Научная статья на тему 'Факторы риска социализации при неадекватной самооценке в раннем юношеском возрасте'

Факторы риска социализации при неадекватной самооценке в раннем юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
515
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL DEVELOPMENT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / РАННЯЯ ЮНОСТЬ / САМООЦЕНКА / SELF-ASSESSMENT / НЕАДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА / INADEQUATE SELF-ASSESSMENT / YOUTHFUL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Просекова Елена Николаевна

В данной статье представлен краткий теоретический анализ понятия социализации, рассмотрены особенности процесса социализации в ранней юности при неадекватной самооценке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of the risk of socialization the at inadequate self-appraisal in early youth age

This article presents a brief theoretical analysis of the concept of socialization, describes the features of process of socialization in youthful age with inadequate self-assessment.

Текст научной работы на тему «Факторы риска социализации при неадекватной самооценке в раннем юношеском возрасте»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9

Е.Н. Просекова, г. Каменск-Уральский

Факторы риска социализации при неадекватной самооценке в раннем

юношеском возрасте

В данной статье представлен краткий теоретический анализ понятия социализации, рассмотрены особенности процесса социализации в ранней юности при неадекватной самооценке.

Социальное развитие, социализация, ранняя юность, самооценка, неадекватная самооценка.

E.N. Prosekova, Kamensk-Uralsky

Factors of the risk of socialization the at inadequate self-appraisal in early

youth age

This article presents a brief theoretical analysis of the concept of socialization, describes the features of process of socialization in youthful age with inadequate self-assessment.

Keywords: social development, socialization, youthful age, self-assessment, inadequate self-assessment.

В психологии развития ранний юношеский возраст единодушно определяется учеными как один из наиболее значимых этапов в формировании полноценной личности. При этом многие исследователи отмечают, что юность является чрезвычайно многосложным и кризисным моментом в развитии личности (Козлов, 1999). В первую очередь кризис взаимосвязан с такими свойствами как ролевая и статусная неопределенность, неравномерность «Я-концепции», амбивалентность чувств, период стресса и вариабельности социальных ценностей молодых людей. Прежде всего, на данном этапе онтогенеза юноши и девушки впервые начинают искать всеобъемлющие жизненные принципы и ценности. Наряду с этим свершается становление мировоззрения, личностного и профессионального самоопределения, приобретается психологическая и эмоциональная автономия. В исследованиях И.С. Кона указано, что «ценнейшее психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира, которое равнозначно для юноши настоящей коперниковской революции» [6]. Однако, политическая, экономическая, социальная нестабильность и нравственно-смысловая неопределенность, сложившаяся в настоящее время в российском обществе, приводят к возникновению различных отклонений в личностном развитии и рискам социализации современных молодых людей.

Следует отметить, что современные юноши и девушки пребывают в обществе в промежуточном положении. С одной стороны, как справедливо заметил Д.И. Фельдштейн,

они достаточно рано и свободно приобщаются к миру взрослых, претендуя на иное отношение к себе. С другой стороны в современном обществе нет традиций, способствующих адекватному включению подрастающего поколения в пространство взрослых. Понятие социализации неразрывно связано с процессом развития и становления личностей молодых людей. При анализе процесса социализации обнаруживается разнообразие теоретических положений. По мнению представителей бихевиоризма и необихевиоризма (А. Бандура, В. Скиннер, Э. Торндайк, В. Уолтере и др.) социализация -это процесс социального научения. Представители символического интеракционизма (Т. Кемпер, Дж. Мид, Т. Ньюком) считают, что социализация является результатом социального взаимодействия людей. Гуманистический подход в психологии (А. Маслоу, А. Оллпорт, К. Роджерс) определяют социализацию подрастающего поколения через самоактуализацию «Я-концепции» [1].

Рассматривая процесс социализации Э. Эриксон [9] анализирует его в социально-историко-культурном аспекте, выделяя при этом как объективные, так и субъективные показатели, одновременно с этим включая идентичность в показатель субъективного роста. Следовательно, по мнению автора, социализация - это идентичность со сверстниками (членами группы).

