А.Р. Шопабаева, Э. А. Серикбаева, А. А. Султанбеков
Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова
ОСОБЕННОСТИ МОНИТОРИНГА ПОБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫХ ПРЕПАРАТОВ
Резюме: Оценка безопасности лекарственных средств является чрезвычайно важной проблемой для современной медицины. В результате проведенного анализа отмечено, что показатели побочных эффектов лекарственных средств с каждым годом увеличиваются, приведена частота и характер побочных реакций противотуберкулезных препаратов согласно данным РГП «НЦЭЛС, ИМН и МТ» МЗСР РК.
Ключевые слова: туберкулез, противотуберкулезные препараты, побочные действия, фармаконадзор.
A.R. Shopabaeva, E.A. Serikbayeva, A.A. Sultanbekov
Asfendiyarov Kazakh National Medical University
PECULIARITIES OF MONITORING ADVERSE EFFECTS OF ANTITUBERCULOSIS PREPARATIONS
Resume: The evaluation of drug safety is an extremely important problem for modern medicine. As a result of the analysis, it was note d that the indicators of the side effects of medicines are increasing every year. The article shows the frequency and nature of adverse reactions of antituberculous drugs according to the data of the National Center for Expertise of Medicines, Medical Devices and Medical Equipment. Key words: tuberculosis, anti-tuberculosis drugs, side effects, pharmacovigilance.
УДК 614.2: 368.06: 368.4(574)
А.Р. Шопабаева, К.М. Ельшибекова, Э.А. Серикбаева Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова
ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯВ КАЗАХСТАНЕ
Внедрение в 2018 году в РК обязательного социального медицинского страхования позволит обеспечить солидарную ответственность государства, работодателей и граждан за здоровье, а также повысить качество и доступность медицинских услуг, в первую очередь, за счет приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, развития частной медицины и повышения конкуренции между медицинскими организациями.
Ключевые слова: система здравоохранения, обязательное социальное медицинское страхование, гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, регулирование цен, лекарственные средства.
В условиях роста конкуренции и отсутствия стабильности в мире возрастает актуальность предложенной в Казахстане в 2012 году Стратегии-2050.Ситуация в мире динамично меняется, это новая глобальная реальность, и мы должны ее принять. Сегодня ставится задача обеспечить реализацию Третьей модернизации Казахстана. Необходимо создать новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны. Она будет проводиться на базе Плана нации «100 конкретных шагов» [1].
В данной ситуации должна измениться и система здравоохранения. Назрела актуальность внедрения системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Эффективность этой системы доказана мировой практикой. Участникам системы медицинского страхования в Казахстане будет предоставляться широкий спектр медицинских услуг. Участие в ней социально уязвимых слоев населения будет поддерживаться государством.Кроме того, также законодательно будет введено регулирование цен на все лекарственные средства.
Внедрение в 2018 году в Казахстане обязательного социального медицинского страхования позволит обеспечить солидарную ответственность государства, работодателей и граждан за здоровье, а также повысить качество и доступность медицинских услуг, в первую очередь, за счет приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, развития частной медицины и повышения конкуренции между медицинскими организациями.
Основным условием для внедрения обязательного медицинского страхования является создание в стране солидного финансово экономического фундамента. Казахстан в этом отношении занимает хорошие позиции по макроэкономическим показателям, росту ВВП и, что немаловажно, сегодняшний мировой экономический кризис несущественно сказался на развитии нашего государства, особенно в вопросах, касающихся социальных гарантий (образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и
др.) [2].
С другой стороны, Казахстан ставит перед собой вполне амбициозные цели: войти в число 30-ти развитых стран мира. А достичь этого без создания современной системы здравоохранения, основанной на новых научных достижениях и технологиях, на современных управленческих подходах, невозможно.
