Научная статья на тему 'Результаты апробации программы профилактики и коррекции профессионального выгорания врачей'

Результаты апробации программы профилактики и коррекции профессионального выгорания врачей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
393
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ / ЛИЧНОСТНЫЕ ИЛИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ИНДЕКС РЕСУРСНОСТИ / PREVENTION AND CORRECTION OF DOCTORS' PROFESSIONAL BURNOUT / PERSONAL OR SOCIO-PSYCHOLOGICAL RESOURCES / RESOURCE INDEX

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Блинков Александр Николаевич, Шевченко Наталья Сергеевна

В работе рассмотрены: актуальность разработки проблемы профилактики и коррекции профессионального выгорания врачей, работающих в сфере неврологических расстройств; получены следующие результаты: выявлены «мишени» воздействия при формировании программы профилактики и коррекции профессионального выгорания; выявлено, что в контрольной группе испытуемых значительных изменений в уровне выгорания не произошло, однако в экспериментальной группе статистически значимо уменьшились показатели профессионального выгорания; сделан вывод о статистически значимой связи уровня профессионального выгорания и индекса ресурсности, что подтверждает актуальность ресурсного подхода в понимании феномена выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Блинков Александр Николаевич, Шевченко Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF TESTING OF MEDICAL STAFF PROFESSIONAL BURNOUT PREVENTION AND CORRECTION PROGRAM

The work considers the urgency of developing the problem of prophylaxis and correction of professional burnout of doctors working in the field of neurological disorders. The results obtained are as follows. «Targets» of influence in the process of formation of a program for the prevention and correction of professional burnout were revealed. It was found out, that significant changes in the burnout level did not occur in the control group of the subjects. However, in the experimental group the indicators of professional burnout decreased statistically significant. The conclusion is made about statistically significant relationship between the level of professional burnout and the resource index, which confirms the relevance of the resource approach in understanding the phenomenon of burnout.

Текст научной работы на тему «Результаты апробации программы профилактики и коррекции профессионального выгорания врачей»

УДК 159.9 Психология

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ

Блинков Александр Николаевич — кандидат психологических наук, доцент; кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности; факультет психологии; Институт общественных наук; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); проспект Вернадского, 84, корп. 8; Москва, Россия; e-mail: 5780604@mail.com

Шевченко Наталья Сергеевна — студент магистратуры; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС); проспект Вернадского, 84, корп. 8; Москва, Россия; e-mail: dr.shevchenko@list.ru

Введение

В основу данной психологической работы по профилактике профессионального выгорания была положена модель тренинга «антивыгорания», разработанная Н.Е. Водопьяновой на базе ресурсных концепций выгорания (С. Хобфол, А. Пайнс), согласно которым стресс и возникающее выгорание рассматриваются как потеря личностных ресурсов (эмоциональных, когнитивных, поведенческих).

Методы и процедура

Нами была разработана программа профилактики и коррекции профессионального выгорания на основе исследования, проведённого Е.С. Старченковой [3], направлений программы, описанных Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой [2].

Программа адаптирована непосредственно под деятельность врачей, работа-

ющих в организациях неврологических расстройств.

Для составления программы профилактики и коррекции были задействованы следующие методические средства тренинга [1]:

• дискуссия (обсуждение спорного вопроса, проблемы);

• ролевая игра (обучающая игра, участники которой действуют в рамках выбранных ими ролей, создавая сюжет или следуя ему);

• психогимнастика (метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов);

• лекция (вербальное представление информации лектором);

• деловая игра (имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия);

• метод интерактивного обучения с помощью коллективных дискуссий, учебноролевых игр;

• метод санационного мышления;

• мозговой штурм (групповой метод нахождения идей для решения проблемы);

• метод самоанализа (анализ собственных переживаний, суждений, поступков и потребностей);

• методы саморегуляции (управление дыханием, нервно-мышечная релаксация, самопрограммирование, способы самоодобрения, концентрация на предмете/слове, способы визуализации) [4];

• получение обратной связи.

