Научная статья на тему 'ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ: АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТЧИСЛЕНИЙ И ВЗНОСОВ ПО ИТОГАМ 2021 ГОДА'

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ: АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТЧИСЛЕНИЙ И ВЗНОСОВ ПО ИТОГАМ 2021 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПОСТУПЛЕНИЯ ОСМС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токежанов Б.Т.

Отчисления и взносы на ОСМС являются активами Фонда социального медицинского страхования, которые в последующем распределяются по видам медицинской помощи и направляются для возмещения медицинской помощи согласно пакету ОСМС. В этой связи доходная часть Фонда является очень важным, так как обеспечивает его финансовую устойчивость. В статье проводится анализ поступления отчислений и взносов от категорий плательщиков в разрезе регионов страны с момента внедрения ОСМС. Проблемы, которые связаны с недопоступлением доходов, это выявление лиц, которые не вовлечены в систему ОСМС, такие как самозанятое население, жители сельской местности. В статье сделаны выводы и предложены меры по повышению поступлений активов Фонда СМС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPULSORY SOCIAL HEALTH INSURANCE IN KAZAKHSTAN: ANALYSIS OF DEDUCTIONS AND CONTRIBUTIONS IN 2021

Deductions and contributions to the CSHI are assets of the Social Health Insurance Fund, which are subsequently distributed by type of medical care and directed to reimburse medical care in accordance with the CSHI package. In this regard, the Fund's income is very important, as it ensures its financial stability. The article analyzes the receipt of deductions and contributions from the categories of payers in the context of the regions of the country since the introduction of compulsory medical insurance. The problems that are associated with the shortfall in income are the identification of persons who are not involved in the compulsory health insurance system, such as the self-employed population, residents of rural areas. The article draws conclusions and proposes measures to increase the income of the assets of the CMC Fund.

Текст научной работы на тему «ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ: АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТЧИСЛЕНИЙ И ВЗНОСОВ ПО ИТОГАМ 2021 ГОДА»

мизация отношений «мир-страна-регион» обеспечит национальное и региональное развитие, включая регулирование, а также планирование.

Список литературы

1. Государственная программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики на 2019-2023 годы. (http://www.e-qanun.az/framework/41320)

2. Антонеску, Д. Политика регионального развития в контексте стратегии «Европа 2020». Процедура Экономика и финансы 15 (2014) 1091-1097;

3. Латушко Н.А. Эволюция моделей региональной политики в контексте теорий региональной экономики. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017 Том. 7, ис. 11А

4. Политика регионального развития в странах ОЭСР. ОЭСР, 2010 г.

5. Европейский совет, Лиссабон, 23 и 24 марта 2000 г. Выводы председательства.

(https://www.europarl.europa.eu/summits/lis1_en.htm )

6. Джон Бахтлер, Карлос Мендес, Хайди Виро-нен. Региональное развитие и политика в Европе. Взносы на дебаты в Латинской Америке. ЕВРОСОЦИАЛЬНАЯ прог. Мадрид, март 2014 г.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ: АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТЧИСЛЕНИЙ И ВЗНОСОВ ПО ИТОГАМ 2021 ГОДА

Токежанов Б. Т.

Докторант DBA Алматы Менеджмент Университет

COMPULSORY SOCIAL HEALTH INSURANCE IN KAZAKHSTAN: ANALYSIS OF DEDUCTIONS

AND CONTRIBUTIONS IN 2021

Tokezhanov B.

DBA Doctorate Almaty Management University

Аннотация

Отчисления и взносы на ОСМС являются активами Фонда социального медицинского страхования, которые в последующем распределяются по видам медицинской помощи и направляются для возмещения медицинской помощи согласно пакету ОСМС. В этой связи доходная часть Фонда является очень важным, так как обеспечивает его финансовую устойчивость. В статье проводится анализ поступления отчислений и взносов от категорий плательщиков в разрезе регионов страны с момента внедрения ОСМС. Проблемы, которые связаны с недопоступлением доходов, это выявление лиц, которые не вовлечены в систему ОСМС, такие как самозанятое население, жители сельской местности. В статье сделаны выводы и предложены меры по повышению поступлений активов Фонда СМС.

