Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КЛАСТЕР / ЭФФЕКТ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КОМПОЗИЦИЯ / ФОРМЫ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атаджанова Раббина Рахимовна, Абдуллаева Мухoббат Арифовна

В статье анализируется кластер - группа взаимосвязанных и взаимодополняющих предприятий, научно-исследовательских институтов в форме коллективных, частных и полуколлективных. Поскольку дети знакомятся с изобразительным искусством в дошкольном образовании, они получают базовые знания по предмету. При обучении рисунку, живописи и композиции, как и другим видам изобразительного искусства, возможна и организация эвристического обучения. На современном этапе реформирования системы школьного и высшего профессионального образования ведётся поиск новых форм и методов обучения. Как известно, основная задача этой формы обучения состоит в формировании поисковой, творческой деятельности, в развитии самостоятельного продуктивного мышления, что также является обязательным условием обучения специализированным предметам по изобразительному искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атаджанова Раббина Рахимовна, Абдуллаева Мухoббат Арифовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLS WITH THE HELP OF A PEDAGOGICAL CLUSTER

The article analyzes a cluster - a group of interrelated and complementary enterprises, research institutes in the form of collective, private and semi-collective. As children become familiar with the visual arts in preschool education, they gain basic knowledge of the subject. When teaching drawing, painting and composition, as well as other types of fine arts, it is also possible to organize heuristic teaching. At the present stage of reforming the system of school and higher professional education, a search is underway for new forms and methods of teaching. As you know, the main task of this form of education is the formation of search, creative activity, in the development of independent productive thinking, which is also a prerequisite for teaching specialized subjects in the fine arts.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА»

on the university intranet or sent to students by e-mail. Also contributing to the development of mixed learning is research in the field of information processing by the brain, which has become very popular in recent years due to the development of robotics. In 2014, direct evidence for this hypothesis was obtained. New York University professor Wenbiao Gan observed changes in the rat brain that occur during sleep: as it turned out, it is during sleep that new connections of neurons are formed, which are responsible for remembering the information received before sleep [3].

The results of the analysis allowed the authors to argue that in the period from 1996 to 2008, online learning did not have a significant advantage over traditional forms of learning. However, blended learning has proven to be significantly more effective than learning that takes place entirely online. This study significantly strengthened the position of mixed learning and gave even greater dynamics to its development. The factors listed above have led to the emergence of a separate sector in the field of e-learning with its own range of tasks and specialists in the creation and use of mixed learning systems.

References / Список литературы

1. Sukovskis U., Zaitseva L. Web-environment for engineering education // International Conference on Engineering Education and Research (iCEER): Proc. of International Conf. (Marrakesh, Morocco, July 1-5, 2013). Marrakesh, 2013. P. 162-169. ISBN 9789954909126.

2. McClellan J.H., Krudysz G. Concept-based Tutoring System for On-line Problem Centered Learning//International Conference on Engineering Education: Proc. of International Conf. (Turku, Finland, July 30 -August 3, 2012). Turku, 2012. Part 3. P. 650-657. ISBN 978.-952-216-310-3.

3. Bonk C.J., Graham C.R. The Handbook of Blended Learning. Global Perspectives, Local Designs. Hardcover -December 30, 2005. [Electronic Resource]. URL: http://www.google.lv/books?id=2u2TxK06PwUC&printsec=frontcover#v=onepage&q& f=false/ (date of access: 19.01.2015).

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА Атаджанова Р.Р.1, Абдуллаева МА.2 Email: Atajanova6113@scientifictext.ru

1Атаджанова Раббина Рахимовна - преподаватель, кафедра изобразительных искусств, Чирчикский государственный педагогический институт;

2Абдуллаева Мухоббат Арифовна - учитель, Чирчикская средняя школа № 2, г. Чирчик, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье анализируется кластер - группа взаимосвязанных и взаимодополняющих предприятий, научно-исследовательских институтов в форме коллективных, частных и полуколлективных. Поскольку дети знакомятся с изобразительным искусством в дошкольном образовании, они получают базовые знания по предмету. При обучении рисунку, живописи и композиции, как и другим видам изобразительного искусства, возможна и организация эвристического обучения. На современном этапе реформирования системы школьного и высшего

профессионального образования ведётся поиск новых форм и методов обучения. Как известно, основная задача этой формы обучения состоит в формировании поисковой, творческой деятельности, в развитии самостоятельного продуктивного мышления, что также является обязательным условием обучения специализированным предметам по изобразительному искусству. Ключевые слова: педагогической кластер, эффект, изобразительное искусство, творческие способности, композиция, формы, младший школьник.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS FOR THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLS WITH THE HELP OF A PEDAGOGICAL

CLUSTER

1 2 Atajanova R.R. , Abdullaeva M.A.

