Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РТ И МЕХАНИЗМ ЕЕ СНИЖЕНИЯ'

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РТ И МЕХАНИЗМ ЕЕ СНИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / региональная экономика / мониторинг регионального развития / дифференциация / социально-экономическое развитие / промышленность / region / regional economy / monitoring of regional development / differentiation / socio-economic development / industry

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батуров Хуршедхон Дадоджанович, Тошматова Мунира Далиловна

Сделана попытка поднять проблему дифференциации в социально-экономическом развитии регионов Республики Таджикистан. Обосновано, что накопившиеся диспропорции в социально-экономическом развитии страны и её отдельных территориальных образований выступают препятствием для стабильного развития национальной экономики. Поднят вопрос о необходимости усиления государственного участия в решении проблемы диспропорций в социально-экономическом развитии регионов. Уточнены факторы, которые оказывают влияние на возникновение региональных диспропорций, на примере промышленности регионов страны показана происходящая структурная трансформация, а также её глубина и скорость. Обоснована необходимость отслеживания изменений, происходящих в экономике регионов, которые влияют на уровень их социально-экономического развития. Выдвинута идея о необходимости разработки концепции социально-экономического развития регионов РТ, которая бы комплексно учитывала потенциал каждого региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Батуров Хуршедхон Дадоджанович, Тошматова Мунира Далиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATION IN SOCIO ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN AND THE MECHANISM OF ITS REDUCTION

The article deals with differentiation in socio-economic development of the regions of the Republic of Tajikistan. It is substantiated that the accumulated disproportions in the socio-economic development of the country and its individual territorial entities act as an obstacle to the stable development of the national economy. It stresses the need to strengthen state participation in solving the problem of disproportions in the socio-economic development of regions. The factors that influence the emergence of regional disproportions are clarified, the ongoing structural transformation, as well as its depth and speed, are shown on the example of the industry of the country's regions. The necessity of monitoring the changes taking place in the economy of the regions, which affect the level of their socio-economic development, is substantiated. An idea was put forward about the need to develop a concept for the socio-economic development of the regions of the Republic of Tajikistan, which would comprehensively take into account the potential of each region.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РТ И МЕХАНИЗМ ЕЕ СНИЖЕНИЯ»

УДК: 332

DOI: 10.24412/2411-1945-2023-2-72-78

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В Батуров Хуршедхон Дадоджанович, канд. экон.

СОЦИАЛЬНО- наук, доцент кафедры мировой экономики ЭКОНОМИЧЕСКОМ факультета бизнеса и менеджмента ТГУПБП; РАЗВИТИИ РЕГИОНОВ РТ И Тошматова Мунира Далиловна, канд. экон. наук, МЕХАНИЗМ ЕЕ СНИЖЕНИЯ доцент кафедры мировой экономики ТГУПБП

(Худжанд, Таджикистан)

ДИФЕРЕНЦИОНЦИЯ ДАР Батуров Хуршедхон Дадоджанович, н.и.и, ТАРАДДЦЁТИ ИЦТИМОИЮ дотсенти кафедраи ицтисодии цщонй факултаи ИЦТИСОДИИ ВИЛОЯТХрИ бизнес ва идоракунии ДДХБСТ;

ЦУМХУУРИИ ТО ЦИКИСТОН ВА Тошматова Мунира Далиловна, н. и. и. дотсенти

МЕХАНИЗМИ КОСТОНИИ ОН кафедраи ицтисодии цауони факултаи бизнес ва

идоракунии ДДХБСТ (Хуцанд Тоцикистон)

DIFFERENTIATION IN SOCIO - Baturov Khurshedkhon Dadadjanovich, ECONOMIC DEVELOPMENT OF candidate of economy, associate professor of the

THE REGIONS OF THE department of world economy of the faculty of business REPUBLIC OF TAJIKISTAN AND and management of TSULBP;

THE MECHANISM OF ITS Toshmatova Munira Dalilovna, candidate of economy, REDUCTION associate professor of the department of world economy of the faculty of business and management of TSULBP (Khujand, Tajikistan,) e-mail: hurshed-68@mail.ru