Abstract

Deductions and contributions to the CSHI are assets of the Social Health Insurance Fund, which are subsequently distributed by type of medical care and directed to reimburse medical care in accordance with the CSHI package. In this regard, the Fund's income is very important, as it ensures its financial stability. The article analyzes the receipt of deductions and contributions from the categories of payers in the context of the regions of the country since the introduction of compulsory medical insurance. The problems that are associated with the shortfall in income are the identification of persons who are not involved in the compulsory health insurance system, such as the self-employed population, residents of rural areas. The article draws conclusions and proposes measures to increase the income of the assets of the CMC Fund.

Ключевые слова: Здравоохранение, обязательное социальное медицинское страхование, поступления ОСМС.

Keywords: Health care, compulsory social health insurance, CSHI receipts.

В Казахстане обязательное социальное медицинское страхование (далее - ОСМС) начала свое действие согласно закону Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» (далее - Закон об ОСМС) с 1 июля 2017 года.

Концептуальные подходы внедрения ОСМС предусматривают необходимость диверсификации

источников финансирования здравоохранения, повышения доступности медицинской помощи и ее качества.

Внедряемая система ОСМС строится на разделении солидарной ответственности государства, работодателя и граждан за реализацию права граждан на охрану здоровья.

В соответствии со статьей 14 Закона об ОСМС определены категорий плательщиков в систему ОСМС. Плательщиками отчислений являются все

работодатели, включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, а также филиалы, представительства иностранных юридических лиц, исчисляющие (удерживающие) и перечисляющие отчисления и взносы в фонд.

Плательщиками взносов являются: государство за 15 льготных категорий граждан; работники, в том числе государственные и гражданские служащие, за исключением военнослужащих, сотрудников правоохранительных, специальных государ-

ственных органов; индивидуальные предприниматели (ИП); лица, занимающиеся частной практикой; физические лица, получающие доходы по заключенным с налоговым агентом договорам гражданско-правового характера (ГПХ) в соответствии с законодательством Республики Казахстан; лица, самостоятельно уплачивающие взносы, в том числе граждане Республики Казахстан, выехавшие за пределы Республики Казахстан (далее - самостоятельные плательщики), а также физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа (ЕСП).

Таблица 1.

Размеры отчислений и взносов по категориям плательщиков_

Категория плательщиков* Размеры отчислений и взносов Норма Закона об ОСМС

Государство за 15 льготных категорий с 1.01.2020 г. - 1,4 %, с 1.01.2021 г. - 1,6 %. Ст.26

Работодатели с 1.07.2017 года - 1 %, с 1.01.2018 года - 1,5 %, с 1.01.2020 года - 2 %. Ст.27

Работники, в т.ч. по договорам ГПХ с 01.01.2020 г. - 1 %, с 01.01.2021 г. - 2 % Ст.28

ИП с 01.01.2020 г. - 5 % Ст.28

Самостоятельные плательщики С 01.01.2020 г. - 5 % Ст.28

Плательщики ЕСП 40 % от 1 -кратного размера месячного расчетного показателя в городах республиканского и областного значения, столице и 0,5-кратного размера месячного расчетного показателя - в других населенных пунктах Ст.28

: Объекты исчислены определены также Законом об ОСМС

В соответствии с Законом об ОСМС аккумулирование средств ОСМС началось с 1 июля 2017 года. За счет отчислений средств от работодателей был сформирован резервный фонд для начала финансирования медицинских услуг. Участие государства, работников, ИП и самостоятельных плательщиков в системе ОСМС было начато с 1 января 2020 года.

