Научная статья на тему 'Профессиональное выгорание сотрудников ОВД'

Профессиональное выгорание сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6244
659
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / РЕДУКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / PROFESSIONAL BURNOUT / REDUCTION OF PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS / EMOTIONAL EXHAUSTION / DEPERSONALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гурьева Марина Владимировна

Статья посвящена характеристике факторов, влияющих на формирование феномена выгорания с точки зрения различных психологических подходов. Результаты исследования выгорания у представителей разных профессиональных групп рассмотрены в этой статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гурьева Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The professional burnout of policemen

The article is dedicated to description of factors, which influenced on formation of phenomenon burnout from the point of view of differently psychological achievements. The results of burnout research of representatives of different professional groups are revealed in this article.

Текст научной работы на тему «Профессиональное выгорание сотрудников ОВД»

4. Semushina, L. G., Kagermanjan, V. S., etc. Development of a technique of control of readiness for professional work of students of average special educational institutions. - M, 2001. - 94 p.

5. Suhovetskaya, E. U. Improvement of preparation of cadets in educational process of military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia by means of legal education /E.U. Suhovetskaya / /Problems of activation of informative activity of cadets of high schools of Internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia in training activity: the Collection of scientific articles of interuniversity regional scientifically-practical conference. Part 1. - SPb.: publishing house of SPb MI of IT of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2006. — 79-83 p.

6. Shibanova, V. A. Formation of information-communication readiness of cadets in professional work in educational process of military high school: the Abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08, Chelyabinsk, 2010. — 23 p.

7. Tcherepanov, M. I. Formation of moral-psychological readiness of cadets of legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia to professional work: the dissertation of the candidate of pedagogical sciences: 13.00.08, Barnaul, 2002. — 205 p.

УДК 154.4 М.В. Гурьева*

Профессиональное выгорание сотрудников ОВД

Статья посвящена характеристике факторов, влияющих на формирование феномена выгорания с точки зрения различных психологических подходов. Результаты исследования выгорания у представителей разных профессиональных групп рассмотрены в этой статье.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, редукция профессиональных достижений, эмоциональное истощение, деперсонализация.

M.V. Guryeva*. The professional burnout of policemen. The article is dedicated to description of factors, which influenced on formation of phenomenon burnout from the point of view of differently psychological achievements. The results of burnout research of representatives of different professional groups are revealed in this article.

Keywords: professional burnout, reduction of professional achievements, emotional exhaustion, depersonalization.

С 1 марта в ОВД начал действовать новый федеральный закон о полиции. В соответствии с его требованиями сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. [12]. Кроме того, сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами [12].

В связи с этим представляются актуальными вопросы, связанные с совершенствованием психологического сопровождения сотрудников полиции в части, касающейся разработки психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, направленных на профилактику и редуцирование разнообразных симптомов профессионального выгорания, что существенным образом скажется на успешности выполнения профессиональных обязанностей.

В последние годы участились случаи неадекватного поведения сотрудников ОВД в эмоционально насыщенных ситуациях, злоупотребления алкоголем в процессе выполнения служебной деятельности, проявлений агрессивного и асоциального поведения. Каждый такой случай требует всесторонней проверки, включая обязательное определение причин и фактов, способствующих развитию поведенческих отклонений.

В этом плане представляется своевременным рассмотрение факторов и причин профессионального выгорания.

Теоретический анализ исследований работ отечественных и зарубежных авторов по проблеме выгорания позволил выделить факторы, влияющие на его возникновение.

* Гурьева, Марина Владимировна, соискатель кафедры общей и практической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].

* Guryeva, Marina Vladimirovna, competitor of the department of general and applied psychology, Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affaires of Russia. Russia. Saint-Petersburg.

Статья поступила в редакцию 7 июня 2011 гоаа.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Т.В. Форманюк выделяет личностные, ролевые и организационные факторы возникновения состояния выгорания. К личностным факторам относят возраст, пол, семейное положение, стаж работы, образовательный уровень, социальное происхождение. Среди ролевых факторов выделяют ролевую конфликтность, ролевую неопределенность, организационные факторы — такие, как многочасовая работа, не оцениваемая должным образом, требующая исключительной продуктивности или соответствующей подготовки [2].