Сделана попытка поднять проблему дифференциации в социально-экономическом развитии регионов Республики Таджикистан. Обосновано, что накопившиеся диспропорции в социально-экономическом развитии страны и её отдельных территориальных образований выступают препятствием для стабильного развития национальной экономики. Поднят вопрос о необходимости усиления государственного участия в решении проблемы диспропорций в социально-экономическом развитии регионов. Уточнены факторы, которые оказывают влияние на возникновение региональных диспропорций, на примере промышленности регионов страны показана происходящая структурная трансформация, а также её глубина и скорость. Обоснована необходимость отслеживания изменений, происходящих в экономике регионов, которые влияют на уровень их социально-экономического развития. Выдвинута идея о необходимости разработки концепции социально-экономического развития регионов РТ, которая бы комплексно учитывала потенциал каждого региона.

Ключевые слова: регион, региональная экономика, мониторинг регионального развития, дифференциация, социально-экономическое развитие, промышленность

Масъалаи тафрица дар рушди ицтимои-ицтисодии минтацауои Цумуурии Тоцикистон барраси шудааст. Асоснок карда шудааст, ки номутаносибии дар рушди ицтимои-ицтисодии мамлакат ва ташкилауои алоуидаи уудудии он ба миён омада, садди роуи инкишофи устувори ицтисодиёти милли мегарданд. Масъалаи зарурати тацвияти иштироки давлат дар уалли муаммои номутаносиби дар рушди ицтимои-ицтисодии минтацауо ба миён гузошта шудааст. Омилуои таъсиррасон ба пайдо шудани номутаносибии минтацави аниц карда шудаанд, дар мисоли саноати минтацауои мамлакат дигаргуншавии сохтории ба амалоянда, уамчунин умц ва суръати он нишон

дода шудаанд. Зарурати пайгирии тагйироте, ки дар ицтисодиёти минтацауо ба амал меоянд ва ба сатуи рушди ицтимой-ицтисодии онуо таъсир мерасонанд, асоснок карда шудааст. Fояи зарурати тауияи консепсияи рушди ицтимой-ицтисодии минтацауои ЦТ, ки ицтидори уар як минтацаро мацмуан ба назар мегирад, пешнщод гардидааст.

Калидвожах;о: минтаца, ицтисоди минтаца, мониторинги рушди минтацауо, тафрица, рушди ицтимоию ицтисодй, саноат

The article deals with differentiation in socio-economic development of the regions of the Republic of Tajikistan. It is substantiated that the accumulated disproportions in the socio-economic development of the country and its individual territorial entities act as an obstacle to the stable development of the national economy. It stresses the need to strengthen state participation in solving the problem of disproportions in the socio-economic development of regions. The factors that influence the emergence of regional disproportions are clarified, the ongoing structural transformation, as well as its depth and speed, are shown on the example of the industry of the country's regions. The necessity of monitoring the changes taking place in the economy of the regions, which affect the level of their socio-economic development, is substantiated. An idea was put forward about the need to develop a concept for the socio-economic development of the regions of the Republic of Tajikistan, which would comprehensively take into account the potential of each region.

Key words: region, regional economy, monitoring of regional development, differentiation, socio-economic development, industry

В ходе реализации экономических реформ в Республике Таджикистан обострилась проблема неравенства в социально-экономическом развитии ее регионов. В первую очередь это было обусловлено снижением регулирующей роли государства, различными возможностями регионов по внедрению элементов рыночной экономики, несовершенством и отличиями в отраслевой структуре региональной экономики; различным уровнем готовности местной власти и населения к внедрению элементов рыночной экономики в управленческий процесс.

Актуальность данной проблемы была подчеркнута в ряде публикаций отечественных ученых. В частности Ф. М. Муминова и Л. Х. Саидмурадов отмечали, что исследование проблем региональной экономики посредством использования многофункциональной и многоаспектной системы дает возможность задействовать большой объем оценок и тенденций и наметить систему деятельности исполнительных органов власти на местах [7, с. 23]. М.Т. Каримова и У. Вахидзода отмечали, что проблема снижения региональных диспропорций должна выступать важным элементом экономической модели по обеспечению экономической безопасности страны, позволяющей сохранить незыблемость существующей государственной границы и гарантировать безопасность от разнообразных внутренних и внешних угроз ее целостности [2, с. 4].

