Научная статья на тему 'Факторы развития социальной ответственности бизнеса'

Факторы развития социальной ответственности бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы развития социальной ответственности бизнеса»

практически все аттракционы посвящены российской тематике), создание новой достопримечательности. Кроме аттракционов предполагается проведение других культурных мероприятий: например, приезд цирковых (летом 2014 - гастроли Cirque du Soleil) и концертных коллективов и пр. Деятельность парка не имеет ограниченной национальной ориентации, а направлена на привлечение иностранных посетителей. Это, безусловно, повлияет на объем и качество межнационального и культурного взаимодействия, укрепление мира. Кроме того, не исключено и позитивное воздействие на профессиональную и любительскую творческую деятельность, в том числе за счет кино и телевидения, изобразительного искусства, фотографии. Но помимо этого проект может оказать положительное воздействие на другие отрасли народного хозяйства и социальные институты: транспорт, связь, инфраструктуру (бытовое обслуживание и пр.), занятость населения, сельское хозяйство и пищевую промышленность, легкую промышленность и производство сувенирной продукции, издательскую и полиграфическую деятельность, туризм и многое другое. В целом можно утверждать о благоприятном воздействии, как на экономику региона, так и на экономику страны (увеличение доходной части бюджетов, налоговых и иных сборов, рост доходов население и улучшение инвестиционного климата и качества жизни).

Реализация производственно-творческих проектов может сопровождаться и иными видами деятельности. Так, на базе «Сочи Парка» в сентябре 2014 проведен 24 ежегодный Форум профессионалов индустрии развлечений и отдыха. Кроме того, выпускается познавательно-развлекательная телевизионная передача «Сочи Парк», организуются гастроли творческих коллективов (Чешская Республика, Республика Хакасия и др.), проводятся мастер-классы по цирковому искусству и т. п. Кроме того, в настоящее время проводятся работы по созданию первого в России круглогодичного тематического Парка Приключений и Тематического гостиничного комплекса.

Все это должно способствовать не только развитию различных отраслей экономики и культуры, но и оказать положительное влияние на город Сочи и Краснодарский край в целом.

Литература

1. Официальный сайт ОАО «Сочи Парк» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /www. sochipark. ru|content. (Дата обращения: сентябрь 20l4).

2. Левитина, И. Ю. Теоретические основы управления современной социокультурной системой продюсирования [Текст]: учеб. - метод. пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов/И. Ю. Левитина. - Краснодар, ФГОУ ВПО КГУКИ, 2014. - 100 с.

3. Левитина, И. Ю. Исторические, социокультурные, экономические и правовые теоретические основы современной социокультурной системы продюсирования [Текст]: учеб.-метод. пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов по курсу «Основы продюсирова-ния») /И. Ю. Левитина. - Краснодар, ФГОУ ВПО КГУКИ, 2014. - 100 с.

А. З. Инкина-Ерицпохова А. В. Савлучинская

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

Понятие «корпоративная социальная ответственность», как явление, зародившееся в конце ХХ века, при некоем многообразии неотъемлемых участников-предприятий имеет общие предпосылки и определяющие факторы для его развития. Так, общемировая тенденция к глобализации бизнес процессов ускорила нишевое созревание понятия «ответственность бизнеса». Развитие технических средств связи, способствующих продвижению товаров на мировые рынки (спутник, интернет, сотовые каналы связи и прочее) ускорило и упростило данный процесс. Среди прочих немаловажную роль играет привлекательность размещения сырьевой базы (производства) в наиболее выгодных условиях. Развивающиеся страны, доступность рабочей силы, выгодная налоговая система, а также возможность импортирования продукции во многие страны мира дали возможность предприятиям почувствовать все возрастающие показатели в стадии роста своего жизненного цикла. Совокупность данных факторов как следствие дало возможность увеличения доли рынка производимых и реализуемых товаров.

Немаловажную роль в развитии бизнеса играет государство как приоритетный его партнер, создавая условия для поддержания и развития крупных предприятий. Следует отметить, интерес обеих сторон друг к другу взаимовыгодный и взаимоподдерживающий. Бизнес-конгломерации рассчитывают на поддержку со стороны государства своих инициатив и соответствующую достойную оценку своей деятельности на территории государства.

Для того чтобы государство поддерживало бизнес, необходимо наличие законодательно установленных стандартов регулирования отношений в этой сфере, что даст возможность рассчитывать на логические проявления корпоративной социальной политики как неотъемлемой части деятельности предприятия.

В общем виде корпоративную социальную ответственность можно разделить на два вектора распространения ее деятельности - это внешняя и внутренняя среда предприятия.