1Atajanova Rabbina Rakhimovna - Lecturer, DEPARTMENT OF FINE ARTS, CHIRCHIK STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE;

2Abdullaeva Mukhobbat Arifovna - Teacher, CHIRCHIK SECONDARY SCHOOL № 2, CHIRCHIK, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes a cluster - a group of interrelated and complementary enterprises, research institutes in the form of collective, private and semi-collective. As children become familiar with the visual arts in preschool education, they gain basic knowledge of the subject. When teaching drawing, painting and composition, as well as other types of fine arts, it is also possible to organize heuristic teaching. At the present stage of reforming the system of school and higher professional education, a search is underway for new forms and methods of teaching. As you know, the main task of this form of education is the formation of search, creative activity, in the development of independent productive thinking, which is also a prerequisite for teaching specialized subjects in the fine arts. Keywords: pedagogical clatter, effect, fine arts, creativity, composition, forms, junior schoolchild.

УДК 372.52:371.3

Инновационный кластер педагогического образования сыграет важную роль в реформировании системы образования. В связи с этим Президент Шавкат Мирзиеев сказал: «Мировоззрение людей и отношение к работе меняется. Что изменит мировоззрение? Наука, доход, льготы».

Действительно, в контексте перехода к рыночной экономике обучение как никогда важно, учитывая потребность в человеческих ресурсах в производственном секторе. Инновационный кластер педагогического образования также показывает необходимость организации системы обучения с учетом этих аспектов.

Прежде чем определять инновационный кластер педагогического образования, необходимо остановиться на самом понятии кластера.

Термин «кластер» - это английское слово, которое по-узбекски означает «связь», «группа», «сбор». В самом широком смысле кластер - это процесс концентрации географически близких предприятий, организаций, служб, исследовательских институтов, университетов с целью повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности субъектов [1, c. 36].

В анализе зарубежных и отечественных исследователей даны следующие определения понятия «кластер»:

кластер - группа предприятий, объединенных в одну отрасль и связанных между собой;

кластер - группа предприятий, расположенных в одном географическом районе и образующих единую сеть;

кластер - группа взаимосвязанных и взаимодополняющих компаний, учреждений, действующих в одном географическом районе на определенных территориях; кластер - группа горизонтально функционально связанных предприятий; кластер - группа взаимосвязанных и взаимодополняющих предприятий, научно-исследовательских институтов в форме коллективных, частных и полу коллективных;

кластер - группа коммерческих и некоммерческих организаций, служащая для обеспечения конкурентоспособности каждого предприятия, входящего в группу;

кластер - производственный комплекс, основанный на региональной концентрации и связанный с технологической цепочкой поставщиков товаров и сырья, основных производителей.

Концепция кластера педагогического образования может быть определена как «механизм, который усиливает интеграцию равных предметов, технологий и человеческих ресурсов в тесном контакте друг с другом, чтобы удовлетворить потребности конкретной географической области в конкурентоспособных педагогических кадрах» [2, c. 28].

В наши дни педагогический кластер очень важен на уроках изобразительной искусстве в начальной школы. Поскольку дети знакомятся с изобразительным искусством в дошкольном образовании, они получают базовые знания по предмету. Получают представление об изобразительном искусстве. Они создают свои первые произведения в этом искусстве и приобретают базовые навыки и умения.

По достижении школьного возраста они идут в школу, постепенно закрепляя полученные в детском саду знания, навыки и умения в области изобразительного искусства. В начальных классах, когда учащиеся переходят из класса в класс, уроки изобразительное искусства становятся все более сложными, их навыки и методы развиваются, их восприятие окружающей среды и бытия растет, а их мировоззрение и воображение развиваются. Все эти процессы представляют собой своего рода педагогический кластер.

Известно, что изобразительное искусство является доминантным видом искусства для младших школьников, приносящим наиболее развивающий и воспитательный эффект. Оно является важным звеном в системе общего и эстетического воспитания, одним из видов и средств развития творческих способностей. П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В П Зинченко, Н.С. Лейгес, А.Н. Леонтьев, A.A. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская B.C. Мухина, Л.П. Печко, В.А. Сухомлинский, Е.М. Торшилова, Н.Н. Фомина, Л.В. Школяр и др. исследовали различные психологические и педагогические аспекта рассматриваемой проблемы. Они подчеркивали значимость изобразительного искусства для развития творческой деятельности учащихся [3, c. 25].

Для развития творческих способностей детей в начальной школе сегодня необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.

По мнению Горбунова Г.А., учитель призван воспитывать и развивать творческие способности своих учеников. При обучении рисунку, живописи и композиции, как и другим видам изобразительного искусства, возможна и организация эвристического обучения. Как известно, основная задача этой формы обучения состоит в формировании поисковой, творческой деятельности, в развитии самостоятельного продуктивного мышления, что также является обязательным условием обучения

специализированным предметам по изобразительному искусству. Обучение рисунку, живописи должно способствовать реализации двух основных целей:

1) развить способность к творческому отношению к деятельности на основе индивидуального восприятия;

2) сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений и навыков. Причем, занимаясь развитием художественных способностей, не следует принижать роль и значение умений и технических навыков работы, а рассматривать их как необходимое условие развития, поскольку навыки включаются во все виды деятельности, в том числе и творческой [4, с. 26].

