Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регион / региональное управление / организационно-экономический механизм управления / социально-экономическое развитие / эффективность / стратегия / методы управления / принципы / region / regional management / organizational and economic management mechanism / socio-economic development / efficiency / strategy / methods / principles

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батуров Хуршедхон Дадоджанович

Изучаются особенности организационно-экономического механизма развития регионов Республики Таджикистан, раскрываются его основные элементы и их состав, обоснованы проблемы и задачи регионального управления. Отмечается, что регион как объект управления представляет собой сложную экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Каждый регион, ввиду уникальности его природных, экономических и социальных условий, имеет собственные экономические интересы, которые можно определить как совокупность экономических интересов жителей, проживающих на его территории. Предложен организационно-экономический механизм развития региона, выделены направления и цели государственного управления на уровне исполнительных органов власти, сформулированы основные направления трансформации регионального механизма управления. Определены элементы и принципы реализации данного механизма. Обоснованы проблемы и представлены задачи регионального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND ECONOMIC MECHANISM REGIONAL DEVELOPMENT

The article studies the features of the organizational and economic mechanism for the development of regions of the Republic of Tajikistan, reveals its main elements and their composition, and substantiates the problems and tasks of regional management. It is noted that the region as an object of management is a complex economic system consisting of interconnected components. Each region, due to the uniqueness of its natural, economic and social conditions, has unique economic interests, which can be defined as the set of economic interests of the residents living on its territory. An organizational and economic mechanism for the development of the region is proposed, the directions and goals of public administration at the level of executive authorities are highlighted, and the main directions for the transformation of the regional management mechanism are formulated. The elements and principles of implementation of this mechanism are determined. The problems are substantiated and the tasks of regional management are presented.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА»

5.2.5 (08.00.14) МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 5.2.5 ЩТИСОДИЁТИ ^А^ОНЙ 5.2.5 WORLD ECONOMY

УДК:332

DOI 10.24412/2411-1945-2023-4-107-113

ОРГАНИЗАЦИОННО- Батуров Хуршедхон Дадоджанович, доцент ЭКОНОМИЧЕСКИЙ каф. мировой экономики факультета бизнеса и МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ международной экономики ТГУПБП РЕГИОНА (Худжанд, Таджикистан)

МЕХАНИЗМИ ТАШКИЛЙ Батуров Хуршедхон Дадоджанович, дотсенти ВА ИЦТИСОДИИРУШДИ кафедраи ицтисодёти цауонии факултети бизнес ва МИНТАДАВЙ идоракунии ДДХБСТ (Хуцанд, Тоцикистон)

ORGANIZATION AND Baturov Khurshedkhon Dadadjanovich, associate ECONOMIC MECHANISM professor of the department of world economy of business REGIONAL DEVELOPMENT and management of TSULBP (Khujand, Tajikistan)

e-mail: hurshed-68@mail.ru

Изучаются особенности организационно-экономического механизма развития регионов Республики Таджикистан, раскрываются его основные элементы и их состав, обоснованы проблемы и задачи регионального управления. Отмечается, что регион как объект управления представляет собой сложную экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных компонентов. Каждый регион, ввиду уникальности его природных, экономических и социальных условий, имеет собственные экономические интересы, которые можно определить как совокупность экономических интересов жителей, проживающих на его территории. Предложен организационно-экономический механизм развития региона, выделены направления и цели государственного управления на уровне исполнительных органов власти, сформулированы основные направления трансформации регионального механизма управления. Определены элементы и принципы реализации данного механизма. Обоснованы проблемы и представлены задачи регионального управления.

