Научная статья на тему 'Особенности менеджмента в социокультурной системе продюсирования творческой деятельности'

Особенности менеджмента в социокультурной системе продюсирования творческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности менеджмента в социокультурной системе продюсирования творческой деятельности»

5. Грушко, Е. А. Словарь русских суеверий, заклинаний, примет и поверий [Текст] / Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. - Нижний Новгород: «Русский купец» и «Братья славяне», 1996. - 560 с.

6. Грушко, Е. А. Словарь славянской мифологии [Текст] /Е. А. Грушко, Ю. М. Медведев. - Нижний Новгород: «Русский купец» и «Братья славяне», 1996. - 480 с.

7. Гура, А. В. Материалы к описанию народных представлений, связанных с ткачеством, в зоне Полесско-Подлясского пограничья [Текст] / А. В. Гура // Восточнославянский этнолингвистический сборник. Исследования и материалы. - Москва: «Индирик», 2001. - С. 104 -117.

8. Даль, В. И. Большой иллюстративный толковый словарь русского языка: современное написание: ок.1500 ил. [Текст] / В. И. Даль. - Москва: Астрель: АСТ, 2010. - 349, [3] с.: ил.

9. Кузнецов, И. В. Одежда армян Понта. Семиотика материальной культуры [Текст] / И. В. Кузнецов. - М., 1995. - 294 с.

Ю.Лаврентьева, Л. С. «По одежки встречают»: семиотические функции одежды [Текст] / Л. С. Лаврентьева // Живая старина. - 1996. - № 3. - С. 4-6.

11. Лысенко, О. В. Ткань. Ритуал. Человек. Традиции ткачества славян Восточной Европы [Текст] / О. В. Лысенко, С. В. Комарова - СПб., 1992. -48 с.

12. Маслова, Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начла XX вв. [Текст] /Г. С. Маслова. - М., 1984.

13. Семёнов, Пётр. Станица Слепцовская, Терской области, Владикавказского округа. [Текст] / Пётр Семёнов //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып.5. - Тифлис, 1886.

14. Семёнов, Пётр. Станица Слепцовская, Сунженского округа, Терской области [Текст] /Пётр Семёнов //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып.16. - Тифлис, 1893.

15.Чеснов, Я. В. Лекции по исторической этнологии [Текст] / Я. В. Чеснов. - Москва., 1998. - 400 с.

16. Шангина, И. И. Русские девушки [Текст] / И. И. Шангина. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. - 352 с.

17. ПМ КФЭЭ-96. Тихорецкий р-н, ст. Фастовецкая. АК № 1005. Инф. Бравкова Е. Е.

И. Ю. Левитина

ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЕ ПРОДЮСИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Продюсирование - это относительно новый вид деятельности, необходимый для организации деятельности по созданию и реализации различных творческих проектов: аудиовизуальных произведений (кино, телевизионных программ, видеоматериалов и т. п.), театральных постановок, массовых мероприятий, выставок и т. д. Сегодня продюсирование, первоначально свойственное аудиовизуальной сфере, расширяет границы, что предполагает выделение в отдельную отрасль, предполагающую владение всем комплексом научных и практических знаний.

Продюсирование - это специфическая деятельность, сочетающая в себе множество различных аспектов: философия, экономика, менеджмент и маркетинг, психология, право, коммуникация и др. Кроме того, творческая сфера сегодня имеет беспрецедентно широкое распространение: социальное и пространственно-территориальное. А одним из главных действующих лиц этой системы остается продюсер, понимающий замысел, содержание и структуру произведения, сопровождающий и контролирующий процессы создания и последующей реализации произведения, представления его публике. Таким образом, справедливо утверждать, что продюсирование сегодня важный элемент между обществом и культурой, влияющий в силу этого на социальные и культурные процессы.

Современные культурные блага и ценности, благодаря достижениям международной политики и развитию технико-технологических возможностей, способны охватить неопределенно большой круг потребителей, даже вовлечь не только в процесс потребления, а и создания проекта, что отвечает определенным запросам общества.