Таким образом, согласно нашей гипотезе исследования уровень профессионального выгорания снизится благодаря разработанной программе психолого-акмеологической профилактики и коррекции профессионального выгорания. Для проведения диагностических срезов до профилактических и коррекци-онных занятий по проблеме профессионального выгорания врачей и после занятий нами были отобраны следующие методики:

• структурированное интервью;

• опросник выгорания К. Маслач (адаптирован Н.Е. Водопьяновой);

• методика исследования эмоционального выгорания (В.В. Бойко);

• методика «Оценка потерь и приобретений персональных ресурсов» Н.Е. Водопьяновой.

Выбор данных методик обусловлен следующими причинами: методики апробированы на выборках людей схожего пола, возраста, области деятельности; результаты ранее проведённых исследований по методикам признаны доказательными; методики согласуются с направлением исследования, соответствуют выдвинутым в исследовании

РЕЗЮМЕ

В работе рассмотрены: актуальность разработки проблемы профилактики и коррекции профессионального выгорания врачей, работающих в сфере неврологических расстройств; получены следующие результаты: выявлены «мишени» воздействия при формировании программы профилактики и коррекции профессионального выгорания; выявлено, что в контрольной группе испытуемых значительных изменений в уровне выгорания не произошло, однако в экспериментальной группе статистически значимо уменьшились показатели профессионального выгорания; сделан вывод о статистически значимой связи уровня профессионального выгорания и индекса ресурсности, что подтверждает актуальность ресурсного подхода в понимании феномена выгорания.

Ключевые слова: профилактика и коррекция профессионального выгорания врачей; личностные или социально-психологические ресурсы; индекс ресурсности.

гипотезам; методики удобны для заполнения респондентами и проведения последующей обработки результатов.

Апробация программы была произведена на базе ведомственного медицинского учреждения. В психодиагностических исследованиях приняло участие 40 человек (36 женщин и 4 мужчин). Средний возраст опрашиваемых составил 36 лет. Все врачи имеют высшее образование; 85% респондентов замужем/ женаты (34 человека).

Врачи были разделены на две группы: экспериментальную (п = 20) и контрольную (п = 20), которые формировались по методу уравнивания, когда сходных по уровню профессионального выгорания индивидов относят к разным группам. Основным критерием отнесения к той или иной группе являлись результаты уровня профессионального выгорания по методикам К. Маслач и В.В. Бойко. Нашей задачей было разделить респондентов на группы с практически идентичными показателями профессионального выгорания. Таким образом, были сформированы группа № 1 (контрольная) и группа № 2 (экспериментальная).

С экспериментальной группой было проведено 8 встреч продолжительностью в среднем по 3,5-4 часа.

Представим схему проведения эксперимента (рис. 1).

План эксперимента для проверки модели профилактики и коррекции профессионального выгорания.

На схеме указаны четыре массива данных: первый и третий — данные двух групп до коррекционного воздействия, второй и четвёртый — данные двух групп после проведения формирующего эксперимента.

Обозначим четыре массива данных:

• группа № 1 — контрольная группа до эксперимента;

Рис. 1. Схема проведения эксперимента

• группа № 2 — контрольная группа после эксперимента;

• группа № 3 — экспериментальная группа до занятий;

• группа № 4 — экспериментальная группа после занятий.

Основная цель программы — профилактика возникновения симптомов профессионального выгорания и предотвращение формирования фаз, а также снижение имеющегося уровня профессионального выгорания.

Были сформулированы следующие задачи:

Дать представление о профессиональном выгорании и причинах его возникновения.

Обучить техникам эффективного самоотделения в эмоционально напряжённых ситуациях профессионального общения, складывающегося в системе «государственный служащий — клиент».

Развить навыки конструктивного поведения преодоления (копинг).

Раскрыть значение копинг-страте-гии поиска и принятия психологической поддержки для восстановления эмоциональных ресурсов и развития «Я-кон-цепции».