Ключевые слова: регион, региональное управление, организационно-экономический механизм управления, социально-экономическое развитие, эффективность, стратегия, методы управления, принципы

Махсусиятуои механизми ташкилию ицтисодии рушди минтацауои Цумуурии Тоцикистон омухта шуда, унсуруои асосй ва таркибии онуо ошкор сохта, масъалауо ва вазифауои идоракунии минтацавй асоснок карда шудаанд. Зикр гардидааст, ки минтаца уамчун объекти идоракунй низоми мураккаби ицтисодй мебошад, ки аз унсуруои бо уам алоцаманд иборат аст. %ар минтаца бо назардошти нодирияти шароитуои табиию ицтисодй ва ицтимой дорои манфиатуои хоси ицтисодй мебошад, ки онро чун мацмуи манфиатуои ицтисодии сокинони он минтаца муайян намудан мумкин аст. Механизми ташкилию ицтисодии рушди минтаца пешнщод гардидааст, самтуо ва мацсадуои идоракунии давлатй дар сатуи мацомоти ицроияи уокимият цудо карда шудаанд, самтуои асосии дигаргунсозии механизми идоракунии минтацавй нишон дода шудаанд. Унсуруо ва принсипуои татбици механизми мазкур муайян шудаанд. Муаммоуо мудаллал сохта, вазифауои идоракунии минтацавй пешниуод гардидаанд.

Калидвожа^о: минтаца, идоракунии минтацавй, механизми ташкилию ицтисодй, рушди

ицтимоию ицтисоди, самараноки, стратегия, усулуои идоракуни, принсищо

The article studies the features of the organizational and economic mechanism for the development of regions of the Republic of Tajikistan, reveals its main elements and their composition, and substantiates the problems and tasks of regional management. It is noted that the region as an object of management is a complex economic system consisting of interconnected components. Each region, due to the uniqueness of its natural, economic and social conditions, has unique economic interests, which can be defined as the set ofeconomic interests of the residents living on its territory. An organizational and economic mechanism for the development of the region is proposed, the directions and goals of public administration at the level of executive authorities are highlighted, and the main directions for the transformation of the regional management mechanism are formulated. The elements and principles of implementation of this mechanism are determined. The problems are substantiated and the tasks of regional management are presented.

Keywords: region, regional management, organizational and economic management mechanism,

socio-economic development, efficiency, strategy, methods, principles

Любой регион страны с учетом его природных, климатических, социально-экономических особенностей имеет определенные интересы, рассматриваемые как комплекс экономических потребностей населения, которое проживает на данной территории.

Регион, выступая объектом товарно-денежных отношений, которые характеризуются экономической самостоятельностью, и в полной мере отвечая за итоги и эффективность своей хозяйственной деятельности, должен опираться на систему управления, которая позволила бы обеспечить высокую эффективность работы субъектов хозяйствования и их стабильное положение на рынке.

Как справедливо отмечают М.Т. Каримова и У. Вохидзода: «Региональная социально-экономическая система характеризуется сложной внутренней структурой, в составе которой выделяют производственный, рекреационный, социальный, институциональный элементы, инфраструктуру и природно-ресурсную базу. Совокупное сочетание перечисленных элементов обуславливает формирование региональных социально-экономических подсистем различного уровня в рамках одной территории» [7, с. 68].

В связи с этим считаем, что управление сложной социально-экономической системой на региональном уровне представляет собой единую согласованную структуру, все элементы которой, независимо от того, что они разных уровней, должны быть в постоянном сотрудничестве и взаимосвязи.

По мнению Д.Г. Симкина: «Управление регионом представляет собой единую структуру, в которой элементы, органы управления разных уровней тесно связаны и находятся в постоянном взаимодействии» [10, с. 88]. При этом управленческие функции на государственном и региональном уровнях имеют определенные различия. Поиск их оптимального сочетания выступает обязательным условием достижения равновесия в социально-экономическом развитии региона.

Л.З. Мусаева и С.В. Исламова считают, что «важнейшую роль в реализации задач стратегического управления ростом экономики региона должен играть соответствующий организационный механизм, включающий специализированную организационную структуру и совокупность методов и инструментов действий» [9, с. 252].

Мы считаем, что организационно-экономический механизм развития регионов страны можно рассматривать как совокупность структурных составляющих, которые осуществляют свои функции путем использования ряда инструментов, определенных организационных форм и методов, дающих возможность реализовать качественные

изменения в отдельных элементах структуры в их социально-экономическом, инновационном, производственном, экологическом и др. аспектах.