В настоящее время необходима ускоренная технологическая модернизация, в особенности развитие в стране цифровых технологий в сфере здравоохранения. Обеспечение необходимой информатизаций здравоохранения будет реализовываться путем цифровых модернизаций здравоохранения с учетом мировых трендов в этой сфере. На первом этапе основной целью цифровой модернизации здравоохранения в Казахстане станет обеспечение непрерывности оказания медицинской помощи на протяжении всей жизни человека. Для этого с момента рождения человека будет формироваться его электронный паспорт здоровья (ЭПЗ), в котором будут аккумулироваться все эпизоды оказания медицинской помощи. К 2020 году будет осуществлён 100% охват населения Республики Казахстан электронными паспортами здоровья. Кроме того, будут внедрены медицинские информационные системы (МИС), предназначенные для автоматизации клинических и неклинических процессов в медицинских организациях различных типов. На сегодняшний день МИСы охватывают 30% организаций здравоохранения. До конца 2017 года планируется увеличить охват до 50%.
С 2010 года с введением Единой национальной системы здравоохранения Республики Казахстан (ЕСНЗ) были проведены кардинальные преобразования в системе здравоохранения, направленные на улучшение здоровья граждан страны. Все эти меры способствовали повышению престижа казахстанской системы здравоохранения. А коренные преобразования в системе финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) позволили поднять качество медицинских услуг, приблизив их уровень к международным стандартам. При этом стала возможным реализация прав граждан Казахстана на доступную и качественную медицинскую помощь.
366
Вестник КазНМУ №3-2017
Необходимость введения обязательного медицинского страхования можно объяснить тем, что медицина - очень затратная отрасль, а государство, даже самое экономически развитое, не всегда может в полной мере обеспечить граждан бесплатной медицинской помощью. Значит, требуется новая модель финансирования. Опыт страховой медицины имеет давнюю историю, и имеются различные ее модели, применяемые в тех или иных странах (бюджетно-страховая, частно-страховая и другие). В отличие от других стран, казахстанская медицина на сегодняшний день имеет бюджетную модель с относительно слабыми элементами добровольного медицинского страхования. Одним из важных направлений страховой медицины будет являться развитие первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), в частности, предполагается, что данные услуги сможет получить каждый гражданин республики, независимо от региона и места проживания. То есть, решив прийти на первичный прием к врачу, пациент в первую очередь будет уверен, что ему уже на данном этапе окажут квалифицированную медицинскую помощь. Кроме этого, система медицинского страхования в Казахстане предполагает развитие кадрового потенциала, а это является одной из важных составляющих благополучия в отечественном здравоохранении. К сожалению, мы сегодня вынуждены сталкиваться с нехваткой врачей и медицинских сестер как в городах Алматы и Астана, так и в регионах.
Нами проводится работа по изучению мировой практики медицинского страхования и определению моделей, целей, задач и принципов внедрения социального медицинского страхования (СМС) в Казахстане. Были изучены модели страховой медицины таких стран, как США, Сингапур, Германия, Великобритания, Австралия, Канада. Для разработки модели социального медицинского страхования в Казахстане специалистами было отобрано все лучшее из мирового опыта. За основу взята германская модель обязательного медицинского страхования, так как она более всего подходит к нашим местным условиям - это так называемая бюджетно-страховая медицина, когда финансирование системы здравоохранения происходит за счет государства, обязательных взносов работодателей и работника [3].
В настоящее время проводятся подготовительные мероприятия по внедрению страховой медицины, многие ее элементы уже сейчас отработаны и внедрены (свободный выбор врача и медицинской организации, работа портала бюро госпитализации с автоматическим определением даты госпитализации, принцип «деньги за пациентом», информатизация и создание электронных баз и порталов, внедрение безбумажного документооборота и др.). Однако пока еще спорным вопросом являются отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования от работника и его работодателя. Но именно эти средства будут направлены на дополнительное финансирование Фонда обязательного медицинского страхования и тем самым будут способствовать увеличению его финансовых ресурсов. В период поступления денежных средств от работника и работодателя примерно на 30-40% произойдет увеличение финансовых ресурсов Фонда, его до капитализации, что позволит увеличить объемы гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) еще больше.
