Научная статья на тему 'Факторы влияния на развитие частно-государственного предпринимательства в Республике Беларусь'

Факторы влияния на развитие частно-государственного предпринимательства в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЧАСТНЫЙ БИЗНЕС / ПАРТНЕРСТВО / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕН-НОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швед Инна Викторовна

В статье рассматривается становление партнерских отношений между частным бизнесом и государством в Республике Беларусь, а также выделение новой формы сотрудничества-частно-государственного предпринимательства. Анализ факторов, влияющих на развитие частно-государственного предпринимательства в республике Беларусь, способствует выявлению основных проблем в развитии законодательных, организационно-экономических и финансовых механизмов реализации частно-государствен-ного предпринимательства. Исходя из мирового опыта, частно-государственное предпринимательство нужно рассматривать как важный фактор развития национальной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Швед Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы влияния на развитие частно-государственного предпринимательства в Республике Беларусь»

УДК 338.22(476)

Швед Инна Викторовна

аспирант. Балтийский федеральный университет им. И. Канта [email protected]

Inna V. Shved

graduate student.

Baltic Federal University of I. Kant [email protected]

Факторы влияния

на РАЗВИТИЕ

ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Factors of influence on

THE DEVELOPMENT OF PUBLIC AND PRIVATE BUSINESS IN REPUBLIC OF BELARUS

Аннотация. В статье рассматривается становление партнерских отношений между частным бизнесом и государством в Республике Беларусь, а также выделение новой формы сотрудничества-частно-

государственного предпринимательства. Анализ факторов, влияющих на развитие частно-государственного предпринимательства в республике Беларусь, способствует выявлению основных проблем в развитии законодательных, организационно-

экономических и финансовых механизмов реализации частно-государствен-ного предпринимательства. Исходя из мирового опыта, частно-государственное предпринимательство нужно рассматривать как важный фактор развития национальной инновационной системы.

Ключевые слова: предпринимательство,

частный бизнес, партнерство, частно-государствен-ное предпринимательство.

Annotation. In the article the formation of partnership between the private business and state in Republic of Belarus, and also the allocation of new form of cooperation-public and private business are considered. The analysis of the factors influencing development of public and private business in the Republic of Belarus promotes identification of the main problems in the development of legislative, organizational and economic and financial mechanisms of realization of public and private business. Proceeding from the world experience, public and private business should be considered as an important factor of development of national innovative system.

Keywords: entrepreneurship, private business, partnership, public and private business.

Постановка проблемы. Сегодня актуальная задача для Республики Беларусь - это изменение структуры предпринимательского сектора. В Республике Беларусь наблюдается целый ряд нерешенных методологических вопросов перехода к партнерским отношениям государства и бизнеса, отсутствует опыт такого партнерства, не развита законодательная база, и все это в совокупности сдерживает внедрение частно-государственного предпринимательства (ЧГП) в республике.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблемам развития ЧГП посвящены работы таких ученых, как Н.А. Лихачев [6], Д.Ю. Самсонов [11] и др. Особенности партнерских отношений с участием государства и частного бизнеса исследованы в работах представителей экономической мысли, а именно в работах таких ученых, как А.А. Алпатов [1], В.Г. Варнавский [2, 3, 4], С.Н. Ларин [5], Л.К. Лохтина [7], Л.Э. Миндели [10] и многих других.

В Республике Беларусь вопросы государственночастного партнерства (ГЧП) отражены в работах

следующих авторов: И.Н. Мельникова [9], П.Г. Никитенко [11], А.Н. Тур [13], Г.А. Яшева [14] и др.

Нерешенные части проблемы. Представляется, что развитие ЧГП следует рассматривать как важный фактор развития национальной инновационной системы. Проблему становления и развития ЧГП в Республике Беларусь необходимо рассматривать в контексте экономических, юридических и организационных факторов.

Целью данной статьи является рассмотрение и выявление факторов, влияющих на развитие ЧГП в Республике Беларусь.

Основные результаты исследования. Отношение к партнерству у государства и у предпринимательских структур неоднозначно: одни ученые видят в ЧГП возможность экономического прорыва, другие - возможность нецелевого использования бюджетных средств и усиление коррупции. Зарубежный опыт показывает, что и предпринимательскому, и государственному секторам выгодно использовать разные формы взаимодействия, в том числе и ЧГП, для созда-

179

ния инновационной экономики.

Государственное предпринимательство - это особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках государственного сектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг. Оно необходимо в малорентабельных отраслях, которые не представляют интереса для частного капитала [8]. Частное предпринимательство -это простейшая форма бизнеса в форме индивидуального предпринимателя [8]. У частного предпринимателя главной целью стоит максимизация прибыли, а главная цель государственного предпринимательства заключается в решении социально-экономических задач.

