Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ'

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / факторы / сбалансированность / региональное развитие / планирование / экономика / социально-экономическое развитие территории / дифференциация / местные бюджеты / region / factors / balance / regional development / planning / economy / socio-economic territorial development / differentiation / local budgets

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батуров Хуршедхон Дадоджанович

Выявлены основные факторы социально-экономического развития регионов Таджикистана, обоснован подход к выбору группировки факторов и определению их роли и значения. Проведён анализ существующих подходов различных учёных к выявлению факторов экономического развития. Представлено авторское видение факторов развития региональной экономики, предложены рекомендации по усовершенствованию перспективных направлений развития. Показано, что ограниченность факторов влечёт неравномерность социально-экономического развития регионов. Обоснована необходимость экономического взаимодействия участников хозяйственной деятельности, а также введения стратегического регионального планирования. На примере отдельных стран мира показаны индивидуализированные методы регионального планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF REGIONAL ECONOMY DEVELOPMENT

The article identifies the main factors of socio-economic development of the regions of Tajikistan, substantiates the approach to choosing a group of factors, determining their role and significance. An analysis of the existing approaches of various scientists to identifying factors of economic development is carried out. The author's vision of the factors for the development of the regional economy is presented, and recommendations for improving promising areas of development are proposed. It is shown that limited factors entail uneven levels of socio-economic development of regions. The need for economic interaction between participants in economic activities, as well as the introduction of strategic regional planning, is substantiated. Using the example of individual countries of the world, individualized methods of regional planning are shown.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 332

DOI 10.24412/3005-8023-2024-2-99-107

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ Батуров Хуршедхон Дадоджанович, доцент кафедры

РЕГИОНАЛЬНОЙ мировой экономики факультета бизнеса и международной ЭКОНОМИКИ экономики ТГУПБП (Худжанд, Таджикистан)

ОМИЛХ,ОИ ТАРАЦЦИЁТИ Батуров Хуршедхон Дадоджанович, дотсенти кафедраи ИЦТИСОДИЁТИ ицтисодиёти цауонии факултети бизнес ва ицтисодиёти МИНТАЦАВЙ байналмилалии ДДХБСТ (Хуцанд, Тоцикистон)

FACTORS OF Baturov Khurshedkhon Dadadjanovich, associate REGIONAL ECONOMY professor, department of world economy of business and

DEVELOPMENT international economy of the TSULBP (Khujand, Tajikistan) e-mail: hurshed-68@mail.ru

Выявлены основные факторы социально-экономического развития регионов Таджикистана, обоснован подход к выбору группировки факторов и определению их роли и значения. Проведён анализ существующих подходов различных учёных к выявлению факторов экономического развития. Представлено авторское видение факторов развития региональной экономики, предложены рекомендации по усовершенствованию перспективных направлений развития. Показано, что ограниченность факторов влечёт неравномерность социально-экономического развития регионов. Обоснована необходимость экономического взаимодействия участников хозяйственной деятельности, а также введения стратегического регионального планирования. На примере отдельных стран мира показаны индивидуализированные методы регионального планирования.

Ключевые слова: регион, факторы, сбалансированность, региональное развитие, планирование, экономика, социально-экономическое развитие территории, дифференциация, местные бюджеты

Омилуои асосии рушди ицтимоию ицтисодии минтацауо, равиши интихоби гурууи омилуо, нацш ва ауаммияти онуо муайян карда шудаанд. Равишуои мавцудаи олимони гуногун ба муайян намудани омилуои тарацции иктисоди ба риштаи тащил кашида шудаанд. Назари муаллиф оид ба омилуои рушди ицтисоди минтаца пешнщод гардида, барои беутар намудани самтуои ояндадори рушд тавсияуо ба миён гузошта шудаанд. Таъкид шудааст, ки дастрасии маудуди омилуо боиси нобаробари дар сатуи рушди ицтимоию ицтисодии минтацауои цумуури мегардад. Зарурати уамкории ицтисодии иштирокдорони фаъолияти ицтисоди, инчунин банацшагирии стратегии минтацави асоснок карда шудааст. Дар мисоли кишваруои алоуидаи цауон усулуои инфиродии банацшагирии минтацави нишон дода шудаанд.

