Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
244
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СУБЪЕКТ / ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / ПРОБЛЕМЫ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СВЯЗИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / INFORMATION POLICY / SUBJECT / INTERNET PLATFORMS / INTERNET COMMUNICATIONS / PROBLEMS / COMMUNICATION / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Щеголева Анастасия Николаевна

В данной статье проводится анализ современной ситуации создания открытого информационного пространства. Рассмотрены интернет-платформы, которые способствуют развитию сетевых эффектов взаимодействия органов власти и населения, что выражается в росте числа пользователей, то есть организаций различных форм собственности, органов государственного управления и населения. Тем самым между ними происходит расширение взаимовыгодных экономических отношений и информационных контактов, направленных на предотвращение и устранение тех или иных противоречий. Обосновывается важность взаимодействия государственной власти и его целевой аудитории - населения. Определяется потребность государственных органов сформировать грамотную информационную политику выстраивания коммуникаций с населением. Трансформация концепции информационного обмена между обществом и властью в России привела к росту популярности использования сети Интернет населением для оперативного обращения в государственные институты. Рассматриваются пути совершенствования информационно-коммуникативных связей государственного управления в отношении населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Щеголева Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF IMPROVING INFORMATION AND COMMUNICATION LINKS OF PUBLIC ADMINISTRATION

This article analyzes the current situation of creating an open information space. We consider Internet platforms that contribute to the development of network effects of interaction between authorities and the population, which is reflected in the increase in the number of users, that is, organizations of various forms of ownership, government and the population. Thus, between them there is an expansion of mutually beneficial economic relations and information contacts aimed at preventing and eliminating certain contradictions. It substantiates the importance of interaction between state power and its target audience - the population. The need of state bodies to formulate a competent information policy of building communications with the population is determined. The transformation of the concept of information exchange between society and the government in Russia has led to an increase in the popularity of the use of the Internet by the population for prompt contact with government institutions. The ways of improving the information and communication links of public administration in relation to the population are considered.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Факторы совершенствования информационно-

коммуникативных связей государственного управления

Щеголева А. Н.

Центральный аппарат Федеральной налоговой службы России.

Аннотация. В данной статье проводится анализ современной ситуации создания открытого информационного пространства. Рассмотрены интернет-платформы, которые способствуют развитию сетевых эффектов взаимодействия органов власти и населения, что выражается в росте числа пользователей, то есть организаций различных форм собственности, органов государственного управления и населения. Тем самым между ними происходит расширение взаимовыгодных экономических отношений и информационных контактов, направленных на предотвращение и устранение тех или иных противоречий. Обосновывается важность взаимодействия государственной власти и его целевой аудитории - населения. Определяется потребность государственных органов сформировать грамотную информационную политику выстраивания коммуникаций с населением. Трансформация концепции информационного обмена между обществом и властью в России привела к росту популярности использования сети Интернет населением для оперативного обращения в государственные институты. Рассматриваются пути совершенствования информационно-коммуникативных связей государственного управления в отношении населения.

Ключевые слова: информационная политика, субъект, Интернет-платформы, Интернет-коммуникации, проблемы, коммуникативные связи, государственное управление.

Для цитирования: Щеголева А. Н. Факторы совершенствования информационно-коммуникативных связей государственного управления// Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Том 4. №4. С. 116-125

Сведения об авторе: Щеголева Анастасия Николаевна, специалист отдела ведения единого реестра населения в Центральном аппарате Федеральной налоговой службы России, 127381, г. Москва, Неглинная ул., д. 23, 8 (903) 207 39 31, e-mail.ru: [email protected]

Статья поступила в редакцию: 09.08.2019. Принята к печати: 21.12.2019.

В современной России формируются предпосылки для создания открытого информационного пространства. По мере развития научно-технического прогресса механизм взаимодействия населения и власти значительно менялся и дополнялся новыми элементами. По мнению Яновского А.В., в настоящее время в его состав помимо традиционных способов ведения диалога с гражданами входят также современные формы

Интернет-коммуникации. Проведём анализ средств коммуникации государства и населения, используемых в настоящее время.