ЧГП понимается как промежуточная форма взаимосвязей между частной и государственной собственностью. чГп становится «воспитателем» инновационного бизнеса, стимулирующим инновационное поведение предпринимателей [10]. Для Республики Беларусь, в частности, ЧГП интересно как «своеобразная управленческая альтернатива приватизации» [13]. Этот способ приватизации дает возможность избежать экономическое противоречие, когда государственные стратегически важные объекты нельзя передать в частную собственность, а государственный бюджет не в силах финансировать эти объекты в полном объеме. В этом случае капитал привлекается посредством передачи частному бизнесу во временное владение, пользование или управления активами с сохранением за объектами статуса государственной собственности.

Изучая и анализируя мировой опыт, можно заключить, что для развития ЧГП нужны следующие детерминанты. Во-первых, это факторы, которые определяют состояние государственного бюджета. Дефицит бюджетных средств является вероятностью появления ЧГП, а снижение государственных расходов возмещается привлечением частных инвестиций. Во-вторых, это факторы, определяющие макроэкономическое положение в стране: стабильная макроэкономическая ситуация в стране гарантирует успешную реализацию проектов ЧГП. В-третьих, это факторы, которые измеряют объем внутреннего рынка: чем больше рынок и чем выше покупательная способность, тем возможней появление ЧГП. В-четвертых, это наличие рыночных институтов: когда права частного бизнеса защищены, а в стране имеются эффективные рыночные институты, то намного выше возможность появления Чгп.

Таким образом, факторы, которые необходимы для развития ЧГП - это правовая и экономическая надежность и защищенность частного бизнеса.

Внедрение и развитие института ЧГП наблюдается в странах с развитой экономикой. В странах с переходной экономикой практика применения ЧГП ниже и это связано с отсутствием необходимых условий, а именно слабостью или нераз-

Литература:

витостью рынка капитала, слабостью или отсутствием рыночных институтов, а также отсутствием административного опыта новых методов управления на всех уровнях. Все эти сдерживающие факторы снижают интерес частного бизнеса к развитию ЧГП.

В Республике Беларусь перечисление факторов, сдерживающих и ограничивающих внедрение ЧГП, можно продолжать, и можно установить ряд проблем в развитии ЧГП. Одна из важных проблем связана с тем, что в белорусском законодательстве практически не разработаны юридические вопросы в области ЧГП. В Республике Беларусь до сих пор не принят Закон «О государственно-частном партнерстве».

Следующая группа проблем связана с отсутствием соответствующей институциональной среды для реализации механизмов ГЧП. Например, в России действуют такие структуры, как Инвестиционный фонд, Банк развития, государственные корпорации, Российская венчурная компания и др., которые реализуют проекты ГЧП. В Казахстане в августе 2008 года был создан Казахский центр ГЧП в форме акционерного общества. Из стран бывшего СССР, а именно в Украине, Молдове, Кыргызстане, приняты Законы о ГЧП.

Далее следует выделить отсутствие действующего механизма концессии. Несмотря на то, что в республике механизм концессии законодательно утвержден, применение его на практике практически отсутствует.

В Республике Беларусь наблюдается отсутствие квалифицированных кадров в сфере ГЧП, общее число специалистов в данной сфере ничтожно мало. На данный момент нужно развивать систему подготовки специалистов в области концессий и других форм ГЧП.

Развитие ЧГП базируется на факторах, влияющих на расширение спектров и форм координации государства и частного бизнеса: ЧГП позволяет формировать отношения частного бизнеса и государства; ЧГП дает возможность использовать ресурсы частного бизнеса в процессах воспроизводства в отраслях и сферах, которые находятся в собственности государства; объединением ресурсов частного бизнеса и государства в рамках конкретных проектов формируются конкурентные превосходства.

Выводы. Состояние современной экономики, недостатки законодательной базы, требования предпринимательской среды диктуют выделение новой формы сотрудничества частного бизнеса и государственной власти - частно-государственного предпринимательства. ЧГП является инновационной и многообещающей формой взаимодействия частного бизнеса и государства в Республике Беларусь. Для успешного развития и использования механизмов ЧГП в инновационном развитии экономики Республики Беларусь нужна государственная стратегия развития ЧГП в республике в составе государственной инновационной стратегии.

Literature:

180

1. Алпатов А.А. Государственно-частное партнерство: механизмы реализации / А.А. Алпатов,

A. В. Пушкин, Р.М. Джапаридзе. М. : Альпина Паблишерз, 2010. 196 с.

2. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2004. № 6. С. 9-13.