А. М. Геиев отмечал, что «наиболее остро отсутствие скоординированного стратегического управления сбалансированным региональным развитием проявляется в депрессивных территориях, характеризующихся низким значением социально-экономических факторов и условий, определяющих их способность и готовность к переходу на устойчивую сбалансированную траекторию развития» [1, с.35].

Важность отслеживания неравномерностей в социально-экономическом развитии регионов Республики Таджикистан обусловлена необходимостью оценки этого явления и выявления причин, его вызвавших. Как известно, развитие экономики любого региона зависит от имеющихся в нем ресурсов: природных, финансовых, трудовых,

географических, исторических, управленческих, кадровых, инфраструктурных и т. п. В зависимости от их качественных и количественных характеристик, уровня задействования и взаимодействия, неравенство в наличных ресурсах приводит к региональным диспропорциям в социально-экономическом развитии районов республики. Методология и методика оценки региональной дифференциации более подробно рассмотрена в работе М. Т. Каримовой «Региональная политика: проблемы и перспективы» [3, с. 32-46].

В Таджикистане в числе наиболее важных причин, которые существенно воздействуют на достаточно невысокие темпы перехода страны к рыночным отношениям, на ход социально-экономической трансформации, без сомнения, выступает недостаточное внимание к региональному фактору экономического развития. В связи с этим, для уменьшения региональной дифференциации, возникла необходимость обоснования регионально дифференцированных направлений государственной политики, основываясь на более полном структурном анализе социально-экономической ситуации в каждом районе, которая тормозит процесс устойчивого развития.

Экономика крупных административно-территориальных образований Республики Таджикистан значительно разнится по видам экономической деятельности; наличию полезных ископаемых; природному, климатическому, ресурсному потенциалу; общегеографическому положению, уровню социально-экономического развития, демографическим признакам; сложившейся ситуации с процессом миграции (межрайонной и внешней) и по иным признакам. В результате уровень и качество жизни в регионах страны разнообразны и реализуемые экономические реформы частично способствуют усилению структурной трансформации национальной экономики в аспекте усиления региональной дифференциации, которая усугубляется диспропорциями в развитии всех секторов национальной экономики.

При этом сложившиеся в совокупности факторы (как объективные, так и субъективные) оказывают неодинаковое влияние на уровень развития региональной экономики и результативность реализуемой экономической реформы. И, как следствие, скопившаяся диспропорциональность в социально-экономическом развитии регионов выступает серьезной преградой для эффективной трансформации национальной экономики и достижения ею сбалансированного развития.

Немаловажное влияние на усиление региональной асимметрии оказала ограниченность в возможностях органов местного управления для решения имеющихся проблем и управления регионом, недостаточно развитый механизм управления региональным развитием и взаимодействия органов местного управления с органами государственной власти. Это выражается в дефиците собственных источников дохода, недостаточном предоставлении финансовых ресурсов государственными органами управления, в несовершенстве законодательства по государственному регулированию регионального развития и развития местной власти, ограниченности полномочий местных органов власти в сфере экономического развития региона, пассивности местного населения и т. п.

Все это выразилось в существенных различиях в социально-экономических показателях по регионам. Так, анализ валового регионального продукта (ВРП) по Таджикистану свидетельствует, что в Хатлонской области, где проживает 1/3 населения республики, ВРП на душу населения составляет 6,5 тыс. сомони, тогда как в целом по стране ВРП на душу населения в 2020 г. составил 7,8 тыс. сомони (табл.1).

