Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

156
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогической кластер / эффект / изобразительное искусство / творческие способности / композиция / формы / младший школьник.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раббина Атаджанова

При обучении рисунку, живописи и композиции, как и другим видам изобразительного искусства, возможна и организация эвристического обучения. Как известно, основная задача этой формы обучения состоит в формировании поисковой, творческой деятельности, в развитии самостоятельного продуктивного мышления, что также является обязательным условием обучения специализированным предметам по изобразительному искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раббина Атаджанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Раббина Атаджанова

Преподаватель кафедры изобразительных искусств Чирчикского государственного педагогического института Email: rabbina. ataj anova@gmail. com

Мухаббат Абдуллаева

Учитель Чирчикской средней школы № 2 Ташкентской области

Аннотация: При обучении рисунку, живописи и композиции, как и другим видам изобразительного искусства, возможна и организация эвристического обучения. Как известно, основная задача этой формы обучения состоит в формировании поисковой, творческой деятельности, в развитии самостоятельного продуктивного мышления, что также является обязательным условием обучения специализированным предметам по изобразительному искусству.

Ключевые слова: педагогической кластер, эффект, изобразительное искусство, творческие способности, композиция, формы, младший школьник.

Abstract: When teaching drawing, painting and composition, as well as other types of fine arts, it is also possible to organize heuristic teaching. As you know, the main task of this form of education is the formation of search, creative activity, in the development of independent productive thinking, which is also a prerequisite for teaching specialized subjects in the fine arts.

Keywords: pedagogical clatter, effect, fine arts, creativity, composition, forms, junior schoolchild.

Инновационный кластер педагогического образования сыграет важную роль в реформировании системы образования. В связи с этим Президент Шавкат Мирзиёев сказал: «Мировоззрение людей и отношение к работе меняется. Что изменит мировоззрение? Наука, доход, льготы ».

Действительно, в контексте перехода к рыночной экономике обучение как никогда важно, учитывая потребность в человеческих ресурсах в производственном секторе. Инновационный кластер педагогического

образования также показывает необходимость организации системы обучения с учетом этих аспектов.

Прежде чем определять инновационный кластер педагогического образования, необходимо остановиться на самом понятии кластера.

Термин «кластер» - это английское слово, которое по-узбекски означает «связь», «группа», «сбор». В самом широком смысле кластер - это процесс концентрации географически близких предприятий, организаций, служб, исследовательских институтов, университетов с целью повышения эффективности производства и обеспечения конкурентоспособности субъектов. [1]

Концепция кластера педагогического образования может быть определена как «механизм, который усиливает интеграцию равных предметов, технологий и человеческих ресурсов в тесном контакте друг с другом, чтобы удовлетворить потребности конкретной географической области в конкурентоспособных педагогических кадрах». [2]

В наши дни педагогический кластер очень важен на уроках изобразительной искусстве в начальной школы. Поскольку дети знакомятся с изобразительным искусством в дошкольном образовании, они получают базовые знания по предмету. Получают представление об изобразительном искусстве. Они создают свои первые произведения в этом искусстве и приобретают базовые навыки и умения.

По достижении школьного возраста они идут в школу, постепенно закрепляя полученные в детском саду знания, навыки и умения в области изобразительного искусства. В начальных классах, когда учащиеся переходят из класса в класс, уроки изобразительное искусства становятся все более сложными, их навыки и методы развиваются, их восприятие окружающей среды и бытия растет, а их мировоззрение и воображение развиваются. Все эти процессы представляют собой своего рода педагогический кластер.

На современном этапе реформирования системы школьного и высшего профессионального образования ведётся поиск новых форм и методов обучения. Важно решать эти проблемы в методике обучения изобразительному искусству и, особенно, в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы мировоззрения и миропонимания детей.

Говоря о творческих действиях, мы имеем в виду не столько специальные способности детей к рисованию и творческому преобразованию материалов, сколько их темперамент, творческую игровую активность в процессе рисования, неограниченную фантазию.

Ребёнок в младшем школьном возрасте свободно отображает действительность со своим оригинальным видением, не задумываясь над похожестью изображения. Для него важна эмоциональная сущность изображаемого, которую он показывает, смело, со своей внутренней правотой, иногда ломая стереотипы восприятия этого предмета взрослыми. Учителю для этого достаточно лишь направить саму композиционную идею, показать возможности техники исполнения в конкретном материале.

Известно, что источником активизации развития творческих способностей младших школьников является их деятельность. Становление и пути активизации творческой деятельности, влияющих на общее развитие ребёнка, активно начинается в раннем детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших классах.