Калидвожа^о: минтаца, омилуо, мувозинат, рушди минтацави, банацшагири, ицтисодиёт, рушди ицтимоию ицтисоди, уудудуо, тафрица, буцетуои мауалли

The article identifies the main factors of socio-economic development of the regions of Tajikistan, substantiates the approach to choosing a group of factors, determining their role and significance. An analysis of the existing approaches of various scientists to identifying factors of economic development is carried out. The author's vision of the factors for the development of the regional economy is presented, and recommendations for improving promising areas of development are proposed. It is shown that limited factors entail uneven levels of socio-economic development of regions. The need for economic interaction between participants in economic activities, as well as the introduction of strategic regional planning, is substantiated. Using the example of individual

countries of the world, individualized methods of regional planning are shown.

Key words: region, factors, balance, regional development, planning, economy, socio-economic

territorial development, differentiation, local budgets

Текущая ситуация в развитии региональной экономики Республики Таджикистан в значительной степени зависит от истории страны и текущих тенденций, формирующихся в ней и за её пределами, а также от факторов, влияющих на социально-экономическое развитие регионов.

К основным факторам экономического развития территорий обычно относят в зависимости от критериев: внешние (по мере поступления из внешних источников) и внутренние; экономические и неэкономические (при этом экономические подразделяются на экстенсивные и интенсивные); управляемые (т.е. входящие в компетенцию администрации региона) и неуправляемые. Группа неуправляемых факторов охватывает макро- и мезоуровень (на уровне определенного региона).

Факторы, порождаемые внешним окружением, в принципе, бесконечны, в то же время те, что возникают во внутренней среде, вероятно, ограничены, если они действуют в замкнутой или относительно замкнутой идентификационной области, или неиссякаемы, если их происхождение связано с идентификационным пространством, взаимодействующим с окружающей средой через общественные каналы.

Если в основу критериев возьмём управляемость, то они разделяются на три группы: те, которые могут быть полностью контролируемыми, вторая группа - частично контролируемые, в третью группу входят факторы, которые являются независимыми, самостоятельными, нерегулируемыми.

Факторы, подконтрольные региональному управлению, могут быть смоделированы с помощью конкретных инструментов. Эти факторы могут оказаться внутренними, а могут быть и внешними, в связи с чем их называют частично подконтрольными. Неуправляемыми являются внешние факторы. По критерию возобновляемости факторы можно разделить на возобновляемые и невозобновляемые.

По мнению А. Полынёва, можно выделить несколько ключевых территориальных факторов, которые влияют на социально-экономическое развитие территорий [11, с. 2122]. Среди них отмечается геоэкономическое положение, включая транспортный и географический аспекты. Также важными являются территориальные ресурсы: минерально-сырьевые, топливные, энергетические, лесные, водные, а также сельхозугодья. Эти факторы совместно определяют экономический потенциал и перспективы развития конкретного региона.

Е. Харченко и Ю. Вертакова вместе с другими исследователями считают, что ключевыми факторами, влияющими на развитие территории, выступают уровень ресурсного сопровождения и геополитическое положение [13, с.75-78]. А. Андреев, анализируя основные факторы социально-экономического развития, выделяет также транспортное и географическое положение [1, с.141-145]. А. Гранберг включает в перечень факторов социально-экономического развития экономико-географическое положение и связанные с ним аспекты, чтобы более полно осветить влияние этих факторов на развитие данной территории [4, с.15-27]. М.Т. Каримова при анализе факторов развития экономики территорий отмечает, что весь их перечень можно объединить в однородные группы: природные, экономические, демографические, земельные, транспортные и научно-технический прогресс во всех его проявлениях [6, с.73].

О. Коробов, Б. Герасимов и В. Быковский считают, что экономические факторы могут быть исследованы с учётом рассмотрения имеющегося на территории потенциала,

включая трудовые и природные ресурсы, производственные и финансовые возможности, привлечение инвестиций, как иностранных, так и из государственного бюджета, а также возможные вложения из других регионов страны [9, с.14]. Помимо этого, исследователи делают акцент на необходимости исследования фактических процессов в общественном производстве, расширяя область рассмотрения, чтобы учесть важные аспекты социально-экономического развития региона.

