Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ПАРАДИГМА / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Багирова Т.А., Тагиева Г.А.

В статье представлены результаты исследования, проведенного с целью выявления ключевых направлений региональной парадигмы развития к условиям глобализации. Методология исследования основана на подходе системного анализа. Исследования показывают, что глобализация создает новые факторы и возможности, существенно влияющие на развитие стран и регионов внутри страны. В конце по результатам исследования были даны концептуальные рекомендации к условиям глобализации и адаптации политики регионального развития и системы его планирования в Азербайджанской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF REGIONAL DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

The article presents the results of a study conducted to identify the key directions of the regional development paradigm to the conditions of globalization. The research methodology is based on the system analysis approach. Studies show that globalization creates new factors and opportunities that significantly affect the development of countries and regions within the country. At the end, based on the results of the study, conceptual recommendations were given to the conditions of globalization and adaptation of the regional development policy and its planning system in the Republic of Azerbaijan.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

across the customs border of the Republic of Uzbekistan, J. Europen Journal of Economics and Management Science, Vienna, No. 4, 2020, 92 - 103.

11. Zemskova I. A. Russia and the WTO: Issues of customs and legal regulation, Materials of the IV International Scientific and Practical Conference of students, undergraduates, postgraduates, teachers, practitioners "WTO and the Customs Union: prospects for

integration cooperation" (May 27, 2013), Saratov, 2013, 44 - 48.

12. Pchelnikova O.S. Imperatives and algorithms for the entry of post-socialist countries into the WTO: Diss.... Candidate of Economic Sciences, 2007, Rostov on Don, 201.

13. Gilmendinova I.A. WTO as an institution of regulation of international relations: Diss. Candidate of Economic Sciences, 2004, M. 179.

ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Багирова Т.А., Тагиева Г.А.

Азербайджанский Государственный Аграрный Университет

старший преподаватель

FACTORS OF REGIONAL DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Bagirova T., Tagiyeva G.

Azerbaijan State Agrarian University Senior Lecturer

Аннотация

В статье представлены результаты исследования, проведенного с целью выявления ключевых направлений региональной парадигмы развития к условиям глобализации. Методология исследования основана на подходе системного анализа. Исследования показывают, что глобализация создает новые факторы и возможности, существенно влияющие на развитие стран и регионов внутри страны. В конце по результатам исследования были даны концептуальные рекомендации к условиям глобализации и адаптации политики регионального развития и системы его планирования в Азербайджанской Республике.

Abstract

The article presents the results of a study conducted to identify the key directions of the regional development paradigm to the conditions of globalization. The research methodology is based on the system analysis approach. Studies show that globalization creates new factors and opportunities that significantly affect the development of countries and regions within the country. At the end, based on the results of the study, conceptual recommendations were given to the conditions of globalization and adaptation of the regional development policy and its planning system in the Republic of Azerbaijan.

Ключевые слова: региональное развитие, глобализация, системный анализ, парадигма, концептуальные рекомендации.

Keywords: regional development, globalization, system analysis, paradigm, conceptual recommendations.

Текущая стратегия регионального развития, реализуемая в Азербайджанской Республике, позволяет обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие регионов страны, в том числе формирование конкурентоспособной экономики, основанной на принципах устойчивого развития, отвечающего высоким стандартам социального обеспечения, эффективного использования природных ресурсов и надежная защита окружающей среды направлена на создание благоприятной среды [1].

Передовой международный опыт показывает, что помимо программ, разработанных и реализуемых на национальном уровне, для дальнейшего укрепления и приумножения достижений страны в развитии регионов, в том числе районов и сельских территорий, а также отдельных регионов, развития и реализация согласованных планов развития административных районов и местных административ-

ных единиц позволяет добиться более высоких результатов. Обычно эти планы варьируются от страны к стране и от региона к региону, поэтому целесообразно начать с разработки концептуальной основы для разработки планов регионального развития в конкретной стране в соответствии с местными особенностями этой страны. Вместе с тем, в современный период активизации глобализации, в связи с усилением влияния международных факторов на внутренние, в том числе региональные процессы развития, актуальной стала адаптация политики регионального развития, в том числе методологической парадигмы ее планирования, к условиям глобализации. В связи с усилением глобализации в современное время парадигма регионального развития нуждается в учете возрастающего влияния международных факторов на внутренние процессы и движущие силы регионального развития.