К числу основных задач, на решение которых должна быть направлена деятельность организационно-экономического механизма развития экономики региона, относятся в первую очередь:

^ анализ, оценка и мониторинг социально-экономического развития региона; выявление существенных факторов и условий, которые оказывают большое влияние на эффективность действия организационно-экономического механизма его развития; ^ определение основных проблем, тормозящих обеспечение сбалансированности

элементов организационно-экономического механизма развития регионов; > выявление эффективных направлений модернизации и улучшения организационно-

экономического механизма социально-экономического развития регионов; ^ разработка стратегии сбалансированного социально-экономического развития региона.

Организационно-экономический механизм социально-экономического развития регионов представляет собой систему логически последовательных и взаимосвязанных составляющих (элементов), которые осуществляют определенное давление на социально-экономическую систему. Основные элементы организационно-экономического механизма социально-экономического развития региона мы попытались отразить на следующем рисунке.

Основные элементы организационно-экономического механизма социально-экономического развития региона

Взаимосвязанные элементы организационно-экономического механизма социально-экономического развития регионов направлены на реализацию качественных изменений в экономике для обеспечения её сбалансированного развития.

Ситуация в регионах Республики Таджикистан свидетельствует, что не все элементы организационно-экономической системы задействованы на полную мощь и эффективно взаимодействуют. Как считает М.Т. Каримова: «Система управления территориальным

развитием не обеспечивает взаимно согласованных действий государственных и местных исполнительных органов. Вопросы регионального планирования регулируются различными ведомствами и не координируются на центральном уровне» [6, с.146].

В связи с этим, указом Президента Республики Таджикистан от 21.05.2015, № 491 в стране был создан Комитет по местному развитию при Президенте страны, который, по идее, должен выступать координирующим органом по вопросам местного социально-экономического развития и создания необходимой атмосферы для усиления местного управления и координации деятельности государственных органов с деятельностью исполнительных органов власти на местах для достижения устойчивого экономического развития региональной экономики и повышения уровня и качества жизни населения страны [2].

На комитет возложен ряд функций, направленных на:

^ подготовку предложений по разработке единой государственной политике развития регионов;

> разработку рекомендаций по созданию эффективного организационно -экономического механизма управления регионами;

> разработку предложений по организации эффективной координации мер, направленных на комплексное территориальное развитие;

^ разработку рекомендаций по улучшению финансово-экономической основы регионального управления.

К функциональным обязанностям комитета относятся: обеспечение координации мер по комплексному административно-территориальному развитию; поддержке развития предпринимательства на местах; поиску инвестиций и разработке разнообразных государственных программ по капитальному строительству с учетом сбалансированного развития регионов.

Эффективность управления развитием региональной экономики существенно зависит от сбалансированности и результативности деятельности организационно-экономического механизма управления на региональном уровне. Если организационный компонент механизма связан в первую очередь с формированием и подготовкой определенных процессов, то экономическая составляющая связана с планированием, мотивацией, мониторингом и оценкой его эффективного функционирования. На современном этапе экономического развития назрела необходимость в совершенствовании организационно-экономических методов управления на региональном уровне.

Проблемы управления региональной экономикой важно исследовать согласно концепции управления местным развитием. Комитетом по местному развитию была подготовлена Концепция управления местным развитием Республики Таджикистан до 2030 года, которая утверждена 11.07.2015, №522 [3].

Данная концепция направлена на создание организационно-политической и методической основы по содействию углублению и проведению экономических реформ на местном уровне и практической реализации мероприятий, принятых в программных документах, по обеспечению устойчивого роста региональной экономики.

Таким образом, принятые меры направлены на то, чтобы создать максимально благоприятные условия для эффективной реализации запланированных мероприятий социально-экономического развития регионов.

Основными элементами организационно-экономического механизма управления развитием региона являются его органы управления, функциональными обязанностями которых выступают:

^ содействие координации реализуемых в стране и регионах программ, проектов, поиск эффективных механизмов их воплощения в жизнь;

У создание приемлемых условий для выявления финансовых и материальных ресурсов в нужном объеме на их решение;

У работа с общественностью посредством СМИ с целью получения поддержки местным населением и общественностью мер, принимаемых местными органами власти.