Раскрыть типичные стереотипы мышления и поведения, устранить предубеждения и неадекватные социальные установки в контактах с пациентами.

Обучить коммуникативным навыкам, необходимым в профессиональном общении врача.

На этапе подготовительной работы был разработан план мероприятий по профилактической и коррекционной работе, куда были включены упражнения, направленные на противодействие симптомам выгорания, выявленным в качестве доминирующих по методике В.В. Бойко.

В программе используются различные методы работы. В моделируемых ситуациях отрабатываются техники создания сильного «Я», самопрограммирования и мотивации личностного роста. В ролевых играх тренируются новые модели ролевого поведения и профессионального взаимодействия. Позитивным результатом программы становится восстановление мотивационных ресурсов личности, повышение медицинской чувствительности (эмпатии), совершенствование менеджерских умений, преодоление самоограничений и усиление «Я-концепции».

Таблица 1

Результаты уровня профессионального выгорания по методике К. Маслач в группе № 2

Фазы выгорания L M X

Эмоциональное истощение 0,0% 45,0% 55,0%

Деперсонализация 0,0% 30,0% 70,0%

Редукция профессионализма 25,0% 40,0% 35,0%

Таблица 2

Результаты уровня профессионального выгорания по методике К. Маслач в группе №4

Фазы выгорания L M X

Эмоциональное истощение 35,0% 55,0% 10,0%

Деперсонализация 65,0% 15,0% 20,0%

Редукция профессионализма 40,0% 50,0% 10,0%

Таблица 3

Расчёт ^критерия Манна — Уитни для групп № 1 и № 3 по фактору «эмоциональное истощение»

№ Группа № 3 Ранг 1 Группа № 1 Ранг 2

1 20 7 19 3

2 26 25 30 33

3 20 7 22 13,5

4 32 37 30 33

5 19 3 26 25

6 30 33 24 16

7 25 19,5 25 19,5

8 27 29 31 35,5

9 26 25 22 13,5

10 22 13,5 31 35,5

11 25 19,5 19 3

12 26 25 36 40

13 21 10 21 10

14 27 29 26 25

15 25 19,5 25 19,5

16 19 3 22 13,5

17 25 19,5 29 31

18 27 29 19 3

19 20 7 35 39

20 21 10 33 38

Суммы: 370,5 449,5

Таблица 4

Критические значения для U-критерия Манна — Уитни

n Р

P < 0,01 P < 0,05

20 114 138

Программа содержит элементы технологии нейролингвистического программирования, упражнения базовых тренингов, таких как «Социально-психологический тренинг», «Психическая саморегуляция», «Тренинг уверенности», «Телесно-ориентированная психотерапия», «Рационально-эмотивная терапия», «Личностный рост», «Мо-тивационный тренинг», «Позитивная психотерапия», упражнения и игры из психологического тренинга. Психологическая технология «Медитация внутренней улыбки» относится к техникам экологии психической сферы человека.

Результаты и их обсуждение

После психолого-акмеологической профилактики и коррекции профессионального выгорания был произведён

повторный диагностический срез уровня профессионального выгорания. По методике К. Маслач были получены результаты, представленные в табл. 1.

Вывод: в контрольной группе значительных изменений в уровне выгорания не произошло.

Однако в экспериментальной группе значительно уменьшились показатели профессионального выгорания (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим изменения:

• эмоциональное истощение было выражено на высоком уровне у 60,0% испытуемых (12 человек), стало 10,0% (2 человека);

• деперсонализация снизилась с 70,0% (14 человек) до 20,0% (4 человека);

• редукция профессионализма снизилась с 40,0% (8 человек) до 10,0% (2 человека).

Воспользуемся методами математической статистики для выявления статистически значимых изменений.

Сформулируем общие гипотезы для проверки положительного влияния тренингов:

Гипотеза Н0 — № 1 и № 3 группы должны быть тождественны по уровню выгорания сформировавшегося синдрома.

