Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЛАКАТОВ ПО АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ И АНТИНИКОТИНОВОЙ ПРОПАГАНДЕ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЛАКАТОВ ПО АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ И АНТИНИКОТИНОВОЙ ПРОПАГАНДЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЛАКАТОВ ПО АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ И АНТИНИКОТИНОВОЙ ПРОПАГАНДЕ»

г

1986/87 учебного года, в которых закончили обучение 275 слушателей, проведено анонимное анкетирование выпускников университета по 5 пунктам: курение, употребление алкоголя, участие в систематических занятиях спортом, соблюдение режима труда и отдыха, питания.

Было отмечено снижение на 28 % числа курящих учащихся- юношей. Из 22 опрошенных девушек ранее постоянно курили 8, в настоящее время курят только 3.

Резко сократилось употребление алкоголя. Из 251 учащихся, принимавших участие в анкетировании, не употребляли алкогольные напитки до поступления в СПТУ и занятий в народном университете 210 человек, что составляло 79%. После окончания курса занятий в университете ^ не употребляют алкогольные напитки 31 учащийся, вновь начали их употреблять 8 учащихся. Таким образом, число лиц, не употребляющих алкогольные напитки, понизилось с 21 до 9%. Из участвовавших в анкетировании 91% систематически занимаются активными видами спорта; до поступления в училище в общеобразовательных школах спортом систематически занимались 64% учащихся. Проведенный в 4 отме-

ченных выше СПТУ анализ спортивной работы показал значительную ее активизацию. Из 275 слушателей последнего выпуска народного университета ранее имели массовые спортивные разряды 58 юношей и девушек, в 1987 г.— 102 учащихся, в основном по легкой атлетике, лыжным гонкам, спортивным играм. Лучше стал соблюдаться режим труда и отдыха, питания, однако еще многие учащиеся не бросили курить, относительно высок процент употребляющих алкогольные напитки. Многие из учащихся, особенно девушки, предпочитают активному отдыху пассивный; не все еще полностью соблюдают режим питания. На это следует обратить особое внимание в ходе дальнейших занятий.

Таким образом, проведение систематических занятий с учащимися СПТУ в системе народного университета «Здоровье», целенаправленное нравственно-гигиеническое их воспитание способствуют успешной борьбе с вредными привычками, более активному занятию спортом, а следовательно, сохранению и укреплению их здоровья, повышению работоспособности.

Поступила 23.06.87

УДК 613.816+613.846](084.5)

Н. Л. Ананьина

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЛАКАТОВ ПО АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ И АНТИНИКОТИНОВОЙ

ПРОПАГАНДЕ

ВНИИ медицинских проблем формирования здорового образа жизни населения,

Москва

Пропаганда здорового образа жизни, профилактика различных заболеваний — это важная задача советского здравоохранения. Для,успешного ведения этой пропаганды следует оптимально использовать возможности пропагандистских средств, условия их построения, функционирования, цели использования.

Хорошо зарекомендовавшим средством наглядной агитации является плакат. Мощным пропагандистским средством плаката являются такие его свойства, как возможность быстро откликаться на злободневные темы, ярко и наглядно, «доступным для большинства языком» [2] выражать даже сложные, абстрактные идеи. Как произведение графического искусства, плакат обладает большой смысловой насыщенностью, вплоть до символического всеобъемлющего значения; плакатный образ должен быть художественным и типичным образом современной действительности, нести в себе одновременно черты социального стереотипа, символа, художественного обобщения.

Целью настоящей работы явилось проведение исследования по выявлению факторов, влияющих

на эффективность воздействия плакатов по антиалкогольной и антиникотиновой пропаганде.