Одним из основных элементов существования социокультурной системы продюсирова-ния творческой деятельности можно признать систему знаний и методов управления, прони-

зывающую все узлы, присущие субъекту, практически реализующему творческий проект: экономико-финансовые, технико-технологические, кадровые. Таким образом, система управления в процессе продюсирования представляет собой взаимосвязанный комплекс, реализующий функции процесса управления: управление собственно бизнесом (нахождение оптимального баланса между потребностями и целями); управление персоналом (кадровая политика); управление деятельностью по эффективности. Специфическим моментом социокультурной сферы является кадровый ресурс, поэтому именно механизм управления персоналом зачастую требует пристального внимания и учета.

В большинстве случаев решение вопросов управления процессами создания и реализации творческого продукта находится в ведении продюсера. Деятельность продюсера в целом определяет необходимость владения широким спектром знаний о существовании и деятельности хозяйствующего субъекта, но и изучения социокультурной сферы путем проведения масштабных социологических исследований, включающих многоплановое изучение структуры аудитории, ее потребностей, досуговых и информационных предпочтений, каналов распространения продукта и многое другое. Справедливо говорить, что продукт творческой деятельности не только удовлетворяет специфические потребности аудитории, но создает (путем создания новой культурной реальности) новые потребности и ожидания. Эти потребности, в свою очередь, могут трансформироваться в исключительно духовные (в том числе формирование фан-групп какого-либо проекта), и, кроме того, в материальные (приобретение предметов с символикой проекта, сувенирной продукции и др.), то есть части идеологии потребления. Социологический аспект в планировании и управлении продюсерской деятельности, таким образом, выступает основообразующим. Таким образом, продюсирование творческой деятельности сегодня представляет собой часть социокультурной сферы общества, а также сложную деятельность в сфере создания, реализации творческих проектов, сохранения культурного наследия, воспитания, удовлетворения духовных, культурных потребностей и т. д.

Это влияние можно дифференцировать как прямое и косвенное. Прямой вклад выражается, во-первых, в том, что предприятия и организации социокультурной сферы, реализующие социокультурные проекты, обладают внушительным (по объему и важности) инвестиционным и трудовым потенциалом, что необходимо для развития и устойчивого положения общей и местной (региональной) экономики: увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, оптимизация ситуации с занятостью населения и в социальном страховании. Во-вторых, социокультурная сфера является базовым компонентом и инфраструктурой других отраслей народного хозяйства. Трудно представить себе без культуры существование таких сфер, как информационная (в том числе СМИ), издательская, образовательная (например, приобщение к культурно-историческим традициям), рекреационная и туристская. В настоящее время, после преодоления дефицита товаров народного потребления, большая часть туристических поездок населения планируется с учетом маршрутов, связанных с посещением достопримечательностей, ориентирована на изучение культурного наследия (посещение музеев, исторических территорий), участие в разнообразных колоритных событиях (кинофестивали, концерты, выставки, карнавалы, религиозные мероприятия и т. д.). Деятельность некоторых видов материального производства напрямую связана с культурным элементом туристской сферой: предприятия по производству сувенирной продукции, транспорта, строительства (гостиниц, торговых центров), питания, бытового обслуживания (парикмахерские, прачечные и пр.). В-третьих, социокультурная сфера позволяет удовлетворить разнообразные культурные потребности населения, восстановить трудовой потенциал, способствует социализации населения. В-четвертых, наиболее полно забота о подрастающем поколении (то есть о будущем государства), его воспитании, реализуется в социокультурной сфере, в том числе за счет организации и деятельности платных услуг.