По мнению М.В. Борисовой, факторы, влияющие на развитие выгорания, делятся на объективные и субъективные. К объективным относятся неблагоприятный социально-психологический климат коллектива, недостатки в организации деятельности, субъективные — это высокий уровень нейротизма, наличие рассогласованности в ценностной сфере, низкий уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции эмоций и поведения. В.Е. Орел к таким факторам относит индивидуальные (социально-демографические характеристики, личностные особенности) и организационные (условия работы, рабочие перегрузки, содержание труда) [6]. Т.В. Зайчикова в своих работах делит факторы, способствующие выгоранию, на три группы: социально-экономические, социально-психологические и индивидуально-психологические. В первую группу включены: экономическая нестабильность, сложные политические процессы, социальный статус профессии, уровень социальной защищенности и оплаты труда. Ко второй относят желание работать в выбранной организации, взаимоотношения в коллективе, эффективность труда, мотивы труда. В третьей группе выделяют уровни тревожности, агрессивности, ригидности, уровень субъективного контроля, социально-демографические факторы развития выгорания [1].

Зарубежные авторы К. Маслач и Е. Джексон выделяют личностные и ситуационные факторы. К. Кондо разделяет факторы, влияющие на развитие выгорания, на личностный, ролевой (индивидуальные характеристики самих профессионалов) и организационный (особенности профессиональной деятельности) компоненты. В основе идеи, предложенной К. Маслач и Е. Джексон, лежит утверждение о том, что состояние выгорания является результатом несоответствия между личностью и работой специалиста: чем больше это несоответствие, тем выше вероятность возникновения состояния выгорания [9, 11].

К личностным факторам риска возникновения состояния выгорания Маслач и Джексон относят:

— несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его внутренними ресурсами;

— стремление работника иметь большую самостоятельность в своей профессиональной деятельности;

— отсутствие вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда;

— потерю чувства положительного взаимодействия с коллегами;

— отсутствие представления о справедливости на работе;

— несоответствие между этическими принципами личности и требованиями работы [9, с. 63-74]

В работах В.В. Бойко подчеркивается доминирующая роль особенностей профессиональной

деятельности в возникновении выгорания и выделяются группы факторов, формирующих выгорание.

Так, в группу организационных, внешних факторов включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, а именно, хроническое психоэмоциональное напряжение, нечеткие организация и планирование труда, повышенная ответственность за исполняемые функции, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности [1].

При изучении влияния условий работы основной упор был сделан преимущественно на временные параметры деятельности и объема работы. Практически во всех исследованиях этого направления показано, что повышение нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие выгорания [3]. Аналогичные результаты получены и между продолжительностью рабочего дня и выгоранием [4]. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер, уровень выгорания частично повышается через три дня после возвращения к работе и полностью восстанавливается через три недели [3].

Группа внутренних факторов включает в себя склонность к эмоциональной ригидности (тугоподвижность), интенсивную интериоризацию (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности (данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело), слабую мотивацию эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан.

Анализ работ, посвященных роли содержания труда в возникновении выгорания показал, что эта группа факторов включает в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентом: количество клиентов, частота их обслуживания, степень глубины контакта с ним. Данные относительно взаимодействия между выгоранием и количеством клиентов, обслуживаемым за определенный период, неоднозначны. Ряд исследований подтверждает наличие положительной связи между этими переменными. Более определенную тенденцию обнаруживает сопоставление глубины контакта с клиентами и остроты их проблем. Близкий контакт с клиентами, острота их проблем обычно способствует возникновению выгорания. Наиболее ярко проявляется влияние этих факторов в тех видах профессиональной деятельности, где острота проблем клиентов сочетается с минимизацией успеха в эффективности их решения [4, 8].

Важным фактором, взаимодействующим с выгоранием, является степень самостоятельности и независимости профессионала в своей деятельности и возможность принимать важные решения. Указанные переменные отрицательно коррелируют с выгоранием [9, 10].

Среди социально-психологических факторов, рассматриваемых в контексте выгорания, наиболее важными являются взаимоотношения в организации как по вертикали, так и по горизонтали. В большинстве исследований выявлена отрицательная зависимость между выгоранием и социальной

поддержкой у представителей практически всех профессий, связанных с оказанием профессиональной помощи людям.

