Научная статья на тему 'Необходимость развития государственно-частного партнерства в странах-членах Таможенного союза'

Необходимость развития государственно-частного партнерства в странах-членах Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
478
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / СТРАНЫ-ЧЛЕНЫ / ИНВЕСТИЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швед Инна Викторовна

В статье рассматривается современное состояние и развитие государственно-частного партнерства в странах-членах Таможенного союза. Количество стран, где успешно развивается и реализуется партнерство частного сектора и государства растет. В непростой экономической ситуации именно государственно-частное партнерство стран-членов Таможенного союза может стать одним из инструментов экономического развития партнеров по Союзу путем активизации взаимодействия государства и предпринимательского сектора, привлечения в экономику частных инвестиций, реализации перспективных инфраструктурных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Швед Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость развития государственно-частного партнерства в странах-членах Таможенного союза»

УДК 681.5

Швед Инна Викторовна

аспирант. Балтийский федеральный университет им. И.Канта [email protected]

Inna V. Shved

Graduate student.

The Baltic federal university of I. Kant [email protected]

Необходимость развития

государственно-частного партнерства в странах-членах таможенного союза

Need of development of

public-private partnership for member countries of the customs union

Аннотация. В статье рассматривается современное состояние и развитие государственно-частного партнерства в странах-членах Таможенного союза. Количество стран, где успешно развивается и реализуется партнерство частного сектора и государства растет. В непростой экономической ситуации именно государственно-частное партнерство стран-членов Таможенного союза может стать одним из инструментов экономического развития партнеров по Союзу путем активизации взаимодействия государства и предпринимательского сектора, привлечения в экономику частных инвестиций, реализации перспективных инфраструктурных проектов.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, Таможенный союз, страны-члены, инвестиции, национальная экономика.

Annotation. In article the current state and development of public-private partnership in member countries of the Customs union is considered. Number сран where the partnership of the private sector and state develops successfully and realized grows. In a difficult economic situation public-private partnership of member countries of the Customs union can become one of instruments of economic development of partners in the Union by activization of interaction of the state and a business sector, attraction in economy of private investments, implementation of perspective infrastructure projects.

Keywords: public-private partnership, Customs union, member countries, investments, national economy.

Постановка проблемы. Целью развития государственно-частного партнерства (далее -ГЧП) в странах-членах Таможенного союза является, во-первых, взаимодействие государства и бизнеса, во-вторых, привлечение частных инвестиций, в-третьих, стабильное развитие экономик стран-членов Таможенного союза, в-четвертых, повышение конкурентоспособности национальных экономик, в-пятых, формирование единого рынка капитала товаров и услуг, трудовых ресурсов.

Анализ последних исследований и публикаций.

Проблема развития механизмов государственно-частного партнерства в странах-членах Таможенного союза нашла отражение в работах белорусских (А.Н. Тур [4], Е.В. Плотникова [5] и др.), российских (А.В. Калина [2], В.Г. Варнавский, Л.Э. Мин-дели и многих других) и ученых из Республики Казахстан (Т.М. Матаев [3], П.Б. Исахова [1] и др.).

Нерешенные части проблемы. Представляется, что государственно-частное предпринимательство в странах-членах Таможенного союза развивалось с отставанием от развитых стран Запада. Необходимо на территории Таможенного союза сформировать и гармонизировать законодательство, том числе и в направлении государственно-частного партнерства, учитывая при этом специфику развития и становления ГЧП в странах-членах ТС.

Целью данной статьи является анализ развития и современного состояния ГЧП в странах-членах Таможенного союза.

Основные результаты исследования. Механизмы реализации взаимодействия государства и частного сектора экономики в западных странах развивались и совершенствовались десятилетиями. В странах-членах Таможенного союза происходило отставание в данной области. Это позволило для развития ГЧП использовать лучшие рекомендации и модели организации ГЧП и реализовать их на практике.

Россия, Республика Беларусь и Казахстан с распадом СССР признали необходимость сотрудничества государственного и частного предпринимательства и почти одновременно начали форматирование отношений между государством и частным бизнесом. Самым главным фактором, определяющим развитие ГЧП, конечно же следует считать организационно-правовые условия, которые связаны с определенной нормативно-правовой базой (рис. 1).

