Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ'

ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
295
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич, Гончарова Наталья Андреевна

В профилактике девиантного поведения лиц несовершеннолетнего возраста факторы семейного воспитания выполняют ведущую роль, определяя возможности развития личности, социально-психологической интеграции и правопослушное поведение. В статье рассматриваются показатели отношения родителей несовершеннолетних правонарушителей, выступающие в качестве ведущего стиля семейного воспитания, и детерминирующие девиантное поведение. Обсуждаются результаты эмпирического исследования типов родительского отношения к несовершеннолетним правонарушителям и представления несовершеннолетних о стиле родительского воспитания. В результате проведенного исследования установлены приоритетные стили семейного воспитания, содержащие показатели негативного отношения к несовершеннолетнему, нивелирования значимости его личности, препятствующие профилактике девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич, Гончарова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY EDUCATION FACTORS IN THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF JUVENILE OFFENDERS

In the prevention of deviant behavior in minors, the factors of family upbringing play a leading role, determining the possibilities of personality development, socio-psychological integration and law-abiding behavior. The article examines the indicators of the attitude of parents of juvenile offenders, acting as the leading style of family education, and determining deviant behavior. The article discusses the results of an empirical study of the types of parental attitudes towards juvenile delinquents and the perceptions of minors about the style of parenting. As a result of the study, priority styles of family education were established, containing indicators of a negative attitude towards a minor, leveling the importance of his personality, preventing the prevention of deviant behavior of juvenile offenders.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ»

УДК 159.9; ББК 88.8

DOI 10.24412/2658-638Х-2021 -1-3 0-3 5

© Душкин А.С., Гончарова Н.А. 2021

FAMILY EDUCATION FACTORS IN THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF JUVENILE OFFENDERS

ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Anton S. Dushkin,

Head of the Department of Pedagogy and Psychology Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, Candidate of Psychological Sciences, Associated Professor 198206, St. Petersburg, ul. Pilot Pilyutova, d. 1 E-mail: Dushkin-ac@mail.ru

Natalia A. Goncharova,

Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, Candidate of Psychological Sciences 198206, St. Petersburg, ul. Pilot Pilyutova, d. 1 Е-mail: goncharova_n@bk.ru

Антон Сергеевич Душкин,

начальник кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук, доцент 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1 E-mail: Dushkin-ac@mail.ru

Гончарова Наталья Андреевна,

доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1 Е-mail: goncharova_n@bk.ru

Для цитирования: Душкин А.С., Гончарова Н.А. Факторы семейного воспитания в профилактике девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 30-35. Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психологи.

Abstract. In the prevention of deviant behavior in minors, the factors of family upbringing play a leading role, determining the possibilities of personality development, socio-psychological integration and law-abiding behavior. The article examines the indicators of the attitude of parents of juvenile offenders, acting as the leading style of family education, and determining deviant behavior. The article discusses the results of an empirical study of the types of parental attitudes towards juvenile delinquents and the perceptions of minors about the style of parenting. As a result of the study, priority styles of family education were established, containing indicators of a negative attitude towards a minor, leveling the importance of his personality, preventing the prevention of deviant behavior of juvenile offenders.

Аннотация. В профилактике девиантного поведения лиц несовершеннолетнего возраста факторы семейного воспитания выполняют ведущую роль, определяя возможности развития личности, социально-психологической интеграции и правопослушное поведение. В статье рассматриваются показатели отношения родителей несовершеннолетних правонарушителей, выступающие в качестве ведущего стиля семейного воспитания, и детерминирующие девиантное поведение. Обсуждаются результаты эмпирического исследования типов родительского отношения к несовершеннолетним правонарушителям и представления несовершеннолетних о стиле родительского воспитания. В результате проведенного исследования установлены приоритетные стили семейного воспитания, содержащие показатели негативного отношения к несовершеннолетнему, нивелирования значимости его личности, препятствующие профилактике девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей.

Keywords: deviant behavior, family education, prevention of family trouble, juvenile delinquents, child-parental relations.

Ключевые слова: девиантное поведение, семейное воспитание, профилактика семейного неблагополучия, несовершеннолетние правонарушители, детско-родительские отношения.

Введение. Значение семейного воспитания теориях, подчеркивающих роль и значимость пе-отражено практически во всех психологических риода детства в психическом развитии, становле-

нии интеллекта и формировании личности. Семья, как первичный институт трансляции социальных умений и ценностей, обеспечивает несовершеннолетнему условия социализации, демонстрируя способы взаимоотношений с предметным миром, социумом и сферой идеальных представлений. Ее исключительность и специфичность в определении направленности личности отмечается в многочисленных междисциплинарных исследованиях, обсуждающих триединую функциональную роль семьи в репродукции, экзистенции и социализации человека [8].