Кроме этого, следует учитывать факторы, выделенные Т.В. Решетовой — низкая эмоциональность, неумение общаться, трудоголизм, снижение социальных ресурсов (социальные и родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность и т.д.). К данным факторам Т.В. Решетова относит «безграмотное сочувствие» — полное растворением в другом, слабые границы «Я». Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты [8].

Согласно результатам исследований, социальная поддержка от коллег и других референтных групп также является важным фактором в предотвращении выгорания. Ряд исследований показывает, что инструментальная, информационная и эмоциональная поддержки, особенно в условиях ролевого конфликта и большого объема работы, имеют более тесную связь с выгоранием [7].

Есть ряд исследований, которые посвящены изучению влияния стиля руководства на тенденцию к выгоранию у подчиненных, выявляется незначительная корреляция между этими двумя переменными. Отмечается, что демократический стиль руководства в меньшей степени способствует возникновению выгорания.

Также при изучении различных факторов, провоцирующих рост выгорания, проводились работы, связанные с изучением позиции работников по отношению к своим реципиентам. Анализ полученных результатов показывает наличие взаимосвязи между данной характеристикой и выгоранием: чем выше показатели отстранения от клиентов в виде самоотчуждения или отсутствия значимости в своей работе, тем ниже значения выгорания. Данная зависимость может быть обусловлена спецификой самой деятельности.

Приведенные исследования подчеркивают важность обратной связи, отсутствие которой соотносится со всеми тремя компонентами выгорания, приводя к повышению уровня эмоционального истощения и деперсонализации, снижая профессиональную самоэффективность.

Рассматривая взаимосвязь поощрения работников, признания их достижений, т.е. материальное и моральное вознаграждение работников в виде одобрения со стороны администрации и благодарности реципиентов, и выгорания, большинство исследователей отмечают, что недостаточное вознаграждение или его отсутствие способствуют возникновению выгорания. При этом некоторые исследователи отмечают, что для работников в предотвращении выгорания важно не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что понимается работником как справедливость. Есть работы, показывающие, что дополнительное вознаграждение за выполнение определенной работы повышает чувство профессиональной эффективности, в то время как наказание приводит к развитию деперсонализации.

На развитие выгорания также влияют противоречие между функциями, которые выполняет работник (ролевой конфликт) и отсутствие значимой информации для эффективного выполнения деятельности (ролевая амбивалентность), между указанными характеристиками прослеживается положительная связь с эмоциональным истощением и деперсонализацией, а также отрицательные корреляции с профессиональной эффективностью.

Влияние индивидуальных факторов, вызывающих выгорание, подробно изучалось в зарубежной психологии, к ним традиционно относят такие социально-демографические характеристики как возраст, пол, уровень образования, стаж работы. Среди личностных особенностей исследуются выносливость, локус контроль, стиль поведения при преодолении фрустрирующей ситуации, самооценка [6].

Многочисленными исследованиями подтверждается наличие отрицательной корреляционной связи возраста и выгорания, отмечалось также, что наиболее чувствительными к выгоранию являются как молодые люди (19-25 лет), так и более старшие (40-50 лет).

Склонность к выгоранию более молодых по возрасту объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не оправдывающей их ожидания. Наиболее тесная связь возраста обнаруживается с эмоциональным истощением и деперсонализацией, менее значимая связь выявляется с редукцией профессиональных достижений [6].

В ряде исследований, направленных на изучение связи гендерных аспектов и выгорания, мужчины в большей степени подвержены процессу выгорания, чем женщины, в то время как другие исследователи приходят к совершенно противоположным заключениям.

Так, установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, это связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности. При этом женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению, т.к. более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов. Также обращается внимание на то, что работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей [1].

В трудах зарубежных исследователей приводятся данные о положительной связи между степенью психического выгорания и уровнем образования. Причиной этого могут быть завышенные притязания у людей с более высоким уровнем образования. Однако такая тенденция наблюдается только в отношении деперсонализации, а эмоциональное истощение не зависит от данного фактора. Редукция же профессиональных достижений дает обратную картину, имея наибольшие значения у испытуемых со средним, нежели высшим образованием. Причина такого дифференцированного влияния уровня образования на компоненты выгорания, скорее всего — в наличии связи между уровнем образования и конкретным содержанием труда [10].

