Научная статья на тему 'Факторы развития предпринимательских структур в условиях глобализации экономических процессов'

Факторы развития предпринимательских структур в условиях глобализации экономических процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТУРБУЛЕНТНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕСТАБИЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ / ENTREPRENEURIAL STRUCTURES / GLOBALIZATION / TURBULENCE / GOVERNMENT REGULATION / UNSTABLE ECONOMIC CONDITIONS / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барышев А. В., Авдеева И. Л.

Глобализация экономики является одним существенным современным явлением, создающим непредсказуемость мировой экономики. В любом технологическом или организационном процессе могут появляться сбои, когда объем предприятия, производящего определенный товар, таков, что он удовлетворяет потребности местного или даже национального рынка, то эти сбои приносят ущерб в размерах, соответствующих объему продаж на этих рынках. Когда такого же характера сбои происходят в глобальных компаниях, то потрясения могут коснуться мировой экономики. Причина сбоев может быть одинакова, а размеры потерь совершенно разные. Непосредственное влияние на развитие стран оказывает процесс глобализации мировой экономики. Результатом интернационализации хозяйственной жизни в современном мире является участие в конкурентной борьбе наряду с монополиями-гигантами средних и мелких предприятий. В статье анализируются факторы развития предпринимательских структур в условиях глобализации мирового рынка. Сделан акцент, что экономические отношения выходят за рамки национального государства под воздействием процесса интеграции стран в мировое хозяйство. Причём, в современных условиях развития рыночной экономики большое внимание в России уделяется малому и среднему предпринимательству, его существованию и проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барышев А. В., Авдеева И. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of development of entrepreneurial structures in the context of globalization of economic processes

The globalization of the economy is one significant modern phenomenon that creates the unpredictability of the global economy. Failures can occur in any technological or organizational process when the volume of the enterprise producing a certain product is such that it satisfies the needs of the local or even the national market, then these failures cause damage in the amount corresponding to the volume of sales in these markets. When disruptions of the same nature occur in global companies, shocks can affect the global economy. The cause of the failure can be the same, and the size of the losses is completely different. The process of globalization of the world economy has a direct impact on the development of countries. The basis of globalization is innovation, new technologies, highly educated, qualified personnel. The result of the internationalization of economic life in the modern world is participation in the competition along with giant monopolies of medium and small enterprises. The article analyzes the factors of development of entrepreneurial structures in the context of globalization of the world market. The emphasis is made that economic relations go beyond the framework of the national state under the influence of the process of integration of countries into the world economy. Foreign economic relations are becoming a backbone factor in changes in the activities of business entities. Moreover, in modern conditions of development of a market economy, much attention in Russia is paid to small and medium-sized enterprises, its existence and problems.

Текст научной работы на тему «Факторы развития предпринимательских структур в условиях глобализации экономических процессов»

A.B. Барышев - аспирант кафедры «Менеджмент и государственное управление» Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected],

A.V. Barushev - postgraduate of the Department of Management and Public Administration, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA;

И.Л. Авдеева - доцент кафедры менеджмента и государственного управления, к.э.н., доцент Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, [email protected],

I.L. Avdeeva - Assistant professor of the department of management and public administration, аssistant professor Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA.

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT FACTORS IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION OF ECONOMIC PROCESSES

Аннотация. Глобализация экономики является одним существенным современным явлением, создающим непредсказуемость мировой экономики. В любом технологическом или организационном процессе могут появляться сбои, когда объем предприятия, производящего определенный товар, таков, что он удовлетворяет потребности местного или даже национального рынка, то эти сбои приносят ущерб в размерах, соответствующих объему продаж на этих рынках. Когда такого же характера сбои происходят в глобальных компаниях, то потрясения могут коснуться мировой экономики. Причина сбоев может быть одинакова, а размеры потерь совершенно разные.

Непосредственное влияние на развитие стран оказывает процесс глобализации мировой экономики. Результатом интернационализации хозяйственной жизни в современном мире является участие в конкурентной борьбе наряду с монополиями-гигантами средних и мелких предприятий.

В статье анализируются факторы развития предпринимательских структур в условиях глобализации мирового рынка. Сделан акцент, что экономические отношения выходят за рамки национального государства под воздействием процесса интеграции стран в мировое хозяйство. Причём, в современных условиях развития рыночной экономики большое внимание в России уделяется малому и среднему предпринимательству, его существованию и проблемам.

Annotation. The globalization of the economy is one significant modern phenomenon that creates the unpredictability of the global economy. Failures can occur in any technological or organizational process when the volume of the enterprise producing a certain product is such that it satisfies the needs of the local or even the national market, then these failures cause damage in the amount corresponding to the volume of sales in these markets. When disruptions of the same nature occur in global companies, shocks can affect the global economy. The cause of the failure can be the same, and the size of the losses is completely different.

The process of globalization of the world economy has a direct impact on the development of countries. The basis of globalization is innovation, new technologies, highly educated, qualified personnel. The result of the internationalization of economic life in the modern world is participation in the competition along with giant monopolies of medium and small enterprises.

The article analyzes the factors of development of entrepreneurial structures in the context of globalization of the world market. The emphasis is made that economic relations go beyond the framework of the national state under the influence of the process of integration of countries into the world economy. Foreign economic relations are becoming a backbone factor in changes in the activities of business entities. Moreover, in modern conditions of development of a market economy, much attention in Russia is paid to small and medium-sized enterprises, its existence and problems.

