Научная статья на тему 'Факторы влияния на формирование у студентов интереса к будущей профессии и их трудоустройство'

Факторы влияния на формирование у студентов интереса к будущей профессии и их трудоустройство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
918
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРЕС / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / PROFESSIONAL ACTIVITY / INTEREST / PLAYING TECHNOLOGIES / INTERACTIVE EDUCATION / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабалина Салия Мудагаровна

Раскрываются факторы, влияющие на формирование интереса студентов к будущей профессиональной деятельности педагога. К ним из таких факторов относится применение педагогических технологий, разновидность которых способствует расширению знаний и умений, что в свою очередь усиливает интерес у студентов и подталкивает к поиску будущей работы по специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабалина Салия Мудагаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article represents the factors affecting the formation of interest of students in future professional activity of a teacher. One of the factors is the use of pedagogic technologies that contributes to the extension of knowledge and skills, which increases the interest of students and encourages the search for future jobs.

Текст научной работы на тему «Факторы влияния на формирование у студентов интереса к будущей профессии и их трудоустройство»

педагогические науки

сурс] // Эйдос: интернет-журн. 2002. 23 апр. URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 11.06.2017).

* * *

1. Mitrahovich V.A. O professionalizacii ofi-cerov // Vestn. Orlovskogo gos. un-ta. Ser.: Novye gumanitarnye issledovanija. 2011. № 6(20). S. 8791.

2. Mitrahovich V.A. Osnovnye napravlenija po obespecheniju jeffektivnosti formirovanija profes-sionalizma voennosluzhashhih kontraktnoj sluzhby v uslovijah voinskogo sociuma // Izv. Volgogr. gos. ped. un-ta. Ser.: Pedagogicheskie nauki. 2014. № 6(91). S. 52-60.

3. Mitrahovich V.A. Razvitie motivacii voen-nosluzhashhih kontraktnoj sluzhby k ovladeniju professionalizmom // Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur. 2014. № 2. S. 41-51.

4. Ob utverzhdenii Nastavlenija po fizicheskoj podgotovke v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Fede-racii: Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii ot 21.04.2009 g. № 200 [Jelektronnyj resurs] // Garant. ru: informacionno-pravovoj portal. URL: http://base. garant.ru/195845/ (data obrashhenija: 12.06.2017).

5. Hutorskoj A.V. Kljuchevye kompetencii i obrazovatel'nye standarty [Jelektronnyj resurs] // Jejdos: internet-zhurn. 2002. 23 apr. URL: http:// eidos.ru/journal/2002/0423.htm (data obrashhenija: 11.06.2017).

Conditions of efficiency of pedagogical potential development in physical training in formation of professionalism of military men

The article deals with the conditions of efficiency of pedagogical potential implementation in physical training of military men. This knowledge can be useful for commanders (chiefs) of military units, as well as other officials who organize and conduct various activities of physical training.

Key words: pedagogic potential of physical training, professionalism of a military man, pedagogic support, development of motivation, professionalization.

(Статья поступила в редакцию 16.06.2017)

с.м. шабалина

(Новокузнецк)

факторы влияния на формирование у студентов интереса к будущей профессии и их трудоустройство

Раскрываются факторы, влияющие на формирование интереса студентов к будущей профессиональной деятельности педагога. К таким факторам относится применение педагогических технологий, разновидность которых способствует расширению знаний и умений, что в свою очередь усиливает интерес у студентов и подталкивает к поиску будущей работы по специальности.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, интерес, игровые технологии, интерактивное обучение, трудоустройство.

В настоящее время в современной системе педагогического образования ставится вопрос о развитии личности студента, а не о «наполнении» его знаниями, умениями, навыками. Это связано с потребностью общества, жизни, практики обучения будущих специалистов. Именно поэтому профессиональное образование рассматривает подходы по формированию профессиональных интересов студента, его личностной направленности, склонности, проявлению активности в будущей профессиональной деятельности, и для этого используются игровые технологии, технологии активного и интерактивного обучения.