По состоянию на 1 января 2022 г. общая сумма поступлений, отчислений, взносов и пени на ОСМС составила 1 548,8 млрд тенге, за 12 месяцев 2021 г. - 751,5 млрд тенге, в структуре поступлений сумма взносов государства составила 346, 5 млрд тенге, что составляет 46% от общей суммы поступлений.

■ Отчисления ■ Взносы ■ Взносы государства

Диаграмма 1. Сумма поступлений на ОСМС Диаграмма 2. Сумма поступлений на ОСМС

по годам, млрд тенге в 2021 г., млрд тенге

Источник: Составлен по данным оперативной отчетности ФМС за 2021 год

46 The scientific heritage No 86 (2022)

Общая сумма в разрезе регионов представлена на диаграмме 3 и выглядит в следующим образом.

165,1

47,1 ,, А 36 9 39,8 40,5 41,8 48'751'3

Н 21,7 26,8 26,5 27,9 28,0 29,3 31,4 36,9 ' ' ■-1 '

СЧ? / А А A A A A A A A A А А

jf J?

J" A A A A <A A A A & ^

■ Всего □ за 2017-2020 гг.

Диаграмма 3. Поступления на ОСМС за 2017-2021 гг. в разрезе регионов, млрд. тенге Источник: Составлен по данным оперативной отчетности ФМС за 2021 год

Ежемесячные фактические поступления

По итогам 12 месяцев 2021 года фактические поступления отчислений и взносов на ОСМС оказались выше плановых, согласно Плану развития Фонда на 2021 год (версия 2) на 15,9 млрд тенге или 2,2%.

68,0 66,0 64,0 62,0 60,0 58,0 56,0 54,0 52,0 50,0

65,9

649

66,1

J> Jp S" S" & S* Jp' S*

f ^ f & ^ ^ ^ S # O^ ^ /

О Факт

Диаграмма 4. Ежемесячные фактические поступления на ОСМС в 2021 г. по месяцам, в млрд. тенге Источник: Составлен по данным оперативной отчетности ФМС за 2021 год

Превышение поступлений произошло, в большей степени, по взносам работников, по которым поступило на 7,2 млрд тенге больше планируемого. Следом за ними идут отчисления от работодателя на 6,1 млрд тенге. Однако, по взносам ИП,

ГПХ и самостоятельно уплачивающих лиц запланированные суммы меньше поступлений на 1,1 млрд. тенге, 1,1 млрд. тенге и 0,4 млрд. тенге соответственно.

Взносы государства Отчисления работодателя Взносы работников Взносы ИП Взносы ГПХ Взносы ЕСП

а

+ i,i

+ i,i

-6,i

-7,2

П +0,0

Взносы самосплательщиков + 0,4

Диаграмма 5. Сравнение прогнозных и фактических поступлений на ОСМС в 2021 г., млрд. тенге

Анализ поступления отчислений

За декабрь 2021 г. работодателями уплачено отчислений на сумму 21,7 млрд тенге за 4 106 082 работников.

4 200,0 4 000,0 3 800,0 3 600,0 3 400,0 3 200,0 3 000,0

«Г

Ж

<8 V-

2018

2019

<PV

2020

/

сГ

2021

Ж

ж

JF

Диаграмма 6. Динамика численности лиц, за которых получены отчисления, тыс. человек Источник: Составлен по данным оперативной отчетности ФМС за 2021 год

На 1 января 2022 года наибольший удельный С наименьшим удельным весом наемных ра-

вес наемных работников от общей численности ботников от общей численности населения реги-населения региона отмечается в Павлодарской она, отмечается Жамбылская 23,4%, г. Шымкент 35,2%, Акмолинской 34,3%, а также Западно-Ка- 21,9%, Туркестанская область 17,8%. захстанской области 34,1%.