Ключевые слова: предпринимательские структуры, глобализация, турбулентность, государственное регулирование, нестабильные экономические условия, развитие.

Keywords: entrepreneurial structures, globalization, turbulence, government regulation, unstable economic conditions, development.

Одними из современных условий, в которых функционируют экономические системы различных уровней, являются глобализация и турбулентность. Глобализация заключается в превращении отдельно существующих транснациональных и межнациональных компаний в некую сеть взаимосвязанных экономических структур, составляющих мирохозяйственную систему. Успешная деятельность этой сети обуславливает в значительной мере отказ от экономического, политического и правового суверенитета национальных государств. И все это служит экономическому развитию и поэтому является благом.

Все достоинства глобализации сводятся к тому, что человечество благодаря глобализации получает возможность снижать издержки на производство товаров и их поступление к покупателю. Это факт неоспоримый. Причём, в России сложилось отношение к глобализации как к объективно неизбежному положительному явлению.

Субъекты экономической деятельности при высокой турбулентности экономических процессов не могут точно просчитать все параметры, описывающие их состояние в будущем. Поэтому такое бурное распространение получили различные теории рисков.

Турбулентность мировой экономики обуславливается несколькими факторами. Один из них - это ускорение НТП, которое преподносит непредвиденные изменения, зачастую кардинально изменяющие условия в отдельных отраслях хозяйства.

Социально-экономическая значимость предпринимательства для региональной экономики, низкие показатели его развития, недостаточно эффективная поддержка малого предпринимательства обуславливают актуальность исследования.

Активизация предпринимательской деятельности является важнейшим фактором экономического развития государства. Она способствует продвижению научно-технического прогресса, воздействует на экономический рост в целом, а также во многом помогает устранению социальных проблем, возникающих в государстве.

Малый и средний бизнес играют значительную роль в развитии экономики России. Особо важны данные формы предпринимательства в периоды экономической нестабильности и спада, ведь в силу присущей им мобильности они способны сгладить негативные социально-экономические процессы в сфере занятости, а также сформировать новые рыночные ниши и определенные рычаги для развития национальной экономики. Однако в современных условиях малый и средний бизнес недостаточно развит, это связано с проблемами финансирования.

На данный момент государство уже упростило процедуру регистрации новых компаний, способствовала повышению скорости и эффективности подключения предприятий к электросетям. В настоящее время также введены условия для льготного налогообложения для малых предприятий, что способствует снижению налоговой нагрузки и дает возможность малому бизнесу развивать свое производство и увеличивать свою производительность.

Тем не менее, экономическая нестабильность, которая в настоящее время присуща России, наблюдается с 2013 года. Именно с того периода Россия испытала шок от кризиса, последствия которого до сих пор сказываются: высокий уровень инфляции, высокий уровень безработицы в регионах, снижение заработной платы населения, высокая волатильность рубля и т.д.

Помимо этого, из-за политических разногласий, ряд стран наложил санкции на экспорт и импорт различных видов товаров, что, несомненно, сказалось на малых предприятиях. Таким образом, все эти негативные последствия, в свою очередь, привели к тому, что население не может открыть собственный бизнес из-за нехватки финансовых средств. В связи с этим, государству необходимо принимать различного рода программы, направленные на субсидирование потенциальных предпринимателей, и выделять финансовые средства на открытие, поддержку и развитие малого предпринимательства.

В России можно выделить следующие виды финансовой поддержки государства: гранты для предпринимателей, которые начинают свой бизнес; гранты, направленные на приобретение осиновых средств; информационная поддержка государства; оказание консультационных услуг; помощь в подготовительной и обучающей сфере.

В сложившихся условиях, когда экономика России находится в кризисном состоянии, особое внимание необходимо обратить на малые и средние формы предпринимательства. Именно малые и средние компании благодаря свойственной им мобильности способны нивелировать отрицательные явления в сфере занятости населения, обеспечить социально-экономическую адаптацию работников, высвобождающихся с крупных предприятий, а также сформировать новые рыночные рычаги, способствующие росту национальной экономики [4].

Малое предпринимательство способствует развитию кооперации крупных, малых и средних предприятий за счет таких механизмов, как субподряд, франчайзинг, аутсорсинг и др.

На современном этапе развития социально-экономических процессов в России необходимо сформировать эффективную систему методов рассмотрения различных факторов существующей экономической среды, препятствующих и способствующих развитию предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях. Помимо этого, следует выявить условия партнерского взаимодействия представителей частного бизнеса со структурами публичной власти. Такое взаимодействие в условиях обеспечения дальнейшего развития социально-экономических процессов должно происходить на базе устранения противоречий и нахождения эффективных способов принятия управленческих решений органами государственного экономического регулирования, отвечающим задачам повышения социально-экономической эффективности частного предпринимательства.

В связи с этим, макрорегион понимается как отдельная территория РФ, включающая два и более субъекта РФ, социально-экономическая специфика, в пределах которой определяет выделение отдельных направлений, приоритетов, целей и задач социально-экономического развития общества и производственно-потребительских процессов на основе стратегического планирования, и управления.