Исследователи, стоявшие у истоков теории социального развития, под социализацией понимали различные процессы, такие как: аккумулирование человеком социальных ролей, ценностей и норм того социума, к которому он принадлежит, посредством подражания (Т. Тард); вбирание в себя общих ценностей в процессе общения со значимыми другими (Т. Парсонс); вхождение в социальную среду посредством приспособления к ней (Б.Д. Парыгин) [1].

По мнению И.С. Кона «социализация обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества» [2].

Из вышеизложенного можно заключить, что исследователи трактуют социализацию как процесс адаптации к социальному окружению, в ходе которого происходит активное усвоение человеком социальных ролей, опыта, системы норм и ценностей в результате непосредственного воздействия окружающей социальной среды. Таким образом, исследования различных авторов во многом схожи, однако невозможно воспринимать процесс социализации однозначно. Сложность данного процесса детерминирована, с одной стороны, потребностью в усвоении опыта предыдущих поколений, а с другой -стремлением человека самоутвердиться, сформировать личностное воззрение вследствие критического осмысления постигнутого опыта [5].

В познании характера особенностей социального развития и характера процесса социализации ранний юношеский возраст занимает особое место. Для успешной социализации на данном этапе онтогенеза необходимо учитывать следующие факторы: удовлетворенность настоящим, уверенность в будущем, реалистичность и адекватность личностных и профессиональных установок.

Говоря о сути критических изменений в раннем юношеском возрасте, многие ученые отмечают возникновение ключевых новообразований, которые ведут к особой структурной перестройке всех психических процессов. Л.С. Выготский, пишет, что «самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований» [4]. Также автором указано, что исходной сущностью всех новообразований личности является индивидуально-психологическая основа, над которой постоянно «надстраиваются» все новые типы социального поведения взрослеющей личности. Наиболее ярко выраженными являются изменения интегративных процессов в самосознании, которые имеют различное обозначение в исследованиях ученых: «формирование внутренней системы оценок себя и мира», «обобщение и интеграция представлений о себе», «нарастание целостности» (Л.И. Божович, Л.С Выготский, Д.И. Фельдштейн, И.И. Чеснокова). Д.И. Фельдштейн отмечает возникновение двух принципиально новых социальных позиций. Отношение юношей и девушек к миру вещей, другим людям, самим себе интегрируется в социальных позициях, отражающихся в логике становления идентичности в юности. Одна из них - «Я в обществе» - связана с осознанием, своего места, принадлежности и связей, того, что я могу делать. Другая - «Я и общество» - связана с осознанием себя субъектом социальных отношений, выделением из общества, поиском признания, самоутверждением, выражением собственной позиции.

В общем контексте формирования личности (ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости) центральную роль отечественные психологи отводят самооценке (О.С. Кованова, В.П. Лепкович и др.). Принятые личностью ценности составляют ядро самооценки, определяют специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и самосовершенствования личности. Самооценка задействована во всех сферах жизнедеятельности человека - в деятельности, поведении, познании, общении.

Самооценка является сложным продуктом труда, познания и общения, возникающим как средство организации своего поведения, деятельности и целесообразности отношений с окружающими людьми. В рамках исследования проблемы самосознания самооценка характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующее начало, его личностный аспект (А.А. Бодалев, Е.М. Крутова, В.М. Раева). С ней взаимообусловлены оценочные функции самосознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе.

В многочисленных трудах психологов, исследующих проблематику юношеского возраста (Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.И. Липкина, Дж. Мид, К. Роджерс, В.В. Столин, Э. Эриксон и др.), делается акцент на элементах развития адекватной самооценки и самосознания личности.

