Научная статья на тему 'Факторы успешного осуществления слияний и поглощений ТНК потребительского сектора на мировом рынке'

Факторы успешного осуществления слияний и поглощений ТНК потребительского сектора на мировом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ (ТНК) / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СЕКТОР / БЫСТРО РЕАЛИЗУЕМЫЕ ТОВАРЫ ПОВСЕДНЕВНОГО СПРОСА (FMCG) / СЛИЯНИЯ / ПОГЛОЩЕНИЯ / СТРАТЕГИИ / КОНСОЛИДАЦИЯ / TRANSNATIONAL CORPORATIONS (TNCS) / THE CONSUMER SECTOR / FAST-MOVING CONSUMER GOODS (FMCG) / MERGERS / ACQUISITIONS / STRATEGIES / CONSOLIDATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долженко И. Б.

Статья посвящена вопросам особенностей осуществления слияний и поглощений ТНК потребительского сектора на мировом рынке. Проведено исследование изменения внешней среды ТНК потребительского сектора. Выявлены факторы, способствовавшие динамичного развитию глобального рынка слияний и поглощений на потребительском рынке за последнего годы. На основе современных теоретических подходов рассмотрены характеристики успешных слияний ТНК потребительского сектора. Рассмотрены стратегии по осуществления слияний и поглощений ТНК потребительского сектора.The article is devoted to the features of the implementation of mergers and acquisitions of multinationals in the consumer sector in the world market. The study concentrates on changes in the external environment of TNCs in the consumer sector. The factors that contributed to the dynamic development of the global market for mergers and acquisitions in the consumer market over the past years are identified. Based on modern theoretical approaches, the characteristics of successful mergers of consumer goods TNCs are considered. Strategies for the implementation of mergers and acquisitions of TNCs in the consumer sector are researched.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы успешного осуществления слияний и поглощений ТНК потребительского сектора на мировом рынке»

ФАКТОРЫ УСПЕШНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ ТНК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА НА МИРОВОМ РЫНКЕ

И.Б. Долженко, заместитель генерального директора ООО «Фэшн Групп» (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10482

Аннотация. Статья посвящена вопросам особенностей осуществления слияний и поглощений ТНК потребительского сектора на мировом рынке. Проведено исследование изменения внешней среды ТНК потребительского сектора. Выявлены факторы, способствовавшие динамичного развитию глобального рынка слияний и поглощений на потребительском рынке за последнего годы. На основе современных теоретических подходов рассмотрены характеристики успешных слияний ТНК потребительского сектора. Рассмотрены стратегии по осуществления слияний и поглощений ТНК потребительского сектора.

Ключевые слова: транснациональные корпорации (ТНК), потребительский сектор, быстро реализуемые товары повседневного спроса (FMCG), слияния, поглощения, стратегии, консолидация.

Направления развития даже самых успешных компаний потребительского сектора все больше связаны со сделками слияний и поглощений компаний. Важной чертой потребительского сектора, к которому автор относит производство спорттоваров, электронная коммерция, одежда, обувь и аксессуары, быстро реализуемые товары повседневного спроса (FMCG) и прочее, является доминирование не очень большой группы крупнейших международных компаний, ТНК (транснациональных корпораций). При этом развитие рынка товаров повседневного спроса определяется конкурентной борьбой ТНК этого сектора не столько между собой, сколько с производителями частных марок и компаниями этого сектора из развивающихся экономик на основе постоянного обновления ассортимента за счет вывода на рынок инновационных продуктов [1]. К особенностям данного рынка относят: высокую скорость оборота продукции, небольшой уровень чистой прибыли, повышенный спрос, низкую степень вовлеченности потребителей, взаимозаменяемость товаров. Крупнейшими компаниям потребительского сектора являются Procter&Gamble, Johnson&Johnson, Nestle, Unilever, JBS, Coca-Cola, PepsiCo и т.д. [2].

Результаты исследования. Вопросы исследования различных аспектов слияний и поглощений были в центре внимания отечественных и зарубежных ученых. Различные аспекты слияний и поглощений нашли отражение в работах Владимировой И.Г., Ноздревой Р.Б., Савчук С.В., Кониной Н.Ю., Рудык Н.Б., Радыгина А.Д., Па-хомова А.А., Энтова Р.М., Исаченко Т.М., Игнатишин Ю.В. и таких зарубежных авторов как Брейли Р., Майерс С., Гохан П.