Ведомственные организации выявляют приоритеты, по которым целесообразно прорабатывать и реализовать проекты, стратегии, программы. Правительство страны принимает постановления, приказы и различного рода указания, которые определяют перечень стратегических документов, прорабатывает рекомендации, проводит мониторинг, анализ и дает оценку хода выполнения стратегий, программ, проектов.

В масштабах региональной структуры управления реализуются интересы региона, преимущественно значимыми из которых выступают: равенство уровня, качества и образа жизни местного населения республиканским и мировым стандартам; наличие финансовых и материальных ресурсов, природный и экологический потенциал; внутренние резервы, возможности для применения имеющихся в регионе ресурсов; доступность и наличие инфраструктуры с целью расширения межрегиональных и внутрирегиональных связей для экономического сотрудничества; устойчивость общественно-политической ситуации.

Исполнительные органы власти на местах (хукуматы) как организационно -экономические центры разрабатывают конкретные цели и направления деятельности различных отраслей и комплексов региона; выявляют средства, пути и методы выполнения поставленных задач; контролируют финансовую деятельность субъектов хозяйствования, расположенных на территории данного региона.

С целью регулирования и содействия развитию региональной экономики на нужном уровне и рациональной работы всех элементов организационно-экономического механизма управления, важно наличие в нем системы предоставления и распределения ресурсов. Как отмечает М.Т. Каримова, главным финансовым инструментом для реализации социально-экономической политики страны на местах выступает местный бюджет [5, с. 146].

Однако не все регионы страны могут решать поставленные задачи, опираясь только на местный бюджет. Ежегодно в законе о государственном бюджете страны определяется перечень районов, которые получают определенные дотации. Так, например, в законе «О государственном бюджете Республики Таджикистан на 2023 год», принятом постановлением МН МО РТ от 1 декабря 2022 года, №920, в ст. 10 утверждена величина субвенций в бюджеты ГБАО, Хатлонской области и ряда районов республиканского подчинения на общую сумму в 1 479,212 млн сомони [4]. Местные бюджеты хронически имеют дефицитный характер.

Вероятнее всего, по мере обретения регионами реальной самостоятельности, у них может сформироваться новая сфера интересов и ответственности. Поэтому трансформация регионального механизма управления может осуществляться в следующих направлениях:

У координация и сбалансирование интересов на уровне государства, региона, отрасли, субъекта хозяйствования и населения;

У устремленность к интересам жителей региона, ориентация на развитие человека;

У улучшение ресурсной самообеспеченности районных хозяйствующих субъектов посредством увеличения использования территориальных резервов.

Прогрессирующую значимость на современном этапе приобретает рациональное управление развитием региона. Мировой опыт свидетельствует, что наблюдается тенденция к поэтапной децентрализации власти и передачи от центра все большего количества государственных функций региональному уровню. При этом считаем, что при решении вопросов о структурной трансформации организационно-экономического механизма управления развитием региона приоритет следует отдавать социальной направленности

практических действий, сочетая при этом территориальный, отраслевой и хозяйственный подход к управлению развитием экономики региона. Мы согласны с мнением М.Т. Каримовой, что «в осуществлении регионального регулирования в той или иной степени должны участвовать все государственные институты, так как они в любом случае привязываются к определенной территории» [8, с.149]. Основной ориентир в трансформации управления на уровне региона должен быть направлен на повышение эффективности параметров, которые характеризуют улучшение потенциала человеческого развития, т.е. уровень и качество жизни местного населения. Ведь, как отметил Президент страны Эмомали Рахмон: «Высшей целью государства и Правительства страны является регулярное повышения уровня и улучшение качества жизни нашего дорогого народа» [1].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ:

1. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики» от 23.12.2022 / http://www.president.tj/ru/node/29824.

2. Указ Президента Республики Таджикистан от 21.05.2015, №491 «О создании Комитета по местному развитию при Президенте Республики Таджикистан» / Сайт Комитета по местному развитию Республики Таджикистан//https://ldc.tj/.