3 000 2 500 1 2 000 1 500 1 000 500

J"

Ж ^ ^ ^ ^

X« X® c<° л? лО X®

^/V/// °

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

jf

XT jCT .CF

✓ / //У

iP ^ с/

.er er

Y ^ ж

I Всего численность населения

Численность работников

I Удельный вес

Диаграмма 7. Удельный вес наемных работников в разрезе регионов Источник: Составлен по данным оперативной отчетности ФМС за 2021 год

Среднегодовая частота уплаты отчислений за 2021 год увеличилась в сравнении с предыдущим годом с 8,6 раз в год до 9,0 раза в год, что в свою очередь является показателем восстановления рынка труда.

2 336,2

330,5 242,1 248,0 209,4 195,7 221,7 227,8 213,6 237,2 339,1

1 раз 2 раз 3 раз 4 раз 5 раз 6 раз 7 раз 8 раз 9 раз 10 раз 11 раз 12 раз

Диаграмма 8. Численность работников по частоте уплаты отчислений за 2021 г., тыс. человек Источник: Составлен по данным оперативной отчетности ФМС за 2021 год

Численность работников, за которых были не менее 9 раз за последний год составило 66 % уплачены отчисления за все 12 предыдущих меся- или 3 675,6 тыс. человек,

цев составило 2 336,2 тыс. человек, что на 220,7

В разрезе регионов чаще всего платят в Кара-

тыс. человек больше, чем в прошлом периоде. гандинской (9,5 раз в год) области, реже всего - в Также, доля лиц, за которых получены отчисления Туркестанской (8,3 раза) области.

10,0 9,5 9,0 8,5 8,0 7,5

9,52 9,47 9,35 9,34

9,19 9,16 9,16 9,10 9,16 9,07

8,93 8,87

8,71 8,74 8,62 8,59

8,28

Ж ¿У л^ л» ^ ¿у Ж ^ Av J- ¿У

vy" СЛ £ £ & £ Л A- jy Л*

Г Ж Ж J? Ж Ж ^ J?

V /

J*

Диаграмма 9. Частота уплаты отчислений за 2021 г. в разрезе регионов Источник: Составлен по данным оперативной отчетности ФМС за 2021 год

0

Из 5 564,4 тыс. наемных работников за последние 12 календарных месяцев 3 143,0 тыс. человек или 56,5 % имеют среднемесячный доход не менее 4 МЗП (170 000 тенге), 1 035,5 тыс. человек имеют доход от верхней максимальной границы - 425,0 тыс. тенге.

1 035,5

866,5

109,1

800,0

645,8 625,1

462,9

402,3

337,8

279,4

до 1 МЗП до 2 МЗП до 3 МЗП до 4 МЗП до 5 МЗП до 6 МЗП до 7 МЗП до 8 МЗП до 9 МЗП до 10 и

более МЗП

Диаграмма 10. Численность работников по среднемесячной заработной плате в 2021 г, тыс. человек Источник: Составлен по данным оперативной отчетности ФМС за 2021 год

Анализ поступления взносов

За 12 месяцев 2021 г. были уплачены взносы на сумму 208,8 млрд тенге за 8 048 265 человек (без учета взносов государства).

Наибольшая доля взносов поступило за наемных работников: 178,7 млрд тенге за 5,6 млн работников. Меньше всего на данный момент получено от ЕСП - ровно 1,5 млрд тенге от 333,4 тыс. человек.

Таблица 2.

Сумма взносов и численность лиц, за которых они уплачены_

Взносы Количество лиц Сумма поступлений

тыс. чел. доля млн тенге доля

за работников 5 566,2 69,2% 178 731,5 85,6%

от ГПХ 1 121,1 13,9% 6 824,1 3,3%

от ИП и частников 633,0 7,9% 15 921,6 7,6%

от сам. плательщиков 394,7 4,9% 5 824,7 2,8%

от ЕСП 333,4 4,1% 1 492,4 0,7%

Источник: Составлен по данным оперативной отчетности ФМС за 2021 год

В сранении с аналогичным периодом предыдущего года:

• взносы работников увеличились в 2,5 раз (ставка увеличилась в 2 раза);

• взносы ГПХ увеличились в 3 раз (ставка увеличилась в 2 раза);

• взносы ИП и лиц, занятых частной практикой увеличилась на 58,8%;

• взносы самоплательщиков увеличились в 2,9 раз;

• взносы ЕСП сократились на 51%.