Для ТНК потребительского сектора в настоящее время в условиях стагнирую-щих продаж характерно повышенное внимание к сделкам по слияниям и поглощениям. Компании стремятся переориентировать свои портфели, усилить свои позиции и продать неэффективные активы, -но долгосрочные данные по таким сделкам явно смешаны. Крайне важно искать такие варианты поглощений, которые могут увеличить их доступ к быстрорастущим географическим рынкам и категориям и повысить их структурные и функциональные преимущества [3]. При этом рыночная стоимость ТНК потребительского сектора, в частности компаний, занимающихся быстро реализуемыми товарами повседневного спроса (FMCG) высока. Многие фирмы в прошлом не могли выбрать правильную форму интеграции компаний, предпо-

читая стратегическим альянсам сделки слияний и поглощений, в итоге теряли значительные денежные средства, не добившись успешной интеграции приобретенных активов [5].

Не только консолидация отрасли и ограниченность перспектив органического роста к мотивам роста числа слияний и поглощений. Сегодняшние потребители предпочитают здоровые, натуральные продукты питания и средства личной гигиены, а в частности, предпочитают подлинные товары массового производства. Для завоевания симпатии миллениалов, этой новой важной категории клиентов, у ТНК потребительских товаров (FMCG) есть несколько вариантов. ТНК потребительского сектора могут запустить небольшие бренды, рискуя разделить внимание и ресурсы, либо они могут попытаться увеличить прибыль за счет глубокого сокращения затрат, подражая подходу, принятому частной инвестиционной фирмой 3G Capital при приобретении крупных потребительских брендов.

По мере развития внешней среды, когда конкуренты меняют свои портфели, немногие ТНК потребительского сектора останутся в стороне от текущей волны слияний и поглощений. Подход к каждому приобретению и последующему процессу интеграции должен быть адаптирован к профилю сделки [6]. Приобретение и интеграция бизнеса могут быть сложными, а успех далеко не гарантирован. На самом деле, большинство сделок разрушают ценность.

Консолидация будет продолжаться, поскольку ведущие ТНК потребительского сектора, в частности Nestle, Procter&Gamble, Unilever, John-son&Johnson и другие стремятся ускорить неорганический рост поскольку отрасль продолжает меняться и единственный вариант увеличения динамики, это добиться увеличения доли рынка за счет расширения слияний и поглощений.

Три фактора способствовали увеличению активности в сфере слияний и поглощений ТНК потребительского сектора.

Во-первых, следует отметить перемены в отрасли. Первая проблема заключается в

том, что темпы роста ТНК потребительского сектора замедляются как на развитых, так и на развивающихся рынках. Годовой рост мирового рынка продуктов питания и напитков снизился с 5,2% в 2011 году до 2,7% в 2017 году; и по уходу за домом и личной гигиеной, по данным Euromonitor, он упал с 8,3% до 4,4%. Кроме того, преимущества масштаба, которые когда-то приводили к огромному повышению эффективности среди крупных компаний - и значительному влиянию на переговоры с ритейлерами - сегодня не столь явные. Изменения в дистрибуции, маркетинге и даже производстве значительно облегчили условия конкуренции для мелких брендов, часто более популярных среди молодых покупателей, что позволило им за последние годы закрепиться на ряде перспективных рынков, и отвоевать долю рынка у более крупных брендов [8]. В частности, в 2018-2019 гг. доля частных марок на рынке ЕС товаров FMCG в 2018 г. выросла до 39,4% и размер рынка частных марок на рынке FMCG США в 2019 превысил 170 млрд. долл. Только в Северной Америке за период с 2011 по 2016 год объем продаж потребительских товаров в объеме около 22 млрд долл. перераспределился от крупных компаний к более мелким.

Другим фактором является постоянный интерес агрессивных покупателей - фондов прямых инвестиций к потребительскому сектору, в силу его хороших финансовых показателей. Частные фонды и инвесторы-активисты были активными инвесторами в FMCG-компании, стремясь создать «платформенные» компании для консолидации различных отраслей. Фонды прямых инвестиций, обладая значительными свободными денежными ресурсами, будут искать дополнительные сделки для продолжения создания стоимости, и угрозы, которую представляет их активность, будет продолжать вызывать защитные слияния и поглощения других игроков на рынке [4].

Изменения в налоговом законодательстве США создали благоприятную среду для слияний и поглощений. Принятые администрацией президента США Д. Трампа

новые законы приведут к значительному увеличению корпоративной ликвидности, высвободив до 4 трлн долл. за счет более высоких корпоративных доходов и зарубежных денежных средств, которые компании возвращают в США [7]. Существуют более благоприятные условия для компаний, которые продают нестратегические активы, и выручка после налогообложения по таким операциям дивестиций превышает 22%. Преимущества достаточно значительны, так что некоторые ТНК потребительского сектора могут купить целые компании, а затем распродать те бизнес-подразделения, которые они не хотят оставлять.