3. Концепция управления местным развитием в Республике Таджикистан на период до 2030 года//https://ldc.tj

4. Закон Республики Таджикистан «О государственном бюджете Республики Таджикистан на 2023 год» / Централизованный банк правовой информации РТ / http://www.adHa. tj/.

5. Каримова М.Т., Вохидзода У.С. Проблемы обеспечения открытости местных бюджетов в Таджикистане [Электронный ресурс] /М.Т. Каримова , У.С.Вохидзода // Проблемы современной экономики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2018 г.). - Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2018. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/econ/archive/294/13802.

6. Каримова М.Т. Проблемы региональной дифференциации в Республике Таджикистан /М. Т. Каримова. - Текст: непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. -С. 146-148. - URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/95/5723/

7. Каримова М.Т., Вохидзода У.С. Дифференциация регионов Таджикистана по уровню их социально-экономического развития / М.Т. Каримова, У.С. Вохидзода // В сборнике: Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития. Пленарные доклады. Материалы VIIIМеждународного форума /Под редакцией В.А. Цветкова, К.Х. Зоидова, 2019. - С. 66-76.

8. Каримова М.Т. Региональная политика в Таджикистане: проблемы и перспективы/ М.Т. Каримова. - Душанбе: Ирфон, 2014. - 204 с.

9. Мусаева Л.З., Исламова С.В. Формирование организационного механизма стратегического управления социально-экономическим развитием региона / Л.З. Мусаева, С.В. Исламова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2009. Том 7. №3. - С.252-255.

10.Симкин Д.Г. Некоторые особенности развития организационно-экономического механизма управления регионом / Д.Г. Симкин // Вестник ОГУ. - 2009. - №8 (102). - С. 88-92.

REFERENCES:

1. The Message of the President of Tajikistan Republic Emomali Rahmon « On the Main Directions of Foreign and Internal Policy» from 23.12.2022.// http://www.president.tj/ru/node/29824

2. Decree of the President of Tajikistan Republic from 21.05.2015, №491 « On Committee Making of Local Development of Tajikistan Republic» //Website of the Committee on the local development of Tajikistan Republic//https://ldc.tj/.

3. Conception of Management of Local Development in Tajikistan Republic on the period of2030 year. //https://ldc.tj/.

4. The Law of Tajikistan Republic « On State Budget of Tajikistan Republic in 2023 year» //Centralized bank of legal information of TR: // http://www.adlia.tj/.

5. Karimova M.T., Vohidzoda U.S. The Problems of Supply of Openness of Local Budget in Tajikistan [Electronic resource] //Problems of Modern Economy: materials of VII international scientific conference. (Samara, March 2018). - Samara: LLC "Izdatelstvo ASGARD", 2018. -Date of access: https://moluch.ru/conf/econ/archive/294/13802

6. Karimova M.T. Problems of Regional Differentiation in Tajikistan Republic / M. T. Karimova. - Text: indirect //Actual issues of economical sciences:materials of III international scientific conference (Ufa, June 2014). - Ufa: Leto, 2014. - PP. 146-148. - URL: https://moluch.ru/conf/ econ/archive/95/5723/

7. Karimova M.T. Vohidzoda U.S. Differentiation of the Regions of Tajikistan on the level of their Social- economical Development. In collection: Russia in XXI century: global challenges and development perspectives. Plenary reports / Materials of the VIII-th of international forum. Under the editorship of V.A.Svetkova, K.Kh.Zoidova. 2019. PP. 66-76.

8. Karimova M.T. Regional Policy in Tajikistan: problems and perspectives. - Dushanbe. Irfon.2014. -204pp.

9. Musaeva L. Z.Islamova S.V. Formation ofManagerial Mechanism of Strategic Management of the Social-economic Development of the Region // Economic bulletin of Rostov State University, 2009, volume 7, №3.-PP.252-255.

10.Simkin D.G. Some Peculiarities of the Development of Managerial-economic Mechanism of the Region Management //Bulletin of OSU. - 2009. - №8 (102). - PP.88-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.