Основная функция плаката — воздействовать (формировать, воспитывать, убеждать, разъяснять и т. д.) на те или иные социальные установки на ведение здорового образа жизни. Выполнение этой функции достигается созданием определенного отношения, негативного или позитивного, к различным социальным явлениям, показом последствий «неправильного» гигиенического поведения, невыполнения норм здорового образа жизни, напоминанием о тех или иных событиях, сведениях, нормах, иллюстрацией ка-кой-либо пропагандируемой идеи или ее аспекта и т. д.

Плакаты, пропагандирующие медико-гигнени-ческие знания, как правило, имеют целыо формирование не кратковременных, единичных действий, а определенных социально-значимых установок и ценностных ориентаций на ведение здорового образа жизни, формирование гигиенических навыков. Плакат может вызывать разные реакции у человека — заставить его сразу принять решение и действовать, например, обра-

титься к врачу или спокойно оценить то или иное явление, занять определенную позицию по отношению к нему и только по прошествии ка-кого-то времени перейти к желаемым для пропагандиста действиям. «В одном случае акцент делается на эмоциональном восприятии образа, который не должен оставить зрителя равнодушным. В другом случае — художник старается больше аппелировать к сознанию, стремясь логично и последовательно помочь зрителю разъяснить смысл лозунга, текста, но и в этом типе плаката необходима своя эмоциональность, иначе он будет мертв и сух» [3]. Плакаты по антиалкогольной и антиникотиновой пропаганде в своем большинстве должны быть «нацелены» на появление второй реакции — не единичные действия, а сознательные, волевые усилия по искоренению вредных привычек, ведению здорового образа жизни.

Для того чтобы плакат выполнял свои пропагандистские функции, т. е. был эффективным, он должен определенным образом конструироваться. Одним из факторов, влияющих на эффективность воздействия плаката, является учет потребностей, интересов, мотивов поведения адресной группы. Следует широко использовать такие побудители действий, которые связаны с общечеловеческими ценностями, нормами поведения, основами совместного общежития: например, стремление нравиться людям, занимать достойное положение в обществе, быть интересным, содержательным человеком, пользоваться уважением в коллективе и др., принимать во внимание мотивы, характерные для различных возрастов (деятельность общения и познавательная деятельность как ведущие для определенных возрастных периодов), и мотивы, определяемые различными состояниями (беременность, роды, климактерический период и др.), требующими особого поведения; использовать требования и ценности референтных групп, наиболее характерных для предполагаемого контингента.

Другим фактором, влияющим на эффективность воздействия плаката, является тесное органическое единство текстовых и изобразительных моментов. Текстовой момент несет идею плаката; конкретным ее воплощением, обладающим большими экспрессивными возможностями, является изображение. Представляется необходимым говорить не просто о единстве текста и изображения, а о единствах различного рода: смысловом, тональном, по степени конкретности — абстрактности. При анализе плакатов по антиалкогольной и антиникотиновой тематике выявлено, что очень часто текст и изображение рассогласованы:

— по тональности. Например, текст повелительный, а изображение никакого императивного оттенка не несет (указующая рука, различные запретительные знаки и др.);

— по степени конкретности — абстрактности.

Например, текст «пьянство — спутник травматизма» носит абстрактный характер, а изображение— рабочий с бутылкой, получивший травму, — конкретный.

Такие рассогласования приводят к несостоятельности плаката и свидетельствуют о том, что автор и художник должны работать в тесном единстве; столь частые нарекания в адрес художников-плакатистов в равной степени относятся и к авторам.

Если плакат оказывает какое-либо действие на адресата, то это сказывается и на его оценке. Мы вправе ожидать, что плакаты, получающие высокие и низкие оценки, т. е. вызывающие к себе позитивное или негативное отношение, оказывают какое-либо действие, в то время как «средние» плакаты определенного отношения к у? себе не вызывают. Анализ плакатов, получающих высокие и низкие субъективные оценки, поможет раскрыть те факторы, которые влияют на их эффективность, действенность. К числу последних мы относим единство текста и изображения, а также обращение к таким мотива-ционным образованиям, которые с наибольшей вероятностью могут стать побудителями действий в желаемом для авторов направлении.