В соответствии со статьей 34 Конституции РФ135 , каждый гражданин имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, т.е. деятельностью, приносящей прибыль. При этом недопустимой является экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Известно, что только отлаженный механизм взаимодействия органов государственной и местной власти с предпринимательством может обеспечить эффективное развитие региона и поступление дополнительных средств в местный бюджет.

Правовой основой взаимодействия предпринимателей с органами местной власти является ФЗ N0209 «О

развитии малого и среднего предпринимательства» [1]. Органы местного самоуправления содействуют созданию благоприятных условий для всестороннего развития предпринимательства [11]. Так они осуществляют финансовую поддержку за счет бюджетных средств.

Во многих странах различаются определения малого и среднего бизнеса, поскольку в части стран подобное определение либо отсутствует, либо имеет несколько определений. Таким образом, Всемирный банк выделяет несколько важных факторов, определяющих малое предприятие.

К количественным показателям относятся:

- численность персонала (встречается в 115 экономиках);

- активы предприятия (встречается в 61 стране);

- годовой оборот предприятия (встречается в 61 стране);

- инвестиции и финансовые вложения (встречается в 60 странах).

К качественным показателям, в свою очередь, можно отнести такие характеристики как:

- отрасль, в которой функционирует предприятие;

- предпринимательство и наличие собственника;

- доля, которую занимает на рынке то или иное предприятие;

- ясность и четкость определения целей, миссии, задач предприятия и др.

Поскольку в разных экономиках понятие малого и среднего предпринимательства трактуется довольно дифференцированно, что связано с отличием законодательной и исполнительной власти в странах, Всемирный банк в рамках своего исследования предлагает иную, стандартизированную классификацию предприятий, которая в первую очередь основывается на количестве сотрудников на предприятии, занятых полный рабочий день (т.к. данный показатель встречается в определении большинства стран).

- микро-предприятие: численность до 10 сотрудников;

- малое предприятие: от 10 до 49 сотрудников;

- среднее предприятие: от 50 до 249 сотрудников.

О. Ю. Гончарова выделяет следующие функции малых предприятий (таблица 3) [4].

Таблица 3 - Функции малого предпринимательства по О. Ю. Гончаровой

Функция Описание функции

Общеэкономическая (производ-ственно-распределитель-ная) Производство товаров и услуг и доведение их до потребителя Удовлетворение индивидуальных потребностей населения в товарах и услугах разнообразного ассортимента Углубление специализации производства за счет освобождения крупных предприятий от выпуска мелкосерийной и единичной продукции и развития связанных с крупными предприятиями небольших специализированных производств Повышение гибкости производства и ускорение обновления ассортимента продукции Более эффективное использование производственных мощностей Повышение экспортного потенциала Укрепление экономической базы территорий Сокращение масштабов теневой экономики Приумножение собственности Способствует диверсификации структуры экономики Увеличение инвестиционного потенциала экономики за счет привлечения собственных средств для развития бизнеса Пополнение бюджетов всех уровней, особенно бюджетов территорий Может выступать в качестве одного из основных факторов экономической безопасности и локомотива экономических преобразований в стране

Ресурсная Эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, как материальных, так и нематериальных ресурсов

Экологическая Использование местных источников сырья, отходов крупного производства, внедрение безотходных технологий

Инновационная Создание особой инновационной среды, внедрение достижений НТР По ряду показателей малые предприятия способны достигать лучших результатов в инновационной сфере, чем другие категории предприятий

Организаторская Формирование особого стиля управления Создание особого психологического климата, благоприятного для деятельности малого предприятия Постоянное совершенствование бизнес-процесса за счет эффективного использования ресурсов и стремления к внедрению новых технологий, как в производстве, так и управлении бизнесом

Антикризисная Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации экономики, сглаживанию колебаний экономической конъюнктуры

Социальная Создание новых рабочих мест, поглощение избыточной рабочей силы в период кризисов, создание рабочих мест для социально уязвимых категорий населения, невостребованных крупным бизнесом

Развитие самозанятости Содействие снижению социальной напряженности и социального неравенства за счет создания дополнительных доходов Обеспечение социальной защищенности работников за счет выплат заработной платы, отчислений во внебюджетные фонды, социальных пакетов, иных форм стимулирования Содействие сохранению и развитию сел, небольших городов, возрождению художественных и кустарных промыслов

Мотивационная Создание системы стимулов для более полного использования всех видов ресурсов

Идеологическая Создание в обществе «идеологии предпринимательства»

Содействие развитию конкуренции Способствует развитию конкуренции и конкурентной среды, преодолению отраслевого и территориального монополизма, содействует повышению конкурентоспособности выпускаемых товаров и услуг

Психологическая Более полное использование способностей, знаний и трудовых навыков отдельных граждан, создание стимулов к личностному росту, постоянному образованию и самообразованию и др. Изменение общественной психологии и жизненных ориентиров населения

Политическая Содействие расширению доли среднего класса, наиболее представительного и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения; укреплению политической стабильности; формированию бизнес-элиты экономики, способной управлять решением социально-экономических проблем

Обеспечение экономической безопасности Неустойчивость и деформированность сектора малого предпринимательства в России является одной из причин снижения уровня экономической безопасности страны

Интегрирующая Непрерывное приспособление к конъюнктуре рынка

Указанные обстоятельства активизируют развитие малого и среднего бизнеса, являющегося одним из ведущих секторов экономики, который определяет темпы экономического роста, состав и качество валового национального продукта, а также имеет все возможности гибко реагировать на потребности рынка и меняющиеся условия хозяйствования.