Можно сделать вывод, что в условиях глобализации «регион» представляет собой не только субъект со своими интересами в системе отношений «мир-страна-регион», но и сложную подсистему, характеризующуюся взаимодействием и влиянием триединство экономики, общества и природы на региональном уровне. Это свидетельствует о том, что определение направления адаптации региональной парадигмы развития к условиям глобализации требует многопланового и многоуровневого исследования, которое возможно только на основе системно-аналитического подхода.

Исследования показывают, что эволюция парадигмы регионального развития сопровождалась углублением и расширением знаний о регионе как объекте изучения[2;3]. В результате в настоящее время теории регионального развития рассматривают систему общественных отношений региона как субъекта со своими интересами, регион как многофункциональную и многогранную систему, переход от статического к динамическому изучению региона как объекта исследования, конвергенция существующих теорий и концепций тенденции и появление более всеобъемлющих комплексных теорий.

Во многих странах региональная политика предпочитает концентрироваться на «проблемных зонах». То есть региональная политика основывается на теории несбалансированного развития. Обобщая основные положения концепции устойчивого развития и различные взгляды на региональное развитие, можно сделать вывод, что системный подход к устойчивому развитию в регионах страны возможен только с учетом конкретных условий каждого региона. Именно поэтому не существует готовых «рецептов» регионального социально-экономического развития на все случаи жизни. Таким образом, устойчивое развитие означает выполнение определенных социальных, экономических и экологических требований. Однако из-за различной социально-экономической и экологической ситуации в каждом конкретном регионе для обеспечения необходимого динамизма и сбалансированности требуются различные меры политики для каждого региона по диапазону, масштабу и характеру.

В связи с этим в разных странах наблюдается разный опыт. Например, отличительной чертой японского опыта является усиление роли регионов в управлении и планировании. Регионам предоставлена широкая самостоятельность, в том числе широкие полномочия по планированию конкретных программ развития [4].

В этом плане интересен и опыт стран ЕС. Лиссабонская стратегия [5], принятая в 2000 г., предусматривает превращение ЕС в наиболее конкурентоспособную и динамичную экономическую зону мира, экономическое пространство, основанное на знаниях, и достижение устойчивого развития на всей территории союза. Однако многие проблемные зоны, особенно в Восточной и Южной Европе, в принципе не имеют возможности для осуществления быстрых экономических изменений без помощи в рамках национальной и наднациональной

региональной политики. Поэтому европейская политика в области регионального развития основывается на принципе, что более богатые страны и регионы должны защищать более бедные страны и регионы.

ЕС учредил специализированные фонды для финансирования мер и проектов политики регионального развития. В настоящее время эта работа осуществляется в основном через два фонда: Европейский фонд регионального развития (ERDF) и Фонд солидарности (CF). В странах ЕС есть и другие механизмы привлечения капитала и финансирования инновационных и других важных проектов в регионах. В частности, проекты, которые могут генерировать определенные доходы, все чаще финансируются за счет грантов, займов или других финансовых инструментов (таких как долевое участие) [6].

Крупные страны, такие как Китай, Бразилия и Мексика, имеют опыт адаптации регионального управления к меняющимся обстоятельствам. Активное участие регионов в международном экономическом сотрудничестве в этих странах (свободные экономические зоны в Китае, приграничные зоны в Мексике), освоение новых территорий (Бразилия), развитие транспорта и энергетики (Бразилия, Китай), стимулирование межрегиональной интеграции, развитие развитие промышленности в сельской местности (особенно малых предприятий) и др. Интересен и его опыт в этой области [5].