Игровые технологии представляют собой дидактические системы применения различных игр, формирующих умения решать задачи на основе выбора альтернативных вариантов: занимательное игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических задач и др. Очевиден факт, что игровые технологии уже давно с успехом используют педагоги для формирования профессиональных интересов у студентов, а также педагоги-психологи, профконсультанты. Главные достоинства таких игр, как отмечают специалисты, их наглядность, эмоциональная насыщенность, а также возможность моделировать вместе со студентами сложные аспекты профессионального и жизненного самоопределения. Конкретные игры (деловые, роле-

О Шабалина С.М., 2017

ИЗВЕСТИЯ вгпу

вые, имитационные и др.) позволяют рассматривать ценностные смысловые аспекты профессионального выбора, планировать дальние и ближние перспективы профессионального развития, выявлять различные внешние и внутренние препятствия на пути к профессиональным и жизненным целям, моделировать сам процесс профессионального выбора.

Кроме того, игры позволяют поддерживать в группе высокий игровой темп, необходимую динамику, что обеспечивает хорошую дисциплину; ничего не навязывая игрокам, игра провоцирует самостоятельные размышления, позволяет откровенно высказываться; профессиональная работа становится более интересной и привлекательной [1].

В последние годы вопросы теории и практики технологий разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: М.М. Левиной, Н.А. Моревой, Г.К. Селевко, П.И. Пид-касистым, Л.Г. Семушиной, Ж.С. Хайдаро-вым, Н.Г. Ярошенко и др. В работах утвердилась взаимосвязь обучения и игровых технологий, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства игровыми технологиями. Однако в практике профессиональных учебных заведений игровые технологии применяются редко, студенты не проявляют к ним устойчивого интереса. Возможно, причиной этого является то, что педагоги на занятиях недостаточно используют игры, соответствующие интересам и возможностям студентов. Игровые технологии способствуют формированию и развитию всех сторон человеческой личности, а их структура, задачи, игровые правила и игровые действия объективно содержат в себе возможность формирования направленности личности, т.е. профессиональных интересов. Знание человеком самого себя (своих интересов, способностей, склонностей, желаний) является необходимым условием готовности к выбору профессии. В слове «интерес» скрывается огромная сила, благодаря которой можно достичь успеха в любой профессиональной деятельности. Интерес побуждает человека овладевать знаниями, расширяет его кругозор, помогает преодолевать препятствия на пути освоения профессии. Если нет интереса к чему-либо, тогда не помогут никакие методики и специалисты.

В том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы человека, говорят о профессиональных интересах. Профессиональные интересы проявляются в эмоционально окрашенном отношении человека к труду и стремлении больше узнать о

нем. они могут формироваться на основе или учебных интересов, или разнообразных увлечений во внеурочное время [2].

Активные и устойчивые интересы человека к чему-либо переходят в склонность. Склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Между интересами и склонностями много общего, но есть и свои различия. Интересы выражаются формулой «я хочу знать», а склонности можно выразить словами «я хочу делать». Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями.

Интересы и склонности человека в какой-либо области знаний или практической деятельности не всегда переходят в профессиональные. Они становятся профессиональными только в том случае, если с ними связаны жизненные планы человека. Если профессиональные интересы проявляются в эмоционально окрашенном отношении человека к труду и стремлении больше узнать о нем, то профессиональные склонности - это стремление человека заниматься теми или иными видами профессиональной деятельности. Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора - когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга.

Именно становление профессиональных интересов и намерений является доминантной характеристикой возрастной группы студентов высших учебных педагогических заведений. Однако, как показывает реальная практика, не все выпускники идут на работу в систему образования. Так, в 2016 г. трудоустроенных по специальности от выпуска факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета (НФИ КемГУ) было 84 %, причем в дошкольные организации трудоустроился 51 выпускник, в специализированные учреждения - 19 выпускников в качестве педагогов-дефектологов и логопедов, в организации дополнительного образования - 7 выпускников. Остальные 19 выпускников в общей сложности - ушедшие на службу в ряды российской армии и выпускницы, находящиеся в декретном отпуске.