Для плакатов, получающих высокую оценку, должно быть характерно выполнение этих требований. Низкая оценка плаката может зависеть от невыполнения этих требований, от ка-ких-либо дополнительных факторов, вызывающих негативное отношение к плакату и от общей противоположной позиции (контрпозиции) человека по отношению к пропагандируемому вопросу.

Для проверки высказанных положений проведена экспериментальная работа на учащейся молодежи сельских районов СССР.

В ходе исследования проведена оценка 46 плакатов по антиникотиновой и антиалкогольной пропаганде, выпущенных ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР за последние 9 лет. Исследования по оценке плакатов были проведены на учащихся 9—10-х классов и учащихся ПТУ сельских районов СССР.

В исследовании был использован метод кла-стерилизации — отнесение каждого из плакатов в один из 5 классов: 1—очень плохой, 2 — плохой, 3 — удовлетворительный, трудно сказать что-либо определенное, 4 — хороший, 5 — отличный и метод беседы [после эксперимента с испытуемыми проводилась беседа с целью выяснения какие плакаты нравятся (не нравятся), какие требования предъявляются к плакатам, всегда ли читаются лозунги (текст)]. Предварительно проводился анализ плакатов по следующим факторам: тема плаката; предполагаемая аудитория; обращение к возможным мотивам поведения этой аудитории; характер текста и его связь с изображением. ^

г

Средние оценки плакатов № 2 «Травматизм — спутник пьянства» и № 28 «Курил...бросил!» , выставленные различными

группами учащихся

Харьковская область Московская область Ипано-Фран -ковская область Луцкая область Владимирская область с. Элея Латвийской ССР

Лй плаката школа ПТУ ПТУ ПТУ школа школа ПТУ

м. д. д. м. д. Д- м. Д. м. Д. ы. д- ,

№ 2 № 28 2,2 4,7 3,0 5,0 3,4 3,48 3,1 4,45 3,7 4,1 3,4 4,8 3.7 4.8 3,62 4,75 3,0 4,6 2,25 4,8 2,5 4,9 3,2 4,6 3,18 4,82

Полученные результаты позволили выделить плакаты, получившие низкие и высокие оценки в каждой экспериментальной группе отдельно "Ъ для мальчиков и девочек (подсчитывались средние арифметические по каждой группе). В таблице приведены средние оценки плакатов № 28 «Курил... бросил!» (художник И. А. Вольнова, ЦНИИ санитарного просвещения, 1983) и № 2 «Травматизм — спутник пьянства» (художник К- В. Иванов, ЦНИИ санитарного просвещения, 1977).

Данные этого этапа обработки показали, что значимых различий в оценке плакатов по антиалкогольной и антиникотиновой пропаганде между проживающими в сельской местности школьниками старших классов и учащимися ПТУ нет. Это связано с единой системой воспитания, едиными требованиями к здоровому образу жизни, в частности, с единым отношением к вредным привычкам (употребление табака и спиртных напитков).

Если и имеются отдельные подростки, для которых характерна сформированная контрпсзи-ция по отношению к здоровому образу жизни, то а число их очень невелико.

Девочки в основном дают более высокие оценки, чем мальчики. Мы склонны объяснять этот результат такими психологическими особенностями девочек, как чувствительность к мнению окружающих, заинтересованность в результатах оценки их работы, желание произвести благоприятное впечатление [1]. Общая же тенденция в оценках плакатов (высокие, низкие) едина для мальчиков и девочек.