Согласно Борисовой А.С., появление и распространение использования сети Интернет послужило мощным толчком в развитии информационно-коммуникационных технологий [Борисова: 46-53]. На этапе начального присутствия власти в сети Интернет появились официальные сайты различных ведомств, которые в первую очередь выполняли информационную функцию. Граждане посредством обращения к данным сайтам могли оперативно получить сведения о направлениях деятельности государственных учреждений, их адресе, контактах, часах работы служащих. На следующем этапе развития в функционал Интернет-представительств данных ведомств была внедрена возможность скачивать различные документы, формы бланков для самостоятельного заполнения. По мнению Шохнеха А.В., эти нововведения улучшили взаимодействие общества и государства, снизили время получения гражданами необходимой информации. Проблемы субъектов информационной политики представлены на рис. 1 [Шохнех: 56].

Одним из основных вариантов развития цифрового обеспечения информационно-коммуникативных связей государственного управления в отношении населения выступает формирование и использование цифровой платформы в качестве систематизированной совокупности нескольких электронных технологий, позволяющих производить обмен данными в интерактивном режиме. Примерами указанных цифровых платформ являются следующие электронно-информационные средства:

- специализированные порталы, объединяющие интернет-сайты разных органов публичной власти с систематизацией информационных данных по отдельным направлениям предпринимательства (например, организационно-правовые вопросы открытия собственного дела, получение необходимой документации, подтверждающей статус в системе государственного учета).

- порталы комплексных муниципальных услуг, аккумулирующие информацию о порядке взаимодействия органов государственного управления и населения.

- функционально совместимые платформы, органам государственного управления и населения взаимодействовать и обмениваться данными при обсуждении проблем организации и ведения торговой деятельности, борьбы с коррупцией и пр.

- использование платформ различных мобильных приложений с возможностью обмена данными между конкретными сотрудниками бизнес-структур и должностными лицами.

- платформы общих сервисов, включающие в себя средства цифровой идентификации и аутентификации, цифровых платежей и закупок.

Рассмотренные платформы расширяют возможности ведения GR-менеджмента при сокращении прямых контактов между органами государственного управления и населения.

В государственных органах рекомендуется выстроить собственную модель информационной политики, которая будет декларировать свои принципы и вырабатывать самостоятельно механизмы построения информационно-коммуникативных связей государственных органов и населения. К сожалению, в настоящее время основными проблемами в системе взаимодействия органов системы публичной власти и населения по-прежнему остаются, с одной стороны, показной (а не реальный) характер демократизации публичного управления и демонстрируемая незаинтересованность большинства руководителей во взаимодействии, а, с другой - высокий уровень недоверия большинства граждан к власти и глубокая убежденность в том, что их активность ничего не изменит.

совершенствования взаимоотношении между государственными органами , СМИ и населением;

развития современных информационных технологий и сетей;

формирования единого информационно-коммуникативного пространства государственных органов .

Рис. 1. Проблемы субъектов информационной политики

Таким образом, для улучшения процесса коммуникаций власти и общества необходимо, по нашему мнению, реализация следующего комплекса мероприятий (рис. 2) [Шарков: 1-8].

Только комплексное внедрение предложенных мероприятий позволит преодолеть имеющиеся проблемы во взаимодействии органов власти и населения, ведь стратегия информационного развития и эффективное взаимодействие с населением проявляются, в первую очередь, в грамотной информационно-коммуникационной политике государственного управления, которая направлена на позитивное восприятие принятия управленческих решений.

По мнению Татаринова С.А., важнейшим направлением в формировании позитивного имиджа органов государственного управления является использование коммуникативных инструментов обратной связи, чем эффективнее будет выстроено взаимодействие власти с населением, тем эффективнее станет деятельность органов государственного управления [Татаринова: 55-56].

организация органами власти постоянно действующих механизмов организационной,

моральной поддержки активных граждан, создание специальных площадок для коммуникаций власти и общественности, повышение заинтересованности населения в улучшении качества жизни через внедрение технологий конструктивного взаимодействия;

повышение информированности населения о проблемах региона и муниципального образования, путях их решения, возможных формах участия граждан в решении

общественно-значимых вопросов;

повышение заинтересованности граждан в участии в решении местных дел, уверенности в рациональности сотрудничества с органами системы публичной власти;

-доведение до конкретных участников взаимодействий с органами системы публичной

власти результатов реализации совместно разработанных решений (программ), активизация информирования населения о позитивных результатах взаимодействий с

органами системы публичной власти;

разработка рекомендаций для органов системы публичной власти по созданию условий для расширенного внедрения системы поддержки общественных инициатив, введение системы поощрения для муниципалитетов, наиболее эффективно работающих с

общественностью.