С введением обязательного медицинского страхования каждый житель республики, независимо от того, работает он или нет, инвалид ли, пенсионер или ребенок, будет получать весь объем медицинской помощи в рамках ГОБМП. Модель страхования, которая будет внедрена в Казахстане, будет достаточно гибкой в том плане, что сегодня человек работает и из своей заработной платы делает отчисления, а завтра он пенсионер, но все равно в полном объеме будет получать медицинскую помощь. Или вчерашний ребенок,
лечение которого оплачивает государство, вырастая, начинает работать и эти средства Фонду возвращает. То есть это идет такая круговая, цикличная взаимосвязь. Внедрение в Казахстане обязательного социального медицинского страхования позволит повысить качество и доступность медицинских услуг, в первую очередь, за счет приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи, развития частной медицины и повышения конкуренции между медицинскими организациями. Кроме того, создание Фонда социального медицинского страхования будет способствовать снижению уровня неформальных платежей.
Для аккумулирования обязательных ежемесячных взносов и закупа медицинских услуг на базе Комитета оплаты медицинских услуг МЗСР РК будет создан Фонд социального медицинского страхования в организационно-правовой форме некоммерческого акционерного общества. Учредителем и единственным акционером Фонда выступит Правительство РК.
Фонд социального медицинского страхования планирует тесно сотрудничать с местными исполнительными органами, региональными подразделениями органов занятости, налоговых служб при внедрении ОСМС.Только совместными усилиями можно обеспечить адекватный охват населения Казахстана медицинским страхованием. Пациентам важно донести, что страхование гораздо дешевле и выгоднее лечения за свои средства. К примеру, взносы в систему ОСМС для неактивного населения составят 1414 тенге в месяц, тогда как посещение только одного врача может составить порядка 4,5-5 тыс. тенге [4]. Кроме того, до 2020 года в стране будет действовать переходный период, на время которого населению будет доступен достаточно обширный пакет услуг в рамках ГОБМП.Населению необходимо знать, что переходный этап существует и без необходимой экстренной медицинской помощи никто не останется. Однако, немаловажно донести информацию о том, что в 2020 году он все же завершится. Желательно уже сегодня понять свой статус и определить механизмы получения страховки - от государства, работодателя, оплатив ее самостоятельно.
В этой связи в Казахстане стартовала кампания прикрепления населения к поликлиникам «Прикрепись к поликлинике - определи свой статус в системе ОСМС!»Поликлиника - это первое медицинское учреждение для получения какой-либо медицинской помощи. Важно проверить, где гражданин на самом деле прикреплен, чтобы не возникали проблемы с медицинским обслуживанием. В этой связи, с 5 апреля по 31 июня всем гражданам РК нужноопределить свой статус в системе ОСМС. Прикрепление граждан к поликлинике очень важно для участия в системе ОСМС так как именно через поликлинику открывается доступ в систему здравоохранения, и в частности для будущих застрахованных граждан - к пакету медицинских услуг в рамках пакета страховой медицины.В ходе прикрепительной кампании каждый житель страны должен проверить не только факт своей принадлежности к первичной медицинской организации, но и заявить о своей категории.
С 1 января 2018 года граждане РК смогут получать медицинскую помощь через систему обязательного медицинского страхования. Первые отчисления и взносы в Фонд социального медицинского страхования отдельные категории плательщиков, а это работодатели и индивидуальные предприниматели, начнут производить уже с 1 июля 2017 года.
В Казахстане согласно проекту Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» в части медицинского страхования, предлагаются следующие размеры ставок взносов и отчислений:
Действующие, согласно Закона Принятые измененные (по проекту)
Отчисления работодателей, подлежащие уплате в фонд, Отчисления работодателей, подлежащие уплате в
устанавливаются в размере: с 1 июля 2017 года - 2 процента от объекта исчисления отчислений; с 1 января 2018 года - 3 процента от объекта исчисления отчислений; с 1 января 2019 года - 4 процента от объекта исчисления отчислений; с 1 января 2020 года - 5 процентов от объекта исчисления отчислений. фонд, устанавливаются в размере: с 1 июля 2017 года - 1 процента от объекта исчисления отчислений; с 1 января 2018 года - 1,5 процентов от объекта исчисления отчислений; с 1 января 2020 года - 2 процентов от объекта исчисления отчислений; с 1 января 2022 года - 3 процентов от объекта исчисления отчислений.