Развиваясь по собственным, индивидуальным траекториям каждая семья воспроизводит особый тип отношений и воспитания. Вместе с тем в каждой семье обнаруживается подчинение всеобщим психологическим и нравственным закономерностям, определяющим отношение между родителями и детьми, и формирующее конструктивное или деструктивное самоотношение несовершеннолетнего к самому себе. Кроме семьи ни один из социальных институтов не обладает столь значимым потенциалом и возможностью профилактики девиантного поведения и правонарушений несовершеннолетних, поэтому только во взаимодействии с родителем, принимающим и поддерживающим личность в непростой период личностного становления, может быть усвоена система ценностей, необходимых для социальной адаптации и преодоления дезинтеграции [1].

Эволюция отношения к детям в истории семейного воспитания претерпевала определенные изменения - от полного подавления девиации до современных тактик попустительства, уклонения от демонстрации примеров нравственного поведения и соблюдения родительских обязанностей, нивелирования достижений, достоинств и личности ребенка [4]. Данный факт трансформации семейных отношений детерминирует всеобщее снижение значимости института семьи в обществе и затрудняет возможности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, так как в неблагополучных семьях спиральное повторение девиантных форм поведения родителями, потом детьми, которые затем тоже становятся родителями, отношения определяются антиценностными проявлениями. Это значит, что совершению правонарушения предшествует достаточно длительный период наблюдения девиантного поведения, затем воспроизведения таких форм поведения, а также отрицательного эмоционального отношения к ребенку в семье, отсутствие интереса к развивающейся личности, негативного восприятия и взаимного недоверия [5].

Практически все исследователи утверждают необходимость ранней семейной профилактики девиантного поведения, направленной на предотвращение, заблаговременное предупреждение действия факторов, отрицательно влияющих на формирование личности и поведение подростков [2]. В многочисленных рекомендациях по профилактике предлагается устранение источников возможных негативных влияний, компенсация негативных последствий социальных процессов, которые наносят психологическую травму подростку [6]. Обсуждается ряд действий по выявлению неблагополучных в воспитательном отношении семей, компенсация недостатков семейного воспитания, помощь в бытовом, трудовом устройстве несовершеннолетних, обеспечение досуговой занятости [10].

В Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2017 г. № 520-р, отмечается, что меры, направленные на профилактику правонарушений несовершеннолетних, должны осуществляться «в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» [9].

В рамках направления «совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» рассматриваемой Концепции, в числе первоочередных поставлена задача «усиления роли института семьи» и «повышение эффективности государственной поддержки семьи» [9].

Сущностью направления «развитие единой образовательной (воспитывающей) среды» выступает, в первую очередь, работа, обеспечивающая взаимодействие с родителями по вопросам профилактики девиантного поведения.

Информационно-методическое обеспечение системы профилактики правонарушений предлагает активизацию деятельности по просвещению родителей. Эта позиция представляется крайне значимой в профилактике, в силу того, что укрепление семейного института, роль которого все в меньшей степени выполняет свою основную функцию, нивелируется в общественном сознании. Речь идет о знании семейных традиций духовно-нравственного содержания, поддержании и сохранении общего благосостояния семьи, профилактике неблагополучия и возможно одном из важных явлений психологического содержания - формировании семейных отношений между родителями и детьми.

Организация и методы исследования.

В рамках исследования факторов семейного воспитания несовершеннолетних правонарушителей были использованы следующие методики: 1) «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса; 2) созданная на ее основе методика «Родителей оценивают дети» (РОД) (И.А. Фурманов и А.А. Аладьин); 3) Методика диагностики родительского отношения (ОРО) разработанная А.Я. Варга и В.В. Сталиным. В анализе семейных отношений были рассмотрены особенности семейного воспитания в системном взаимодействии и взаимовлиянии членов семьи, и некоторые психологические характеристики родительских проблем, которые решаются за счет детей. Исследованы представления несовершеннолетних о способах родитель-

ского воздействия и основные показатели отношения родителей к несовершеннолетнему, отражающие эмоциональную сторону взаимоотношений и когнитивную оценку характера поведения детей и родителей.

В исследовании приняли участие лица несовершеннолетнего возраста, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних УМВД России по Липецкой области в количестве 100 человек, а также родители данных лиц.

Обсуждение результатов исследования.

Анализ эмпирических показателей типов дисгармоничного воспитания в семье позволил установить наличие психологических проблем в стиле родительского воздействия, в отношениях с несовершеннолетними девиантного поведения (рис. 1).