Особое внимание к малому бизнесу уделяют многие международные организации, например, согласно исследованиям Всемирного банка, малые и средние предприятия играют наибольшую роль во многих экономиках, особенно в развивающихся странах. Например, МСП составляют до 60% занятости и до 40% ВВП в развивающихся и переходных экономиках. В Германии и Великобритании малые и средние предприятия составляют 54% и 52% от ВВП соответственно. В странах Прибалтики доля МСП еще выше - до 76%. В Нидерландах, Австрии, Испании и Финляндии процент составляет более 60%. Также, согласно данным, в странах Европы доля малых и средних предприятий довольно велика, в среднем - 57% по странам Европейского Союза.

Пятерку стран-лидеров по уровню участия малого и среднего бизнеса в ВВП составляют Китай, ЕС, США, Индия и Россия (рисунок 1).

70 -

60 50 40 30 20 10 0

59

53

43 42

29

19

1

Китай Европейский США Союз

Индия Россия Бразилия

Ряд 1

Рисунок 1 - Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП, % [2]

В России же, процент участия МСП в ВВП страны составляет лишь 29%, что показывает, что проблема развития малого предпринимательства в экономике все еще стоит довольно остро, что подчеркивает необходимость проведения стимулирующей государственной политики.

Проблемы развития экономического потенциала малых предприятий условно можно разделить на четыре блока общеэкономических проблем. Каждый блок содержит свои специфические проблемы, с которыми сталкиваются на сегодняшний день малые предприятия в процессе своей деятельности [2].

Представим основные проблемы развития экономического потенциала малых предприятий: проблемы структурного потенциала; проблемы инновационного потенциала; проблемы финансового потенциала; проблемы инвестиционного потенциала.

Стремительное развитие цифровой экономики привело к тому, что сегодня лидеров рынка определяет не многолетняя история успеха, не стоимость активов, не количество патентов или доступ к капиталу, а способность изменять бизнес-модель на волне технологической революции.

Цифровые технологии развиваются с экспоненциальной скоростью, в корне меняя суть бизнеса, дематериализуют, демонетизируют и демократизируют каждую отрасль. Кроме того, они помогают найти источники повышения эффективности и возможности устойчивого конкурентного развития предприятий. В то же время, прорывные инновации требуют изменений в существующих моделях управления, переформатировки коммуникаций, технологий и организационной структуры предприятий на основе новых ценностей, приоритетов и ориентиров, основанных на партнерстве, клиентоориентированности, инновационности и синергии.

При организации малого предприятия, необходимо помнить, что каждый тип экономической организации имеет ряд недостатков и ряд преимуществ.

Среди основных преимуществ малого предпринимательства можно выделить:

- независимость (предприниматели являются сами себе начальниками. Они могут и должны принимать решения, выбирать, с кем стоит сотрудничать, и какие основные обязанности будут у этих людей. Помимо этого они могут самостоятельно изменять график, делая его гибким);

- близость к потребителю (одно из основных преимуществ малых предприятий. МСП напрямую работают с покупателем, в связи с чем могут быстрее понять индивидуальные потребности определенных потребителей и предложить им более специализированный сервис);

- гибкость, способность к оперативной перестройке производства (имея более лёгкую структуру, нежели крупные предприятия, МСП могут быстрее приспосабливаться к различным изменениям в экономической ситуации, а также к изменениям в предпочтениях потребителей);

- специализация (малые предприятия имеют возможность предоставлять потребителям очень специализированные товары или услуги, в отличие от крупных предприятий, которые могут просто не обратить внимание на подобный спрос);

- быстрое принятие решений (на малых предприятиях принятие решений лежит на собственнике, или на очень малой определенной группе лиц, что позволяет быстро и лично решать определенные проблемы);

- возможность экономии на издержках производства;

- простота коммуникации, возможность быстрой корректировки действий и др. (на малых предприятиях сотрудники знакомы друг с другом, часто общаются и могут находить эмоциональный контакт, что позволяет более свободно общаться друг с другом, кооперироваться и работать как единая команда).

Однако стоит помнить и о недостатках малого предпринимательства, к которым можно отнести:

- отсутствие внешнего финансирования (зачастую кредиторы отказывают малым предприятиям в кредитовании из-за отсутствия гарантий возврата кредита, в то время как крупные компании, зарекомендовавшие себя на рынке, могут легче получить финансирование от банка);

- высокие издержки (малые предприятия не могут получить выгоду от экономии от масштаба);

- малым предприятиям сложнее бороться с экономическими кризисами и оставаться на плаву в периоды депрессий;

- менее квалифицированный персонал (зачастую, более квалифицированный труд задействован в крупных компаниях);

- затруднен доступ к технологиям (в связи с малым размером и прибылью малых предприятий, у них нет возможности финансировать научно-исследовательские разработки и проекты, а новые технологии оказываются для них чрезмерно дорогими).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем не менее, несмотря на вышеперечисленные недостатки, ряд преимуществ, которыми обладают малые предприятия, обусловили возрастание их роли на Западе на нынешнем этапе научно-технического развития. В настоящее время можно выделить три категории факторов, которые оказывают влияние на развитие малого предпринимательства: технологические факторы, социальные и экономические.