Такие факторы, как этническая ирасовая принадлежность, место жительства, социально-экономический статус, уровень зарплаты и их влияние на развитие выгорания изучались в гораздо меньшей степени. Изучение личностных

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

особенностей в их взаимодействии с выгоранием представляется нам, более важной областью изучения данного феномена. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что личностные особенности вносят гораздо больший вклад в развитие выгорания, не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и с факторами рабочей среды [5].

Обзор работ, посвященных выявлению зависимости между выгоранием и индивидуальными стратегиями преодоления фрустрирующей ситуации, показывает, что высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу и, наоборот, люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания [1].

Многие авторы отмечают связь между выгоранием и «личностной выносливостью», которая определяется в зарубежной психологии как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять, контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Обнаружена тесная связь между выносливостью и всеми компонентами выгорания [6].

Обнаружена тесная связь между психическим выгоранием и контролем («локус контроля»), который традиционно подразделяется на внешний и внутренний. Лица с преобладанием внешнего «локуса контроля» склонны приписывать все происходящее с ними, свои успехи случайным внешним обстоятельствам или деятельности других людей, в то время как индивиды с внутренним «локусом контроля» считают свои достижения и все происшедшее с ними собственной заслугой, результатом своей деятельности, своих способностей. В большинстве работ отмечается положительная корреляционная связь между внешним «локусом контроля» и составляющими выгорания, особенно с эмоциональным истощением и деперсонализацией [11]. Что касается профессиональной эффективности, то отмечается положительная связь между внутренним «локусом контроля» и высокой оценкой профессиональной эффективности.

Во многих исследованиях была обнаружена отрицательная корреляция между компонентами выгорания и самооценкой. По мнению ШВ. 8сЬаи£еН, низкая самооценка хотя и приводит к выгоранию, но также может быть отражением факторов окружающей среды или даже отражением воздействия самого выгорания.

По результатам исследований выявлены положительные корреляции между составляющими выгорания и поведением типа А, прежде всего с эмоциональным истощением. Люди, демонстрирующие этот тип поведения, предпочитают бурный темп жизни, преодоление трудностей конкурентную борьбу, сильную потребность держать все под контролем, поэтому они более подвержены влиянию стрессовых, факторов и, как отмечается, в ряде работ, в большей степени заболеваниям нейрогенной природы. Отмечается также и наличие половых различий. У женщин связь между поведением типа А и показателями выгорания выражена сильнее, чем у мужчин [7].

Что касается других личностных характеристик, то их связь рассматривается с позиций их комплексного влияния, в русле какой-либо определенной концепции личности. Многие исследования используют пятифакторную модель личности, предложенную P.Costa и Я. МсСгае. Согласно этой модели, структура личности представлена пятью основными личностными характеристиками: нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность [10].

Ряд исследований демонстрирует тесную связь параметров пятифакторной модели личности и компонентами выгорания [9]. Зарубежные исследователи отмечают, что наиболее тесные связи со всеми характеристиками выгорания имеет шкала нейротизма, особенно с эмоциональным истощением и фактором открытости опыту [9].

Ш 8сЬаи£Єі, проведя дополнительный статистический анализ, обнаружил связь остальных составляющих выгорания с личностными характеристиками. Так, деперсонализация положительно связана с нейротизмом и отрицательно — с сотрудничеством, а персональная эффективность — с нейротизмом, экстраверсией, открытостью и добросовестностью. Это говорит о том, что последняя компонента выгорания в большей степени является личностной характеристикой, чем реакцией индивида на стрессовую ситуацию [8].

В отечественных исследованиях также показано, что наиболее тесную положительную связь выгорание имеет со шкалой нейротизма, и отрицательную — со шкалой добросовестности [4].

Есть ряд исследований, в которых для изучения связи личностных характеристик и выгорания используют личностный опросник Кеттелла 16-РЕ В этих работах была получена значимая прямая положительная зависимость между выгоранием и такими личностными чертами, как эмоциональная неустойчивость, тревожность, конформность, подозрительность, склонность к чувству вины, консерватизм, импульсивность, интроверсия [2].

Проведенное нами исследование взаимосвязи личностных характеристик и психического выгорания у сотрудников ОВД показало наличие взаимосвязи между выгоранием и сниженными показателями коммуникативности, конформностью, тревожностью и подверженностью групповому давлению.