3. Варнавский В.Г. Партнерство государства и международного бизнеса. 6-е изд. М. : КНОРУС, 2009. С. 106-119.

4. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М. : Наука, 2005. 315 с.

5. Ларин С.Н. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и российские реалии. Государственно-частное партнерство в инновационных системах. Рос. акад. наук, Ин-т экономики; под общ. ред. С.Н. Сильверстова. М., 2008. С. 51-62.

6. Лихачев Н.А. Развитие частно-государственного предпринимательства в социальной сфере : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Тамбов, 2011.

7. Лохтина Л.К. Понятие и сущность государственно-частного партнерства / Л.К. Лохтина,

Э.Д. Батуев // Социальные аспекты здоровья населения. 2010. № 3.

8. Масюк Н.Н. Государственно-частное предпринимательство как инновационная форма взаимодействия бизнеса и власти. Креативная экономика. 2013. № 2. С. 9-14.

9. Мельникова И.Н. Мировой опыт реализации государственно-частных партнерств в инновационной сфере. Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития: материалы XIII Международной научной конференции (Минск, 25-26 октября 2012 г.): в 3 т. Минск : НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь, 2012. Т. 3. С. 61-62.

10. Миндели Л.Э. Государственно-частное партнерство как важнейший фактор развития национальной инновационной системы / Л.Э. Миндели,

B. А. Васин // Инновационная экономика.2014. № 1. С. 2-8.

11. Никитенко П.Г. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере Республики Беларусь. Экспертный канал «Открытая экономика». 2011. URL: http:/www.opec.ru.

12. Самсонов Д.Ю. Частно-государственное

предпринимательство в системе модернизации экономики регионов : дис. . канд. экон. наук: 08.00.05. Тамбов, 2013.

13. Тур А.Н. Особенности формирования государственно-частного партнерства в Республике Беларусь. Проблемы управления. 2011. № 2.

C. 31-36.

14. Яшева Г.А. Формирование стратегии государственно-частного партнерства в инновационном развитии Республики Беларусь. Маркетинг и

1. Alpatov A.A. Public-private partnership: mechanisms of realization / A.A. Alpatov, A.V. Pushkin, R.M. Dzhaparidze. M. : Alpina Pablisherz, 2010. 196 p.

2. Varnavskii V.G. Public-private partnership in Russia: formation problems // Domestic notes.

2004. № 6. P. 9-13.

3. Varnavskii V.G. Partnership of the state and international business. 6th ed. M. : KNORUS, 2009. P. 106-119.

4. Varnavskii V.G. Partnership of the state and private sector: forms, projects, risks. M. : Science,

2005. 315 p.

5. Larin S.N. Public-private partnership: foreign experience and the Russian realities. Public-private partnership in innovative systems: [collections]. RAS IE / under a general edition of S.N. Sil'verstov. M., 2008. P. 51 -62.

6. Likhachev N.A. Development of public and private business in the social sphere : dis. .. cand. econ. Sciences: 08.00.05. Tambov, 2011.

7. Lokhtina L.K. Notion and essence of public-private partnership / L.K. Lokhtina, E.D. Batuev // Social aspects of health of the population. 2010. № 3.

8. Masyuk N.N. State-private business as an innovative form of interaction of business and power // Creative economy. 2013. № 2. P. 9-14.

9. Mel’nikova I.N. World experience of realization of public-private partnerships in the innovative sphere. Problems of forecasting and state regulation of social and economic development: materials of the XIII International Scientific Conference (Minsk, on October 25-26, 2012): in 3 vols. Minsk: NIEI of the Ministry of Economics of Republic of Belarus, 20 12. T. 3. P. 61-62.

10. Mindeli L.E. Public-private partnership as the most important factor of the development of national innovative system / L.E. Mindeli, V.A. Vasin // Innovative ekonomika. 2014. № 1. P. 2-8.

11. Nikitenko P.G. Public-private partnership in the innovative sphere of Republic of Belarus. The Expert channel «Open Economy». 2011. URL: http: /www.opec.ru.

12. Samsonov D.Yu. Public and private business in the system of modernization of economy of the regions : dis. .. cand. econ. Sciences: 08.00.05. Tambov, 2013.

13. Tur A.N. Features of formation of public-private partnership in Republic of Belarus // Problems of management. 2011. № 2. P. 31-36.

14. Yasheva G.A. Formation of strategy of public-private partnership in innovative development of Republic of Belarus // Marketing and management

181

менеджмент инноваций. 2012. № 3. С.163-180.

of innovations. 2012. № 3. P. 163-180.

182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.