Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ'

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыка / музыкальное искусство / деликатное воспитание / песня и мелодия / эмоция / мелодия / мелодия / музыкальные способности / музыкальное произведение / ритм / психика человека / личностная зрелость / музыкальное образование / музыкальная грамотность / музыкальные знания / музыкальное образование / музыкальная грамотность. / music / musical art / delicacy education / song and melody / emotion / melody / melody / musical ability / musical work / rhythm / human psyche / personal maturity / music education / music literacy / musical knowledge / music education / music literacy.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азизов Еркин Самиевич

в статье рассматриваются процесс и факторы музыкального искусства, музыкальной культуры и формирования музыкальных способностей в воспитании человека. Также описывается содержание деятельности учителя на уроках музыки, способы и средства развития музыкальных способностей учащихся и процессы приобретения ими музыкальных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS FOR DEVELOPING MUSICAL PERFORMING SKILLS AND MUSICAL ABILITIES IN CHILDREN

article discusses the process and factors of music art, music culture and the formation of musical ability in human education. It also describes the activities of teachers in music lessons, ways and means of developing musical abilities in students and the process of their acquisition of musical knowledge.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

ИНТЕГРАЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ Атаджанова Р.Р.1, Джалолова Ф.С.2

1Атаджанова Раббина Рахимовна - преподаватель;

2Джалолова Феруза Сайдахматхоновна - магистр изобразительного и прикладного искусства,

кафедра изобразительных искусств, Чирчикский государственный педагогический институт, г. Чирчик, Республика Узбекистан

Аннотация: создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; способствование развитию инициативы, смекалки, творчества у детей младшего школьного возраста через различные виды практической деятельности.

Ключевые слова: интеллектуальная, художественная деятельность, фантазия, конструктив, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, моделирование, творчество.

INTEGRATION OF FINE ARTS AND ART WORK IN THE FORMATION OF CREATIVE TALENTS OF STUDENTS IN SECONDARY SCHOOLS Atadjanova R.R.1, Jalolova F.S.2

1Atajanova Rabbina Rakhimovna - Lecturer;

2Jalolova Feruza Saydaxmatxonovna-Master of Fine and Applied Arts, DEPARTMENT OF FINE ARTS, CHIRCHIK STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, CHIRCHIK, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: creating conditions for the formation of a comprehensively intellectual, aesthetically developed creative personality; to promote the development of initiative, ingenuity, creativity in children ofprimary school age through various types of practical activities.

Keywords: intellectual, artistic work, fantasy, constructive, analytical thinking, imagination, visual memory, modeling, creativity.

УДК 372.52:371.3

Темп научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный поток информации и многое другое приводят к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не может решить современные проблемы. Поэтому необходимо с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, способности действовать. Для его творческого развития взрослым необходимо создать условия для его жизни, которые вызовут в детях творчество, потребность в изменении себя и окружающей среды.

Художественный труд - это эффективная и в то же время инструментальная деятельность, в которой ребенок осваивает орудия труда, изучая свойства различных материалов и культурно модифицируя их для достижения определенного результата. Изготовление игрушек и всевозможных поделок -увлекательное и обогащающее занятие для ребенка, во время которого он с удовольствием почувствует себя творцом.

Ручной труд - одно из любимых занятий ребенка. Ведь на его глазах обычные листы бумаги и кусочки превращаются в прекрасных кукол, невиданных животных, волшебных птиц. Дети проявляют большой интерес к получению новых знаний и навыков, хорошо работают и, самое главное, меньше устают.

Целью данного вида деятельности является: создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; способствовать развитию инициативы, смекалки, творчества у детей младшего школьного возраста через различные виды практической деятельности.

Основная задача ручного труда: научить детей рукодельничать с удовольствием, работать с разными материалами вручную, фантазировать и делать красивые и качественные поделки своими руками, видеть процесс и результат.

Художественное творчество оказывает развивающее и оздоравливающе воздействие на детский организм. Известные педагоги прошлого Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствует о пользе художественной деятельности, так как она выполняет лечебную функцию, отвлекает детей от

печальных и трагических событий, снимает нервное напряжение и обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

В.С. Сухомлинский писал: «Чем больше навыков у ребенка, тем он будет умнее». Мелкая моторика пальцев рук - один из показателей интеллекта ребенка. В процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т.е. раскрывается личность ребенка, воспитывается легкость и быстрота усвоения знаний и навыков, умение использовать их при решении задач в самых разных, в том числе нестандартных ситуациях.

По мнению Н.Н. Гусаровой, в процессе создания поделок у детей постепенно формируются системы специальных навыков и умений: зрительное восприятие, глазомер, мелкая моторика рук, усидчивость и самостоятельность.

Искусство, лепка, занятия лепкой являются важным направлением развития творческих способностей детей, они дают свободу творческого самовыражения, творчество хорошо, когда элементы присутствуют во всех видах деятельности детей: на занятиях, в играх. в общении активизирует творческие способности. Если результаты детской художественной деятельности бережно сохраняются и дополняются, образуя эстетическую среду жизни, то создаются условия, побуждающие детей к творчеству.

Многолетние педагогические исследования подтверждают, что именно художественно-эстетическое воспитание и художественная деятельность помогают ребенку войти в мир искусства, эмоционально связанного с миром личных переживаний, наблюдений и мыслей детей. Ребенок входит в этот мир через самостоятельную творческую деятельность.