Таблица 1

Структура ВРП и численности населения Таджикистана, в % __[8, с.335; 6, с.18-21]__

Регион 2016 2018 2020

ВРП Численность населения ВРП Численность населения ВРП Численность населения

Всего по стране 100 100 100 100 100 100

Душанбе 24,92 9,44 22,50 9,27 21,08 9,27

Города и районы республиканского подчинения 16,24 23,01 18,04 23,23 18,32 23,31

Согдийская область 28,24 29,40 29,89 29,89 29,27 29,27

Хатлонская область 28,84 35,58 27,88 35,88 29,89 36,03

ГБАО 1,77 2,57 1,69 2,49 1,44 2,43

В 2020 г. в столице страны Душанбе, где проживает 9,3% населения, на одного человека приходилось 17,7 тыс. сомони ВРП при среднем по Таджикистану показателе в 8,5 тыс. сомони. Размах вариации по показателю ВРП на душу населения в 2012 г. был равен 1,73, а в 2020 г. - 1,54, т. е. наблюдается картина устойчивого снижения данного показателя.

Горно-Бадахшанская автономная область характеризуется самыми низкими значениями показателя социально-экономического развития. Так, ВРП на одного человека в 2020 г. в ней был в 1,9 раза меньше, чем в среднем по республике. Коэффициент поляризации по значению ВВП на душу населения в 2020 г. составил 3,84, тогда как в 2012 г. - 4,23. А если рассмотреть коэффициент поляризации по объему произведенного ВРП, то его величина составила в 2020 г. 20,73 против 18,21 в 2012 г. Данные показатели свидетельствуют о серьезных различиях в территориальном развитии.

Если сопоставить регионы по уровню развития промышленного производства, то и здесь наблюдается особая специфика. Согдийская область характеризуется как промышленный регион, в котором занято 39,43% общей численности промышленно-производственного персонала (ППП). Здесь работает свыше 30,4% промышленных предприятий республики, которые производят более 50,4% промышленной продукции. Но условия для развития промышленности и производственных видов экономической деятельности в каждом регионе разные. Так, в Хатлонской области, РРП и ГБАО наибольшее развитие получило сельское хозяйство, строительство и сфера услуг. Структура промышленности по видам экономической деятельности по регионам различается, что связано с объективными и субъективными факторами. При этом каждый территориально-административный район характеризуется собственной структурой промышленности.

Доля промышленности Хатлонской области, ГБАО и РРП в структуре ВРП этих регионов имеет устойчивую тенденцию к снижению. Так, за период 2010-2020 гг. доля промышленности в структуре ВРП в целом по стране выросла на 4,8 пункта, тогда как почти по всем регионам республики она снизилась, кроме Согдийской области, где ее доля возросла на 35,1 пункта. В Хатлонской области наблюдается снижение доли промышленности в структуре ВВП на 12,3 процентных пункта, в ГБАО - на 0,5, в Душанбе - на 0,9, и в РРП - на 11,8 процентных пункта [5, с.18].

Структурная трансформация промышленности происходит не в результате последовательно реализуемой реформы в промышленности и в развитии регионов, а в

результате стихийного процесса, связанного с изменением мировых цен и, как следствие, с динамикой внешнеторгового оборота, а также из-за неготовности регионов страны к внедрению инновационных подходов в развитие промышленности и региональной экономики.

Наблюдаются существенные различия между регионами республики по объему промышленной продукции на душу населения. ВВП на душу населения по крупным территориально-административным регионам значительно меняется и составил в процентах к среднему республиканскому в 2020 г. по Душанбе - 97,9%; по городам и районам республиканского подчинения (РРП) - 45,7%; по Согдийской области -174,1%; по Хатлонской области - 80,9%; по ГБАО - 30,4%. При этом существенная величина промышленного производства на душу населения в 2020 г. наблюдалась в Согдийской области - 565,7 смн., а наименьшая - в ГБАО - 98,9 смн.

Наибольший прирост ВРП за счет развития промышленности в 2015-2020 гг. обеспечила Согдийская область. Принята программа ускоренной индустриализации Республики Таджикистан до 2025 г., в которой уделено внимание также и региональному аспекту развития промышленности.

Анализируя тенденции региональной дифференциации, важно определить специфические приоритеты, разработать механизм и инструменты проведения региональной социально-экономической политики, в основу которой может быть положен принцип разграничительного подхода к реализации мер государственной помощи регионам, опираясь на их потенциал и социально-экономические и географические особенности. Вместе с тем к основам решения проблемы уменьшения региональной дифференциации следует отнести и реализацию принципов целеустремленности, системности, учета местных особенностей, согласованности интересов и сбалансированности. Результативность проводимой политики будет зависеть от выбора и обоснования главной цели и задач, на основании которых выбирается направление развития региона.