Технологические факторы - это факторы, связанные с наличием, доступностью и развитием технологий. Среди технологических факторов к наиболее важным для малого предпринимательства можно отнести следующие:

- стремительный прогресс техники;

- применение сети Интернет и онлайн технологий для ведения бизнеса;

- компьютеризованные системы ведения учета, контроля производства и др.;

- резкое усиление технологической конкуренции и др.

Стоит также заметить, что наряду с технологическими факторами необходимо учитывать отношение предпринимателей к их внедрению. О данном замечании в своем исследовании говорят Дж. Пелтиер, Ю. Джао и Дж.Щибровски. Ученые рассматривают не только технологические факторы, но и способность предпринимателя принимать эти изменения и внедрять их на предприятия [14].

К социальным факторам можно отнести: изменение стиля жизни; уровень образования; гендерные различия; степень удовлетворенности населения социально-психологическим «климатом» и другие.

К экономическим факторам зачастую относят макроэкономические показатели, которые также влияют на малый бизнес:

- политика государства в отношении малого предпринимательства (в странах мира активно развивается практика поддержки малого бизнеса, стимулирования их роста и экспортных возможностей);

- процентная ставка и обменный курс (малые предприятия могут также работать с зарубежными партнерами, в связи с чем данные показатели становятся особенно значимыми при заключении внешнеторговых сделок и контрактов);

- уровень инфляции (влияет на покупательную способность населения, в связи с чем высокие показатели инфляции будут отрицательно влиять на спрос);

- уровень налогообложения (в настоящее время во многих странах мира существует льготные условия налогообложения для малых предприятий, чтобы стимулировать их развитие);

- усиление дифференциации платежеспособного спроса и другие.

Все вышеперечисленные факторы, несомненно, оказывают воздействие на развитие малых предприятий. Тем не менее, по мнению многих исследователей, наиболее важными показателями являются экономические факторы.

Тема малых предприятий вызывает повышенный интерес у международного сообщества. Зарубежные исследователи активно рассматривают проблему развития малого бизнеса для того, чтобы выявить, какие факторы и как именно влияют на развитие МСП и какие меры необходимо принимать государству для разработки политики, которая бы стимулировала развитие и рост малых предприятий.

Большое количество исследований посвящено исследованию развития МСП в странах Европы, Америке, странах Азии и Африки. К примеру, П. Казимото и др. проводили исследование для Танзании, в котором пришли к выводу, что малый бизнес одинаково подвержен влиянию внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относятся: уровень образования, который оказывает отрицательное воздействие на развитие бизнеса, поскольку уровень образования в Танзании низок. Еще одним фактором, негативно воздействующим на показатели МСП, стало отсутствие достаточного финансового управления и системы регулирования. К внешним факторам авторы относят государственную политику (которая также негативно влияет на развитие малого предпринимательства), инфраструктура, уровень налогообложения и доступность внешнего финансирования. Таким образом, авторы говорят о необходимости поддержки малого предпринимательства как в сфере образования для приобретения предпринимателями навыками управления и финансового контроля, так и в разработке качественной государственной политики для стимулирования МСП [13].

Г. Кадокса и А. Франкович исследовали влияние различных факторов на развитие МСП в Будапеште. В своем исследовании авторы приходят к выводу, что окружающая среда оказывает сильное воздействие на успешность малых предприятий. В связи с этим требуется улучшение политического климата, развитие отечественных рынков и улучшение социальной среды общества.

Помимо этого, авторы отмечают, что после входа в Европейский Союз, для стран ЕС была разработана европейская программа поддержки малого предпринимательства, которая, тем не менее, не реализуется в полной мере.

МСП в Будапеште страдают от отсутствия доступа к финансированию, а также информации о возможных субсидия и грантах [12].

По мнению Всемирной торговой организации, малые и средние предприятия должны восприниматься государством наравне с крупными предприятиями, учитывая тот факт, что в большинстве стран количество МСП сильно превышает количество крупных предприятий. Тем не менее, малые предприятия сталкиваются с такими проблемами, как:

- проблемы качества и производительности труда;

- отсутствие доступа к инновационным технологиям у МСП;

- низкий уровень вовлеченности малых предприятий в международную торговлю;

- малым предприятиям требуется больше времени на развитие и выход на международную арену;

- отсутствие финансирования;

- отсутствие открытого доступа к информации, каналам распространения и информационным технологии, которые, в своем большинстве, доступны крупным предприятиям.

Для решения проблем, связанных с МСП, ВТО предлагает расширить механизмы прозрачности, а также предлагает странам кооперацию для разработки совместной политики в области микро, малых и средних предприятий [15].

Однако не только зарубежные исследователи рассматривают тему развития малого предпринимательства. Существует несколько работ, в которых также исследовалась взаимосвязь между успешным развитием малого предпринимательства и рядом факторов. Так, например, в исследовании Плетнева Д. и Бархатова В. (2016) рассматривалась взаимосвязь между успехом малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и социальной ответственности менеджеров, а также рядом факторов, характеризующих специфику структуры экономики некоторых субъектов и уровнем административных барьеров. Авторами был составлен и проведен опрос среди менеджеров МСП. В этом опросе приняли участие более 250 руководителей по отдельно выбранным регионам. Опрос показал, что подавляющее большинство менеджеров считают, что сотрудники, а также их профессиональные и личные качества были ключевым фактором успеха предприятия, помимо заработной платы, количества трудовых ресурсов и административного управления регионом, в котором находится то или иное исследуемое предприятие [10].