Рис. 2. Мероприятия улучшения процесса коммуникаций власти и общества

Постоянный диалог между властью и народом позволит развиваться государственным органам как социально ответственной.

По мнению Леньшиной А.А., значительным продвижением в организации работы с обращениями населения послужило создание в России сети многофункциональных центров (МФЦ), где граждане обрели возможность получить все необходимые государственные услуги в режиме «одного окна» [Леньшина: 23-25].

Помимо официальных государственных ресурсов большую популярность приобретают неофициальные источники информации и средства коммуникации политических деятелей и населения, например, блоги и социальные сети. Размещение контента о политических взглядах, текущих рабочих задачах на личной странице государственного деятеля может сформировать его благоприятный образ у населения. Помимо выполнения информационной функции социальные медиа могут служить основой эффективного диалога между властью и обществом. Так, граждане посредством передачи сообщений государственному служащему

могут оперативно, без значительных временных затрат, указывать на проблемы, касающиеся социально-экономической жизни региона. В свою очередь представители государственной власти могут действенно реагировать на поступающие таким образом запросы, а также, используя инструмент Интернет-таргетинга, обращаться к конкретной целевой аудитории.

По данным Ма1е1 Ьисюа, главным показателем эффективности деятельности государственных органов является социальное партнерство. Это совместная деятельность органов государственного управления и населения, которая направлена на достижение общей цели [Ьисюа].

Информационно-коммуникативные связи органов государственного управления осуществляются в соответствии с действующим федеральным законодательством и партнерством с местными средствами массовой информации. Процесс эффективного взаимодействия государственных органов с различными группами граждан, общественных организаций, СМИ невозможен без совершенствования всей системы информационно -коммуникативных связей органов государственного управления, так как информационно-коммуникационная деятельность является доминантой процесса управления всей деятельностью государственных органов.

По мнению Шаркова Ф.И., имеющиеся на уровне государственных органов информационные ресурсы служат построению равноправной политической коммуникации на всех ступенях управленческой деятельности, реализации диалоговой модели взаимодействия с различными субъектами, взаимодействующими на информационно-коммуникативном поле [Шарков: 34-35]

На формирование общественного мнения большое влияние также оказывают материалы на доступных информационных ресурсах и онлайн-комментарии к ним. Поэтому необходимо систематически проводить анализ информации, размещенной в СМИ, социальных сетях, для выявления негативно окрашенного контента и его нейтрализации.

По мнению Шаркова Ф.И., государственные органы должны создавать эффективные коммуникации, оперативно реагировать на изменяющуюся общественную ситуацию, способствовать широкому информированию населения о деятельности и работе государственных органов [Широких: 88].

По данным опроса (рис. 3), проведенного автором, положительно оценивают существующую систему «обратной связи» во взаимодействии населения и органов государственного управления лишь 9 % опрошенных, удовлетворительно - более 50 %. Затруднились ответить 12 %, а в основном отрицательно оценили более 20 % респондентов.

Рис. 3. Оценка «обратной связи» с государственными органами10

Как правило, управленческие решения, принимаемые на уровне органов государственного управления, недостаточно и несвоевременно разъясняются населению.

Вопрос: «Успешно ли реализуется принцип информационного воздействия при освещении СМИ реализуемых в государственных органах проектов?» - «успешно - 9 %, «скорее успешно» - 23 %. Более 35 % опрошенных считают реализацию принципа информационного воздействия неуспешной, около 25 % - не очень успешной (рис. 4).

Так, трансформация концепции информационного обмена между обществом и властью в России привела к росту популярности использования сети Интернет населением для оперативного обращения в государственные институты. Граждане стали отказываться от традиционных инструментов взаимодействия с органами государственной власти в пользу современных информационно-коммуникационных технологий.

Рис. 4. Успешно ли реализуется принцип информационного воздействия при освещении СМИ реализуемых в государственных органах проектов?11

Согласно мнению Шаркова Ф.И., успех всех принимаемых управленческих решений, в первую очередь, зависит от информационного

10 Личная разработка автора

11 Личная разработка автора

обеспечения этого решения, разъяснительной работы с населением, от своевременного реагирования на меняющееся общественное мнение [Шарков: 96]. Таким образом, в настоящее время назрела необходимость реализации в повседневной деятельности государственных органов принципа достижения опережающего информационного эффекта, открытого диалога с населением о деятельности государственных органов. Сегодня проводимая информационная политика стоит в одном ряду с политикой социальной и экономической. Государственным органам нельзя недооценивать значение эффективной информационной политики на местном уровне, поскольку это негативно сказывается на формировании положительного отношения населения к государственным органам.