Этот факт подтверждает, что не у всех студентов сформировался профессиональный интерес к своей будущей профессии. Именно по-

этому важная задача педагогов состоит в том, чтобы помочь будущим специалистам сформировать интерес к профессиональной деятельности на протяжении всего периода обучения в педагогическом учебном заведении. Сформированность профессионального интереса способствует положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. заинтересованность в своем труде - это важное условие для развития профессиональных способностей. Если студент выбрал профессию, полюбил ее, то, безусловно, будет стремиться приобретать и развивать свои знания, совершенствовать умения и навыки в этой области, а в дальнейшем попытаться реализовать их в своей работе. Выпускник педагогического учебного заведения, пришедший в школу, детский сад без любви к своей профессии, превращается в педагога, для которого личность ребенка - на втором плане. Единственная цель его деятельности - передать содержание учебного материала и проверить качество его усвоения. такой педагог не сможет осуществлять духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Поэтому профессиональный интерес можно рассматривать как нравственное свойство личности, наличие которого способствует формированию и развитию профессионально-ценностных ориентаций. А нравственность - это основа качественного труда, тем более педагогического.

Особенность профессионального интереса состоит в том, что он отражает единство объективного и субъективного, поэтому его целенаправленное формирование может опираться на объективные свойства явлений, процессов действительности, привлекающих студентов. Опираясь на интерес и зная, что он составляет субъективную значимость для студента, можно так строить педагогический процесс, чтобы вызывать, укреплять и совершенствовать профессиональные интересы будущих специалистов. таким образом, формируя профессиональный интерес, педагог обеспечивает благоприятную атмосферу обучения, решение студентами тех задач, которые ставятся обучением. Для этого в учебном процессе в настоящее время более широко стали применять не только игровые методы и технологии активного обучения, но и технологии интерактивного обучения.

Интерактивное обучение - это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осу-

КИЕ НАУКИ -

ществляется взаимодействие педагога и обучающихся. Опираясь на результаты эксперимента, проведенного в группе 4-го курса ППДОа 13(1) психолого-педагогического направления (НФИ Кемгу), можно сказать, что использование технологий интерактивного обучения студентов способствует совершенствованию знаний и формированию многих профессиональных умений, необходимых будущему педагогу, что оказалось в прямой зависимости от профессионального интереса и выбора места работы по выбранной специальности [4]. В этой группе из 20 выпускников 2017-го года выпуска определились с местом работы по специальности 17 человек, 3 находятся в отпуске по уходу за ребенком.

Осознание значимости выбранной профессии стимулирует у студентов потребность в собственном самосовершенствовании. Определение целей деятельности выбранной специальности выступает как фактор, стимулирующий работу личности над собой. Цель - посредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Планируя свою деятельность, студент определяет перечень операций, которые постепенно складываются в стройную систему, направленную на достижение конечного результата. Выбранная цель определяет направление мыслительного процесса. А комплекс действий и степень усилий студентов показывают уровень интереса к избранной специальности и стремления к достижению перспектив. Включение студентов в педагогическую деятельность предполагается с первых дней обучения в педагогическом учебном заведении. Выполняя обязанности педагога, студент обнаруживает, как правило, недостаточный объем знаний, умений и навыков. Это, в свою очередь, влияет на потребности и формирует мотивы профессионального самосовершенствования. В результате студент стремится к расширению своих знаний, умений и навыков, его самообразование становится стимулом, воздействующим на профессиональный интерес.