Из сказанного следует, что продюсирование социокультурной сферы является востребованным и необходимым, что справедливо требует отказа от типичного восприятия, предполагающего некую ущербность данной сферы. Сегодня во многом ситуация меняется. В качестве примера можно привести создание парка развлечений в Сочи. Данный проект, воспринявший мировой опыт, позволяет решить множество социокультурных задач: обеспечение культурного отдыха, укрепление семейных связей и воспитание (базовые ценности и традиции, образцы социального поведения), сохранение культурных традиций (например,

практически все аттракционы посвящены российской тематике), создание новой достопримечательности. Кроме аттракционов предполагается проведение других культурных мероприятий: например, приезд цирковых (летом 2014 - гастроли Cirque du Soleil) и концертных коллективов и пр. Деятельность парка не имеет ограниченной национальной ориентации, а направлена на привлечение иностранных посетителей. Это, безусловно, повлияет на объем и качество межнационального и культурного взаимодействия, укрепление мира. Кроме того, не исключено и позитивное воздействие на профессиональную и любительскую творческую деятельность, в том числе за счет кино и телевидения, изобразительного искусства, фотографии. Но помимо этого проект может оказать положительное воздействие на другие отрасли народного хозяйства и социальные институты: транспорт, связь, инфраструктуру (бытовое обслуживание и пр.), занятость населения, сельское хозяйство и пищевую промышленность, легкую промышленность и производство сувенирной продукции, издательскую и полиграфическую деятельность, туризм и многое другое. В целом можно утверждать о благоприятном воздействии, как на экономику региона, так и на экономику страны (увеличение доходной части бюджетов, налоговых и иных сборов, рост доходов население и улучшение инвестиционного климата и качества жизни).

Реализация производственно-творческих проектов может сопровождаться и иными видами деятельности. Так, на базе «Сочи Парка» в сентябре 2014 проведен 24 ежегодный Форум профессионалов индустрии развлечений и отдыха. Кроме того, выпускается познавательно-развлекательная телевизионная передача «Сочи Парк», организуются гастроли творческих коллективов (Чешская Республика, Республика Хакасия и др.), проводятся мастер-классы по цирковому искусству и т. п. Кроме того, в настоящее время проводятся работы по созданию первого в России круглогодичного тематического Парка Приключений и Тематического гостиничного комплекса.

Все это должно способствовать не только развитию различных отраслей экономики и культуры, но и оказать положительное влияние на город Сочи и Краснодарский край в целом.

Литература

1. Официальный сайт ОАО «Сочи Парк» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ /www. sochipark. ru|content. (Дата обращения: сентябрь 20l4).

2. Левитина, И. Ю. Теоретические основы управления современной социокультурной системой продюсирования [Текст]: учеб. - метод. пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов/И. Ю. Левитина. - Краснодар, ФГОУ ВПО КГУКИ, 2014. - 100 с.

3. Левитина, И. Ю. Исторические, социокультурные, экономические и правовые теоретические основы современной социокультурной системы продюсирования [Текст]: учеб.-метод. пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов по курсу «Основы продюсирова-ния») /И. Ю. Левитина. - Краснодар, ФГОУ ВПО КГУКИ, 2014. - 100 с.

А. З. Инкина-Ерицпохова А. В. Савлучинская

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

Понятие «корпоративная социальная ответственность», как явление, зародившееся в конце ХХ века, при некоем многообразии неотъемлемых участников-предприятий имеет общие предпосылки и определяющие факторы для его развития. Так, общемировая тенденция к глобализации бизнес процессов ускорила нишевое созревание понятия «ответственность бизнеса». Развитие технических средств связи, способствующих продвижению товаров на мировые рынки (спутник, интернет, сотовые каналы связи и прочее) ускорило и упростило данный процесс. Среди прочих немаловажную роль играет привлекательность размещения сырьевой базы (производства) в наиболее выгодных условиях. Развивающиеся страны, доступность рабочей силы, выгодная налоговая система, а также возможность импортирования продукции во многие страны мира дали возможность предприятиям почувствовать все возрастающие показатели в стадии роста своего жизненного цикла. Совокупность данных факторов как следствие дало возможность увеличения доли рынка производимых и реализуемых товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.