Факторы, определяющие КСО

- Тенденции глобализации в бизнес-процессах;

- Развитие технических средств связи, способствующих продвижениию товаров и услуг на мировые рынки (интернет, спутниковый ТВ и др.);

- Привлекательность размещения сырьевой базы и производств в развивающихся странах (дешевая рабочая сила; выгодная налоговая политика; таможенные льготы и прочее);

- Возрастающая доступность импортирования продукции во многие страны мира

Внутренние:

- разработка и поддержка социальной поддержки персонала; - медицинское страхование; - школы; - детские сады; - медицинское и санаторное обеспечение; - обучение и повышение квалификации; - пенсионная поддержка; - жилищные условия

Внешние:

- природоохранная деятельность;

- экологическая ответственность;

- развитие научной и технической базы;

- поддержка и развитие проблемных для регионов направлений (спорт, воспитание

подрастающего поколения); - медицинское обслуживание; - общественное развитие

Рис.1 Факторы и направления развития корпоративной социальной ответственности

Внутренние составляющие, как правило, распространяются на такие направления деятельности организации по разработке и внедрению социальной поддержки персонала, как социальное страхование, медицинское обслуживание, корпоративное пенсионное обеспечение, дошкольное и школьные образовательные программы для членов семей работников, санаторно-курортное лечение, профессиональное обучение, организация жилищно-коммунального условий сотрудников и другое.

Данные факторы способствуют успешной реализации нематериальной составляющей мо-тивационной политики предприятия, что положительно влияет на основные показатели его деятельности.

Внешняя среда корпоративной социальной ответственности традиционно представлена следующими направлениями:

- экологическая ответственность и природоохранная деятельность;

- благотворительность и поддержка социально незащищенных категорий граждан (инвалиды, сироты и прочие);

- поддержка развития проблемных для региона, страны направлений (образование, медицина, спорт);

- общественное развитие (культура, наука, искусство, техника).

Все известные общие направления реализации корпоративной социальной ответственности, как правило, сталкиваются с практической сложностью реализации, в чем немаловажную роль играет государство.

Малый и средний бизнес, ввиду недостаточности ресурсов, ограничивается разовыми вливаниями и краткосрочными благотворительными проектами.

Из этого следует, что лишь незначительная доля предприятий во всем многообразии организационных инициатив способна «выдержать» корпоративную социальную ответственность в рамках общества и с учетом долгосрочной работы в указанных направлениях.

На сегодняшнем уровне мирового экономического развития редкое государство способно избежать политических колебаний, которые неминуемо отражаются на условиях и возможностях бизнеса выдерживать внешние угрозы и следовать заданному курсу, выполняя перед обществом социальную ответственность. Так, сегодня и Россия стоит перед сложными задачами реализации принципов корпоративной социальной ответственности и проблемами на пути их решения.

Одна из самых актуальных проблем КСО в РФ - необходимость внедрения правовых стандартов, регулирующих отношения в данном вопросе. Крайне важно учесть мировой опыт реализации КСО. С учетом российских особенностей, проблем и возможностей среди таких можно выделить:

- исторические этапы развития страны, особенности менталитета;

- недостаточное развитие КСО у большинства крупных предприятий страны и их вовлеченность в процесс внедрения социальной ответственности;

- влияние на деятельность компаний заинтересованных сторон или стейкхолдеров, оказывающих определенное воздействие на предприятие, что нередко приводит к конфликту интересов.

Бесспорно, для современного общества развитие КСО играет важную роль, но ряд проблем в сложившейся государственной системе, если не замедляет, то сводит на нет все стремления как государства, так и бизнеса соединить общие интересы. Сегодня, многие политики, бизнесмены и ученые занимаются поиском способов оптимального разрешения сложившегося дисбаланса на пути к цели, а управленческие науки ставят акценты на корпоративной социальной ответственности.

Разработка способов реализации и внедрения, отвечающей современным реалиям российского общества политики корпоративной социальной ответственности - важнейшая задача государства, от которой зависит международное признание и эффективное комплексное развитие страны.

А. А. Каладжиди СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ

На протяжении последних лет в мировой и отечественной науке наблюдается постоянно возрастающий интерес к исследованию проблем, так или иначе связанных с феноменом, который прочно вошел в научный обиход под термином «имидж корпорации». Рост интереса исследователей к этим проблемам закономерен в силу следующих факторов. Становление новых социально-экономических условий деятельности российских корпораций, иного законодательства, определяющего их формирование и развитие, повлекли за собой изменение системы взаимодействия с различными социальными субъектами, являющимися потребителями производимых ими товаров и услуг. Меняется содержание тех ценностей, которыми они руководствуются при восприятии, оценке работы различных малых и больших организаций. Возникли новые факторы, определяющие сам процесс возникновения установок населения на сотрудничество с определенными организациями при удовлетворении имеющихся потребностей и интересов. Одним из ведущих факторов становится имидж корпорации как у потребителей создаваемых ею продуктов, так и самого персонала, качеством своей деятельности определяющего ее восприятие у различных социальных субъектов [2].

Бурное развитие таких сфер как реклама, «паблик рилейшнз», имиджелогия, коммуникационный менеджмент требуют научного обоснования природы, закономерностей формирования и функционирования имиджа корпорации как фактора, оказывающего влияние на сознание и поведение, как отдельных индивидов, так и больших социальных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.