А. Мироедов отмечает пять основных категорий экономических ресурсов: естественные ресурсы, количественные и качественные аспекты рабочей силы, капитальные затраты, технологический прогресс и экономические выгоды, связанные с масштабами производства [10, с.18-19].

Ф. Аралбаева и Т. Кузаева отмечают, что текущие тенденции указывают на поэтапный сдвиг в развитии социально-экономической системы региона в сторону усиления инновационных аспектов ключевых направлений развития, улучшения условий для привлекательного вложения инвестиций, внедрения новшеств, развития инновационного малого и среднего бизнеса, формирования регионального имиджа и использования метода бенчмаркинга [2]. Сдвиг в развитии социально-экономической системы региона способствует увеличению конкурентоспособности и устойчивости его экономики, созданию благоприятных условий для инновационного роста, а также повышению качества жизни жителей.

На наш взгляд, исследуя различные подходы и точки зрения о факторах социально-экономического развития территорий, можно выделить следующую группу факторов: территориальные, административные, экономические, институциональные, организационные и демографические. К экономическим факторам можно отнести: трудовые ресурсы, капитал, землю, предпринимательские способности, совокупный спрос и предложение, объем доходов местного бюджета, эффективность работы ведущих секторов региональной экономики, а также инновации. К территориальным можно отнести географическое положение, природный и рекреационный потенциал. Под административными факторами мы понимаем уровень квалификации работников исполнительных органов власти на местах, их способность к открытому диалогу с местным населением.

В условиях межгосударственного сотрудничества и интеграции страна должна активно стремиться сохранять конкурентоспособность экономики, поскольку она становится открытой и сильно зависимой от влияния внешних факторов. Как верно отмечает М.Т. Каримова, изменения в экономике могут протекать «стихийно, под влиянием мировой конъюнктуры на цены, динамики внешнеторгового оборота и миграционной ситуации в стране» [8, с. 29]. Угрозы для развития могут возникать как в самой стране, так и со стороны. Это обстоятельство выдвигает на передний план проблему поиска новой стратегии экономического развития, новых подходов к обеспечению устойчивого роста и процветания национальной экономики.

Программа технического перевооружения отраслей национальной экономики способствует улучшению её структуры и оптимизации пространственной организации. В этом стремлении роль региональных властей усиливается, поскольку они могут определить и выбрать наиболее эффективные из альтернативных стратегий и определить потенциальные ключевые точки развития, выявить новые подходы к принятию решений, просчитать возможные системные изменения в экономическом развитии региона для эффективного управления им. Как верно отмечают отечественные ученые, в регионах Таджикистана, где наблюдается структурный дисбаланс, институциональные механизмы недостаточно совершенны, а экономическое взаимодействие участников хозяйственной

деятельности значительно отклонено от оптимального, активизация деятельности государственной власти на региональном уровне становится вопросом чрезвычайной важности [6, с.73]. Необходимо принимать эффективные меры для улучшения ситуации, учитывая сложившиеся тенденции и формируя стратегию, способствующую более оптимальному экономическому поведению участников региональной экономики. Независимо от того, что в последние десятилетия в Таджикистане идёт постепенное формирование системы стратегического планирования, реальная практика принятия стратегических решений в сфере управления развитием территорий пока оставляет желать лучшего в плане эффективности и результативности. Необходимо улучшение механизмов и методов принятия стратегических решений для более успешной реализации развития регионов. М.Т. Каримова отмечает: «Сложившееся размещение экономического потенциала в Таджикистане не соответствует требованиям, необходимым для обеспечения устойчивого роста и развития страны как самостоятельной экономической системы из-за наличия деформаций в структуре национальной экономики» [7, с.146-148]. Она акцентирует внимание на важности отслеживания неравномерностей в социально-экономическом развитии регионов, которая «обусловлена необходимостью оценки этого явления и причин, его вызвавших. Как известно, развитие экономики в любом регионе зависит от имеющихся в нем ресурсов: природных, финансовых, трудовых, географических, исторических, управленческих, кадровых, инфраструктурных и т. п. В зависимости от их качественных и количественных характеристик и уровня задействованности и взаимодействия их друг с другом неравенство в наличии ресурсов приводит к региональным диспропорциям в социальном и экономическом развитии районов республики» [5, с.182-191].