Взносы индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов, физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере: с 1 июля 2017 года - 2 процентов от объекта исчисления взносов; с 1 января 2018 года - 3 процента от объекта исчисления взносов; с 1 января 2019 года - 5 процентов от объекта исчисления взносов; с 1 января 2020 года - 7 процентов от объекта исчисления взносов. Взносы индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, профессиональных медиаторов, глав и (или) членов крестьянского или фермерского хозяйства, физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, с 1 июля 2017 годаустанавливаются в размере 5 процентов от объекта исчисления взносов.
В рамках системы медицинского страхования всем гражданам РК будет доступен гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, который гарантирован Конституцией, и включает в себя: профилактические прививки; скорую помощь и санитарную авиацию; стационарную и стационар замещающую медицинскую помощь по экстренным показаниям, при социально значимых заболеваниях, а также при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих.Лица, участвующие в системе ОСМС будут получать пакет услуг, который включает: амбулаторно-поликлиническую помощь с лекарственным обеспечением для отдельной категории граждан; стационарную и стационар замещающую помощь;
восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию; паллиативную помощь и сестринский уход». Также, граждане РК и другие лица имеют право получать дополнительные медицинские услуги или более комфортные условия получения услуг в рамках добровольного медицинского страхования (ДМС) или на платной основе (отдельная палата, со-оплата дорогостоящих оригинальных лекарств, дополнительные обследования по желанию пациента и т.д.). В соответствии с законом, данная система медицинского страхования обязательна для всех граждан Казахстана и иностранцев, постоянно проживающим и работающим в стране.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г. «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность»
2 Закон Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании»(с изменениями и дополнениями по состоянию на22.12.2016 г).
3 Основы экономики и системы учета в фармации. Под редакцией Немченко А.С.-Винница: НОВА КНИГА, 2011. -480 с.
4 Данные с сайта http://www.mz.gov.kz/ Биртанов Е. Основные направления модернизации здравоохранения страны. - 31 марта, 2017
А.Р. Шопабаева, К.М. Елшибекова, Э.А. Серикбаева
С.Ж. Асфендияров атындагы К,азац ¥лттыц медицина университетI
КАЗАЦСТАНДА М1НДЕТТ1 ЭЛЕУМЕТТ1К МЕДИЦИНАЛЬЩ САЦТАНДЫРУДЫ ЕНГ1ЗУДЕГ1 С¥РАЦТАР
ТYЙiн: Казахстан Республикасында 2018 жылы мшдетт элеуметтш медициналы; са;тандыруды енпзу мемлекеттщ б1рлескен жауапкершштн, жумыс берушшер мен азаматтардыц денсаулыгын ;амтамасыз етуге, сондай-а; медициналы; ;ызмет керсетудщ сапасы мен к;олжет1мдтп б1ршш1 медициналы;-санитарлы; к0мектi басым дамуы, жеке медицинаныц дамуы жэне медициналы; мекемелер арасында бэсекелестш арттыруына непзделед.
ТYЙiндi свздер: денсаулы; са;тау жуйей, тндеттп элеуметтш медициналы; са;тандыру, тегш медициналы; кемектщ кешлдендршген келемь баганы реттеу, дэрШк заттар.
A.R Shopabayeva, K.M. Elshibekova, E.A. Serikbaeva
Asfendiyarov Kazakh National Medical University
ISSUES OF IMPLEMENTATION OF MANDATORY SOCIAL HEALTH INSURANCE IN KAZAKHSTAN
Resume: The introduction of compulsory social health insurance in the Republic of Kazakhstan in 2018 will ensure joint responsibility of the state, employers and citizens for health, and improve the quality and accessibility of medical services, primarily through priority development of primary health care, development of private medicine and Competition between medical organizations. Key words: healthcare system, compulsory social health insurance, guaranteed amount of free medical care, price regulation, medicines.