Рис. 1. Показатели представлений родителей о семейных взаимоотношениях с несовершеннолетними

В стиле воспитания несовершеннолетних с девиантным поведением отмечается превышение диагностических показателей, характеризующее выраженность гипопротекци. Тип воспитания, основанный на недостатке внимания к интересам подростка, детерминирует неустойчивость стиля воспитания, при котором о необходимости позитивного и воспитывающего взаимодействия вспоминают время от времени, как правило, в ситуациях серьезных проступков, нарушающих спокойную жизнь родителя. К несовершеннолетнему применяются чрезмерные санкции за нарушения, при этом повседневные требования отличаются попустительством и недостаточностью запретов. Характер наказаний

отличается жестокостью, что несовершеннолетним расценивается как гиперопека. При этом такие меры не оказывает значимого влияния на изменение поведения, и порождают когнитивный диссонанс в силу отсутствия постоянного психологического контакта и последовательных требований.

Показатели представлений несовершеннолетних о типах воспитания в родительской семье (Родителей оценивают дети) несколько расходятся с представлениями родителей. В анализе результатов оценки родительского отношения несовершеннолетние правонарушители дают как когнитивные, так и эмоциональные определения стилю воспитания (рис. 2).

Рис. 2. Показатели представлений о семейных взаимоотношениях несовершеннолетних правонарушителей

Несовершеннолетние занимают прямо противоположную позицию в оценке отношений родителей, что в их представлениях выражается в характеристиках гиперопротекции и гиперопеки. Такое восприятие отражает доминантность родителей и установку на увеличение зависимости детей, что возможно создает ощущения потворствования и недостаточности требований со стороны родителей. Это характеризует несовершеннолетних как достаточно критичных личностей, способных понимать причины потворствования. При ограниченности эмоциональных взаимоотношений, в которых в данный возрастной период несовершеннолетний особо нуждается, недостаточность требований адекватно расценивается в качестве бессознательной психологической защиты родителя, который пытается заместить недостаток внимания либеральным отношением. При этом происходит нарушение воспитательных требований, и последние в представлениях несовершеннолетних репрезентируются как воспитательная неуверенность, непоследовательность родительского воспитания, а также бесцельность требований и наказаний.

Исследование родительского отношения к несовершеннолетним представляет собой сочетание различных стереотипных паттернов поведения, эмоциональных реакций на поступки и проступки, а также отрицательные иллюзии восприятия детских проблем. Сочетание различных аспектов отношения родителей позволяет выделить типы отношений родителей, которые испытывают сложности в воспитании детей [3]. В исследовании установлено, что наиболее выраженной является позиция «отвержения ребенка», в соответствии

с которой восприятие несовершеннолетнего является негативным. Результаты исследования родительского отношения к несовершеннолетним правонарушителям показывают, что наибольшее значение в системе отношений выражено в показателе «отвержение ребенка» - 38% (рис. 3).

Рис. 3. Показатели родительского отношения в семьях несовершеннолетних правонарушителей

В сознании родителей собственные дети представлены в основном отрицательными характеристиками «неудачливого», «неприспособленного», «плохого», которому не следует доверять. Общее интегральное отношение выражено негативными эмоциями, отсутствием психологической поддержки, подозрительностью в негативных помыслах. По отношению к ребенку переживаются в основном эмоции злости, гнева, досады и раздражения. В таком отношении отсутствует уважение к личности, и как следствие возможность ее развития. Уровень «кооперации» в семьях составляет минимальный процент - 15 %, что отражает низкий уровень за-

интересованности родителей в делах детей, невысокую оценку интеллектуальных способностей, отвержение точки зрения несовершеннолетнего. Между родителями и детьми сохраняется значимая межличностная дистанция, которую родители не стремятся сократить, порождая отчуждение от семьи.

Выводы:

1 . Генетическая предопределенность семьи состоит в том, чтобы создать необходимые условия для формирования достойной жизненной перспективы несовершеннолетнему, обеспечить возможность получать ежедневную психологическую поддержку и внимание, усваивать стиль семейного воспитания, для реализации собственной стратегии самовоспитания, формировать смысложиз-ненные установки и ориентации и предупредить нежелательные проявления в поведении.

2. Факторы семейного воспитания выступают в качестве главного детерминирующего источника профилактики девиаций и правонарушений, поэтому родительское отношение существенным образом влияет на оценки несовершеннолетними качества и уровня конструктивности собственной семьи и собственной личности.

3. В ходе эмпирического исследования установлены отрицательные характеристики восприятия собственных детей родителями несовершеннолетних правонарушителей, отражающие эмоциональное неприятие, скрытые проявления агрессивности в виде гнева и раздражения, низкий уровень оценки достоинств и отвержение.

4. Деструктивное влияние стиля семейного воспитания в семьях осознается несовершеннолетними правонарушителями, которые дают не только эмоциональную оценку родительскому отношению в виде недостатка проявлений родительских чувств, но и понимают безрезультатность требований-запретов, а также неуверенности родителей в реализации воспитательных функций.