В юношеском возрасте самооценка составляет центральный компонент формирования личности и характеризуется следующим параметрами: уровнем (величиной) - высокая, средняя и низкая; реалистичностью - адекватная и неадекватная (завышенная /заниженная); особенностями строения - конфликтная и бесконфликтная; временной отнесенностью - прогностическая, актуальная, ретроспективная; устойчивостью - стабильная, лабильная [3]. В зависимости от характера самооценки у молодых людей складывается либо адекватное отношение к себе, либо неадекватное. В

последнем случае юноши и девушки постоянно сталкиваются с неуспехом, часто вступают в конфликты с окружающими людьми, вследствие чего нарушается гармоничность развития их личностей. Также характер самооценки определяет формирование тех или иных личностных качеств (например, адекватная самооценка способствует формированию уверенности в себе, самокритичности, настойчивости, требовательности; неадекватная -неуверенности или излишней самоуверенности). Неадекватная самооценка характеризует личность, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Однако именно в юношеском возрасте неадекватная самооценка (завышенная или заниженная) может явиться фактором внутреннего конфликта личности.

Неадекватная завышенная самооценка приводит к тому, что молодые люди склонны переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. Они самоуверенно приступают к деятельности, которая превышает их реальные возможности, а в случае неудачи в исполнении задуманного происходит глубокое разочарование и обвинение социума [8]. Таким образом, неадекватная завышенная самооценка, может крайне негативно сказаться на процессе социализации молодых людей. Такие юноши и девушки не желают признавать своих ошибок, становятся жесткими, иногда даже агрессивными. Они не могут ужиться в коллективе, им кажется, что окружающие их постоянно недооценивают, завидуют, высказывают необоснованные претензии.

Заниженная самооценка в данном возрасте (как впрочем, и во всех остальных) приводит к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои способности. Такие юноши и девушки недооценивает себя в действительности, приписывая свои реальные успехи и достижения обстоятельствам, воспринимая их как временные или случайные. Они часто ставят перед собой заниженные цели, преувеличивают значение неудач, очень самокритичны и крайне ранимыми. Многие исследователи указывают, что при заниженной самооценке происходит «непринятие себя», самоотрицание, формируется негативное отношение к своей личности. В своих работах Л. Пепло, М. Мицели, Б. Морали высказывают предположение о том, что низкая самооценка может быть и причиной и следствием одиночества. Л. Пепло отмечает, что «уже в самой низкой самооценке заложен риск одиночества, которое, в свою очередь, может в дальнейшем подорвать чувство собственного достоинства у человека» [7]. Следовательно, заниженная самооценка нивелирует уровень притязаний, ограничивая жизненные перспективы и социализацию молодых людей.

Таким образом, можно резюмировать, что изначально оценочные суждения юношей и девушек, определяются собственным идеалом и направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу. В дальнейшем оценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя. Поэтому любая неадекватная оценка себя (завышенная или заниженная) затрудняет жизнь подрастающего поколения, оказывая огромное влияние на социальное развитие и адаптацию юношей и девушек к новым социальным условиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, Г.М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности / Г.М. Андреева // Общение и оптимизация совместной деятельности / Г.М. Андреева ; ред. B.C. Агеев [и др.]. - М. : 1987. -С.152-166.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 1988. - 375 с.

3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с.

4. Выготский, Л.С. Педология подростка: проблема возраста / Л.С. Выготский // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. - М., 1984. - 433 с.

5. Ельникова, О.Е. Психологические барьеры социализации в подростковом возрасте : дис. ... канд. психол. наук / О.Е. Ельникова. - Елец, 2004. - 185 с.

6. Кон, И.С. Какими они себя видят / И.С. Кон. - М. : Знание, 1975. - 96 с.

7. Лабиринты одиночества / сост. Н.Е. Покровский. - М. : Прогресс, 1989. - 624 с.

8. Тертель, А.Л. Психология. Курс лекций : учеб. пособие / А.Л. Тертель. - М. : ТК Велби, Проспект, 2006. - 248 с.

9. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов. - Казань : Татарское кн. изд-во, 1991. -192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.