В результате систематического применения этого средства обучающиеся вырабатывают навыки и накапливают педагогический опыт. При этом создаются условия для более успешной и быстрой адаптации к выбранной профессии. А применение технологий интерактивного обучения как инструментария построения учебного процесса способствует

известия вгпу

формированию профессионального интереса у будущих педагогов. Об этом свидетельствуют анкетирование студентов выпускных курсов и беседы с ними по данной проблеме.

Процесс формирования профессионального интереса студентов находится под постоянным контролем преподавателей. Педагогу необходимо учитывать следующие аспекты: исходный уровень интереса к выбранной профессии, мотивы выбора педагогической профессии, индивидуальные особенности студентов и студенческой группы, психолого-педагогические условия формирования профессионального интереса, индивидуальные особенности будущего педагога.

Игровые технологии представляют собой дидактические системы применения различных игр, формирующих умения решать задачи на основе выбора альтернативных вариантов: занимательное игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических задач и др. [3]. Деловые игры на основе интеракции («Пресс-конференция», «Контроль учебного процесса», «Экзамен», «Контроль качества обучения», «Выбор лидера», «Урок будущего» и др.) проводились со студентами в целях формирования профессиональных умений, что вызывало устойчивый интерес.

Результаты данного этапа эксперимента показали следующее. Из 28 выпускников группы П0-13(01) по специальности «Психология образования» (НФИ КемГУ) определились с местом работы 15, на службу в ряды российской армии отправились 6 человек, 3 человека решили продолжить обучение, 4 ушли в декретный отпуск. Выпускники логопедической группы Л-13-1 в составе 19 человек полностью определились с выбором места работы, а 17 выпускников группы ДД-13-01 (дефек-тологи) распределились следующим образом: 14 человек распределены, 2 решили продолжить обучение и 1 выпускница определилась по месту жительства мужа в г. Южно-Сахалинске. В итоге из всех четырех групп 98 % выпускников распределились на рабочие места в разные организации, отправились служить в российскую армию или пожелали продолжить обучение в магистратуре и других учебных заведениях.

Таким образом, профессиональный интерес проявляется в эмоционально окрашенном отношении человека к труду. И насколько профессиональные интересы были сформированы, настолько они способствовали положительному отношению студентов к выбранной профессии. Трудоустройство выпускни-

ков факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии НФИ КемГУ наглядно показывает, что студенты, с каждым годом проявляя больший интерес к получению профессии, продемонстрировали желание работать по профессии.

список литературы

1. Пряжников Н. Игра знакомит с профессией // Народное образование. 2002. № 8. С. 188-192.

2. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии: материалы для специалиста образовательного учреждения. СПб., 2003.

3. Маджуга А. Диалог - суть технологий обучения // Высшее образование в России. 2004. № 3. С. 117-118.

4. Шабалина С.М. Вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под общей ред. А.И. Вострецова. Прага: Vydavatel «Osviceni», Нефтекамск: РИО НИЦ «Мир науки», 2017. С. 3440.

* * *

1. Prjazhnikov N. Igra znakomit s professiej // Narodnoe obrazovanie. 2002. № 8. S. 188-192.

2. Smirnova E.E. Na puti k vyboru professii: materialy dlja specialista obrazovatel'nogo uchre-zhdenija. SPb., 2003.

3. Madzhuga A. Dialog - sut' tehnologij obuche-nija // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2004. № 3. S. 117-118.

4. Shabalina S.M. Voprosy nauki i obrazovanija: teoreticheskie i prakticheskie aspekty // Materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / pod obshhej red. A.I. Vostrecova. Praga: Vydavatel «Osviceni», Neftekamsk: RIO NIC «Mir nauki», 2017. S. 34-40.

Factors of influence on formation of students' interest in their future profession and their employment

The article represents the factors affecting the formation of interest of students in future professional activity of a teacher. One of the factors is the use of pedagogic technologies that contributes to the extension of knowledge and skills, which increases the interest of students and encourages the search for future jobs.

Key words: professional activity, interest, playing technologies, interactive education, employment.

(Статья поступила в редакцию 14.07.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.