В другом исследовании, А. Каптейн, С.Х. Ва (2016) анализируют развитие малого и среднего предпринимательства в Мьянме. Частный сектор Мьянмы все еще находится на ранней стадии развития. Здесь зарегистрировано 2,6 МСП на 1000 человек. 83% всех частных предприятий относятся к неформальному сектору, то есть является семейным бизнесом. Авторы к причинам слабого и медленного развития частного сектора относят отсутствие благоприятной среды, неэффективность финансирования региона, исторически затянувшуюся плановую экономическую систему, продолжающееся государственное и военное вмешательство. Одним из основных препятствий в принятии политических решений, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, является то, что в Мьянме отсутствует официальная статистика по малому и среднему предпринимательству, что, как правило, затрудняет проведение статистического анализа. В результате мало что известно о характере и показателях частного сектора Мьянмы и МСП в целом.

Т. Васильева, С. Шайхулина и К. Креслинс (2017) в своем исследовании рассматривают взаимосвязь между уровнем развития и затратами на развитие ИКТ и успешностью малого и среднего предпринимательства в Латвии. Авторы утверждают, что в настоящее время уровень ИКТ играет очень важную технологическую роль в развитии малого и среднего предпринимательства.

Данное исследование было проведено по 10 существующим малым и средним предприятиям по Чешской Республике, поскольку с точки зрения авторов исследования по уровню развития ИКТ Латвия и Чехия схожу. Основные данные для дальнейшего исследования были собраны через онлайн-анкету, которая случайным образом отправлялась латвийским МСП, осуществляющих свою деятельность в различных сферах экономики. В итоге в опросе приняло участие 86 малых и средних предприятий. Для сбора более точных данных, авторы провели анкетирование поставщиков по ИКТ-ресурсам данных предприятий. В данном опросе приняло участие 8 поставщиков ИКТ-ресурсов. В результате были оценены следующие параметры:

- общие характеристики предприятия (размер, сфера осуществляемой деятельности, размер рабочего персонала и т.д.);

- осведомленность об уровне развития ИКТ в стране;

- мнение руководства о влиянии ИКТ на эффективность ведения бизнеса и будущую перспективу технологий на предприятиях.

Результатами проведения эконометрического анализа на основе результатов проведенных опросов получилось следующее: большинство латвийских предприятий знакомы с уровнем ИКТ, 84% предприятий используют услуги в сфере ИКТ. Сектор ИКТ развивается быстрее, где на высоком уровне финансы и инфраструктура, что в свою очередь способствует внедрению новых бизнес-идей и направлений.

В другой работе, Г. МакГинесс, Т. Хоган и Р. Повелл анализируют зависимость малого и среднего предпринимательства от банковского финансирования, а также от межбюджетных трансфертов, выделяемых для регионов, которые, в свою очередь, распределяют их на ремонт дорог, развитие информационно-коммуникационных технологий и на ряд других факторов, которые, по мнению авторов, оказывают непосредственное влияние на развитие малого предпринимательства в европейских странах.

На первом этапе исследования авторы провели опрос среди руководителей малого и среднего предпринимательства о доступности финансовых средств. Изначально опрос проводился по всем странам Европейского Союза каждые два года.

В базовом анализе внимание в основном уделяется тем фирмам, которые подали заявку на получение банковского кредита или же государственной финансовой поддержки. Таким образом, из выборки были исключены фирмы, которые ответили, что они подали заявку на получение той или иной финансовой поддержки, но получили отказ по какой-либо причине.

Выборка в данном исследовании включает в себя 27 стран Европейского Союза, но из-за отсутствия некоторых данных была исключена из выборки Испания.

Авторы классифицировали фирмы малого и среднего предпринимательства на основе рекомендации по классификации предпринимательства Европейской комиссии КС от 6 мая 2003 года, согласно которой категория малых и средних предприятий состоит из фирм, в которых работает менее 250 человек и которые имеют годовой оборот не превышающий 50 млн. евро в год. Далее МСП были подразделены на две другие категории: малые и микропредприятия и средние предприятия. Первая категория состоит из предприятий, в которых работает менее 50 человек, а годовой оборот не превышает 10 млн. евро, в то время как категория среднего предпринимательства состоит из остальных предприятий, попадающих под ограничительные рамки по количеству сотрудников и годового оборота, согласно вышеупомянутому правовому документу Европейской комиссии ЕС от 6 мая 2003 года.