Гипотеза Н1 — № 2 и № 4 группы должны значимо различаться по уровню выгорания сформировавшегося синдрома, что может свидетельствовать об эффективности экспериментального воздействия.

Воспользуемся статистическим U-кри-терием Манна — Уитни, который применяется для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2 > 3 или n1 = 2, n2 > 5 (табл. 3).

Сравним группы № 1 и № 3.

H0: Уровень профессионального выгорания в группе № 1 не ниже уровня в группе № 3.

Hj: Уровень профессионального выгорания в группе № 1 ниже уровня в группе № 3.

Расчёт произведём с помощью программы Microsoft Excel:

• сформируем таблицу из четырёх столбцов: «№ п/п» (присвоим порядковый номер каждому респонденту), «Группа № 3», «Группа № 1» (приведём полученные результаты диагностики уровня выгорания по каждому респонденту), «Ранг 1», «Ранг 2» (присвоим каждому показателю соответствующий ранг).

По таблице 4 определяем критические значения U-критерия Манна — Уитни.

Согласно оси значимости полученное эмпирическое значение ТЭмп находится в зоне незначимости.

Таким образом, гипотеза Hj отвергается, принимается гипотеза H0.

Произведём расчёт U-критерия подобным образом для показателей «деперсонализация», «редукция профессионализма» (табл. 5).

Таким образом, гипотеза Hj отвергается, принимается гипотеза H0. Делаем вывод, что при сравнении данных исходных выборок до экспериментального воздействия значимых различий не было обнаружено. В целом на момент экспериментального воздействия группы имели сходные показатели профессионального выгорания. Следова-

Таблица 5

Расчёт ^критерия Манна — Уитни для групп № 1 и № 3 по факторам «деперсонализация» и «редукция профессионализма»

№ Деперсонализация Редукция про( >ессионализма

Группа № Ранг 1 Группа № 3 Ранг 2 Группа № 1 Ранг 1 Группа № 3 Ранг 2

1 14 25,5 6 3 34 30 32 21,5

2 22 35,5 14 25,5 27 7 35 33,5

3 10 10,5 12 22 33 26 29 12

4 26 39,5 11 16 25 2,5 27 7

5 19 30 12 22 31 18 34 30

6 6 3 11 16 44 40 28 9,5

7 12 22 10 10,5 35 33,5 32 21,5

8 24 37 22 35,5 30 15 30 15

9 9 8 11 16 34 30 33 26

10 15 27 6 3 26 4,5 42 39

11 6 3 11 16 33 26 29 12

12 26 39,5 20 32,5 29 12 27 7

13 11 16 10 10,5 31 18 32 21,5

14 12 22 18 28 35 33,5 28 9,5

15 11 16 8 7 36 36 33 26

16 7 6 12 22 38 37 31 18

17 19 30 21 34 26 4,5 35 33,5

18 6 3 19 30 40 38 30 15

19 25 38 11 16 25 2,5 33 26

20 20 32,5 10 10,5 22 1 32 21,5

Суммы: 444 376 415 405

иЭмп = 20 х 20 + (20 х(20 + 1) / 2) - 444 = 166 = 20 х 20 + (20 х (20 + 1) / 2) - 415 = 195

тельно, можно говорить о тождественности выборок.

Сравним группы № 2 и № 4.

H0: Уровень профессионального выгорания в группе № 4 не ниже уровня в группе № 2.

H1: Уровень профессионального выгорания в группе № 4 ниже уровня в группе № 2.

Расчёт произведём с помощью программы Microsoft Excel:

• сформируем таблицу из четырёх столбцов: «№ п/п» (присвоим порядковый номер каждому респонденту), «Группа № 2», «Группа № 4» (приведём полученные результаты диагностики уровня выгорания по каждому респонденту), «Ранг 1», «Ранг 2» (присвоим каждому показателю соответствующий ранг) (табл. 6).