Непроработанность методологической базы, пригодной для оценки текущего этапа развития страны и её регионов, сложности в принятии решений по насущным задачам, а также применение традиционного набора инструментов, вошедших в практику на предыдущих этапах развития (планово-административных), порождают определенные проблемы и вносят нестабильность в процесс управления и снижают его эффективность. Для успешного управления развитием территорий необходимы современные методы и инструменты, которые будут адаптированы к текущему уровню развития страны, что позволит более эффективно и своевременно решать задачи и справляться с трудностями.

Действия региональных государственных органов пока еще не дают существенных успехов; основная часть регионов пассивно подходит к разработке стратегии собственного развития и не проявляет особых инициатив в планировании будущего. В конечном счёте целенаправленное и последовательное воздействие на факторы развития экономики региона происходит в ограниченном объеме и имеет незначительное воздейстивие на экономику страны ввиду того, что это воздействие представляет собой отдельные инициативы, часто реализуемые вне общих системных преобразований. Для достижения прогресса необходимо активизировать усилия и разработать более эффективные стратегии, способствующие развитию регионов страны и предвидению будущих вызовов и возможностей.

В текущий момент на уровне регионального управления государством явно прослеживается недостаточность аналитической, прогнозной и информационной базы для эффективного управления. В результате происходит ограничение способности системы к определению и анализу воздействия основных факторов развития, что влечёт затруднения в достижении аргументированных решений, касающихся социально-экономического развития регионов. Это вызвало необходимость целостного комплексного исследования данной сферы, которое должно не только улучшить информационно-прогнозную базу, но и внедрить более эффективные инструменты и методологию для точной всесторонней

оценки влияния различных факторов на развитие региона. Кроме того, такое исследование предоставит возможность выработать инновационные подходы и стратегии, направленные на преодоление сложившихся региональных проблем и достижение устойчивого и сбалансированного развития.

Так, некоторые из возможных инновационных подходов могут включать:

> интеграцию современных технологий: внедрение цифровых платформ и технологий для сбора, анализа и использования данных; разработку системы искусственного интеллекта для прогнозирования тенденций и выявления возможных проблем;

^ укрепление информационной базы: расширение объёма данных, включая разнообразные источники, для более точной и всесторонней оценки ситуации; создание механизмов обратной связи с участием заинтересованных сторон;

^ развитие образования и кадровой подготовки: внедрение образовательных программ, направленных на формирование компетенций в области стратегического управления и анализа данных; повышение профессионализма государственных служащих в управлении региональным развитием;

> стимулирование инноваций: создание системы поощрения и поддержки инноваций в региональной экономике; формирование партнёрских отношений с частным сектором для совместного внедрения новых решений;

^ создание механизмов для участия общественности: вовлечение граждан и предпринимательского сообщества в принятие стратегических решений; организация общественных консультаций и диалога для выявления приоритетов развития территорий;

^ формирование экологически устойчивых моделей: развитие и внедрение экологически эффективных технологий и практик; продвижение принципов устойчивого развития в стратегии регионального управления.

Условия развития экономики территорий — это имеющиеся детали, которые обобщённо описывают текущее состояние экономического развития. Они дают возможность оценить его исходный уровень, особенности в принятии нововведений и социально-экономических изменений.

В процессе комплексного исследования важно изучить потенциал региона: плюсы и минусы географического положения; роль и место региона в экономике страны; наличие природных, трудовых и финансовых ресурсов; уровень развития производственных мощностей; количество предприятий по секторам и уровням собственности; уровень и проблемы развития предпринимательства; уровень и качество жизни населения и др. Выявление плюсов и минусов потенциала региона позволит определить потенциальные и оптимальные перспективы его развития, направления специализации секторов региональной экономики и возможности для создания новых предприятий исходя из результатов проведённого swot-анализа возможностей и рисков. Эффективное использование этих условий требует внимательного анализа и разработки стратегий, способствующих устойчивому и разностороннему развитию каждого региона.