В совокупности эти тенденции указывают на дальнейшее ускорение слияний и поглощений в отрасли потребительских товаров. В течение десятилетий компании субсектора FMCG были одним из самых надежных создателей ценности в мире бизнеса, но в современном мире все изменилось [8]. На сектор потребительских товаров приходится второе место в суммарном выражении по количеству сделок слияний и поглощений. На протяжении последних 35 лет количество сделок в сфере слияний и поглощений на рынке потребительских товаров неуклонно увеличивается. Так, в 1985 г. было совершено 293 сделки на общую сумму 44 млрд. долл. - уже через 10 лет, в 1995 г. количество сделок увеличилось в 10 раз и составило 2129 сделок на общую сумму 64 млрд. долл., то есть в стоимостном выражении количество сделок увеличилась не так сильно, как в количественном. Их количество несколько снизилось в сравнении с 2017 г., на который приходится пик слияний и поглощений в данном секторе.

Активность в области слияний и поглощений в индустрии потребительских товаров-FMCG в 2017-2018 гг. находилась на исторически высоком уровне: количество сделок увеличилось на 30% с 2013 г.

С начала 2019 г. было объявлено о слияниях и поглощениях на сумму 63,19 млрд. долл. с участием компаний, производящих товары народного потребления, что на 24,98% меньше, чем 84,23 млрд. долл. за первые девять месяцев

2018 г. Активность слияний и поглощений в этом сегменте в стоимостном выражении снижается с 2015 г., когда корпорации-гиганты Anheuser-Busch InBev SA и SABMiller PLC осуществили слияние на сумму 116,12 млрд. долл., в результате которого, был создан крупнейший в мире производитель пива.

Производители продуктов питания доминируют в сегменте FMCG по сделкам M&A в стоимостном выражении [9]. Из общей суммы в 12,39 млрд. долл. на долю пищевых компаний пришлось 8,11 млрд. долл., что на 14,87% больше, чем 7,06 млрд. долл. в 2018 г. По объему активность была неизменной: было зарегистрировано 169 сделок против 167 в третьем квартале 2018 г.

Сделки по слияниям и поглощениям, безусловно, стоят в повестке дня всех ТНК потребительского сектора, и прежде всего субсектора FMCG. Учитывая изменяющуюся внешнюю среду потребительского сектора и то, что многие лидеры отрасли заключают сделки, всем остальным компании для поддержания своего статус-кво недостаточно просто ограничиться стратегией органического роста или просто заключать сделки по приобретениям [10].

Успешные покупатели-ТНК потребительского сектора имеют ряд общих характеристик. Они согласовывают свою стратегию приобретения с общей бизнес-стратегией, активно занимаются поиском потенциально интересных компаний-мишеней, как через специальное подразделение по стратегическому развитию бизнеса в материнской компании, так и через отдельные дочерние компании, специально выделенные менеджеры которых, уполномочены охотиться за перспективными объектами для поглощений [11]. Наиболее успешные покупатели-ТНК потребительского сектора, такие как Nestle, InBev, Unilever, Mondalez, Tyson Foods обладают навыками оценки, структурирования и выполнения транзакций, и они чрезвычайно строги в том, как интегрировать вновь приобретенные активы в компанию. Tyson Foods - одна из лучших компаний среди ТНК потребительского сектора -добилась значительного увеличения своей

рыночной стоимости благодаря ряду приобретений и дисциплине в процессе интеграции создании синергии. В 2014 году Tyson Foods купила компанию Hillshire Brands, общая стоимость сделки составила около 8,5 млрд долларов, что привело к предполагаемой синергии более 700 млн долл. В 2017 году Tyson Foods Тайсон купил AdvancePierre Foods, которая продает замороженные продукты и имеет значительное подразделение общественного питания. Стоимость приобретения AdvancePierre составила около 4,2 млрд долл. США, интеграция бизнеса и последующая трансформация бизнес-операций приведет к синергии в размере примерно 200 млн долл.

Осуществление ТНК потребительского сектора слияний и поглощений для достижения синергии и обеспечения прироста стоимости требует стратегического подхода. За последние 15 лет большинство сделок по слияниям и поглощениям во всем мире потеряли ценность - в большинстве случаев это результат плохой подготовки и исполнения, неадекватной интеграции или неудачных сроков.

Важнейшими стратегиями по осуществления слияний и поглощений ТНК потребительского сектора можно назвать следующие: поиск новых стратегических идей и источников роста, обновление возможностей или бизнес-моделей, объединение для преобразования путем консолидации или путем изменения направления бизнеса посредством драматического, меняющего игру слияния, и сокращение и оптимизация портфеля бизнесов путем ди-вестиций [8].

К стратегии поиск новых источников

канского производителя продуктов питания и напитков Pioneer Foods PepsiCo Inc. через подразделение закусочных продуктов Simba Ltd. была самой крупной сделкой 3-го квартала 2019 г, стоимость которой составила 1,85 млрд. долл., а также, это было обусловлено покупку в 2019 г. Colgate-Palmolive Co. французской компании по уходу за кожей Laboratoires FILORGA Cosmétiques SAS за 1,71 млрд. долл. в течение 3 квартала 2019 г.