Исследование взаимосвязи между личностными характеристиками и выгоранием в русле пятифакторной модели личности и других, основанных на теории черт, является довольно перспективным, поскольку другие подходы к изучению данной проблемы не давали положительных результатов, например, попытки использовать типологический подход [11].

Рассматривая взаимоотношения между личностными особенностями и выгоранием, мы сталкиваемся с проблемой интерпретации корреляционных зависимостей этих переменных. Проблема заключается в том, что еще неизвестно, способствуют ли развитию феномена психического выгорания личностные особенности, синдромы, или выгорание провоцирует развитие определенных личностных черт. Эта проблема требует дальнейшего изучения.

Переход с уровня анализа отдельных факторов, влияющих на выгорание, к более обобщенному уровню предполагает анализ различий в степени выгорания у представителей различных профессий и

работников разных видов деятельности, внутри одной профессии. Данные относительно уровня выгорания у представителей различных профессий приведены в табл. 1.

Таблица 1

Средние значения основных характеристик выгорания у представителей различных профессиональных групп

Компоненты выгорания Профессиональная группа Эмоцио- нальное истощение Деперсо- нализация Профессио- нальная эффектив- ность

Учителя школ 21.25 11.0 33.54

Преподаватели вузов 18:57 5.57 39.17

Сотрудники правоохранительных органов 21.35 7.46 32.75

Работники медицины (врачи и медсестры) 22.19 7.12 36.53

Работники службы психического здоровья (психологи, психиатры, психотерапевты, обслуживающий персонал) 16.89 5.72 30.87

Социальные работники 21.42 8.11 36.43

Из приведенной таблицы видно, что более подвержены выгоранию представители педагогической сферы, сотрудники милиции и медики, что подтверждается и рядом исследований [3].

Сравнительный анализ выгорания у представителей разных профессиональных групп показывает, что выгорание обусловливается не отдельным фактором профессии, а целым ее комплексом. Поэтому можно предположить, что те спорные вопросы и проблемы, которые возникают при анализе влияния отдельных независимых факторов, могут быть отражением совокупного влияния профессии, ее социального статуса, престижа в обществе и других характеристик.

Таким образом, на основе анализа литературы были раскрыты факторы, влияющие на формирование феномена выгорания с точки зрения различных психологических подходов, рассмотрены исследования выгорания у представителей разных профессиональных групп.

Список литературы

1. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб, 2007.

2. Водопьянова, Н. Е., Стсрченкова, Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб, 2005.

3. Дмитриева, М. Л. Психологические факторы профессиональной адаптации / / Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под. ред. Г. С. Никифорова. — СПб, 2001.

4. Крапивина, О. В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Тамбов, 2004.

5. Ларенцова, Л. Ш. Профессиональный стресс врачей-стоматологов и методы его коррекции : дис. ... докт. мед. наук. — М., 2003.

6. Орел, В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии // Психологический журнал. — Т. 22. - № 1. - 2001. - С. 90-98.

7. Орел, В. Е. Синдром психологического выгорания личности. — М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2005.

8. Решетова, Т. В. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. — Т. 23. - 2002. - № 3. - С. 85-95.

9. Маслач, К., Голдберг, Дж. Профилактика выгорания: новые перспективы // Прикладная и профилактическая психология. — 1998. — Изд. 7. — С. 63-74.

10. Лейтер, М., Маслач, К Преодоление выгорания: шесть стратегий улучшения Ваших отношений с работой. — Jossey-Bass, Imprint, 2005. — 193 с.

11. Маслач, К Профессиональное выгорание: Новые направления в исследованиях // Основные направления психологической науки. — 2003. — Том 12. — С. 189-192.

12. Федеральный закон о полиции № 3-ФЗ (07.02.2011г).

Literature

1. Boiko, V. V. Syndrome of «emotional burnout» in a professional relations. — St.-Petersburg, 2007.

2. Vodopyanova, N. E., Starchenkova, E. S. Syndrome of burnout: diagnostics and prevention. — St.-Petersburg, 2005.

3. Dmitrieva, M. A. Psychological factors of professional adaptation // Psychological support of professional activities / ed. G. S. Nikiforov. — St.-Petersburg, 2001.