• просуммируем получившиеся ряды рангов по каждой группе;

• определяем, какая из ранговых сумм наибольшая;

• Определяем Uemp:

воспользуемся формулой 1,

где n1 (количество испытуемых в 1 группе) = 20;

п2 — (количество испытуемых во 2 группе) = 20;

Тх — большая из двух ранговых сумм = 449,5;

Тх пх - количество испытуемых в группе с наибольшей ранговой суммой = 20.

Подставив значения, получаем

иетр= 41,5.

• по таблице определяем критические значения ^критерия Манна — Уитни (табл. 7).

Согласно оси значимости полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости.

Подобным образом произведём расчёт и-критерия для показателей «деперсонализация», «редукция профессионализма» (табл. 8).

Таким образом, для признаков «эмоциональное истощение» и «деперсонализация» гипотеза Ид отвергается, принимается гипотеза Щ, так как значения И-критерия для данных признаков находятся в зоне значимости. Делаем вывод, что при сравнении данных исходных выборок после экспериментального воздействия были обнаружены значимые

различия, которые связаны с проведением тренингов.

При сопоставлении групп по признаку «редукция профессионализма» было получено ИЭмп, находящееся в зоне неопределённости, то есть принимаем гипотезу Щ: уровень профессионального выгорания в группе № 4 ниже уровня в группе № 2. В данном случае возрастание показателей по данному субфактору выгорания у группы № 4 привело к получившемуся результату. Возрастание показателей по признаку «редукция профессионализма» свидетельствует о снижении уровня профессионального выгорания в группе.

Выводы

Можно сделать заключение о том, что общие гипотезы, выдвинутые в начале статистической обработки данных, доказаны. При анализе данных повторного диагностического среза, после проведения коррекционных тренингов, было выявлено, что в контрольной группе испытуемых значительных изменений в уровне выгорания не произошло, однако в экспериментальной группе ста-

Таблица 6

Расчёт ^критерия Манна — Уитни для групп № 2 и № 4 по фактору «эмоциональное истощение»

№ Группа № 2 Ранг 1 Группа № 4 Ранг 2

1 19 16,5 10 1

2 27 31 16 10

3 23 26,5 19 16,5

4 29 34 27 31

5 25 28,5 15 7

6 22 24,5 28 33

7 23 26,5 17 13,5

8 30 37 16 10

9 20 20 20 20

10 30 37 14 4,5

11 20 20 15 7

12 30 37 15 7

13 17 13,5 14 4,5

14 25 28,5 16 10

15 27 31 17 13,5

16 20 20 22 24,5

17 30 37 20 20

18 21 23 17 13,5

19 30 37 12 3

20 31 40 11 2

Суммы: 568,5 251,5

Таблица 7

Критические значения для U-критерия Манна — Уитни

n Р

P < 0,01 P < 0,05

20 114 138

тистически значимо уменьшились показатели профессионального выгорания.

В результате корреляционного анализа сделан вывод о статистически значимой (р > 0,01) связи уровня профессионального выгорания и индекса ресурсности, что подтверждает актуальность ресурсного подхода к пониманию феномена выгорания. Субфакторы профессионального выгорания «эмоциональное истощение» и «деперсона-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лизация» отрицательно коррелируют с индексом ресурсности (ИР), субфактор «редукция профессионализма» положительно коррелирует с ИР.

Полученные результаты и психологические методы могут найти применение при построении технологии психологического отбора и профессиональной подготовке и переподготовке врачей, работающих в отделении неврологии; кроме того, они могут быть

использованы при разработке специальных программ профилактики и преодоления профессионального выгорания для работников коммуникативных профессий.

ССЫЛКИ

[1]. Захарова Г.И. Теория и методика психологического тренинга. Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. — 44 с.

[2]. Водопьянова Н.Е. Старченко-ва Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2008. — 358 с.

[3]. СтарченковаЕ.С. Психологические факторы профессионального выгорания (на примере деятельности торгового агента): автореф. дис.... канд. психол. наук. — СПб., 2002. — 21 с.