В Республике Казахстан развитие ГЧП началось в начале 90-х, когда республика обрела свою независимость. В это время и было начато применение принципиально новых для страны механизмов сотрудничества государства и частного сектора, таких как:

- корпоративная форма управления (участие государства в уставных капиталах юридических лиц наряду с частным сектором);

- доверительное управление объектами государственной собственности (аренда);

- государственные тракты);

- приватизация.

закупки (сервисные кон-

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими данные взаимоотношения, ста-

ли Законы Республики Казахстан «О приватизации», «Об акционерных обществах», «О государственных закупках». ГЧП рассматривалось в основном как элемент управления государственными активами.

Начало реализации проектов ГЧП в Российской Федерации относится к середине 1990-х гг. Существовала огромная потребность в развитии инфраструктуры, определении интересов частного сектора в проектах инфраструктуры, обеспечении долгосрочным финансированием и разработанным законодательством.

Республика Беларусь

Российская Федерация

Республика Казахстан

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22.06.2001 г. № 37-3

Декрет Президента Республики

Беларусь "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности

в Республике Беларусь" от 08.06.2009 г. № 10 (в ред. Декретов Президента Республики Беларусь от 13.09.2010 № 7, от 06.06.2011 № 4, от 31.01.2013 № 3)

ч._У

Закон Республики Беларусь "О концессиях" от 12.07.2013 г. № 63-3

Закон Республики Беларусь "О государственно-частном партнерстве" от 30.12.2015 г. № 345-3

Федеральный Закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ

Федеральный Закон "О концессионных соглашениях" от 21.07.2005 г. №115-ФЗ

Федеральный Закон "О государственно-частном партнерстве, муниципальго-частном партнерстве ив Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.12.2015 г. № 224-ФЗ

Закон Республики Казахстан "О концессиях" от 7.07.2006 г. № 176-111

Закон Республики Казахстан

"О государственном имуществе" от 01.03.2011 г. № 413-1У

( Закон Республики Казахстан ^ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новых видов государственно-частного партнерства и расширения сфер их применения" от 4.07 2013 г. № 131- ЗРК

Закон Республики Казахстан "О государственно-частном партнерстве" от 31.10.2015 г. № 379-У

Рисунок 1 - Нормативно-правовые условия развития института государственно-частного партнерства

в странах-членах Таможенного союза

В первых проектах ГЧП в России государство принимало на себя значительную часть проектных рисков, причем риски эксплуатации не влияли на осуществление возвратного финансирования, то есть государство брало на себя часть расходов на инфраструктуру независимо от результатов эксплуатационной деятельности построенных объектов.

Принятие в 2005 г. Федерального Закона «О концессионных соглашениях» повлияло на расширение использования механизмов ГЧП при разработке и реализации крупных транспортных проектов. После принятия данного закона получили развитие такие инструменты, как Инвестиционный Фонд, типовые концессионные соглашения, тендеры по крупным транспортным про-

ектам. По данному закону реализация проектов с использованием ГЧП возможна только в рамках концессионного соглашения. В Российской Федерации высокая значимость развития ГЧП для перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития была обозначена еще в 2008 году в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [2].

В Республике Беларусь государственно-частное партнерство находится на начальном этапе развития. Законодательство Республики Беларусь предусматривает использование некоторых форм ГЧП. Декретом Президента № 10 «О создании дополнительных условий для инвестици-

онной деятельности в Республике Беларусь» определены взаимоотношения государства с инвесторами в рамках инвестиционных договоров. В Инвестиционном кодексе прописаны «Особенности осуществления инвестиционной деятельности на основе концессий». Однако практическое использование данного вида ГЧП в Республике Беларусь отсутствует. Государство является доминирующим партнером, а для эффективного развития ГЧП необходимы отношения, приближенные к равноправным.

Ситуация со сферой ГЧП в странах-членах Таможенного союза различна (табл. 1).

Развитие ГЧП в определенной стране условно можно разделить на три этапа: подготовка, внедрение и совершенствование. Если на начальных этапах страны изучают международный опыт, анализируют действующее законодательство и вносят соответствующие поправки и изменения в целях создания полноценной правовой базы для реализации пилотных проектов ГЧП, этап совершенствования характеризуется повышением активности в сфере ГЧП и повышением уровня сложности проектов. Данный этап предполагает дальнейшее совершенствование законодательства, а также моделей реализации проектов ГЧП [3].