Далее были выделены плакаты, единодушно в каждой группе получившие минимальные и максимальные средние оценки (таких плакатов оказалось 11). Дальнейший анализ проводился по этим 11 плакатам. Для каждой группы по каждому из этих плакатов подсчитывались частотные распределения, т. е. вероятность попадания в каждый из возможных 5 классов. Примеры частотных распределений для групп школьников Харьковской и Владимирской областей для плакатов №2 «Травматизм — спутник пьянства» (низкие оценки) и№ 28 «Курил... бросил!» (высокие оценки) приведены на рисунке. В осталь-^ ных экспериментальных группах получены ана-

логичные результаты, поэтому здесь не приводятся.

Как видно из графиков частотного распределения, плакат № 28 «Курил...бросил!» получает единодушно наиболее вероятную оценку 5; плакат № 2 «Травматизм — спутник пьянства» с наибольшей вероятностью получает оценки 2—3. Для плаката № 28 характерна органическая связь текста и изображения, текст поясняет изображение, основная идея плаката «схватывается» мгновенно. Плакат обращен к естественному желанию человека быть здоровым и счастливым. Текст и изображение в равной мере абстрактны. В плакате № 2 связь текста и изображения слабая: они не совпадают по форме (изображение конкретное, текст абстрактный) и по тональности (текст — категоричное заявление, рисунок же не носит такого категоричного оттенка). Четко определить адресат плаката не удалось — текст вообще не предполагает адресата. Соответственно и не поддаются определению мотивы поведения, на которые «нацелен» плакат. На плакате № 2 изображены рабочие, занятые на производстве. Если считать, что адреса плаката — рабочие, занятые на производстве, и учесть, что пьянство в рабочее время есть нарушение трудовой дисциплины, то текст «пьянство на производстве — это: штраф (минус 30% зарплаты), премия (минус 100% зарплаты), травма (минус ? % здоровья)» более пригоден, так как был бы обращен не к мотиву нежелания получить травму (вряд ли найдется человек, который этого хочет), а к мотивам, побуждающим выполнять нормы поведения на работе.

Аналогичная процедура и анализ были прове-

■ '_1_

ж

ж Л'

J_I

А

Частотные распределения оценок плакатов № 2 и 28 для школьников-мальчиков Владимирской и Харьковской областей (а) и для школькиц-девочек Владимирской и Харьковской областей (б).

1 — Владимирская область (плакат №28): // — Харьковская область (плакат № 28); /// — Владимирская область (плакат № 2); /V — Харьковская область (плакат № 2).

дены для всех 11 плакатов. Для тех из них, которые получили высокие оценки, характерно органическое единство (по смыслу, тональности, степени конкретности — абстрактности) текста и изображения, а также обращение к таким мотивам, которые могут быть действительными побудителями деятельности. Для плакатов, получивших низкие оценки, напротив, характерно рассогласование текстовых и изобразительных моментов, нечеткое определение адресата и соответственно обращение к неопределенным, не выраженным четко или нехарактерным, малодейственным мотивам поведения человека. На оценку плаката также влияют его эстетические свойства и изображения модных, привлекательных для данной аудитории предметов (джинсы, кроссовки и др.).

В результате проведенной работы мы определили факторы, влияющие на эффективность воздействия плакатов в желаемом для авторов направлении. Это органическое единство текста и изображения, четкое определение адресной группы и обращение к таким мотивам ее поведения, которые могут стать реальными побудителями действий.

Литература

1. Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М., 1979.

2. Корецкий В. Б. Заметки плакатиста. — М., 1958.

3. Свиридова И. А. Советский политический плакат: Некоторые тенденции развития плаката на современном этапе. — М„ 1975.