[4]. ВодопьяноваН.Е., НикифоровГ.С. Теоретические аспекты профилактики и коррекции профессионального выгорания // Вестник СПбГУ. — 2013. — № 2. — С. 4-14. — Серия 16: Психология. Педагогика.

REFERENCES

[1]. Zakharova G.I. Theory and methodology of psychological training. Tutorial. — Chelyabinsk: Publishing House of SUSU, 2008. — 44 p.

[2]. Vodopyanova N.E., Starchenko-va E.S. Burnout syndrome: diagnosis and prevention. — St. Petersburg: Peter, 2008. — 358 p.

[3]. Starchenkova E.S. Psychological factors of professional burnout (for example, the activities of a sales agent): the author's abstract. dis.. Cand. psychol. sciences. — St. Petersburg, 2002. — 21 p.

[4]. Vodopyanova N.E., Nikiforov G.S. Theoretical Aspects of Prevention and Correction of Professional Burnout // Bulletin of St. Petersburg State University. — 2013. — № 2. — C. 4-14. — Series 16: Psychology. Pedagogy.

Таблица 8

Расчёт ^критерия Манна — Уитни для групп № 2 и № 4 по факторам «деперсонализация» и «редукция профессионализма»

№ Деперсонализация Редукция про( >ессионализма

Группа № 2 Ранг 1 Группа № 4 Ранг 2 Группа № 2 Ранг 1 Группа № 4 Ранг 2

1 11 25,5 5 10 36 24 37 29

2 20 37,5 11 25,5 25 1 40 32,5

3 11 25,5 8 17 37 29 35 14,5

4 19 35,5 5 10 28 7 26 2,5

5 15 32 4 4,5 31 14,5 36 24

6 9 18,5 3 1,5 44 40 30 10

7 10 21 4 4,5 36 24 36 17,5

8 24 39 11 25,5 30 10 35 24

9 9 18,5 5 10 38 32,5 36 10

10 15 32 5 10 27 5 42 39

11 6 14 4 4,5 30 10 40 36,5

12 26 40 15 32 31 14,5 35 5

13 11 25,5 3 1,5 31 14,5 42 38

14 12 29,5 10 21 35 20 36 24

15 11 25,5 5 10 36 24 38 32,5

16 7 15,5 4 4,5 38 32,5 33 17,5

17 17 34 10 21 26 2,5 36 24

18 7 15,5 12 29,5 40 36,5 34 19

19 20 37,5 5 10 30 10 41 29

20 19 35,5 5 10 27 5 39 35

Суммы: 553,5 262,5 356,5 486,5

иЭмп = 20 х 20 +(20 х (20 + 1) / 2) - 553,5 = 56,5 = 20 х 20 + (20 х (20 + 1) / 2) -486,5 = 123,5

THE RESULTS OF TESTING OF MEDICAL STAFF PROFESSIONAL BURNOUT PREVENTION AND CORRECTION PROGRAM

Alexander N. Blinkov — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor; Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity; Faculty of Psychology; Institute of Social Sciences; Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA); Vernadskogo Prospect, 84, build. 8; Moscow, Russia; e-mail: 5780604@mail.com Natalia S. Shevchenko — Master's Degree Student; Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

(RANEPA); Vernadskogo Prospect, 84, build. 8; Moscow, Russia; e-mail: dr.shevchenko@list.ru ABSTRACT

The work considers the urgency of developing the problem of prophylaxis and correction of professional burnout of doctors working in the field of neurological disorders. The results obtained are as follows. «Targets» of influence in the process of formation of a program for the prevention and correction of professional burnout were revealed. It was found out, that significant changes in the burnout level did not occur in the control group of the subjects. However, in the experimental group the indicators of professional burnout decreased statistically significant. The conclusion is made about statistically significant relationship between the level of professional burnout and the resource index, which confirms the relevance of the resource approach in understanding the phenomenon of burnout. Keywords: prevention and correction of doctors' professional burnout; personal or socio-psychological resources; resource index.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.