Для уменьшения диспропорций в региональном развитии по основным социально-экономическим показателям, в проблемных регионах важно реализовывать инновационные инвестиционные проекты, направленные на создание новых предприятий в различных сферах деятельности. Созданные рабочие места будут содействовать обеспечению занятости и, как следствие, улучшению уровня и качества жизни населения.

Так как доля сельского населения в стране существенна, весьма важна поддержка развития дехканских хозяйств, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие агропромышленных кластеров, и поддержка бизнес-структур посредством льготного налогообложения, что будет способствовать созданию новых и расширению уже действующих производств, обеспечит рост уровня и качества жизни населения и пополнение доходной части местного бюджета.

Обеспечение динамизма территориальных изменений в экономике направлено на улучшение территориального разделения труда с учетом рациональной специализации районов; создание условий для развития здоровой конкуренции на основе взаимовыгодного сочетания государственного производства и частного предпринимательства, развития малого, среднего бизнеса и государственно-частного партнерства; приближение производства к ресурсам и целесообразного сочетания территориальных и государственных (общенациональных) интересов и др. [2, с. 66].

Трансформация социально-экономической системы республики невозможна без формирования и реализации стратегического управления, важнейшей функцией которого выступает стратегическое планирование на всех его уровнях. В качестве объекта регионального стратегического планирования должно выступать устойчивое социально-экономическое развитие региональной системы с учетом ее потенциала и институциональной среды. Среднесрочные программы, региональные целевые программы,

территориальные схемы, схемы районных планировок, стратегий и программ развития городов и административных районов должны исходить из Концепции территориального развития. Речь должна идти о постепенном и поэтапном формировании на территории административного района целостной и многоуровневой системы стратегического планирования, построенной на единых методологических и методических принципах и подходах. Концепция должна быть направлена на формирование благоприятного хозяйственного и социального климата, возрождение экономической базы; повышение уровня занятости и социальной защищенности; консолидацию работы органов местного управления, государственной службы занятости, хозяйствующих субъектов, общественных и других заинтересованных организаций; развитие предпринимательской деятельности и самозанятости граждан и др.

Региональная асимметрия представляет собой важную проблему региональной экономики и замедляет темпы роста ВРП и ВВП в целом по республике. По оценкам ряда российских ученых, цена избыточной экономической дифференциации регионов приводит к потере до 3% ВВП в год. В связи с этим, как считают У. Вохидзода и М.Т. Каримова, сбалансированное развитие регионов необходимо рассматривать как стратегический ориентир для эффективного управления развитием экономики региона, обеспечивающего равный доступ регионов и населения страны к источникам социально-экономического развития [2, с. 35].

В связи с этим Концепцию развития регионов республики необходимо разрабатывать с учетом принципов, которые направлены на поддержку развития институциональных возможностей региона, обеспечивают им доступ к финансовым ресурсам и источникам экономического развития и к увеличению прав и ответственности местных исполнительных органов власти в сфере пропорционального развития района. Важно стараться обеспечить: снижение региональной асимметрии в социально-экономическом развитии страны; рост экономических возможностей регионов путем создания наиболее эффективных проектов по совместному использованию конкурентных преимуществ каждого региона; увеличение сотрудничества субъектов хозяйствования независимо от их уровня и секторов национальной экономики; целенаправленное регулирование их развития в ходе обеспечения эффективного использования госбюджетного финансирования.

М.Т. Каримова справедливо отмечала, что «наличие значительных различий в уровне социально-экономического развития территорий, представляет собой определенную угрозу для любой страны, поэтому государство должно противодействовать возникшим диспропорциям, проводя активную государственную региональную политику» [4, с.35].