Выборка по малому и среднему предпринимательству включает следующие переменные:

- ограничения в финансировании предприятия. Данная переменная в исследовании авторов выступает в качестве зависимой переменной, принимающей значение 1, если фирма имеет ограничения в финансировании и 0 - в противном случае. Здесь под ограничением авторы подразумевают ситуацию, когда фирма подавала заявку на получение какой-либо финансовой поддержки, но получила отказ либо ограниченную финансовую поддержку;

- характеристики предприятий: количество лет существования предприятия, уровень финансовой автономности, характер фирмы - индивидуальное предпринимательство, общественный кооператив или семейный бизнес, и на что ориентировано предприятие: на извлечение прибыли или же на удовлетворение потребностей населения;

- характеристики страны. Под экономической активностью авторы подразумевают рост валового внутреннего продукта (ВВП) и государственного внутреннего и внешнего долга; банковский сектор характеризуется с точки зрения эффективности (соотношение затрат и доходов и его рисков, связанных с осуществлением деятельности);

- межбюджетные трансферты. Характеризуют размер финансовых средств, выделенных из государственного бюджета регионам в той или иной рассматриваемой авторами стране, в какой сумме и на какую сферу были распределены данные средства.

В результате авторы пришли к следующим выводам: малые предприятия значительно чаще получали отказ в том или ином финансировании их деятельности, иными словами, размер предприятия сильно влияет на получение банковского кредита или финансовой поддержки государства.

Индивидуальные предприниматели или семейный бизнес значительно сильнее ограничены в получении финансовой поддержки, чем другие типы предприятий. По мнению авторов это может быть связано с уменьшением количества таких типов предприятий, а также из-за наличия асимметрии информации. Чем старше (дольше на рынке) предприятие, тем больше вероятность, что данное предприятие получит банковский кредит или государственную поддержку. В зависимости от того, на что были распределены и на какую сферу межбюджетные трансферты по регионам и по странам в целом, зависело развитие предпринимательства. Так, например, авторы пришли к выводу, что выделение денежных средств в большем количестве на развитие информационно-коммуникационных технологий приводит к повышению продолжительности существования на рынке предприятия и развитие малого и среднего предпринимательства в целом по стране.

Тема развития малого предпринимательства и факторов, оказывающих воздействие на него, довольно широко исследована по зарубежным странам. Подобных исследований для России на данный момент очень мало, однако, опыт зарубежных исследований можно использовать для разработки новой эконометрической модели для проведения исследования по регионам России.

Источники:

1. Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ. от 24 июля 2007г. (ред. от 28 декабря 2013 г.)

2. Вертакова Ю.В. Развитие человеческого капитала в условиях цифровой трансформации предпринимательских структур / Ю.В. Вертакова, Т.А. Головина, А.В. Полянин // В книге: Цифровая трансформация экономики и развитие кластеров под редакцией А.В. Бабкина. Санкт-Петербург, 2019. С. 141-166.

3. Гончарова О. Ю. Публичное управление развитием малого предпринимательства: концепция, механизм, оценка результативности / О. Ю. Гончарова // Ростов-на-Дону: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2016 - 304 с.

4. Парахина Л.В. Превентивная система риск-менеджмента в деятельности предпринимательских структур / Л.В. Парахина, А.В. Щеголев, Т.А. Головина // Вестник Академии знаний. 2018. № 4 (27). С. 202-209.

5. Полянин А.В. Государственная поддержка экспортно-ориентированного малого предпринимательства в регионе / А.В. Полянин, Л.И. Проняева, О.А. Федотенкова О.А. // Регион: системы, экономика, управление. 2019. № 1 (44). С. 75-86.

6. Полянин А.В. Обоснование применения Agile технологий в менеджменте предпринимательских структур и публичном управлении / А.В. Полянин // Вестник Академии знаний. 2019. № 4 (33). С. 8-14.

7. Строков М.А. Государственная политика в системе российского предпринимательства / М.А. Строков, О.В. Рудакова, Т.А. Головина // В сборнике: устойчивый экономический рост: политические и социальные предпосылки: сборник по материалам Гайдаровских чтений. В 2-х томах. Под редакцией С.В. Приходько. 2017. С. 179-183

8. Barkhatov V. Business Success of Small and Medium Sized Enterprises in Russia and Social Responsibility of Managers / V. Barkhatov, D. Pletnev // Social and Behavioral Sciences. - 2016 г. - P. 185-193

9. Flipping the switch on rural digital entrepreneurship: hearing before the Committee on Small Business, United States House of Representatives, One Hundred Sixteenth Congress, first session, hearing held March 13, 2019. Washington: U. S. Government Publishing Office; 2019

10. Kadocsa G. Macro and Micro Economic Factors of Small Enterprise Competitiveness / G. Kadocsa, A. Francsovics // Acta Polytechnica Hungarica. - Vo. 8 (1). - 2011. - P. 23-40

11. Kazimoto P. Assessment of factors affecting small businesses'perfoimance in Tanzania [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.academia.edu/36471955/ASSESSMENT_OF_FACTORS_AFFECTING_SMALL_BUSINESSES_PER-FORMANCE_IN_TANZA-_NIA

12. Peltier J.W. Technology adoption by small businesses: An exploratory study of the interrelationships of owner and environmental factors / J.W. Peltier, Y.Zhao, J.A. Schibrowsky // International Small Business Journal. - Vo. 30(4). - 2012.- P. 406-431

Sources:

1. Federal Law "On the Development of Small and Medium-Sized Enterprises in the Russian Federation" No. 209-FZ. July 24, 2007 (as amended on December 28, 2013)

2. Vertakova Yu.V. The development of human capital in the digital transformation of entrepreneurial structures / Yu.V. Vertakova, T.A. Golovina, A.V. Polyanin // In the book: Digital Transformation of the Economy and the Development of Clusters edited by A.V. Babkin. St. Petersburg, 2019.S. 141-166.