Таким образом, мы делаем вывод, что появление новых условий и факторов с течением времени меняет парадигму регионального развития и связанную с ним политику. Такая ситуация наблюдается и в нынешнее время. Таким образом, если старая парадигма концентрировалась на доходах, региональных различиях в занятости, физической и рыночной инфраструктуре, то новая парадигма концентрировалась на таких вопросах, как неэффективное использование регионального потенциала и низкая конкурентоспособность экономики, интегрированная и комплексная на основе концепции устойчивого развития. Уже принято считать, что в мире, где общественные отношения глобализируются, политика социально-экономического развития любой страны, в том числе политика регионального развития, может быть успешной, если она учитывает происходящие в мире процессы и международные факторы. Отсюда можно сделать вывод, что в условиях глобализации совершенствование внутреннего разделения труда с учетом сравнительных преимуществ регионов в стране и международного разделения труда, оптимизация отношений «мир-страна-регион» вклад в устойчивое и инклюзивное развитие может быть приоритетом. Это означает, что в условиях глобализации увеличение сравнительных преимуществ регионов внутри страны и международного разделения труда, превращение их в конкурентное преимущество и их полная и эффективная реализация и опти-

мизация отношений «мир-страна-регион» обеспечит национальное и региональное развитие, включая регулирование, а также планирование.

Список литературы

1. Государственная программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики на 2019-2023 годы. (http://www.e-qanun.az/framework/41320)

2. Антонеску, Д. Политика регионального развития в контексте стратегии «Европа 2020». Процедура Экономика и финансы 15 (2014) 1091-1097;

3. Латушко Н.А. Эволюция моделей региональной политики в контексте теорий региональной экономики. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017 Том. 7, ис. 11А

4. Политика регионального развития в странах ОЭСР. ОЭСР, 2010 г.

5. Европейский совет, Лиссабон, 23 и 24 марта 2000 г. Выводы председательства. (https://www.europarl.europa.eu/summits/lis1_en.htm )

6. Джон Бахтлер, Карлос Мендес, Хайди Виро-нен. Региональное развитие и политика в Европе. Взносы на дебаты в Латинской Америке. ЕВРОСОЦИАЛЬНАЯ прог. Мадрид, март 2014 г.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ: АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТЧИСЛЕНИЙ И ВЗНОСОВ ПО ИТОГАМ 2021 ГОДА

Токежанов Б. Т.

Докторант DBA Алматы Менеджмент Университет

COMPULSORY SOCIAL HEALTH INSURANCE IN KAZAKHSTAN: ANALYSIS OF DEDUCTIONS

AND CONTRIBUTIONS IN 2021

Tokezhanov B.

DBA Doctorate Almaty Management University

Аннотация

Отчисления и взносы на ОСМС являются активами Фонда социального медицинского страхования, которые в последующем распределяются по видам медицинской помощи и направляются для возмещения медицинской помощи согласно пакету ОСМС. В этой связи доходная часть Фонда является очень важным, так как обеспечивает его финансовую устойчивость. В статье проводится анализ поступления отчислений и взносов от категорий плательщиков в разрезе регионов страны с момента внедрения ОСМС. Проблемы, которые связаны с недопоступлением доходов, это выявление лиц, которые не вовлечены в систему ОСМС, такие как самозанятое население, жители сельской местности. В статье сделаны выводы и предложены меры по повышению поступлений активов Фонда СМС.

Abstract

Deductions and contributions to the CSHI are assets of the Social Health Insurance Fund, which are subsequently distributed by type of medical care and directed to reimburse medical care in accordance with the CSHI package. In this regard, the Fund's income is very important, as it ensures its financial stability. The article analyzes the receipt of deductions and contributions from the categories of payers in the context of the regions of the country since the introduction of compulsory medical insurance. The problems that are associated with the shortfall in income are the identification of persons who are not involved in the compulsory health insurance system, such as the self-employed population, residents of rural areas. The article draws conclusions and proposes measures to increase the income of the assets of the CMC Fund.

Ключевые слова: Здравоохранение, обязательное социальное медицинское страхование, поступления ОСМС.

Keywords: Health care, compulsory social health insurance, CSHI receipts.

В Казахстане обязательное социальное медицинское страхование (далее - ОСМС) начала свое действие согласно закону Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» (далее - Закон об ОСМС) с 1 июля 2017 года.

Концептуальные подходы внедрения ОСМС предусматривают необходимость диверсификации

источников финансирования здравоохранения, повышения доступности медицинской помощи и ее качества.

Внедряемая система ОСМС строится на разделении солидарной ответственности государства, работодателя и граждан за реализацию права граждан на охрану здоровья.

В соответствии со статьей 14 Закона об ОСМС определены категорий плательщиков в систему ОСМС. Плательщиками отчислений являются все

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.