Поступила 13.08.87

Краткие сообщения

УДК 613.632.4:628.512|-06:(613.632.4:546.13

М. Т. Дмитриев, Л. Г. Рябикина, В. В. Грошев, А. И. Вулих

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВТОРИЧНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА ПРИ ЕГО ОЧИСТКЕ ОТ ХЛОРА

НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

В последние годы все шире используются различные фильтрующие материалы для очистки воздуха от токсичных газообразных веществ, пыли и радиоактивных аэрозолей. Наибольшее распространение среди них приобретают благодаря хорошим эксплуатационным характеристикам и высокой степени очистки (98—99 %) ионообменные материалы (ИМ) [2, 3, 5]. Вместе с тем с гигиенической точки зрения недопустимо, чтобы снижение концентраций токсичных веществ в поступающем в фильтры воздухе сопровождалось выделением из них других токсичных веществ в сопоставимых количествах [1]. Вторичное выделение фильтрами токсичных веществ возможно не только при их деструкции, но и в результате химических воздействий на исходный полимерный' материал, трансформации веществ при фильтрации. Подобное исследование представляет интерес в процессах очистки от высокоагрессивных веществ, в первую очередь хлора, что и являлось задачей данной работы. Исследование проведено на примере ИМ ПАН-ЭДЭ-10П и очистки воздуха от хлора с помощью фильтров на основе этого материала. Хлор относится ко 2-му классу опасности. Его максимальная разовая концентрация в атмосферном воздухе населенных мест составляет 0,1 мг/м3.

ИМ представляет собой полотно из волокон на основе нолиакрилонитрила, наполненных зернистым акионитом ЭДЭ-10П. Изучено выделение токсичных веществ из ИМ в процессе сорбции хлора, после его сорбции и экспозиции, а также после регенерации сорбента. Исследования проведены на опытной партии, изготовленной ВНИИ синтетического волокна (г. Калинин) по ТУ 6-06-32-500—84. Материал переведен в СОз-форму но ГОСТу 10896—72. Статическая обменная емкость 2,5 мг-экв/г, влажность 30%, поверхностная плотность 0,5 кг/м2. Регенерацию полотна ИМ после сорбции хлора проводили обработкой 5 % раствором Ыа2С03, отмывали водой до нейтральной реакции, высушивали на воздухе до влажности 35—40 %. Затем производили повторную сорбцию хлора с поглощением летучих компо-

нентов. Для определения продуктов газовыделений образец исследуемого материала помещали в кассету из нержавеющей стали и пропускали через него газовоздушную смесь с объемной скоростью 30 мл/мин и содержанием хлора 30—50 мг/м3. Представляло интерес сопоставить результаты определения продуктов газовыделений из материала без влияния хлора, для чего в аналогичных условиях через материал пропускали гелий. Летучие компоненты поглощали в концентрационной трубке, заполненной предварительно кондиционированным полимерным сорбентом тенаксом. По окончании отбора пробы концы трубки закрывали заглушками.

Для десорбции и вторичного концентрирования поглощенных на тенаксе летучих продуктов концентрационную трубку прогревали при 190—200 °С в токе гелия, десорби-рованные продукты повторно концентрировали з У-образ-ной трубке методом вымораживания жидким азотом, а затем термически десорбнровали в хроматографическую колонку. Анализ проводили на газовом хроматографе «Цвет-4» с пламенно-ионизационным детектором. Условия хрома-тографировання: металлическая колонка диаметром 3 мм, длиной 1 м заполнена апиезоном Ь (15 %), нанесенным на хезасорб А\У дисперсностью 0,2—0,36 мм; расход гелия 30 мл/мин, воздуха 300 мл/мин, водорода 30 мл/мин; температура колонки 150°С.

В продуктах газовыделеннй из ИМ (табл. 1) обнаружен ряд летучих веществ, являющихся исходными компонентами и их примесями при синтезе ИМ (акрилонитрил, диме-тилформамид, эпихлоргидрин, полнэтнленполиамнн, хлористый аллил). Летучих компонентов, образование которых было бы связано с расщеплением полимерной структуры ионнта и волокнообразующего полимера, в продуктах газовыделений не обнаружено. При фильтрации хлора через ИМ возрастает интенсивность выделения акрилонитрила, полнэтнленполиамина, эпнхлоргидрина, ацетальдегида, хлороформа, четыреххлорнстого углерода, этанола. Различия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.