На творческих занятиях важно создать среду духовной свободы, условия успешности, условия, помогающие ребенку реализовать все свои возможности, а также сформировать его как уникальную целостную и гармоничную личность. Свобода художественного творчества обусловлена потребностями, интересами и творческим потенциалом художника.

Занятия искусством, лепкой являются важными направлениями развития творческих способностей детей, дают им свободу творческого самовыражения.

С древних времен люди проводили долгие вечера за шитьем, взрослые и дети вязали, вышивали, вместе танцевали и пели в хоре. Они бережно хранили песни, былины и легенды, а также секреты стиля и мастерства и передавали их из поколения в поколение. Народные ремесленники создавали произведения искусства, изучая опыт поколений, взяв их личные восприятия, чувства и озарения с современной точки зрения и вложив часть своего таланта. Это питательная основа для творческого саморазвития человека.

Одна из основных обязанностей педагога - помочь ребенку, поддержать его и научить творчеству в процессе роста и развития. Педагогическая поддержка способствует вхождению ребенка в мир познания, творчества, общественной активности и помогает приобрести такие нравственные качества, как любовь, сострадание, благодарность, способность видеть прекрасное. Для развития творческого потенциала ребенка следует поощрять оригинальные, нестандартные решения детей. При оценке детского труда взрослые должны проявлять доброту, терпимость и осторожность, организовывая обсуждение вариантов, предлагаемых детьми.

На занятиях по творческой художественной работе невозможно не освоить и не применять основные художественно-выразительные средства и приемы композиции. Поэтому детям нужно будет объяснить такие термины и понятия, как гармония, пропорция, динамика, контраст, нюанс, ритм и так далее.

Креативность является не только показателем приобретения знаний, но и служит трамплином для их корректировки. Занятия искусством позволяют детям участвовать в полном цикле познавательных процессов, от усвоения и модификации знаний «здесь и сейчас» до их применения и сохранения в умственной и тактильной памяти.

Одной из важных проблем воспитания является результат творческой деятельности. Важно, что и как они создают. Именно на творческих занятиях формируются и закрепляются на практике основы общей культуры и эстетического вкуса. Произведение искусства предполагает творческий процесс, отвечающий культурным требованиям и традициям.

Как участник сотворчества педагог всегда должен помнить о большом воспитательном воздействии мира бытовой культуры на человека, либо материализация мировоззрения и мировоззрения происходит в мире вещей.

Итак, творчество — это создание на основе того, что уже существует, и того, чего еще не существует. Это личностно-психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и отражаются в детском воображении, воображении, индивидуальных представлениях о мире, их отношении к окружающей действительности. Однако чем выше уровень креативности, тем выше специфичность творческого результата.

Одной из основных задач обучения и воспитания детей в классе прикладного искусства является обогащение мировоззрения учащихся, т.е. развитие творческой культуры ребенка (выработка

нестандартного творческого подхода к заданию, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости творчества и открытия для себя нового).

Список литературы /References

1. Халилов Р.Ш., Атажанова Р.Р. Использование рабочей тетради в обучении изобразительной деятельности в начальном классе. Молодой ученый. № 7 (193). Февраль, 2018.196-199.

2. Rakhimovna A.R. (2020). Art workbook as a means of improving the efficiency of independent work of pupils in younger classes. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 8 (5), 5456.

3. Атажанова Р.Р. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству как средство повышения крэативного мышления самостоятельной работы учеников в младших классах. Academic research in educational sciences. № 2. 2020.

4. Атажанова Раббина Рахимовна, Атаева Наргиза Рустамовна (2020) Роль изобразительной деятельности во всестороннем развитии дошкольников Academic research in educational sciences. №4. 450-454.

5. Атажанова Раббина Рахимовна. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников (2021) .Science and Education. № 4. 381-386.

6. Атажанова Р.Р. Педагогический кластер в развитии творческих способностей в начальных классах (2021) Academic research in educational sciences. № 2. 1677-1681.

7. Атажанова Раббина Рахимовна, Абдуллаева Мухоббат Арифовна. Теоретико-методологические основы развития художественно-творческих способностей младших школьников при помощи педагогического кластера (2021). Вестник науки и образования. № 10-3 (113). 66-70.

8. Ходжиев Р.Б., Норбоева Д.О. (2021) Креативное мышление - важный фактор социального развития. Вестник науки и образования. № 10 (113). Част 3. С. 76-79.

9. Хожиев Р.Б., Норбоева Д.О. (2021) Ёшларнинг ижтимоий катлам сифатида мавжудлигининг онтологик асоси. "Мугаллим ^эм узликсиз билимдендиру". № 3(2). 155-159.

10.Хожиев Р.Б., Норбоева Д.О. (2021) Ёшлар ижтимоий ^аётнинг когнитив асослари. "Academic Research in Educational Sciences". № 2(2). 544-555-б.

11. Икрамов Р.А., Хожиев Р.Б. (2020). Воспитание гармонично развитого поколения является приоритетом государственной молодежной политики. Вестник науки и образования. № 1 4 (92). Част 3. С. 88-90.

12. Hojiyev R.B., Xolmo'minov G.B., Sharipov M.L. (2020) Raising a harmoniously developed generation is a priority of democratic reforms in Uzbekistan. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. Volume 8. Number 5. Pp. 1-3.

13. Хожиев Р.Б., Норбоева Д.О. (2021) Когнитивные основы молодежной социальной жизни. "Инновации в технологиях и образовании" Сборник статей участников XIV Международной научно-практической конференции. Том. 2 (Болгария). С. 45-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.