Таблица 1

Развитие сферы ГЧП в странах-членах Таможенного союза

Страна Институциональная база Специальный закон о ГЧП Опыт ГЧП проектов

Российская Федерация Хорошее развитие в 2007-201з гг, активная роль государства, активное развитие экспертных организаций, в том числе и негосударственных. Принят закон о ГЧП Реализуются успешно крупные федеральные проекты ГЧП, проекты ГЧП в Петербурге, с 2012 года активно развиваются концессионные и другие проекты ГЧП в регионах РФ в различных сферах.

Республика Казахстан Активно развивается, значительная роль государства. Принят закон о ГЧП Имеется опыт в реализации преимущественно крупных транспортных проектов

Республика Беларусь В начальной стадии. Принят закон о ГЧП Начальная стадия, готовятся к реализации пилотные проекты ГЧП, планируемые к реализации в ближайшие годы.

В Республике Казахстан создан и активно функционирует АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства», основной целью деятельности которого является содействие методологическому и методическому обеспечению реализации концессионных проектов [1].

В мае 2014 года в Республике Беларусь созданы две институциональные структуры, координирующие, информирующие, обучающие и содействующие развитию ГЧП в республике. Также открыт Центр государственно-частного партнерства Научно-исследовательского экономического института при Министерстве экономики.

В Российской Федерации функционируют следующие институты развития ГЧП: Координационный совет по развитию ГЧП при Минэкономразвития России, НП «Центр развития государственно-частного партнерства».

Основные задачи институтов развития ГЧП следующие: консолидация участников рынка ГЧП; заключение трехстороннего соглашения о сотрудничестве между национальными центрами развития ГЧП; оказание содействия друг другу в поиске инвесторов и операторов для реализации ГЧП проектов.

Выводы. В странах-членах Таможенного союза на сегодняшний день уже приняты Законы о государственно-частном партнерстве. Таким образом, законодательно закреплено понятие ГЧП способы и формы реализации ГЧП, основные задачи и принципы ГЧП. И именно государственно-частное партнерство стран-членов Таможенного союза может стать одним из инструментов экономического развития партнеров по Союзу путем активизации взаимодействия государственного и предпринимательского секторов, привлечения в экономику частных инвестиций, реализации перспективных инфраструктурных проектов.

Литература:

1. Исахова П.Б. Государственно-частное партнерство в Казахстане как инструмент развития инвестиционной экономики // Вестник МИЭП. 2015. № 1 (18). С. 64-67.

2. Калина А.В. Анализ существующих проблем развития государственно-частного партнерства в России и разработка рекомендаций по их решению // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.

Literature:

1. Isakhova P.B. Public-private partnership in Kazakhstan as the instrument of development of investment economy // the MIEP Bulletin. 2015. № 1 (18). P. 64-67.

2. Kalina A.V. The analysis of the existing problems of development of public-private partnership in Russia and development of recommendations about their decision // Modern problems of science and education. 2014. № 6.

3. Матаев Т.М. Перспективы развития форм государственно-частного партнерства в Республике Казахстан // Российское предпринимательство. 2011. № 12 (198). С. 187-192. Ш!_: http://bgscience.ru/lib/7220/

4. Тур А.Н. Особенности формирования государственно-частного партнерства в Республике Беларусь // Проблемы управления. 2011. № 2. С. 31-36.

5. Яшева Г.А. Формирование стратегии государственно-частного партнерства в инновационном развитии Республики Беларусь // Маркетинг и менеджмент инноваций. 2012. № 3. С. 163-180.

3. Matayev T.M. Prospects of development of forms of public-private partnership in the Republic of Kazakhstan // the Russian business. 2011. № 12 (198). P. 187-192. URL: http://bgscience.ru/lib/7220/

4. Tur A.N. Features of formation of public-private partnership in Republic of Belarus // Problems of management. 2011. № 2. P. 31-36.

5. Yasheva G.A. Formation of strategy of public-private partnership in innovative development of Republic of Belarus // Marketing and management of innovations. 2012. № 3. P. 163-180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.