Исследование профессиональной деформации и «выгорания» личности позволит в значительной мере улучшить психологическое обеспечение деятельности сотрудников, оптимизировать процессы подготовки и переподготовки специалистов, создать систему диагностики и профилактики негативных влияний данного феномена на личность.
Многие признаки, явления профессиональной деформации, деформированные стереотипы и шаблоны поведения и оценки можно предотвращать (осуществлять профилактику) путем осознания деятельности, делая их поддающимися изменениям и коррекции.
ЛИТЕРАТУРА
1. БезносовС.Ш. Профессиональная деформация личности. - СПб., 2004.
2. ВодопъяноваШ.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья. -СПб., 2000.
3. МуздыбаевК. Психология ответственности. - Л., 1983.
4. СелъеШ. Стресс без дистресса. - М., 1979.
5. Хекхаузен\Х. Мотивация и деятельность. - М., 1986. -Т. 2.
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗБИТИЮ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ. СОТРУДНИКОВ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
А. Н. Плотникова
Специализированный межрегиональный учебный центр, г. Новосибирск
Профессиональная деятельность сотрудников пенитенциарной системы разворачивается в социальнонапряженном психологическом поле. Они постоянно включены в межличностные взаимодействия, сопряженные с возникновением негативных реакций, и поэтому вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от подопечных, становиться менее эм-патичными, более жесткими, иначе им грозит «эмоциональное выгорание».
При этом несущий «груз общения» специалист вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить то утешителем, а то, напротив, мишенью для раздражения и агрессии.
К этому добавляются еще и вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримой, но ощутимо давящей ответственностью. Следствием всего этого может являться, помимо собственного ухудшения здоровья человека, еще и стойкое снижение результативности его работы. Итог известен и емко охарактеризован словами: «Еще один сгорел на работе».
Изучение синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности сотрудников системы исполнения наказания особенно актуально в период реформ, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности.
«Выгорание» - психологический термин, обозначающий симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса.
Данные современных исследований наглядно показали, что «эмоциональное выгорание» отличается от других форм стресса, что это не просто слабый синоним более устоявшихся обозначений данных симптомов.
Некоторые авторы, в том числе М. Кинг, возражали против термина «выгорание» из-за его неопределенности и частичного совпадения с родственными понятиями, например посттравматическим стрессовым расстройством, депрессией или «хандрой», либо, как Л. Морроу, рассматривали его в качестве «странной психиатрической химеры».
В 1981 г. вышла работа американских психологов К. Маслач, С. Е. Джексона, в которой возможность «психического выгорания» ограничивается представителями коммуникативных профессий. В соответствии с их подходом синдром «психического выгорания» представляет собой трехмерный конструкт, включающий эмоциональное истощение; деперсонализацию (тенденцию развивать негативное отношение к клиентам); редуцирование личных достижений, проявляющееся либо в тенденции к негативному оцениванию себя в профессиональном плане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятии с себя ответственности и перекладывании ее на других (3, 443-463).
Большинство специалистов признают необходимость учета именно трех составляющих для определения наличия и степени «выгорания». При этом вклад каждого из факторов различен. Например, исключение фактора «редуцирование персональных достижений» сближает синдром «эмоционального выгорания» с депрессией.
Структура синдрома «эмоционального выгорания», по В. В. Бойко, представляет собой последовательность трех фаз (1; 2):
- напряжение включает симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, загнанность в клетку, тревогу и депрессию;
- резистенция представляет: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственную дезориентацию, расширение сферы экономии эмоций, редукцию профессиональных обязанностей;
- истощение включает: эмоциональный дефицит, эмоциональную отстраненность, личностную отстраненность (деперсонализацию), психосоматические и психовегетативные нарушения (4).
Рассмотрим факторы, способствующие развитию синдрома «эмоционального выгорания».
В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в «эмоциональном выгорании»: личностный, ролевой и организационный (у К. Кондо соответственно индивидуальный, социальный, характер работы и рабочего окружения) (6).
Различают стрессы профессиональные, личностные и стрессы ответственности. К первым можно отнести вхождение в новую профессиональную среду, ситуации нововведений и конфликтов в этой сфере, ситуации изменения требований к профессии, внутренних кризисов, профессионального роста, карьеры. Так, ситуации нововведений и конфликтов в профессиональной сфере могут способствовать возникновению у человека стрессовых проявлений: беспомощности, эмоциональной напряженности, снижения работоспособности, уровня самокритичности.
Часто реакция на трудности наиболее ярко выражена в эмоциональной сфере. Она нередко оказывается основной мишенью стрессового воздействия, но главный ресурс для преодоления стресса может быть найден в других сферах психики. Важную роль здесь играет построение более гармоничных эмоциональных отношений. Поиск такой сферы, ее активизация составляют основную задачу психологической поддержки в преодолении жизненных трудностей. Если стоящие перед человеком трудности не превышают его потенциала психологической устойчивости, то их преодоление повышает гибкость адаптационных процессов, расширяет спектр выхода из трудных жизненных ситуаций, обогащает опыт проявления активности.