4. Krapivina, O. V. Emotional burnout as a form of professional deformation of prison officials: The author’s abstract of dis. ... сand. of psychological sciences. — Tambov, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Larentsova, L. I. Professional stress of stomatologists and methods of it correction: Dis. ... dос. of medical sciences. — Moscow, 2003.

6. Oryol, V. E. Phenomena of burnout in foreign psychology // Psychological journal. — Т. 22. — 2001.

— № 1. — P. 90-98.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

7. Oryol, V. E. Syndrome of psychological burnout personality. — Moscow, 2005.

8. Reshetova, T. V Burnut in the social professions // Psychological journal. — Vol. 23. — 2002. — № 3. — P. 85-95.

9. Maslach, C, Goldberg, J. Prevention of burnout: New perspectives // Applied & Preventive Psychology.

- 1998. - Vol. 7. - P. 63-74.

10. Leiter, M., Maslach, C. Banishing burnout: six strategies for improving your relationship with work. — Jossey-Bass, Imprint, 2005. —193 p.

11. Maslach, C. M. Job burnout: new directions in research and intervention // Current directions in psychological science. — Vol. 12. — 2003. — P. 189-192.

12. The Federal Law of the Police № 3-FZ (07.02.2011).

УДК 370.179: 351.74 А.Г. Ермаков*

Деятельность участковых уполномоченных полиции: историко-педагогические аспекты

В статье рассмотрена педагогическая составляющая деятельности сотрудников службы участковых уполномоченных полиции, а так же представлен исторический экскурс развития службы от губных старост до современного участкового.

Ключевые слова: подготовка служащих полиции, полицейское образование, образовательные учреждения, педагогические и правовые аспекты деятельности участковых.

A.G. Ermakov*. The activity of police divisional inspectors: historical and pedagogical aspects.

The article deals with pedagogical components of law enforcement divisional inspectors of police activities as well as historical development of police service starting from guba heads to the present-day divisional inspectors.

Keywords: police training, police education, educational institutions, pedagogical and legal aspects of the divisional inspectors activities.

Правоохранительные органы имеют давнюю историю. Многие авторы, изучающие данное направление, относят их зарождение к периоду царствования Ивана Грозного, учрежденного им Разбойного приказа в Москве [14, с. 584]. В 1538-1541 гг. происходит Губная реформа (губа — административно-территориальная единица Древней Руси). Из местных дворян избирались губные старосты, в обязанности которых входило разыскивать и наказывать «лихих людей». Именно губные старосты послужили неким прообразом будущего участкового уполномоченного, т.к. осуществляли контроль, поддерживали власть, а также нейтрализовали антигосударевы настроения на местах.

Сама регулярная полиция впервые была создана в Санкт-Петербурге, она стала для Петра I одним из главнейших инструментов реформ по уничтожению старых порядков и становлению новой формы правления. Основанная Петром I новая столица должна была стать образцом нововведений для всей России. Ставя перед государством задачи преобразования России, Петр I связывал успех их решения с профессиональными, морально-этическими качествами государственных служащих, с уровнем их образования. Он мечтал поставить Россию в число передовых стран не только в военном и экономическом, но и в культурном отношении. Обращаясь к своим подданным с призывом учиться, царь выражал надежду на то, «что может быть еще на нашем веку вы пристыдите другие образованные страны и вознесете на высшую ступень славу Русского имени» [17, с. 69]. В соответствии с расширением круга обязанностей в полицейском аппарате формировались различные должности. Толчком к проведению преобразований полицейских учреждений послужило восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачев во время правления Екатерины II. После подавления восстания царское правительство осознало необходимость создания на местах прочной системы полицейских органов, способных эффективно осуществлять охрану общественного порядка. Страна была поделена на губернии и уезды, применительно к которым и стала строиться сеть полицейских учреждений [6, с. 25]. Таким образом, в конце XVIII века, в период царствования Екатерины II, в России складывается система местных органов полиции. Уже 7 ноября 1755 г. издается «Учреждение для управления губерний

* Ермаков, Л. Г. Адъюнкт кафедры педагогики. Санкт — Петербургский университет МВД России. Санкт — Петербург, ул. Л. Пилютова, д. 1, e-mail: [email protected], тел. (812) 744-13-13.

* Ermakov, A. G. The graduated in a military academy of chair of pedagogics of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Rassia. P.h. (812) 744-13-13.

Статья поступила в редакцию 8 августа 2011 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.