3. Goncharova O. Yu. Public management of small business development: concept, mechanism, performance evaluation / O. Yu. Goncharova // Rostov-on-Don: Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 2016 - 304 p.

4. Parakhina L.V. The preventive risk management system in the activities of business entities / L.V. Parakhina, A.V. Schegolev, T.A. Golovin // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2018.No 4 (27). S. 202-209.

5. Polyanin A.V. State support of export-oriented small business in the region / A.V. Polyanin, L.I. Pronyaeva, O.A. Fedotenkova O.A. // Region: systems, economics, management. 2019.No 1 (44). S. 75-86.

6. Polyanin A.V. The rationale for the use of Agile technologies in the management of business structures and public

administration / A.V. Polyanin // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019.No 4 (33). S. 8-14.

7. Strokov M.A. State policy in the system of Russian entrepreneurship / M.A. Strokov, O.V. Rudakova, T.A. Golovina // In the collection: sustainable economic growth: political and social prerequisites: a collection of materials from the Gaidar readings. In 2 volumes. Edited by S.V. Prikhodko. 2017.S. 179-183

8. Barkhatov V. Business Success of Small and Medium Sized Enterprises in Russia and Social Responsibility of Managers / V. Barkhatov, D. Pletnev // Social and Behavioral Sciences. - 2016 - P. 185-193

9. Flipping the switch on rural digital entrepreneurship: hearing before the Committee on Small Business, United States House of Representatives, One Hundred Sixteenth Congress, first session, hearing held March 13, 2019. Washington: U.S. Government Publishing Office; 2019

10. Kadocsa G. Macro and Micro Economic Factors of Small Enterprise Competitiveness / G. Kadocsa, A. Francsovics // Acta Polytechnica Hungarica. - Vo. 8 (1). - 2011. - P. 23-40

11. Kazimoto P. Assessment of factors affecting small businesses'performance in Tanzania [Electronic resource]. - Access mode: https://www.academia.edu/36471955/ASSESSMENT_OF_FACTORS_AFFECTING_SMALL_BUSINESSES_PERFOR-MANCE_IN_TANZA-_NIA

12. Peltier J.W. Technology adoption by small businesses: An exploratory study of the interrelationships of owner and environmental factors / J.W. Peltier, Y. Zhao, J.A. Schibrowsky // International Small Business Journal. - Vo. 30 (4). - 2012.- P. 406431

Г.Л. Баяндурян - доктор экономических наук, профессор, Кубанский государственный технологический университет, [email protected],

G.L. Bayanduryan doctor of Economics, Professor. Kuban State Technological University;

Р.Н. Берлизев - доцент кафедры рыночных и государственных институтов, к.э.н., Кубанский государственный технологический университет, [email protected],

R.N. Berlisev associate professor of department of market and state institutions. Kuban State Technological University;

А.О.Горбенко - магистрант кафедры рыночных и государственных институтов, Кубанский государственный технологический университет, [email protected],

A.O. Gorbenko. - Undergraduate, Department of Market and State Institutions. Kuban State Technological University.

ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА TOOLS OF STATE SUPPORT OF SUBJECTS SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP

Аннотация. В статье рассматривается состояние и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства России, изучены инструменты их государственной поддержки. Проанализировано состояние субъектов малого и среднего бизнеса в настоящее время. Выявлены проблемы сокращения числа малых и средних предприятий. Рассмотрены детально инструменты государственной поддержки малого и среднего бизнеса, выявлен механизм получения государственных субсидий. Проанализированы виды субсидирования малого и среднего бизнеса в Краснодарском крае, рассмотрены мероприятия по поддержке бизнеса. На основе анализа и полученных данных авторами предложено ряд мероприятий, которые бы упростили механизм субсидирования малого и среднего бизнеса. Предложенные авторами мероприятия упростят механизм получения субсидий и дадут толчок для плодотворной деятельности малого и среднего бизнеса.

Annotation. The article discusses the state and development of small and medium-sized enterprises of Russia, explores the tools of their state support. The state of small and medium-sized businesses at the present time is analyzed. The problems of reducing the number of small and medium enterprises are identified. The tools of state support for small and medium-sized businesses are examined in detail, the mechanism for obtaining state subsidies is identified. The types of subsidies for small and medium-sized businesses in the Krasnodar Territory are analyzed, measures to support business are considered. Based on the analysis and the data obtained, the authors proposed a number of measures that would simplify the mechanism of subsidizing small and medium-sized businesses. The measures proposed by the authors will simplify the mechanism for obtaining subsidies and give impetus to the fruitful activity of small and medium-sized businesses.

Ключевые слова: малое и среднее предприятие, проблемы, механизм, субъекты, государство, государственная поддержка, субсидии

Keywords: small and medium enterprise, problems, mechanism, subjects, state, state support, subsidies

Введение

Развитие малого и среднего бизнеса для российской экономики в современных условиях является одним из важных направлений. На июнь 2019 года в нашей стране зарегистрировано 3,98 млн. субъектов малого предпринимательства [1]. Каждый день малые компании отстаивают свое место в экономике страны, сталкиваясь с различными сложностями, которые мешают стабильной работе, приносящей ежемесячную прибыль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.