Поведение личности, в соответствии с требованиями профессиональной среды, способствующее психическому здоровью и профессиональному росту, определяет три основные сферы:
1. Профессиональная активность, выраженная в категориях субъективного значения деятельности, профессиональных притязаниях, готовности к энергетическим затратам, стремление к совершенству при выполнении заданий, а также способности сохранять дистанцию между личной и профессиональной сферами.
2. Стратегии преодоления проблемных ситуаций, представленные как тенденции отказа от дальнейшего выполнения профессиональных заданий; активность стратегии преодоления трудностей, а также внутреннего равновесия. Эти признаки отражают два различных способа поведения в трудной ситуации: активное решение проблем или их избегание.
3. Эмоциональный настрой на профессиональную деятельность, выражением которого является чувство социальной поддержки, профессионального успеха и жизненного удовлетворения.
Исходя из теории социального сходства Фестингера, голландские ученые высказали предположение о возможности преодоления стресса через управление потребностью социального сходства-сравнения.
Синдром «эмоционального выгорания» рассматривается К. Кондо как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основным предрасполагающим фактором «выгорания» являются чрезмерная рабочая нагрузка и ее продолжительность в ситуациях напряженных межличностных отношений. Этому соответствует и данное им образное толкование: «“Выгоранию” подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом; долгое время помогая другим, они
начинают чувствовать разочарование, так как не удается достичь того эффекта, которого ожидали». Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости и эмоциональному истощению, и, как результат, беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, пониженного давления, нарушений сна; семейные проблемы. Такое включение стрессогенных факторов в факторы «эмоционального выгорания» значительно расширило круг соответствующих профессий.
Организационный фактор «эмоционального выгорания» связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, или с тем, что характер вышестоящего руководства не соответствует содержанию работы. Администрация может смягчить развитие «эмоционального выгорания», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.
Изучив литературные источники, можно установить связь «эмоционального выгорания» с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководителя.
Основные составляющие организационных факторов:
1. Условия работы - основной упор при изучении этого фактора был сделан на временные параметры деятельности и объем работы. Повышенная нагрузка в деятельности стимулирует развитие «эмоционального выгорания». Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень «эмоционального выгорания», но этот эффект носит временный характер. Уровень «эмоционального выгорания» частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели.
2. Содержание труда - данная группа факторов включает количественные и качественные аспекты работы с людьми: количество, частоту и степень глубины контактов.
3. Социально-психологические факторы - взаимоотношения в организации как по вертикали, так и по горизонтали.
Риск возникновения «профессионального выгорания» увеличивается в случаях: монотонности труда; вкладывания в него больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, строгой регламентации времени работы, немотивированных контактов, трудно ощутимых результатов; напряженности и конфликтов в профессиональной среде; недостаточной поддержки со стороны коллег; нехватки условий для самовыражения личности, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации; работы без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования, неразрешенных личностных конфликтов.
Условия труда сотрудников пенитенциарных учреждений обладают некоторой спецификой, которая может
быть значимой для формирования синдрома «эмоционального выгорания».
Особый интерес представляет исследование в свете теории справедливости. В соответствии с этой теорией человек оценивает свои возможности относительно других людей в зависимости от факторов вознаграждения, цены и своего вклада. Каждый человек ожидает справедливых взаимоотношений, при которых то, что он вкладывает и получает от этих отношений, пропорционально тому, что другие индивидуумы вкладывают и получают. В профессиональной деятельности взаимоотношения не всегда строятся на основе фактора справедливости.
В качестве факторов, способствующих развитию синдрома «эмоционального выгорания», исследователи называют чувство социальной незащищенности, неуверенности в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, связанные с социальной несправедливостью и недостатком социальной поддержки.
Следует отметить, что генезис синдрома «эмоционального выгорания» носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.
Под синдромом «эмоционального выгорания» скрываются разные состояния и внутренние процессы, которые необходимо различать и разграничивать в каждом
конкретном случае, поскольку они имеют разные причины и требуют в своем решении различных подходов.
Деятельность сотрудника пенитенциарного учреждения относится к особым видам профессиональной деятельности, характеризуется сложностью выполнения служебных задач, часто связанных с риском или опасностью, что обусловливает уровень психической напряженности труда и протекает в условиях с высоким уровнем экстремальности и конфликтности, а диапазон поведенческих актов сотрудников в значительной степени ограничен требованиями, вытекающими из предписанных нормативных документов и принципов профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. БойкоВ.Ш. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб., 1999.
2. БойкоШ.Ш. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. - М., 1996.
3. ВодопъяноваШ.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 2000.
4. ИлъинШ.Ш. Эмоции и чувства. - СПб., 2002.
5. РонгинскаяН. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - М., 2002. - Т. 23. - № 3.
6. ФорманюкИ. В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - М., 1994. - № 6.