К стратегии обновления возможностей можно отнести сделку Unilever Group, завершенную в июле 2019 г. по приобретению японского бренда по уходу за кожей Tatcha LLC, базирующегося в Сан-Франциско. В июле Unilever не раскрывает размер сделки, а также покупку в январе 2020г французским производителем косметики L'Occitane International SA британского бренда Elemis Ltd. за 900 млн. долл.

К поиску новых возможностей посредством поглощений можно отнести совершенное в марте 2020 г. американской ТНК PepsiCo приобретение производителя энергетических напитков Rockstar за 3,85 млрд. долл.

Заключение. В условиях стагнирую-щих высоконкурентных рынков ТНК потребительского сектора используют потенциал сделок слияний и поглощений для повышения своей конкурентоспособности. За счет приобретаемой компании расширяются возможности по охвату целевой аудитории, расширяется ассортимент компании, предоставляя доступ к новейшим технологиям в различных сферах производства, а также к дистрибьюторской сети и сети поставщиков, обеспечивая высококвалифицированными кадрами.

роста можно отнести продажу южноафри-

Библиографический список

1. Менеджмент: Теория, практика и международный аспект: Учебник / Под ред. Н.Ю. Кониной. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2018. - 432 с. -ISBN 978-5-7567-0962-9.

2. Конина Н.Ю. Конкурентоспособность транснациональных корпораций в условиях глобализации. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Московский государственный институт Международных отношений. - М., 2009.

3. Harvard Business Review. Слияния и поглощения. - M.: Альпина Бизнес Букс, 2007. -196 с.

4. Стратегии развития международных компаний / Гречков В.Ю., Конина Н.Ю., Нозд-рева Р.Б., Соколова М.И., Дементьева А.Г., Ефимова Н.В., Загребельная Н.С., Шевелева

A.В. // Под редакцией Ноздревой Р.Б. - М., 2013.

5. Конина Н. Стратегические альянсы наукоемких корпораций США // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №4. - С. 96-103.

6. Рудык Н. Б. Рынок корпоративного контроля: слияния, жесткие поглощения и выкупы долговым финансированием / Н.Б. Рудык, Е.В. Семенкова. - М.: Финансы и статистика, 2000.

7. Международные экономические отношения: плюрализм мнений в эпоху перемен // Абдурахманова З.А., Адамчук Н.Г., Алексеев П.В., Алёшин Д.А., Афанасьев Д.Ю., Босич С., Волгина Н.А., Высоцкая А.А., Вязовская В.В., Галищева Н.В., Гончаров Ю.А., Гречков

B.Ю., Григорук Н.Е., Гурова И.П., Дегтярева О.И., Джагитян Э.П., Долгова М.В., Захаров А.Н., Зубкова Я.Н., Исаченко Т.М. и др. - Москва, 2017.

8. Конина Н.Ю. Особенности функционирования транснациональных корпораций. Маркетинг. 2008. № 4 (101). С. 15-24.

9. Hien T.N., Kenneth Y., Qian S. Motives for Mergers and Acquisitions: Ex-Post Market Evidence from the US // Journal of Business Finance & Accounting. 2012. Vol. 39. № 9-10. P. 1357-1375.

10. Anand, J., Capron, L., & Mitchell, W. (2005). Using acquisitions to access multina-tional diversity: Thinking beyond the domestic versus cross-border M&A com-parison. Industrial and Corporate Change, 14, 191-224.

11. Bauer, F., & Matzler, K. (2014). Antecedents of M&A success: The role of strategic complementarity, cultural fit, and degree and speed of integration. Strategic Management Journal, 35, 269-291.

FACTORS FOR THE SUCCESSFUL IMPLEMENTATION OF MERGERS

AND ACQUISITIONS OF TNCS IN THE CONSUMER SECTOR IN THE GLOBAL

MARKET

I.B. Dolzhenko, Deputy General Director Fashion Group LLC (Russia, Moscow)

Abstract. The article is devoted to the features of the implementation of mergers and acquisitions of multinationals in the consumer sector in the world market. The study concentrates on changes in the external environment of TNCs in the consumer sector. The factors that contributed to the dynamic development of the global market for mergers and acquisitions in the consumer market over the past years are identified. Based on modern theoretical approaches, the characteristics of successful mergers of consumer goods TNCs are considered. Strategies for the implementation of mergers and acquisitions of TNCs in the consumer sector are researched.

Keywords: Transnational corporations (TNCs), the consumer sector, fast-moving consumer goods (FMCG), mergers, acquisitions, strategies, consolidation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.