По мнению Фомина Т.Н., важным педагогическим условием продуктивной деятельности является мотивация ребенка. Младший школьник, коллективно на основе уже достигнутого, постоянно стремится к дальнейшему познанию. Для этого можно использовать развитую систему соревнований, например творческие олимпиады, конкурсы по техникам изобразительного искусства, галереи дружбы, ярмарки завтрашних мастеров. Следующим педагогическим условием являются игровые ситуации, дающие возможность ребенку мотив, побуждающий его к активной изобразительной деятельности. Именно в рисунке он может раскрыть эмоциональную суть, мысленно участвовать в изображаемых им событиях, в которых фактически в жизни он участвовать не может [6, с. 29].

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что сегодня при переходе к системе самофинансирования вузов, заводов, фирм, предприятий и организаций в условиях рыночной экономики как никогда важно подготовить необходимые кадры. В связи с этим использование инновационной кластерной системы производства направлено на установление взаимовыгодного сотрудничества между работодателями и обучающими организациями, подготовку современных и зрелых кадров в системе образования в соответствии с требованиями рынка, особенно для квалифицированных кадров. удовлетворение потребности. Мы считаем, что это, в свою очередь, сыграет важную роль в развитии нашей страны.

В заключение подчеркнем, что решение проблемы активизации формирования творческих способностей детей в учебно-воспитательном процессе имеет большое значение особенно сейчас, в условиях духовного возрождения. Именно в детстве формируется или яркая человеческая индивидуальность, или безликая, бескрылая стереотипность.

Список литературы /References

1. Ходжамкулов У. "Maktab labaratoriyasi" uslubiy qollanma. Chirchiq, 2019. 36 с.

2. Мухамедов Г., Ходжамкулов У. "Pedagogik ta'lim klasteri: ta'rif, tavsif, tasnif" ilmiy risola. Chirchiq-2019. 28 с.

3. Фомина T.H. Роль технического мастерства в развитии творческих способностей студентов специальности ПиМНО. Вестник Омского государственного технического университета, 2011. № 5.

4. Фомина Т.Н. Проблемы школы в развитии и воспитании творческих способностей учащихся [Текст] / Т.Н. Фомина // Вестник Евразийского гуманитарного института, 2008. № 4.

5. Горбунова Г.А. Творчество как основа профессиональных способностей студентов художественно-графического факультета. Журнал «Известия Волгоградского ГПУ". Серия: Педагогические науки. № 8(32). Волгоград, 2008.0,8 п.л.

6. Горбунова Г.А. Интеграция в системе образования в начальных классах (на примере изобразительного искусства). Искусство и образование. № 6 (59), 2008. 0,7 п.л.

7. Atazhanova Rabbina Rakhimovna. Art workbook as a means of improving the efficiency of independent work of pupils younger classes // "European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences" Volume 8 Number 5, 2020. Part I. Pp. 54-56 (13.00.00. № 3).

8. Раббина Рахимовна Атажанова. Роль изобразительной деятельности во всестороннем развитии дошкольников. // "Academic Research in Educational Sciences". Volume 1 ISSUE 4 Number 2020/12 ISSN: 2181-1385. 450-456 p.

ПРОБЛЕМЫ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАНИИ Уразбакова У.Т.1, Айдарбекова С.К.2, Урматова Т.К.3, Манашахов Е.И.4, Отепбаева У.Ж.5 Email: Urazbakova6113@scientifictext.ru

1Уразбакова Улбала Темировна - магистр, старший преподаватель; 2Айдарбекова Светлана Кидырбековна - магистр, старший преподаватель;

3Урматова Токжан Курматуллаевна - магистр, старший преподаватель;

4Манашахов Ерсултан Исатайулы - магистр, преподаватель;

5Отепбаева Улдана Жандарбеккызы - магистр, преподаватель, кафедра теории и методики дошкольного и начального обучения, Южно-казахстанский университет им. М. Ауэзова, г. Шымкент, Республика Казахстан

Аннотация: появление и усовершенствование вычислительной техники обусловлено потребностями общества в быстрой и безошибочной передаче, обработке, сохранении информации, тем самым позволяя специалисту своевременно адаптироваться к условиям окружающей действительности, принимая более обоснованные и верные решения. Перемены в обществе влекут за собой существенные перемены в процессе образования. Во всем мире использование информационных технологий в образовании становится обязательным критерием и условием получения качественного образования. Глобальные компьютерные сети, Интернет, всевозможные сервисы, такие как поиск информации, электронная почта, чат, видеоконференции, электронные учебники, электронные библиотеки и т.д., активно применяются в качестве более быстрого метода коммуникации и получения важной информации. Возникло понятие «открытого» обучения, непрерывного образования. Этому во многом способствовали новые информационные технологии, позволяющие кардинальным способом изменить образовательный процесс и, в частности, развивать такие системы, которые могли бы гибко и адекватно реагировать на изменения в обществе. Также первостепенной задачей остается достижение современного и качественного образования, необходимым условием которого в настоящее время является введение новых форм обучения, построение непрерывного образования, на расстоянии, без отрыва от основной деятельности.

Ключевые слова: смешанное обучение, дистанционное обучение, компетентность, профессиональная компетенция, образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.