В создании равноправного партнерства и сотрудничества, диалога между государственными органами и населением, партнерами власти становятся СМИ, которые принимают на себя инициативу [ЦБе... ].

Профессиональное партнерство государственных органов и СМИ в сейчас является конструктивным инструментом информационно -коммуникативного обеспечения деятельности органов государственного управления. Устойчивому развитию государственных органов должны способствовать следующие направления работы:

- органы государственного управления должны стать информационно открытыми для населения;

- грамотно выстроенная информационная политика позволит сформировать положительный имидж органов государственного управления;

- система социального партнерства становится доминантой в выстраивании эффективных информационно-коммуникативных связей органов государственного управления.

Следовательно, государственные органы должны сформировать грамотную информационную политику выстраивания коммуникаций с населением [СИар1ау]. Функциональными задачами данной разработки рекомендуется сделать следующие (рис. 5).

информационное обеспечение текущей деятельности органов государственного управления;

Р

обеспечение информационно-коммуникативного взаимодействия органов государственного управления и населения;

осуществление информационного обслуживания населения и структур гражданского общества на основе развития массовых коммуникаций и массового информационного обмена.

Рис. 5 Функциональные задачи информационной политики12

Таким образом, взаимоотношения государственных органов и населения должны выстраиваться на базе партнерства и взаимоуважения, с активным информационным воздействием со стороны государственных органов и использованием имеющегося арсенала информационных ресурсов. Также существует необходимость совершенствования механизма информационного взаимодействия власти и населения путём дополнения его структуры современными формами Интернет-коммуникаций. Социальные сети, блоги, форумы являются ежедневным источником информации для большого количества граждан и могут быть использованы для формирования эффективного диалога между властью и обществом, позволяя осуществлять взаимодействие чиновников непосредственно с целевой аудиторией, и, тем самым, получать обратную реакцию. Подобный информационный обмен будет способствовать развитию коммуникационной политики государственного управления, увеличит вовлеченность граждан в его деятельность.

Источники:

Борисова А. С. (2019). Механизм информационного взаимодействия населения и региональной власти с учетом современных форм интернет-коммуникаций. Научный журнал Дискурс. № 6 (32). С. 46-53.

Леньшина А. А. (2019). Особенности коммуникативных технологий в деятельности органов государственной власти // Молодой ученый. №9. С. 23-25.

Татаринов, С.А. (2016). Муниципальное право Российской Федерации: учебно-методическое пособие / С.А. Татаринов, А.Ф. Москаленко. Томск: ТГУ, 98 с.

Шарков, Ф.И. (2017). Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник / Ф.И. Шарков. 4-е, изд. Москва: Дашков и К. 488 с.

Шарков, Ф.И. (2017). Основы социального государства: учебник / Ф.И. Шарков. 4-е, изд. Москва: Дашков и К. 304 с.

Широких Ю.В. (2017). Совершенствование механизмов управления коммуникативными процессами взаимодействия институтов власти и населения // Политика, экономика и инновации. №6. С.1-8.

Шохнех А.В., Телятникова В.С., Насонова Л.И. (2018). Цифровая экономика: теория и методология интеграции субъектов в электронно-цифровое предпринимательское поле. Уфа: АЭТЕРНА, 170 с.

Chaplay I.V. (2018). The orienters of development of forms of communicative influence of civil society on the public policy // Публiчне урядування. №2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-orienters-of-development-of-forms-of-communicative-influence-of-civil-society-on-the-public-policy.

Lucica Matei. Impact of new technologies on public organisations. https://mpra.ub.uni -muenchen.de/id/eprint/18645.

Use of ICT in the Public Administration Sector of the Czech Republic. 2011. https://www.czso.cz/csu/czso/use-of-ict-in-the-public-administration-sector-of-the-czech-republic-2011-lbdkqra00k.

12 Татаринов, С.А. Муниципальное право Российской Федерации: учебно-методическое пособие / С.А. Татаринов, А.Ф. Москаленко. Томск: ТГУ, 2016. 98 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.