К числу важных инструментов на уровне государства, обеспечивающих реализацию поставленных задач, можно отнести:

✓ административно-управленческий (в частности придать особый статус определенной территории как ресурсной зоне общестранового значения и выделить её из традиционной сетки административно-территориального устройства);

✓ сдерживание создания новых объектов в перенаселенных районах;

✓ пространственное распределение экономической деятельности страны (в частности путем развития и размещения объектов с целью воздействия на рынок труда в регионе, а также для организации государственных закупок);

✓ финансовый (посредством стимулирования создания и развития предприятий в виде дотаций, субвенций, кредитов, налоговых и финансовых льгот и т. п.);

✓ так называемые мягкие меры поощрения регионального развития (создание благоприятной бизнес-среды, поддержка информационных сетей, консалтинговой деятельности, образования, научных исследований и технических разработок).

Совмещая перечисленные выше инструменты, проблемные регионы могут получить

тот минимум, который выступит толчком для их саморазвития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ:

1. Геиев А. М. Теоретические основы государственной политики сбалансированного развития регионов / А. М. Геиев //Региональные проблемы преобразования экономики. -2010. - №3. - С. 35.

2. Каримова М.Т., Вохидхзода У.С. Дифференциация регионов Таджикистана по уровню их социально-экономического развития / М. Т. Каримова, У. С. Вохидзода //Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития : Пленарные доклады / Материалы VIII Международного форума, Москва, 24-25 октября 2019 года / Под редакцией В.А. Цветкова, К.Х. Зоидова. - Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт проблем рынка Российской академии наук», 2019. - С. 66-76.

3. Каримова М. Т. Региональная политика: проблемы и перспективы в Таджикистане /М. Т. Каримова. - Душанбе: Ирфон, 2014. - 204 с.

4. Каримова М. Т. Региональные аспекты структурной трансформации национальной экономики: теория, методология, практика : автореф. дис. ... д-ра экон. наук /М. Т. Каримова. - Душанбе, 2016. - 46 с.

5. Промышленность Республики Таджикистан: статистический сборник. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2021. - 90 с.

6. Регионы Республики Таджикистан : статистический сборник. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2021. - 332 с.

7. Саидмурадов Л. Х., Муминова Ф. М., Мирбобоев Р. М. Регионы Республики Таджикистан (теория и методология оценки). - Душанбе: Ирфон, 2012. - 150 с.

8. Таджикистан: 30 лет государственной независимости : статистический сборник. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2021. - 700 c.

REFERENCES:

1. Geiev A. M. Theoretical Foundations of the State Policy of Balanced Development of Regions // Regional Problems of Transformation of the Economy. - 2010. -№3- PP. 35.

2. Karimova M.T., Vokhidkhzoda U.S. Differentiation of the Regions of Tajikistan According to the Level of Their Socio-Economic Development /M. T. Karimova, U. S. Vohidzoda // Russia in the XXI Century: Global Challenges and Development Prospects: Plenary presentations / Proceedings of the VIII International Forum, Moscow, 24-25 October 2019 / Edited by V.A. Tsvetkova, K.Kh. Zoidova. - Moscow: Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences, 2019. - PP. 66-76.

3. Karimova M. T. Regional Policy: Problems and Prospects in Tajikistan. - Dushanbe. Irfon. 2014. -204pp.

4. Karimova M. T. Regional Aspects of the Structural Transformation of the National Economy: Theory, Methodology, Practice: author. dis. ... Dr. Econ. Sciences. -Dushanbe, 2016. - 46 pp.

5. Industry of the Republic of Tajikistan: Statistical Collection. - Dushanbe: Agency on Statistics under the President of the Republic of Tajikistan, 2021. - 90pp.

6. Regions of the Republic of Tajikistan: Statistical Collection. - Dushanbe: Agency on Statistics under the President of the Republic of Tajikistan, 2021. - 332pp.

7. Saidmuradov L. Kh., Muminova F. M., Mirboboev R. M. Regions of the Republic of Tajikistan (theory and methodology of assessment). - Dushanbe: Irfon, 2012. - 150 pp.

8. Tajikistan: 30 years of State Independence: Statistical Collection. - Dushanbe: Agency on Statistics under the President of the Republic of Tajikistan, 2021.-700pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.