Таким образом, проведенное исследование позволяет предположить, что трудности в воспитании несовершеннолетних правонарушителей порождаются именно семейными факторами и родительским отношением, которое выступает в качестве устойчивого и психологически опасного многофункционального поведения, оказывающего дезорганизующее влияние на психику развивающейся личности.

Библиографический список

1. Безлюдный А.И. Родительско-детские отношения как стратегия семейного воспитания // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 2 (5). С. 42-46.

2. Быстрова Н.В., Хижная А.В., Сундеева М.О. Семейное неблагополучие как психолого-педагогическая проблема // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22). С. 16-19.

3. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: курс лекций. СПб. : Речь, 2001. 144 с.

4. Дикусар Я.С. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 28-33.

5. Душкин А.С. Психологическое сопровождение профилактической деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел: монография. СПб. : Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. 1 36 с.

6. Ивасюк О.Н. Особенности семейно-быто-вых преступлений в отношении несовершеннолетних и проблемы их предупреждения // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 7. С. 123-128.

7. Карабанова О.А. Дисгармоничность дет-ско-родительских отношений как фактор риска девиантного поведения личности // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 12. С.295-299.

8. Коваль Н.В., Зенкин А.Н. Лишение родительских прав через призму апелляционной инстанции // Психология и право. 2018. Т. 8. № 4. С.44-54.

9. Распоряжение Правительства РФ от 22 марта 2017 г. № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года» (вместе с «Планом мероприятий на 2017-2020 годы по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года») // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 14, ст. 2088.

10. Романова Л.Л. Социально-педагогическая характеристика семейного неблагополучия по отношению к детям // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 882.

References

1. Bezlyudnyi A.I. Roditel'sko-detskie otnosheniya kak strategiya semeinogo vospitaniya // Vektor nauki TGU. Seriya: Pedagogika, psikhologiya. 2011. №2 (5). S. 42-46.

2. Bystrova N.V., Khizhnaya A.V., Sundeeva M.O. Semeinoe neblagopoluchie kak psikhologo-pedagogicheskaya problema // Karel'skii nauchnyi zhurnal. 2018. T. 7. № 1 (22). S. 16-19.

3. Varga A.Ya. Sistemnaya semeinaya psikho-terapiya: kurs lektsii. SPb.: Rech', 2001. 144 s.

4. Dikusar Ya.S. Vliyanie sem'i na formirovanie deviantnogo povedeniya nesovershennoletnikh // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. № 4. S. 28-33.

5. DushkinA.S. Psikhologicheskoe soprovozhdenie profilakticheskoi deyatel'nosti sotrudnikov podrazdelenii po delam nesovershennoletnikh organov vnutrennikh del: monografiya. SPb.: Izd-vo SPb un-ta MVD Rossii, 2014. 136 s.

6. Ivasyuk O.N. Osobennosti semeino-bytovykh prestuplenii v otnoshenii nesovershennoletnikh i problemy ikh preduprezhdeniya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2019. № 7. S. 123-128.

7. Karabanova O.A. Disgarmonichnost' detsko-roditel'skikh otnoshenii kak faktor riska deviantnogo

povedeniya lichnosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2014. № 12. S. 295-299.

8. Koval' N.V., Zenkin A.N. Lishenie roditel'skikh prav cherez prizmu apellyatsionnoi instantsii // Psikhologiya i pravo. 2018. T. 8. № 4. S. 44-54.

9. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 22 marta 2017 g. № 520-r «Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh na period do 2020 goda» (vmeste s «Planom meropriyatii na 2017 - 2020 gody po realizatsii Kontseptsii razvitiya sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenii nesovershennoletnikh na period do 2020 goda») // Sobranie zakonodatel'stva RF, 03.04.2017, № 14, st. 2088.

10. Romanova L.L. Sotsial'no-pedagogicheskaya kharakteristika semeinogo neblagopoluchiya po otnosheniyu k detyam // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1-1. S. 882.

Основы психокоррекционной работы с сотрудниками и осужденными в уголовно-исполнительной системе : учбное пособие / авт.-сост. Е В. Овчарова. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 111 с. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.

Основу авторского замысла и ведущую цель учебного пособия составляют изучение и применение на практике методов психокор-рекционной работы с сотрудниками, подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Особое место в структуре пособия занимают современные направления психокоррекционной работы с сотрудниками и осужденными в уголовно-исполнительной системе, такие как психоанализ, когнитивное и поведенческое направления, методы гештальт-коррекции и арт-терапии, метафорические ассоциативные карты и др.

Для преподавателей психологии, курсантов и слушателей образовательных учреждений ФСИН России, практических психологов, персонала исправительных учреждений, а также для всех интересующихся современными психокоррекционными направлениями.

Осчппы

С rsrfi'fíii-iiK.vju и ог.ужлг-ишлм! системе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.