По взгляду Горбунова Г.А. учитель призван воспитывать и развивать творческие способности своих учеников. При обучении рисунку, живописи и композиции, как и другим видам изобразительного искусства, возможна и организация эвристического обучения. Как известно, основная задача этой формы обучения состоит в формировании поисковой, творческой деятельности, в развитии самостоятельного продуктивного мышления, что также является обязательным условием обучения специализированным предметам по изобразительному искусству. Обучение рисунку, живописи должно способствовать реализации двух основных целей:

1) развить способность к творческому отношению к деятельности на основе индивидуального восприятия;

2) сформировать у обучающихся необходимую систему знаний, умений и навыков. Причем, занимаясь развитием художественных способностей, не следует принижать роль и значение умений и технических навыков работы, а рассматривать их как необходимое условие развития, поскольку навыки включаются во все виды деятельности, в том числе и творческой. [4]

По мнению Фомина Т.Н важным педагогическим условием продуктивной деятельности является мотивация ребенка. Младший школьник, коллективно на основе уже достигнутого, постоянно стремится к дальнейшему познанию. Для этого можно использовать развитую систему соревнований, например творческие олимпиады, конкурсы по техникам изобразительного искусства, галереи дружбы, ярмарки завтрашних мастеров. Следующим педагогическим условием являются игровые ситуации, дающие возможность ребенку мотив, побуждающий его к активной изобразительной деятельности. Именно в рисунке он может раскрыть эмоциональную суть,

мысленно участвовать в изображаемых им событиях, в которых фактически в жизни он участвовать не может. [6]

Исчерпав свои представления к изобразительные возможности, он решительно заканчивает рисунок, по своей инициативе редко к нему возвращается, и даже по заданию не может его повторить. Поскольку основной мотив изобразительной деятельности на данном этапе развитая изобразительного творчества детей является воображаемое участие в изображаемых им событиях, для этого периода характерны любимые темы.

Именно период младшего школьного возраста богат творчеством, поэтому необходимо осторожно относиться к обучению изобразительной грамоте, не нарушая оригинальность изображения детьми окружающей действительности.

Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что сегодня при переходе к системе самофинансирования вузов, заводов, фирм, предприятий и организаций в условиях рыночной экономики как никогда важно подготовить необходимые кадры. В связи с этим использование инновационной кластерной системы производства направлено на установление взаимовыгодного сотрудничества между работодателями и обучающими организациями, подготовку современных и зрелых кадров в системе образования в соответствии с требованиями рынка, особенно для квалифицированных кадров. удовлетворение потребности. Мы считаем, что это, в свою очередь, сыграет важную роль в развитии нашей страны.

В заключении подчеркивается, что решение проблемы активизации формирования творческих способностей детей в учебно-воспитательном процессе имеет большое значение особенно сейчас, в условиях духовного возрождения. Именно в детстве формируется или яркая человеческая индивидуальность, или безликая, бескрылая стереотипность.

REFERENCES

1. У. Ходжамкулов "Maktab labaratoriyasi" uslubiy qo'llanma. Chirchiq-2019, 36-bet.

2. Г. Мухамедов, У. Ходжамкулов "Pedagogik ta'lim klasteri: ta'rif, tavsif, tasnif' ilmiy risola. Chirchiq-2019, 28-bet.

3. Фомина T.R Роль технического мастсрства в развитии творческих способностей студентов специальности ПиМНО Вестник Омского государственного технического университета.- 2011.-№5.

4. Фомина Т.Н. Проблемы школы в развитии и воспитании творческих способностей учащихся [Текст] / Т.Н.Фомина // Вестник Евразийского гуманитарного института. -2008.-№4.

5. Горбунова Г.А. Творчество как основа профессиональных способностей студентов художественно-графического факультета. Журнал Известия Волгоградского Государственного педагогического университета. Серия: Педагогические науки №8(32), -Волгоград, 2008.0,8 п.л.

5. Горбунова Г.А. Интеграция в системе образования в начальных классах (на примере изобразительного искусства). Искусство и образование № 6 (59), 2008. 0,7 п.л.

7. Atazhanova Rabbina Rakhimovna, A. R.. Art workbook as a means of improving the efficiency of independent work of pupils younger classes // "European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences" Volume 8 Number 5, 2020 Part I. Pp. 54-56. (13.00.00. №3).

8. Atajanova Rabbina Raximovna. Boshlang'ich sinf o'quvchilarining tasviriy san'at fanidan kreativ fikrlashlarini shakllantirishda ish daftarning ahamiyati. // "Ilm sarchashmalari" ilmiy-metodik jurnal 5.2020 105-107 b. (13.00.00. №31).

9. Раббина Рахимовна Атажанова, Наргиза Рустамовна Атаева. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству как Средство повышения крэативного мышления Самостоятельной работы учеников в младших классах. // "Academic Research in Educational Sciences". Volume 1 ISSUE 2 Number 2020/10 ISSN: 2181-1385 201-205

10. Раббина Рахимовна Атажанова. Роль изобразительной деятельности во всестороннем развитии дошкольников. // "Academic Research in Educational Sciences". Volume 1 ISSUE 4 Number 2020/12 ISSN: 2181-1385 450-456p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.