Эволюция экономики региона должна быть организованной. В условиях глобализации активное, гибкое и непрерывно обновляемое государственное региональное управление становится неотъемлемым элементом интенсивного развития. Этот подход должен соответствовать трендам современной глобализации. Для успешной адаптации к изменениям в обществе необходима эффективная и постоянно актуализируемая стратегия регионального развития, способная учитывать все сдвиги и требования современной эпохи. Для успешной гармонизации с изменениями обществу требуется эффективная и постоянно отслеживаемая стратегия развития, способная учитывать все изменения и запросы современной эпохи.

Навыки и полученный опыт управления регионами с использованием практики и мирового опыта управления социально-экономическим развитием территорий подтверждают существенное разнообразие и уникальность социально-экономических условий отдельных регионов и используемых методов управления.

Компетентная, квалифицированная замена сложившейся траектории развития региона другой демонстрирует способность государственных органов внедрять и старые, и новые структурные элементы в ход преобразования социально-экономической структуры региона. Это акцентирует внимание на гибкости и адаптивности подходов к управлению, а также на умении учитывать нестабильность ситуации и устремлений регионального развития. Мировая практика свидетельствует, что одной из ключевых тенденций государственного управления на современном этапе выступает передача полномочий, перераспределение значительной части функций центральных властей в пользу региональных.

Необходимо подчеркнуть, что с конца XX века законодательная сфера региональной политики претерпевает активные изменения, направленные на усиление и расширение прав регионов. Управленческие рычаги не исчерпывают полного набора инструментов, которые могут оказывать влияние на развитие региональной экономики. Среди административных ресурсов в методах экономического воздействия выделяются: планирование и прогнозирование; фискальное регулирование; разнообразные административные меры воздействия.

Планирование на уровне региона неразрывно связано с финансовой стратегией, так как основой составления местного бюджета служит план развития района, подкреплённый прогнозами. Этот план является инструментом гармонизации интересов бизнеса, населения и органов управления на местах. В настоящее время особое внимание уделяется концепции регионального развития, цель которой заключается в обосновании мер, направленных на улучшение экономического развития региона. Процессу подготовки плана-программы развития всегда предшествует прогноз, который способствует оценке вероятности возникновения различных событий и процессов, а также учёту влияния разнообразных факторов.

Опыт регионального планирования разнообразен и зависит от конкретных социально-экономических, политических и культурных контекстов различных стран. Вот несколько общих тенденций и характеристик мирового опыта в области регионального планирования:

> индивидуализация подходов: разные страны применяют индивидуализированные методы регионального планирования, учитывая собственные уникальные особенности и задачи. Например, в Европе акцент может быть сделан на многоуровневом управлении, а в развивающихся странах - на борьбе с неравенством и социальными проблемами [2, с.73; 9, с.14; 10, с.18-19];

^ участие общественности: во многих странах уделяется всё больше внимания участию общественности в региональном планировании. Оно включает консультации с местными сообществами, предприятиями и другими заинтересованными сторонами;

^ сбалансированное развитие: многие страны стремятся к сбалансированному развитию регионов, чтобы снизить различия в уровне развития и качестве жизни на разных территориях;

> использование инновационных технологий: современные технологии, например геоинформационные системы и моделирование, широко используются для анализа и планирования регионального развития;

> устойчивое развитие: многие страны внедряют в региональное планирование концепцию устойчивого развития, стремясь учесть экологические, социальные и экономические аспекты;

У глобальные вызовы: с учётом глобальных вызовов, к примеру изменения климата, страны мира уделяют все больше внимания интеграции регионального планирования в более широкие стратегии устойчивого развития.

Так, ЕС активно использует многоуровневый подход к региональному планированию, когда большое значение придаётся принципам сбалансированного развития, социальной интеграции и устойчивому использованию ресурсов. Федеральная система Германии подразумевает децентрализацию в управлении региональным развитием. Здесь широко применяется практика разработки и реализации концепций территориального планирования на уровне земель. В США, особенно в некоторых штатах, региональное планирование часто ориентировано на решение проблем транспортной инфраструктуры, экологической устойчивости и борьбу с разделением территорий. Китай активно применяет стратегии регионального планирования, например в контексте стратегии "Один пояс - один путь". Оно включает развитие приграничных регионов, создание экономических зон особого внимания и развитие мегаполисов. Скандинавия выделяется акцентом на социальное равенство в региональном планировании. Здесь уделяется внимание созданию условий для равномерного развития всех регионов.

