным накопленным опытом осуществления учебно-воспитательной работы, в том числе и по формированию национального и гражданского самосознания школьников, который необходимо повсеместно распространять, создавать систе-

45

Роль образовательных организаций в становлении самосознания школьников

му универсальных педагогических технологий, направленных на эффективное решение задач проекта;

— в разных регионах страны накоплен определенный опыт взаимодействия субъектов воспитания (школой, семьей, общественными организациями) друг с другом и органами государственной и муниципальной власти, который необходимо обобщать и распространять.

Комментарии

1. Перечень образовательных организаций можно найти в материалах проекта. Сайт МГГУ имени М.А. Шолохова. [Электронный ресурс]. URL: http://mggu-sh.ru/stanovlenie-grazhdanskogo-samosoznaniya.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2000. 384 с.

2. Евгеньева Т.В. Историческая память и национально-государственная идентичность в современной России // Ценности и смыслы. 2012. № 5 (21). С. 27—36.

3. Евгеньева Т.В. Роль исторической памяти в процессе политической социализации граждан России (политико-психологический анализ) // Вестник Томского университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 3 (23).

4. Молчанова О.А. Формирование образов государства и политической системы в современной российской школе // Образы государств, наций и лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2008.

5. Политическая социализация российских граждан в период трансформации / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Некоммерческое партнерство «Новый хронограф», 2008. 552 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.