В целом отмечается превышение поступлений взносов над поступлениями взносов аналогичного периода предыдущего года. Этому способствовало повышение размера ставок, повышение месячного расчетного показателя и общеее увеличение численности лиц, за которых получены взносы.

Так, самостоятельно, взносы уплатили 394,7 тыс. человек (за предыдущий год - всего 225,5 тыс. человек) и чуть меньше них - плательщики ЕСП - 333,4 тыс. человек (за предыдущий год -2558,9 тыс. человек)).

В разрезе регионов наибольшее число лиц, работающих по договорам ГПХ, так и индивидуальных предпринимателей, зарегистрировано в г. Ал-маты - 133,8 тыс. человек и 96,7 тыс. человек, соответственно. В свою очередь Алматинская область лидирует по численности плательщиков ЕСП и самоплательщиков (47,4 тыс. человек и 48,9 тыс. человек соответственно), что является позитивной тенденцией по участию в системе ОСМС от данной области. Наименьшее число уплативших индивидуальных предпринимателей - в Мангистауской области (21,0 тыс. человек), лиц, работающих по ГПХ - в Атырауской области (37,1 тыс. человек), самоплательщиков - в Мангистауской области (8,9 тыс. человек).

Участники системы ОСМС За последние 12 месяцев в систему ОСМС уплачено отчислений и (или) взносов за 17 467 568 человек. В таблице ниже приведены численности участников по категориям и регионам (по региону прикрепления).

Таблица 3.

Численность лиц, за которых уплачены отчисления и (или) взносы по категориям

(с учетом уникальности, без дублирования)

Регион Льготники Наемные работники ИП ГПХ ЕСП Само-пла-тель-щики ИТОГО

Акмолинская область 420 098 206 276 12 336 3 320 9 839 4 004 655 873

Актюбинская область 513 962 243 713 12 902 3 276 6 149 4 640 784 642

Алматинская область 1 220 409 327 454 32 141 7 094 32 895 14 994 1 634 987

Атырауская область 402 197 228 786 9 219 2 547 2 263 3 245 648 257

Восточно-Казахстанская область 739 229 351 537 26 020 3 840 17 147 8 021 1 145 794

г.Алматы 1 135 064 860 177 40 915 34 457 20 692 14 939 2 106 244

г.Нур-Султан 700 820 468 111 25 424 15 939 9 062 10 131 1 229 487

г.Шымкент 677 127 214 530 14 013 8 836 6 176 7 414 928 096

Жамбылская область 696 295 197 639 14 411 2 790 16 913 7 639 935 687

Западно-Казахстанская область 378 084 175 961 10 575 1 844 5 111 4 277 575 852

Карагандинская область 749 195 380 476 20 519 5 732 14 011 9 933 1 179 866

Костанайская область 412 472 238 235 16 400 3 455 10 663 3 929 685 154

Кызылординская область 492 879 159 983 9 797 2 009 6 059 4 838 675 565

Мангистауская область 464 910 170 048 7 617 2 481 2 787 2 354 650 197

Павлодарская область 400 377 222 161 10 874 3 231 8 927 4 913 650 483

Северо-Казахстан-ская область 279 710 148 970 8 514 3 029 11 981 2 395 454 599

Туркестанская область 1 324 325 223 391 13 687 3 644 18 413 9 159 1 592 619

Без региона/Неприкрепленные 351 499 555 445 4 079 18 414 0 4 729 934 166

ИТОГО по РК 11 358 652 5 372 893 289 443 125 938 199 088 121 554 17 467 568

Источник: Составлен по данным оперативной отчетности ФМС за 2021 год

Численность лиц, имеющих право на получение медицинской помощи в системе ОСМС, составляет 15 527 249 человек или 81,3% от численно-

сти населения. В эту численность вошли лица, являющиеся освобожденными от уплаты взносов, или же за которых регулярно уплачиваются отчисления и/или взносы (отсутствует задолженность).