Эти примеры подчёркивают разнообразие подходов к региональному планированию в различных частях мира и в разных контекстах. Каждый опыт регионального планирования представляет собой уникальное сочетание факторов, но общее стремление заключается в создании устойчивых, сбалансированных и разносторонне развитых территорий.

Региональное планирование тесно переплетено с финансовой стратегией, поскольку составление местного бюджета базируется на плане развития района и согласно прогнозным показателям. План развития региона является инструментом согласования интересов местных органов власти, государства, бизнеса и местного населения. В настоящее время многие учёные акцентируют внимание на разработке концепции территориального развития, нацеленной на мероприятия по улучшению развития региона с учётом имеющихся факторов экономического роста. Региональное планирование выступает ключевым компонентом стратегического управления, цель которого - обеспечить устойчивое и сбалансированное социально-экономическое развитие территории.

Постановлением Правительства Республики Таджикистан от 02.05.2019 за №181 утверждён порядок разработки программ социально-экономического развития местностей. К сожалению, данный методический инструмент уже не в полной мере отражает требования времени [12]. Он выступает как инструкция, в которой определен перечень показателей, которые должны отразиться в плане развития района и на направлениях диагностики социально-экономической и экологической ситуации. Однако в нем не отражены цели, создающие импульс для саморазвития региона, движущие силы его развития, пути эффективного использования инвестиций, концепция развития региона и направления государственного регулирования и поддержки.

Например, в пункте 21 седьмого раздела - «Анализ ситуации и определение стратегии развития основных отраслей» - отмечается: «При разработке стратегий необходимо учесть, что в программах и планах развития должны обратить основное внимание на те секторы и отрасли, которые играют важную роль в развитии экономики и в кратчайший срок могут обеспечить рост экономики» [12]. Стратегия социально-экономического развития должна опираться не только на получение ежеминутной выгоды, но и учитывать потенциал региона, потребности страны и приграничных с ней районов. На основе диагностики района следует выявить возможные движущие силы экономического развития, проработать возможности для производственной кооперации, государственно-частного партнёрства, направления поддержки развития предпринимательства и кластеров

и т.п. И мы считаем, что подготовленное в 2004 году руководство по разработке стратегии социально-экономического развития проблемного региона, подготовленное Асроровым И.А., Бобокалоновым О.К., Каримовой М.Т., Муминовым Ф.М., уже тогда отвечало потребностям времени [3]. И отмеченная в этом руководстве цель, которую должны реализовывать органы местного управления районов, в частности «создание в регионе обстановки, стимулирующей активную созидательную деятельность населения и личную заинтересованность в результатах собственного труда каждого жителя, предприятия и организации», актуальна до сих пор [3, с. 6].

В настоящее время необходимо создать методику разработки стратегии социально-экономического развития районов, в которой должны найти отражение также и проблема децентрализации системы управления, направления распределения полномочий между центральной и местной властью. Необходимо проработать новую систему их взаимодействия, в результате чего выявить направления эффективного регионального развития и способы контроля и мониторинга за траекторией происходящих социально-экономических процессов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ:

1. Андреев А.В. Основы региональной экономики / А.В. Андреев. - Москва: КНОРУС, 2000. - С. 141-145.

2. Аралбаева Ф.З., Кузаева Т.В. Инновационные факторы развития региональных социально-экономических систем / Ф.З. Аралбаева, Т.В. Кузаева // http://iupr. ru/domainsdata /files/zurnal_14_11/Aralbaeva.pdf

3. Асроров И.А., Бобокалонов О.К., Каримова М.Т., Муминова Ф.М. Руководство по разработке стратегии социально-экономического развития проблемного региона. -Душанбе: ЦСЭОР, 2004. - 60 с.

4. Гранберг А. Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации/А. Г. Гранберг //Вопросы экономики. - 2001. - № 9. - С.15-27.

5. Каримова М.Т. Дифференциация регионов и механизм ее снижения /М. Т. Каримова // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2022. - Т.13. - № 2 (54). - С.182-191.

6. Каримова М.Т. Основы региональной экономики / М. Т. Каримова. - Душанбе: Типография ТНУ, 2023. - С.73.

7. Каримова М. Т. Проблемы региональной дифференциации в Республике Таджикистан / М. Т. Каримова // Актуальные вопросы экономических наук / Материалы III Международной научной конференции. - Уфа: Лето, 2014. - С.146-148.

8. Каримова М.Т. Региональные аспекты структурной трансформации национальной экономики (теория, методология, практика): автореф. дисс...д-ра экон. наук/ М. Т. Каримова. - Душанбе, 2016. - 29 с.

9. Коробова О.В., Герасимов Б.И., Быковский В.В. Региональная экономика: реструктуризация системы управления развитием региона. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002. - С.14.

10.Мироедов А.А. Совершенствование управления региональной экономикой на базе новой концепции его информационного обеспечения: автореф. дисс... д-ра экон. наук. -Иваново, 2007. - С.18-19.

11.Полынёв А.О. Конкурентные возможности регионов: Методология исследования и пути повышения. - Москва: КРАСАНД, 2010. - С. 21-22.

12.Порядок разработки программ социально-экономического развития местностей. -Душанбе, 2019 //http://www.adlia.tj/show_doc.fwx?rgn=134045

13.Харченко Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / 5-е изд., перераб. и доп. / Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. - Москва: КНОРУС, 2011. - С.75-78.

REFERENCES:

1. Andreev A.V. Fundamentals of Regional Economics. -M.: KNORUS, 2000.- PP.141-145.

2. Aralbaeva F.Z., Kuzaeva T.V. Innovative Factors in the Development of Regional SocioEconomic Systems //http://iupr.ru/domains_data /files/zurnal_14_11/Aralbaeva.pdf

3. Asrorov I.A., Bobokalonov O.K., Karimova M.T., Muminova F.M. Management for Developing a Strategy for the Socio-Economic Development of the Regional Problem. -Dushanbe: TsSEOR, 2004-60pp.

4. Granberg A. G. Strategy for Territorial Socio-Economic Development of Russia: from idea to implementation // Questions of Economics. 2001. No. 9. -PP.15-27.

5. Karimova M.T. Differentiation of Regions and the Mechanism for its Reduction // Scientific works of the North-West Institute of Management RANEPA. - 2022. - V. 13. - No. 2 (54). - PP. 182-191.

6. Karimova M.T. Fundamentals of Regional Economy. -Dushanbe: TNU Printing House, 2023 - PP.73.

7. Karimova M. T. Problems of Regional Differentiation in the Republic of Tajikistan / M. T. Karimova // Current issues of economic sciences: Materials of the III International Scientific Conference: Summer, 2014. - PP. 146-148

8. Karimova M.T. Regional Aspects of the Structural Transformation of the National Economy (theory, methodology, practice). Author's abstract. diss. Doctor of Sciences -Dushanbe, 2016.-29 pp.

9. Korobova O.V., Gerasimov B.I., Bykovsky V.V. Regional Economy: restructuring of the regional development management system. Tambov: Tamb publishing house. state tech. University, 2002. -PP.14.

10.Miroyedov A.A. Improving the Management of the Regional Economy on the Basis of a New Concept of its Information Support: abstract of thesis. diss. for the degree of Doctor of Economic Sciences: - Ivanovo, 2007. - PP. 18-19.

11.Polynev A.O. Competitive Capabilities of Regions: Research methodology and ways to improve. -M. : KRASAND, 2010. -PP.21-22.

12.Kharchenko E.V. State Regulation of the National Economy: textbook / E.V. Kharchenko, Yu.V. Vertakova. 5 th ed., amended and supplemented -M.: KNORUS, 2011.- PP. 75-78.

13. The Procedure for Developing Programs for the Socio-Economic Development of Localities. Dushanbe. 2019 // http://www.adHa. tj/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.