_ 1,8 2

g 1,6 s

§ 1'4

s

S 1,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,0 0,8 0,6 0,4 0,2 0,0

О 0 83'7/83,0/

О 0 81,9/81,8/ 82,0/

О

О

О

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

1,1

80,9/

О

1,6

80,2°/

О

1,0

0,7

80,5°/

1,1

79,5/79,6°/ О О 77,8°/

78,5°/

0,7

0,4

0,9

0,9

1,6

25

1,6

75,0°/ 0,6

88% 84% 80%

76% 72% 68%

Ас А4

V ^

/VVV /VVV //VVV

<f о/

г

] Численность лиц, за ко^рых получены отчисления или взносы о Доля застрахованных

Диаграмма 11. Численность плательщиков и застрахованных в ОСМС на 1 января 2022 г. Источник: Составлен по данным оперативной отчетности ФМС за 2021 год

Не включены военнослужащие и сотрудники правоохранительных и специальных государственных органов, которые также имеют право на получение медицинской помощи в системе ОСМС.

На аналогичную дату прошлого года численность застрахованных лиц была равна 15 845 537 человек, что составляло 84% от общей численности населения страны.

Таким образом, доля незастрахованного населения увеличилась по сравнению с 2021 г. с 16% до 18,7%, в абсолютных цифрах с 3 560 937 до 3 575 216 человек.

На сегодня участниками медицинского страхования являются 81,3% или 15,5 млн человек, большую часть которых составляют льготные категории граждан 11,3 млн человек (59,5%) и наемные работники 5,3 млн человек (29,1%).

Не вовлечёнными остаются еще более 3,6 млн казахстанцев по причине нерегулярности платежей. Необходимо отметить, что доля населения, участвующая в системе ОСМС снизилась по республике на 2,7% с отрицательной динамикой по всем регионам.

При этом наименьший охват системой ОСМС наблюдается в Северо-Казахстанской (79,6%), Кы-зылординской (79,5%), Жамбылской (78,5%), Туркестанской (77,1%), Алматинской (76,6%), Коста-найской (75%) областях и г. Шымкент (77,8%).

Основными причинами снижения охвата системой ОСМС являются снижение деловой активности и количества формально занятого населения. При этом, данные граждане также не зарегистрированы в качестве безработных для вхождения в льготную категорию.

Проведенный анализ поступления отчислений и взносов на ОСМС по итогам 2021 года показывает, что необходимо проводить полномасштабную информационно-разъяснительную работу местными исполнительными органами и территориальными подразделениями Фонда социального медицинского страхования и Комитета государственных доходов Министерства Финансов РК.

Также важным аспектом является поиск и идентификация самозанятых лиц, для вовлечения их в систему в ОСМС. Данные меры должны проводиться на постоянной основе.

Кроме того, необходимо наладить работу по взаимодействию информационных систем по учету граждан с министерствами юстиции, цифровиза-ции, труда и социальной защиты, образования и науки, здравоохранения, а также с Государственной корпорацией «Правительство для граждан».

Список литературы

1. Закон Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК «Об обязательном социальном страховании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.12.2021 г.) https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32908862

2. Данные из оперативной отчетности НАО «ФСМС», 2020-2021 гг., www.fms.kz

3. Данные Бюро Национальной статистики АСПиР РК, 2020-2021 гг., www.stat.gov.kz

4. Под редакцией Joseph Kutzin, Cheryl Cashin, Melitta Jakab. Реформы финансирования здравоохранения. Опыт стран с переходной экономикой. Всемирная организация здравоохранения, 2011. - 442 с.

5. Материалы итоговой коллегии Министерства здравоохранения РК, март 2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.